Суть борьбы с коррупцией. Комиссия по борьбе с коррупционными правонарушениями. Карьерная лестница для чиновника

4 апреля сотрудники ФСБ и Следственного комитета задержали главу Удмуртии Александра Соловьева и этапировали его в Москву. Как рассказали представители СК, в отношении Соловьева возбуждено уголовное дело по статье о получении взятки в особо крупном размере.

Уже бывший глава Удмуртии обвиняется в двух преступлениях — получении взятки в размере 139 миллионов рублей от строительной компании, которая занималась сооружением мостов через реки Кама и Буй, а также в получении доли в коммерческой организации стоимостью 2,7 миллиона рублей. За это Соловьев должен был обеспечить внеочередную оплату выполняемых работ из федерального и регионального бюджетов, выделение лицензий для геологического изучения участка недр и на разведку и так далее. В ближайшее время следователи намерены предъявить экс-главе Удмуртии обвинение, после чего суд решит вопрос о мере пресечения.

Сразу после новости о задержании Александра Соловьева его членство в партии «Единая Россия» было приостановлено. Произошло это автоматически — согласно уставу членство приостанавливается из-за возбуждения уголовного дела. Кроме того, вскоре после задержания на сайте Кремля появился указ об отстранении Александра Соловьева от должности главы Удмуртской Республики «в связи с утратой доверия президента Российской Федерации».

Не менее оперативно президентом был назначен временный исполняющий обязанности главы Удмуртии. Им стал секретарь Общественной палаты, сопредседатель Центрального штаба ОНФ 43-летний Александр Бречалов .

После задержания Александра Соловьева некоторые эксперты заговорили о том, что оно стало ответом власти на антикоррупционные митинги, которые прошли 26 марта во многих городах России. И, кстати, впервые за все это время Дмитрий Медведев сам лично прокомментировал все обвинения в коррупции. На встрече в Тамбовской области о фильме Навального , который вывел на улицу тысячи россиян, премьер-министр заявил: «За так называемыми расследованиями скрывается попытка вытащить людей на улицу, добиться политических и шкурных целей».

Он назвал это «бесчестной позицией», заметив также, что весь компромат на него делался по принципу компота: «берут всякую разную муть, чушь всякую собирают: если касается это меня, то про моих знакомых людей, про людей, о которых я вообще никогда не слышал, про какие-то места, где я бывал, про какие-то места, о которых я тоже никогда не слышал. Собирают какие-то бумажки, фотографии, одежду и потом создают вот такой продукт и предъявляют его».

При этом, по словам Медведева, зрителю в этом разобраться довольно сложно, а если еще за это хорошо заплачено, то продукт получается достаточно добротный.

В общем, и Медведев дал понять, что так пытаются запятнать его чистое имя, а арест губернатора никак не демонстрация власти борьбы с коррупцией, а просто плановая работа. Впрочем, здесь и правда можно резонно заметить, что задержания губернаторов и даже министров случались и раньше. И не на митингах, а реальными уголовными делами.

Из самых громких арестов последнего времени можно вспомнить губернаторов Сахалинской (Александр Хорошавин ), Брянской (Николай Денин ), Кировской областей (Никита Белых ), а также сразу двух руководителей Республики Коми (Вячеслав Гайзер, Владимир Торлопов ). Денин получил четыре года в колонии общего режима, следствие против остальных продолжается. Продолжается расследование и против бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева , которого задержали в конце 2016 года.

С другой стороны, несмотря на астрономические суммы и громкие дела, ранее высокопоставленные обвиняемые часто отделывались условными сроками или же вовсе выходили сухими из воды. Достаточно вспомнить бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова , дело против которого было закрыто, а его руководитель департамента Евгения Васильева , признанная виновной в хищении трех миллиардов рублей, не отсидела и половину своего срока в колонии общего режима и была освобождена по УДО.

Политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что протесты не стали основной причиной задержания губернатора Удмуртии, но могли ускорить этот процесс.

— Этот человек находился в разработке достаточно давно. Понятно, что есть дела, которые можно ускорить. Но создать дело на пустом месте нельзя.

Полагаю, что задержание Соловьева свидетельствует о том, что антикоррупционная кампания у нас продолжается, собственно, она и не останавливалась. Борьба с коррупцией была в повестке власти и до митингов оппозиции и обвинений в адрес Медведева. Она остается в повестке и сейчас.

Хотя какие-то элементы политического влияния в этом сюжете найти можно. Мы можем предположить, что какие-то решение были приняты в ускоренном порядке. Обратите внимание, что только с утра стало известно о том, что Соловьев задержан, затем пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что ему об этом доложили, а около трех часов временно исполняющим обязанности губернатора был назначен Александр Бречалов из ОНФ. Безусловно, это политическое назначение, которое идет как раз в русле антикоррупционной кампании.

«СП»: — Почему?

— Об этом говорит скорость принятия решения о назначении. Оно демонстрирует, во-первых, что ОНФ превращается в кузницу кадров. А, во-вторых, показывает, что люди, сделавшие политическую карьеру на борьбе с коррупцией и на том, что держали в тонусе региональных чиновников, могут от теории перейти к практике. Они готовы попробовать себя на месте тех, кого еще вчера сдерживали.

Конечно, кто-то будет говорить, что это плановая кампания по борьбе с коррупцией и неприкосновенных в ней нет. Кто-то, напротив, скажет, что антикоррупционная повестка — это производная от прошедших митингов. Но я скажу, что истина лежит где-то посередине. Есть и кампания по приведению региональных чиновников в чувство, а это, в первую очередь, борьба со злоупотреблениями и коррупцией. Но не исключаю, что недавние события в стране могли какие-то процессы ускорить и подтолкнуть.

— Губернаторов задерживали до, во время и будут задерживать после протестов, — парирует заместитель директора Национального института развития современной идеологии (НИРСИ), политолог Глеб Кузнецов . — Борьба с преступностью и в узком смысле борьба с коррупцией — это процесс, не связанный с состоянием общественного мнения, и силовики именно так это воспринимают. Они не подгадывают следственные действия под общественный запрос. Тем более что любое уголовное дело — это процесс долгий и идущий в своей логике. Увязывать то, что произошло неделю назад, с тем, что произошло сегодня в Удмуртии — допущение, не имеющее права на жизнь.

«СП»: — Может, власть будет придавать этому делу большую огласку, чтобы показать, что борьба с коррупцией идет?

— Не сказать, что это хороший с точки зрения пиара повод, потому что после этих задержаний общество, скорее, укрепляется во мнении, что чиновники коррумпированы, что среди них много преступников. Не случайно раздаются призывы чуть ли не прекратить публично бороться с коррупцией, потому что именно из этих сообщений люди узнают, что в стране коррупция.

На самом деле нужно просто очень четко разделить новостную повестку и реальную работу правоохранительных органов. Они никак не связаны.

«СП»: — Как можно прокомментировать назначение Александр Бречалова на должность врио?

— ОНФ делегировал достаточно большое количество людей в Государственную Думу и как движение президента никогда не было малозначительным. Думаю, назначение Бречалова — это продолжение курса на молодых технократов, на людей с новыми взглядами. Москва ждет, что они внесут свежую струю в управление проблемными регионами. Получится это у Бречалова или нет — покажет время.

Сегодня я решил затронуть такую серьезную и актуальную тему как борьба с коррупцией . И предложить один метод такой борьбы, который я еще нигде не встречал в наших условиях, но который мог бы оказаться вполне действенным. Я расскажу вам не только как побороть коррупцию, но и как вывести работу бюджетных (то есть, наиболее коррумпированных) учреждений и организаций на новый качественный уровень.

Конечно же, все это будет носить характер мнения, которое в чем-то даже может быть ошибочным. Не факт, что ко мне вообще кто-то прислушается, и, тем более, что нечто подобное будет воплощено в жизнь. Тем не менее, борьба с коррупцией в России, Украине и других постсоветских странах – это, я думаю, действительно “больная тема”, поэтому тоже решил высказаться об этом – почему бы и нет.

Думаю, все знают, что когда у нас говорят о борьбе с коррупцией, чаще всего это касается введения и усиления уголовной ответственности за совершенные коррупционные преступления. Причем, чем жестче эта ответственность – тем больше поддержки среди населения это находит.

Я же, как финансист, хочу рассмотреть противодействие коррупции с необычной, финансовой точки зрения. Думаю, что это будет правильнее и эффективнее, поскольку коррупция – это ведь преступления, имеющие под собой именно финансовую основу. Итак, обозначу основные моменты, касающиеся противодействию коррупции в моем понимании.

Правило 1 . За финансовое преступление должно быть финансовое наказание. Обязательно жесткое и однозначное. Грубо говоря, человек, пойманный на получении взятки, на воровстве денег из бюджета, должен ответить за это уплатой в бюджет штрафа, в определенное количество раз превышающего размер этой взятки или украденной суммы. Думаю, в 20 раз, плюс-минус, в зависимости от ситуации, будет нормальная “такса”. Причем, если он не в состоянии оплатить такой штраф – необходимо для этого реализовывать его имущество с аукциона и/или вычитать определенную сумму из его регулярных доходов до тех пор, пока штраф не будет полностью уплачен, пусть даже пожизненно.

Также есть смысл стимулировать скорейшую уплату штрафа в бюджет. Например, если штраф не погашается сразу же после начисления, на него начинают начисляться проценты, допустим, в размере двойной (примерно как минимальная ставка по кредиту). Тогда коррупционер не будет заинтересован затягивать этот процесс.

Сажать коррупционеров, на мой взгляд, не нужно. Во-первых, потому, что если реально посадить всех, кто берет и дает взятки, ворует из бюджета, страна превратится в одну большую тюрьму. И остальные люди будут работать только на содержание этой тюрьмы. Если сажать избранно – это как-то неправильно, согласитесь, и еще больше будет порождать коррупцию.

К тому же, представьте, давайте смоделируем ситуацию… Допустим, чиновник взял взятку, его поймали и присудили 5 лет тюрьмы. На его содержание в тюрьме за этот период уйдет в сотни раз больше денег, чем взятка, на которой его поймали! Откуда берутся эти деньги? Из налогов и сборов, которые платят обычные люди. Таким образом, получается, что борьба с коррупцией в том виде, что есть – это просто дополнительные расходы, которые ложатся на плечи налогоплательщиков.

Кому-то легче от того, что, допустим, 100 рублей из его ежемесячного дохода идет на содержание под стражей какого-то коррупционера? Думаю, что гораздо правильнее было бы, чтобы, наоборот, этот коррупционер доплачивал вам эти 100 рублей. Искупал свою вину, так сказать. Финансово.

Борьба с коррупцией будет эффективной и вообще полезной только в том случае, когда она будет приносить доходов больше, чем расходов. В реальности же сейчас все происходит наоборот: на борьбу с коррупцией выделяются немалые финансовые ресурсы (напомню, что косвенно – это деньги граждан), которые куда-то уходят и совершенно не окупаются. Проанализируйте бюджеты, и убедитесь в этом сами. То есть, от такого противодействия коррупции простые люди только теряют. И это неправильно.

Раскрытие коррупционного преступления должно приносить прибыль в бюджет, а не убытки. В противном случае я вообще не вижу смысла борьбы с коррупцией.

Правило 2 . Финансовое стимулирование сотрудников по борьбе с коррупцией. Далее, давайте подумаем, а заинтересованы ли госслужащие, осуществляющие какие-то функции по противодействию коррупции, в этом самом противодействии? Думаю, ни для кого не секрет, что именно службы по борьбе с коррупцией зачастую оказываются самыми главными коррупционерами.

Почему так происходит? Все предельно просто: они не имеют финансовой мотивации, исходящей от государства, чтобы задерживать и судить коррупционеров, зато имеют финансовую мотивацию “закрывать глаза” на коррупционные преступления, которую обеспечивают им сами коррупционеры. Соблазн велик, и бороться с ним одной идейностью просто нереально – давайте смотреть правде в глаза.

Как существенно повысить мотивацию противодействия коррупции? Очень просто: какая-то доля штрафа, уплаченного коррупционером в бюджет, должна возвращаться тому, кто его поймал и раскрыл преступление.

То есть, должен быть некий принцип партнерской программы. Допустим, 10% от штрафа – непосредственному исполнителю, выявившему нарушителя закона, 1% – его начальнику, 0,1% – начальнику начальника и т.д. Согласитесь, как сразу все будут заинтересованы в поимке коррупционеров? Например, поймали человека на взятке 10000 долларов – он обязан уплатить в бюджет штраф в 20-тикратном размере этой суммы – 200000 долларов. И с этого платежа отличившийся сотрудник сразу получает 20000 долларов. Либо, если платеж оплачивается частями, для него это задержание превращается в источник пассивного дохода на долгое время. А провел 10 таких задержаний – обеспечил себя на всю жизнь. И, это очень важно, не за счет государства, не за счет людей-налогоплательщиков, а за счет преступника-коррупционера! Как вам такая мотивация?

Я думаю, что при таких условиях люди шли бы на должности по борьбе с коррупцией даже с минимальными зарплатами от государства или вообще без зарплат бы работали. И тут существенная экономия – замечательно же!

Сотрудники по борьбе с коррупцией должны быть материально заинтересованы в поимке взяточников и воров бюджета. Только тогда они будут работать эффективно. И эту материальную мотивацию можно обеспечить за счет самих же коррупционеров – государство на этом вообще ничего не теряет, а только получает огромный приток штрафов в бюджет.

Правило 3 . Финансовое стимулирование “информаторов”. Мотивация в борьбе с коррупцией необходима не только профильным службам, но и абсолютно каждому человеку, который способен внести в это нужное дело свой посильный вклад.

Механизм прост: человек, сообщивший о коррупционном преступлении, факт которого будет подтвержден, тоже должен получать свою “долю” от штрафа, уплаченного в бюджет преступником. Например, тоже 10%.

При такой мотивации за коррупционерами начнется настоящая охота, и борьба с коррупцией станет максимально эффективной. И абсолютно каждый человек, принявший в ней участие, ощутит это пополнением своего бюджета. Чем активнее каждый будет бороться с коррупцией – тем больше он на этом заработает. И снова повторяю: заработает только за счет самих коррупционеров, а не кого-то еще.

Правило 4 . Перевод государственных структур на самофинансирование и создание конкуренции. В предыдущих пунктах я рассматривал приемы борьбы с коррупцией, устраняющие ее последствия, а теперь перехожу к самому главному – к устранению причины.

В чем заключается главная причина коррупция? Она носит чисто финансовый характер: желание улучшить свое финансовое состояние, увеличить свои личные доходы незаконными методами. Согласны?

Думая о том, как побороть коррупцию, нужно, прежде всего, постараться упразднить эту причину, то есть, возможность незаконного финансового обогащения государственных чиновников. За счет чего происходит это обогащение? Правильно – за счет бюджетных средств, которые поступают в госструктуру и распределяются ее руководителем. Как сделать так, чтобы украсть бюджетные средства было невозможно? Нужно максимально перевести все государственные структуры на самофинансирование.

Что это означает? Что бюджетные структуры должны стать коммерческими предприятиями, зарабатывающими прибыль, и оплата труда сотрудников этих предприятий, а прежде всего – руководителей, должна зависеть от того, сколько они заработали.

Как происходит сейчас? Есть бюджетное предприятие. Оно получает финансирование из государственного или местного бюджета. В том числе и на свои текущие расходы, и на оплату труда работников, включая премии. Чем более “пробивным” будет руководитель, тем больше финансирования он сможет “выбить” своему предприятию. Это что касается расходов. Доходы же бюджетного предприятия ему не поступают вообще. Они поступают сразу в бюджет, тоже либо местный, либо региональный, либо государственный.

Заинтересован ли руководитель такого предприятия в том, чтобы его структура работала прибыльно, то есть, получала больше доходов, чем финансирования? Абсолютно нет. Потому что на его личный уровень оплаты труда это практически не влияет. Ну, может быть, какую-то премию небольшую выплатят 1-2 раза в год, и не более того.

Тогда в чем его материальная заинтересованность? В том, чтобы привлечь как можно больше финансирования, из которого он может, путем использования всевозможных коррупционных откатных схем, максимально пополнить свой личный бюджет. Ему вообще не важно, на что пойдет это финансирование, испытывает ли предприятие в нем необходимость, ему важно, сколько он оттуда сможет украсть. Поэтому он будет, в первую очередь, “пробивать” финансирование на те статьи расходов, из которых можно украсть больше! Это очень логично, так это сейчас и происходит.

А еще его материальная заинтересованность в том, чтобы доходы его предприятия поступали не в бюджет, а лично ему в карман. Поэтому он тоже будет стараться всячески этому способствовать, что тоже вы можете наблюдать сейчас практически повсеместно.

Чтобы разорвать этот “гордиев узел”, чтобы была реальная борьба с коррупцией, а не ее видимость, нужно только менять всю схему работы бюджетных структур на другую, такую, при которой:

  1. Руководитель структуры просто не смог бы пользоваться указанными выше схемами;
  2. Руководитель структуры был бы лично материально заинтересован в успешности и прибыльности своего предприятия.

Этого можно достичь, переведя такие предприятия на самофинансирование. То есть, нужно прекратить финансировать их из государственных и местных бюджетов, а заставить работать прибыльно, обеспечивать свои расходы своими доходами, а не “вливаниями” извне. Причем, задачу эту нужно возложить, естественно, на руководителя каждой такой структуры. Ну а руководителей, не справляющихся с этой задачей, менять на более эффективных.

Как будет происходить в этом случае?

Во-первых, финансирования не будет, поэтому украсть деньги из бюджета будет просто невозможно.

Во-вторых, руководитель не сможет воровать из своих расходов через откатные схемы: он будет заинтересован заплатить как можно меньше, чтобы предприятие не было убыточным, ведь иначе его уволят.

В-третьих, руководителю так же не выгодно будет пропускать доходы “мимо кассы”, потому что тогда тоже предприятие станет убыточным и его уволят.

При этом прибыль (доходы минус расходы), полученную бюджетным предприятием, целесообразно делить на 2 части, я предлагаю – 50/50, пополам. Одну половину предприятие перечисляет в бюджет, формируя государственные доходы, а вторую расходует по своему усмотрению: на собственное развитие и модернизацию, а также на надбавки по оплате труда своим сотрудникам.

Таким образом, сама мотивация к получению взятки или отката, которая присутствует сейчас, изменится на противоположную: мотивацию к зарабатыванию прибыли. В этом будет заинтересован как каждый отдельно взятый сотрудник (чем лучше он будет работать, чем больший вклад внесет в работу своей структуры – тем больше премию получит, как это происходит сейчас во многих коммерческих структурах), так и, в первую очередь, руководитель.

Внедрение подобной системы смогло бы не только стать действенным способом противодействия коррупции, но и существенно повысить эффективность работы бюджетных структур. Неэффективные руководители бы быстро “отсеялись”, а эффективные конкурировали бы между собой за клиентов, улучшая для этого качество обслуживания при фиксированных расценках на услуги.

Убыточные бюджетные предприятия превратились бы в прибыльные. Бюджеты всех уровней вместо постоянных расходов на финансирование своих структур начали бы получать доходы от их прибыли.

То есть, выиграли бы от внедрения такой системы абсолютно все: и государство, и предприятия, и их сотрудники. Все, кроме коррупционеров: их преступные схемы просто утратили бы свою финансовую привлекательность.

Подведем итоги. Предложенные мной методы борьбы с коррупцией:

  1. Не требуют практически никаких затрат со стороны государства.
  2. Предполагают хорошую материальную мотивацию всех, кто будет противодействовать коррупции.
  3. Перекладывают все расходы на внедрение этой системы на самих коррупционеров.
  4. Стимулируют эффективную работу и совершенствование системы бюджетных учреждений.
  5. Существенно снижает бюджетные расходы и при этом увеличивает доходы.

Смотрится красиво, правда? Вот такой могла бы быть реальная борьба с коррупцией в России, Украине и других странах в моем понимании. Буду рад услышать ваши мнения по поводу этого всего в комментариях. Конечно же, пока это на уровне рассуждений. Это лишь общий принцип, над которым можно было бы при желании и необходимости поработать и довести его до совершенства. Я думаю, что он имел бы весьма неплохой эффект. Что скажете?

Если вам понравилась эта информация, и вы согласны, что такая борьба с коррупцией была бы эффективной – поделитесь ссылкой на эту статью в соцсетях, на форумах и сайтах, на которых вы общаетесь. Будем продвигать эту идею в массы: кто знает, а вдруг к ней прислушаются? Мы все от этого только выиграем.

До новых встреч на ! Берегите личные финансы и повышайте свою финансовую грамотность!

по курсу "Политология"

Екатеринбург 2008

Введение

2. Формы коррупции в России

2.1 Элитарная коррупция

2.2 Низовая коррупция

3. Последствия коррупции

4. Борьба с коррупцией

Заключение

Список литературы

Введение

Россия - страна огромных материальных возможностей, в которой, сегодня, по меткому замечанию одного западного журналиста, идет "величайшая в истории распродажа (sale)". Дележ огромного пирога в условиях правовой неопределенности способствует бурному росту коррупции. "Личные предпочтения, дружеские симпатии, смешение общественных и личных интересов" (т.е. все то, что составляет суть коррупции) в ходе происходящего передела общественной собственности стали повсеместной практикой.

На сегодняшний день проблема коррупции является чрезвычайно важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни как России, так и всего мира. Каждый из нас знает, что это такое, и, возможно, многие уже на практике сталкивались со взяточничеством. Дело в том, что коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, она проявляется в самых разнообразных формах и видах.

На официальном сайте аналитического бюро Транспаренси Интернешнл (Transparency International) по данным на 2006 год, Россия занимает в рейтинге 121-е место. Ее показатель за 2006 год составил 2,5. Для сравнения: уровень коррупции в таких странах как Финляндия, Испания, Новая Зеландия - 9,6; Германия - 8; США - 7,3; Китай, Египет - 3,3. Специалисты Transparency International отмечают, что коррупция остается характерной чертой России и ситуация ухудшается.

Значит, наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее "успехи" в этом существенно опережают достижения национальной экономики.

Коррупция разрушает демократическое общество, мешает развитию бизнеса, как малого, так и среднего, и крупного. Из рук чиновников "уполномоченные" коммерческие структуры получают разрешение заниматься видами деятельности, приносящими огромные прибыли, т.е. получают привилегию быть богатыми. В свою очередь, они платят за это государственным чиновникам взятки нового типа, которые практически нераскрываемы в ходе расследования.

Коррупция - очень сложное политическое и социальное явление, в нем причина и следствие часто переплетаются между собой, и довольно часто становится трудно определить, является ли то или иное проявление коррупции следствием старого, или это проявления чего-то нового.

Уникальна ли российская ситуация?

С одной стороны, нет. Все страны, переживающие общественную трансформацию, столкнулись в большей или меньшей мере с проблемами отсутствия эффективного политического и правового контроля, четкой концепции администрирования, что привело к росту коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможностей по применению санкций повсеместно подталкивают номенклатурных работников и чиновников к злоупотреблению властью. С другой стороны, объективные сложности и многочисленные просчеты в осуществлении экономических реформ в России серьезно осложнили ситуацию в нашей стране по сравнению с целым рядом стран с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. В силу ряда причин российское общество превратилось в рентоориентированное, полностью зависящее от решений коррумпированных чиновников.

Нередко в литературе ставится вопрос: масштабнее ли стала коррупция в современной России, если ее сравнивать с уровнем 80-х годов бывшего СССР? Как мне представляется, попытки дать количественные оценки мало что объясняют. Речь должна идти не только и не столько о масштабах этого явления, сколько о качественных изменениях коррупции на современном этапе. Их можно проследить по нескольким направлениям: цели, предмет, участники коррупционных отношений; положение служащего в системе государственного управления, основные мотивы его поведения.

Как известно, характернейшей особенностью централизованной экономики является всеохватывающий дефицит. Он пронизывает все стадии воспроизводственного процесса - собственно производство, распределение, обмен и потребление. Развитие коррупции в этих условиях возможно ввиду того, что государственный чиновник, перераспределяющий материально-вещественный продукт, может делать это в интересах тех или иных субъектов хозяйствования, получая при этом личную выгоду. Личная выгода может принимать форму денег, чаще - дефицитных товаров или услуг. Как правило, чиновник обладает неуниверсальным предметом дефицита и посему вынужден обменивать его на такие же неуниверсальные, необходимые ему услуги, становясь одновременно и лицом, обеспечивающим кому-то личную выгоду, и получающим ее в силу складывающихся коррупционных отношении. Основной функцией государственных чиновников становится организация широкомасштабного "теневого бартера".

На основе коррупционных сделок распределяется значительная часть как факторов производства, так и предметов личного потребления. Масштабы коррупции велики, однако есть естественные ограничители ее распространения, связанные главным образом с положением чиновника в системе государственного аппарата. Структура последнего стройна и в высокой степени иерархична. Каждая ступень этой иерархической лестницы предполагает предоставление чиновнику определенного набора льгот и привилегий (спецпайки, бесплатный отдых, государственная машина и т.д.). Продвижение по этой лестнице, обеспечивающее рост объема привилегий, становится основным стимулом деятельности бюрократа. Наличие жесткого партийно-государственного контроля заставляет чиновника взвешивать риск участия в коррупционных сделках.

В современной России из сферы коррупционных отношений выводится личное потребление, предметом коррупционной сделки перестают быть многие факторы производства. Сфера развития коррупции сужается в рамках воспроизводственного процесса, но масштабы возрастают. Дефицитом становятся деньги, а предметом коррупционного торга - возможности получения сверхприбылей.

Среди основных источников обогащения - нецелевое использование средств государственного бюджета (льготные кредиты, освобождение от налогообложения, субсидируемый импорт), экспортные квоты и приватизация. Эти способы обогащения, появившиеся еще во второй половине 1980-х годов в связи с частичным дерегулированием экономики социалистического типа, начиная с 1991 г., приняли небывалые масштабы. Так, стоимость льготных кредитов промышленным предприятиям в 1992 г. достигала 30%, а общая сумма субсидий на импорт - 15% ВВП. Что, например, представляли из себя субсидии на импорт?

Из-за всеобщего страха перед голодом зимой 1991 г. государство выделило большие субсидии на импортные поставки в 1992 г. Импортеры платили всего 1% действовавшего обменного курса при покупке валюты у правительства на импорт продовольствия, а правительство финансировало эту субсидию с помощью западных товарных кредитов. Однако импортируемые продукты продавались в России по обычным рыночным ценам, и эта субсидия пошла на пользу небольшому числу, главным образом, московских торговцев.

Возможности участия в экспорте нефти, природного газа, металлов и других сырьевых материалов, ввиду существовавшей на начальном этапе огромной разницы между внутренними ценами и ценами мирового рынка, также обеспечивали в России огромные сверхприбыли людям с большими связями - должностным лицам компаний-производителей, коррумпированным

чиновникам. Их доходы в 1992 г. составили 30% ВВП, по оценкам Андерса Ослунда, советника российского правительства в те годы.

Особенности современной системы государственного управления кардинальным образом меняют положение чиновника. Его позиции крайне неустойчивы ввиду постоянной войны, ведущейся между кланами. Нестабильность положения, низкая заработная плата (300-400 долл. для чиновников высокого уровня), не подкрепленная системой четко оговоренных привилегий, отсутствие каких-либо форм эффективного контроля со стороны общества, масштабы проходящих через руки чиновника многомиллиардных сделок делают его легко покупаемым. Для огромного количества чиновников единственным стимулом деятельности становится взятка.

1. История и основное понятие коррупции

В качестве разновидности отклоняющегося политического поведения политическая коррупция известна с давних времен. Пожалуй, первым термин "коррупция" применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную (неправильную, "испорченную") форму монархии. О ней писали Макиавелли, Рycco и многие другие мыслители прошлого. В XX в. из-за роста масштабов политической коррупции эта проблема приобрела особую значимость.

В основе политической коррупции лежит неофициальный, бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структурами общества. В распоряжении правящей элиты находятся следующие основные виды государственных ресурсов: символические (государственный гимн, флаг, герб и другие знаки государственной символики); властно-распорядительные и материальные (контроль за государственной экономикой, налоговая политика и др.).

Не все типы политической коррупции определяются законом как преступные деяния. Она представляет собой общественно осуждаемое поведение власть имущих, которое может включать, а может и не включать уголовно наказуемое деяние.

В Советском Союзе борьба со взятками была очень успешной, уже с самого начала прихода ко власти большевиков, отношение к мздоимству резко ухудшилось в народе благодаря грамотной политике правителей. Однако, постепенно ситуация все же начала ухудшаться, и в послевоенные годы, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции.

Совсем недавно я слышал историю от своего знакомого К., которому надо было пройти медицинский осмотр для получения водительского удостоверения. Медсестра предупредила, что придется стоять в очереди два дня. Есть выход: заплатите 1000 рублей, и через 30 минут Вам принесут справку. К. выбрал второй вариант…

Как утверждает Википедия, с коррупцией борются уже 4500 лет . Если учитывать опыт России, то борьба эта не совсем удачная. Коррупция в нашей стране проникла во все сферы общественной жизни. Чуть ли ни в открытую берут и дают при приеме ребенка в детский сад, оформлении различных справок, лицензировании определенной деятельности, приеме на работу и учебу…

Особо хочется отметить, что коррупция проникла в сферу образования. В данном случае речь идет о молодежи, а значит, - о будущем России. Вот, что я прочитал недавно в «Российской газете». Перед сессией в военно-медицинском вузе к студентам приходит преподаватель и предлагает сдать по 40 тысяч рублей. А чтобы поступить в один милицейский вуз, надо заплатить столько-то, а иначе не поступишь . Как мы можем требовать честности от наших медиков и юристов, когда такая ситуация с поступлением?

Главное, что все знают об этом. Не раз Президент России заявлял о необходимости борьбы с коррупцией , но результатов пока не видно. Ответ на вопрос «Что делать?» не могут найти ни политики, ни ученые.

Действительно, справиться с коррупцией очень сложно. Убежден, что победить ее окончательно невозможно никогда. Но бороться с этим злом надо, потому что вопрос в данном случае стоит о нормальном развитии России как демократического, правового государства.

Вначале хотелось бы сказать, что для борьбы с коррупцией необходим системный подход. Мало принять два-три закона, ужесточить наказание за взятку. Необходимо менять всю систему управления в России иначе снизить уровень коррупции, по моему глубокому убеждению, невозможно. Со своей стороны, хотел бы предложить несколько возможных направлений для изменений.

Первое. Обратить внимание на законодательство. Некоторые акты содержат коррупциогенные нормы. Парадоксально, но одним из таких законов является Уголовный кодекс РФ. Ситуация стала еще хуже, когда во многих статьях Особенной части УК отменили низший предел наказания. Этот вопрос широко обсуждался на самом высоком уровне . Кроме того, за многие преступления предусмотрен необоснованно большой диапазон санкции. Допустим, наказание за преступление, предусмотренное частью 1 статьи 188 УК (контрабанда), состоит либо в штрафе, либо в лишении свободы на срок от 2 месяцев до 5 лет. То есть судья сам на основании материалов дела выбирает, назначить ли штраф, посадить на 2 месяца, либо дать 5 лет. Безусловно, интервал между низшим и высшим пределом санкции должен быть, чтобы обеспечить индивидуализацию наказания. Но когда выбор между наказаниями очень велик, это приводит к злоупотреблениям со стороны должностных лиц.

В Российской Федерации действует закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» . Данный акт установил: «Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции». Это, конечно, правильно. Но, к сожалению, не всегда получается провести объективную оценку нормативного акта, прежде всего, закона, на коррупциогенность. Уголовный кодекс РФ доказывает это.

Исходя из вышеизложенного, предлагается создать независимую от любых органов власти комиссию по противодействию коррупции, в которую вошли бы известные научные работники страны. Эта комиссия должна будет давать оценку проектам важнейших законодательных актов страны, таких как уголовный кодекс, кодекс об административных правонарушениях и так далее. Данная оценка должна быть официально опубликована. Президент РФ, Федеральное Собрание РФ будут иметь право не согласиться с мнением комиссии, но постоянные консультации с учеными будут обязательными.

Второе. Правильная подготовка кадров. Если, чтобы поступить в милицейский вуз, надо заплатить (и это прямо написано в «Российской газете»), это, наверное, неправильно. «Кадры решают все», - говорил И.В.Сталин. Должен быть жесткий отбор на любую значимую должность. Прежде всего, это касается правоохранительных органов. Как-то давно я читал статью о борьбе с коррупцией в Финляндии. В этой стране проводился эксперимент: пьяный водитель предлагал взятку полицейскому. Последний категорически отказался. Позже в интервью он признался: «Вы думали я действительно возьму? Меня же потом на работу даже в дворники не примут!». Хочу особо отметить, что зарплаты в Финляндии у полицейских не такие уж высокие, а наказание за взятку сравнительно небольшое (если не ошибаюсь, несколько лет лишения свободы). Считаю, что опыт наших северных соседей можно учитывать. Лицо, которое хоть раз привлекалось к ответственности за дачу или получение взятки, должно пожизненно лишаться права занимать важные должности, начиная от члена Совета Федерации, заканчивая преподавателем вуза. Данное положение должно быть закреплено законодательно.

Подбор кадров должен быть очень строгим. Например, сейчас проходит реформа системы органов внутренних дел. Набор в полицию проходит на конкурсной основе . Это, безусловно, хорошо, но возникают некоторые вопросы. Кто будет проводить этот конкурс? Захотят ли участвовать в этом конкурсе действительно честные люди? Как обеспечить объективную оценку способностей конкурсанта? Перед тем, как проводить конкурсный отбор на должности, мы должны четко знать ответы на эти вопросы.

Третье. Строгая уголовная ответственность за получение или дачу взятки. Президент РФ Д.А. Медведев предлагает наказание за данные преступления в виде суммы взятки, умноженной на 100 . Рациональное зерно в этой идее есть, но не думаю, что эта мера будет действенной. Допустим, взятка составляет 100 рублей. Тогда наказание не будет, на мой взгляд, справедливым. Если сумма взятки составляет 1 миллион рублей, то надежд, что виновное лицо когда-нибудь расплатится, практически нет (если, конечно, не возьмет снова).

Наказание должно быть справедливым и ощутимым для виновного. Прежде всего, как было уже сказано, лицо, получившее и давшее взятку, должно пожизненно лишаться права занимать определенные должности, перечень которых необходимо указать в законе. Допустим, преподавать в вузе (особенно, у будущих юристов) такой гражданин не должен. Кроме того, обязательны ощутимые экономические санкции. Штраф должен быть очень большим. И, конечно, безальтернативное лишение свободы на определенный срок. У виновного не должно быть шансов просто «откупиться» от правосудия, а ведь это иногда бывает, когда лицо, совершившее коррупционное преступление, получает в виде наказания лишь большой штраф. Все вышеуказанные меры наказания должны применяться одновременно ко всем лицам, совершившим коррупционные преступления.

Но, как бы мы не переписывали уголовный кодекс, главное не в этом. Решающую роль играет абсолютная безнаказанность многих чиновников. «Вор должен сидеть в тюрьме». Но как сделать так, чтобы расследовался каждый факт получения взятки? Должна быть строгая ответственность за уклонение от расследования коррупционных преступлений, материалы таких дел должны быть официально опубликованы. Кроме того, предлагается применение санкций в отношении должностных лиц, которые знали о факте коррупции в своей организации, но не приняли мер. Такие лица должны быть уволены с государственной или муниципальной службы, в зависимости от того, о какой организации идет речь.

Вопрос о неотвратимости наказания является, по моему глубокому убеждению, решающим. В 2009 году в России за получение взятки осуждено 2 тысячи человек, а за дачу - 3,5 тысячи . Это все взяточники страны? Но это же смешно! По-моему, в моем родном Борисоглебске с населением в 65 тысяч человек взяточников больше. Кроме того, хочется особо обратить внимание, что по статистике у нас больше дают, чем берут взятки. На лицо явный уход от ответственности должностных лиц. Получая взятку, чиновник практически уверен, что наказания за это не будет. С этим надо бороться.

Четвертое. Реформирование всей системы управления. Как можно требовать порядка в стране, если такие очереди на прием к врачу, получение водительских прав? Сколько документов надо оформить человеку, чтобы зарегистрироваться в качестве предпринимателя? Сколько проверяющих органов требуют, требуют, требуют… В такой ситуации простому гражданину, конечно, проще заплатить определенную сумму, чем действовать в соответствии с законом (а он у нас явно не совершенен). Допустим, работник ГАИ остановил водителя за пересечение двойной сплошной разделительной линии. Нарушителю говорят: «Лишаем тебя прав на 2 года или…». Водителю семью кормить надо, детей в школу собирать. Пойдет он жаловаться на работника милиции? Не факт, что взяточника накажут, но права отберут в любом случае.

Считаю, что необходимо срочно менять всю систему управления: правоохранительную систему, образование, здравоохранение… Чтобы не требовали взятку за прием

Разработка классного часа

группа 42 Б, отделения: СиЭЗиС

Разработал преподаватель:

Н.Л.Шахмеликьян

Классный руководитель: Шахмеликьян Н.Л.

Классный час на тему «Коррупция и борьба с ней».

Группа 42 Б

Дата: 7.04.2015

1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;

2. Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;

3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающей молодежи.

Ход мероприятия.

Организация группы.

Объявление темы и цели урока.

Беседа с учащимися.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество).

Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в нач. 90х гг. Во 2-ой половине 20в. коррупция все больше начала становиться международной проблемой, приобретая массовый характер.

Законы 1992-1997гг «О борьбе с коррупцией» формировали систему борьбы с коррупцией в России.

Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, в личных целях.

Виды коррупции:

1. Бытовая – в сфере малого бизнеса

2. Деловая – в сфере управления крупными предприятиями

3. Коррупция верховной власти – в сфере государственного управления

Что влечет за собой коррупция?

Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в среднем 10-20 млрд. долларов в год. Лица коррупции нарушают естественный ход развития и управления делами общества.

Экономика: несправедливость в распределении госбюджета, повышение цен на товары и услуги, нарушение рыночной конкуренции, развитие теневой экономики.

Социальная сфера: преступность, социальное неравенство (олигархи и нищие), соц. напряженность в стране, деградация норм морали (деньги – мера всего): религии, отношений между людьми, искусства, роль права и законности падает в глазах общества, в результате – разочарованность, равнодушие и недоверие.

Политика: смена общенациональных планов на обогащение олигархических кланов и группировок.

Коррупция вредит всем. Она усугубляет положение бедных, искажает социальное и экономическое развитие, разлагает систему государственных услуг населению. Вместо здоровой конкуренции коррупция ведет к конкуренции, основанной на взяточничестве. Главная забота ТИ - наименее защищенные слои населения, вынужденные в полной мере испытывать на себе последствия коррупции.

Коррупция означает, что:

Решения принимаются не на благо общества, а только исходя из личных интересов,

Общественные инвестиции облагаются неофициальным частным «налогом» до тридцати процентов от стоимости проекта. Такие чрезмерные расходы часто увеличивают национальную задолженность,

Создаётся угроза окружающей среде. Если агентства по охране окружающей среды подвержены коррупции, то расшатываются самые незыблемые устои стабильного общественного развития,

- «процветает» нарушение прав человека. По мере роста коррупции попадают под угрозу основные социальные и экономические права, доступ к медицинскому обеспечению и образованию, предоставление адекватного жилья и снабжение качественной водой.

Коррупция является всемирной проблемой.

К сожалению, борьба с коррупцией не приводит к окончательному успеху, поскольку она ведётся в рамках законов, которые являются следствием безнравственной концепции управления общественными процессами.

Восприятие коррупции:

Коррупция – ложь, аморальность

Коррупция – взяточничество

Коррупция – слишком много взяток

Коррупция – слияние криминала с властью

Коррупция – комплекс коррупционных отношений

Коррупция – элемент любых соц. отношений

Коррупция – система устройства власти и т. д.

Существуют два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291). Получение взятки ‑ одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие). Дача взятки ‑ преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия).

Часть первая статьи 290 УК РФ гласит, что получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равноза общее покровительство или попустительство по службе ‑ наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В части второй статьи 290 УК говорится, что получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Часть третья статьи 290 предусматривает наказание лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Если деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 290, совершены группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, с вымогательством взятки в крупном размере, то, в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой (крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста МРОТ).

Статья 291 УК РФ «Дача взятки» определяет наказание для взяткодателя ‑ штраф в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно ‑ наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи МРОТ минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до восьми лет. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Итог мероприятия.

Вывод: прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за

процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка классного часа

На тему: «Коррупция и борьба с ней»

группа 42 Б, отделения: СиЭЗиС

Разработал преподаватель:

Н.Л.Шахмеликьян

2015

Классный руководитель: Шахмеликьян Н.Л.

Классный час на тему «Коррупция и борьба с ней».

Группа 42 Б

Дата: 7.04.2015

Цели:

1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;

2. Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;

3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающей молодежи.

Ход мероприятия.

Организация группы.

Объявление темы и цели урока.

Беседа с учащимися.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество).

Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в нач. 90х гг. Во 2-ой половине 20в. коррупция все больше начала становиться международной проблемой, приобретая массовый характер.

Законы 1992-1997гг «О борьбе с коррупцией» формировали систему борьбы с коррупцией в России.

Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, в личных целях.

Виды коррупции:

1. Бытовая – в сфере малого бизнеса

2. Деловая – в сфере управления крупными предприятиями

3. Коррупция верховной власти – в сфере государственного управления

Что влечет за собой коррупция?

Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в среднем 10-20 млрд. долларов в год. Лица коррупции нарушают естественный ход развития и управления делами общества.

Экономика: несправедливость в распределении госбюджета, повышение цен на товары и услуги, нарушение рыночной конкуренции, развитие теневой экономики.

Социальная сфера: преступность, социальное неравенство (олигархи и нищие), соц. напряженность в стране, деградация норм морали (деньги – мера всего): религии, отношений между людьми, искусства, роль права и законности падает в глазах общества, в результате – разочарованность, равнодушие и недоверие.

Политика: смена общенациональных планов на обогащение олигархических кланов и группировок.

Почему надо бороться с коррупцией?

Коррупция вредит всем. Она усугубляет положение бедных, искажает социальное и экономическое развитие, разлагает систему государственных услуг населению. Вместо здоровой конкуренции коррупция ведет к конкуренции, основанной на взяточничестве. Главная забота ТИ - наименее защищенные слои населения, вынужденные в полной мере испытывать на себе последствия коррупции.

Коррупция означает, что:

Решения принимаются не на благо общества, а только исходя из личных интересов,

Общественные инвестиции облагаются неофициальным частным «налогом» до тридцати процентов от стоимости проекта. Такие чрезмерные расходы часто увеличивают национальную задолженность,

Создаётся угроза окружающей среде. Если агентства по охране окружающей среды подвержены коррупции, то расшатываются самые незыблемые устои стабильного общественного развития,

- «процветает» нарушение прав человека. По мере роста коррупции попадают под угрозу основные социальные и экономические права, доступ к медицинскому обеспечению и образованию, предоставление адекватного жилья и снабжение качественной водой.

Коррупция является всемирной проблемой.

К сожалению, борьба с коррупцией не приводит к окончательному успеху, поскольку она ведётся в рамках законов, которые являются следствием безнравственной концепции управления общественными процессами.

Восприятие коррупции:

Коррупция – ложь, аморальность

Коррупция – взяточничество

Коррупция – слишком много взяток

Коррупция – слияние криминала с властью

Коррупция – комплекс коррупционных отношений

Коррупция – элемент любых соц. отношений

Коррупция – система устройства власти и т. д.

Наказание за взяточничество в России

Ответственность за взяточничество предусмотрена уголовным кодексом (УК) Российской Федерации .

Существуют два вида преступлений, связанных со взяткой : получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291). Получение взятки - одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие). Дача взятки - преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия).

Часть первая статьи 290 УК РФ гласит, что получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равноза общее покровительство или попустительство по службе - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В части второй статьи 290 УК говорится, что получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Часть третья статьи 290 предусматривает наказание лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Если деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 290, совершены группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, с вымогательством взятки в крупном размере, то, в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой (крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста МРОТ).

Статья 291 УК РФ «Дача взятки» определяет наказание для взяткодателя - штраф в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи МРОТ минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до восьми лет. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Итог мероприятия.

Вывод: прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за

процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: