Игра - путешествие " символы россии" для младшего школьного возраста. Урок-викторина на тему "государственная символика" Викторина из истории российского флага

Государственный символ - это установленный конституцией или специальным законом особый исторически сложившийся отличительный знак конкретного государства, олицетворяющий его национальный суверенитет, самобытность, а иногда также несущий определенный идеологический смысл.


К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. И только в ХХ в. во всём мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.

Каждый гражданин России обязан знать эти символы. Знание государственных символов - почетная обязанность каждого гражданина страны, показатель уважения и любви к своему государству.

Но для образованного человека важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы.

  • Что же такое символ? (условный знак, обозначение),
  • Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн),
Российский герб
  • Что такое герб? (эмблема государства),
  • Как переводится слово герб? (наследство),
  • С какими традициями связано рождение гербов? (с рыцарскими традициями),
  • Как называется наука о гербах? (геральдика),
  • Назовите дату появления российского Государственного герба? (1497г.),
  • Кто изображён на гербе России? (орёл),
  • Откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла? (из Византии),
  • При каком императоре была проведена геральдическая реформа (количество гербов на крыльях орла увеличивается)? (при Александре II),
  • При каком императоре на грудь орла вернулась Андреевская цепь и при каком императоре она исчезла? (при Петре I - появилась, при Александре I – исчезла),
  • При каком императоре появляется точное описание герба в Своде законов Российской империи? (при Александре III, в 1892г.),
  • Кто вернул России в качестве герба двуглавого орла? (Ельцин Б.Н.),
  • Сколько голов у орла? (две),
  • Что расположено над головами орла? (три короны),
  • Что сжимает орел правой лапой? (скипетр),
  • Что у орла в левой руке? (держава),
  • Когда отмечалось 500 лет государственного герба России? (в 1997г.),
  • Назовите имя художника, выполнившего современный рисунок герба? (Е.И. Ухналев),
  • Что символизирует двуглавый орел на нашем гербе сегодня? (двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, ее суверенитет (независимость), единение народов европейской и азиатской частей современной России),
  • Назовите девиз советского герба? («Пролетарии всех стран соединяйтесь!»),
  • Есть ли девиз у современного российского герба? (нет),
  • Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях, и официальных бумагах, паспорт).
Российский флаг
  • Что такое флаг? (прикреплённое к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов),
  • Какое старинное русское название флага? (стяг),
  • Как называется наука, изучающая знамена? (вексиллология),
  • Что такое ТРИКОЛОР? ((фр. TRICOLORE - три цвета) - флаг, состоящий из трех горизонтальных или вертикальных полос разных цветов. Различают вертикальные и горизонтальные триколоры),
  • Когда впервые появился трехцветный флаг? (трехцветный флаг впервые появился во времена престола царя Алексея в 1668 г.),
  • Кого принято считать законодателем трехцветного российского флага? (принято считать Петра I),
  • С каким событием связано появление красивого трёхцветного полотнища? (со строительством в России мощного военного флота),
  • Когда Петром I был издан Указ, согласно которому "на торговых всяких судах" должны поднимать бело - сине - красный флаг? ((20) 31 января 1705 г.),
  • До какого года использовался трехцветный государственный флаг России? (до 1918 г.),
  • В апреле 1918г. по предложению Якова Свердлова был утвержден флаг, позаимствованный у европейских социалистов прошлого века. Как он выглядел и до какого времени просуществовал? (красный флаг, в левом верхнем углу золотая звезда серп и молот. До августа 1991г.)
  • Когда вышло Постановление ЦИК СССР, СНК СССР "О флагах и вымпелах Союза Советских Социалистических Республик"? (29 августа 1924 г.),
  • В каком году флаг стал таким, каким мы видим его сейчас? (в ноябре 1990 г.),
  • В каком году впервые официальный флаг Российской Федерации, который заменил государственный флаг СССР был поднят над белым домом? (в 1991 г.),
  • В каком году согласно Указу Президента РФ был учрежден праздник - День Государственного флага Российской Федерации? (в 1994 г.),
  • Сколько цветов у российского флага? (три),
  • Из каких полос сверху вниз состоит современный государственный флаг России? (белой, синей, красной полос),
  • Что означает красный цвет российского флага? (отечество, мощь государства и пролитую за страну кровь),
  • Что обозначает белый цвет российского флага? (мир и свободу),
  • Что обозначает синий цвет российского флага? (стабильность),
  • Когда отмечается День Государственного флага Российской Федерации? (22 августа),
  • Где можно увидеть флаги? (на кораблях, правительственных зданиях и т.д).
  • В каком году был принят закон, который получил название «О Государственном флаге Российской Федерации»? (в конце 2000 года),
  • На протяжении скольки лет менялся облик Российского флага? (облик флага менялся практически на протяжении 150 лет),
  • В случае если необходимо установить два флага, например на здание, то где должен быть размещен Российский флаг справа или слева? (Российский флаг должен размещаться слева),
  • Если размещается три флага, то где должен быть размещен главный флаг? (главный флаг должен быть размещен посредине),
  • Если четное количество флагов, то где размещается Российский флаг? (Российский флаг должен размещается левее от центра),
  • Может ли по размеру, Российский флаг быть меньше остальных флагов? (нет не может),
  • Может ли Российский флаг быть размещен ниже остальных флагов? (нет не может).
Российский гимн
  • Каково происхождение слова "гимн"? (торжественная песнь),
  • Какой гимн стал первым гимном СССР? ("Интернационал"),
  • Кто его авторы? (музыка - П. Дегейтер, слова - Э. Потье),
  • Кто перевел текст «Интернационала» на русский язык? (А.Я. Коц),
  • Сколько лет "Интернационал" был гимном СССР? (с 1922 по 1944; 22 года),
  • Во время каких событий был принят новый гимн СССР? (Великая Отечественная война),
  • Когда был утвержден современный гимн России? (в последних числах 2000 года и прозвучал в новогодний праздник),
  • Кто написал музыку и слова современного гимна? (слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова),
  • Каковы правила поведения граждан при исполнении государственного гимна? (присутствующие встают, военные отдают честь или салютуют оружием),
  • Где её можно услышать? (на торжественных встречах, международных соревнованиях, встречах президентов и т.д.).

Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт. Россия не исключение.


Национальные символы России
  • Какое дерево всегда считалась символом России? (береза),
  • Как называется главная площадь нашей страны? (Красная площадь),
  • Самая популярная в мире русская игрушка? (матрёшка),
  • Какое животное символизирует силу и мужество нашей страны? (медведь),
  • Какая русская упряжка символизирует стремительное движение, развитие России? (тройка),
  • Какой предмет стал для русского человека своеобразным сим­волом семейного очага, уюта, дружеского общения? (с амовар),
  • Какой предмет считают символом точности, надежности и незыблемости России? (часы - Кремлевские куранты),
  • Самый популярный герой русских былин? (Илья Муромец).

В заключении хочется сказать, правовая культура – это то, чем должен обладать гражданин Российской Федерации. С малых лет закладываются в нас основы гражданского и патриотического воспитания.

Государственную символику нашей страны нужно знать, любить и гордиться так же как и нашей Родиной – большой и малой.

Ведь человек, не знающий своих корней, не изучающий историю своей Родины, не может любить и понимать её.

« Государственные символы России»

(игра – викторина)

Цели

    Систематизировать представления о государственных символах России.

    Воспитывать чувство любви к Отечеству.

    Формировать активную жизненную позицию гражданина России.

Ход игры

    Что такое символ?

Это отличительный знак, «визитная карточка» страны, города.

Символы есть:

    у общественных организаций и у крупных международных мероприятий, например, у Олимпиад и кинофестивалей.

    Символы есть даже у праздников (правда, официальными их назвать нельзя, но общепринятыми можно). Так, к символам Нового года можно отнести украшенную ёлку и Деда Мороза. А неофициальным символом праздника 8 марта стала ветка мимозы. Происхождение таких символов всем понятно.

    С символами государства всё значительно сложнее. Государственные символы неповторимы – у каждой страны свои символы, отличные от символов других стран.

    Что относится к государственным символам?

    Герб, гимн, флаг.

Государственные символы - это внешние отличительные признаки, знаки государства, объявляющие всем другим государствам мира о самобытности данного государства, отличии его от других государств и, главное, о его суверенитете. Именно поэтому государственные символы определяются высшими законодательными органами суверенных государств.

1этап ГЕРБ.

    Как называется наука о гербах? Найдите правильный ответ.

Вексиллология нумизматика геральдика

Геральдика - наука о гербах и правилах их создания.

С XVIII в. широкое распространение получили гербы городов. По принятым правилам герб должен был отражать историю города, его географическое положение, особенности хозяйства, традиции.

    Что означает слово «герб»?

Слово «ГЕРБ» в переводе с немецкого языка означает «наследие», «наследство».

    Что изображено на гербе России?

    Назовите цвета, которые есть в гербе России.

Красный, золотой, белый, черный, синий.

    Когда был принят герб с двуглавым орлом?

15 век 19 век 21 век

    Что означают три короны на гербе?

    Объединение трёх славянских народов

    Символ святой Троицы

    Символы трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.

    Что держит орёл в своих лапах на гербе России?

Скипетр – в правой, держава – в левой (единое государство и государственную власть)

СПРАВКА

Детали герба со временем изменялись

Иван Грозный

Корона одна.

На груди орла появился всадник.

Михаил Фёдорович Романов

Три короны.

Алексей Михайлович

Орёл расправил крылья, появились скипетр и держава

Пётр Первый

Орёл не чёрный, а золотой. Фон – красный.

Екатерина 1

Орёл черный на золотом фоне.

1905

Орёл белый с опущенными крыльями.

1917

Герб СССР глобус, солнце, серп, молот

90-ые годы 20 века

Двуглавый орёл с тремя коронами, на груди – герб Москвы.

    Кто изображён на груди орла

    Пётр Первый

    Георгий Победоносец

    Просто воин

Изображение всадника, пронзающего копьем змея, называют Святым Георгием Победоносцем. Это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов.

    Почему на гербах часто изображают животных?

(тотем, защита, покровительство)

    Где изображают герб РФ?

    на зданиях важнейших государственных учреждений,

    на официальных печатях и бланках документов,

    на официальных знаменах страны,

    на денежных знаках,

    на государственных наградах,

    на пограничных столбах.

За неуважительное отношение к Государственному гербу или надругательство над ним, а также за использование в иных, кроме оговоренных в законе случаях предусмотрена юридическая ответственность!

2 этап - ФЛАГ.

    Как называется наука о флагах? Найдите правильный ответ.

Вексиллология нумизматика геральдика

    Что означает слово «флаг»

Слово «флаг» греческого происхождения, что означало «сжигать, гореть, озарять». С глубокой древности восточные славяне – русы имели свои слова для обозначения флагов.

    Каким словом называли флаг? Заря стяг полотнище

    Что оно означало?

    Стягивать войско, объединять в бою

    Фамилию полководца

    Стёганое полотно

    Назовите цифру, обозначающую флаг России? 4

СПРАВКА

Стяг – знамя, флаг есть в полку армии. Потеря знамени – это ликвидация полка. Если есть хоть один человек с полковым знаменем – полк существует с новыми воинами.

В 17 веке при царе Алексее Михайловиче впервые появился бело-сине-красный флаг, но был он не государственным флагом, а отличительным знаком главного военного корабля «Орёл».

В 1705 году указом Петра Первого этот флаг стал флагом торговых судов. А государственным в это время был чёрно-золотисто-белый флаг.

Когда бело-сине-красный флаг стал государственным?

1896 год 2) 1917 год 3) 1991 год

Официально этот флаг стал государственным в 1896 году накануне коронации Николая 2.

    Какие цвета у российского флага?

    Как очень часто называют бело-сине-красный флаг?

    цветной

    триколор

    трёхцветный

    Соотнести цвета с их значениями.

- чистота, благородство, мир, совершенство

- честность, верность, безупречность, постоянство

- сила, смелость, неустрашимость, энергия, кровь.

СПРАВКА.

При Петре Первом была несколько иная трактовка значения цвета флага.

Белый - свобода и независимость

Синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия.

Красный – державность.

Существует и ещё одна «державная» трактовка значений цветов флага, которая означает единство трёх братских славянских народов

Белый – Белой Руси

Красный – Великороссии

Синий – Малороссии

    Назовите дату - День государственного флага РФ.

3 этап - ГИМН

    Вспомните несколько строчек из гимна России.

    Гимн в переводе с греческого –это:

    Торжественная песня

    Государственная песня

    Главная песня

    Жуковский

    Некрасов

    Толстой

СПРАВКА

Первый Государственный гимн России был написан в XIX в. В.А. Жуковским на английскую музыку и назывался

Позже В.А. Жуковский написал другой гимн на музыку А.Ф. Львова.

После революции 1917 г до 1944 г. гимном был «Интернационал».

В годы ВОВ появился , написанный С.В. Михалковым и Г.А. Эль-Регистаном на музыку А.В. Александрова.

После распада СССР гимном независимой России стала «Патриотическая песня» М.И. Глинки.

С 2001 года был утвержден обновленный на музыку А.В. Александрова и новым текстом С.В. Михалкова.

    Поставь названия Гимнов в хронологическом порядке .

    Боже, Царя храни

    Марсельеза

    Интернационал

    Союз нерушимый

    жизнь за Царя

    Россия – священная наша держава.

    В каких случаях принято исполнять гимн страны?

    При встрече главы Российского государства, прибывающего с визитом в другую страну

    В честь победы российских спортсменом на чемпионатах Европы, мира или Олимпийских игр (сопровождает поднятие флага)

    На торжественных церемониях (вручение государственных наград, на церемонии бракосочетания в ЗАГСе и др.)

Александр Васильевич Александров

Сергей Владимирович Михалков.

    Неофициальные символы России

    Красная площадь

    Кремль – сердце России

    Береза

    Русский народный костюм

    Русские народные промыслы

    Матрешка – символ загадочной для всех русской души.

Подведение итогов.

Награждение команд - победителей.

Викторина «Государственные символы России»

1. Как называется историческая дисциплина, изучающая историю гербов, правила их построения и использования называется?

2. Назовите составные части герба.

3. Почему именно при Иване III в России возникли потребности в государственных символах?

4. Что было изображено на печати Ивана III?

5. Что символизировал орел в древнегреческой мифологии?

6. Что такое сфрагистика?

7. Как называется надпись на ленте, помещаемая обычно под щитом?

8. Когда отмечалось 500 лет государственного герба России?

9. Опишите современный герб России?

10. Назовите имя художника, выполнившего современный рисунок герба?

11. Почему Павел I ввел в российский герб крест и корону Мальтийского ордена?

12. Какие изменения были внесены в государственный герб при Павле I?

13. Что символизирует двуглавый орел на нашем гербе сегодня?

14. Назовите девиз советского герба?

15. Есть ли девиз у современного российского герба?

16. В гербе, каких стран, кроме России, присутствует двуглавый орел?

17. Когда был принят новый государственный флаг в Российской Федерации?

18. Опишите флаг Российской Федерации?

19. Как называется наука, изучающая знамена?

20. Как назывались знамена в Древней Руси?

21. Когда празднуется День государственного флага Российской Федерации?

22. Что такое хоругви?

23. Слово гимн греческого происхождения. Что оно означает?

24. Какой гимн пел, стоя на коленях, Петр Великий после заключения Ништадского мира со Швецией в 1721 г.?

26. Назовите оперу П.И. Чайковского, в которой звучит мелодия марша «Гром победы, раздавайся»?

28. Кто перевел текст «Интернационала» на русский язык?

29. До какого времени «Интернационал» оставался гимном СССР?

30. Во время каких событий был принят новый гимн СССР?

31. Кто написал музыку и слова современного гимна?

32. Каковы правила поведения граждан при исполнении государственного гимна?

Ответы викторины «Государственные символы России»

1. Геральдика.

2. Щит и внешняя часть.

3. Время правления московского князя Ивана III была эпохой образования единого Российского государства. Единая держава требовала единых символов.

4. Двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия.

5. В древнегреческой мифологии орел символизировал источник света, плодородия и бессмертия.

6. Вспомогательная историческая наука, которая изучает печати.

7. Девиз.

8. 1997 год.

9. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом поднявшим в вверх расправленные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем щите на серебряном коне. Поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

10. Е.И. Ухналев.

11. В конце 1790-х годов над Мальтийским орденом нависла угроза со стороны наполеоновских войск. Рыцари ордена обратились к Павлу I с просьбой взять орден под свое правление. Центром Мальтийского ордена стал Петербург. Павел I стал фактически главой ордена, 72-м его магистром приняв крест, меч.

12. Цепь ордена Андрея Певрозванного исчезла, а щиток с Георгием расположился на фоне мальтийского креста. Над щитком красовалась мальтийская корона, а все это изображение помещалось на груди орла.

13. Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, ее суверенитет (независимость), единение народов европейской и азиатской частей современной России.

14. «Пролетарии всех стран соединяйтесь!»

15. Нет.

16. Албания. Сербия.

18. Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

19. Вексиллология.

20. Стяги.

22. Хоругви – церковное знамя, на котором обычно помещают изображения Христа, Богородицы, святых, креста, а также тексты Священного писания и молитвы.

23. Торжественная, хвалебная песнь.

24. «Тебя, Бога, хвалим».

25. Слова Г.Р. Державина, музыка О.А. Козловского.

26. «Пиковая дама».

27. Слова Э. Потье, музыка П. Дегейтер.

28. А.Я. Коц.

29. 1944 г.

30. Великая Отечественная война.

31. Слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова.

32. Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения: все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.

Викторина

Выполнила: Карандей Е. В.

Викторина

«Что мы знаем о флаге Российской Федерации?»

Программное содержание:

1.Обобщить знания детей о значении флага РФ, как одного из символов города, страны.

2.Закрепить представление детей о значении и расположении цветов на флаге РФ.

3.Развивать познавательные способности.

4.Воспитывать в детях чувство гордости за родную страну, уважение к её традициям.

5.Прививать чувство патриотизма.

Материал: флажки разного цвета (белого, красного и синего), бумага А4 разного цвета, аудиозаписи с маршем, флаги РФ, звёздочки для жюри.

Ход.

22 августа наша страна отмечает День Российского флага. В этот день 9 лет назад правительством нашей страны было принято считать полотнище из белой, лазоревой и алой полос.

Мы тоже сегодня вспомним об этом празднике. Сегодня у нас будет викторина «Что мы знаем о флаге РФ?»

В Бусинке народ весёлый

Мы приветствуем вас всех.

Пожелаем вам удачи,

Пусть вас ждёт большой успех.

Всех участников видеть рады,

Все достойны вы награды.

Команды, занимайте места.

Команды произносят название команд «Богатыри», «», «».

Сегодня вы будете соревноваться и вам нужно будет показать свои знания и умения. За каждый правильный ответ вы будете получать очко. Ответы оцениваются жюри.

Я буду задавать вопрос, вы думаете и капитан команды решает, кто будет отвечать.

1 вопрос. Что такое флаг?

2 вопрос. Чем является флаг?

3 вопрос. Из чего состоит флаг?

4 вопрос. Как по-другому называют флаг?

5 вопрос. Где и когда можно увидеть флаги РФ?

6 вопрос. Для чего нужен флаг?

Музыкальная пауза. Игра «Кто быстрее построит круг». Детям выдаются флажки белого, синего и красного цвета. Под музыку они пляшут по залу. По окончании музыки строятся в три круга.

7 вопрос. Сколько цветов у флага?

8 вопрос. Что обозначает белый цвет?

9 вопрос. Что обозначает синий цвет?

10 вопрос. Что обозначает красный цвет?

Игра «Собери флаг РФ»

Жюри подсчитывает очки каждой из команд.

Награждение победителей.

Флаг является официальным государственным символом наравне с гербом и гимном. Олицетворяет единение и согласие, культуру, национальную принадлежность и суверенитет государства.

Гимн России является официальным государственным символом, наравне с гербом и флагом.

Слова гимна были написаны Сергеем Михалковым (р.1913) на музыку Александра Александрова (1883-1946). Был принят Федеральным законом «О государственном гимне Российской Федерации» 8 декабря 2000 года. Закон устанавливает Государственный гимн Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.

В случае, если исполнение Государственного гимна Российской Федерации сопровождается поднятием Государственного флага Российской Федерации, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

Государственный герб РФ

Является официальным государственным символом наравне с флагом и гимном. Герб Российской Федерации был изменен Указом Президента Бориса Николаевича Ельцина 30 ноября 1993 года

Виктория Загоруйко
Методическая разработка. Викторина «Герб и флаг России»

Конспект викторины «Герб и флаг России »

Программное содержание :

Формировать устойчивый интерес и желание изучать государственную символику России ;

Расширять и обогащать знания детей о гербе и флаге России ;

Обобщить элементарные представления детей о происхождении и функциональном назначении российского герба и флага , символическом значении цвета и образов (орёл, всадник) ;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, высказывать собственное мнение;

Закрепить умение и навыки в самостоятельной художественной деятельности, умение передавать в рисунке свое представление, добиваясь

выразительности;

Воспитывать чувство патриотизма, любви к России , родному городу, гордости за родное отечество.

Наглядные пособия и материалы :

Рисунки герба и флага России ; эмблемы детских команд; фишки для викторины ; изобразительный материал; музыкальное сопровождение.

Материал и оборудование :

Альбомные листы, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, цветные карандаши и т. д.

Ход викторины:

Звучит музыка, жюри из трёх человек проходит на свои места, участники игры заходят в зал.

Ведущий :

Россия ! Родина моя!

Храни себя!

Свои просторы голубые,

До боли милые, родные.

Россия ! Родина моя! Твоя и наших близких.

За всё спасибо говорим

И кланяемся низко!

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас необычный день! Впервые в нашем детском саду собрались ребята из двух групп, чтобы принять участие в очень интересной и познавательной викторине , которая называется «Герб и флаг Росси » .

Две замечательные команды «Карандаши» и «Кисточки» приготовили друг другу свои приветствия :

1. Команда «Карандаши» , ваше приветствие соперникам :

Чудо – цветные карандаши

Детям и взрослым очень нужны!

2. Команда «Кисточки» , ваше приветствие соперникам :

Кисти и краски наш мир оживят,

И листик бумаги в мечту превратят.

(Дети садятся) .

Ведущий :

Перед вами строгое и справедливое жюри (представить членов жюри – из педагогов и родителей.)

А теперь послушайте правила игры :

Оценкой за правильный ответ будут фишки. Чья команда наберёт больше фишек, та и будет считаться победителем. Ведущий задаёт вопросы по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит. Ответить на заданный вопрос может любой участник команды, но при этом нужно поднять руку. Если команда не сможет ответить на вопрос, право ответа передаётся другой команде.

За правильный ответ выставляется фишка рядом с вашей эмблемой. Ответ должен быть ясный и чёткий.

1 тур викторины .

Ведущий :

И так, мы начинаем нашу викторину .

(Звучит веселая мелодия, в зал забегает Незнайка.)

Незнайка :

Подождите, как это начинаем? А я? Как это, без меня? Здравствуйте! Это детский сад «Незнайка» ? «Сказка» ? Ой, правильно - это же я Незнайка, а искал я как раз детский сад с названием «Сказка» . Меня прислали к вам мои друзья коротышки из «Цветочного города» как самого умного, самого умного, умного.

Ведущий :

Погоди, погоди, по-моему, ты хвастаешь. Незнайка :

Ничего я не хвастаю, вот у меня и письмо от коротышек, они узнали про вашу игру и решили послать меня, чтобы я научил вас рисовать.

Ведущий :

Ребята, послушайте лучше, что пишут жители «Цветочного города» : «Дорогие ребята! Посылаем к вам Незнайку, чтобы он вспомнил, что такое герб и флаг , и научился рисовать».

Незнайка :

Я умею рисовать, просто всем коротышкам почему-то не нравится. Вот (показывает свои смешные рисунки) .

Ведущий :

Ты знаешь, Незнайка, это очень хорошо, что ты именно сегодня попал к ребятам. Если ты будешь сейчас внимательно слушать и запоминать, что будут говорить и делать дети, ты обязательно всё вспомнишь и научишься рисовать правильно. Так что устраивайся удобнее и внимательно слушай.

Итак, внимание, вопросы викторины :

Какие отличительные знаки нашей Родины вы знаете? (Флаг и герб )

Что означает Российский флаг ? (Единство страны)

Сколько цветов в Российском флаге ?

Что означает белый цвет? (Мир и чистоту совести) .

Синий цвет? (Небо, верность и правду) .

Красный цвет? (Огонь и отвагу) .

Что изображено на гербе ? (Двуглавый орел) .

Что изображено на монетах?

Как называются монеты, на которых изображён всадник? (Копейка) .

Для чего нужен герб ? (Чтобы отличить одно государство от другого, монеты своей страны от иностранных монет, для печатей и т. д.)

Игровая разминка «Необычный рисунок» .

Ведущий :

Ребята, с помощью чего мы можем рисовать? (Ответы детей) .

Молодцы, но, оказывается, рисовать можно еще одним очень интересным способом - с вашей помощью, с помощью вас самих.

Первая команда рисует круг, ёлочку.

Вторая команда - из самих себя квадрат, ежа. (Можно при выполнении задания садиться, стоять и даже лежать) .

2 тур викторины .

Ведущий :

Послушайте следующее задание : нужно разложить рисунки с гербами и флагами по группам :

1 группа - государственные флаги ;

2 группа - государственные гербы .

Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

3тур викторины .

Ведущий :

Объявляется последний 3 тур викторины «Рисуем сами» . Теперь вы будете художниками.

Незнайка :

А можно я тоже с ребятами попробую порисовать?

Ведущий :

Хорошо, но сначала послушайте задание. Мы сегодня с вами, ребята, вспомнили о флаге России . Нужно нарисовать правильно, передавая определённые цвета флага нашей Родины - великой России . (Звучит спокойная музыка) .

Незнайка садится рисовать вместе с детьми. Работы выставляются перед жюри.

Подведение итогов викторины и творческого конкурса.

Слово жюри. Подведение итогов.

Поздравление победителей, вручение призов.

Ведущий :

Ну, вот и закончилась наша игра.

И в шесть, и в десять лет, и в пять –

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует!

Незнайка :

Цветы и птицы,

Лес и сказки.

Все нарисуем, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Дети : И мир в семье и на земле!

Незнайка : До свидания, мои дорогие, спасибо за хороший урок и за ваши

Я у вас многому научился! До новой встречи!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Герб. Флаг. Гимн» Тема: «Государственные символы России - Флаг, Герб, Гимн» Цель: Дать детям более расширенные знания и представления о государственных символах.

Конспект занятия «Москва-столица России. Герб Москвы» Программные задачи: Образовательные: 1. Создать условия для получения детьми знаний о таких понятиях как столица, герб, объяснить символику.

Флаг российский гордо реет, Он в чужой стране согреет Он поддержит и поможет, Подарить надежду может! В море он, на корабле Гордо реет.

Композиция с цветными полотнами на песню «Флаг моей России» Участвуют 6 детей- три мальчика и три девочки. Фанфары- дети стоят за кулисами.

Конспект НОД для детей среднего возраста «Государственная символика России» Флаг России Тема:Флаг России Цель: Познакомить детей с флагом России, Дать знания о символическом значение цвета российского флага, Формировать эстетическое.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ «Герб, флаг, гимн России» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ «Герб, флаг, гимн России» Старшая логопедическая группа «Непоседы».

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Гимн, флаг, герб» в подготовительной группе НОД по патриотическому воспитанию «Гимн, флаг, герб» в подготовительной группе Подготовила воспитатель Мизунова М. Ю. Цели занятия:.

Предварительная работа: 1. Экскурсия по селу, на предприятия, на площадь мира, на водоём, в лес, в музей, в церковь. 2. Знакомство с картой,.

Летний досуг по патриотическому воспитанию «Цветы России - наш флаг» Летний досуг по патриотическому воспитанию «Цветы России – наш флаг» воспитатель: Терехина И. В. Цель: Закрепить знание детей о государственной.

Знакомство дошкольников с историей страны. Герб, флаг, гимн России. Тема: История России. Символика страны - герб, флаг, гимн. Цель: Познакомить детей с историей возникновения страны, ее символикой. Задачи:.

Библиотека изображений:

Как сказал Мишель Монтень: «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан».

А наш современник, автор книг по истории флагов К.К.Мамаев пишет: «У каждого флага есть своя, порою очень сложная биография. Одни из них появились на свет в рыцарских феодальных замках во времена мрачного средневековья и служили личными знаменами королей и феодалов. Другие стали отличительными знаками торговых кораблей. Третьи родились в огне революций. Каждый флаг замысловатым языком полос, крестов, звезд или иных знаков повествует о судьбах своей страны».

Флаг России имеет давнюю историю: она насчитывает несколько столетий.

Происхождение российского флага тесно связано с народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Его история теснейшим образом связана с историей России, со всеми ее сферами жизнедеятельности – экономикой, культурой, политикой, идеологией и т.д. Ибо изменения в этих сферах жизнедеятельности в нашей стране влекли неотвратимые изменения в ее флагах. В связи с чем флаг России– это любопытнейший рассказчик, немой и красноречивый летописец…

Одному из главных символов государства, флагу посвящена выставка – викторина «И вечно будем славить мы в веках российский триколорный флаг».

Выставка готовится к открытию в библиотеке «Родник», она будет посвящёна Дню российского флага. .

На выставке будут представлены книги для среднего и старшего школьного возраста и книги для взрослых читателей. Среди которых, например, книга «Герб и флаг России. Х-ХХ века», подготовленная коллективом авторов. Книга вышла в 1997 году в издательстве «Юридическая литература». Эта книга посвящена в первую очередь двум главным государственным символам - гербу и флагу, но она включает в себя и темы, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к рассматриваемой проблеме, например о войсковых знаменах, обрядах венчания и коронования, во время которых использовались предметы, ставшие государственными символами. Она и о том, что думали наши предки и что думают современники о своей Родине, ее призвании и месте в мировой истории, о становлении державных амбиций и притязаний, выразившихся не только во внутренней и внешней политике, но и в оформлении эмблем и символов.

В книге ведущего специалиста в области российской геральдики, доктора исторических наук Надежды Александровны Соболевой «Российская государственная символика. История и современность» рассказано о происхождении герба России, появлении государственного флага, его роли в различные времена, первых национальных гимнах. Отдельно автор останавливается на использовании государственных символов в настоящее время.

Книга вышла в серии «Библиотека учителя истории» в издательстве гуманитарного издательского центра «Владос» в 2002 году.

Библиотека «Родник» приглашает всех, интересующихся историей российского флага на выставку-викторину, посвящённую Дню российского флага.

Ведь, учитывая богатую на события историю российского триколора, можно с уверенностью сказать: тот, кто хорошо знает историю российского флага, может считать себя образованным человеком в области истории нашей страны.

Викторина
«И вечно будем славить мы в веках российский триколорный флаг».

Посвящена празднованию Дня Государственного флага Российской Федерации.

К участию в викторине приглашаются дети среднего и старшего школьного возраста и взрослые читатели.

За каждые два и более правильных ответа на вопрос викторины, участник награждается памятным сувениром. Победитель (участник, ответивший на большее количество вопросов) получает в подарок электронный диск «Святыни земли псковской» (две тысячи фотографий).

г. Псков, ул. Труда, 20 (библиотека «РОДНИК») или

по e-mail: bkrodnik@ rambler.ru.

Информацию о победителях викторины можно будет найти на сайте ЦБС: сайт

Желаем удачи!

Вопросы к интерактивной выставке

1. В 1668 году был построен первый русский военный корабль «Орёл».

Голландский инженер Бутлер, руководивший постройкой корабля, обратился к Боярской думе с просьбой: «…испросить у его Царского Величества повеление…….».

О чем просил инженер Бутлер?

2. В начале Северной войны возник еще один флаг, почитавшийся так же, как и государственный: синее поле, пересекающееся двумя диагональными белыми полосами. Как назывался этот флаг?

3. В военно-историческом музее в Санкт-Петербурге хранится старинный флаг. Предполагается, что это и есть первый Российский флаг.

Когда и где он был поднят?

4. Какая историческая дисциплина занимается изучением флагов, знамен, вымпелов?

5. Кто в Российском государстве первым не только издал указ о поднятии в дни торжеств трехцветного флага, но и собственноручно нарисовал его, а также определил порядок расположения бело-сине-красных полос?

6. Что обозначают три цвета флага?

7. В каком году национальный символ России – трёхцветный флаг - открыто вернулся в Россию, сменив не менее героическое красное полотнище.

8. Несколько десятилетий официальным флагом России был красный стяг. Какой государственный символ в наши дни сохранил идею красного цвета?

9. Каким цветам в мировой практике применения государственной символики отдается приоритет: гербовым или цветам флага?

10. Назовите европейские государства, которые используют триколор из тех же цветов, что и Российский флаг?.

11. Где и когда описан современный флаг России и порядок его официального использования?

Сделайте рисунок, в котором образно отражались бы цвета Российского флага.

(Например: алая заря, синее море, корабль под белыми парусами. Фантазия приветствуется).

Список литературы:

• Астахов, П. Я и государство.- / П. Астахов.- М.: Эксмо, 2009.-80 с.: ил.- (Детям о праве).

• Васькин, В.В. Двуглавый орёл в истории государства Российского. /В.В.Васькин.- Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. - 56 с.: ил.

• Герб и флаг России. X - XX .- М.: Юрид. лит., 1997.- 560 с.: цв. ил.

• Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов РФ в школе: метод. рекомендации. - М, 2003.- 34 с.

• Государственные символы и награды РФ. - М.: Книжная палата, 1999.-271 с.

• Государственные символы России. История и современность. - Детская энциклопедия.- 2009.- № 12.-48 с.

• Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия. / Владимир Даль. - М.:Эксмо, 2002.- 640 с.

• Конституция Российской Федерации с гимном России.- М.: Проспект, 2011.- 32 с. - (Профессиональные юридические системы Кодекс)

• Лысенко, Н.Н. Русская государственная символика: очерки / Николай Лысенко; худож. Карпенко Г.З.- Л., 1990.- 37 с.

• Соболева, Н.А. Российская государственная символика. История и современность. /Н.А.Соболева.- М.: ВЛАДОС, 2002. -208 с.: ил.- (Библиотека учителя истории)

• Синова, И.В. Герб, гимн, флаг России: справочник школьника/ И.В.Синова.- С.-Пб.: Издательский дом Литера, 2006. - 96 с.- (Моя Родина – Россия)

• Флаги / Ганс Райхардт, Гарри Д. Шурдель. - М.: Слово, 1997.- 48 с.- (Что есть что)

Итоги викторины

23 августа 2011 года в библиотеке «Родник» подведены итоги выставки-викторины «И вечно будем славить мы в веках российский триколорный флаг», которая открылась 17 августа.

За период работы выставки, в викторине смогли поучаствовать и дети, и взрослые читатели библиотеки. За каждый правильный ответ читатели получали календарики, за пять правильных ответов – сувениры посущественнее. К сожалению, ответить на все вопросы и получить главный приз - диск «Святыни земли псковской»: 2-часовое путешествие по псковской земле, не удалось никому. Но некоторые «знатоки» проявили хорошую эрудированность и знание отечественной истории, среди самых активных участников отмечены Беликов Валерий Викторович, Алексеева Мария Викторовна, Алексеева Ольга, Нефедов Саша, Хохлова Ксения.

В качестве творческого задания детям предлагалось проявить фантазию и выполнить рисунок, в котором были бы использованы цвета российского флага. Вот такой кораблик с белоснежной каймой под алыми парусами, весело бороздит синее море на рисунке Коноваловой Валерии. Будем верить, что у российского флага впереди такой же свободный и безоблачный простор, как у кораблика на детском рисунке.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: