Самовольное оставление места дтп. Неумышленное оставление места аварии. Кто возместит ущерб потерпевшей стороне

Дорожно-транспортные происшествия – это те нежелательные ситуации, которые с каждым годом случаются все чаще и чаще.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Они могут настигнуть не только на дороге, но и во дворе, на парковочных местах, при выезде со двора, и данный список можно долго продолжать.

Покидание места аварии одним из автомобилистов является достаточно серьезным нарушением регламента КоАП, за что грозит наказание.

Но следует учитывать, что не всегда оставление места происшествия расценивается как умышленное, потому что даже законодательство в определенных случаях разрешает автомобилистам уезжать.

Данная статья посвящена таким ситуациям, когда автомобилист неумышленно уезжает с места ДТП. Мы расскажем о мерах наказания, когда есть последствия, как можно доказать свою невиновность, а также наведем пример из судебной практики.

Предоставленная информация будет полезной для всех водителей, ведь от непредвиденных ситуаций никто не застрахован, поэтому следует знать, как поступать в них правильно.

Что считается неумышленным покиданием места происшествия

Неумышленным отъездом с места дорожно-транспортного происшествия считается тогда, когда автомобилист случайно факт наступления аварии.

Причиной этому способны стать объективные факторы:

  • плохие погодные условия, влияющие на видимость;
  • прослушивание громкой музыки в автомобиле, которое мешает услышать другие звуки;
  • незначительное столкновение, когда оно не почувствовалось, не сбыло скрежета, стука и прочих признак.

Доказывает неумышленность своих действий автомобилист самостоятельно или при помощи автоюриста. Квалифицировать действия водителя как правонарушение может исключительно судебный орган.

(согласно действующему КоАП) возможно в таких случаях:

  1. было незначительным, водителя мирно договорились о сглаживании конфликта и разошлись. Но если потерпевший передумал и вызвал правоохранителей, то ситуация обернется против виновника. Тогда доказать устные договоренности у него не получится, поэтому уместно брать подписку с указанием всех обстоятельств аварии и условий компенсации, а также ().
  2. Место происшествия было покинуто одним из водителей с целью госпитализировать потерпевшего в медицинское учреждение для получения неотложной помощи. Но даже после этого он обязан вернуться, чтобы содействовать расследованию.
  3. При необходимости освободить трафик на дороге. Но перед этим следует сделать фото или видео, чтобы составить схему аварии, такие меры в дальнейшем будут способствовать правильному и быстрому следствию. Если же требования по освобождению проезжей части не выполняются, то за это грозит штраф в размере 1 000 рублей ().

Если же причины лишения места происшествия не указаны в списке, то они являются неправомерными и наказываются законодательством РФ.

Наказание

Есть ли наказание за неумышленное лишение места происшествия? Да, его предусматривает статья 12.27 КоАП. В законодательстве не существует само по себе понятие «неумышленное оставление места ДТП».

За такое нарушение административного закона грозит:

Но если воспользоваться помощью опытного автоюриста, то есть шанс доказать неумышленность своих действий и получить за то штрафную санкцию в размере до 1 000 рублей. Но доказывать правильность поступка можно лишь в судебном режиме.

При незначительном

Чтобы избежать какие-либо серьезные меры наказания за неумышленное оставление места ДТП наказание в 2019 году, следует обосновать незначительность масштабов происшествия, то есть показать, что транспортные средства получили минимальный ущерб, а у людей нет каких-либо увечий.

В таких случаях следует воспользоваться заключением независимой экспертизы, которая определяет сумму убытков. Большинство ситуаций заканчиваются тем, суд выдвигает лишь устное предупреждение.

С пострадавшими

Происшествие на дороге, в результате которого люди получили увечья, а водитель покинул место аварии, считает серьезным преступлением.

Доказывать неумышленность своих действий практически не придется, потому что это достаточно сложно. Единственным смягчающим аспектом может стать надобность потерпевших в неотложной медицинской помощи.

Если такой причины в уехавшего с места происшествия автомобилиста нет, то ему грозит лишение водительского удостоверения. Срок конфискации зависит также от других обстоятельств, возникших при аварии.

Также смягчить обстоятельства могут:

  1. Чистосердечное признание и раскаяние правонарушителя на этапе предварительного следствия.
  2. Самостоятельное заявление правоохранителям на собственные действия.
  3. Содействие расследованию.
  4. Добровольная компенсация убытков потерпевшим до судебного процесса, но с распиской.
  5. Довести, что все действия после наступления были под влиянием сильного волнения – в состоянии аффекта.
  6. Преступление совершил несовершеннолетний водитель, или беременная женщина, или молодая мать.

Но при этом следует учитывать то, что полностью избежать наказание не получится в любом из перечисленных выше случаев, зато есть надежда на смягчение последствий.

С летальным исходом

Дорожно-транспортные происшествия, которые заканчиваются смертью одного или нескольких участников, считаются серьезным преступлением для виновника аварии, поэтому эти лица с целью обойти грядущее наказание покидают место случившегося.

Но после того, как их обнаруживают правоохранители, им грозит арест и еще более жесткое наказание.

После этого доказать неумышленность побега с места преступления не получится, потому что это будет явной попыткой скрывания от ответственности. В результате чего срок лишения свободы может увеличиться.

Как доказать

Следует сразу понимать, что доказать неумышленность своих действий, связанных с лишением места ДТП, если есть пострадавшие или погибшие в результате столкновения люди, категорически не получится.

Поэтому срабатывает статья 12.27 КоАП лишь в случаях, когда причинен незначительный вред транспортному средству.

Для начала нужно договориться о возмещении получившихся от ДТП убытках и до судебного слушания выплатить компенсацию.

Такие действия обязательно расценят, как стремление виновной стороны мирно загладить возникший вопрос без вмешательства уполномоченных правоохранительных органов. Это расценивается как смягчающее обстоятельство.

  • в осознании виновником происшествия серьезности собственного правонарушения;
  • в раскаянии виновной стороны в совершенном;
  • в полном признании собственной виновности в случае.

Лучше воспользоваться услугами опытного автоюриста, который может грамотно выстроить линию защиты.

Следует помнить не только о причастии к происшествию лишь человеческого фактора, но важно учитывать подпортившиеся на момент столкновения и лишения места аварии погодные условия, опираясь на сведения местной метеорологической станции.

Но важнее всего – договориться с потерпевшей стороной. Согласно статье 24.5 КоАП, каждое нарушение имеет собственный срок исковой давности, когда он истекает, то подавать иск в суд на такое правонарушение нельзя.

Статьей 12.27 КоАП гласит о том, что скрытие с места дорожной аварии имеет срок давности до 3 месяцев. Следует это учесть и всячески затягивать время с разбирательством.

Примеры из судебной практики

В наши дни судебная практика регулярно пополняется новыми примерами. И они не являются уникальными, а наоборот – типичными. Многие из них относятся к лишению места ДТП. Рассмотрим и проанализируем несколько примеров.

Ситуация 1

Произошло дорожно-транспортное происшествие с незначительными последствиями. Оба транспортных средства принадлежат частным лица.

Один из автомобилистов «скрылся» с места правонарушения, потому что не заметил что случилось. Второй автомобилист вызвал уполномоченных правоохранителей.

Следствие и экспертизы содействовали тому, чтобы обнаружить скрывшееся транспортное средство. Цель достигнута. В ходе судебного разбирательства бы вынесен приговор в виде конфискации водительского удостоверения на срок 12 месяцев.

Обвиняемый использовал свое право подать апелляцию. При повторном рассматривании по делу он признал собственную вину в содеянном, и совершил компенсацию ущерба.

Во время судебного слушания потерпевшая сторона не выдвигала претензии к виновнику и не возражала против его оправдания в административном правонарушении. В результате этого виновник получил лишь устное предупреждение.

Ситуация 2

В незначительном столкновении участвовал рейсовый автобус с сотней пассажиров и легковой автотранспорт. Шофер автобуса уехал с места происшествия, потому что даже не заметил происшествие.

Потерпевший вызвал правоохранителей на место ДТП, в результате чего оформили дело, довели его до судебного слушания. На заседании по административному правонарушению потерпевшая сторона не присутствовала.

Знаете ли вы, что любой водитель, даже самый законопослушный, может лишиться прав в одно мгновение и очень надолго? Дело в том, что есть в КоАП РФ одна очень тонкая правоприменительная часть статьи 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием», которую иногда любят применять впопад и невпопад сотрудники ГИБДД, а им в свою очередь вторят судьи, лишая водительского удостоверения и даже арестовывая водителей до 15 суток. Вот что прописано в законе:

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся,
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток .

Но теперь судьи будут более вдумчиво изучать каждый конкретный случай, чтобы не отходить от буквы закона, ведь по одному из подобных дел есть решение Верховного суда (с ним можно ознакомиться внизу материала), которое явно разошлось с мнением судов первых инстанций. ВС в ходе рассмотрения встал на сторону водителя, лишенного права управлять автомобилем на год. Этому предшествовала череда нарушений его гражданских прав, но обо всем по порядку.

Предыстория отмены решения суда первой инстанции

Вечером 11 января 2017 года на 663 км автотрассы «Россия», в Тосненском районе Ленинградской области, произошло ДТП с участием одного автомобиля. «Газель» совершила съезд в кювет и опрокинулась. Водитель, попавший в очень неприятную ситуацию, смог каким-то образом поставить автомобиль на колеса и вытащить машину из заснеженного кювета. Далее, рассудив, что, поскольку он является единственным участником происшествия, третьи лица не пострадали и материальный ущерб был причинен исключительно "Газели", вызывать сотрудников ГАИ не стоит (автоюристы также утверждают, что в таком случае оформление ДТП - дело исключительно добровольное), гражданин уехал по своим делам, по факту оставив место ДТП.

Здесь стоит напомнить, что дорожно-транспортным происшествием является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.


Как видите, дорожно-транспортное происшествие может произойти и с участием одного автомобиля. Необязательно участниками должно быть два транспортных средства. Более того, даже если автомобиль врезался в дерево, скажем, слетев в кювет, и сломал его, это тоже будет считаться дорожным происшествием. Формальные правила обязывают водителя оформить происшествие, ведь материальный ущерб нанесен (у нас в стране нет бесхозных деревьев и иных субъектов флоры и фауны).

Обязанности автомобилиста при ДТП, прописанные в ПДД РФ, гласят (Глава 2 «Общие обязанности водителей»):

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Таким образом, водитель отечественного грузовика не имел права покидать места аварии. После совершения опрокидывания он должен был вызвать сотрудников ГИБДД и оформить происшествие в соответствии с требованиями закона, а не заниматься самодеятельностью, нарушая Правила дорожного движения. По сути, этого требуют правила. Однако в подобных происшествиях всегда есть нюансы.

Поэтому нет ничего удивительного, что через пару месяцев мировой судья участка №71 Тосненского района Ленинградской области признал водителя виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 12.27 КоАП. Автомобилист был отстранен от права управления автомобилем на 1 год.

Тем не менее Верховный суд встал на сторону автомобилиста, отменил постановление о лишении его водительских прав, и вот почему:

1. Как следует из материалов постановления Верховного суда, гражданин был в полном неведении о том, что на него был составлен протокол об административном правонарушении. Протокол был составлен без его присутствия, и об этом никто не уведомил главного и единственного участника ДТП.

2. Интересный факт, что сотрудники ГИБДД составили протокол лишь на следующий день (по памяти его писали, что ли? И вообще, где сотрудники были во время происшествия и откуда о нем узнали? Никак, в деле появились доброхоты, сообщившие по телефону "куда следует"?), 12 января. Немудрено, что в составленном официальном документе было множество ошибок и нестыковок, поэтому определением мирового судьи протокол был отправлен обратно в отдел ГИБДД на доработку. В документе не было сведений о ДТП и потерпевших, а также отсутствовали доказательства происшествия.

3. Судебное разбирательство происходило также в отсутствие участника аварии и без его извещения. По словам лишенного прав автомобилиста, ему даже не была предоставлена копия протокола. Хотя в материалах дела судьи указали об извещении автомобилиста телефонограммой, «что подтверждается телефонограммой должностного лица от 03 февраля 2017 года» .

Звонили из суда и по номеру телефона, оповещая о предстоящем времени и месте судебного заседания. Правда, попали не по тому адресу (номером пользовалось иное лицо, это выяснил ), но такая мелочь не смутила ищущих правосудия судей.


Несмотря на явные нарушения прав «газелиста» с самого начала странного дела и не принимая во внимание попытки водителя оправдаться перед законом (лишенный прав попытался восстановить справедливость в Тосненском городском суде Ленинградской области), суд оставил дело как есть. Областной суд, куда затем было подано обращение, также оставил решения судов нижестоящих инстанций без изменений.

Когда дело дошло до Верховного суда - есть же настойчивые граждане! - было принято следующее решение:

«Как усматривается из материалов дела и установлено нижестоящими судебными инстанциями, при изложенных выше обстоятельствах в результате дорожно-транспортного происшествия причинен вред только автомобилю «Газель 278814», государственный регистрационный знак, принадлежащему Турусову А.В., пострадавших в дорожно-транспортном происшествии нет (л.д. 2, 7-9).
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу Турусова А.В., императивная обязанность оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия и сообщать о случившемся в полицию у последнего отсутствовала ».

Судья ВС согласился и с доводами адвоката истца о том, что его клиент не был должным образом извещен о дате рассмотрения составленного на него административного материала, что нарушило его право на защиту и доказательства своей невиновности.

Постановление об административном правонарушении Верховным судом было отменено. Водитель не оставлял места ДТП, а значит, и не мог быть лишен за это прав.

Происшествия на автомобильных дорогах России, к сожалению, происходят постоянно и правонарушение уже стало нормой, а не исключением. При этом, невзирая на срок давности, во многих из них есть пострадавшие, и даже погибшие. Учитывая, что ежегодно водителями становятся еще тысячи сограждан, ожидать, что в 2017 году количество аварий значительно сократится, не приходится. Поэтому наказание за оставление места дтп без пострадавших ужесточается все больше.

Для того, чтобы движение на дорогах страны было организованным и безопасным, в России созданы Правила дорожного движения. Те, кто их соблюдает, редко становятся участниками происшествий, ведь никто не хочет нести ответственность за оставление места дтп. А нарушители, напротив, регулярно подвергаются наказаниям. Порой, виновники аварии предпочитают сбежать, рассчитывая полностью избежать наказания. Они думают, что пройдет определенный срок давности и о дтп все забудут. Это весьма недальновидно. Потому что закон суров и для тех, кто уехал с места ДТП последствия 2017 году могут быть весьма плачевными. И лишение водительских прав за оставление места - это еще не самое худшее.

Немного о терминах

Прежде чем начинать говорить про наказания, предусмотренные для тех, кто в 2017 году покинул место аварии, и о том, как избежать наказания, стоит разобраться с основными понятиями и терминами. Ведь иногда за ДТП выдают ситуацию, которая в законе трактуется несколько по-другому. А если факта дорожно-транспортного происшествия не было, то не может быть и законного наказания.

ДТП - это событие, в котором участвует движущееся транспортное средство, есть пострадавшие, погибшие, или нанесен ущерб какому-либо имуществу.

События в определении взаимосвязаны и должны наступить одновременно. Поэтому, например, если человек идет мимо автомобиля, стоящего на стоянке, поскальзывается и неловко падает, разбивая бровь об корпус машины - это не считается ДТП. В тоже время, если транспортное средство движется, неловко выезжает с проезжей части и ломает информационный стенд - это считается ДТП, потому что авто двигалось и нанесен ущерб имуществу.

Это нужно понимать, потому что, если факт ДТП и оставление места дтп присутствуют (хоть и считается водителем незначительным), его зафиксируют сотрудники ГИБДД, а если участник скрылся с места аварии последствия для него наступят согласно статьей 12.27 КоАП РФ и доказать на суде свою невиновность будет весьма непросто. При этом наказание за скрытие с места дтп, по законам дтп коап, будет очень серьезным.

Почему водители уезжают с места ДТП невзирая на наказание?

В нашей стране наблюдается удивительная тенденция - многие участники происшествий считают, что, быстренько покинув «горячую точку» они смогут избежать наказания вообще, и что штраф за оставление места дтп им не полагается. Естественно, что идут на этот шаг, чаще всего виновники аварии, хотя скрываться - это невыход. Своими действиями они пытаются прикрыть более тяжкое преступление:

  • управление транспортным средством в нетрезвом виде;
  • управление ТС под воздействием наркотиков;
  • отсутствие прав на вождение автомобиля;
  • отсутствие страхового полиса.

Хотя и добропорядочные водители иногда покидают место дтп скрытие с места дтп тогда можно рассмотреть, с другой стороны. При этом они ссылаются на срочные дела, занятость, детей, больных родственников и т.д.

При этом и те, и другие забывают, что, скрывшись в неизвестном направлении, они себе не помогут. В век современных технологий, когда у каждого свидетеля в руках телефон с возможностью записи фото и видео материалов, протокол будет составлен и без них. А тот, кто покинул место ДТП в 2017 году, на судебных разбирательствах получит более суровое наказание по дополнительным статьям.

Какая ответственность для тех, кто уехал с места аварии?

За то, что водитель скрылся с места дтп наказание предполагается разнообразное: от штрафов, до лишения прав. Наказание для участников, которые покинули дорожно-транспортное происшествие, устанавливается в судебном порядке. Но судья при этом руководствуется частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ, в которой предусмотрены следующие виды ответственности:

  • лишение права управления транспортными средствами от 1 года до 1,5 лет;
  • если виновник дтп скрылся с места происшествия ему также светит административный арест на срок до 15 суток.

Кроме того, каждый водитель должен знать, что в законах Российской Федерации определен точный порядок действий для участников ДТП, который необходимо соблюдать. При этом там есть пункты, за игнорирование которых могут привлечь к дополнительной ответственности.

Чтобы не вдаваться в подробности законодательных актов, опишем основные положения п.п. 2.5 и 2.6 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 19.12.2014) "О Правилах дорожного движения":

  • в случае дорожно-транспортного происшествия все участвующие водители должны немедленно остановиться;
  • нельзя перемещать автомобиль и предметы, имеющие отношение к аварии;
  • необходимо включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки;
  • оказать первую медицинскую помощь всем пострадавшим;
  • серьезно раненых отправить на попутном транспорте в ближайшее мед. учреждение;
  • собрать информацию об очевидцах (ФИО, адреса); ожидать прибытия правоохранительных органов.

Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, может привести к дополнительной административной ответственности и серьезным штрафам. А оставление места дтп наказание за которое обязательно настигнет водителя, может привести еще и к лишению свободы.

Можно ли избежать наказания? Избежать нельзя, но в законе прописаны ситуации, при которых участники ДТП могут покинуть место аварии, не дожидаясь сотрудников ГИБДД.

Когда можно уехать с места ДТП законно?


А если виновник скрылся с места дтп законно? Выше расписано, какие последствия в 2017 году ожидают тех, кто покинул аварийную обстановку. Однако, всего этого можно избежать, потому что есть обстоятельства при которых это можно сделать законно. Таких ситуаций не слишком много, поэтому знать как избежать ответственности, обязан каждый водитель. И в таких случаях штраф за скрытие с места дтп не полагается. Оставление места дтп как законное действие возможно в следующих случаях:

  1. Пострадавшие. Когда в аварии на дороге есть серьезно пострадавшие, обязанность каждого водителя, гражданина и человека оказать им максимально возможную помощь. Если раненого не удается отправить на попутных машинах, то участник ДТП вправе отвезти его до ближайшего медпункта на своем автомобиле. Но, сразу же после этого необходимо вернуться на место ДТП.
  2. Обоюдное согласие. На городских оживленных дорогах нередки случаи незначительных происшествий, когда нет пострадавших и очевидного ущерба. В таких ситуациях нередко водителям транспорта удается договориться между собой, одинаково оценивая характер аварии, виновность каждого и ущерб. При этом уезд с места дтп является законным. В этом случае сотрудников ГИБДД можно не вызывать. Необходимо составить наиболее подробную схему ДТП и вместе съездить на ближайший пост для оформления документов. Важно! Если у участников подобной ситуации нет желания делать даже это, они могут просто разъехаться в разные стороны. Но всегда есть вероятность, что второй участник аварии вернется и вызовет сотрудников правопорядка. В этом случае будет составлен протокол по всем правилам и в нем отразится, что один водитель покинул место ДТП и в 2017 году последствия для него могут быть печальными.
  3. Европротокол. Это относительно новая форма оформления документов при возникновении происшествия на дороге. Может быть составлен без привлечения сотрудников ГИБДД, в тех случаях, когда выполняются нижеперечисленные условия:
  • в ДТП участвует не более 2 транспортных средств;
  • нет пострадавших среди людей (ущерб нанесен только технике);
  • у каждого водителя есть действующий полис ОСАГО на ТС в ДТП;
  • у участников полное согласие по всем вопросам касающимся аварии.
  1. Освобождение дороги. Нередко происшествие приводит к тому, что дорога полностью перекрывается и создаются многокилометровые пробки. В законе прописано право участников на освобождение проезда, путем перемещения авто в сторону. Если человек скрылся с места дтп что грозит, как минимум, штрафом, очень важно документально зафиксировать точные положения машин в момент аварии. Не лишним будет иметь свидетелей, которые подтвердят, что техника стояла именно так.

Других законных причин, которые позволяют уехать с места ДТП нет! Если водитель скрылся с места дтп - его ожидает наказание: штраф, лишение прав и так далее. Опоздания на работу, спешка к родственникам, малозначительный ущерб, плачущие дети и прочее закон не интересуют. Поэтому будьте предельно внимательными.

Известны случаи, когда водители случайно царапали чужой автомобиль, считали что ремонт предстоит «копеешный», уезжали, а потом в суде долго не могли смириться с тем, что их лишают прав на полтора года.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако, в современных городах, бывает и так, что водитель просто не заметил своего участия в аварии.

Например, выезжал со стоянки, поцарапал другую машину, но отвлекся и уехал. Он не сбежал от ответственности, а именно не заметил случая наступления ДТП.

Формально, учитывая срок давности, если пострадавший обратится в ГИБДД и будет составлен протокол, суд вполне может лишить невнимательного водителя прав на 1,5 года. В таких случаях обязательно нужно обращаться к компетентным адвокатам и пытаться доказать в суде, что действия носили неумышленный характер. При незначительном ущербе и адекватной позиции, шансы на успешное «мирное» решение проблемы достаточно велики. Водитель, который уехал с места ДТП редко осознает последствия. В 2017 году наказание достаточно суровое. Те, кто скрылся с места аварии могут лишиться прав.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: