Понятие судебного звена и судебной инстанции. Звено судебной системы


Уяснение вопросов устройства- судебной системы будет неполным без четкого представления таких понятий, как «компетенция суда» и «судебные полномочия», «звено судебной системы» и «судебная инстанция (апелляционная, кассационная, надзорная)», «вышестоящая инстанция» и «вышестоящий суд» или « высшая судебная инстанция ».
Судебная система РФ отличается простотой построения, ступенчатостью звеньев, единством основных принципов организации и деятельности.
Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом полномочий, т.е. совокупностью прав и обязанностей (компетенции) суда соответствующего звена действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом.
Суды, наделенные однородными полномочиями, - это звенья судебной системы.
Суд (или его структурное подразделение), выполняющий (выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел, именуется судебной инстанцией. Они могут принимать решения по существу дела, проверять законность, обоснованность и справедливость судебного акта, вступившего или не вступившего в законную силу, в том числе отменять судебные решения ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Даже беглый взгляд на представленную схему 3 позволяет установить, что все подсистемы судебной власти характеризуются трехзвенной структурой, в основном определяемой государственно-административным делением РФ.
Как видно, система федеральных судов общей юрисдикции включает:
основное звено - районные, городские (в городах без районного деления);
среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские (в Москве и Санкт-Петербурге), суды автономной области и автономных округов;
высшее звено - Верховный Суд РФ.


Верховный Суд РФ

Среднее звено
М-

Суды общей юрисдикции: верховные суды, суды, республик, краевые, областные, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов
Основное звено
Районные суды
Суды субъектов РФ
Мировые судьи
Высший Арбитражный Суд РФ
Федеральные арбитражные суды округов
Арбитражные апелляционные суды
АС республик, краевые, областные,городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов

Военные суды включают следующие подсистемы: основное звено - гарнизонные военные суды; среднее звено - окружные (флотские) военные суды; высшее звено - Военная коллегия Верховного Суда РФ. Система федеральных арбитражных судов включает: основное звено - арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;
среднее звено - арбитражные апелляционные суды (всего таких судов предполагается образовать двадцать); федеральные арбитражные суды округов (всего таких образовано десять); высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.
Внутренняя организация этих подсистем имеет свои особенности. Во-первых, система военных судов прямо связана с организацией Вооруженных Сил: они создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (п. 2 ст. 2 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).
Во-вторых, среднее звено арбитражных судов - арбитражные апелляционные суды и федеральные арбитражные суды округов - образуются вне связи с административным делением. В районах арбитражные суды не образуются.
В-третьих, Конституционный Суд РФ не имеет подведомственных судов, организационно и процессуально не связан с существующими в некоторых субъектах РФ конституционными (уставными) судами. У Конституционного Суда РФ, как отмечалось, свои специфические задачи и он не осуществляет надзора ни за какими федеральными органами судебной власти. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.
В-четвертых, суды субъектов РФ не образуют подобного рода систем (подсистем), их конституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не образуют каких-то взаимосвязанных или взаимоподчиненных структур.
Помимо деления судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции, т.е. правам и обязанностям, предоставленным законом.
Стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией - это судебная инстанция. Различают суды первой инстан-

ции, суды второй (кассационной) и суды надзорной инстанций. Выделяется и самостоятельная апелляционная инстанция.
Судом первой инстанции называют суд, уполномоченный на непосредственное (по существу) исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесения по нему, именем Российской Федерации, соответствующего судебного акта - решения или приговора. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. По уголовным делам это вопрос о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления и о применении или неприменении наказания и иных мер уголовноправового характера за совершение преступления.
В качестве суда первой инстанции в отношении гражданских и уголовных дел могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий. Так, суду основного звена - районному по первой инстанции подсудны гражданские дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых отношений, а также возникающих из административно-правовых отношений; рассмотрение уголовных дел по существу, а также дел, связанных с исполнением приговора, освобождение от наказания по болезни или инвалидности, досрочное снятие судимости, другие вопросы, предусмотренные законом; рассмотрение дел об административных правонарушениях: о занятии проституцией, самоуправстве, мелком хищении, об иных нарушениях, предусмотренных законом. Суды этого звена рассматривают все дела, кроме дел, подсудных мировому судье, вышестоящим судам или военным судам (ст. 25 ГПК, ч. 2 ст. 31 УПК, ч. 3 ст. 23.1 КоАП).
Суды среднего звена - верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа - в качестве суда первой инстанции рассматривают уголовные дела, отнесенные к их подсудности ч. 3 ст. 31 УПК, ст. 26 ГПК (см. гл. 7 учебника).
Верховному Суду РФ как суду первой инстанции подсудны уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности (ч. 4 ст. 31, ст. 452 УПК); подсудные ему гражданские дела указаны в ст. 27 ГПК (см. гл. 8 учебника).

Гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда (ст. 9 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации, ч. 5 ст. 31 УПК).
В системе арбитражных судов первой инстанцией, т.е. принимающей по существу первое решение по делу, являются арбитражные суды субъектов РФ. В то же время судом первой инстанции является и Высший Арбитражный Суд РФ, рассматривающий по существу дела, отнесенные к его компетенции. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов: им не дано право быть судами первой инстанции (ст. 34 АПК).
Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции - это суд, рассматривающий дело по кассационной жалобе или протесту прокурора на решения и частные жалобы (протесты) на определения суда первой инстанции и постановления судьи. Он проверяет законность, обоснованность и справедливость актов (приговоров и других судебных решений) суда первой инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. В Российской Федерации, по общему правилу, кассационной инстанцией является суд (коллегия по уголовным или гражданским делам), вышестоящий по отношению к суду, судебный акт которого обжалуется.
Термин «апелляционная инстанция» вновь стал известен нашей судебной системе в связи с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федера- ции» предписано поэтапно (не позднее 1 января 2006 г. в установленной им последовательности) образовать в стране двадцать арбитражных апелляционных судов - по два в каждом из десяти судебных округов страны. Они будут рассматривать апелляционные жалобы на решения арбитражных судов нескольких субъек-

тов РФ. Арбитражный апелляционный суд проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно и в полном объеме - и по факту, т.е. по обоснованности решения, и по праву, т.е. по тому, правильно ли был истолкован и применен материальный и процессуальный закон при рассмотрении дела судами субъектов РФ в первой инстанции. До образования указанных судов в этом качестве продолжают выступать арбитражные суды субъектов РФ, являясь фактически судами двух инстанций - первой и апелляционной.
Позже, в связи с «реанимацией» в стране института мировых судей (вначале федеральными законами от 7 августа г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» и «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»1, а затем новыми УПК и ГПК), введено апелляционное обжалование принимаемых ими судебных актов по гражданским и уголовным делам, соответственно.
Решения мирового судьи по гражданским делам могут быть обжалованы в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в соответствующий районный суд через мирового судью. На решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление (ст. 320 ГПК). Закон регламентирует срок подачи апелляционной жалобы (ст. 321 ГПК), ее содержание (322 ГПК), основания оставления апелляционной жалобы без движения (ст. 323 ГПК) и возвращения ее судом лицу, подавшему жалобу (ст. 324 ГПК), и другие важные вопросы апелляционного производства по пересмотру решений и определений мировых судей.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе принять одно из следующих трех решений: 1) оставить решение мирового судьи без изменения, а жалобу - без удовлетворения; 2) отменить решение мирового судьи полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить жалобу без рассмотрения; 3) изменить решение мирового судьи или отменить его и вынести новое решение (ст. 328 ГПК). В последнем случае постановление суда апелляционной инстанции в форме решения вступает в законную силу после его вынесе
ния и обжалованию в кассационном порядке не подлежит (ч. 2 ст. 329 ГПК).
Более формализовано рассмотрение в апелляционном порядке соответствующим районным судом жалоб и протестов на не вступившие в законную силу приговоры мирового судьи и его постановления о прекращении уголовного дела. Этим вопросам посвящены гл. 43 и 44 УПК.
Апелляционной инстанцией в уголовном судопроизводстве считается суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и постановления суда (п. 2 ст. 5 УПК).
В качестве апелляционной инстанции в системе судов общей юрисдикции выступают районные суды при осуществлении ими контроля за законностью, обоснованностью и справедливостью не вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных мировыми судьями.
Право апелляционного обжалования и опротестования таких судебных актов принадлежит осужденному или оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю, потерпевшему и его представителю (ст. 354 УПК).
Предметом разбирательства в суде апелляционной инстанции является правильность установления фактических обстоятельств дела и применения уголовного закона, а также соблюдение при рассмотрении и разрешении дела норм уголовно-процессуального закона. Суды полностью или частично повторно рассматривают их, не исключая непосредственного исследования всех или части доказательств. Судебное разбирательство может завершиться постановлением нового (апелляционного) судебного акта - приговора либо решения по гражданскому делу (ст. 361, 367 УПК).
При рассмотрении дел в апелляционном порядке уголовное судопроизводство ведется по правилам производства в суде первой инстанции, с изъятиями, предусмотренными нормами гл. 44 УПК. Судья апелляционной инстанции вправе устанавливать новые факты, исследовать новые доказательства по делу.
Суды среднего звена равнозначны между собой по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел. Так, в качестве суда первой инстанции суды этого уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях всех категорий, в частности об убийстве при отягчающих обстоятельствах, дела, связанные с государственной тайной и др.

В системе общих (гражданских) и военных судов в этом качестве выступают все суды, кроме судов основного звена. Например, областной суд является судом второй инстанции по отношению к районному суду, окружной (флотский) военный суд - по отношению к гарнизонному военному суду. В общих (гражданских) судах среднего звена и Верховном Суде РФ образуются коллегии, одной из задач которых является проверка законности и обоснованности не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений нижестоящих судов.
В системе арбитражных судов функции кассационных инстанций, в пределах своей компетенции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, выполняют федеральные арбитражные суды округов, специально созданные для проверки законности судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.
В отличие от апелляционной, производство в суде кассационной инстанции не связано с повторным рассмотрением дела и не заменяет проверенные приговор или иное судебное решение. Кассационным определением они могут быть лишь отменены или в них исправляются допущенные нижестоящим судом ошибки.
В качестве судов надзорной (исключительной)инстанции могут выступать: в системе гражданских судов общей юрисдикции - президиумы судов среднего звена, а также коллегии (Кассационная и судебные) и Президиум Верховного Суда РФ; в системе военных судов - Президиум окружного (флотского) военного суда и Военная коллегия Верховного Суда РФ; для арбитражных судов - Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Указанные инстанции проверяют по протестам управомоченных лиц законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также решений суда кассационной или нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах: судебного надзора и возобновления производства по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (гл. 49 УПК) и по гражданским делам только по вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 42 ГПК и гл. 37 АПК).
Производство в надзорной инстанции имеет целью исправление возможных ошибок, допущенных нижестоящими судами при вынесении ими любых решений, и потому непосредственно направлено на защиту и реализацию прав и свобод граждан, в том числе предусмотренных ст. 45 и 46 Конституции РФ. Указанные конституционные положения являются важной гарантией защи
ты прав и свобод гражданина, в том числе от нарушающих их судебных решений, поскольку правосудие по своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах. При этом важно подчеркнуть, что по итогам такого разбирательства в уголовном судопроизводстве недопустим поворот к худшему, т.е. пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела исключаются (ст. 405 УПК). Однако указанный императив не распространяется на возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятелъсте, перечень которых дан в ст. 413 УПК. Это допускается лишь в течение сроков давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК), и не позднее одного года со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств - ч. 3 ст. 414 УПК.
Что касается производства по гражданским и арбитражным делам, то указанные правила не соблюдаются. По таким делам надзорные инстанции проверяют как законность, так и обоснованность вынесенных нижестоящими судами и вступивших в законную силу решений; не исключается и вынесение решения, ухудшающего положение сторон.
Особую роль, конечно, занимают высшие судебные инстанции. Так, Верховный Суд РФ, рассматривая дела в кассационном порядке, в порядке надзора или производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств путем отмены или изменения судебных решений устраняет допущенные в них ошибки, обеспе
чивает тем самым единообразие судебной практики, охраняет права и законные интересы граждан.
Более подробно полномочия судов всех инстанций освещаются в гл. 7-11 учебника.
Здесь еще обратим внимание на содержание таких терминов, как «вышестоящая инстанция», «вышестоящий суд» и «высшая судебная инстанция». Первыми двумя принято называть суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень в иерархии судов. Так, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района (ч. 2 ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). «Суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, - отмечается в
ч. 2 ст. 36 данного Закона, - считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу».
Что касается созвучного первым двум терминам словосочетания «высшая судебная инстанция», то оно является синонимом статуса Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые согласно Конституции РФ относятся к высшим органам судебной системы России (ст. 126, 127).

Правоохранительные органы. Шпаргалки Кановская Мария Борисовна

11. Понятие судебного звена и судебной инстанции

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Суды общей юрисдикции как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым – военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим, третьим, звеном как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

Система арбитражных судов состоит тоже из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Второе звено – федеральные арбитражные суды округов. И третье звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд – вышестоящий – имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.

В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и «нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Статья 117. Последствия отказа от принятия судебной повестки или иного судебного извещения 1. При отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Статья 349. Порядок судебного заседания в суде кассационной инстанции Порядок судебного заседания в суде кассационной инстанции и обеспечивающие его меры определяются по правилам статей 158 и 159 настоящего

автора Сазыкин Артем Васильевич

СТАТЬЯ 117. Последствия отказа от принятия судебной повестки или иного судебного извещения 1. При отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 349. Порядок судебного заседания в суде кассационной инстанции Порядок судебного заседания в суде кассационной инстанции и обеспечивающие его меры определяются по правилам статей 158 и 159 настоящего

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации автора Дума Государственная

23. Понятие эксперта и судебной экспертизы Экспертная деятельность в РФ регулируется ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».Судебно-экспертная деятельность в РФ осуществляется на принципахзаконности, соблюдения прав и свобод

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

Статья 373. Предмет судебного разбирательства в суде кассационной инстанции Суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора и иного судебного

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

Статья 373. Предмет судебного разбирательства в суде кассационной инстанции Суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора и иного судебного

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

5.1. Понятие и виды судебной подведомственности Институт подведомственности в гражданском процессе предназначен для разграничения компетенции государственных органов, правомочных разрешать юридические споры. Сам термин «подведомственность» происходит от глагола

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

§ 1 Понятие судебной подведомственности гражданских дел В гражданском судопроизводстве понятие подведомственности достаточно многогранное. Прежде всего подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права.Подведомственность является одним из

Из книги Экзамен на адвоката автора

Статья 317. Проявление неуважения к судебной инстанции или Конституционному суду (1) Проявление неуважения к судебной инстанции или Конституционному суду влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 10 до 50 условных единиц и на должностных лиц в размере от 50 до

Из книги Философия права автора Алексеев Сергей Сергеевич

Статья 318. Неисполнение решения судебной инстанции (1) Умышленное неисполнение или уклонение от исполнения решения судебной инстанциивлекут наложение штрафа в размере от 50 до 150 условных единиц. (2) Умышленное неисполнение или уклонение от исполнения должностным лицом

Из книги автора

Статья 395. Компетенция судебной инстанции (1) Судебная инстанция рассматривает: 1) все дела о правонарушениях, за исключением отнесенных настоящим кодексом к компетенции иных органов, а также: a) дела о правонарушениях в отношении несовершеннолетних; b) дела о

Из книги автора

Глава VII РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О ПРАВОНАРУШЕНИИ В СУДЕБНОЙ ИНСТАНЦИИ Статья 452. Рассмотрение дела о правонарушении Рассмотрение дела о правонарушении производится судебной инстанцией в открытом заседании, устно, непосредственно и на основе состязательности

Из книги автора

8. Понятие судебной власти В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной

Из книги автора

Вопрос 413. Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, порядок ее принесения и рассмотрения. Виды решений и пределы прав суда надзорной

В России система судов общей юрисдикции состоит из четырёх звеньев:

  • мировые судьи (не входят в федеральную судебную систему, а относятся к судам субъектов РФ);
  • суды субъектов Федерации (областные, краевые, автономных округов, автономных областей, Верховные Суды республик в составе России);

Трёхзвенную систему имеют военные суды:

  • гарнизонные суды;
  • окружные(флотские) суды;
  • Военная коллегия Верховного Суда РФ.

И суды общей юрисдикции, и военные суды информационно объединены Государственной автоматизированной системой Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие»).

Звенья системы арбитражных судов

Система арбитражных судов в России представлена в виде четырех звеньев:

  • арбитражные суды округов;

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Звено судебной системы" в других словарях:

    В Викисловаре есть статья «звено» Звено элемент цепи. Звено в переносном смысле любая составная часть некоторой последовательности: Военное дело: Звено наименьшее войсковое подразделение. Звено инстанция в системе управлени … Википедия

    В Викисловаре есть статья «звено» Звено элемент цепи. Звено в переносном смысле любая составная часть некоторой послед … Википедия

    Соединенные Штаты Америки - Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Уголовный и гражданский процесс Судебная система. Органы контроля Судебные системы штатов Литература Государство в Северной …

    - (США) государство в Северной Америке. Конституция США принята в 1787 г. Это одна из старейших ныне действующих буржуазных конституций и одна из наиболее жестких: за 200 лет в нее было внесено всего 26 поправок, 10 из которых так называемый Билль … Энциклопедия юриста

    мировой суд - в ряде государств низшее звено судебной системы. М.с. как суд первой инстанции рассматривает в упрощенном порядке мелкие уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях. Впервые был создан в Англии (XIV в.), затем в … Большой юридический словарь

    Швеция - Королевство Швеция Государственное устройство Правовая система Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Северной Европе на Скандинавском полуострове. Территория … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

    - (Королевство Бельгия) государство в Западной Европе. Б. федеративное государство. Основ н ое население ее составляют фламандцы и валлоны. В связи с возникшими в последние десятилетия конфликтами между ними в Б., которая прежде была унитарным… … Энциклопедия юриста

    Алжир, Алжирская Народная Демократическая Республика - Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Северной Африке. Территория 2382 тыс. кв. км. Столица… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

    - (Португальская Республика) государство, расположенное на юго западе Европы, на Пиренейском полуострове. Оно включает пользующиеся внутренней автономией Азорские острова и остров Мадейра в Атлантическом океане. Под управлением П. остается… … Энциклопедия юриста

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Понятие «звено судебной системы» связано с кругом полномочий, которые возложены на те или иные судебные органы. Суды, составляющие определенное звено системы, имеют одинаковую предметную компетенцию, одни и те же функции и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу по административному положению.

Суды, действующие в районах или городах (не имеющих районного деления), районах в городе, а также межрайонные (окружные) суды, имеют одинаковое положение и составляют первое звено, т.е. являются основным звеном системы судов общей юрисдикции.

Такое признание особой роли этих судов, как основного звена, вытекает из того, что:

Они составляют подавляющее большинство судебных органов;

Являются низовыми звеньями, наиболее приближенными к населению;

Осуществляя правосудие, рассматривают значительное количество гражданских и уголовных дел, поступающих в эти суды.

К первому звену относится также и межобластной суд.

Вторым звеном судебной системы являются Верховный Суд Автономной Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские суды. Эти суды имеют одинаковые функции и занимают одинаковое положение в системе судов в качестве второго звена по отношению к первому звену.

Верховный Суд выступает в качестве третьего звена, являясь высшим судебным органом системы судов общей юрисдикции, осуществляет надзор за судебной деятельностью судов первого и второго звена. Таким образом, районный (городской), межрайонный (окружной) суд, межобластной суд является первым звеном; Верховный Суд Автономной Республики Крым, областные. Киевский и Севастопольский городские суды вторым звеном; третьим - Верховный Суд Украины.

Существует три судебных инстанции:

I. Суды, обладающие очерченными полномочиями, называются судами первой инстанции. Они рассматривают гражданские и уголовные дела по существу, постановляя:решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам, определения - по любому из этих производств.

II. Суд кассационной (второй) инстанции проверяет законность и обоснованность решений, приговоров и определений судов первой инстанции до их вступления в законную силу.

III. Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах:в порядке судебного надзора;возобновления уголовных и пересмотра гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Российская судебная система занимает особенное место среди всех существующих в стране институтов госвласти. Перед ней ставятся важнейшие задачи по обеспечению защиты прав и интересов субъектов. Различные судебные инстанции РФ рассматривают гражданские споры и уголовные дела, некоторые административные нарушения, разрешают конфликты между организациями. Ни один орган другой не имеет таких полномочий.

Общая характеристика института

Существующая сегодня система представлена в виде упорядоченного построения судов. Они имеют общие задачи и цели, организованы и функционируют на одних демократических принципах. Судебная система выстраивается в соответствии с административно-территориальным, а также национально-государственным делением в стране. По ст. 71 в субъектах не могут произвольно учреждаться органы, не предусмотренные в ФЗ. Не допускается установления регионами порядка организации и функционирования действующих федеральных институтов на их территории.

Структура

В судебной системе присутствуют как федеральные, так и региональные органы. Первые создаются и упраздняются только в соответствии с Конституцией либо ФЗ. Они выступают как Высшие судебные инстанции. Законодательство устанавливает особый порядок упразднения органов. Так, данная процедура не может осуществляться, пока вопросы, отнесенные к ведению инстанции, не будут одновременно переданы другой. Федеральными органами являются:

  1. ВС РФ, верховные суды областей, краев, городов фед. значения, республик, районные, автономных областей/округов.
  2. Специализированные и военные органы.
  3. ВАС РФ, окружные федеральные и субъектные арбитражные, апелляционные учреждения.

Региональными инстанциями являются:

  1. КС субъектов.
  2. Мировые суды.

Гарантии

Существующая сегодня судебная система приняла такую форму с 1 января 1997 года с принятием соответствующего ФЗ. Институт должен гарантировать:

  1. Независимость от исполнительной и законодательной власти.
  2. Право граждан принимать участие в отправлении правосудия.
  3. Действенную защиту свобод и прав человека и гражданина в утвержденном в нормативных актах порядке.
  4. Доступность правосудия для всех субъектов на равных основаниях.
  5. Рассмотрение дел органами, в чьей компетенции они находятся.
  6. Право участников на пересмотр всех решений и приговоров, которые приняла первая судебная инстанция.

Не допускается принятие законодательных актов, которыми отменяется или уменьшается самостоятельность органов, независимость должностных лиц, ограничивается защита человека и гражданина.

Понятие звена судебной системы

Несколько органов могут обладать однородными полномочиями и занимать равное положение в структуре. Такая совокупность институтов формирует звено судебной системы. Входящие в него органы обладают одинаковой компетенцией. Они также имеют схожую структуру и состав. Понятие звена судебной системы целесообразно рассмотреть на конкретных примерах. В России органы общей юрисдикции и военные институты формируются тремя уровнями. И в первых, и во вторых присутствует основное звено судебной системы. Для военных институтов - это гарнизонные органы. В системе общей юрисдикции - это районные суды. Следующим является средний элемент. В системе общей юрисдикции это:

  1. Верховные суды республик.
  2. Областные и краевые органы.
  3. Суды городов фед. значения.
  4. Органы автономных округов/областей.

Окружные (флотские) суды - среднее звено военных инстанций. На третьем уровне в органах общей юрисдикции стоит ВС России. Его Военная коллегия выступает как третье звено военных судов.

Арбитраж

Основное звено судебной системы в этом случае - органы субъектов страны. Далее идет первый промежуточный элемент. Им являются арбитражные апелляционные органы. Вторым промежуточным элементом выступают окружные Последним компонентом является Коллегия по разрешению экономических споров ВС России.

Звено судебной системы: судебные инстанции

Эти элементы исполняют конкретные функции, связанные с разрешением дел. В их компетенцию входит:

Районные судебные инстанции уполномочены принимать решения по существу вопросов, которые выступают основными для конкретного дела. Так, в ходе уголовного производства орган устанавливает невиновность либо виновность гражданина. В последнем случае решается вопрос о применении либо неприменении наказания, устанавливается конкретная мера принуждения. Рассматривая гражданские дела, эти звенья определяют доказанность либо недоказанность предъявленных исковых требований. Также устанавливаются последствия, которые должны возникнуть. По уголовным и гражданским делам первыми инстанциями могут быть практически все суды в рамках предоставленных им полномочий. В качестве исключения выступают арбитражные органы округов и апелляционные институты. Об этом сказано в ФКЗ № 1.

Проверка решений

Судебная кассационная инстанция, равно как и апелляционная, призвана проверять обоснованность, законность и справедливость постановлений, приговоров в том числе. При этом рассмотрение осуществляется как вступивших, так и не вступивших в силу актов. Во второе звено судебной системы могут быть обжалованы решения:

  1. Районных органов, не вступившие в силу. Данное право установлено в ст. 320 ГПК.
  2. Постановления, вступившие в силу, кроме актов ВС. Их допускается обжаловать по ст. 376 ГПК в кассационную инстанцию.

Апелляция (общая юрисдикция)

Этим органом может являться любое звено судебной системы. Обжалование решений осуществляется по вертикали. Так, акты мировых судей рассматриваются в районных инстанциях. Решения гарнизонных военных, районных органов обжалуются в:


В Судебную коллегию ВС, рассматривающую гражданские дела, направляются жалобы на акты, принятые по первой инстанции:

  1. ВС республик.
  2. Областных, краевых судов.
  3. Органов Москвы и Санкт-Петербурга.
  4. Судов автономных округов/областей.

В Апелляционную коллегию ВС России направляются жалобы на акты ВС. Оспариваемые решения должны быть вынесены по первой инстанции. Апелляционный орган Мосгорсуда рассматривает жалобы на акты, принятые им же по делам, связанным с защитой смежных/авторских прав.

Особенности рассмотрения

Апелляционные судебные инстанции могут полностью либо частично пересмотреть дело. При этом, как правило, осуществляется непосредственное исследование части доказательств или всех представленных материалов. Результатом такого рассмотрения может стать вынесение нового решения (по гражданскому спору) или приговору (по уголовному делу).

Надзорные органы

В качестве них выступают второе и третье звено судебной системы. Судебные инстанции призваны проверять законность практически всех принятых решений и приговоров, вступивших и не вступивших в действие. В соответствии со ст. 377 ГПК надзорные жалобы направляются:

  • В президиум краевого/областного, верховного суда республики, автономного округа/области.
  • В коллегию ВС (по гражданским делам).
  • В президиум флотского (окружного) суда.
  • В коллегию, рассматривающую дела военнослужащих при ВС России.

Районный орган

Он выступает как первое звено судебной системы. Такие органы формируются в каждом районе, в городских поселениях могут образовываться городские, муниципальные и межрайонные учреждения. В этих судах рассматривается подавляющее большинство дел в стране. К их компетенции не относятся производства (уголовные и гражданские), включенные в ведение других органов общей юрисдикции (мировых и арбитражных). Вместе с этим, вынесенные акты районных учреждений могут пересматривать вторые и третьи звенья судебной системы РФ. Порядок создания и функционирования органов определяется отдельно принимаемым федеральным законом. Это же касается и упразднения учреждений.

Мировые органы

Они представляют собой низший уровень системы. В них в упрощенном порядке рассматриваются уголовные, административные и гражданские дела незначительного характера. Отличительной чертой мировых судов является то, что они включены в категорию, возглавляемую ВС России, однако вместе с этим, федеральными они не являются. Они считаются органами субъектов страны. Назначение мирового судьи осуществляется представительной структурой региона или путем избрания населением от соответствующего участка. Продолжительность полномочий - на первый срок не более 5 лет, на последующие - не менее пяти лет. Мировые судьи рассматривают дела единолично.

Военные учреждения

Эти суды относятся к органам общей юрисдикции. Производство по делам осуществляется в исполнительных федеральных органах, где предусмотрена военная служба. Формирование судов происходит по территориальному принципу в соответствии с местом дислокации частей, в том числе за границей страны. Военные учреждения рассматривают дела о преступлениях, которые посягают на безопасность государства, общества и личности. Они призваны обеспечивать защиту:


ВС России

Верховный суд Российской Федерации является органом общей юрисдикции. Он осуществляет деятельность в рамках полномочий России. Учреждение дает разъяснения по практическим вопросам, имеет право пересмотреть в установленном законодательством порядке акты любых нижестоящих органов общей юрисдикции по любым делам. Вместе с КС и ВАС обладает законодательной инициативой. Решения, которые принимает Верховный суд Российской Федерации, обжалованию/опротестованию не подлежат.

Полномочия ВС

Верховный суд вправе:

  1. Рассматривать наиболее сложные гражданские, административные дела. Разрешение по существу осуществляется тех споров и преступлений, которые отнесены к ведению органов общей юрисдикции, кроме тех, которые в компетенции КС. Рассмотрение осуществляется по первой инстанции.
  2. Осуществлять надзор за деятельностью органов общей юрисдикции, в том числе специализированных и военных.
  3. Исследовать и обобщать судебную практику, проводить анализ статистики.

В случае возбуждения Госдумой производства об отрешении Президента страны от занимаемой им должности, ВС дает заключение о наличии в его действиях состава преступления. В силу конституционного предписания, Верховный суд может упраздняться исключительно внесением поправок в Основной Закон. Назначение должностных лиц в ВС осуществляется СФ по представлению президента.

Специфика функционирования

Судебная деятельность в ВС преимущественно осуществляется по уголовным или гражданским делам. Их состав определяется решением Пленума ВС по представлению председателя. Дела по первой инстанции рассматриваются единолично либо коллегиально (не менее 3-х судей). Решения и приговоры могут обжаловаться. Оспаривание актов осуществляется в кассационной коллегии. В ней рассматриваются протесты и жалобы по не вступившим в силу решениям областных органов и приравненных к ним. Кассационная коллегия разрешает уголовные и гражданские дела как суд второй инстанции по претензиям на акты, которые не вступили в действие и вынесены одной из 3-х коллегий ВС в качестве первой инстанции.

Президиум

Он представляет собой коллегиальный орган. В него входит 13 судей. Заседания Президиума проводятся не реже раза в месяц. Им рассматриваются дела в порядке надзора по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, материалы исследования и обобщения практики, анализа статистики. В его компетенцию входит решение вопросов по организации деятельности коллегий и аппарата Верховного суда. Кроме этого, ВС содействует нижестоящим органам в правильном применении законодательных норм.

Пленум

В него входят все судьи ВС. Их насчитывается около ста. Созыв Пленума осуществляется не реже раза в 4 месяца. В заседаниях участвуют:

  • Генеральный прокурор.
  • Министр юстиции.
  • Председатели нижестоящих органов.
  • Специалисты и ученые.

Главной функцией Пленума выступает рассмотрение материалов исследования и обобщения судебной статистики и практики, представлений от Генпрокурора и Министра юстиции. Кроме этого, высшие должностные лица дают разъяснения судам относительно вопросов применения законодательства.

КС России

Конституционный суд выступает в качестве контрольного органа Он самостоятельно и независимо осуществляет свою деятельность. Этот Суд образован в 1991-м году. Его главной целью выступает защита конституционного строя, свобод и прав человека и гражданина, обеспечение прямого действия и верховенства положений Конституции на всей территории страны. Суд проверяет соответствие предписаниям Основного Закона:

  • ФЗ, нормативных актов СФ, президента, правительства, Госдумы, субъектов РФ, принятым по вопросам совместного ведения.
  • Договоров, заключенных органами госвласти со структурами регионов.
  • Международных соглашений, не вступивших в действие.

Конституционный суд разрешает споры по вопросам компетенции между органами государственной и региональной власти, по жалобам о нарушении конституционных свобод и прав граждан. По запросу других органов осуществляет проверку закона, примененного в конкретном деле. Суд также дает разъяснения конституционных положений, заключение о соблюдении предусмотренного порядка предъявления обвинений Президенту в госизмене либо совершении другого тяжкого преступления. Орган наделен правом законодательной инициативы по вопросам своей компетенции.

Особенности обращения в КС

В Конституционный суд можно направить жалобу, ходатайство или запрос. Правом обратиться в КС обладают все граждане России, лица, не имеющие гражданства, а также юрлица, которые утверждают, что их законные интересы, гарантированные Основным Законом, нарушены либо не защищены окончательным вступившим в действие постановлением госоргана или должностного лица. Иск могут подать органы управления, а также не имеющие официальной регистрации группы. Рассмотрение обращений осуществляется специалистами отдела секретариата КС. После этого они направляются председателю суда или его заместителю.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: