Международно-правовое регулирование социального обеспечения (общая характеристика). Общая характеристика источников международно-правового регулирования социального обеспечения

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы , а, следовательно, имеют наивысшую юридическую силу.

Рассматривая международные акты в области социального обеспечения, следует остановиться на положениях Всеобщей Декларации прав человека, принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН. Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека была принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи, имеющей рекомендательный характер, со временем, в силу авторитетности и широкого применения, ее нормы стали обладать обязательной юридической силой.

В ст. 22 этого основного международного документа по правам человека, закрепляется, что «каждый человек, как член общества , имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях». В ст. 25 Декларации предусмотрено право каждого человека «на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи , и право на обеспечение на случай безработицы , болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

Другим универсальным актом, целиком посвященным экономическим, социальным и культурным правам человека, является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. В Пакте закреплено не только право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (статья 9), но и предусматривается самая широкая охрана и помощь семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, в особенности пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (статья 10). В статье 11 признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства обязаны принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права .

Наиболее полно право на социальное обеспечение закреплено актами, принимаемыми Международной организации труда. Среди целей и задач, закрепленных в Декларации о целях и задачах Международной организации труда (приложение к Уставу МОТ), признается обязательство способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью повышение жизненного уровня, расширение системы социального обеспечения, с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех, нуждающихся в такой защите, и полное медицинское обслуживание.

Непосредственное отношение к социальным правам имеет Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных нормах и целях социальной политики», поскольку указывает, что всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу. Конвенция рассматривает повышение жизненного уровня населения в качестве основной цели при планировании экономического развития.

К числу других актов МОТ, в которых раскрываются конкретные пути реализации права граждан на социальное обеспечение, относятся: Конвенция 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (устанавливает коэффициент замещения заработной платы не менее 40%), Конвенция 1962 г. № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», Конвенция 1967 г. № 128 и Рекомендация № 131 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца», Конвенция 1982 г. № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» и Рекомендация 1983 г. № 167 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального страхования». Следует отметить, что ни одну их указанных, ни подавляющее большинство других конвенций МОТ в сфере социального обеспечения Россия не ратифицировала.

На необходимость соблюдения права на социальное обеспечение и принятие мер по его реализации указывается в Рекомендации МОТ 1944 г. № 67 «Об обеспечении дохода». В данном документе отмечается, что существенным элементом социального обеспечения является обеспечение дохода с тем, чтобы уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца. Рекомендуется также организация обязательного социального страхования. Обеспечение определенных категорий лиц, в особенности детей, находящихся на иждивении, и нуждающихся инвалидов, престарелых лиц и вдов, должно производиться системой в порядке социального вспомоществования: они должны иметь право на пособия в приемлемых размерах. В Рекомендации № 67 закрепляются совокупность случаев и круг лиц, которые должны быть охвачены системой социального страхования, размеры пособий и условия уплаты взносов. В ст. 7 Рекомендации дается конкретная классификация страховых случаев: болезнь, материнство, инвалидность, старость, смерть кормильца, безработица, расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами, производственные травмы. Лица, работающие за вознаграждение, должны быть застрахованы от всей совокупности случаев, охватываемых социальным страхованием. Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны быть застрахованы на случай инвалидности, старости и смерти на тех же условиях, что и лица, работающие по найму, а по возможности и на случай наступления других социальных рисков.

Россия является членом Совета Европы. Несмотря на то, что Совет Европы не обладает, в отличие от Европейского Союза , законодательными полномочиями, еще до создания Европейских сообществ в рамках этой организации был подписан уникальный международный договор , который впоследствии стал ядром общеевропейской системы защиты прав человека: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.1 Обязательность выполнения данного договора государствами вытекает из их согласия, которое они дают при принятии их в члены СЕ. В отличие от других международных документов, Конвенция и протоколы к ней (к настоящему моменту принято 14 протоколов) закрепили не только перечень прав и свобод человека, гарантируемых всем лицам, находящимся под юрисдикцией государств-участников, но и действующий механизм обеспечения их соблюдения -Европейский суд по правам человека.

Не менее значимым актом Совета Европы в области социально-экономических прав служит Европейская социальная хартия. 2 Социальная хартия представляет собой Европейский договор, открытый для подписания в 1961 году и вступивший в силу в 1965 году. Хартия защищает основные социальные и экономические права и составляет наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод единый механизм защиты прав человека в Европе. С 1 июля 1999 года вступила в силу Пересмотренная Европейская социальная хартия, в которой сведены все права, гарантированные Хартией 1961 года, с некоторыми поправками, а также права, гарантированные Дополнительным протоколом от 1988 года, и некоторые новые права.

Европейская социальная хартия гарантирует целый ряд основных прав, касающихся жилья, здравоохранения, образования, занятости, социальной защиты, а также недискриминационного подхода, которые могут быть классифицированы по двум основаниям: условия труда и социальная сплоченность (в это понятие включаются право на социальное обеспечение, право на социальную и медицинскую помощь, право на пользование социальными благами). Право на социальное обеспечение включено в число наиболее важных прав человека и входит в тот минимум обязательств, который должно взять на себя государство в момент ратификации Хартии. Кроме того, пункт 3 статьи 12 Хартии обязывает государства постоянно стремиться выводить систему социального обеспечения на более высокий уровень. К сожалению, обязательства по данному пункту, а также другим важным положениям, содержащимся, например, в статьях 13, 23, 30 Хартии наша страна на себя пока не приняла.

Значительное место в системе европейских актов, посвященных социальным правам человека, занимает Европейский кодекс социального обеспечения 1964 г. В Преамбуле Кодекса указано, что его принятие будет способствовать повышению норм социального обеспечения в государствах-членах Совета Европы на более высокий уровень, чем закреплено в Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Кодекс закрепляет обязательства в области оказания медицинской помощи (включая любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность, роды и их последствия), помощи по нетрудоспособности, по безработице, по старости (включая установление пенсионного возраста), в случаях производственной травмы, по беременности и родам, по инвалидности, потери кормильца, помощи семьям. В ч. XI Кодекса содержатся нормы, которым должны отвечать периодические денежные выплаты. Размер пособия для работающих устанавливается в процентном отношении к заработной плате (от 40 до 50%), а для неработающих размер пособия должен быть достаточным для достойного содержания семьи получателя помощи, которая не должна быть менее, чем соответствующая помощь для работающих лиц.

Необходимо отметить сотрудничество в сфере социального обеспечения в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Цель концепции социального обеспечения стран Содружества состоит не в том, чтобы привести законодательство всех входящих в него стран к общему знаменателю, а в том, чтобы решить вопросы гармонизации законодательства в области социального обеспечения, скоординировать их деятельность в социальной сфере и, в первую очередь, применительно к трудящимся-мигрантам.

В рамках СНГ принята Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. В ней закрепляется, что государства-участники СНГ обязуются обеспечить каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, соблюдение международных стандартов в области прав человека на основе Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах и других основополагающих международно-правовых документов в области прав человека. Статья 16 Конвенции предусматривает, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в других случаях, установленных национальным законодательством.

В 1994 году Межпарламентская Ассамблея утвердила документ, имеющий большое значение в области социальных прав граждан стран - участниц СНГ, - Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств (СНГ). В ст. 40 Хартии закрепляется, что государства гарантируют лицам, проживающим на их территории , право на социальное обеспечение и, что важно, полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных национальным законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей. Минимальный уровень пенсионного обеспечения устанавливается в пределах, обеспечивающих прожиточный минимум, и с учетом инфляционных процессов в государстве постоянного проживания граждан. Изложенные в данной статье положения гарантируют гражданам некогда единого государства соблюдение принципа социальной справедливости.

Содержание права отдельных субъектов на социальное обеспечение в международных правовых актах

В ряде международных актов закрепляются права в области социального обеспечения всех категорий лиц, являющихся субъектами права социального обеспечения, другие международные акты предусматривают права в области социального обеспечения только отдельных субъектов права.

Среди универсальных источников, закрепляющих права отдельных категорий на социальное обеспечение необходимо указать Конвенцию о правах ребенка 1989 г. Конвенция закрепляет, что государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование , и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (ст. 26-27). Признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Одну из наиболее многочисленных групп, требующих особой защиты со стороны государства являются инвалиды, поэтому такой субъект права социального обеспечения как инвалид, а также такой факт нетрудоспособности как инвалидность особо отмечены в международных актах. В соответствие с Декларацией о правах инвалидов 1975 г. понятие «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей. В 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов1, целью которой заявлено поощрение, защита и обеспечение полного осуществления инвалидами на равной основе всех прав человека и основных свобод (ст. 1). Конвенция не закрепляет новых прав инвалидов (основные права инвалидов раскрываются в Декларации о правах инвалидов 1975 года), она содержит гарантии и пути реализации уже существующих общепризнанных прав человека , в том числе в области здравоохранения (ст. 25), труда и занятости (ст. 27), обеспечения надлежащего уровня жизни и социальной защиты (ст. 28).

Сегодня, в условиях глобального старения населения, все более многочисленным становится такой субъект права социального обеспечения как пожилые люди, достигшие установленного возраста, который согласно международным нормам не превышает 65 лет. Рекомендация МОТ 1980 г. № 162 «О пожилых работниках» закрепляет положение о том, что пожилые работники без дискриминации по возрасту должны пользоваться равенством возможностей наравне с другими работниками, в частности, относительно мер социального обеспечения и социальных пособий, возможности иметь жилье, доступа к социальным и медицинским службам, в частности, когда эти возможности и этот доступ связаны с профессиональной деятельностью или занятостью.

В рамках Совета Европы можно отметить такие акты как Дополнительный протокол 1988 г. (Протокол № 1) к Европейской социальной хартии. Ст. 4 данного протокола (Право пожилых людей на социальную защиту) требует принимать меры, обеспечивающие пожилым людям возможность как можно дольше оставаться полноценными членами общества (что весьма актуально в условиях неуклонного старения населения развитых стран, где с начала 90-х годов наблюдается резкое ухудшение демографической ситуации), и гарантирующие пожилым людям, живущим в специальных заведениях, надлежащую помощь при уважении к частной жизни и др.

В рамках СНГ существует ряд нормативных актов в области пенсионного обеспечения. Например, Соглашение от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения». Данный документ регулирует вопросы, связанные с возложением бремени расходов по пенсионному обеспечению, исчислением трудового стажа , переездом пенсионера в другую страну - участницу СНГ, действием документов, необходимых для пенсионного обеспечения. Кроме того, надо отметить Соглашение от 24 декабря 1993 г. «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств -участников СНГ», одним из наиболее важных положений которого является зачет в выслугу лет службы в органах безопасности и внутренних дел бывшего Союза ССР.

Существуют также двухсторонние международные договоры , заключенные между Российской Федерацией и странами - бывшими республиками СССР, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения. Например, Соглашение от 10 февраля 1995 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, Договор от 14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, Соглашение от 29 июня 1999 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской республики о пенсионном обеспечении и др.

Конвенция МОТ 1952 года № 103 (пересмотренная Конвенцией МОТ № 183) «Об охране материнства» и Рекомендация № 95 (пересмотренная Рекомендацией МОТ № 191) в содержание права женщин на социальное обеспечение включают право на получение денежного пособия и медицинской помощи. Размеры денежного пособия устанавливаются законодательством страны таким образом, чтобы обеспечить для самой женщины и ее ребенка хорошие с точки зрения гигиены жизненные условия и надлежащий уровень жизни.

Необходимо отметить международные акты, устанавливающие меры защиты трудящихся, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В первую очередь, это Конвенция и Рекомендация МОТ 1964 г. № 121 «О пособиях в случаях производственного травматизма», устанавливающая минимальный размер выплат от 50 до 60 % утраченного заработка, а также Рекомендация МОТ 2002 г. № 194 «О перечне профессиональных заболеваний».

Среди актов, закрепляющих права безработных, можно указать Конвенцию МОТ № 44 и Рекомендацию № 44 1934 г. «О страховании на случай безработицы и о различных видах оказания помощи безработным», которые содержат ряд предложений о страховании на случай безработицы и о различных видах помощи безработным. Следует отметить Конвенцию МОТ 1988 г. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы». В ней говорится о необходимости проведения мероприятий, способствующих созданию занятости, особенно в области профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и профессиональной реабилитации, обеспечения самой надежной защита от отрицательных последствий вынужденной безработицы. Тем не менее, вынужденная безработица существует и поэтому важно гарантировать, чтобы системы социального обеспечения способствовали занятости и экономической поддержке тем, кто является по не зависящим от них причинам безработными. В связи с этим Конвенция содержит ряд предложений по содействию занятости и социальному обеспечению, в том числе в ней указываются лица, подлежащие защите, размер пособий и др.

§ 30.1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения

Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.

Международно-правовое регулирование социального обеспе­чения выражается в разработке международных стандартов в обла­сти социального обеспечения, гармонизации и координации нацио­нальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохра­нения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается на ратифи­кации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Республика Бела­русь. В основном это связано с деятельностью Организации Объе­диненных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это дос­тигается путем заключения Республикой Беларусь двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими го­сударствами либо включения международных норм в текст нацио­нальных законов.

Одним из основных прав каждого человека является право на социальное обеспечение, то есть право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалиднос­ти, потери кормильца, наступления старости или иного случая утра­ты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам. Свое юридическое закрепление это право находит в та­ких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и Меж­дународный пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах человека и гражданина (1966 г.). Согласно ч. 1 ст. 8 Конститу­ции Республики Беларусь государство признает приоритет обще­признанных принципов международного права и обеспечивает со­ответствие им внутреннего законодательства.

Существует несколько способов воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство:

Прямое применение международных актов после ратификации;

Включение международных норм в текст законов;

Реализация положений ратифицированных или нератифици-рованных актов с помощью внутреннего законодательства.

Гармонизация международно-правового регулирования осуще­ствляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), провозгласившая, что должны быть приняты все возмож­ные меры на международном, региональном и национальном уров­нях для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохране­ние, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, об­разование, забота о благосостоянии детей, положение женщин, социальное обеспечение и др.

Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств-участников или для стран, ратифицировавших договор. Как правило, такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. Так, Кон­венция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспе­чения» (1952 г.) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков.

Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следую­щим направлениям:

Запрещение дискриминации граждан стран - участниц меж­дународного договора по признаку национальности;

Решение вопросов о применимом праве, т.е. устранение коллизии норм;

Суммирование периодов социального страхования, профес­сиональной деятельности или проживания в странах - участницах договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия;

Установление условий получения выплат в одной из стран-уча­стниц в случаях, когда право на них приобретено в других странах;

Взаиморасчеты между странами по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.

Нормы МОТ в области социального обеспечения направлены на установление равноправия. Таким образом, равноправие являет­ся основополагающим принципом международно-правового регу­лирования социального обеспечения.

1. Принцип равноправия в области социального обеспечения установлен Конвенцией № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1962 г.). Члены МОТ, ратифицировавшие данную Конвенцию, принимают на себя обязательства предоставить на своей территории гражданам любого другого государства - члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые права со своими гражданами в отношении видов обеспечения, установленных Конвенцией № 102 (1952 г.).

Принцип равноправия касается не только обращения, но и со­хранения приобретаемых и приобретенных прав на те виды соци­ального обеспечения, в отношении которых государства приняли на себя соответствующие обязательства.

Так, при предоставлении краткосрочных пособий (например, пособий по беременности и родам или безработице) равноправие между гражданами страны и иностранцами выражается в отмене условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты. В отношении пособий по случаю потери кормильца равные права распространяются на иж­дивенцев, независимо от их гражданства.

2. Принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются. Так, право на пенсию по старости, помимо достижения пенсионного возраста, может зависеть от соблюдения следующих условий: продолжительности страхового или трудового стажа; времени постоянного проживания в стране, производящей выплаты, с уче­том или без учета гражданства.

Итогом координационной деятельности МОТ в этой сфере пра­воотношений стала Конвенция № 157 «Об установлении междуна­родной системы сохранения прав в области социального обеспече­ния» (1982 г.). Эта Конвенция распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения, финансируемые за счет страховых взносов, за исключением специальных систем для жертв войны, социальной и медицинской помощи.

Конвенция содержит толкование общепринятых терминов, пра­вила сохранения приобретаемых прав и выплаты пособий за грани­цей. В соответствии с ней термин «периоды страхования» означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной де­ятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, а также прирав­ненные к ним периоды. Суммирование названных периодов произ­водится в целях приобретения прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается.

3. Принцип сохранения приобретенных прав. Он направлен на устранение недостатков, связанных с принципом территориальнос­ти, при выплате пенсий или пособий лицам, находящимся вне терри­тории государства, по законодательству которого они назначены. Этот принцип не распространяется:

На специальные безвзносовые пособия, назначаемые в каче­стве социальной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума. Безвзносовыми называют пособия, предоставление ко­торых не зависит от прямого финансового участия подлежащих обес­печению лиц либо их нанимателя или от наличия определенного трудового стажа;

Пособия, предоставляемые по переходным системам. В со­ответствии с используемой терминологией «переходные системы» охватывают лиц, возраст которых на день вступления в силу приме­няемого законодательства превышает установленный.

Согласно Конвенции № 157 государства - члены МОТ, ратифи­цировавшие Конвенцию, приняли на себя обязательства по сохране­нию приобретенных прав лишь в отношении долговременных выплат. В частности, в ст. 9 Конвенции говорится, что государство-член га­рантирует независимо от места проживания выплату пенсии по инва­лидности, старости, случаю потери кормильца, в связи с трудовым увечьем, право на которую приобретено по его законодательству. Расходы по финансированию указанных пенсий распределяются пропорционально между странами, ратифицировавшими Конвенцию.

Что касается краткосрочных выплат, то в соответствии со ст. 10 Конвенции государства лишь «стремятся принимать участие в систе­ме сохранения прав, приобретенных на основании их законодатель­ства», в отношении: медицинского обслуживания, пособий по бо­лезни, беременности и родам, безработице, семейных пособий и др. Эти вопросы решаются на основе двусторонних соглашений.

Если право на медицинское обслуживание, пособия по болез­ни, беременности и родам приобретено по законодательству одно­го государства, а выплата производится на территории другого в соответствии с действующим в нем законодательством о социаль­ном обеспечении, то первое государство возмещает второму фак­тические расходы или расходы в пределах согласованных сумм.

Международные договоры могут содержать особые правила в отношении пособий по безработице и семейных пособий. В частности, для получения пособия по безработице гражданин должен быть заре­гистрирован в качестве безработного в службах занятости всех госу­дарств, на территории которых он ищет работу. Производится сумми­рование периодов выплаты пособия в каждом государстве, чтобы об­щая продолжительность не превышала установленного срока.

Если гражданин работает на территории одного государства, а его семья проживает на территории другого государства, то дву-или многосторонними соглашениями могут предусматриваться сле­дующие механизмы. В первом случае могут выплачиваться пособия по законодательству страны, в которой работает кормилец, во втором - по законодательству страны места жительства семьи, но при этом первое государство возмещает второму расходы по финанси­рованию, если двусторонним соглашением не предусмотрено иное.

Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм уста­навливаются международными договорами.

Основными субъектами международно-правового регулирова­ния социального обеспечения являются Организация Объединенных Наций и Международная организация труда. МОТ является специа­лизированным учреждением ООН и в соответствии со своим Уста­вом наделяется полномочиями по принятию международных кон­венций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального обеспечения. Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МБТ), выполняющее функции секретариата МОТ.

Субъектами международно-правового регулирования социаль­ного обеспечения на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу об­ладают члены Содружества Независимых Государств, которое об­разовано в 1991 г.


Министерство образования и науки Волгоградской области
государственное бюджетное образовательное
учреждение среднего профессионального образования
«Михайловский профессионально-
педагогический колледж»

Специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»

ПЦК социально-гуманитарных и юридических дисциплин

Курсовая работа
Международно-правовое регулирование социального обеспечения

Выполнила:
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие и задачи международно-правового регулирования социального обеспечения.. ………………………………………………………...…6
1.1. Сущность международно–правового регулирования социального обеспечения……………………………..6
1.2. Принципы международно-правового регулирования социального обеспечения ………………………....12
Глава 2 Источники международно-правового регулирования социального обеспечения. ………………………..24
2.1. международно-правовое регулирование социального обеспечения актами ООН
…………………………………………………………………………..24
2.2. международно-правовое регулирование социального обеспечения актами МОТ. ………………...…21
2.3. международно-правовое регулирование социального обеспечения в рамках СНГ.
Заключение…………………………………………………………………...…..42
Список используемой литературы…………………………………………...…45
Приложения…………………………………………………………………..….49

Введение
Одним из важнейших направлений международного регулирования является устранение коллизии правовых актов. Международные конвенции прямо указывают на применимое законодательство, чтобы избежать случаев, когда одновременно могут быть использованы правовые акты нескольких стран либо не может быть применено законодательство ни одной страны. Не принято оставлять решение этого вопроса на усмотрение заинтересованных сторон.
Существует известное противоречие интересов работодателей и наемных работников в сфере социального обеспечения: трудящиеся стремятся вступить в ту систему социального обеспечения, которая предоставляет им наибольшие выгоды, тогда как работодатели пытаются распространить на свой персонал действие системы, предусматривающей наименьшие выплаты. В данном случае выбор подлежащего применению законодательства обычно определяется характером профессиональной деятельности:
? дня наемных работников;
? лиц, работающих не по найму;
? неработающих лиц;
У работников, командированных в другое государство;
? работников автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного международного транспорта;
? работников дипломатических представительств.
Таким образом, международно-правовое регулирование социального обеспечения осуществляется по разным направлениям, в том числе сохранению приобретаемых прав в области социального обеспечения, определению подлежащего применению законодательства, выплате пенсий и пособий за границей и т.д

Объектом исследования курсовой работы является ……….
Предмет…………………….. –
Цель работы – заключается в разработке основ концепции международных стандартов социального обеспечения в качестве одного из факторов международно-правового регулирования в данной сфере, направленного на установление согласованных требований к современным системам социального обеспечения.
Задачи:
1. обосновать, что правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на двух уровнях: международном и внутригосударственном, поскольку система социального обеспечения, в рамках которой осуществляется реализация признаваемого мировым сообществом права человека на социальное обеспечение, должна устанавливаться государством с учетом международных стандартов;
2. определить понятие, функции и пределы международно-правового регулирования социального обеспечения
3. проанализировать основные международные акты, устанавливающие международные стандарты социального обеспечения, в сравнении с российским законодательством на предмет соответствия последнего требованиям, предъявляемым к современным системам социального обеспечения
Теоретическая и методологическая основы исследования.
При исследовании международных стандартов социального обеспечения использовались как общенаучные методы познания (метод системного анализа, законы формальной логики и сравнение), а также частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой)
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, положения международных правовых актов, в том числе актов Международной организации труда (далее - МОТ), Совета Европы, Содружества Независимых Государств (далее - СНГ, Содружество), нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения по социальному обеспечению, а его эмпирическую базу - судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека (по делам о защите социальных прав граждан) и Экономического Суда СНГ
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1
1.1.Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения

Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.
Международно-правовое регулирование социального обеспечения выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.
Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Республика Беларусь. В основном это связано с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это достигается путем заключения Республикой Беларусь двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст национальных законов.
Одним из основных прав каждого человека является право на социальное обеспечение, то есть право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам. Свое юридическое закрепление это право находит в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1966 г.). Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Республики Беларусь государство признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им внутреннего законодательства.
Существует несколько способов воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство:
- прямое применение международных актов после ратификации;
- включение международных норм в текст законов;
- реализация положений ратифицированных или нератифици-рованных актов с помощью внутреннего законодательства.
Гармонизация международно-правового регулирования осуще-ствляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), провозгласившая, что должны быть приняты все возможные меры на международном, региональном и национальном уровнях для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, образование, забота о благосостоянии детей, положение женщин, социальное обеспечение и др.

1.2. Принципы международно-правового регулирования социального обеспечения

Заключение

Итак, я рассмотрела тему «Международно-правовое регулирование социального обеспечения», и считаю, что цели моей работы достигнуты.
Теперь подведем итог работы.
Нормативные правовые акты в области социального обеспечения и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения.
В соответствии с международными актами права человека являются универсальными и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Уважение индивидуальных прав должно поощряться на постоянной основе, независимо от существующих условий или политической системы. Права какого-либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, когда их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц.
В международном праве получили четкое определение принципы уважения прав человека, их международные нормы и стандарты. Так, общие принципы права - это принципы международного права, которые выражают общепризнанные нормы поведения субъектов международного нрава.
Круг источников права социального обеспечения очень многообразен. Единого кодифицированного закона, охватывающего всю совокупность отношений по социальному обеспечению, до сих пор не принято. Поэтому главная роль в регулировании отношений по социальному обеспечению принадлежит законам

1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 дек. 1966 г. // Ведомости Верхов. Совета СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998. 10 дек.

3. Декларация Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда // Российская газета. 1998. 16 дек.

5. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. О гражданских и политических правах: Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР о 18 сентября 1973 г. № 4812-VIII // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12..

6. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН 48/141 Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека от 20 декабря 1993 г. // Текст резолюции официально опубликован не был. См.: Действующее международное право: Сб. М., 1998. Т. 2.

7. Указ Президента РФ от 29 марта 1998 г. № 310 "Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 14. Ст. 1540.

8. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Текст устава официально опубликован не был..

9. Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ "О присоединении России к Уставу Совета Европы" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 9. Ст. 744.

10. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 14. Ст. 1514
11. О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: конвенция МОТ от 20.06.1983 г., № 159 // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. - М., 1990. - С. 270-273.
12. О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями: конвенция МОТ от 23.06.1981 г., № 156 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.
13. Об экономических, социальных и культурных правах: междунар. пакт от 16.12.1966 г. // Действующее междунар. право. - М., 1996. - Т. 1. - С. 7-33.
14. Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспече-ния, 13 марта 1992 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительства СНГ. - 1992. - № 3.
15. Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам госу-дарств - участников СНГ, 27 марта 1997 г. // Содружество. Информаци-онный вестник Совета глав государств и Совета глав правительства СНГ. - 1997. - № 2 (26)

Список использованной литературы
1)Антропов, В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов. - М.: Экономика, 2006. - 271 с
2) Буянова, М.О. Право социального обеспечения: учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов. - М.: Проспект: Велби, 2007. - 640 с
3) Галаганов, В.П. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития / В.П. Галаганов // Государство и право. - 1992. - № 12. - С. 38-46
4) Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учеб. пособие / В.П. Галаганов, С.В. Харитонова. - М.: Академия, 2006. - 416 с
5) Галаганов, В.П. Государственная социальная помощь в системе права социального обеспечения / В.П. Галаганов // Право и политика. - 2003. - № 6. - С. 81-87.
6) Гейц, И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации (по материалам Ф3 № 122-ФЗ) / И.В. Гейц. - М.: Дело и Сервис, 2005. - 640 с
7) Голенко, Е.Н. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Е.Н. Голенко, В.И. Ковалев. - М.: Юриспруденция, 2005. - 224 с
8) Долженкова, Г.Д. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Г.Д. Долженкова. - М.: Юрайт, 2007. - 187 с.
9) Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России: учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс-Клувер, 2005. - 466 с
10) Кобзева, С.И. Международные источники права социального обеспечения / С.И. Кобзева // Право и государство: Теория и практика. - 2007. - № 4. - С. 73-74
11) Мартиросян, Э.Р. Новые пособия по социальному обеспечению (введены с 1 января 2007 г.) / Э.Р. Мартиросян. - Новосибирск: РИПЭЛ, 2007. - 96 с.
12) Филиппова, М.В. Право социального обеспечения: учебник / М.В. Филиппова. - М.: Юристъ, 2006. - 444 с
13) Чепурной, А.Г. Международно-правовые аспекты формирования государственной политики по социальной защите инвалидов боевых действий в РФ / А.Г. Чепурной // Государство и право. - 2005. - № 7. - С. 20-25
14) Шарин, В. Принципы современной системы социальной помощи / В. Шарин // Социальное обеспечение. - 2003. - № 12. - С. 2-8
15) Якушев, Л.П. Социальное обеспечение в зарубежных странах. НИИ труда / Л.П. Якушев. - М., 2005г.

Специальная часть:

Тема 25. Международно-правовое регулирование социального обеспечения.

Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека, и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.

Международно-правовое регулирование социального обеспечения выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, в координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается либо на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Россия. В основном это связано с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это достигается путем заключения Россией двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст российских законов.

Одним из основных прав каждого человека является право на социальное обеспечение, то есть право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам. Свое правовое закрепление это право находит в таких актах как «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 23 марта 1976 г.).

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, имеют приоритет перед внутренним законодательством.

Основными субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения в настоящее время являются Организация Объединенных наций и Международная организация труда. Устав ООН принят в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. МОТ является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального обеспечения. Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МВТ), выполняющее функции секретариата МОТ.

Субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу обладают члены Содружества Независимых Государств (СНГ), которое образовано в 1991 году.

Источниками международно-правового регулирования служат акты ООН и Международной Организации Труда (МОТ), региональных объединений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двусторонние и многосторонние договоры.

Участие ООН в международном регулировании социальных вопросов предусмотрено п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН , которые закрепляют право ООН с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, содействовать:

а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

б) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Во Всеобщей декларации прав человека , одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепляются основные социальные права человека.

В соответствии со ст. 25 Декларации каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Второй важнейший документ ООН, закрепляющий социальные права человека - это Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах человека, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году.

Согласно Уставу МОТ, одно из главных направлений ее деятельности - нормотворчество, то есть создание международных стандартов. Это выражается, в основном, в принятии конвенций и рекомендаций. В числе основных можно назвать Конвенцию № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 год), Конвенцию № 117 об основных целях и нормах социальной политики, Конвенцию № 118 о равноправии в социальном обеспечении и др. Всего к 1995 году их число достигло 357 (175 конвенций и 182 рекомендации).

На региональном уровне источниками международно-правового регулирования социального обеспечения являются акты, принятые европейскими региональными объединениями государств: Советом Европы (СЕ), Европейским союзом (ЕС).

Целью Совета Европы в соответствии с его Уставом, принятым в Лондоне 5 мая 1949 г., является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Эта цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях. СЕ принял более 130 конвенций, в том числе и в области социального обеспечения. Среди них Европейская социальная хартия (1961 г., новая редакция подписана 3 мая 1995 г.), Хартия основных прав работника (1989 г.).

В 1996 году Российская Федерация присоединилась к Уставу Совета Европы.

Особую группу образуют соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств . Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.

Подписание 29 марта 1996 г. в Москве Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией юридически закрепляет в качестве главной перспективной цели создание Сообщества интегрированных государств.

Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13 марта 1992 г. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства.

Вопросы пенсионного обеспечения в государствах-участниках СНГ регулируются и двусторонними договорами. В частности, 10 февраля 1995 г. Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Данное соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 4 декабря 1995 г., то есть после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств.

Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины от 15 января 1993 г. о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ, определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.

Минимальные нормы социального обеспечения установлены Конвенцией МОТ № 102 (Женева, 4 июня 1952 г.). В этой конвенции охвачены практически все виды социального обеспечения (оказание медицинской помощи, пособия по болезни, пособия по безработице, пособия по старости, пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца).

Например, основанием для предоставления пособия по старости (по российскому законодательству - пенсии по старости) является достижение работником возраста 65 лет. Компетентный орган власти может установить более высокий возрастной предел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране. Лицо имеет право на получение пособия по старости при наличии 30-летнего трудового стажа или 20-летнего стажа проживания в стране.

Когда выплата пособия по старости обусловливается минимальным стажем уплаты взносов или работы по найму, сокращенное пособие выплачивается подлежащим обеспечению лицам, которые до охватываемого случая приобрели 15-летний стаж уплаты взносов или работы по найму.

В сокращенном размере пенсия выплачивается лицам, у которых нет требуемого стажа и возможности его приобретения в силу возраста, но имеется 10-летний стаж уплаты взносов или работы по найму или проживания в стране не менее 5 лет.

Законодательство страны может предусматривать приостановление выплаты пособия лицам, имеющим на него право, но занимающимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход.

Важное значение в международно-правовом регулировании имеет принцип равноправия в области социального обеспечения, который закреплен в Конвенции МОТ № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (Женева, 6 июня 1962 г.). В соответствии с ней государства, ратифицировавшие Конвенцию, предоставляют на своей территории гражданам любого другого государства-члена Международной организации труда одинаковые права со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия.

В отношении пособий по случаю потери кормильца равные права распространяются на иждивенцев, независимо от их гражданства.

В отношении пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и т. д.) равноправие обеспечивается без какого-либо условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты.

По состоянию на 1998 год Конвенция МОТ № 118 Российской Федерацией не ратифицирована.

Международно-правовое регулирование социального обеспечения граждан осуществляется и по другим направлениям (сохранение приобретаемых прав в области социального обеспечения, определение подлежащего применению законодательства, выплата пенсий и пособий за границей).

§ 30.4. Источники международно-правового регулирования социального обеспечения

Источниками международно-правового регулирования социаль­ного обеспечения служат акты ООН и МОТ, региональных объеди­нений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двусторонние и многосторонние договоры, соглашения стран СНГ.

Участие ООН в международном регулировании социальных вопросов предусмотрено п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, которые закрепляют право ООН с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отноше­ний между нациями, содействовать: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социаль­ного прогресса и развития; б) разрешению международных про­блем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) закрепляют­ся основные социальные права человека. В соответствии со ст. 25 Декларации каждый человек имеет право на такой жизненный уро­вень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необхо­димое социальное обслуживание, который необходим для поддер­жания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Второй важнейший документ ООН, закрепляющий социальные права человека, - это Международный пакт об экономических, со­циальных, культурных правах человека (1966 г.).

Согласно Уставу МОТ, одно из главных направлений ее дея­тельности - нормотворчество, то есть создание международных стандартов. Это выражается в основном в принятии конвенций и рекомендаций. В числе основных можно назвать Конвенцию № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.), Конвенцию № 117 об основных целях и нормах социальной политики, Кон­венцию № 118 о равноправии в социальном обеспечении и др.

На региональном уровне источниками международно-право­вого регулирования социального обеспечения являются акты, приня­тые европейскими региональными объединениями государств: Со­ветом Европы (СЕ), Европейским союзом (ЕС).

Целью Совета Европы в соответствии с его Уставом, принятым 5 мая 1949 г. (г. Лондон), является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и прин­ципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их эконо­мическому и социальному прогрессу.

Эта цель достигается усилиями органов Совета Европы посред­ством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в эконо­мической, социальной, культурной, научной, правовой и админист­ративной областях. СЕ принял более 130 конвенций, в том числе и в области социального обеспечения. В число этих документов входит: Европейская социальная хартия, принятая в 1961 г. и пересмотрен­ная в 1996 г. (вступила в силу в 1999 г.), - хартия практически фик­сирует универсальные права человека в социальной и экономичес­кой сферах, которые закреплены в документах ООН и МОТ, учиты­вая при этом в определенной степени региональную специфику; Хартия основных прав работника (1989 г.).

Особую группу образуют соглашения государств - участников Содружества Независимых Государств. Первым шагом на пути гар­монизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., которое подписали Армения, Бе­ларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикис­тан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распростра­няется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные дей­ствующим, а также будущим законодательством.

Подписание 29 марта 1996 г. (г. Москва) Договора об углубле­нии интеграции в экономической и гуманитарной областях между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией юридически зак­репляет в качестве главной перспективной цели создание Сообще­ства интегрированных государств.

Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пен­сии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13 марта 1992 г. Размер зара­ботка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законо­дательством страны места жительства.

Вопросы пенсионного обеспечения в государствах - участни­ках СНГ регулируются и двусторонними договорами. В частности, 10 февраля 1995 г. Правительство Российской Федерации и Прави­тельство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Дан­ное соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 4 декабря 1995 г., то есть после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, по­стоянно проживающих на территории указанных государств.

Временным соглашением между Правительством РФ и Прави­тельством Украины от 15 января 1993 г. о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравнен­ных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспече­ния предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ, определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.

Минимальные нормы социального обеспечения установлены Конвенцией МОТ № 102 (1952 г.). В этой Конвенции охвачены прак­тически все виды социального обеспечения (оказание медицинской помощи, пособия по болезни, пособия по безработице, пособия по старости, пособия в случае трудового увечья или профессионально­го заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кор­мильца).

Например, основанием для предоставления пособия по старо­сти является достижение работником возраста 65 лет. Компетент­ный орган власти может установить более высокий возрастной пре­дел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране. Лицо имеет право на получение пособия по старости при наличии 30-летнего трудового стажа или 20-летнего стажа прожива­ния в стране.

Когда выплата пособия по старости обусловливается минималь­ным стажем уплаты взносов или работы по найму, сокращенное пособие выплачивается подлежащим обеспечению лицам, которые до охватываемого случая приобрели 15-летний стаж уплаты взносов или работы по найму.

В сокращенном размере пенсия выплачивается лицам, у кото­рых нет требуемого стажа и возможности его приобретения в силу возраста, но имеется 10-летний стаж уплаты взносов или работы по найму или проживания в стране не менее 5 лет.

Законодательство страны может предусматривать приостанов­ление выплаты пособия лицам, имеющим на него право, но занимаю­щимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: