Сумма соответствующая признаку поставки 2 или 3. Что это за документ? Что такое ожидаемый срок

Справка о подтверждающих документах (СПД) – инструмент, применяемый государством для учета валютных операций в рамках валютного контроля. Основное предназначение справки – подтверждение обоснованности платежей в иностранных деньгах, осуществляемых резидентами РФ. В качестве агента валютного контроля банк обязан отслеживать операции своих клиентов на предмет соответствия законодательству, выявлять неправомерные сделки и передавать полученную информацию вышестоящим органам.

Кто и кому должен предоставлять СПД?

Кому и в каких случаях необходима справка о подтверждающих документах, порядок и сроки ее предоставления – эти и другие вопросы, связанные с контролем валютных операций, регламентируются Инструкцией ЦБ РФ №138-и. Прежде всего данные положения касаются организаций – участников ВЭД, юридических и физических лиц, производящих платежи в валюте по контрактам в адрес зарубежных контрагентов и в связи с собственной деятельностью за пределами страны. При этом обязанность получать разрешение на такие сделки возлагается только на резидентов – организаций и граждан, действующих на территории и под юрисдикцией РФ:

  • юрлиц, занимающихся импортно-экспортными операциями;
  • юрлиц и ИП, оказывающих услуги и выполняющих работы за рубежом;
  • некоммерческих организаций, совершающих расчеты с иностранными партнерами.

Оформив паспорт сделки на договор с заграничным контрагентом в выбранном подразделении банка, резидент обязан обосновать валютные транзакции справкой о подтверждающих документах, поданной вместе с обозначенными в ней бумагами. СПД формируется на документ, удостоверяющий факт поставки товара или оказания услуг по контракту с нерезидентом (акт выполненных работ, счет на оплату и т.д.). Приняв справку, банк подшивает ее в досье по валютным операциям.

Где взять бланк справки?

Для оформления СПД существует специальная форма 0406010, разработанная ЦБ РФ - органом, уполномоченным осуществлять валютный контроль. Но поскольку паспорт сделки открывается в определенном банковском отделении, бланк справки о подтверждающих документах для валютного контроля логично запрашивать там же.

Типовая форма 0406010 приведена в Приложении №5 к Инструкции ЦБ от 04.06.2012 N 138-И, ее можно взять для заполнения, если обслуживающий банк не предъявляет особенных требований к оформлению документа. Как правило, шаблоны справок в разных банках, хоть и незначительно, но отличаются, например, «шапкой», в которой содержатся наименование и реквизиты конкретной кредитной организации.

Документ, оформленный на «чужом» бланке, могут и не принять: заранее узнайте, можно ли скачать «правильный» шаблон на официальном сайте финансового учреждения или заполнить форму СПД в интернет-банке для юрлиц. Все операции по одному валютному договору нужно осуществлять только в том отделении, где было получено разрешение на сделку: именно там проводилась паспортизация, там же находится досье, и через это же подразделение оформляются валютные транзакции.

Как заполнить СПД?

Порядок составления справки прописан все в той же 138-й Инструкции:

  1. Если вы взяли бланк непосредственно в банке, скорее всего, «шапку» вам заполнять не придется. В типовом шаблоне в поле «Наименование банка» нужно вписать полное название кредитной организации и номер отделения. Общепринятые сокращения допускаются.
  2. Дата составления справки по умолчанию указывается в международном формате «ГГГГ.ДД.ММ.», если банк не просит по-иному.
  3. Наименование резидента – здесь вносится название организации. Для НКО – только полное, для коммерческих юрлиц допустимо краткое обозначение, для ИП – ФИО без сокращений, паспортные данные и номер регистрационного свидетельства.
  4. В поле «Паспорт сделки» - номер ПС, если сделка беспаспортная – не заполняется.
  5. В графе «Подтверждающий документ» - номер документа (акта, счета, декларации), на который оформляется справка, и его дата в формате «ДД.ММ.ГГГГ». Указывается дата, проставленная в документе последней, - если их несколько (например, составление и подписание произошло в разное время).
  6. В столбце «Код документа» – обозначение вида документа, включающее цифры и нижнее подчеркивание, взятое из справочника 138-й Инструкции.
  7. Сумма сделки указывается дважды: в валюте подтверждающего документа и в валюте договора. Код валюты – цифровое обозначение в соответствии со справочником валют.
  8. Поле «Признак поставки» предназначено для указания направления оплаты и способа исполнения финансовых обязательств: по факту или по предоплате. Возможные варианты: 1 – получен аванс от нерезидента; 2 – нерезидент совершил оплату по факту; 3 – внесена предоплата от резидента; 4 – оплата нерезиденту по факту.
  9. Графа «Ожидаемый срок» заполняется при условии признака поставки «2» и следующих видов подтверждающих документов: от 01_3 до 04_3, 15_3. Дата устанавливается в стандартном формате и рассчитывается на основе условий контракта: она должна быть не раньше даты платежа по договору, иначе будет расцениваться как просрочка.
  10. При указании ожидаемого срока в графе «Примечания» необходимо пояснить, каким образом этот срок определен, со ссылкой на документ-основание.
  11. В поле «Код страны» вносится цифровой код государства – грузоотправителя или получателя, необходимые коды берутся из справочника.
  12. Достоверность информации скрепляется подписями руководителя фирмы-резидента и ее главбуха.

В какие сроки предоставляется справка?

Справка о подтверждающих документах имеет четкие сроки предоставления, зафиксированные Инструкцией 138-И:

  1. Если на груз имеется таможенная декларация, СПД подается не позднее 15 рабочих дней от даты, указанной в ней. Бывает, что документ «проштампован» несколько раз, то есть товар не сразу прошел через таможню, тогда за точку отсчета берется последняя дата. Фактическое время поступления товара к грузополучателю в данном случае значения не имеет.
  2. При отсутствии таможенной декларации срок в 15 дней начинает отсчитываться с 1 числа месяца, следующего за месяцем таможенного оформления.

Несоблюдение указанных сроков грозит резиденту штрафными санкциями. Основная ошибка, которую допускают организации – новички в валютных контрактах, - недопонимание разницы между таможенной и коммерческой датой доставки груза, в результате чего происходит просрочка с подачей формы 0406010.

Что будет за задержку СПД?

Не предоставленная или задержанная справка о подтверждающих документах является нарушением валютного законодательства. Для резидентов, запоздавших с подачей СПД и приложений к ней, предусмотрена административная ответственность в виде штрафов, дифференцированных по времени просрочки (ст.15.25 КоАП):

  • до 10 дней – для юрлица штраф 5 – 15 тыс. руб., для ИП и должностных лиц – 0,5 – 1 тыс. руб.;
  • 10 – 30 дней – штрафы 20 – 30 тыс. руб. и 2 – 3 тыс. руб. соответственно;
  • свыше 30 дней – 40 – 50 тыс. руб. организациям и 4-5 тыс. руб.- ИП.

Некорректное оформление справки или нарушение срока ее хранения чревато такими же штрафами, как при задержке с документами на месяц и более. Бумаги, относящиеся к валютным сделкам, хранить нужно не менее 3-х лет.

Как исправить справку 0406010?

СПД может быть отклонена банком по следующим основаниям:

  • информация, указанная в справке, не соответствует данным подтверждающих документов;
  • необходимые приложения к справке не предоставлены или их пакет не полон.

В случае, если документы не приняты, организация обязана исправить все замечания и подать весь комплект заново. Уведомить резидента о том, что СПД придется переделать, кредитная организация должна в течение 3-х дней с момента подачи.

Возможна ситуация, когда в уже помещенную в валютное досье справку необходимо внести корректировки. Например, зарубежный контрагент задерживается с оплатой, не подписывает акт выполненных работ, а следовательно, если ожидаемый срок не передвинуть, то произойдет нарушение правил валютного контроля. Корректировка делается в срок 15 дней с момента вступления в силу документов, подтверждающих изменения в совершенной сделке, путем подачи новой формы 0406010 с пометкой в поле «признак корректировки».

Всегда ли нужно подавать СПД?

Существуют условия, освобождающие резидента от подачи справки по валютной сделке:

  • пунктами контракта предусмотрено регулярное внесение фиксированных платежей (как пример – плата за аренду, лизинг);
  • паспорт сделки ликвидируется в связи с переуступкой долга третьему лицу;
  • резидент уполномочил обслуживающий банк самостоятельно формировать справку на основании предоставленных организацией подтверждающих документов.

Поручить финансовому учреждению заботу о подготовке справки для валютного контроля можно при заключении договора на расчетно-кассовое обслуживание или позже, подав соответствующее заявление.

Справка о подтверждающих документах является высококлассным инструментом, использующемся государством для ведения учета валютных операций, на которые распространяется контроль, регламентируемый законодательством. Такая справка является подтверждением резонности произведенного платежа в иностранной валюте, который был сделан резидентом РФ.

Справка о подтверждающих документах — что это за документ?

В свою очередь банк, который выполняет функции агента валютного контроля, выполняет надзор за операциями выполняемыми клиентами и определяет неправомерные с нарушением законодательства сделки. После выявления такой информации, банку необходимо уведомить о ней вышестоящие органы.

Подтверждающий документ – это свидетельство о том, что условия контракта или же кредитного договора были выполнены или же их действие было прекращено. Кроме, того такой документ может говорить о том, что условия договоренности могли быть изменены.

Такая справка обязательно должна включать следующие положения:

  • Название банка, требующего предоставления этого документа;
  • Наименование юридического лица, занимавшегося заполнением справки;
  • Указанный номер паспорта сделки согласно договору определенного формата;
  • Таблицу, которая должна содержать следующие данные: дату, код документации, номер самой таможенной декларации, сумму, указанную в валюте согласно запросу по подтверждающему документу.

Выданную справку необходимо заверить уполномоченному представителю организации. Ее необходимо подать на протяжении 15 дней, с момента позволения таможенной организации на вывоз товара, или же со дня, как были поданы документы на получения разрешения на ввоз товара. Кроме того, если товар не требует декларирования, то справка подается согласно законодательству до 15-го числа месяца, который следует за тем, когда производилась сама доставка.

Согласно действующему законодательству за непредставление справки о подтверждающих документах, налагается административная ответственность. Таким образом справка составляется совместно с подтверждающим документом, и является своего рода свидетельством о том, что условия сделки были выполнены и стороны рассчитались с друг другом.

В каких случаях он не предоставляется, а в каких обязателен

Законодательные нормы предусматривают, что при сложении определенных обстоятельств подача вышеуказанной документации становиться ненужной. Компании или юридическое лицо могут не предоставлять такую справку, в следующих случаях:

  • В договоре или контракте, указывается в качестве оплаты фиксированная сумма;
  • Произошел процесс ликвидации паспорта договора, в связи с передачей долга третьему лицу;
  • Обслуживающий банк сам оформляет справку, согласно документам предоставленным самим клиентом.

Обязанность формирования данной справки может на себя взять и финансовая организация, так как ее наличие требуется в соответствии с процедурами финансового контроля при предоставлении услуг кассового и расчетного характера.

Справку о подтверждающих доходах предоставлять должны:

  • Компании, которые занимаются экспортно-импортными услугами и операциями;
  • Организациям с юридическим лицом или же индивидуальным предпринимателем, которые оказывают услуги и выполняют работы за границей;
  • Некоммерческие организации оплачивающие услуги иностранных партнеров.

Срок предоставления и хранения

Справка о подтверждающих документах должна быть предоставлена в банк, в случае выполнения валютной операции в рамках, установленных паспортом сделки. Создание такой справки необходимо для документа, который подтверждает, что условия работ были выполнены в соответствии с договоренностями.

Согласно закону, в банк необходимо предоставить как саму справку, так и документы, подтверждающие выполнение условий договора.

Срок подачи справки является довольно интересным и иногда сбивающим с толку, а все потому что его формулировка довольно заковыристая. Согласно ей, справку необходимо подать на протяжении пятнадцати дней, с момента окончания месяца в котором были утверждены и подписаны подтверждающие документы.

При этом важно отметить следующее: датой составления и подписи подтверждающего документа является последнее указанное в нем число. Благодаря такой информации можно легко уйти от возможного штрафа, из-за нарушения даты предоставления справки и документов. В особенности такой нюанс в законодательстве играет большую роль, если в компании не отлажен документооборот. При нем возврат подписанных и утвержденных документов может длиться больше одного месяца. Выходом из такой ситуации будет указание необходимой даты возле подписи директора, и сделанная его копия на сканере – это все что необходимо для того, чтобы отсрочить претензии со стороны валютного контроля.

В случае если партнер отказался подписывать подтверждающие документы, то в качестве них может служить предоставленный счет. Однако, такой вариант необходимо прописывать заранее в паспорте договора при его составлении. Не стоит забывать, что тогда, с даты составления счета начинается отсчет срока подачи справки.

Справка о подтверждающих документах – порядок заполнения

При процессе составления справки необходимо подойти к этому делу со всей концентрацией и вниманием. Ведь малейшее нарушение ее содержания, или ошибки в указанных данным при проверке валютного контроля будут выявлены, а нарушители – оштрафованы. Поэтому в справке в обязательном порядке нужно указать следующие пункты:

  • Полное название своей организации;
  • Числовой номер паспорта договора;
  • Числовой номер документа, подтверждающего выполненные условия;
  • Дату, являющуюся днем подписания и утверждения документа;
  • Код, указывающий на вид документа;
  • Код обозначающий валюту;
  • Общую сумму с учетом вычета из нее НДС;
  • Код и саму сумму, которая будет отображаться в соответствии с валютой, указанной в контракте.

После ее составления, следует тщательно перепроверить заполненные данные.

Какие могут грозить штрафы или санкции?

В случае если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо нарушат сроки или порядок составления и подачи отчетной формы по совершенным операциям, имеющим валютный характер, или же неправильно отразят информацию о финансовых потоках за рубежом то в таком случае на законодательном уровне предусмотрены административные наказания путем наложения штрафа. Если данное правонарушение произошло по вине должностного лица, то ему грозит штраф в размере пяти тысяч рублей.

В случае если такое неправомерное действие совершило юридическое лицо, то на него накладывается штраф в размере пятидесяти тысяч рублей.

Если же предоставление справки или подтверждающего документа о совершенной валютной операции предоставляется проворящей инстанции с опозданием не более 10 дней, то штраф составит вдвое меньшее значение, а именно тысяча рублей или же пятнадцать тысяч рублей.

Но если срок просрочки подачи документов составляет вдвое большее значение, тогда штраф увеличивается в двукратном значении. Если срок подачи документов был нарушен более чем на месяц, штрафы начисляются в трехкратном значении.

В результате чего, стоит отметить, что справка о подтверждающих документах, как и сами документы следует оформлять в соответствии со сроками, установленными в законодательном порядке. Это довольно важный момент, который многие предприятия и фирмы откладывают считая, что успеют подать вовремя. В особенности такая ошибка характерна для тех организаций, в которых очень плохо отлажен документооборот.

В результате чего, предприятию грозят возможные наложенные штрафы. Хотя они и не являются довольно крупными, однако пренебрегать ими не стоит. Ведь после попадания в «штрафники», к данной фирме будет уделяться особое внимание со стороны проверяющих органов. Хотя при этом, важно указать возможное исправление такого положения.

Оно уже было упомянуто выше, и заключается в том, что согласно законодательству, датой подписания подтверждающего документа считается последняя дата, указываемая в документе, рядом с подписью директора. Таким образом можно указать дату с довольно большим запасом времени. Такое действие позволит отсрочить срок подачи отчетности в проверяющие валютные инстанции.

Вконтакте

Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.

В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.

В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2018 году.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

2. Валютный контроль для юридических лиц

3. Органы российского валютного контроля

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

5. Изменения в закон о валютном контроле

6. Документы в банк для валютного контроля

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

Итак, идем по порядку.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:

  1. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» . Данный закон претерпел изменения 14.05.2018 г.
  2. Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г. , принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2018 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
  3. Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ . В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.

Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2018 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.

2. Валютный контроль для юридических лиц

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

3. Органы российского валютного контроля

Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.

В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.

Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…

Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.

Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:

  1. Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
  2. Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  3. Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;

Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2018 г. внесено важное изменение:

  • В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту . Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
  • В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса , если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.

Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).

Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.

В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.

Например, организация получила акт выполненных работ за март 2018 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2018 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2018 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2018 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).

При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.

5. Изменения в закон о валютном контроле

Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.

Справка о валютных операциях с 01.03.2018 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.

Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2018 г.

Таблица: Изменения в закон о валютном контроле

Инструкция №138-И

до 28.02.2018 года

Инструкция №181-И

с 01.03.2018 года

Влияние суммы контракта на валютный контроль для юридических лиц
Паспорт сделки (если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США на дату ее заключения) На учет ставится контакт, которому присваивается уникальный номер (подробнее об этом читайте ниже)
Процесс передачи контракта банку
Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. В некоторых случаях контракт может быть предоставлен позднее
Справка о валютных операциях
При совершении сделки на сумму свыше 1000 долл. надо было: отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость; представить справку о валютных операциях; При совершении сделки от 200 тыс. рублей и выше передает в банк: документы, которые объясняют совершившуюся сделку. Справка о валютных операциях отменена.
Справка о подтверждающих документах
Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции. СПД обретает вид единой формы учета и отчетности по валютным операциям
Порядок перевода контракта в иной банк
Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации Банк сам занимается ВВК
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию
Неправильная документация или ее отсутствие.

Подозрение на легализацию преступных доходов.

Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.

Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

6. Документы в банк для валютного контроля

Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет , после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:

  • по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
  • по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;

Также с 01.03.2018 года, если в рамках одного контракта поступают денежные средства не более 200 000,00 руб. в эквиваленте – в банк ничего предоставлять не нужно, кроме кода валютной операции.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:

  • по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
  • по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте

то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.

Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
при списании иностранной валюты или валюты РФ; до осуществления валютной операции (перевод денежных средств);
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; не позднее даты подачи таможенной декларации;
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара;
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги;
Внесение изменений в поставленный на учет контракт;
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;

После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.

Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.

При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде . Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

Если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке, то также необходимо составить справку о подтверждающих документах . Справка о подтверждающих документах – это вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Справку не оформляют резиденты, заключившие контракт на сумму, не превышающую по экспорту 6 000 000,00 руб., по импорту 3 000 000 руб. Также предоставление справок о подтверждающих документах не нужно при периодических фиксированных платежах.

Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы . Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.

Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет .

Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

  • на документации, использующейся в качестве декларации на товары, уполномоченным лицом таможенного органа поставлен штамп с отметкой о дате их выпуска;
  • были оформлены прочие подтверждающие документы.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.

Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.

  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:
  • резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
  • денежные средства пришли, но с опозданием
  • денежные средства пришли неполностью

предусмотрен штраф в размере:

  • для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
  • для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
  • постановки контракта на учет;
  • сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
  • внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);

предусмотрен штраф в размере:

  • нарушение не более, чем на 10 дней: должностное лицо на 500-1000 р., юридическое 5 000-15 000 р.;
  • нарушение на 10-30 дней: должностное лицо на 2 000-3 000 р., юридическое 20 000-30 000 р.;
  • нарушение более чем на 30 дней: должностное лицо на 4 000-5 000 р., юридическое 40 000-50 000 р.

В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:

— либерализовать действующие требования валютного контроля;

— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;

— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;

— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;

А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?

Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы

Документы валютного контроля для банка

Ввиду требований частей 2 и 3 статьи 22 закона «О валютном…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ контроль над перемещением валюты в РФ осуществляется органами власти (Правительством, ЦБ, ФНС и ФТС). При этом банки являются валютными агентами и обязаны выполнять контрольные мероприятия в отношении своих клиентов, осуществляющих валютные операции.

Часть 7 статьи 23 ФЗ № 173 обязывает их отчитываться перед ЦБ РФ и другими компетентными органами об операциях с валютой, которые совершаются организациями и гражданами с использованием открытых у них счетов. При этом банки в силу требований части 1 статьи 23 ФЗ № 173 наделены правом получения от своих клиентов информации, касающейся легальности выполняемых ими валютных операций и обслуживания принадлежащих им банковских счетов.

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в части 9 статьи 1 ФЗ № 173. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

Документы для контроля

Полный список бумаг, при помощи которых можно доказать законность выполнения валютной проводки, приведен в части 4 статьи 23 ФЗ № 173. В частности, к таковым относятся:

  • документы, устанавливающие право на имущество, факт регистрации организации, ее правовой статус (резидент, нерезидент), постановку на налоговый учет;
  • бумаги, оформляемые банками и компетентными органами, указывающие на возможность компании открыть счет, провести по нему конкретную операцию, а также подтверждающие ее осуществление;
  • договоры, соглашения, акты приема-передачи, накладные, коносаменты и прочие документы, указывающие на наличие сделок и исполнение обязательств по ним;
  • паспорт сделки;
  • таможенные декларации, указывающие на перемещение валюты и товаров через границу.

Основными формами учета, которые требуются для легального проведения валютных транзакций, согласно положениям пункта 1.5 инструкции ЦБ РФ «О порядке…» от 04.06.2012 № 138-И (далее — Инструкция), выступают:

Скачать форму справки
  • справка о валютных операциях (далее — СВО);
  • справка о подтверждающих документах для валютного контроля (далее — СПД).

Следует помнить, что для проведения контроля в отношении одной операции, согласно статье 23 ФЗ № 173, банку требуются лишь документы, имеющие к ней непосредственное отношение. Если при этом к конкретной операции относится лишь часть текста документа, организация может представить лишь выписку, подтверждающую конкретную транзакцию. Обозначенная норма также обязывает организацию предоставлять только документы, действительные на дату их направления (оригиналы остаются у предъявителя, в дело подшиваются лишь копии, заверенные банковской организацией или государственным органом). При этом не стоит забывать о необходимости нотариально подтвержденного перевода бумаг, выполненных на иностранном языке, и их легализации посредством простановки апостиля.

Паспорт сделки

Паспорт сделки, исходя из предписаний пункта 6.1 Инструкции, является основным документом компании, который требуется банку для контроля за движением валюты. Приложением № 4 к Инструкции предусмотрены 2 формы бланка паспорта (для контракта и кредитного договора).

Направляется документ банку, в котором у компании имеется валютный счет, задействованный для расчетов по сделке (при этом для каждого контракта делается отдельный паспорт). Помимо паспорта организация, ввиду пункта 6.6 Инструкции, должна представить банку заключенный договор и иные бумаги, которые обозначены в паспорте или требуются для подтверждения обозначенных в нем сведений.

При направлении проекта соглашения вместе с паспортом требования пункта 6.12 Инструкции обязывают компанию направить уже подписанный контракт в течение 15 дней с момента его заключения. Банку, в свою очередь, отводится 3 дня на проверку представленных документов. В случае их соответствия предъявляемым требованиям он должен составить для данной сделки паспорт в электронном варианте, а также присвоить ему учетный номер. При этом готовым документ признается с момента его подписания банковским работником и присвоения ему номера.

Не знаете свои права?

Конкретного срока для предоставления паспорта сделки законодательством не устанавливается, однако следует знать, что он должен быть направлен в банк, согласно пункту 6.5 Инструкции, одновременно с СВО или СПД (в зависимости от того, какая из указанных справок оформляется раньше).

Справка о валютных операциях - образец заполнения на 2018 год

Согласно пункту 2.1 Инструкции, организация обязана оформить и представить своему валютному агенту (банку, оформлявшему паспорт сделки) СВО и документы, в ней указанные (подтверждающие законность операции), при списании валюты со своего счета либо зачислении средств на него. При этом данный пункт предоставляет и возможность не представлять подтверждающие документы, если сумма операции не превышает 1 000 долларов.

Практикам следует помнить также о ситуациях, определенных пунктом 2.4 Инструкции, когда предоставление не требуется, например:

  • при произведении операций между организацией и ее уполномоченным банком (купле-продаже валюты, переводе валюты со счета на депозит и т. д.);
  • при произведении валютных операций между резидентами, счета которых находятся в одном и том же уполномоченном банке;
  • при обозначении в соглашении между организацией и банком обязанности последнего оформлять СВО самостоятельно.

СВО оформляется по унифицированной форме (приложение № 1 к Инструкции). При этом помимо собственно бланка справки в указанном приложении содержится подробная инструкция по ее заполнению. Образец заполненной СВО вы можете скачать на нашем сайте .

Справка о подтверждающих документах

Необходимость оформления СПД, а также прилагаемых к ней документов, подтверждающих исполнение по сделке, предусмотрена пунктом 9.1 Инструкции. Справка эта выполняется на унифицированном бланке, который можно найти в приложении № 5 к Инструкции (там же можно ознакомиться с порядком заполнения).

Следует помнить, что СПД оформляется только в том случае, если ранее на сделку был оформлен паспорт. Соответственно, подается справка, согласно пункту 9.1 Инструкции, именно в то отделение банка, которое оформляло (или будет оформлять) паспорт.

Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1-9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции. Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. При этом от организации требуется лишь своевременная подача подтверждающих документов.

Валютный контроль и сроки предоставления документов

Сроки представления учетных форм (СВО и СПД) и прилагаемых к ним документов также определяется Инструкцией. Так, СВО с прилагаемыми к ней документами направляется в банк, согласно пункту 2.3, одновременно с распоряжением о списании валюты со счета. Если речь идет о зачислении валюты на счет организации, справка направляется в банк в течение 15 дней с момента зачисления.

Порядок исчисления сроков представления СПД и документов, к ней прилагаемых, обозначен в пункте 9.2.1. Согласно его положениям, данную справку необходимо направить в банк в течение 15 дней после окончания месяца, в котором таможенными органами на декларации (заявлении на условный выпуск) была проставлена соответствующая отметка о дате ввоза (вывоза) или условного выпуска. В том случае, если исполнение контракта подтверждают иные документы, предельный срок направления СПД, согласно пункту 9.2.2, ограничивается 15 днями после окончания месяца, когда подтверждающие документы были оформлены.

При этом следует помнить, что при наличии нескольких таможенных отметок или подтверждающих документов, имеющих разные даты, в расчет принимается последняя из них.

Подводя итог, отметим, что документами валютного контроля по факту являются не только собственно бумаги, подтверждающие легальность проведения валютных операций, но и документы (учетные формы), которые необходимы для сопровождения и учета всех проводимых валютных операций. Под последними понимаются паспорт сделки, справки о валютных операциях и подтверждающих исполнение сделки документах.

Скачать форму справки

Справка о подтверждающих документах (СПД) по форме 0406010 введена ЦБ РФ с 1 октября 2012 г. вместо прежней, от 2003 г. Ее назначение – контроль валютных операций, прежде всего импортных, с целью исключить неоправданный отток клиринговой валюты за рубеж. СПД предоставляется в территориальное отделение банка, разрешившее валютную операцию проводившим ее резидентом.

Резидентом может быть не обязательно гражданин РФ, главное – что он действует на территории РФ и под ее юрисдикцией. Вместе с паспортом сделки и пакетом документов, подтверждающих законность сделки и платежеспособность нерезидента («с другой стороны»), СПД включается в банковское досье по валютным операциям. СПД предоставляется в двух экземплярах.

Кто предоставляет СПД

Общий принцип здесь такой: есть сделка от резидента – есть СПД, нет сделки от резидента – нет СПД. Поэтому СПД формы 0406010 предоставляют субъекты права РФ, проводящие валютные операции с зарубежными контрагентами:

  • Юридические лица, осуществляющие коммерческие экспортно-импортные операции.
  • Юридические лица, выполняющие работы и/или оказывающие услуги за пределами таможенной территории РФ.
  • Некоммерческие организации – юридические лица, совершающие взаиморасчеты с зарубежными контрагентами.
  • Физические лица – индивидуальные предприниматели, действующие за рубежом и совершающие взаиморасчеты в валюте.

Пояснение для физических лиц: если вы поехали работать за границу по контракту нерезидента, «оттуда», как частное лицо, предоставлять СПД вам не нужно; вы заключили контракт «там» и на время работы находитесь под юрисдикцией страны пребывания. Точно так же СПД вам не нужна, если вы работаете по найму и вас отправили в заграничную командировку с оплатой в валюте; в данном случае это забота вашего работодателя. Но, к примеру, сварщик-водолаз индивидуал, зарегистрированный как ИП и заключивший контракт на выполнение работ за границей, должен получить разрешение банка и предоставить СПД – контракт от заключает «здесь», по законам РФ. Но он может, если доверяет контрагенту, сразу уехать «туда», заключить контракт «там» как частное лицо, и тогда СПД ему не нужна. Если, конечно, тамошние валютные законы либеральнее российских, что для многих и вполне цивилизованных стран далеко не факт.

Куда отдавать СПД

Как указывалось выше, назначение справки о подтверждающих документах – валютный контроль. Бланк СПД выдает именно тот банк, который выдал разрешение на валютную операцию, причем именно то территориальное отделение, куда вы обращались за разрешением.

Бланки разных банков различаются между собой в пределах установленной ЦБ РФ формы (например – шапкой с названием и реквизитами банка), поэтому заполненный бланк другого банка могут не принять. Попросту: все операции по паспортизации валютной сделки ведет одно отделение банка, в котором хранится досье на нее.

Как заполнять СПД

СПД заполняется по Инструкциеи ЦБ РФ № 138-И от 04.06.2012 (часто говорят просто: «Инструкция 138»); этот же документ утверждает и типовую форму СПД.

Заполнение СПД конкретного банка может иметь свои особенности, поэтому дадим лишь общие указания:

  • Если в надзаголовке поле «Наименование банка» оставлено пустым, нужно писать полное название банка с указанием отделения. Допустимы общеизвестные сокращения, напр. «Банк ВТБ, отделение №№ в г. таком-то ».
  • Дата в шапке документа по умолчанию указывается в формате ГГГГ ДД ММ. Именно так, это общепринятый в международных расчетах формат даты. Почему так – вразумительных объяснений нет. Если банк требует указывать дату так, как обычно, цифрами или прописью, делайте так, как сказали в банке. Это дата составления СПД.
  • Поле «Наименование резидента» заполняется аналогично банку для юридических лиц, осуществляющих коммерческие операции. Для НКО нужно в любом случае указывать полное наименование безо всяких сокращений. Для ИП, кроме ФИО полностью, указывать данные паспорта и свидетельства о регистрации ИП.
  • Если сделка беспаспортная, поле «Номер паспорта сделки» оставляем пустым.
  • В графе «Дата» в теле СПД дата пишется уже обычным образом: ДД ММ ГГГГ цифрами. Тут нужно писать дату, когда объект сделки прошел таможню при ввозе или вывозе. Ее берут из таможенного документа.
  • Графа «Код документа» заполняется тремя цифрами с прочерком в порядке возрастания. Коды операций даны в Приложении 5 к той же Инструкции ЦБ РФ от 4 июня 2012 года N 138-И. Их стало больше, и пишутся они в другом формате.
  • Если сделка недекларируемая, следующую графу «Номер таможенной декларации» оставляем пустой.
  • В графах об оплате коды валют в «В валюте документа» и «Сумма» указываем по подтверждающим документам, а в «В валюте цены контракта» – по паспорту сделки. Если сделка беспаспортная, эта графа остается пустой.
  • «Признак поставки» заполняется для кодов операций 01_3, 01_4, 02_3, 02_4, 03_3, 03_4, 04_3, 04_4. Возможно одно из четырех значений:
  1. Резидент выполняет обязательства по контракту с нерезидентом по предоплате или авансу.
  2. Резидент отсрочил платеж нерезидента (дал ему коммерческий кредит на остаток оплаты).
  3. Нерезидент выполняет контракт с резидентом по предоплате или авансу.
  4. Резидент получил отсрочку платежа (коммерческий кредит на остаток) от нерезидента.
  • Если в «Признак поставки» указано «2», то нужно заполнить, в формате ДД ММ ГГГГ графу «Ожидаемый срок»; в противном случае она остается пустой.
  • В графе «Код страны грузоотправителя (грузополучателя)» указывается цифровой код страны по справочнику соответственно при импорте/экспорте. Если груз пересек несколько границ, коды транзитных стран указывать не нужно.

Сроки предоставления и хранения СПД

Для справки о подтверждающих документах сроки предоставления и хранения установлены следующие:

  • При наличии таможенной декларации – 15 рабочих дней от последней указанной в ней даты. Т.е., если товар задержался на таможне, или прошел ее не с первой попытки, срок считается с того момента, когда он все-таки прошел таможню. Но фактический срок получения грузополучателем в счет не идет. Прошло таможню – в течение 15 рабочих дней нужно подавать СПД. На неправильном понимании срока подачи многие компании и, особенно, ИП, ориентированные прежде всего на выполнение коммерческих обязательств, нарываются на штрафы.
  • Без таможенной декларации – в течение 15 рабочих дней от начала следующего месяца, после того, в котором пройдена таможня. Опять же, считается таможенная дата, а не коммерческая. СПД хранится не менее трех лет. Больше – сколько угодно.

Штрафы и санкции за несвоевременную подачу и нарушение сроков хранения

По ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» за нарушение сроков подачи и хранения СПД предусмотрено следующее:

  • Неправильное оформление и/или нарушение сроков хранения – штраф должностным лицам (сюда относятся и физлица-ИП) от 4000 до 5000 руб., юридическим лицам – от 40 000 до 50 000 руб.
  • Просрочка подачи до 10 дней – штраф должностным лицам и ИП от 500 до 1000 руб., юрлицам – от 5000 руб. до 15 000 руб.
  • То же самое, от 10 дней до 30 дней – штраф на должностных лиц и ИП от 2000 до 3000 руб., на юрлиц – от 20 000 руб. до 30 000 руб.
  • То же самое, на 30 дней и более – штраф на должностных лиц и ИП от 4000 до 5000 руб., на юрлиц – от 40 000 руб. до 50 000 руб.

Гражданской или уголовной ответственности за нарушение сроков подачи и хранения СПД не предусмотрено, только административная.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: