Общий порядок назначения административного наказания. Порядок назначения административного наказания

Общие правила назначения административного наказания, кратко говоря, представляют собой условия, при которых к субъектам применяются те или иные санкции. Степень ответственности будет зависеть от характера совершенного проступка, имущественного статуса и личности виновного. Рассмотрим далее, что собой представляют административные наказания, система, общие правила их назначения.

Ключевые условия применения санкций

Их устанавливает КоАП (статья 4.1). Общие правила назначения административного наказания предписывают учитывать факторы, смягчающие и отягчающие вину субъекта. При применении санкции к юрлицам во внимание принимается не только характер проступка и имущественный статус, но и финансовое положение (платежеспособность). Общие правила назначения административных наказаний устанавливают, что привлечение субъекта к ответственности не освобождает его от обязанности, за невыполнение которой он был привечен к ответственности. Ни к кому нельзя применить санкции дважды за один проступок.

Ответственность за несколько проступков

В КоАП достаточно четко разъясняются условия, при которых допускается назначение административных наказаний, общие правила и сроки применения санкций. Если субъект совершил 2 и больше проступков, к ответственности он привлекается за каждый из них отдельно. Если несколько незаконных действий лица рассматриваются одним органом или служащим, к нему применяется одна санкция. Субъект, которому назначено наказание, будет считаться подвергнутым ему в течение года с даты завершения исполнения соответствующего постановления.

Основные признаки

Выступает в качестве разновидности юридической. Она выражается в применении органами, имеющими соответствующую компетенцию, или служащим санкции к субъекту, который совершил проступок. Административную ответственность характеризуют признаки, свойственные юридической. Вместе с этим существуют и специфические черты. Ключевые признаки ответственности по КоАП сводятся к следующему:

  1. Меры административного наказания предусматриваются как законными, так и подзаконными актами. Из этого следует, что ответственность обладает собственной нормативной основой. Положения, в соответствии с которыми применяются санкции, формируют самостоятельный административный правовой институт.
  2. В качестве основания для применения санкций выступает проступок.
  3. К ответственности привлекаются как граждане (несовершеннолетние, должностные лица и проч.), так и их объединения.
  4. За правонарушения предусматриваются взыскания.
  5. Меры административного наказания могут применяться различными компетентными органами и служащими. Это могут быть исполнительные структуры госвласти, местного самоуправления, суды и, собственно, судьи.
  6. Санкции применяются уполномоченными лицами и органами к субъектам, не находящимся в их подчинении. Этим общие правила назначения административных наказаний отличаются от порядка наложения дисциплинарных санкций.
  7. Привлечение к ответственности по КоАП не влечет увольнения и судимости.

Применение санкций к должностным лицам

Общие правила назначения административных наказаний предусматривают, что служащие привлекаются к ответственности в связи с совершением ими проступка, выражающегося в неисполнении либо ненадлежащем выполнении возложенных на них обязанностей. В качестве должностного лица выступает субъект, временно, постоянно либо в рамках определенных полномочий наделенный функциями представителя власти, осуществляющий организационно-распорядительную или хозяйственно-управленческую деятельность в госорганах, структурах местной власти, муниципальных и госучреждениях, ВС РФ, прочих войсках и формированиях.

Важный момент

Как указывают общие правила назначения административных наказаний, члены совета директоров, правлений и прочих коллегиальных органов, ревизионных, счетных комиссий, а также руководители организаций, которые наделены функциями единоличной исполнительной структуры юрлица, подвергаются санкциям как должностные лица. Данное положение действует в строго определенных случаях. В частности, субъекты привлекаются к ответственности как должностные лица, если ими совершены проступки, предусмотренные в следующих статьях: 15.17-15.22, 13.25, 15.24.1, 15.23.1, 14.24, 15.29-15.31, 19.7.3, а также ч. 9 ст. 19.5.

Общие правила назначения административных наказаний устанавливают также, что граждане, выступающие в качестве членов аукционных, конкурсных, единых или котировочных комиссий, сформированных муниципальными либо государственными заказчиками, бюджетными учреждениями, привлекаются к ответственности как должностные лица. Это положение распространяется на незаконные действия по ст. 7.29-7.32 КоАП. Субъекты ПБОЮЛ, совершившие административные правонарушения, привлекаются к ответственности как должностные лица, если в Кодексе не устанавливается иное правило.

Применение санкций к зарубежным компаниям и иностранцам

Субъекты, являющиеся гражданами других государств, предприятия, зарегистрированные за пределами РФ, а также лица, которые не имеют гражданства, привлекаются к ответственности по общим правилам. Некоторые иностранцы могут обладать правовым иммунитетом. В случае совершения ими правонарушений вопрос о применении к ним административного наказания решается в соответствии с действующими международными правовыми нормами.

Применение санкций к организациям

Общие правила и принципы назначения административных наказаний устанавливают, что юрлица привлекаются к ответственности в случаях, определенных нормами раздела II КоАП либо федеральными законами. Если в положениях разд. I, III-V Кодекса не указывается, что санкции применяются только к юрлицам, они распространяются в равной степени и на граждан, и на организации. Исключение составляют случаи, когда наказание по смыслу статей может назначаться физлицам. При слиянии нескольких организаций к ответственности привлекается вновь созданное общество. В случае присоединения наказание применяется к принимающей компании.

При разделении/выделении из состава компании одной или нескольких фирм к ответственности привлекается лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли обязанности и права по имуществу/совершенным сделкам, в связи с которыми был совершен проступок. В случае преобразования административное наказание вменяется вновь созданной организации. Ответственность наступает вне зависимости от того, было ли известно предприятию о факте незаконных действий до окончания реорганизации.

Общие правила назначения наказаний: административные правонарушения

Понятие проступка зафиксировано соответствующей нормой. В положениях Кодекса закрепляются обязательные правила поведения, при нарушении которых виновному назначается наказание. Проступок характеризуется следующими признаками:

  1. Бездействием/действием.
  2. Виновностью.
  3. Наказуемостью.
  4. Противоправностью.

Рассмотрим их подробно.

Действие/бездействие

Выражаются в конкретном поведенческом акте. Наличие действия или бездействия указывает на невозможность привлечения к ответственности за намерения, мысли или цели. Нельзя рассматривать как правонарушение эмоции и чувства лица, не выраженные поступками. Мыслительный процесс не регламентируется нормами.

Противозаконность

В качестве административного нарушения может признаваться только такой поведенческий акт, который прямо запрещен нормами разд. II КоАП либо положениями законодательства. Если эти условия не соблюдаются, то привлечь к ответственности субъекта нельзя. Противоправность выступает в качестве одного из ключевых критериев правонарушения. Вторичным, производным от него признаком считается оценка последствий. Противоправным действием является целеустремленный волевой поступок лица, посягающий на общественные, частные или государственные интересы. Незаконным бездействием признается невыполнение либо ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей, установленных в законодательстве.

Неизбежность последствий

Наказуемость противоправных действий/бездействий неизбежна. Она рассматривается как предусмотренная в КоАП либо законе возможность привлечь к ответственности виновного. Наказание применяется для предотвращения совершения новых неправомерных деяний и самим виновным, и иными лицами. Санкции не могут унижать достоинство и честь человека, причинять физические страдания или наносить ущерб репутации.

Штраф

Административная мера наказания в виде денежного взыскания устанавливается в рублях. В соответствии с КоАП, гражданам может вменяться сумма, не превышающая 5 тыс. руб., должностным лицам - 50 тыс. руб., юрлицам - 1 млн руб. В случаях, установленных в ст. 14.42 и 14.40 КоАП, размер для организаций устанавливается до 5 млн руб. или выражается величиной, кратной:

  1. Стоимости предмета, на которое было посягательство, на момент завершения либо пресечения незаконного деяния.
  2. Сумме невыплаченных и подлежащих отчислению таможенных пошлин/сборов, незаконных операций с валютой, стоимости внешних и внутренних ценных бумаг либо денежных средств, зачисленных/списанных с неисполнением установленных предписаний о резервировании, валютной выручки, не реализованной в установленном порядке, капитала, не зачисленного в определенный срок на счет в уполномоченном банке, и проч.
  3. Максимальной (начальной) цене муниципального либо госконтракта при размещении заказов на производство работ, поставку продукции, оказание услуг, а также договора гражданско-правового характера, заключенного бюджетным предприятием.
  4. Сумме убытков/излишней прибыли, которых субъект избежал при неправомерном использовании инсайдерских данных либо манипулировании рынком.

Величина взыскания в любом случае не может быть менее 100 руб.

Предупреждение

Это мера наказания, которая выражается в официальном порицании организации либо гражданина. Предупреждение выносят в письменной форме. Оно устанавливается за проступки, совершенные впервые, если вследствие деяния не возник вред или его угроза в отношении здоровья/жизни населения, объектов растительного/животного мира, ущерб природе (или его вероятность), а также культурно-историческим памятникам, безопасности и обороноспособности государства, федеральному, муниципальному и частному имуществу.

Лишение специальных юридических возможностей

Данная мера наказания назначается за систематическое либо грубое нарушение правил реализации предоставленных ранее прав в случаях, установленных в Особенной части КоАП. Продолжительность действия санкции - 1-36 мес. Лишение права на управление ТС как мера наказания не может применяться к субъекту, использующему транспорт в связи с инвалидностью. Исключение составляют случаи, установленные в ч. 2 ст. 12.27, ч. 1 и 3 а также при уклонении от прохождения медосвидетельствования, пребывании за рулем в нетрезвом виде, оставлении места аварии, участником которой он является.

Арест

Этот заключается в содержании субъекта, который совершил в изоляции от общества. Арест может применяться только по решению суда, когда других санкций по обстоятельствам дела недостаточно. Данное наказание не может применяться к беременным, женщинам, на иждивении которых находятся дети до 14 лет, инвалидам 1 и 2 гр., несовершеннолетним. Максимальная продолжительность ареста - 15 суток. В этот период включается время задержания. В течение срока ареста работающему субъекту не начисляется зарплата. Однако данная санкция не влечет увольнения или судимости.

Правила назначения административных наказаний регламентируются главой 4 КоАП РФ.

1. Административное наказание может быть назначено только после того, как в действиях лица будет установлен полный состав административного правонарушения.

2. Оно назначается строго в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ иди санкции статьи Закона субъекта РФ.

3. Административное наказание назначается уполномоченным органом или должностным лицом в пределах их компетенции, т. е. при его назначении должна соблюдаться подведомственность дел, предусмотренная главой 23 и ст. 29.5 КоАП РФ.

4. Важным принципом назначения административного наказания является принцип индивидуализации наказания, который означает, что при выборе конкретной меры и размера наказания орган или должностное лицо должны учитывать характер совершенного правонарушения; личность виновного; его имущественное положение (для юридического лица имущественное и финансовое положение); обстоятельства, смягчающие (например, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим админиетративное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка и др.) и отягчающие (продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лип; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения и др.) административную ответственность (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ).

5. Административное наказание должно быть назначено с учетом срока давности привлечения к административной ответственности: постановление по делу об административном правонарушении, по общему правилу, не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. КоАП РФ устанавливает ряд исключений изданного правила (ст. 4.5 КоАП РФ).

6. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой наказание было назначено.

7. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

8. Последствием привлечения к административной ответственности является то, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Глава 4 КоАП посвящена основным правилам назначения административных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, законодательными актами субъектов РФ.

Общие правила назначения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:

а) в Кодексе об административных правонарушениях закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель;

б) в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры наказаний;

в) за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернативных наказаний только одно основное административное наказание;

г) назначение административного наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание;

д) законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.

При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Индивидуализация административного наказания выражается в том, что при его назначении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Индивидуализация наказания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим).

Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств.

При совершении одним лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. В то же время, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только одной санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки назначения административного наказания. Оно не может быть назначено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) - двух месяцев со дня его обнаружения.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП эти сроки не распространяются на нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, о защите прав потребителей, таможенного законодательства и на некоторые другие случаи, когда предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное наказание может быть назначено в названные выше сроки, исчисляемые со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Кодекс об административных правонарушениях определяет срок погашения административного наказания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.

Правила назначения административных наказаний предусматривают обязательность для правонарушителя возместить причиненный им имущественный ущерб и моральный вред.

Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину или организации, то судья при решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение при отсутствии спора вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.

Назначение административного наказания происходит в строго регламентированном порядке, установленном в КоАП России. Наказание наступает лишь за то деяние, которое является запрещенным и за которое предусмотрена административная ответственность на федеральном или региональном уровне.

Назначить административное наказание могут специально уполномоченные лица и органы, в компетенции которых находится ведение производства об административном правонарушении.

Главным принципом при назначении административного наказания, является не допущение унижения чести и достоинства при несении административных взысканий.

В этой статье:

Правила назначения административного наказания

Порядок назначения административного наказания основан на ряде принципов, которым неуклонно следуют правоприменительные органы. К таким принципам относятся:

  • Равенство всех правонарушителей перед законом, независимого от их положения, цвета кожи, пола, имущественной принадлежности и убеждений. Применительно к организациям, то этот принцип означает, что ответственность распространяется на все организации не зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности
  • Принцип особого производства, применяемый к правонарушителям, имеющим специальный статус. Это касается судей, прокуроров, следователей, депутатов и иных должностных лиц, для которых, помимо основных требований несения административной ответственности, предусмотрены дополнительные требования
  • Принцип неотвратимости ответственности означает, что административное наказание применяется ко всем лицам, виновным в совершении административного правонарушения
  • Принцип презумпции невиновности является классическим, и суть его сводится к тому, что лицо является не виновным, пока не будет установлено обратное, то есть лицо не обязано доказывать свою невиновность
  • Никто не должен нести ответственность дважды за одно деяние

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность

Важное значение имеют обстоятельства, которые учитываются при назначении любого административного наказания, так как они способны смягчить или ухудшить положение виновного.

Закономерность применения данных обстоятельств исходит из того, если виновный совершил правонарушение, которое содержит основания отягчающие ответственность, например, совершая деяние группой, с привлечением несовершеннолетнего, в состоянии алкогольного опьянения, то правонарушитель получит наказание более строгое, которое предусматривается составом об административном правонарушении.

Если винновый совершил деяние при наличии смягчающих обстоятельств, например, впервые в течение года, в случае раскаяния, содействие при расследовании правонарушения, оказания помощи потерпевшим, то будет применена более мягкая санкция статьи.

Зачастую санкция статьи имеет альтернативные наказания, то есть идет перечисление санкций от более мягкий к более строгим, например, предупреждение или штраф; штраф или административный арест.

Назначение административного наказания за несколько правонарушений

По общему правилу если лицо совершает несколько деяний, то за каждое предусматривается санкция.

Однако, бывает когда одно деяние содержит разные составы правонарушения, то в таком случае применяется более строгая санкция из двух статей или частей административного наказания.

За правонарушение может назначаться общее и дополнительное наказание, если есть прямое указание в статье на дополнительные санкции за правонарушение.

С июля 2002 года в нашей стране вступил в силу Кодекс об административных правонарушениях. Вместе с этим появились понятия проступок, правонарушение, наказание за административное правонарушение и иные понятия.

  1. Понятие и признаки административного правонарушения
  2. Виды наказаний
  3. Уклонение от исполнения наказания

Что такое административное правонарушение?

Согласно Российскому законодательству все лица, совершившие административные правонарушения подлежат наказанию. Наказание за административное правонарушение — это форма ответственности за совершение действий, которые были направлены против здоровья, экологии, порядка, имущества и других материальных и моральных ценностей. Так же к проступкам и правонарушениям относятся бездействия, например, уклонение от уплаты алиментов или исполнения воинских обязанностей. Любое преступление, правонарушение или проступок имеет свои признаки.

Признаки правонарушения и кого будут наказывать?

Признаками административного проступка являются противоправность (когда действие противоречит закону) и виновность (человек совершает действие умышленно или по неосторожности, осознавая возможные последствия).

Наказанию подлежат как физические, так и юридические лица. В этом главное отличие КоАП от Уголовного кодекса. Возраст, с которого человек подлежит наказанию, начинается с 16 лет.

Интересный момент про возраст. Допустим гражданину Иванову 2 июня 2018 года исполняется 16 лет. В свой день рождения он совершает противоправное действие. Будет ли он наказан? Нет. По общему правилу, наступление возраста считается с полуночи следующего дня. Поэтому гражданин Иванов на момент совершения преступления будет считаться не достигшим возраста административной ответственности.

Так же в общем порядки подлежат административному наказанию в общем порядке иностранцы и лица не имеющие гражданства.

Правонарушения могут быть совершены как одним лицом, так и группой лиц. В таком случае наказание каждое лицо несет отдельно.

Виды наказаний

Кодекс об административных правонарушениях, в народе «административный кодекс» предусматривает 10 различных мер воздействия на незаконопослушных граждан. В самом кодексе наказания расположены в порядке «весомости» от самого мягкого к более серьезному.
По общему правилу, судья при вынесении решения не может назначить наказание ниже предусмотренной кодеком границы. Но при особых обстоятельства с недавнего времени судья вправе назначать штрафы в размере 50% от минимального порога. Такие обстоятельства должны быть доказаны в суде и иметь реальное обоснование. Так же при исполнении наказания в виде штрафа предусмотрено смягчение наказания в случае уплаты его в определенный срок. Это значит, что если штраф будет оплачен в срок от 30 дней, то сумма штрафа уменьшается в половину. Такая же «скидка» применяется, если вы оплачиваете штрафы через единый портал государственных услуг.

В видах наказаний следует разбираться детально:

Предупреждение
Суть заключается в том, что оно должно иметь официальный письменный вид. В предупреждение дают негативную оценку поведению и предупреждают о невозможности такого поведения в будущем. Такого рода наказание назначается лицам, которые совершили незначительные проступки впервые и неумышленно. Важно: нельзя путать административное пресечение с административным наказанием. Например, когда сотрудник полиции делает предупреждение в устной форме, без вынесения постановления – это не будет являться административным наказанием. В качестве наказания предупреждение обязательно должно быть письменно зафиксировано.
Штраф Самый «популярный» вид административного наказания. – это денежное взыскание с физического или юридического лица. Мерами определения такого наказания служат минимальный размер оплаты труда, сумма неуплаченных обязательных взносов, например, налогов, стоимость предмета нарушения (имущества).

Минимальный размер такого штрафа – 949 рублей, максимальный целых 60 миллионов. Сумма штрафа зависит от того, кто совершил преступление. Для простых граждан максимальная сумма штрафа ограничена 8000 рублей, для должностных лиц -50000, а для юридических штрафы доходят до десятка миллионов.

Такие предметы изымаются в собственность государства бесплатно. Далее предметы реализуются, с выручки уплачивается ущерб и вычитаются расходы на саму реализацию. Важно понимать, что в случае если изъятый предмет является необходимым для деятельности, которая приносит единственный доход – изъять его не имеют права. Например, у охотника или рыбака не смогут изъять орудия его деятельности, если он докажет, что эти занятия единственный законный источник дохода.
Специальными правами называют не те права, которое дарованы нам конституцией. Эти права получают на законных основаниях. Право на управление транспортным средством, на рыбалку или охоту и другие. Лишить такого права могут лицо, которое превышает полномочия и неправильно использует такие права. Примером служит лишение лицензии на владение оружием. Законом ограничен срок максимального лишения специального права до 3 лет.
Административный арест

Можно констатировать, что в КоАП является одной из самых суровых видов наказания. Максимальный срок ареста составляет 30 суток и применяется к лицам, совершившим правонарушения в сферах организации митингов, нарушении режима чрезвычайных ситуаций и в тех областях, где задействовано законодательство о наркотиках и психотропных препаратах. Нарушения в иных областях наказывается арестом до 15 суток. Так же законом определена исключительность назначения такого наказания, и лица, к которым оно не может быть применено. Нельзя назначить арест беременной женщине, сотрудникам с определенными специальными званиями. Не подлежать такому наказанию женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, а также дети от 16 до 18 лет. Так же такое наказание не назначат военнообязанному мужчине, которого призвали на военные сборы или инвалидам первой и второй группы. С момента задержания лица до момента вынесения решения о наказании проходит время. Этот срок учитывается и включается в арест.
за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства Наказание заключается в том, что указанные лица принудительно и под контролем компетентных органов выдворяются за пределы границы государства. В определенных случаях назначается контролируемый, но самостоятельный выезд такого лица. Наказание не применяется к иностранным лицам, находящимся на военной службе. Гарантией исполнения наказания является содержания нарушителя в специальном учреждении до момента его вывоза за пределы страны. Самостоятельный выезд может быть назначен, когда совершается за счет самого гражданина или организации, которая его пригласила.
Это по сути лишение лица права занимать определенные должности, которые несут под собой функции управления. Например, осуществлять предпринимательскую деятельность, занимать должности в исполнительных органах управления коммерческих организаций, должности государственной гражданской службы.

Этот вид наказания применяется только к лицам, которые на момент совершения преступления уже занимались такого рода деятельностью. Максимальный срок дисквалификации составляет 3 года, а минимальный – 6 месяцев.

Это временный запрет на осуществление той же деятельности, за которую предусмотрена дисквалификация. Назначается она к тем же лицам, совершившим правонарушение в меньшей степени тяжкое. Приостановление деятельности может быть применено в случае если возникает угроза здоровью людей и их жизни, например, эпидемии. Так же применяется в сферах незаконных доходов, финансового террора. Федеральным законом от 5.02.2018 года в статью были внесены изменения. Согласно им, такое наказание может применяться так же в области реализации документов и билетов на матчи чемпионата FIFA Максимально ограничить деятельность можно до 90 суток. При «исправлении» нарушителя и исправлении последствий правонарушения, судья может возобновить деятельность досрочно.
Данный вид наказание предусматривает, что нарушитель должен выполнять бесплатные общественно-полезные деяния. В случае если лицо трудоустроено или находится на обучение такие работы выполняются в его свободное время. Сроки обязательных работ могут быть назначены от 20 до 200 часов. Поскольку такой вид наказания строго ограничен условием, при которым лицо не может отбывать наказание во рабочее или учебное время, то законом оговорен срок выполнения таких работ ежедневно не более 4 часов. При отсутствии у нарушителя работы и учебы или иной занятости суд может увеличить такой срок до 8 часов в день. Никто не застрахован от болезней или иных жизненных обстоятельств, поэтому закон учитывает подобные факторы и при исполнении наказания сроки могут быть перенесены или сдвинуты по времени. Контроль за выполнением таких работ возлагается на судебного пристава и организацию, в которой такое наказание исполняется.
на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения Достаточно новый вид наказания, который появился 2 года назад. Такое наказание может быть применено к лицу, нарушившему правила поведения на спортивных мероприятиях. Срок наказания достаточно суров от полугода до 7 лет. Гражданин, получивший такое наказание вносится в специальный список, который ведется компетентными органами. В связи с проведением в нашей стране крупных массовых спортивных мероприятий, исполнение данного вида наказания достаточно жестко контролируется.

Кто может назначить административное наказание?

Не все наказания назначаются судом. В КоАП предусмотрено назначение административного наказания иными должностными лицами. К примеру штраф может выписать сотрудник правоохранительных органов, а вот арестовать может только суд. Такие виды наказания как выдворение за пределы РФ назначаются в зависимости от места обнаружения правонарушения. Если нарушение зафиксировано при переходе границы России, такое наказании назначают сотрудники таможни, а если нарушение обнаружено позже- судья.

Любое назначенное административное наказание должно быть исполнено. В случае обнаружения факта уклонения от исполнения будет составлен протокол о новом правонарушении. Суд учтет неправомерное поведение повторно и назначит куда более строгое наказание.

И еще немного…

В моментах, касающихся назначения всегда имеет места принцип индивидуализации нарушителя. При выборе наказания должностными лицами или органами оценивается характер совершенного правонарушения. Его тяжесть, обстоятельства совершения. При назначении штрафа обязательно будет учтено имущественное положение лица, уровень его доходов и расходов.

Существуют и смягчающие обстоятельства. Например, деятельное раскаяние (признание вины, выплата ущерба или исправление испорченного). Так же смягчается наказание для несовершеннолетних, беременных или женщин, имеющих малолетних детей. Некоторые категории наказаний к ним вовсе не применяются, например, арест или обязательные работы. Отягчающими вину обстоятельствами могут стать то, что, совершая правонарушение был привлечен несовершеннолетний, проступок совершен повторно.

Максимальный срок, в течении которого может быть назначено наказание, по общему правилу три месяца с момента составления протокола.

И конечно, никто не может быть наказан за одно и то же правонарушение, преступление и проступок дважды.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: