Право. предпосылки правомерного поведения. Предпосылки правомерного поведения Предпосылки правомерного поведения правосознание

Во все времена члены общества старались создать модель поведения человека, которое бы не противоречила основным нормам права.

Предпосылки правомерного поведения

Однако такие идеи не всегда воплощались в реальности, так как воспитать в человеке образцы правомерного поведения было весьма сложным. Правомерное поведение индивида и общества в целом может быть достигнуто благодаря двум составляющим элементам – правовой культуре и правовому сознанию.

Правовосознание

Правосознание представляет собой отношение человеку к праву, к юридической практике, а также к действующему законодательству. Правосознание предполагает, что каждый человек обязан знать суть действующего права, понимать необходимость принятия и выполнения законов.

Также высокий уровень правового сознания предусматривает возможную критику проектов нормативно - правовых актов, неодобрение принятых законов.

Правосознание включает в себя такие структурные элементы: правовую идеологию, знание права, правовую психологию, а также анализ поведенческих установок.

Знание права представляет собой необходимость человека знать основные положения Конституции, конституционных законов и отраслевых кодексов. Правосознание человека может быть ограничено его житейскими представлениями либо личным жизненным опытом.

Правовая культура

Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры. В современном обществознании различают два вида правовой культуры: правовая культура личности и общества.

Правовая культура личности – это уровень знания правовой системы определенным индивидом, а также его уважительное отношение к институту права. Правовая культура личности очень тесно связана с понятием правосознания.

Это понятие включает в себя не только систему правовых знаний, но и личные предпочтения и убеждения индивида, которые позволяют сделать правильный вывод о том, какое поведение является допустимым, а какое недопустимым.

В основе понятия «правовая культура» лежит три обязательства человека: знание юридических норм, соблюдение свобод и прав других людей, выполнение обязательств, предусмотренных нормами права.

Правовая культура общества – это реально достигнутый уровень правосознания общественности, а также ее правовая активность.

Правовая культура общества проявляется в деятельности судебных и правоохранительных органов, а также должностных лиц. Именно по уровню эффективности их работы можно судить о том, настолько в обществе развита правовая культура.

Правомерное поведение - поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного пове­дения:

Правомерное поведение ограничено установленными пра­вовыми нормами, т.е. совпадает с нормами права, не противоре­чит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами.

Правомерное поведение полезно для общества, не противо­речит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необхо­димое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение (к нежелательным, но тем не менее социально допус­тимым явлениям можно отнести неучастие граждан в голосовании или супружеские разводы);

Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании (закон исключает из числа лиц, способ­ных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых). Дееспособностъ (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность);

Правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (массового нарушения пра­вовых норм) общество перестало бы нормально функциониро­вать (что обычно имеет место в периоды революций, граждан­ских войн или других социальных катаклизмов).

В зависимости от главного мотива выделяют следующие виды правомерного поведения.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и пра­вовой культуры, ответственности и добровольности.

Оно характеризуется осознанной и целенаправленной дея­тельностью личности ради достижения какого-либо социально полезного результата (так, например, в трудовой деятельности поведение работника будет определяться как социально актив­ное, если он соблюдает правила внутреннего трудового распо­рядка, техники безопасности, вносит рационализаторские пред­ложения, активно отстаивает свои социально-трудовые права и права других работников).

Конформистское поведение - поведение, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всесто­роннего осознания, без высокой правовой активности (человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все, такое поведение типично для социальных групп с недоста­точно развитыми правовой культурой и правосознанием, напри­мер, для несовершеннолетних).

Конформистское поведение определяется и как пассивное поведение личности. Пассивное поведение остается в рамках права, но оно не соответствует его целям. Там, где должны быть получены позитивные результаты, личность не стремится их достичь. Например, не предпринимает попыток реализовать свое право на труд, приобрести профессию или специальность, уклоняется от вступления в брак, не участвует в выборах в Го­сударственную думу, органы местного самоуправления.


Маргинальное (пограничное) правомерное поведение - пове­дение, соответствующее правовым предписаниям, но находя­щееся под воздействием государственного принуждения, про­диктованное страхом перед наказанием.

Маргинальное (пограничное) правомерное поведение людей соответствует действующим нормам права, но их правовое соз­нание находится в противоречии с этими нормами. В рамках за­конности людей удерживает боязнь быть привлеченными к юридической ответственности, строгости наказания, обществен­ного осуждения.

Маргинальный тип поведения характерен для лиц с низким уровнем доходов, репатриантов.

Предпосылки формирования правомерного поведения:

1) должны существовать определенные правовые отношения {правовые связи и зависимости) - юридические предпосылки;

2) психологические предпосылки - человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение;

3) социальные предпосылки - люди всегда действуют в оп­ределенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние (социальные связи в определенной мере влияют на поведение человека).

Существование права нераздельно связано с волей и созна­нием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и созна­ние человека, им следующего. В то же время и воздействие са­мого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего об­щества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

В современной юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

  • правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права;
  • правомерное поведение полезно для общества, не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее социально допустимые явления, как неучастие граждан в голосовании или супружеские разводы;
  • правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
  • правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от главного мотива.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно его поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно говорить о его сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с недостаточно развитыми правовой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чем заключаются возможные негативные проявления такого поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием. (Вспомните, кого называют маргиналами. В чем может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие примеры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определенные потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде всего, речь идет о юридических предпосылках: должны существовать определенные правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы, нормы прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психологических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение.

Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определенной мере влияет на поведение человека.

Подведем итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие самого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Конспект урока по обществознанию

10 класс

Составитель:

учитель истории и обществознания

Калинина Татьяна Андреевна

Тема урока:

«Правомерное поведение»

Цели урока:

    Раскрыть понятие правового поведения;

    Выделить основные признаки правового поведения;

    Рассмотреть состав правового поведения;

    Выявить цели правового поведения.

Задачи урока:

Образовательные:

    формирование представления у обучающихся о правовом воспитании;

    формирование представления о признаках правового поведения;

    формирование собственного взгляда о правовом поведении и его структуре.

Воспитательные:

    формирование у обучающихся научного мировоззрения о правовом воспитании;

    формирование навыков и умений работать в коллективе.

Развивающие:

    развитие у обучающихся познавательного интереса к обществознанию и праву, в частности;

    развитие у обучающихся творческих способностей;

    развитие чувства воображения.

Тип урока:

Комбинированный

Ход урока

Понятие правомерного поведения.

Правомерное поведение как один из основных видов правового поведения в научной и учебной литературе понимается в целом единообразно, хотя ему даются самые разные определения: от кратких до более или менее пространных. Не вдаваясь в их анализ, отметим, что главным для правомерного поведения, и это отмечается практически во всех определениях, является его соответствие нормам позитивного права. Учитывая данный момент, дадим следующее определение правомерному поведению: правомерное поведение – это охраняемое государством социально полезное осознанное поведение людей, соответствующее нормам позитивного права.

Правомерное поведение как вид правового поведения имеет все те признаки, которые присущи правовому поведению. Некоторые из них получили отражение и в предложенном определении. В то же время в данном определении отражены и те признаки, которые присущи только правомерному поведению. В целом, исходя из предложенного определения, можно выделить следующие основные признаки правомерного поведения.

Во-первых, правомерное поведение, как и любое правовое поведение, является поведением людей – индивидов или их коллективов.

Во-вторых, правомерное поведение, как и любое правовое поведение, – это поведение, которое выражено вовне в форме конкретных физических действий или бездействия.

В-третьих, правомерное поведение, как и любое правовое поведение, – это сознательно-волевое, осознанное поведение людей.

В-четвертых, правомерное поведение – это социально полезное поведение людей . Если правовое поведение является социально значимым и может быть либо социально полезным, либо социально вредным, то правомерное поведение всегда является социально полезным. Надо заметить, что в литературе данный признак не всегда безоговорочно признается. В частности, отмечается, что поскольку правомерное поведение может быть необходимым, желательным и социально допустимым, то едва ли последнюю разновидность правомерного поведения можно считать социально полезным поведением. Так, например, говоря о правомерном поведении, А. Ф. Черданцев отмечает: «Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность совпадают далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы – поведение правомерное, однако не общественно полезное». Разумеется, правомерное поведение не всегда приносит прямую пользу обществу, но коль скоро общество допускает такие виды поведения, как неучастие в выборах, частые браки и разводы и т. д., то их надо все-таки при-знавать социально полезными, поскольку они не причиняют вреда обществу. Как отмечает В. В. Оксамытный, «обществу, общественным интересам должно служить и быть на пользу все, что осуществляется в рамках возможного и дозволенного законом, поскольку тем самым закрепляются приоритеты правового государства». Еще определеннее по этому поводу высказывается Р. А. Рома-шов. «Применительно к социально допустимому поведению, – пишет он, – его полезность определяется безвредностью».

В-пятых, это поведение, соответствующее нормам позитивного права . Данный признак выражает саму суть правомерного поведения, в связи с чем некоторые авторы, определяя правомерное поведение, ограничиваются в основном только этим признаком. Например, М. Н. Марченко пишет: «Правомерное поведение можно определить как такое поведение людей, которое в полной мере согласуется со всеми требованиями норм права» . Действительно, если неправомерное поведение нарушает нормы позитивного права, то правомерное поведение всегда согласуется с ними, соответствует им.

В-шестых, это поведение, которое обеспечивается, охраняется государством. Как уже отмечалось, любое правовое поведение подконтрольно государству. Подконтрольность правомерного поведения состоит в том, что государство обеспечивает его, берет под свою защиту, поскольку государство заинтересовано именно в правомерном поведении.

Состав правомерного поведения.

Теперь рассмотрим состав правомерного поведения. Состав правомерного поведения это совокупность элементов, которые в своем единстве образуют (составляют) правомерное поведение . В составе правомерного поведения можно выделить четыре элемента: объект, субъект, объективную сторону и субъективную сторону, хотя некоторые авторы ограничиваются только объективной и субъективной сторонами.

Объект правомерного поведения – это то, на что направлено правомерное поведение. Как представляется, это различные материальные и нематериальные блага.

Субъектом правомерного поведения является право- и дееспособное лицо (индивиды или их коллективы), совершающее правомерные поступки.

Объективная сторона правомерного поведения характеризуется внешним проявлением правомерного поведения и выражается в правомерном действии или правомерном бездействии, а также социально полезном результате.

Субъективную сторону правомерного поведения составляют, прежде всего, психическое и духовное состояние лица, его отношение к существующим нормам права и к своему поведению, правовая оценка им своей собственной деятельности. Кроме того, к субъективной стороне правомерного поведения принято относить также цели и мотивы поведения.

Виды правомерного поведения .

Существуют различные виды правомерного поведения, которые можно выделить по следующим основаниям: по отраслевой принадлежности, по формам реализации права, по степени социальной полезности, по субъектам, по объективной стороне, по субъективной стороне.

По отраслевой принадлежности правомерное поведение можно подразделить на конституционно-правовое, административно-правовое, гражданско-правовое и т. д.

По формам реализации права, поскольку реализация права осуществляется посредством правомерного поведения, могут быть выделены такие виды правомерного поведения, как соблюдение права, исполнение права, использование права и применение права.

По степени социальной полезности правомерное поведение подразделяется на поведение необходимое, желательное и социально допустимое. Необходимое поведение обладает наибольшей социальной полезностью. Оно затрагивает жизненно важные устои общества и связано с исполнением различных обязанностей в интересах государства и общества (защита отечества, служба в армии, уплата налогов и т. д.). Желательное поведение обладает менее высокой социальной полезностью, нежели необходимое поведение, но тоже благоприятно влияет на развитие общества. Вследствие этого государство по возможности оказывает стимулирующее воздействие на данный вид правомерного поведения (поощряет научное и художественное творчество, производительный труд, развитие спорта и т. д.). Социально допустимое поведение обычно не приносит ощутимой пользы государству и обществу, но не считается и социально вредным поведением, поскольку дозволяется нормами позитивного права (например, забастовки).

По субъектам правомерное поведение можно подразделить на индивидуальное (совершается отдельными индивидами) и коллективное (совершается группой лиц или организацией).

По объективной стороне, т. е. в зависимости от внешнего проявления, правомерное поведение подразделяется на правомерные действия (активное поведение) и правомерное бездействие (пассивное поведение). Правомерные действия, с учетом волевой направленности, в свою очередь, можно подразделить на юридические акты и юридические поступки.

По субъективной стороне (преимущественно с учетом целей и мотивов поведения) правомерное поведение, как представляется, можно подразделить на маргинальное, конформистское, привычное и социально-активное. На этой классификации мы остановимся подробнее, поскольку она является основной и позволяет более содержательно охарактеризовать правомерное поведение.

Маргинальное поведение (от лат. «;line-height: 150%"> Конформистское поведение (от лат. «conformis» – подобный, сходный; согласный, сообразный) – это поведение, носящее приспособленческий, конъюнктурный характер, и связано с подражанием другим. Оно присуще лицам, которые не имеют четкой гражданской позиции и приспосабливаются к окружающим, подражают им, пытаясь заслужить их доверие или, наоборот, боясь утратить его. Это люди, которые во многом лишены индивидуальности и не имеют собственного «Я». Ведут они себя правомерно только лишь потому, что так поступают другие.

Привычное поведение (его называют также традиционным, обычным, положительным, стереотипным ) – это поведение, которое сформировалось в силу привычки действовать в соответствии с законом. Такое поведение формируется под воздействием сложившихся устоев, традиций, семейного и иного воспитания, собственного опыта, убеждения в необходимости поступать так, а не иначе. Для многих людей (в Российской Федерации – это примерно одна треть граждан) привычное поведение является естественным, само собой разумеющимся образом жизни. Вместе с тем привычное поведение имеет и негативную сторону, связанную с его определенным консерватизмом. У человека по привычке может сохраняться потребность в совершении каких-либо действий, хотя необходимость в них объективно может уже исчезнуть. Особенно это характерно для переломных ситуаций в обществе при проведении радикальных реформ, пугающих многих своей новизной и непривычностью.

Социально-активное поведение – это глубоко осознанное, целеустремленное поведение, связанное с уважительным отношением к праву и закону. Социально-активное поведение представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения и является самой предпочтительной его разновидностью. Оно присуще людям, обладающим четкой гражданской позицией, высокой правовой культурой, высоким уровнем правосознания, глубокой убежденностью в необходимости подчиняться требованиям права, предъявляющим строгие требования как к своему поведению, так и к поведению других. Такие люди воспринимают нормы права как необходимые и целесообразные правила поведения, выражающие их собственные взгляды, потребности и устремления.

В ряде учебников по теории государства в данной классификации выделяются и некоторые другие виды правомерного поведения. Например, одни авторы выделяют дополнительно социально пассивное и нигилистическое поведение , другие – законопослушное поведение . Думается, однако, что достаточных оснований для выделения подобных видов правомерного поведения в рассматриваемой классификации нет. Так, социально пассивное поведение перекликается с маргинальным и конформистским поведением. Нигилистическое поведение может проявлять себя как правомерное (в частности, как маргинальное или конформистское) или как неправомерное поведение. Законопослушное поведение вообще может трактоваться как правомерное поведение в целом.

Вопросы:

    Что понимается под правовым поведением?

    Существует ли различие между правовым и юридически значимым поведением?

    По каким основаниям можно классифицировать правовое поведение, и какие его виды можно при этом выделить?

В начале урока проводится беседа, в ходе которой выясняется, что такое правонарушение и вчем отличие проступка от преступления. Проводится работа с учебником. Учащиеся находят элементы правосознания. Затем проводится работа в тетрадях. Далее учащиеся работают с заданиями по учебнику. Приводятся примеры из жизни и кинофильмов. После рассмотрения каждого пункта плана делается вывод, который записывается в тетрадь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Квашенковская СОШ

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

10 класс

ТЕМА:

« ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Учитель: Куцеволова Ольга Борисовна

2015 – 2016 учебный год.

Цель урока: раскрыть сущность правовой культуры личности, признаки правомерного поведения, способствовать воспитанию осознанного отношения к праву.

ХОД УРОКА

Вводная часть. (слайд 2)

Ответы на вопросы:

В чем причины отклоняющегося поведения?

В чем особенности правонарушения?

В чем различие между проступком и правонарушением?

В чем социальная опасность преступности?

Вывод: правовые нормы сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не будут осознаны каждым.

План изучения нового материала. (слайд 3)

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Вопрос: Вспомните, что такое самосознание?

(Определение себя как личности, быть готовым нести ответственность за принимаемые решения и совершаемые поступки)

1. Разбор задания №1 с. 327 в учебнике.

2. Учитель:

Давайте на одном примере посмотрим, что правосознание не только знание права, но и одобрение или неодобрение вновь принятых законов.

(учитель сообщает о Федеральном законе « О ветеранах» - из учебника)

3. Работа в тетрадях. (слайд 4)

Дается задание выписать элементы правосознания.

Вывод: Уровень правосознания общества определяется знанием права и его положительной оценкой. (слайд 5)

4. Учитель:

Переходим к рассмотрению второго пункта нашего плана.

Предлагаются 2 ситуации (мет. с.. 224 и вывод на с. 225)

Учитель сообщает о причинах правового нигилизма у молодежи. –

с. 225(мет). (слайды 6,7,8)

Вывод: Не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком: знание юридических норм обязательно должно сочетаться с их соблюдением. (слайд 9)

5. Учитель:

Переходим к рассмотрению третьего пункта плана.

Вопросы:

Какое поведение называют правомерным?

(это поведение соответствующее правовым нормам, не нарушающее их)

(слайд 10)

Учитель рассказывает о Деточкине из фильма « Берегись автомобиля»

Вывод: Он борется с нарушителями, сам совершая неправомерное поведение. Но он вроде бы и прав. Но даже ради высокой цели законы нарушать нельзя. (слайд 11)

Итог урока.

Д.З. пар. 29, задание № 2, с. 327

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предпосылки правомерного поведения

Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые бы не противоречили нормам права и общественной пользе, как воплотить эти образцы в повседневную жизнь. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы наше поведение стало правомерным.

Основные вопросы для изучения 1.Правосознание 2.Правовая культура 3.Правомерное поведение

Уровни правосознания научное профессиональное обыденное

Определите, к какому уровню правосознания можно отнести каждое из высказываний? «Депутаты ГД используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований» Чтобы навести порядок в стране, надо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь» «Основной ценностью правового государства признаются права человека и его свободы»

Правовая культура и её функции Правовая культура личности- часть общей культуры, уровень знания права и уважительное отношение к нему. Правовая культура общества- уровень развития правосознания и правовой активности

Черты современной Правовой культуры Определяющее значение прав и свобод в правовом обществе Утверждение в сознании чувства уважения к закону и правопорядку Правовая активность граждан Правозащитная и правоприменительная деятельность государства

Правовой нигилизм Правовой нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.

Пути преодоления правового нигилизма: повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов;

Правомерное поведение- это поведение, соответствующее правовым нормам. Работа с текстом на стр.323. Выпишите основные признаки правомерного поведения.

Предпосылки формирования правомерного поведения Психологические: осознание необходимости правомерного поведения Социальные: влияние определённой социальной среды Личностные: правовое воспитание

Домашнее задание Пар. 29, с. 326. Документ и задания к нему.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: