Правила безвизового въезда граждан украины в европу. Особенности безвизовых поездок в ЕС на машине. С какого числа безвизовый режим

В 30 стран Европы, включая Чехию, без виз. Но есть ограничения, связанные с документами, целью поездки и сроком пребывания.

В какие европейские страны украинцы могут поехать без визы

Безвизовый режим для граждан Украины действует:

С 22 странами ЕС из Шенгенской зоны;
- 4 странами ЕС, которые в Шенген не входят: Болгарией, Кипром, Румынией и Хорватией;
- со странами Шенгенской зоны, не входящими в ЕС: Исландией, Лихтенштейном, Норвегией и Швейцарией.

Без визы транзитом через страны Шенгена можно также посетить государства, которые ранее требовали от украинцев наличия шенгенской визы, например, Монако и Ватикан.

Две страны в составе ЕС - Великобритания и Ирландия - проводят собственную миграционную политику, поэтому для их посещения гражданам Украины, как и раньше, потребуется оформлять визу. Необходимость в ее получении также распространяется при посещении неевропейских территорий Франции и Нидерландов.

Основной документ для въезда в ЕС без визы - биометрический паспорт

Главное условие для граждан Украины, желающих въехать без визы на территорию стран Евросоюза, - биометрический паспорт. От старой версии он отличается тем, что в его обложке скрыт электронный чип (об этом свидетельствует характерная отметка).

Электронный носитель содержит информацию о гражданине, цифровой снимок лица, подпись и отпечатки указательных пальцев рук. Благодаря быстрому доступу к этой информации идентификация человека на границе становится проще и быстрее.

Где получить биометрический паспорт

Выдача биометрических паспортов в Украине началась с января 2015 года. Обращаться за ними нужно в подразделения миграционной службы, вне зависимости от места проживания. подразделения можно на официальном сайте Государственной миграционной службы Украины.

Биометрические паспорта также выдают в Центрах обслуживания граждан Паспортный сервис , в Центре предоставления административных услуг, а также в киевском документ-сервисе "Готово" .

Срок выдачи паспорта не превышает 20 дней. Можно получить документ в срочном порядке, но придется заплатить более высокую пошлину.

Для тех граждан Украины, которые проживают за границей, предусмотрена возможность получения биометрического паспорта в украинском дипломатическом учреждении. на официальный сайт Посольства Украины в Праге

Условия въезда в ЕС

Безвизовый режим не гарантирует въезда на территорию ЕС. Окончательное решение, пропускать гражданина Украины или нет, принимает пограничник.

Пограничник вправе спрашивать:

1. Документ для пересечения границы (если вы едете без визы, у вас должен быть действующий биометрический паспорт, срок действия которого истекает не позднее 3 месяцев до планируемого возвращения).
2. Цель поездки и условия пребывания в европейских странах.
3. Наличие достаточного количества денег для пребывания в ЕС и возвращения домой (для посещения Чехии требуется 40 евро на день пребывания из расчета на одного человека).
4. Отсутствие фамилии гражданина в списке лиц, которым запрещено въезжать в ЕС.
5. Отсутствие с вашей стороны угрозы для общественного порядка, безопасности, здоровья граждан страны пребывания и международных отношений

Какие дополнительные документы могут попросить на границе

Если цель поездки - бизнес :

Приглашение на встречу,
- подтверждение торговых или деловых отношений,
- билет на выставку или мероприятие, если они являются целью поездки.

Если цель поездки - туризм или частный визит (посещение друзей, родственников):

Подтверждение бронирования жилья или приглашение в любой форме от друзей или родственников,
- обратный билет (не распространяется на путешествующих на автомобиле),
- маршрут и план поездки.

Если вы едете в страны Европы для участия в мероприятиях, необходимо иметь при себе приглашения, входные билеты или любые другие документы, которые будут подтверждать цель визита.

Как доказать финансовую состоятельность

Варианты подтверждения (на выбор):

Наличные деньги,
- тревел-чеки,
- оплаченное проживание и билеты,
- финансовая гарантия от приглашающей стороны,
- кредитная карта международной платежной системы.

Брать выписку из банка, справку о доходах с места работы или другие похожие документы не нужно: они не являются обязательными к предъявлению на границе.

Правила пребывания в ЕС

Граждане Украины, как и ранее, могут пребывать в странах Шенгенской зоны в течение 90 дней из 180-дневного периода. Чтобы соблюсти правило 90/180, можно проверить общую продолжительность своих поездок на его соответствие с помощью калькулятора.

Рассчитать количество разрешенных дней пребывания

Помните, что первым днем посещения считается день въезда, даже если вы оказались на территории государства в 23:59. Последним днем считается день выезда, даже если время перехода пограничного пункта пришлось на 00:01.

Внимание! Безвизовый режим действует только в отношении краткосрочных поездок до 90 дней. Если гражданин Украины собирается учиться продолжительное время или работать в ЕС или странах Шенгена, ему необходимо оформить соответствующую долгосрочную визу в дипломатическом учреждении целевого государства в Украине.

Перед отправлением в ЕС и Шенгенскую зону на наземном транспорте для собственного удобства проверьте загруженность пунктов пересечения границ Украины и стран ЕС электронного сервиса Государственной Пограничной Службы Украины и выберите наиболее удобный вариант.

Проверить загруженность пограничных пунктов

Украина и ЕС подписали необходимые законодательные акты для введения безвизового режима. Вступление соглашения в силу ожидается в начале июня

Фото: Валентин Огиренко / Reuters

В среду, 17 мая, во французском Страсбурге руководство Украины и ЕС подписали документ о введении безвизового режима для въезда украинцев в Европу. После многих лет переговоров все юридические формальности были разрешены, и безвизовый режим для Украины теперь лишь вопрос времени. Документ вступит в силу через 20 дней после его публикации в Официальном журнале ЕС, ориентировочно в начале июня.

Торжественное подписание акта состоялось в ходе рабочего визита президента Украины Петра Порошенко в Европарламент. В церемонии также приняли участие новый спикер Европарламента Антонио Таяни, министр внутренних дел председательствующей сейчас в ЕС Мальты Кармело Абела и докладчик Европарламента по вопросу безвизового режима Мария Габриэль.

Таким образом, Украина становится третьей из шести стран «Восточного партнерства», которая добилась безвизового режима с ЕС, — после Молдавии и Грузии. Безвизовый режим для обладателей биометрических паспортов работает между Молдавией и ЕС с апреля 2014 года, а между Грузией и ЕС — с марта 2017 года.

За первый год действия безвизового режима между ЕС и Молдавией — с апреля 2014 года по апрель 2015-го — в Европу съездили 460 тыс. молдаван из 3,5 млн граждан страны, сообщал ранее МИД Молдавии. Национальное бюро статистики Молдавии отмечало, что за весь 2015 год зафиксировано 5,6 млн случаев выезда молдавских туристов за рубеж, что на 10% выше, чем годом ранее.

В Грузии за первый месяц безвизового режима — с 28 марта по 27 апреля — безвизовые поездки в ЕС совершили 11,7 тыс. из 3,7 млн граждан страны. К началу действия безвизового режима в Грузии был крайне высокий уровень отказов в шенгенских визах — более 12% за 2016 год.

Биометрический паспорт как обязательное условие сильно сокращает долю тех украинцев, которые смогут воспользоваться новыми правами. По состоянию на 11 мая 2017 года биометрические паспорта для выезда за границу получили около 3,3 млн граждан Украины, при этом за последний месяц — около 100 тыс. человек. Это около 8% всего населения страны.

Введение безвизового режима предоставляет право украинцам свободно передвигаться по территории 30 государств. Это 22 страны, входящие в ЕС и Шенгенскую зону, четыре страны Шенгенской зоны, не входящие в ЕС (Швейцария, Исландия, Норвегия, Лихтенштейн), и четыре страны ЕС, не входящие в Шенгенскую зону (Кипр, Румыния, Болгария, Хорватия). Исключение составляют лишь Великобритания и Ирландия, имеющие право не вступать в Шенген, будучи членами Евросоюза.

Безвизовый режим предоставит гражданам Украины право пребывания на срок 90 дней в течение каждого 180-дневного периода. Если по каким-либо обстоятельствам нужно будет задержаться за границей на больший срок, то придется оформлять визу. Речь идет именно о пребывании: прав на проживание, трудоустройство или обучение в ЕС документ не дает.

Достижение безвизового режима с Европой является для Украины положительной новостью, однако говорить о том, что этот шаг предопределяет дальнейшую евроинтеграцию страны, преждевременно, уверен украинский эксперт по международным и правовым вопросам Андрей Бузаров.

«Многие украинские партии активно играют на теме евроинтеграции, и у украинцев сложилось ошибочное мнение о том, что отмена виз — это шаг в Евросоюз, — заявил Бузаров РБК. — Но безвизовый режим и интеграция — это совсем разные вещи с юридической и политической точек зрения». Кроме того, отмечает эксперт, у Киева еще нет программы вступления в ЕС, а Соглашение об ассоциации (еще до конца не ратифицированное Нидерландами) означает лишь политико-экономическое сближение, но не вливание.

Движение Украины в сторону свободных границ с ЕС продолжалось более шести лет. Впервые на официальном уровне план действий по безвизовому режиму был согласован на саммите Украина — ЕС в ноябре 2010 года. В течение нескольких лет этот план дорабатывался и модифицировался, вновь о предоставлении безвизового режима начали говорить после подписания политической части Соглашения об ассоциации в марте 2014 года уже новыми властями в Киеве.

В декабре 2015 года Еврокомиссия признала, что Украина выполнила все базовые условия для введения безвизового режима. Но уже в апреле 2016 года на консультативном референдуме в Нидерландах 61% голландцев ратификации Соглашения об ассоциации. Хотя украинские и европейские дипломаты , что переговоры по отмене виз и по ассоциации с ЕС — это разные процессы, обсуждение безвизового режима было на некоторое время приостановлено.

Лишь в декабре 2016 года Европарламент согласовал правила экстренной приостановки безвизового режима для граждан «третьих стран», учитывая беспокойство голландцев. Механизм может быть задействован в четырех случаях: рост числа отказов гражданам этих стран во въезде в Евросоюз; рост числа необоснованных заявок на статус беженца; отказ властей «третьих стран» сотрудничать в вопросах репатриации; риски для внутренней безопасности ЕС, связанные с гражданами этих стран.

В итоге после нескольких месяцев обсуждения представители Европарламента и Евросовета 28 февраля 2017 года на отмену виз для украинцев, 6 апреля Европарламент это решение, 11 мая за визовую либерализацию с Украиной проголосовал совет министров ЕС.

11 мая 2017 года Совет ЕС официально утвердил предоставление Украине безвизового режима с Европейским Союзом. Теперь на пути украинцев к безвизовым поездкам осталось две формальности - законодательный акт должны подписать президент Европарламента и посол председательствующей в ЕС Мальты, а затем его опубликуют в Официальном журнале ЕС. Через 20 дней после этого, то есть примерно 11 июня 2017 года, граждане Украины смогут путешествовать в большинство европейских стран без виз.

Однако, безвизовый режим Украины с ЕС предполагает учет множества различных нюансов. Как и большинство бюрократических процедур, это нововведение вызывает у наших соотечественников немало вопросов. Чаще всего путаница возникает с тем, какие документы нужно оформить для беспрепятственного пересечения границы, а также какие страны все еще не отменили обязательных виз для граждан Украины. Сегодня попробуем найти ответы на наиболее распространенные и важные вопросы относительно "безвиза".

Какие страны Европы можно будет посещать без виз (перечень)?

После введения безвизового режима с ЕС владельцы смогут посещать 30 европейских стран без обязательного оформления визы. В частности, безвизовые путешествия с целью туризма, шопинга, посещения семьи или по делам бизнеса гарантированные украинцам в следующие страны: Австрия, Бельгия, Болгария, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Венгрия, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция. Кроме этого, безвизовыми станут также европейские карликовые государства (в том числе, Монако и Ватикан).

Как видим, в перечне есть страны, не входящие в состав ЕС (Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн), однако они являются частью шенгенского пространства, а следовательно автоматически предоставляют право украинцам на безвизовый въезд. В то же время, в списке указаны страны, которые не входят в зону Шенген, однако являются частью Европейского Союза (Хорватия, Румыния, Болгария и Кипр), поэтому и соглашаются на условия "безвиза" для Украины.

Напомним, что граждане Украины уже сейчас имеют право путешествовать без виз в такие страны Европы, как Турция, Македония, Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория и Албания.

np.pl.ua

Какие страны мира можно будет посещать без виз после введения безвизового режима?

"Соглашения об отмене визового режима, по которым ЕС согласовал взаимную отмену виз с рядом стран за пределами европейского континента, не предусматривает автоматической отмены ими виз для третьих государств, в том числе Украины", - идет речь в приведенной статье.

Украинское МИД объясняет эту ситуацию так - безвизовый режим с ЕС не предусматривает отмену виз в неевропейские государства. Это станет возможным лишь в случае успешных переговоров Украины с данными государствами о взаимной отмене виз.

Вместе с тем, после завершения переходного периода и при условии, что Украина не будет нарушать правил "безвиза", открытыми для въезда могут стать так называемые заморские территории некоторых стран ЕС (в частности, Франции, Нидерландов и Испании). Кроме этого, возможен положительный опыт "безвиза" с ЕС можно будет использовать как аргумент во время переговоров между нашим государством и США, Канадой или Великобританией в деле отмены виз.

В какие страны Европы нужна будет виза после введения безвизового режима?

После введения безвизового режима с ЕС украинцы все же будут вынуждены открывать визы для въезда на территорию Великобритании и Ирландии, ведь эти страны не подпадают под миграционное законодательство ЕС. Так, еще во время вступления в Евросоюз, ВБ и Ирландия оставили за собой право самостоятельно определять визовую политику.

Какие документы нужно иметь для пересечения границы?

Для пересечения границы в условиях безвизового режима с Европейским Союзом граждане Украины должны предоставить следующие документы:

  • подтверждение цели поездки и места проживания;

Для тех, кто путешествует по делам бизнеса, подтверждением может быть приглашение на встречу; документ о деловых отношениях или билет на событие, которое вы планируете посетить. Во время туристических и частных поездок, можно предоставить бронирование номера в отеле или приглашение от друзей, обратный билет (если вы не путешествуете на автомобиле) или полис гражданской ответственности (при условии путешествия на машине).

  • медицинское страхование.

Вы также обязаны доказать, что имеете . При этом, средства могут быть не только в форме наличных или трэвел-чеков, но и на кредитных карточках. Каждая страна Европы самостоятельно определяет необходимую сумму денег на один день пребывания. В среднем эта сумма составляет от 50 до 100 евро. Более подробную информацию можно найти .

Сколько времени можно будет находиться в ЕС без визы?

Безвизовый режим позволит вам находиться на территории ЕС до 90 дней на протяжении любого периода в 180 дней. При этом, вы будете иметь возможность многократного въезда в страны ЕС или зоны Шенген. Похожее правило сейчас действует для владельцев шенгенских виз. О том, как правильно считать дни пребывания в Еврозоне, читайте в нашей статье (раздел Как считать дни пребывания по рабочей шенген визе ).

Нужно ли будет получать рабочую визу для того, чтобы работать в Европе после "безвиза"?

Да, для того, чтобы работать в Европе после подписания "безвиза", украинцам и в дальнейшем нужно будет получать рабочую визу. Виза также понадобится для долгосрочного обучения в Польше или других странах ЕС. О том, как оформить польскую рабочую визу, читайте .

Важный знать! Бизнес-поездки и командировки, оплачиваемые украинским работодателем, не считаются "работой в ЕС" и являются законным основанием для безвизовых поездок.

Н ужно ли будет оформлять бизнес-визу для поездки в ЕС по делам бизнеса?

С июня 2017 года для путешествий в делах бизнеса вам больше не нужно будет оформлять бизнес-визу. В то же время, виза или разрешение на временное пребывание понадобится тем, кто планирует находиться в зоне Шенген или в странах ЕС дольше чем 90 дней в течение полугодия.

images.unian.net

Что делать с действительной визой после введения безвизового режима?

Если в момент, когда безвизовый режим Украины с Евросоюзом вступит в силу, у вас будет действительная национальная или шенгенская визы, вы сможете продолжать ими пользоваться до конца их срока.

Можно ли в Украине иметь два заграничных паспорта, если один из них биометрический?

Так, граждане Украины могут иметь два заграничных паспорта, если один из них биометрический. Никто не может заставить вас выработать биометрический заграничный паспорт - вы можете и дальше использовать паспорт старого образца до конца срока его действия. Однако, для пересечения границ с ЕС владельцам обычных паспортов (даже после введения безвизового режима) нужна будет виза.

В итоге, хотим выделить три основные правила "безвиза", которые должен помнить каждый украинец:

  1. безвизовые путешествия будут возможны только для владельцев биометрического заграничного паспорта;
  2. "безвиз" предоставляет вам право находиться в Еврозоне не более 90 дней в течение полугодия;
  3. для того, чтобы легально работать в ЕС и получать за это деньги, необходимо оформить рабочую визу.

Надеемся, что эта статья была полезной для вас и желаем вам только приятных путешествий по Европе!

1. Что означает решение Еврокомиссии?

20 апреля Европейская Комиссия подала законодательное предложение отменить визовый режим для граждан Украины.

Она предлагает изменить действующий Регламент ЕС №539 /2001, который определяет перечень стран, гражданам которых требуются визы для путешествия в страны Шенгенской зоны. Фактически, это предложение предусматривает только одно: перевод Украины из списка стран, для которых требуются визы, в список стран, для которых визы не нужны.

При этом в преамбуле решения Еврокомиссия обосновывает свои действия тем, что Украина выполнила все необходимые условия Плана действий визовой либерализации. А также тем, что с момента шестого отчета Еврокомиссии (декабрь 2015 года) по выполнению условий была положительная динамика — по электронных деклараций имущества чиновников, создании Национального агентства по предупреждению коррупции и изменений в бюджете для работы антикоррупционных институтов.

Важно, что в тексте преамбулы не содержится каких-либо дополнительных условий.

Но следует помнить, что речь идет только о законодательное предложение Еврокомиссии. Последнее слово принадлежит двум другим институтам ЕС — Европарламенту и Совету Министров ЕС.

2. Какова дальнейшая процедура в ЕС?

Именно Европейский Парламент и Совет Министров Евросоюза в совместном решении принять изменения в Регламент ЕС по визовым вопросам.

В Европарламенте вряд ли возникнут какие-то проблемы: этот институт традиционно пытается продвигать сближение ЕС и Украины решительно, чем другие институты Евросоюза. Кроме того, для принятия положительного решения в Европарламенте требуется простое большинство голосов. А ее получить несложно.

« Я не сомневаюсь, что в Европейском парламенте будет четкое и подавляющее большинство голосов за предоставление Украине безвизового режима» , — сказал в комментарии Громадському Андрей Пленкович, депутат Европарламента и сопредседатель парламентского комитета ассоциации ЕС — Украина.

С Советом ЕС все сложнее. Она состоит из министров государств-членов Евросоюза, причем решение будет приниматься на уровне более консервативных министров внутренних дел, а не, скажем, министров иностранных дел. Иными словами, страны ЕС руководствоваться логикой внутренней безопасности, а не логикой внешней политики.

И здесь возможны вопросы — потому что, вполне возможно, министерства стран с евроскептическими или антимиграционными правительствами будут иметь некоторые оговорки. Например, реалистично ли ожидать положительной позиции от министра внутренних дел Венгрии, Кипра, Италии, Греции или других подобных стран?

Есть, однако, несколько причин для оптимизма .

Во-первых, перед подготовкой законодательного предложения Еврокомиссия активно консультируется со странами ЕС. И редко бывает, что законодательное предложение полностью отвергается.

Во-вторых, мониторингу Еврокомиссии доверяют. «Общее настроение заключается в том, что если Европейская Комиссия, так внимательно мониторила подготовку Украины к безвизовому режиму, будет считать, что условия были выполнены, то решение [Совета министров ЕС] будет положительным» , — говорит Громадському евродепутат Пленкович.

Третье основание для надежды — в том, что решение по безвизовому режиму принимають не по принципу единогласия, а по принципу квалифицированного большинства. То есть для принятия решения потребуется согласие 55% государств-членов ЕС, представляющих 65% населения ЕС.

А потому ни одна страна не имеет права вето, а также несколько стран, которые попытаются объединиться, не смогут заблокировать решение, если подавляющее большинство его поддерживает. Для блокирования решения необходимы как минимум четыре страны, которые представляют 35% населения ЕС. Кому интересно — может смоделировать решение Совета ЕС на специальному калькуляторе .

Четвертая основание для надежды — в том, что после неудачи на нидерландском референдуме ЕС может пожелать найти позитив в отношениях с Украиной. «Я все больше слышу мысли о том, что Украине нужно« подсластить пилюлю », а потому будет больше единодушия в вопросе введения безвизового режима» , — говорит в комментарии Громадському Александр Сушко, научный директор Института евро-атлантического сотрудничества.

3. Когда ожидать безвизового режима?

Процедуры внутри ЕС займут определенное время. Скорее всего, решение в Европарламенте примут быстрее, чем в Совете ЕС. Заседание Совета ЕС можно ожидать в июне.

После принятия окончательного решения от двух институтов, обновленный Регламент ЕС будет опубликовано в Официальном вестнике ЕС. Решение вступит в силу на двадцатый день после публикации.

Другими словами, если Совет ЕС примет решение в июне, то безвизовый режим сможет начать действовать в конце июня — начале июля .

4. Какие права дает безвизовый режим?

Положительное решение институтов ЕС о безвизовом режиме позволит путешествовать гражданам Украины в Европу без виз. Но надо помнить о некоторых нюансах:

1) путешествовать без виз смогут только владельцы биометрических паспортов. Об этом четко сказано в законодательном предложении Еврокомиссии. Введение таких паспортов было одним из условий предоставления безвизового режима, и недаром: впускать в себя ЕС будет только тех граждан Украины, у кого есть биометрический паспорт. Тем, кто не имеет, потребуется виза.

2) без виз вы можете быть на Шенгенских территориях в течение 90 дней из каждых 180-и. Иными словами, безвизовый режим не дает права бесконечно долго находиться на территории стран ЕС. Если вы в течение полугода находитесь больше девяностых дней, вам понадобится национальная (долгосрочная) виза или вид на жительство. Проверять количество проведенных дней будут за штампом в паспорте при пересечении границы.

3) путешествовать без виз вы сможете всеми Шенгенскими странами Европы. То есть безвизовый режим будет действовать для 22-х с 28-х стран ЕС, которые являются частью Шенгенского соглашения. Эти страны — . Это и Франция, и Германия, и Польша, и Испания, и Италия, и многие другие.

Он также будет действовать в тех странах ЕС, которые еще не являются участниками Шенгенской зоны, но имеют обязательства выполнять Шенгенское законодательство: Румыния, Болгария, Хорватия. «Они должны ввести безвизовый режим, так как имплементировали Шенгенскую конвенцию, хотя и еще не получили статуса Шенгенских стран» , — говорит в комментарии Громадському Ирина Сушко, руководитель общественной организации «Европа без барьеров». Подобной должна быть и ситуация с Кипром — хотя здесь, учитывая особенности ситуации безопасности в этой стране, могут быть нюансы.

Для стран, не являющихся членами ЕС, но являются частями Шенгенского соглашения (Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн) сегодняшнее законодательное предложение Еврокомиссии также действующее, имея статус «развития Шенгенского законодательства». Поэтому они должны ее поддержать соответствии со своими национальными процедурами.

Впрочем визы остаются для путешествий в Великобританию и Ирландию, потому что они не присоединились к Шенгенскому соглашению.

5. Каких прав не дает безвизовый режим?

Следует помнить также об определенных ограничениях безвизового режима. Главные из них:

1) безвизовый режим не дает вам автоматического разрешения на работу или учебу в странах ЕС. Для получения таких разрешений вам нужно, как и сейчас, получать национальные визы (или вид на жительство) с предоставлением такого права. Безвизовый режим — это только первая ступень интеграции в рамках «человеческих контактов». Он дает свободы, но они меньше, чем вступление в Шенгенскую зону. Или, тем более, вступление в Евросоюз, который через некоторое время дает гражданам любой страны ЕС одинаковые права на работу. Украина пока еще далека от этой цели.

2) безвизовый режим далеко не тождествен вхождению в Шенгенскую зону. Внутри Шенгенской зоны вы вообще не должны показывать паспорт при пересечении границы между странами. Зато в рамках безвизового режима вы показываете паспорт. Другое дело — что он не должен иметь визы. В аэропортах также ничего не изменится: граждане Украины станут в очередь к окошку «все паспорта» (как и граждане США или Японии, например), а не в окошко для граждан ЕС и Шенгенской зоны.

В любом случае, несмотря на эти ограничения, безвизовый режим предоставит огромные плюсы украинцам, которые наконец смогут ездить в Шенгенское пространство без виз. Поэтому иметь «доступ в Европу» станет значительно проще, чем сейчас.

Слідкуйте за нами:

Які ми плануємо виключно за акціями та знижками.

З повагою, Соломія

Визовые ограничения атавизмом, мешающим нормальному взаимодействию стран. «Еще до начала санкционной войны между ЕС и Россией я поддерживал полную отмену виз для россиян», — заявил политик.

По его словам, нежелание чешских представительств давать гражданам РФ шенгенские визы на длительный срок объясняется пережитками прошлого. «20 лет тому назад мы очень боялись российской, но главным образом украинской мафии. Киллеры из этих стран за деньги убивали предпринимателей в Чехии. Мы тогда наивно полагали, что визовый режим оградит нас от этой проблемы», — пояснил чешский лидер.

По его словам, сегодня такой проблемы в чешском обществе больше не существует, хотя это никак не было связано с визовыми ограничениями. Однако визы продолжают существенно ограничивать приток туристов и студентов из России.

«То есть визы мешают обмену туристами и студентами, а также деловым поездкам, а от преступников не защищают. Поэтому я полностью поддерживаю отмену любых препятствий для туристических поездок», — резюмировал он.

Российские туристы охотно посещают Чехию, при этом Прага не выдает россиянам долгосрочные визы в отличие от Испании, Италии, Франции, Словакии, Греции и Финляндии.

Президент Чехии на Западе считается пророссийским политиком. Он неоднократно позволял себе не соглашаться с США и ведущими странами ЕС. Земан изначально отказался от безоговорочной поддержки Украины и санкций против России, назвал события на Украине «гражданской войной», выступал за сворачивание санкционной политики и по многим вопросам придерживается пророссийской позиции.

За то, что он имеет свой, независимый от США и ЕС взгляд на Россию и Украину, чешский лидер регулярно подвергается критике как внутри страны, так и за ее пределами, оппозиция обвиняет его в том, что он превратился в «цепного пса» Владимира Путина .

Кроме того, Земан является одним из главных критиков миграционной политики Брюсселя, считая, что мигранты не нужны Европе. Выступая 30 сентября на открытии 14-й сессии Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», он заявил также, что необходимо более радикально действовать против представителей ИГИЛ* в Ираке, Сирии, а также на территории других государств, при этом он отметил огромную роль России в борьбе с международным терроризмом.

— Таких политиков, как Земан, в Европе хватает, поясняет старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев .

— Они есть и в бывших социалистических странах, и в Западной Европе. За отмену виз не раз высказывался и его предшественник на президентском посту Вацлав Клаус . О том же говорили премьеры Венгрии и Словакии Виктор Орбан и Роберт Фицо . О том же твердят в Италии, Испании, Греции. Сторонники такой точки зрения есть в Германии, во Франции. За отмену виз или как минимум за облегчение визового режима в своё время выступали даже такие политики, как председатель ЕС Дональд Туск и генсек НАТО Йенс Столтенберг в бытность премьерами Польши и Норвегии соответственно. За это выступают крайне левые и крайне правые почти во всех европейских странах. Другое дело, что есть и другая, полностью противоположная точка зрения, и её приверженцы есть почти во всех странах ЕС — в том числе и в Чехии.

«СП»: — Действительно ли нежелание чешских представительств давать гражданам РФ долгосрочные визы объясняется пережитками прошлого? Или тут чисто политическая причина?

— В своей визовой политике чешские консульства оглядываются на практику своих соседей — Германии и Австрии. Чехи, безусловно, дают визы куда охотнее их, но многоразовые визы оформляют нечасто, боясь навлечь на себя недовольство немцев и австрийцев. В то же время есть и политическая составляющая. Сотрудники консульств учились в 90-е гг., а в то время в Чехии господствовало мнение, что с Россией надо рвать раз и навсегда. Переделать немолодых людей, которым в молодости что-то вбили в голову, достаточно трудно. Плюс ко всему среди чешских дипломатов много тех, кто обучался по американским и немецким программам на американские и немецкие деньги, где Россией пугали. Пережитки прошлого тоже имеют место, но их роль в Чехии значительно ниже, чем в Польше. В большей же степени чехи не хотят выслушивать от немцев и австрийцев жалобы на то, что чешские консульства дают визы кому попало, а затем эти «кто попало» едут в Вену и Мюнхен и там плохо себя ведут.

«СП»: — Россия много лет вела с Брюсселем переговоры о безвизовом режиме. Почему они в итоге провалились?

— Переговоры об отмене виз провалились ещё в 2011 году — задолго до «Майдана» и даже до «Болотной» и возвращения Владимира Путина в Кремль. Дело в том, что среди европейских чиновников действительно существует боязнь русских. Им кажется, что если отменить визы — половина России переедет в Европу или же отправится туда на заработки. Их знания о России глубоко поверхности и наполнены мифологией и стереотипами. Тем не менее, подобное имеет место. Особенно неохотно дают нам визы Германия, Австрия, Голландия, Дания и Швеция. Кроме того, визовый режим — средство показать, что Евросоюз недоволен политикой России, и что Россия с её политикой недостойна иметь такую привилегию, как право безвизового въезда в Европу.

Существуют, впрочем, и иные причины. Например, сотрудники консульств не хотят терять такую «кормушку», как оформление виз. При их отмене, безусловно, ЕС выиграет материально, но сколько чиновников всё же придётся уволить… Есть опасения организованной преступности — особенно с Северного Кавказа. Есть боязнь того, что под видом граждан России в Европу проникнут толпы беженцев из Средней Азии. Но если учесть, что у ЕС нет виз с такими странами — поставщиками криминала, как Албания и Колумбия, разговоры про преступность выглядят просто смешно

«СП»: — Насколько вообще для Москвы важен безвизовый режим с Европой?

— Для нас этот режим в принципе важен. Он существенно облегчит перемещение жителям Калининградской области. Уже миллионы граждан России имеют родственников, знакомых и друзей в Евросоюзе. Особенно здесь речь идёт о странах Прибалтики, но не только… Кроме того, свободное перемещение позволит лучше узнать Европу, увидеть её подлинные преимущества и недостатки, избавиться от ряда стереотипов, которые существуют и у нас. Это облегчит культурное, научное, спортивное, предпринимательское — да просто человеческое взаимодействие. Что ни говори, а связей с Европой у нас хватает, и во многих областях она может быть нам полезна. Но если речь идёт об утрате суверенитета ради безвизовых поездок — на это Россия, безусловно, идти не должна.

«СП»: — Возможно ли когда-нибудь в обозримой перспективе возобновление этих переговоров? Возможно ли вообще возвращение наших отношений с Европой на докризисный уровень или даже их улучшение?

— Возвращение отношений на докризисный уровень возможно, но для этого потребуется определённое время. Возобновление переговоров по безвизовому режиму тем более возможно — но здесь важно, чтобы вслед за Земаном такое же желание солидарно высказали руководители 10−15 стран. Сама Европа от безвизового режима тоже выиграет. Она получит миллионы щедрых русских, готовых расставаться с деньгами. Кроме того, европейские политики сами жалуются на антизападную пропаганду в России, но сами же закрывают перед гражданами РФ дорогу к себе. И многие из них просто не в состоянии сами увидеть, что не все европейцы — закоренелые русофобы. Так что в смысле улучшения собственного образа в глазах жителей России Евросоюз от такого визового режима очень проигрывает. И материально, и морально.

«СП»: — А насколько этому могут поспособствовать такие политики, как Земан? Почему они заинтересованы в сотрудничестве с Россией?

— Земан — экономист, и экономист хороший. Когда в 1998 году он был премьером Чехии, страна достаточно безболезненно пережила тот кризис, от которого Россия скатилась в дефолт. Он лишён идеологической предвзятости, а думает категориями прагматики. Как экономист он видит, что поток туристов из России в Чехию за последние годы упал более чем вдвое. Такой город, как Карловы Вары, лишился многих миллионов крон. Он также видит, что сложнее стало продавать в Россию чешскую продукцию — и сельскохозяйственную, и машиностроительную (например, станки и локомотивы). Естественно, ему не хочется терять деньги.

Если же брать политическую сторону дела, то для Земана (и ряда других политиков Чехии) важно сделать отношения с Россией предсказуемыми. Будучи славянами, отнюдь не все чехи склонны считать русских «дикой азиатской Ордой», а оттого требуется как-то приблизить Россию к Европе. У них есть дурной исторический опыт, когда великие державы что-то стараются решать за них, и потому стремятся к тому, чтобы все крупные страны евроатлантического пространства более-менее умели бы друг с другом договариваться. Быть мишенью в случае конфликта между НАТО и Россией чехи точно не хотят… Земан и ему подобные должны поспособствовать налаживанию диалога. Вопрос в том, чтобы таких политиков стало больше, и они бы возобладали в большинстве европейских стран. Пока что даже в Чехии дело с этим обстоит непросто, а про многие другие страны и говорить нечего.

— Заявление Земана только на первый взгляд кажется неуместным в нынешней ситуации, — полагает заместитель директора Национального института развития современной идеологии, политолог Игорь Шатров .

— Конечно, ни о каком послаблении, тем более отмене визового режима между Россией и странами ЕС в настоящее время речи быть не может. Брюссель не может отступить от антироссийского курса, точнее, не сможет, потому что ему это не позволят сделать США. Однако тот же Земан понимает, что европейским политикам, имеющим отличную от принятой в ЕС позицию, не стоит молчать. Неуместно как раз не его заявление, а увязывание отношений между Россией и ЕС с событиями на Украине. Президент Чехии мыслит стратегическими категориями, понимая, что время рассудит, расставит все по местам. И потомки будут вспоминать добрым словом именно его, а не тех, кто сейчас разжигает антироссийскую истерию.

«СП»: — Москва задолго до этого кризиса вела с Брюсселем переговоры об отмене визового режима. Почему европейцы так упорно не хотели его давать, при этом охотно предоставляют его, скажем, Молдавии?

— Брюссель не боится, что из России в Европу хлынет поток мигрантов. Брюссель напротив жаждет притока дешевой рабочей силы из христианских государств, которая заменит в ЕС арабов, турок и прочих мусульман. Потому в Европе с радостью принимают молдаван и украинцев, как представителей самых бедных европейских стран. Они готовы работать задешево. Это главное. Россияне уже давно не такие. У нас уже далеко не 90-е годы. Это первое. А второе: евробюрократия боится российской культурно-цивилизационной экспансии. Расширение контактов между Россией и ЕС может поставить под сомнение такие понятия, как «европейские ценности», «европейская идентичность». Наконец — и это, думаю, самое главное — разрушится образ России как агрессивного варварского государства, который насаждается на Западе. И тем, кто культивирует этот образ в глазах европейского налогоплательщика, трудно будет потом объяснить ему, зачем Европе вооружаться и почему введены санкции, от которых европейцы страдают не меньше россиян.

«СП»: — Возможно ли когда-нибудь в обозримой перспективе возобновление этих переговоров? Или мы получим отмену виз с Европой одними из последних на постсоветском пространстве?

— Ситуацию изменит смена политических элит в Европе. А она произойдет тем быстрее, чем активнее нынешние европейские лидеры будут рубить сук, на котором сидят, разрывая экономические и прочие связи с Россией.

«СП»: — Насколько в Европе сильны позиции таких политиков, как Земан? Могут ли они заставить Брюссель считаться со своим мнением?

— В нынешней ситуации Земану нелегко отстаивать свою позицию. Хотя многие его коллеги из других европейских государств придерживаются похожих взглядов, не каждый из них способен об этом заявить. Повторюсь: смена политических элит у власти изменит многое в Европе. И этот процесс уже начался.

* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией и её деятельность в России запрещена.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: