Государственное регулирование миграции рабочей силы. Государственное регулирование трудовой миграции

Государственное регулирование миграции

Петрова А.М., Тимиров У.А., студенты:
Гарифиллина А.Ф. к.э.н., доцент кафедры ГМУи П.
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»

Одним из приоритетных направлений в государственной политике на сегодняшний день является управление миграционными процессами на территории Российской Федерации. История миграционных процессов на территории России прослеживается с давнейших времен:от Великого переселения народов, положившего начало эволюции современных народов Европы и России, до миграции времен Российской Империи, СССР и современной России.

Миграционные процессы в России в последнее десятилетие определялись влиянием двух противоположных групп факторов - деструктивных и конструктивных: распад СССР, прозрачность границ, межнациональными конфликтами (Чеченский конфликт). В тоже время - демократизацией общественно-политической жизни, реализацией конституционного принципа свободы передвижений, развитием рыночных отношений, приближением к мировому рынку труда.

На сегодняшний день ситуация в сфере государственного регулирования миграции весьма сложна и неоднозначна. Основная задача государства в первую очередь состоит в том, чтобы не произошел отток в главной степени трудоспособного, в том числе молодого, населения в зарубежные страны, но в то же время наиболее способным людям необходима практика за рубежом в целях повышения уровня знаний и перенимания опытаразвитых зарубежных стран.

На данном этапе развития в России выявляются следующие проблемы в государственном регулировании миграции. Во- первых, иммиграция в РФ трудоспособного населения из экономически, политически, социально нестабильных и неразвитых стран. Вследствие такой иммиграции формируются иностранные общины, что влечет за собой вытеснение коренного населения и ослабление государственной власти в районах иммиграции. В качестве примера можно привести приграничные районы с Казахстаном, Китаем, КНДР, Грузией, Кыргызстаном, Арменией, Белоруссией, Украиной, Узбекистаном,Таджикистаном и другими странами. В том числе существует проблема иммигрирующих нелегальных трудящихся на территорию России, то есть дешевая рабочая сила, которая негативно влияет на развитие национальной экономики нашей страны.Во -вторых,внутренняя миграция является такжеважной проблемой сегодня, вследствие которой в восточных и северных регионах богатых сырьевыми ресурсами сокращается население и параллельно концентрируется в центральных и южных регионах. В - третьих, эмиграция из России в зарубежные страны, которая носит характер утечки умов (каждый пятый эмигрант имеет высшее образование).

В2012 году была принята новая концепция государственного регулирования миграции, на наш взгляд более эффективная и объемная, чем старая 2003 года. На сегодняшний день новая концепция вполне эффективно осуществляет государственное регулирование миграции в РФ, хоть и имеет некоторые недостатки.

По словам эксперта МГИМО Сергея Рязанцева, опубликовавшего работу по анализу вышеуказанной концепции:«Нужно признать, что новая концепция содержит довольно много прорывных идей, которые помогут России регулировать миграцию в своих национальных интересах. Впервые миграция рассматривается не только как угроза для страны, но и как ресурс для ее развития. Государство признало, что переселение мигрантов на постоянное место жительства в Россию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития».

Мы можем выделить некоторые меры государства в регулировании миграционных процессов России. Среди таких мер:

1) Содействие внутренней миграции, а именно, снятие барьеров по регистрации и оформлению работников, учет экономических инструментов стимулирования внутренних миграций, развитие транспортной инфраструктуры и рынка жилья;

2) Важными элементами государственной миграционной политики Российской Федерации является создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, а также создание условий для привлечения зарубежных предпринимателей и инвесторов на постоянное место жительства;

3) Интеграция мигрантов в российское общество, основной приток иммигрантов на постоянное место жительства в Россию происходит преимущественно из стран СНГ: Казахстана, Узбекистана и Таджикистана.

4) Решается проблема учебной иммиграции в Россию;

5) Прогресс российского законодательства в области регулирования трудовой иммиграции.

Таким образом, государственное регулирование миграции в России становится эффективнее по сравнению с предыдущим десятилетием и имеет объемлющий характер, то есть охватывает более насущные миграционные процессы.

Можно сделать вывод, что российское государство принимает максимально меры по предотвращению проблем, связанных с государственным регулированием миграции на территории РФ. Мы с уверенностью можем констатировать, что в последние несколько лет государственное регулирование миграции делает уверенные шаги к достижению значимых результатов, заявленных в концепции миграционной политики. На наш взгляд, вести политику необходимо таким образом, чтобы,несомненно, шло развитие наших кадров, а также наиболее активные люди были исполнены патриотическими мыслями и, набирая опыт за рубежом, возвращались и трудились на благо Родине в России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Концепция регулирования миграции в России на период до 2025 года [Электронный ресурс] : принята 13 июня 2012 года: по Указу Президента РФ // СПС «Консультант Плюс».

2. Центр стратегических исследований ПФО Группа «Русский Архипелаг» [Электронный ресурс] :Концепция миграционного регулирования в России - Режим доступа: http://www.antropotok.archipelag.ru - 21.10.2014.

3. Рязанцев, С.В. Новая концепция регулирования миграции в России [Электронный ресурс] : (экспертный комментарий) / Мос. гос. ин-т. межд-ых. отношений., кафедра прикладного анализа международных проблем (ПАМП) - режим доступа: http://www.mgimo.ru/ - 21.10.2014.

Государственное регулирование миграции труда.

На национальном уровне регулирование миграции осуществляется следующими органами:
а) Министерство труда (следит за использованием иностранной раб. силы);
б) Министерство юстиции (правовая поддержка) и другие службы (пограничный контроль);
в) Министерство иностранных дел (выдает въездные визы);
г) национальные миграционные службы;
д) посреднические миграционные фирмы.
Основными методами регулирования международной миграции рабочей силы являются административные и экономические.
Административно-правовые:
а) меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;
б) контроль за въездом в страну иммигрантов, выдача разрешений на въезд, на работу, на пребывание иммигрантов в стране;
в) меры межправительственных соглашений по регулированию миграции рабочей силы.
Экономические:
а) осуществление вербовки иностранных рабочих – предоставление работы, сравнительно высокого уровня зарплаты, жилья и медобслуживания, получение квалификации и образования;
б) привлечение к вербовке иммигрантов частных посредников;
в) выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.
Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Регулирование иммиграции заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:
а) работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу;
б) специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
в) представители редких профессий – реставраторы картин, огранщики алмазов, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
г) специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
д) крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Основные черты иммиграционного законодательства:

а) профессиональная квалификация (устанавливаются жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности);

б) ограничения личного характера (предъявляются жесткие требования к состоянию здоровья иммигранта);

в) количественное квотирование (устанавливается максимальное количество иммигрантов).

Экономическое регулирование может вводить ограничения: а) финансовые – обеспечивают сокращение численности иммигрантов (например, фирмы имеют право нанимать иностранцев только по достижении определенного объема продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет); б) временные – устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на территории страны; в) географические - законодательно устанавливается географическая и национальная структура иммиграции, которая регулируется с помощью квот на въезд в страну иммигрантов из определенных стран.

При формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций. Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 году согласно Версальскому мирному договору. Местонахождение – Женева (Швейцария). Членами ее являются более 170 стран. В качестве специализированного учреждения с 1946 г. входит в систему ООН. Основные цели МОТ:
а) обеспечение полной занятости и рост уровня жизни;
б) поощрение экономических и социальных программ;
в) соблюдение основных прав человека;
г) охрана жизни и здоровья трудящихся;
д) регулирование миграции населения.

Международная организация миграции (МОМ) образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев, позже ее полномочия были расширены и в 1989 г. она была переименована в МОМ. В нее входит 81 страна, в т.ч. 46 являются членами МОМ, 35 – наблюдателями. МОМ не входит в систему ООН, но тесно с ним сотрудничает.

Основными функциями МОМ согласно уставу являются:
а) разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков;
б) оказание помощи в вопросах организации миграции;
в) развитие технического сотрудничества в области миграции;
г) предотвращение утечки умов и реэмиграция;
д) предоставление экспертных услуг в связи с международной миграцией рабочей силы.
е) организация передвижения беженцев;
ж) предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества.

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), содержит специальные нормы, касающиеся физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. В Европе обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
На интеграционном уровне регулирование международной миграции рабочей силы осуществляется путем выполнения соглашений, договоров, правил, контрактов, заключенных между государствами интеграционных объединений. Основные задачи:
а) создание общих информационных систем по миграции рабочей силы в рамках интеграционного объединения;
б) принятие совместных мер по борьбе с нелегальной миграцией;
в) принятие совместных технических мер для осуществления контроля над эмигрантами.

В отличие от других сфер, регулирование трудовой миграции в значительной мере остается в компетенции национальных правительств – в силу языковых, исторических, культурных, религиозных и других традиций. Развитые страны, опасаясь социальной неустойчивости, вынуждены прибегать к жесткому иммиграционному контролю. Существует реальная опасность, что вместо "железного занавеса", разделявшего Восток и Запад в прошлом, опустится новый занавес – между Севером и Югом, препятствующий переселению людей.

С одной стороны, это серьезная гуманитарная проблема, поскольку право на передвижение и эмиграцию понимается как универсальное человеческое право. С другой – вряд ли реалистично ожидать, что передовые страны откажутся от защиты собственных рынков труда. Таким образом, выстраивание универсальных стандартов и форм международного регулирования миграционных потоков наталкивается на острые международные разногласия.

В регулировании миграционных потоков развитые страны проводят довольно жесткую селективную политику, предъявляя разнообразные требования к иммигрантам. Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами – участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные – по отношению к третьим странам.

Будущие иммигранты должны обладать физическим и психическим здоровьем, находиться в трудоспособном возрасте, обладать "социальной чистотой", т.е. не состоять в коммунистических партиях и экстремистских группировках. Предпочтение при выдаче разрешений на въезд отдается квалифицированным специалистам, особенно обладателям редких профессий или добившимся выдающихся успехов (известным музыкантам, художникам, спортивным тренерам), а также состоятельным гражданам, готовым инвестировать в экономику принимающей страны.

Регулирование трудовой миграции осуществляется на национальном и межгосударственном уровнях. Регулирование трудовой миграции на межгосударственном уровне осуществляется путем участия в конвенциях Международной организации труда (МОТ), принятия рекомендаций ООН, в рамках интеграционных соглашений (например, страны ЕС придерживаются единых принципов в регулировании трудовой миграции).

На национальном уровне можно выделить два подхода:

  • 1) ассимиляционный – его придерживаются США, Канада, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия, Израиль: привлечение мигрантов на постоянное место жительства с семьей, но без заранее определенного трудоустройства;
  • 2) отходнический – прием работников по приглашениям национальных фирм на определенный срок (без семьи, но на определенное рабочее место).

Россия придерживается строго отходнического принципа для рабочей силы из стран СНГ и дальнего зарубежья и ассимиляционного для беженцев и переселенцев из числа русскоязычного населения из республик бывшего СССР.

В миграционных процессах Россия участвует двояко: и как страна-донор, и как принимающее государство. Вопреки алармистским прогнозам конца 1980-х гг., из России не наблюдалось массовой эмиграции. Хотя число уехавших велико. За период с 1990 по 2010 г. Россию покинуло 3,6 млн чел. С 1990 по 2000 г. эмиграция населения постоянно увеличивалась: с 103,7 тыс. чел. в 1990 г. до 145,7 тыс. в 2000 г. С 2001 г. количество эмигрантов резко сократилось, составив в 2011 г. порядка 30 тыс. чел.

В это же время резко возросло число иммигрантов, главным образом из бывших республик Советского СоюзаСредней Азии и Закавказья, а также Украины и Молдовы. В 1990-е годы среди иммигрантов из этих стран значительную часть составляло русское и русскоязычное население, вытесняемое оттуда вследствие роста националистических настроений. Сегодня иммигранты – это преимущественно неквалифицированная местная рабочая сила, выталкиваемая из своих стран вследствие экономических трудностей. Как правило, такие мигранты не знают русского, незнакомы с русской культурой и не ставят задачу ассимилироваться в нашей стране. Зачастую они соглашаются на самые низкие заработки и занимают непрестижные для коренного населения рабочие места. Все это отрицательно сказывается на российском рынке труда, снижает уровень заработной платы для граждан России. Вкупе с эмиграцией квалифицированных работников такая иммиграция ведет к деградации трудового потенциала страны.

Регулирование миграции

В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически всœе они принимают меры, ограничивающие международную миграцию.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Регулирование иммиграции

Большинство принимающих стран используют селœективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл состоит по сути в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всœем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

· работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, – строительные, подсобные, сезонные, муниципальные рабочие;

· специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

· представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

· специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

· крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателœем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа не может выполняться местными рабочими, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

1. Профессиональная квалификация. Законодательства всœех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом крайне важно подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы.

2. Ограничения личного характера. Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством исходя из отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всœего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

3. Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всœей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всœех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всœех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года.

4. Экономическое регулирование. Оно вводит определœенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определœенного объёма оборота и продаж или после внесения определœенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определœенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определœенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить.

5. Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней.

6. Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определœенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинœений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.

7. Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о специальностях, на которые иностранцев нанимать запрещено.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Οʜᴎ могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.

В США в соответствии с законом проблемами иммиграции занимаются: государственный департамент, в рамках которого действует Бюро по консульским вопросам, определяющее визовый режим; министерство юстиции в лице своего подразделœения – Службы иммиграции и натурализации, главная задача которой – претворять в жизнь всœе положения иммиграционного законодательства; министерство труда, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяет, не идет ли трудоустройство иммигрантов вразрез с интересами сокращения безработицы среди граждан своей страны. Поощряется иммиграция лиц со стажем работы по специальности и высокой профессиональной подготовкой, которая оценивается по специально разработанной методике. Иммигрант должен в течение последних пяти лет, непосредственно предшествующих его приезду в США, иметь минимум два года стажа работы по специальности, требующей минимум двухгодичной подготовки. Минимальный уровень образования иммигрантов должен соответствовать уровню американской школы (12-летний курс обучения). Состояние здоровья должно быть подтверждено справкой сертифицированного медицинского учреждения. Экономические критерии иммиграции также достаточно жесткие: 10 тыс. иммигрантских виз выдается иностранцам, вложившим в экономику США более 500 тыс. долл. При этом это само по себе не гарантирует получение вида на жительство: к примеру, в 1993 ᴦ. из 225 подобных заявлений от иммигрантов, готовых инвестировать, 140 было отклонено. Географическая структура иммиграции устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на недискриминационной базе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз. На основании статистики иммиграции за предшествующие пять лет устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы в США. Далее на базе специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее. Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять лет, тем меньше квота этой страны в лотерее.

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х гᴦ. XX в. стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. К ним относятся:

1. Разработка программ стимулирования реэмиграции.

2. Формирование программ профессиональной подготовки иммигрантов, которая позволит им вернуться на родину и получить высокооплачиваемую работу.

3. Реализация программ экономической помощи странам массовой эмиграции.

Регулирование миграции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Регулирование миграции" 2017, 2018.

Как уже отмечалось, международная миграция рабочей силы вызывает не только положительные, но и негативные социально-экономические последствия. Поэтому в большинстве под давлением общественного мнения и профсоюзов страны вынуждены осуществлять регулирование миграционных процессов. Несистематические попытки отдельных стран ограничить въезд нежелательных лиц или помешать выезду отдельных категорий работников, а также подписание двусторонних соглашений по регулированию миграции наблюдались в Европе еще в XVIII веке. Например, в Англии в конце XVIII века были приняты законы, которые ограничивали въезд нежелательных лиц. Тогда же страны начали заключать двусторонние соглашения по регулированию миграции, некоторые из которых действуют и в наше время.

Конец широкомасштабной свободной миграции населения было положено в 20-х годах XX века, когда в большинстве стран утвердилось иммиграционное законодательство и появились международные соглашения, регулирующие передвижения населения. С тех пор правовые акты, регулирующие миграцию населения, развивались в направлении внедрения более жестких ограничений для международного передвижения рабочей силы.

Уровни регулирования международной миграции рабочей силы

Различают несколько уровней регулирования международной миграции рабочей силы, в частности: национальный, международный, интеграционный.

Национальный уровень регулирования международной миграции рабочей силы представляет собой совокупность мероприятий отдельного государства по регулированию миграции в своей стране.

Прежде всего иммиграционное законодательство большинства стран четко разграничивает въезжающих в страну иммигрантов - людей, въезжающих в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантов - которые приезжают в страну временно и не претендуют на постоянное место жительства. К неиммигрантов относятся те лица, которые прибыли в страну на более или менее длительный срок, но не претендуют на постоянное место жительства.

Скажем, законодательством США въезд неиммигрантов регулируется с помощью виз, классы которых четко определяют перечень лиц, являющихся неиммигранта. К неиммигрантов с соответствующим классом виз относятся: послы и консулы и члены их семей: другие иностранные государственные служащие и члены их семей: временные посетители с целью бизнеса или отдыха; иностранцы, проезжающие транзитом; члены экипажей морских и воздушных судов и члены их семей; студенты, сотрудники международных организаций и члены их семей; иностранный специалист, временный работник, выполняющий работы, которые отсутствуют в США; представитель зарубежных средств массовой информации и члены их семей; невеста или жених гражданина США; посетители по обмену и т. д.

Как правило, государственное регулирование миграционных процессов осуществляется путем принятия соответствующих программ, направленных на ограничение иммиграции рабочей силы либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Проблемами трудовой миграции на национальном уровне занимаются министерства труда, юстиции, внутренних дел, иностранных дел через свои структуры. Все они реализуют национальное законодательство как в области эмиграции, так и в области иммиграции. Национальное иммиграционное законодательство каждой страны имеет свои особенности. Однако в большинстве стран иммиграционное законодательство и подзаконные акты имеют следующие основные черты.

Во-первых, устанавливает жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образовательному уровню является общее среднее образование или профессионально-техническое образование, подтвержденное соответствующими документами. В большинстве случаев диплом необходимо перезахищаты (переоценивать) на предмет соответствия требований к специалисту в данной стране и в стране-экспортере рабочей силы. Во многих странах, кроме диплома, при найме на работу необходимо иметь соответствующий стаж работы, а на отдельные виды работ - еще и рекомендательное письмо.

Во-вторых, законодательства стран-импортеров выдвигают жесткие требования относительно здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии здоровья, заверенную консульским учреждением страны, в которую они въезжают, или пройти специальное медицинское обследование. Кроме того, устанавливают определенные требования относительно возраста иммигрантов, их политического и социального положения (как правило, запрещается въезд членам террористических и профашистских организаций, лицам, которые привлекались к уголовной ответственности).

В-третьих, страны импортеры, как правило, устанавливают количественные квоты на иммигрантов. Квотирование может касаться всей экономики, отдельных отраслей, отдельных предприятий.

В-четвертых, законодательство многих стран предусматривает меры по экономическому регулированию иммиграции. К таким мерам относятся: установление минимального объема товарооборота фирмы, по достижении которого он имеет право нанимать иностранных работников; разрешение на иммиграцию только тем физическим лицам, которые способны инвестировать в экономику страны определенную законом сумму, предварительно доведя ее легальное происхождение и создать определенное количество рабочих мест. Кроме того, в отдельных странах за оформление иммиграции и трудоустройства на местные предприятия иммигранты обязаны внести плату.

В-пятых, законодательство большинства стран устанавливает максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территории, по истечении которых необходимо покинуть страну, либо получить разрешение на продление пребывания в ней.

В-шестых, в законодательстве каждой страны имеет место явная и скрытая запрет нанимать иностранную рабочую силу, оформленная в виде запрета иностранцам заниматься определенным видом деятельности.

Страны-импортеры рабочей силы под давлением профсоюзов осуществляют меры по стимулированию реэмиграции, есть возвращение иммигрантов на родину. К таким мероприятиям относятся; оказание экономической помощи странам массовой эмиграции, профессиональная подготовка иммигрантов, выплата иммигрантам специальной помощи. Экономическая помощь сводится к предоставлению инвестиций странам-экспортерам рабочей силы с целью создания новых предприятий, на которых могли бы работать реэмигранты. Наибольшее развитие такая помощь приобрела в отношениях Германии с Турцией.

Профессиональная подготовка иммигрантов сводится к предоставлению иностранным рабочим возможности получить профессиональное образование, которая позволяла бы им получать высокооплачиваемую работу на родине. В этом плане многие делают Германия, Франция, Швеция и некоторые другие страны. Предоставление специальной помощи иммигрантам вводится в тех случаях, когда иностранные работники соглашаются добровольно уволиться и уехать на родину. Такая форма стимулирования реэмиграции применяется в Нидерландах, Германии, Франции.

Следует иметь в виду, гцо все эти меры не смогли полностью решить проблемы реэмиграции. Поэтому многие государства принимает комплекс административных ограничений с целью уменьшения притока иностранных рабочих.

Международный уровень представляет собой совокупность мероприятий стран мирового содружества по регулированию миграции рабочей силы в рамках мирового сообщества.

В современных масштабов миграции рабочей силы двусторонние соглашения стали малоэффективными, и поэтому основную роль стали играть многосторонние соглашения и нормативные акты на международном уровне. Сегодня существует множество международных соглашений, правовых актов, присоединяясь к которым, страны обязуются соблюдать нормы международного права.

Существует целый ряд международных организаций, занимающихся проблемами миграции рабочей силы: Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (МОМ).

Подробнее о международных организациях по регулированию международной миграции рабочей силы пойдет речь в теме 13.

Несмотря на значительные усилия международных организаций, современную миграционную ситуацию в мире определяют прежде всего основные импортеры рабочей силы. Это США и Канада, страны-члены ЕС, Австралия, некоторые страны Ближнего Востока, Израиль и Южная Африка. В этих странах непосредственное осуществление иммиграционной политики возложено на специальные организации - национальные службы иммиграции при Министерстве труда или Министерстве внутренних дел.

Интеграционный уровень представляет собой совокупность мероприятий группы стран по регулированию миграции рабочей силы между странами-участниками интеграционного объединения.

Регулирования международной миграции рабочей силы на интеграционном уровне осуществляется путем выполнения соглашений, договоров, правил и контрактов, заключенных между государствами интеграционного объединения. Оно сводится главным образом к обеспечению безвизового передвижения населения в пределах интеграционного объединения, создания совместных информационных систем по миграции рабочей силы, принятия совместных мер по недопущению нелегальной иммиграции из третьих стран. Иначе говоря, регулирование миграции рабочей силы на интеграционном уровне призвано защитить общий рынок рабочей силы от нежелательных иммигрантов.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: