Когда считается выезд на встречную полосу. Какой штраф за езду по встречной полосе? Выезд на полосу встречного движения — штраф за обгон

Выезд на полосу встречного движения - это серьезная аварийная ситуация, опасность лобового столкновения стремительно возрастает. Удар “лоб в лоб” почти всегда имеет страшные последствия для людей, находящихся внутри транспортных средств, а сами автомобили только в редких случаях поддаются ремонту. Наказание за выезд на встречную полосу всегда очень суровое. Тем не менее, в некоторых ситуациях маневры на “встречке” оправданы. Но чаще всего подобное поведение водителей подпадает под действие статей КоАП 2016 и карается штрафом или лишением прав. Давайте подробнее рассмотрим возможные варианты развития событий на дороге и разберемся, возможен ли безопасный выезд на встречную полосу и какой штраф за выезд на встречную полосу полагается водителям.

Итак, в определенных ситуациях водитель может пересекать разделительную линию без неприятных для себя последствий. Какое для этого нужно обоснование?

Законный выезд на встречную полосу

Смело ехать и не боятся наказания в виде штрафа, а тем более лишения прав, можно, если:

  • выезд на встречку при повороте налево оправдан если движение происходит по узкой дороге, разметка на которой отсутствует. Также нет никаких знаков, которые бы предупреждали о невозможности выезда налево на встречную полосу, например, информации о запрете обгона. Количество полос на такой дороге водители определяют самостоятельно и весьма условно. Сплошное дорожное полотно умозрительно делится на две части - встречного движения и попутного. Когда идет движение по встречной полосе, при отсутствии встречного потока, вполне можно совершать обгон, ничего, чтобы подпадало под определенные статьи КоАП в таких действиях нет. Важный нюанс: считается, что на дорогах без линий разметки, количество полос четное. Если их две, то ситуация соответствует нашему описанию. А если ширина позволяет говорить уже о 4 линиях движения, то водитель, совершающий обгон по “встречке”, понесет денежное наказание или будет рассматриваться вопрос о лишении прав;
  • движение происходит по трехполосной дороге. Разметка есть, а знаки, которые бы не позволяли маневрировать на среднюю полосу, отсутствуют. Это значит, что выезд вполне допускается, например, при повороте налево.

На этой ситуации выезд на встречную полосу без наказания исчерпывается, ведь это в любом случае нарушение пдд. Далее мы поговорим, как избежать лишения прав и отделаться штрафом, если действия водителя однозначно подпадают под предписания КоАП 2017.

Запрет на выезд на полосу встречного движения

Можно считать, что движение по “встречке” не дозволено во всех других ситуациях, кроме тех двух, в которых оно разрешено. Но стоит более подробно рассмотреть возможные маневры, чтобы облегчить общение с инспектором ГИБДД и минимизировать наказание. Итак, разберемся, чем грозит выезд на полосу встречного движения, если:

  • ситуация происходит на четырехполосной дороге. Другими словами, для обгона выделена специальная линия движения. Но и здесь возможно попадание на “встречку”. КоАП 2016 не запрещает маневры, связанные с разворотом и поворотом налево. Конечно, если вдоль полотна отсутствуют знаки запрета и нет соответствующей разметки. Обгон или объезд, сопровождающийся с пересечением сплошной линии, под строгим запретом;
  • на полотно нанесена разметка запрещающего характера. Она может быть любого вида. В таких обстоятельствах, сколько бы ни было полос, даже если их всего две, выруливать влево на “встречку” нельзя;
  • то же касается и дорожных знаков - если присутствует картинка ”Обгон запрещен”, то выезд на встречную полосу будет строго караться, вне зависимости от “полосности” дороги и какой бы широкой она ни была. Правда в таких обстоятельствах КоАП 2016 не запрещает поворачивать налево. Также водитель вполне может развернуть транспортное средство;
  • на дороге три полосы и автомобилист выехал на третью. Это недопустимо. Такой маневр строго карается согласно норм КоАП, действующих в 2017 году.

Во всех этих ситуациях водителю придется нести ответственность за некорректное поведение на дороге и выезд на встречную полосу штраф 2017 будет разным. Каким именно - определяет инспектор ГИБДД и судья. Они опираются на принятые положения КоАП и выбирают между денежными штрафными санкциями и лишением прав. Просто уплатить в бюджет и сохранить права водитель сможет, если будет очевидно, что на “встречку” он попал, чтобы объехать препятствие. При этом, важно понимать, как трактуется это понятие в КоАП 2017.

Что такое препятствие

Объект, который так называется, должен быть недвижимым, находиться непосредственно на дорожном полотне и препятствовать движению. Это, например, может быть раскуроченный во время аварии автомобиль. Транспортное средство, которое совершило остановку и ПДД при это не нарушило, препятствием не называют. Также в это понятие не входят дорожные заторы. Другими словами, пересечение сплошной линии для их объезда может иметь такое последствие, как лишение прав.

Если же пересечение сплошной линии произошло с целью объехать препятствие, как его трактует КоАП 2017, то воспитательные меры ограничиваются штрафом. Это может быть 1000-1500 рублей . Столько же придется выплатить водителю, который огибает препятствие по встречным трамвайным путям.

Запрет на поворот налево и разворот транспортного средства

Если эти маневры осуществляются в неразрешенных местах, о которых мы говорили выше, то водителя накажут. Пересечение сплошной линии в подобных ситуациях обойдется в 1000-1500 рублей . Это самый мягкий штраф за выезд на встречную полосу, предусмотренный КоАП в 2017 году.

Прочие случаи пересечения сплошной разделительной линии

Если выехавший на дорогу автомобилист осмеливается на пересечение сплошной разметки налево с целью объехать пробку или выполнить обгон, то на мягкие санкции от полиции рассчитывать ему не приходится и штраф за езду будет немалым. Штраф в таких ситуациях составляет 5 тысяч рублей. Если же поведение на дороге было провокационным и значительно повысило уровень опасности для других участников движения, то правоохранители могут наказать лишением прав. Минимальный срок - 4 месяца. Максимальный - полгода.

Если пересечение сплошной разметки налево было зафиксировано не лично инспектором, имеется только запись видеокамеры, то согласно нормам 2016 года, конфликт разрешится исключительно финансовыми выплатами.

Важно помнить, что для наложения штрафных санкций не обязательно полностью выезжать на встречку, совершать некорректный обгон. Достаточно будет пересечения сплошной разметки одним колесом, например, при неумелом повороте автомобиля.

Особое внимание перекресткам

Это участки дороги, на которых подобные пренебрежения ПДД происходят регулярно. При этом, в таких местах часто находится мобильный пост ГИБДД или установлена камера видеонаблюдения, запись с которой становится основанием для отправки водителю-нарушителю “письма счастья”. Поэтому, даже если не хватает ни терпения, ни времени, все же стоит быть максимально выдержанным. Аккуратно поворачивать влево, чтобы не пересечь сплошную. Для поворота занимать крайнюю, наиболее удобную полосу. Все маневры совершать исключительно по световому сигналу и всегда дожидаться своей очереди проехать.

Санкции для злостных нарушителей ПДД

В 2016 году, согласно норм КоАП, нарушитель, который попался первый раз, например, на совершении неразрешенного обгона, имеет право на более мягкое обращение. Лишение прав к таким автомобилистам применяют нечасто. Если же водитель повторно ловится на неправомерном пересечении сплошной линии или линий, и это фиксирует инспектор ГИБДД, дело закончится годичным лишением прав.

Нарушение, повторно зафиксированное камерой, к ужесточению карательных мер не ведет - это снова будут те же штрафные 5 тысяч рублей.

Перспективы для водителей-нарушителей в 2017

Санкции за незаконное пересечение разметки, выезд на встречку, обгон с нарушением правил могут быть ослаблены. Соответствующие предложения находятся на рассмотрении в Государственной думе, уже прошли первое чтение и до конца 2017 по ним должно быть принято окончательное решение. Предлагается не лишать нарушителей разрешения водить, оставить только денежные штрафные выплаты. Правда, они могут быть увеличены вдвое - до 10 тысяч рублей . Это объясняется нежеланием карать автомобилистов, которые могут нарушать по ошибке, не замечать знаков.

А вот для тех, кто попадается во второй и третий разы послаблений не планируется. У них по-прежнему будут забирать разрешение на вождение на год.

» мы рассмотрели ситуации, допускающие и запрещающие выезд на встречную полосу. Но остался немаловажный вопрос: Что является выездом на встречную полосу? Определения этому термину в нет, однако наказание за это есть, причем достаточно строгое по части 4 статьи 12.15 с ответственностью в виде лишения права управления. Разберемся и постараемся вывести определение, что же является «Выездом на полосу».

Рассмотрим некоторые спорные ситуации, к которым можно применить выезд на встречную полосу.

  • Движение через встречную полосу при манёвре.
  • Движение одновременно по встречной и попутной полосе.
  • Движение по линии разметки.
  • Пересечение разметки задним колесом при манёвре.
  • Движение через встречную полосу при выезде с пересечения проезжих частей.

Давайте немного отойдем от встречной полосы и разберемся, что же означает понятие «Выезд на полосу движения». Правила дорожного движения нам дают только одно определение:

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

То есть, выезд на полосу это расположение транспортного средства в полосе для продолжения движения по этой полосе. Но часто транспортное средство оказывается на встречной полосе при маневрировании — при этом выезд на нее не осуществляется. Транспортное средство полосу пересекает для осуществления маневра и для движения полоса не используется, соответственно и выезда на эту полосу нет.

Движение через встречную полосу при манёвре

Многим знакомая ситуация, у всех на слуху фраза «Разворот через двойную сплошную» или «Поворот через двойную сплошную».

Отметим, что количество сплошных линий не важно. Если сплошная разметка разделяет транспортные потоки, то пересечение любой из них запрещено. В данной ситуации фразы говорят сами за себя, т.е. осуществляется манёвр, с пересечением сплошной линии разметки — это нарушение требований разметки.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Ответственность по части 2 статьи 12.16 в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

Движение одновременно по встречной и попутной полосе

В этой ситуации очевидно встречная полоса используется для движения, пусть даже и частично, но тем не менее, выезд на встречную полосу осуществлен, и осуществлен он в нарушение требований разметки. За это нарушение ответственность по части 4 статьи 12.15 и в виде лишения права управления от 4 до 6 месяцев.

Движение по линии разметки

В этом случае выезд на встречную полосу может увидеть только сотрудник ДПС. Однако линия разметки встречной полосой не является. Выездом на встречную полосу может быть только пересечение этой линии. Движение по линии разметки — это нарушение п.9.7 ПДД. Ответственность по части 1 статьи 12.15 в виде штрафа 500 рублей.

Пересечение разметки задним колесом при маневре

Эта ситуация аналогична ситуации рассмотренной в первом примере. Сплошную разметку пересекать запрещается всегда.

Ответственность по части 2 статьи 12.16 в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей

Движение через встречную полосу при выезде с пересечения проезжих частей

Это самая неоднозначная ситуация. Определяет ее п.8.6 ПДД:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Кроме того, что в ПДД отсутствует , в этом пункте еще есть понятие «оказалось». Но ответственность в части 4 статьи 12.15 предусмотрена за выезд на встречную полосу.

Так как задача нашего материала выяснить есть ли выезд на встречную полосу, рассмотрим эти противоречия с двух ракурсов, выезд есть и выезда нет.

Выезд на встречную полосу есть:

  • Транспортное средство при повороте оказалось на встречной полосе, в нарушение п.8.6 ПДД, соответственно, осуществлен выезд на эту полосу. п.8.6 ПДД не предполагает завершения маневра, а именно при совершении поворота транспортное средство не должно оказаться на встречной полосе дороги, на которую осуществляется поворот.
  • Постановление пленума верховного суда российской федерации № 18 г. Москва 24 октября 2006 г. разъясняет, что нарушение п.8.6 ПДД подлежит квалификации по части 4 статьи 12.15.

Выезда на встречную полосу нет:

  • Транспортное средство осуществляет поворот, выезд происходит на попутную полосу с пересечением встречной полосы. Не смотря на то, что часть транспортного средства оказывается на встречной полосе, выезда при маневрировании на встречную полосу быть не может. Но остается нарушение п.8.6 ПДД, однако нарушение правил маневрирования не может наказываться по статье за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги. При осуществлении, какого либо маневра транспортное средство изменяет расположение на проезжей части, как например, при развороте, расположение транспортного средства поперек дороги можно так же посчитать нарушением. К счастью до этого пока не дошло.

Постановление пленума ВС РФ содержит достаточное количество «ляпов». Некоторые из них мы уже рассмотрели в других материалах нашего журнала. К сожалению, подобные разъяснения вызывают еще больше вопросов. А когда эти разъяснения противоречат действующему законодательству ответы на вопросы искать еще сложнее. Возможно, Правила дорожного движения для Верховного суда не настолько важный документ, что бы хотя бы попытаться в нем разобраться. Три редакции разъяснений на один и тот же текст Правил дорожного движения это подтверждает.

Наказание водителю за то, что тот неправомочно выехал на встречную полосу, назначается только посредством судебного рассмотрения всех деталей правонарушения, а потом – вынесением соответствующего решения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

По мнению законодателей, движение автотранспортного средства по полосе навстречу другим машинам считается опасным манёвром.

Нарушение наказывается лишением права управлять автотранспортным средством какое-то время, но могут и назначить только один штраф.

Когда автомобилист попался, его остановили за пересечением полосы встречного движения, нужно не сопротивляться полицейским, а сразу приготовить внятные объяснения и документы.

Что это означает

Перемещение по встречной полосе – это нарушение, согласно закону, когда водитель направляет свою машину по встречному потоку движения других участников, против встречного движения.

За такой манёвр полагается штраф и лишение автомобилиста права управлять любой категорией автотранспорта, открытой для него в его удостоверении.

По ГОСТу строительства автодорог в России, каждая полоса должна быть равна 3 метрам. Нарушением будет считаться выезд даже одно колеса за пределы трехметрового участка автодороги.

Послаблением в назначении наказания могут быть некоторые ситуации, а также плохо нанесенная разметка автодороги, отсутствие запрещающего знака, либо неправильная его установка – в зоне плохой видимости водителей.

Обратите внимание! Выезд на встречную полосу при любых обстоятельствах – это огромный риск, спровоцировать аварию, риск лобового столкновения с машиной, движущейся на встречу.

При этом последствия удара «лоб в лоб» всегда намного страшнее, чем иные виды столкновений. В таких случаях часто гибнут люди, а автомобили практически не подлежат ремонтно-восстановительным работам.

В чем нарушение ПДД, и какие могут быть последствия

Очень часто нарушения в виде заезда на участок дороги, где встречный поток автотранспорта, совершается именно на перекрестках. В этом случае для водителя крайне важна его сноровка при управлении автотранспортом.

При неумелом либо неаккуратном вождении границы попутного движения автодороги часто нарушаются именно на перекрестках при поворотах:

  • за пересечение;
  • езда по встречной полосе;
  • пересечение по перпендикуляру встречного полотна автодороги;
  • заезд за ограничительную кромку своей полосы;
  • с целью обгона в неположенном месте.

Вообще встречаются следующие виды незаконных пересечений, нарушений , когда нарушаются границы попутного потока автодорожного движения:

  1. Аварийная ситуация с заездом на встречную полосу – серьезное преступление законов ПДД.
  2. Машина выехала со двора прямо на встречную полосу – несерьезное преступление.
  3. Объезд какого-то препятствия – серьезным нарушением считаются случаи с объездом затора (пробки).
  4. Разворот или поворот влево через сплошную линию разметки – серьезное преступление (есть послабления в некоторых случаях).
  5. Обгон авто с пересечением сплошной черты – серьезное преступление.
  6. Попутная сплошная пересечена любым способом (колесом, с выходом за рамки кузова, половины кузова и т.д.) – несерьезное преступление.
  7. Проезд навстречу движущемуся транспорту на запрещающий автодорожный знак.

Обратите внимание! На основании п. 9.2 Правил автодорожного движения, водители не имеют права пересекать сплошную линию разметки, совершая обгон на дорогах в 2 либо 4 полосы. Это можно делать исключительно тогда, когда стоит разрешающий знак.

Можно ли отделаться штрафом

Оставить при себе водительские права автомобилист может только тогда, когда манёвр пересечения сплошной линии на разметке автодорожного полотна является оправданным с точки зрения правил ПДД и закона.

На встречную полосу, когда пересекается сплошная разметка, пунктирная, либо она вовсе отсутствует, разрешено в определенных случаях.

Только при таких обстоятельствах, которые предусматривает законодательство, есть все шансы не схлопотать арест водительских прав.

Наказанием в таких случаях будет лишь только штраф, размер которого назначается мировым судьей после разбирательств и рассмотрения постановления об административном нарушении.

Обратите внимание! Один только штраф может быть назначен еще и тогда, когда нарушение в виде выезда на встречную полосу не было зафиксировано автодорожной полицией, но было снято на видеокамеру.

Судить будут по записи с придорожной видеокамеры. По нормам законодательства при таких обстоятельствах прав не лишают, а назначают денежное наказание.

Не лишают водительских прав в следующих ситуациях:

  1. Наличие крайней необходимости у водителя для пересечения сплошной линии ().
  2. Фиксирование нарушения видеокамерой, установленной у дороги, а не дорожной полицией.
  3. Наезд только на саму полосу, а не её пересечение.
  4. Объезд препятствия (кроме обгона «пробки»).

Разрешенное пересечение границ середины дороги возможно в следующих случаях:

  1. Узкая дорога. Движение по дороге, где нет никакой разметки, где требуется поворачивать налево, а ограничительная линия «рисуется» умозрительно участниками автодвижения.
  2. Дорога без разметки. У дороги нет предупреждающих знаков, оповещающих разрешение поворачивать налево. Знаки еще могут быть те, которые запрещают обгон. Если их нет, тогда водители могут на какое-то время выехать на «встречку» при отсутствии плотного потока машин.
  3. Трёхполосная дорога. Есть разметка, но нет запрещающих обгон по средней полосе знаков. Разрешается особенно при поворотах, например, налево.
  4. Объезд препятствия не карается законом в виде ареста прав, а лишь наказывается небольшим штрафом – 1000-1500 руб . Но и здесь судья может пересматривать дело с вынесением решения о полной невиновности водителя.
  5. Заезд на встречную полосу даже одним колесом при пересечении сплошной линии.

Если по каким-либо причинам впереди едущий автомобиль внезапно заглох и не смог выехать на обочину, то водителю, едущему за ним, придется его объезжать.

В этом случае объезд оправдан, даже если он совершается с пересечением или заездом на трамвайные пути.

То же самое касается и ситуаций, когда произошла авария на дороге, столкнувшиеся автомобили стоят посреди дорожного полотна, где сквозное движение, их объезжать придется каждому едущему водителю.

Если машина просто остановилась, создавая затруднение для других водителей, при этом она не поломана и не столкнулась с другими авто, такой случай не является препятствием.

Водителям следует подождать, пока тронется с места остановившаяся машина, а не объезжать её. Сюда же подходят ситуации с пробками, дорожными заторами.

Именно эти моменты не называют препятствиями, потому объезжать здесь нельзя, выезжая на встречную полосу.

Пересечение пунктирной разметки не является нарушением при аккуратном обгоне налево потому, что движение в России леворулевое – руль для водителей находится слева, а не справа как в автомобилях Японии или в Индии, к примеру.

Водитель при обгоне обязательно должен убедиться не только в отсутствии автомобиля, едущего на встречу, но также и рассчитать приблизительную скорость перемещения встречной машины.

А это можно сделать только при нахождении руля слева и обгоне налево. Такие предосторожности требуется соблюсти для того, чтобы избежать столкновения даже при разрешенном пересечении разметки, пусть и пунктирной.

Количество полос на узкой дороге определяется водителями самостоятельно, а также условно. Здесь соблюдается особая осторожность.

Обратите внимание! На тех дорогах, где отсутствует какая-либо разметка, обычно считается, что количество полос должно быть обязательно чётным.

В случае, когда дорожное полотно достаточно широкое, чтобы можно было его умозрительно разделить на 4 полосы движении, выезд навстречу другому потоку автотранспорта будет считаться злостным нарушением.

Поэтому в таком случае одним только денежным наказанием отделаться нельзя будет, судья будет рассматривать и возможность лишить водителя прав.

Что делать, если поймали

Если выезд на встречную полосу автодороги произошел при обстоятельствах, когда по закону запрещается это делать, то и здесь могут выявиться некоторые смягчающие обстоятельствах для водителя.

Существует некоторые манёвры, показывающие, что водитель вынужден был заехать на встречную полосу.

Обычно это случаи, когда на попутной полосе происходит предаварийная ситуация, либо что-то провоцирующее автомобилиста свернуть и заехать на запрещенный участок дороги.

Рассмотрим специфику некоторых ситуаций:

  1. Дорога в 4-ре полосы. Есть специальный участок дороги для обгона. Возможен манёвр налево, но только для разворота. Для этого не должно быть никаких запретных знаков у дороги, иначе наказание арестом водительского удостоверения будет неизбежным.
  2. Дорога со специальной запрещающей разметкой , коих может быть несколько видов. Ни в коем случае при таком положении нельзя выруливать навстречу другому транспорту. Доказать свои мотивы водитель дорожному полицейскому не сможет, если его остановит автодорожный патруль.
  3. Когда знак «Обгон запрещен» у дороги стоит, а водитель все равно наезжал за ограничительную полосу, то наказание лишением прав – неизбежно. При этом неважно, сколько полос у дороги и какой она была ширины. Но повернуть налево или развернуть авто можно при таком знаке.
  4. Дорога в 3 полосы. Водитель попал аж на третью полосу. В этом случае нет никаких послаблений – наказание лишением водительских прав неизбежно.

Эти примерные случаи могут подсказать водителю, какие оправдания и доводы он сможет привести автоинспектору, когда он его остановит при явном нарушении правила выезда на встречный поток автотранспорта.

Обратите внимание! Если подобное нарушение у водителя произошло в первый раз за календарный год, тогда он имеет право на более мягкие условия для того, чтобы понести по закону наказание. Таких лиц часто не лишают водительских прав, а лишь выписывают штраф.

На какой срок могут лишить водительских прав за встречку

Все случаи представлены в единой таблице с указанием сроков лишения прав водителя:

Ситуация заезда на встречную полосу на дороге Срок ареста права управления ТС Штраф за нарушение, руб.
Объезд пробки, затора с поворотом налево, но через сплошную полосу. Манёвр правоохранителями признан провокационным. 4-6 месяца 5000
Повторное нарушение за календарный год в присутствии дорожного полицейского. 1 год 5000
Повторное нарушение за календарный год, заснятое придорожной камерой. 5000
Заезд на встречную часть дороги при движении машины со двора, с места парковки и т.д. 500
Пересечение сплошной слева. 4 мес. – 1 год 1000-1500
Обгон по встречной полосе с пересечением сплошной разметки. 1 год 5000
Разворот через сплошную разметку. 1000-1500
Машина пересекла попутную сплошную черту. 500

Перечисленные ситуации не являются исчерпывающими в водительской практике, поэтому они приведены как примеры, которые наиболее часто можно встретить в жизни.

Но случаев с разными «сценариями» развития событий на самом деле гораздо больше. Что следует запомнить здесь, так это то, что последнее слово по размерам штрафов или назначениям сроков лишения прав водителя остается всегда за мировым, апелляционным, либо иным судом.

Пример из судебной практики

Оправданием для того, чтобы права оставались при водителе, является плохое состояние дорожной разметки.

Если она пребывает в ненадлежащем виде, местами сильно стёрта, то водителя, совершающего обгон, могут и не наказывать арестов прав.

Но для того, чтобы такое доказать, нужны факты. Таковыми являются фотографии или записи видеорегистратора, камеры видеонаблюдения, установленной на улице в месте, где проезжал водитель.

Судебным решением будет вынесено либо оправдание водителю, либо уплата незначительного штрафа.

Судебная практика предусматривает послабления при следующих обстоятельствах, которые добавляются к уже описанным допущениям в данном материале:

  1. Водитель только начал объезжать впереди едущую машину по пунктиру, как вдруг наехал на начавшуюся сплошную полосу.
  2. Водитель не мог по объективным причинам объехать справа, пришлось объезжать слева (при наличии доказательств судом может опровергаться ).
  3. До вынесения решения суда у водителя отобрано водительское удостоверение дорожным полицейским. Это противозаконно!
  4. Протокол об административном правонарушении заполнен сотрудником ГАИ неправильно, с ошибками, либо заведомо ложными обвинениями.
  5. Недостаточно доказательств против обвиняемого.

Обжаловать приговор водитель еще может в течение 10 дней после вынесения судебного решения. Для этого нужно подать либо встречный иск, либо ходатайство, либо возражение. Конечно же, с подобной задачей лучше всего справится автоюрист или адвокат.

Очень важным моментом для обжалования в суде решений является доказательная база, которая чаще всего состоит из фото-, видеоматериалов, либо показаний очевидцев, изложенных в письменной форме с указанием их контактных номеров телефонов.

Один из наиболее актуальных и животрепещущих вопросов для большинства российских автолюбителей – каков штраф за выезд на встречную полосу регламентирован действующим российским законодательством?

Еще на этапе изучения ПДД, каждый автовладелец узнает, что при определенных условиях, выезд на встречную полосу движения может обернуться не то что штрафом, а даже лишением водительских прав.

Но даже столь суровые последствия не пугают водителей, и они абсолютно сознательно едут по встречке, чтобы сэкономить свое время, обойдя затор.

Выезд на встречку может обернуться следующими последствиями:

  • Штрафом;
  • Лишением водительского удостоверения.

Штраф также не является единым и отличается регулирующим нормативно-правовым актом.

Итак, штрафы бывают следующими:

  • Согласно ч.3 ст.12.15 КоАП, выезд на встречку либо трамвайные пути (также встречного движения) с целью объезда препятствия, наказывается штрафом суммой от 1000 до 1500 рублей. Препятствием, в данном случае, является неподвижный объект, находящийся на полосе движения и блокирующий проезд вперед для водителя. При этом затор либо автомобиль, который остановился согласно ПДД, не будет квалифицирован как препятствие. На примере, это означает то, что выехать на встречку, чтобы объехать сломавшееся авто, можно. А вот аналогичный выезд с целью объехать пробку будет квалифицирован, как правонарушение и обернется штрафом;
  • Согласно ч.2 ст. 12.16 КоАП РФ, разворот либо поворот налево, влекущий нарушение разметки автодороги и запрещающих знаков, приводит к штрафу в размере 1000-1500 рублей;
  • Выезд на встречную полосу, приводящий к нарушению ПДД либо на встречную полосу трамвайных путей, влечет штраф до 5000 рублей либо даже лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. Исключение из этого правила составляет ситуация, когда водитель объезжает препятствие. Также здесь следует обратить внимание на то, каким образом происходит фиксация нарушения ПДД. Так, если фиксация была произведена при помощи видеокамеры, то предельное наказание для водителя – штраф. Если же речь идет о сотрудниках ГИБДД, они могут выбрать наказание самостоятельно, поскольку вид наказания по данной статье альтернативный;
  • Согласно ч.4 ст.12.15 КоАП, повторный выезд на встречную полосу чреват для водителя лишением прав на 1 год или 5000 рублями в случае фиксации правонарушения при помощи видеокамеры.

Когда можно, а когда нельзя выезжать на встречную полосу

Современное российское законодательство не имеет четкого перечня случаев, когда выезд на встречную полосу является допустимым. Но, в то же время, существуют некоторые правила, соблюдение которых помогут избежать санкций за такое действие.

По состоянию на 2018 год, они следующие:

  • Обгон по встречной полосе является допустимым, если на дороге нет ни разметки, ни соответствующих знаков. Такая ситуация трактуется, как отсутствие законного запрета на обгон. А отсутствие запрета, по сути, это разрешение;
  • Обгон не будет считаться нарушением правил в случае движения по трехполосной дороге. Собственно, трехполосная дорога для того и придумана. Третья полоса на ней предназначена для автомобилистов, едущих как по одной, так и по другой полосе.

Главное правило – это наличие дорожного знака, запрещающего обгон. Если его нет, смело совершайте обгон.

Также в ПДД есть указание не необходимость учета габаритов транспортного средства на дороге конкретной ширины. Однако конкретных критериев там нет.

В актуальном законодательстве установлены следующие случаи, допускающие совершение обгона:

  • Если движение происходит на 2-4 полосной дороге и есть разрешающий знак (п.9.2 ПДД). Сколько бы полос дорога не имела, если на ней установлен знак, запрещающий обгон, совершать данное действие нельзя;
  • На трехполосной трассе запрещается обгон по крайней полосе, по которой движется транспортное средство по встречному направлению;
  • Обгон строго запрещен по встречной полосе на пешеходном переходе, в туннеле, на мосту, регулируемом перекрестке, ж/д переезде и на расстоянии 100 метров от него, а также на опасны участках дороги. Это запрещено, вне зависимости от того, есть дорожные знаки или нет.

Нарушение этих положений грозит штрафом.

Как оспорить штраф за выезд на встречку

Представим ситуацию: вы остановлены сотрудниками ГИБДД. Вас хотят лишить водительских прав в виду нарушения ст.12.15, однако, вы уверены, что нарушения не допускали. Как в такой ситуации защитить свои права?

Ключевой документ при регистрации правонарушения со стороны автомобилиста – это протокол. Попросите его и внимательно изучите, что в нем указал инспектор ДПС.

Если вы обнаружите там несоответствия или не разделите выводов правоохранителя, пишите об этом в протоколе. Причем максимально подробно, поскольку именно протокол станет вашим главным доказательством в суде.

Если у вас будет с собой фиксирующее устройство типа фотоаппарата либо мобильного телефона с камерой, фиксируйте все дорожные условия, при которых вы совершили выезд на встречку. Фиксируйте все, что в дальнейшем может подтвердить, что вы совершили выезд по правилам.

После получения копии протокола на руки, обжалуйте его в течение 10 суток. Если за указанный срок сделать этого не удалось, попробуйте восстановить его через подачу ходатайства в тот орган, который занимается рассмотрением вашей жалобы.

Важно понимать, что лишить вас водительских прав может только суд. Поэтому подготовьтесь к судебному процессу крайне щепетильно, и лучше всего – пригласите квалифицированного юриста.

Согласно ст.12.15 ч.4 административного Кодекса РФ, выезд на полосу со встрчным движением влечёт за собой в качестве наказания лишение водителя прав сроком на 4-6 месяцев.

Одновременно с этим в части 3 статьи указаны случаи, когда подобное нарушение дорожных правил влечёт за собой лишь штраф до 1500 рублей без отстранения от управления автотранспортом:

  • выезд на встречные пути трамвайного сообщения (к примеру, совершая объезд дорожного затора);
  • выезд на встречку при развороте или левом повороте, имея целью припарковаться;
  • объезд дорожного препятствия с выездом на встречную полосу.

В этих случаях лишение прав за выезд на полосу встречного движения не предусмотрено. Однако, зачастую сотрудники ГИБДД неправомерно вменяют в наказание часть 4 ст.12.25 КоАП, в то время как действительные основания административного правонарушения попадают под часть 3-ю. Для того чтобы водителя не лишили прав, выезд на полосу встречного движения необходимо переквалифицировать в ч.3. ст.12.25 Административного Кодекса.

Разобраться во всех обстоятельствах произошедшего и помочь вернуть права может опытный и компетентный в этих вопросах специалист, который будет защищать интересы водителя в суде.

Чтобы отменить лишение прав за встречку в процессе административного судопроизводства, защита может использовать несколько решающих аргументов в пользу водителя.

Объезд препятствия

Принимая во внимание ч.3 ст.12.25, защита может доказать, что водитель вынужден был выехать на встречку, поскольку на его пути возникла неподвижная преграда. Это может быть, к примеру, автомобиль, стоящий на обочине или совершивший экстренное торможение во время движения, автопокрышка, животное или человек, крупная выбоина глубиной свыше 5 сантиметров и другие непреодолимые препятствия.

Несоответствие разметки установленным знакам

При наличии на дороге одновременно и разметочного пунктира, и знака, не допускающего обгон, водителю, согласно п.9.1 правил, следует самостоятельно определить ориентировочную черту, разделяющую направления движения, учитывая ширину дорожной полосы, размеры автомобилей и интервал между ними. В таких обстоятельствах выезд на встречку не будет считаться правонарушением, поскольку согласно Указанию 13/6-120 генерал-лейтенанта ГИБДД В.Кирьянова, любое несоответствие дорожной разметки установленным знакам трактуется в пользу водителя. Возврат прав в данном случае будет делом простым, поскольку не составит особого труда доказать факт наличия этого обстоятельства.

Дорога с односторонним движением

Осуществляя защиту, стоит помнить о том, что лишение прав за встречку при въезде автотранспорта (например, для парковки) на дорогу с разрешенным движением лишь в одну сторону, неправомерно.

Исходя из раздела 9 ПДД, выезжать на сторону движения встречного потока, запрещается в следующих ситуациях:

Обгоняя, разворачиваясь или поворачивая на встречную сторону дороги с двусторонним движением и 4-мя полосами;

Выезжая на крайнюю слева полосу, если дорога имеет двустороннее движение и 3 полосы, из которых центральная предназначена для движения в двух направлениях;

Обгоняя на перекрёстках, если они регулируемые, или, если они нерегулируемые, то только в тех случах, когда автомобиль движется не по главной дороге;

Обгоняя по дороге с плохой видимостью;

Объезжая впереди стоящие автомобили, ожидающих открытия ж/д переезда;

При наличии сплошной линии и знаков, требующих её соблюдения - знак "Обгон запрещён"; знак, запрещающий обгон грузовому автотранспорту; знак запрета въезда; знак дороги для маршрутного автотранспорта.

Квалифицированному специалисту, представляющему интересы водителя, которого лишили прав за встречку, стоит принять во внимание, что в этот список не включён знак дороги с односторонним движением (5.5). Поэтому при правильно выстроенной защите водителю обязаны вернуть права.

На чём ещё может строиться защита

Грамотный автоюрист никогда не будет ссылаться на отсутствие других участников движения на встречной полосе, во время нарушения водителем ПДД, поскольку степень общественной безопасности здесь не играет роли. Зато опытный специалист будет пытаться доказать факт наличия опережения автомобиля, а не обгона, так как в результате опережения автомобиль не выезжает на встречку, а движется в рамках занимаемой им полосы.

Зачастую сотрудники ГИБДД вменяют в правонарушение водителю выезд на встречку, основываясь лишь на том, что дорожная полоса слишком узкая для опережения. Чтобы доказать обратное, необходимо сложить размеры ширины обоих транспортных средств, прибавив к сумме расстояние от автомобиля, который был опережён, до края дороги и расстояние между самими машинами, после чего сопоставить полученную цифру с шириной полос.

Для доказательства невиновности водителя, обязательно следует принять во внимание и нечитаемость дорожного знака, если она имела место быть. Закрытый листвой деревьев или испачканный грязью знак, запрещающий выезд, не является обязательным к исполнению.

Если на дороге возникла спорная ситуация, ставшая следствием конфликта с сотрудником ГИБДД, водителю необходимо обезопасить себя следующими действиями:

  • Записать разговор с инспектором на диктофон.
  • Напомнить ему о предписании решать спорные вопросы в пользу водителя.
  • Привлечь свидетелей, уточнив их контакты и паспортные сведения.
  • Зафиксировать в составленном инспектором ГИБДД протоколе несогласие с нарушением, письменно указав причину и поставив подпись.
  • Сообщить об обстоятельствах произошедшего в прокуратуру и Управление ГИБДД.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: