Закон о жкх с 1 января. Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о жкх. Штрафы в пользу жильцов

Государственная система управления жилищными услугами обещает, изменения ЖКХ в 2019 году будут продуктивными и на пользу жителей России. О коммунальных хозяйствах забыть не получится, но никаких коллапсов не предвидеться.

Реформы ЖКХ в 2019 году должны коснуться в первую очередь ГИС – Государственной информационной системы. Также, поставлена цель провести автоматизацию устройства домов, ввести нормативную систему выплат авансом. Было предложено оформить один единый расчетный счет на дом и в последних числах месяца будет снята оплата одним платежом на счет ЖКХ.

Коротко об изменениях в ЖКХ

Оплата коммунальных услуг в 2019 году будет подвержена таким изменениям:

  • Президент страны выдал и утвердил указ о продлении Фонда реформации ЖКХ.
  • Благодаря дополнительным взносам страны порядок определения имущественного фонда проходит стадию проверки и уточнения.
  • Поддержка денежными средствами будет возможна только при выполнении всех условий, указанных в составленном списке.
  • Входит в силу программа о сроках размещения жильцов в квартирах многоэтажных домов, если их собственное жильё находится в аварийном состоянии.
  • Денежные средства будут разделены между регионами и областями согласно нормам.
  • Будет проведено частичное финансирование капитального ремонта жилых помещений и подъездов многоквартирных домов.
  • Планируется подключение домов к автоматической системе регулировки условий коммунального обеспечения, их модернизация.
  • Самым приятным и важным пунктом для жителей является отмена штрафов ГИС.
  • Изменен порядок вывоза отходов.

Новый закон об управляющих компаниях

Президент России в декабре минувшего 2017 года вынес на рассмотрение закон об исключении управляющих компаний из цепочки посредников. Причиной этому стали задолженности между УК и поставщиками услуг. Работа не проводится, потому что не переведены средства. Согласно новой схеме денежные ресурсы будут перечислены без третьих лиц. Перейти на этот договор можно по желанию плательщика или заявлению поставщика.

Если будут утверждены правки в этом документе, двойные тарифы, которые при переходе на новую систему могут выставить жильцам представители управляющей организации, будут караться штрафами. Начисление платежей будет возможно только в рамках нужды дома, это будут четко оговоренные суммы.

Если есть подозрение о мошенничестве в расчетах и платежах, нужно обращаться в соответствующие органы.

Оплата по квитанциям в 2019 году

Оплата в ЖКХ в 2019 предусматривает подключение системы авансового перевода средств, предоплаты по счетам. Для поощрения в этой сфере будут вводить гибкую систему скидок чтобы в дальнейшем платить без квитанций. Пока что законной почвы для создания этого проекта нет. По прогнозам некоторых чиновников, ввести закон в действие в ближайшие два – три года не выйдет.

Если рассматривать рациональную сторону дела, законопроект выгодный. Он поможет собственнику оплачивать столько, сколько он использовал. Больше, чем оплачены счета в квитанции авансом, требовать УК не имеет права.

Важно! Последние правила на услуги оплата в ЖКХ в 2019 дают право хозяевам домов подавать жалобу в управляющую организацию и требовать денежную компенсацию в случае слишком высоких цифровых показаний по счетам.

Нововведение в ЖКХ на 2019 год

Последние предложения об автоматизации прозвучали около года назад. Вводить их в реальность собираются в текущем году. Новое ЖКХ в 2019 году может стать реальностью. Раскрыть секреты процесса по внедрению реформы автоматизации пока не спешат, но цель проследить можно – считывание данных с устройств инженерных коммуникаций на расстоянии, без проверки и механического вмешательства работников инстанций.


Для оборудования специальными датчиками каждого жилого комплекса, необходимо немалое количество денег. Таких устройств пока только два: датчики для передачи показаний воды (горячей и холодной) и электричества.

Если обнаруживаются должники по выплатам, их автоматически отключают от сети снабжения. Вопрос об удобстве и вовсе не стоит поднимать, больше не нужно будет стоять в очередях.

Обязательно ли размещать информацию на реформе ЖКХ

Обязательным лицензионным требованием обязали сделать размещение информации о делах УО (управляющей организации) в жилищно – коммунальном хозяйстве. Для этого есть постановление Правительства РФ, подписанное 1 января текущего года.

Также, есть предпосылки к тому, что будет раскрыта информация деятельности УО за минувший, 2017 год. Она будет размещена на сайте Реформы ЖКХ.

Постановление о прямых платежах в 2019 году

Законодательство пересматривает постановления и вносит поправки, согласно которым в 2019 году ресурсоснабжающие организации заключают договор с жильцами на оплату коммунальных платежей напрямую. Основная цель законопроекта заключается в том, чтобы не ходить по инстанциям (водоканал, газовая служба и прочее), а переводить деньги на расчетный счет конкретной управляющей организации.


Принцип раскрытия платежа останется тот же – ежемесячно будут выводиться общие суммы по начислениям. Форму для договора можно будет взять в УО или в расчетной инстанции. Если в системе отопления произойдут сбои или возникнут проблемы с водоснабжением, как и прежде, потребители вынуждены будут обратиться в управляющую организацию.

Какие сроки выплат платежей по коммунальным услугам

Необходимо помнить о важности своевременной выплаты по счетам, чтобы в дальнейшем не возникало неприятностей с начислением пени и штрафов. Не смотря на реформы, потребителю по – прежнему выделен срок в размере одного календарного месяца на проведение оплаты. В случае просрочки нужно погасить долг в ближайшее время, чтобы не происходило дальнейших начислений.

Что будет если не оплачивать по счетам

Реформа ГИС ЖКХ не меняет порядок платы за жилищно – коммунальные услуги и не снимает ответственности за долг с плательщика. Непонятно кто придумал миф о возможности неуплаты, но это неправда.

Важно! Систему прямых договоров не разработали до конца, данные квитанций еще не занесены в реестр. Если не оплачивать по счетам, долг будет добавляться с каждым месяцем. Более того, штрафы, пени и отключение от системы электричества и других коммунальных благ последует незамедлительно.

В каком порядке нужно проводить оплату по счетам в 2019 году?

В планах учредителей системы авансовых выплат создать максимально удобный сервис для проведения оплаты. Внешне, это будет похоже на перевод денег за коммуникации (интернет, перевод на мобильные счета). После пополнения баланса услуги подключены до обнуления финансов.

Суммы переводов, которые нужно выплатить, бонусные предложения, льготы и порядок выплат пока не вынесены на обсуждение. Для того, чтобы реализовать этот законопроект, необходимо внести ряд изменений в реальное законодательство.

С начала 2018 года в работе управляющих организаций появилось достаточно много существенных изменений. Они касаются правил лицензирования, работы с ГИС ЖКХ, проведения общих собраний, расширенных полномочий ГЖИ, новых штрафов и других вопросов. В статье мы рассмотрим наиболее важные нововведения с отсылками к конкретным законам о ЖКХ и приведением текстов нормативных документов.

В течение последней недели 2017 года российский президент подписал сразу несколько федеральных законов, положения которых влияют на работу управляющих организаций. Прежде всего, речь идет о 437-ФЗ и 485-ФЗ (их мы приведем в приложении). Чтобы разобраться в большом количестве изменений, рассмотрим наиболее важные из них в соответствующих подразделах данной статьи.

Какие штрафы и за что ждут УК в 2018 году

Важные нововведения в работу управляющих организаций внес 437-ФЗ, который скорректировал ряд положений КоАП. Штрафы за нарушения правил работы с ГИС ЖКХ остались, но оказались снижены. С 1 января 2018 года УК, не разместившую необходимые сведения в информационной системе или подавшую недостоверные данные будут штрафовать на 5 000-10 000 рублей. Ранее штраф для управляющих организаций составлял 30 000 рублей.

Штрафные санкции снизились и для администраторов ОСС, которые должны передавать в систему сведения о проведенных собраниях. Их ранее по статье 13.19.2 КоАП штрафовали на 15 000 рублей, теперь в кодексе прописаны следующие суммы:

Прописано в законе о ЖКХ и наказание для оператора ГИС ЖКХ, своевременно не восстанавливающего работоспособность системы. Его будут штрафовать на сумму 150 000-200 000 рублей.

Еще одной новинкой является введение штрафов в пользу потребителя. Если УК неправильно начислила плату за содержание жилья или коммунальные услуги, то владелец квартиры может потребовать от нее уплаты штрафа в размере 50% от суммы допущенного превышения. Штраф будет платиться в пользу собственника за исключением следующих случаев:

  • плата неверно начислена по вине самого жильца;
  • ошибка была устранена до того, как собственник обратился в УК и/или оплатил завышенную сумму.

Воспользуйтесь on-line сервисом, чтобы определить - должны ли вы размещать информацию в ГИС ЖКХ:

Автоматизация ЖКХ

О необходимости перехода на автоматизированное оборудование в ЖКХ говорят уже давно и на разных уровнях. В конце 2017 года данные инициативы были озвучены на самом верху. Замглавы Минстроя Андрей Чибис рассказал о желании сделать приборы учета «максимально комфортными и автоматическими». Это нужно для упрощения считывания их показаний, так как жильцов избавят от необходимости проводить данную процедуру самостоятельно или с приглашением сотрудников управляющей организации. По словам Чибиса, переход на цифровое ЖКХ с автоматизацией должен быть проведен без дополнительной финансовой нагрузки на простого потребителя. О том, читайте в статье справочной системы « ».

Для реализации озвученных планов требуется установка в домах систем, которые автоматически собирают и передают показания счетчиков. Такие решения уже существуют и используются для электроэнергии и воды (холодной и горячей).

При автоматизированном учете регулярное снятие показаний становится максимально простой и понятной для каждой из сторон процедурой, а также появляется возможность в «ручном режиме» отключать неплательщиков. Кроме этого, решается сразу несколько сопутствующих задач:

  • полностью контролируется потребление ресурсов;
  • точно измеряется объем поставленных и потребленных ресурсов в заданный временной промежуток;
  • оперативно собирается и передается информация о текущих показаниях счетчиков;
  • в случае сбоев и аварий все данные сохраняются;
  • счетчики надежно защищаются от вмешательства в их работу без соответствующих санкций;
  • первичные данные о потреблении ресурсов хранятся длительное время;
  • легко формируются отчеты, которые нужно размещать в ГИС ЖКХ или передавать контролирующим органам.

Нововведения в проведении общих собраний

В соответствии со свежими изменениями в законах о ЖКХ совет МКД получает продление своих полномочий на аналогичный срок, если по завершении ранее оговоренного периода его работы не было произведено переизбрание. Кроме этого, право на участие в общедомовых собраниях получают люди, которые приняли у застройщика квартиру с составлением акта приема-передачи, но еще не прошли процедуру оформления ее в собственность. Данное право действует на протяжении года с момента введения МКД в эксплуатацию. Эта норма закрепляется в части 1.1 статьи 44 ЖК РФ.

УК, ТСЖ и ЖСК обязуются вести реестр владельцев квартир с их реквизитами, которые передаются инициаторам проведения собраний. Получить такой реестр может любой из собственников на основании письменного заявления.

Оригинал протокола общедомового собрания теперь нужно передавать в управляющую компанию. Организаторы собрания должны сделать это в 10-дневный срок после того, как были подведены итоги мероприятия. УК, в свою очередь, передает эти документы на хранение в Госжилинспекцию. В ГЖИ размещаются именно оригиналы решений и протоколов, а в определенном собранием жильцов месте хранятся их копии.

Лицензирование управляющих компаний

В 485-ФЗ оказалось несколько важных законодательных инициатив, касающихся лицензирования управляющих организаций. В том числе, в соответствии с новым законом о ЖКХ с 11 января 2018 года возникло новое лицензионное требование. Оно заключается в том, что УК должны иметь уникальные наименования. Теперь создавать управляющие компании с тождественным или сходным до степени смешения названием запрещено – их не будут допускать к работе.

Причиной появления этой новеллы стало, в первую очередь, недобросовестное поведение отдельных управляющих организаций. Начала распространяться практика, когда УК банкротилась и прекращала существование вместе с собранными с жильцов деньгами, а оставленные ею дома тут же занимал «чистый» клон, зачастую с теми же людьми в числе руководства и учредителей.

Эта законодательная инициатива не ударит по добросовестным управляющим организациям, которые получили схожие названия случайным образом. В сфере ЖКХ действительно не принято давать компаниям звучные имена, здесь обычно пользуются ограниченным отраслевым лексиконом и общими сокращениями. Для соблюдения требования об оригинальности необходимо озаботиться изменением тождественного названия. На это дается шесть месяцев, которые отсчитываются с момента вступления закона о ЖКХ в силу – с 11 января.

Государственная жилищная инспекция начнет проверять исполнение лицензионного требования о наименованиях по истечении обозначенного полугодичного срока, то есть с 11 июля. При обнаружении нарушений допустившие их управляющие организации могут лишиться своих лицензий.

ГЖИ может появиться у вас без предварительного уведомления, чтобы провести внеплановую выездную проверку. Достаточно жалобы потребителя.

Чтобы иметь право заключить договор управления, УО должна получить лицензию и соблюдать лицензионные требования. Контролируют деятельность лицензиата органы государственного жилищного надзора - проводят плановые и внеплановые проверки. Когда и на каких основаниях инспекторы проверяют УО, разъяснил Минстрой в .

Другое важное изменение в части лицензирования УК касается того, что у лицензий теперь появился срок действия. По новым правилам они выдаются на пять лет, после чего потребуется проходить процедуру продления разрешительной документации. Отсчетной датой здесь также является 11 января 2018 года. Получается, что к 11 января 2023 года управляющим компаниям потребуется озаботиться продлением действия лицензии.

Новое требование касается списка домов, находящихся в управлении лицензиата. Управляющие организации, у которых в течение шести месяцев не появляется информации о находящихся в обслуживании МКД, лишаются лицензий. Аннулирование разрешительного документа в данном случае нужно для того, чтобы убрать с рынка «пустышек», которые создаются действующими УК на случай банкротства и оперативной миграции вместе с жилищным фондом в заранее подготовленную компанию. Чтобы не лишиться лицензии, управляющей компании нужно вести деятельность и официально обслуживать хотя бы один дом.

Поменялся также срок, в который УК должна начать исполнять свои обязательства перед владельцами квартир в многоэтажке. Теперь этот момент определяется датой, когда были внесены корректировки в реестр лицензий, связанные с заключением договора управления. Данная процедура описывается в части 7 статьи 162 ЖК РФ.

Управляющей организации дается 5 дней с момента подписания договора управления на то, чтобы внести необходимую информацию в ГИС ЖКХ, а также отправить сведения в Госжилинспекцию. У ГЖИ с момента получения сообщения появляется обязательство о внесении корректировок в список домов лицензиата. Она должна сделать это в течение 10 дней. Данный срок может быть продлен до 30 дней, если:

  • не предоставлены все необходимые документы;
  • на дом претендуют другие управляющие организации;
  • есть другие причины, закрепленные в приказе Минстроя №938/пр от 2015 года.

Регламентируется также процедура вывода МКД из списка объектов, обслуживаемых лицензиатом. При прекращении управления домом УК в соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ за 3 дня должна передать новой управляющей организации:

  • ключи от замков, закрывающих помещения, включенные в состав общедомового имущества;
  • техническую документацию и прочие документы, относящиеся к управлению МКД;
  • электронные коды, обеспечивающие доступ к оборудованию и прочие технические средства, которые нужны для эксплуатации МКД.

По новым законам о ЖКХ с 2018 года управляющей организации с момента исключения информации о доме из реестра лицензий запрещается вести какую-либо деятельность, связанную с управлением многоэтажным домом. Прежде всего, это закрепленное в законодательстве правило касается начисления платы за жилье и коммунальные услуги, взимания денег с жильцов и выставления платежных документов.

Расширение полномочий ГЖИ

485-ФЗ изменил текст статей 20 и 196 ЖК РФ, в результате чего у Госжилинспекции появились дополнительные поводы для проведения проверок. Теперь ГЖИ могут проверять управляющую компанию в следующих случаях:

  • вскрылись нарушения правил содержания общедомового имущества (ПП №491);
  • вскрылись нарушения правил, по которым предоставляются коммунальные услуги, а также приостанавливается и ограничивается их предоставление (ПП №354);
  • имеется соответствующее распоряжение или приказ от главного жилищного инспектора страны.

Эксперты отметили, что в практической плоскости особых изменений не произошло. Инспектор ГЖИ при визите в управляющую компанию и ранее проводил проверку того, как она выполняет требования правительственных постановлений № 491 и №354. Если обнаруживались нарушения правил, прописанных в указанных ПП, то Госжилинспекция накладывала соответствующие штрафы. Изменилось только то, что теперь подобные проверки оказались утвержденными на законодательном уровне.

Модернизация ГИС ЖКХ

Постепенное разворачивание работы ГИС ЖКХ сопровождается продолжающимися изменениями законодательства. Так, в 437-ФЗ от 28 декабря 2017 года были прописаны корректировки части 2.2 статьи 155 ЖК РФ, которые прекратили разговоры о возможности неоплаты собственником квитанции, если платежный документ не размещен в ГИС ЖКХ. Возможность не платить по этому поводу не появилась, так как она признана способной подорвать и без того далекую от идеала платежную дисциплину граждан.

У управляющих компании были опасения о том, что закон о ЖКХ с 1 января 2018 года введет жесткие санкции за несоблюдение требований относительно работы с ГИС ЖКХ. Больше всего УК боялись того, что такие несоответствия будут признаваться нарушениями лицензионных требований в соответствии с частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ. В этом отношении новости для управляющих компаний оказались хорошими. Законодатели не стали назначать УК, не разместившие в ГИС ЖКХ необходимые сведения, или разместившие недостоверную информацию нарушителями лицензионных требований.

На наших наши эксперты рассказывают о практических аспектах работы с ГИС ЖКХ:

В то же время размещение сведений осталось в числе лицензионных требований для управляющих организаций. По новому закону о ЖКХ такое условие должно соблюдаться с начала 2018 года. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (три существующих в России города федерального значения) данное требование станет лицензионным с 1 июля 2019 года.

Вложенные файлы

В этом году нас ожидает очередное плановое повышение тарифов ЖКХ. В октябре 2015 года правительством РФ утверждены индексы изменения размера платы с граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2016 год. Для разных регионов устанавливается разный процент допустимого роста коммунальных платежей.

В 2016 году наибольшее допустимое повышение платежей за ЖКХ установлено для Москвы (на 7,5%), Камчатского края, Якутии и Санкт-Петербурга (6,5%). При этом плата за отдельные виды коммунальных услуг может и превышать эти значения, но усредненный показатель должен укладываться в установленные правительством пределы.

Подобные повышения вводятся каждый год. Однако, помимо этого, произошел ряд существенных изменений в законодательстве, о которых следует знать.

Подняли пени

За неплательщиков решили взяться всерьез. Действующие ранее пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ применяются теперь только при просрочке до 90 календарных дней. При более длительной просрочке пени увеличиваются до 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолженности за каждый день просрочки.

«К примеру, при задолженности в 5000 руб. в течение одного года за первые три месяца придется заплатить 165 руб. (1 руб. 83 коп. в день), а за последующие девять месяцев — 1163 руб. (4 руб. 23 коп. в день). Общая сумма пеней за год составит 1328 руб.», — пояснил Николай Захаров, руководитель проектов практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО Центр».

Борьба за счетчики

С 1 января 2016 года повышаются коэффициенты при оплате воды и электричества без счетчика (по нормативу). Теперь он будет равен 1,4, а с 1 июля 2016 года повысится до 1,5. (Постановление правительства РФ от 16.04.2014 №344.) Напомним, что граждане, не установившие счетчики, оплачивают не реальное потребление, а прописанные на каждого человека нормативы. Зачастую они меньше реальных объемов потребления, поэтому некоторые жильцы не торопятся устанавливать счетчики. Чтобы убедить их, размер платежей повышается согласно введенным штрафным коэффициентам.

Возможно, нормативы еще вырастут. Как рассказал Александр Козлов, руководитель проекта «Школа грамотного потребителя», сейчас рассматривается возможность дополнительного увеличения штрафных коэффициентов.

«Планировалось ввести трехкратное увеличение с января и пятикратное с июля. Январь уже подходит к концу, пока эту норму не ввели, но, возможно, к лету все-таки примут, и тогда тем, кто не установил счетчики, платить придется значительно больше», — рассказывает эксперт.

Штрафы в пользу жильцов

Штрафы ввели не только для жильцов, но и для управляющих компаний и ресурсников. С 28 декабря прошлого года вступили в силу законы, которые позволяют жильцам получить компенсацию за некачественные услуги ЖКХ. Как пояснил Валерий Новиков, начальник управления юридического сопровождения НП «ЖКХ Контроль», если услуги были оказаны ненадлежащего качества (существуют четкие нормативы для температуры отопления, напора воды и т.п.) или с перебоями, превышающими установленные законом нормы, то в пользу жильцов поставщик услуг обязан уплатить штраф в размере 30% от начисленного.

Если же счет был составлен некорректно, то жильцам вернут 50% от суммы.

«Речь идет о случаях, когда неправильно посчитали объем потребленных ресурсов, счет был составлен с ошибками. После того как это будет выявлено, потребитель получает скидку в 50% от реально использованного объема», — пояснил Новиков.

Платежки переводят в интернет

С 1 января вся информация о коммунальных услугах должна размещаться в государственной информационной системе (ГИС ЖКХ). Если же информация о какой-то услуге туда не попала, то ее можно не оплачивать. Эта норма вступит в силу с 1 января 2017 года.

«Эта норма введена, чтобы обеспечить открытость ЖКХ. У каждого гражданина в системе ГИС есть свой личный кабинет, где он сможет спокойно изучить счета, проследить их динамику», — рассказывает Новиков.

Льготы для долгожителей

Позаботились и о пенсионерах. Региональные власти получили право компенсировать одиноко проживающим пенсионерам расходы на уплату взноса на капитальный ремонт. По достижении возраста 70 лет могут компенсироваться 50% от суммы взносов, 80 лет — в размере 100%. Однако применять ли эту норму на практике, в каждом регионе решают самостоятельно.

Какие изменения в сфере обращения с ТКО, проведения капитального ремонта и раскрытия информации об управлении МКД подготовил законодатель к концу 2016 года?

Об обращении с ТКО.

Напомним, первоначально предполагалось, что обращение с ТКО станет коммунальной услугой с 01.01.2016 (см. Закон № 458-ФЗ в первоначальной редакции). Затем Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ данный срок был перенесен на 01.01.2017 (подробно об этом было рассказано в статье С. Н. Козыревой «Обращение с отходами с 2016 года», № 2, 2016). Теперь согласно поправкам, введенным Законом № 486-ФЗ, указанный срок сдвинут еще на два года.

В соответствии с новой редакцией ч. 8 ст. 23 Закона № 458-ФЗ, а также ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО появляется при наличии заключенного между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО соглашения и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 01.01.2019. Напомним, что согласно прежней редакции данной нормы указанная обязанность наступала со дня утверждения тарифа и заключения соглашения.

Благодаря специальным указаниям в новых п. 3 и 4 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

  • соглашение между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональными операторами должно быть заключено не позднее 01.05.2018;
  • предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора представляются в регулирующий орган не позднее 01.07.2018.

Кроме того, до 01.01.2018 продлено действие Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (см. новую ч. 7 ст. 24 Закона № 458-ФЗ), а также установлено, что до той же даты применяются тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с данным законом (ч. 7 ст. 23 Закона № 458-ФЗ).

До возникновения у собственников и нанимателей помещений в МКД обязанности вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО сохраняется их обязанность оплачивать жилищную услугу по вывозу отходов.

О капитальном ремонте общего имущества в МКД.

Законом № 498-ФЗ в разд. IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ЖК РФ внесены некоторые изменения, которые вряд ли можно назвать кардинальными. Скорее, они направлены на упорядочивание правоотношений по поводу проведения капитального ремонта. Кроме того, данные поправки влекут необходимость корректировки региональных законов о капитальном ремонте.

Состав работ по ремонту.

Согласно новой ч. 5 ст. 166 ЖК РФ работы по капремонту могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций МКД и (или) инженерных сетей дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства. Перечень работ, которые могут быть профинансированы за счет фонда, сформированного исходя из минимального размера взноса, приведен в ч. 1 этой же статьи. Регион может расширить данный список другими работами по капитальному ремонту. Собственники, уплачивающие взносы в размере выше минимального, по своему усмотрению определяют перечень работ. Введенные поправки дают возможность проводить более масштабные работы (только в отношении двух категорий элементов общего имущества), чем ранее. Понятия капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства приведены в ст. 1 ГрК РФ. Так, капитальным ремонтом признается замена или восстановление отдельных элементов несущих строительных конструкций, тогда как к реконструкции относится замена или восстановление таких конструкций в целом.

Бюджетные средства – часть фонда.

Согласно поправкам, внесенным в ч. 1 ст. 170 ЖК РФ, меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта (бюджетные субсидии) теперь образуют фонд капремонта. Эти средства также могут зачислять на спецсчет, открытый для формирования фонда по решению общего собрания (новый п. 5.1 ч. 1 ст. 177). О наличии и движении фонда (в том числе бюджетных субсидий) владелец спецсчета должен отчитываться в соответствии с законом помимо отчетности, предусмотренной правовыми актами о порядке предоставления субсидий.

Месяц – срок для ОМСУ.

Сразу в несколько норм ЖК РФ внесены дополнения, устанавливающие предельный срок (месяц) для выполнения определенных действий ОМСУ при пассивности собственников помещений (ранее сроки вообще не были предусмотрены):

  • ОМСУ принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в течение месяца со дня получения от органа ГЖН в соответствии с ч. 4 ст. 172 ЖК РФ информации о домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда и (или) не реализовали его (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ);
  • ОМСУ принимает решение о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой, если собственники помещений, формирующие фонд ремонта в «котле», не приняли такое решение в течение трех месяцев после получения предложения регионального оператора. Решение должно быть принято ОМСУ в течение месяца со дня истечения срока, отведенного для принятия решения собственниками помещений (ч. 6 ст. 189 ЖК РФ);
  • ОМСУ принимает решение о переводе фонда капремонта в «котел», если собственники помещений, формирующие фонд на спец­счете, не провели ремонт в сроки, установленные региональной программой, и данный ремонт необходим. Решение принимается в течение месяца со дня получения уведомления об этом факте (ч. 7 ст. 189 ЖК РФ).

Также установлены временные ограничения для принятия решения об определении регионального оператора в качестве владельца спецсчета в случае, если собственники помещений не провели собрание или не реализовали принятое решение о выборе владельца счета или об изменении способа формирования фонда в случае, когда владелец спецсчета прекратил управление МКД, было принято решение о его ликвидации либо он был признан банкротом. Итак, ОМСУ должен уложиться в те же сроки, что и собственники помещений (два месяца со дня прекращения управления домом владельцем спецсчета) (ч. 9 ст. 175 ЖК РФ).

Отчетность по спецсчету.

В связи со вступлением в силу Закона № 498-ФЗ более открытой должна стать информация о состоянии фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете. Так, согласно дополнениям в ч. 3 ст. 172 ЖК РФ владелец счета должен отчитываться перед органом ГЖН в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта РФ, передавая ему следующую информацию:

  • о размере средств, начисленных в качестве взносов;
  • о размере средств, поступивших в качестве взносов (так было и ранее);
  • о размере средств, израсходованных со спецсчета на капитальный ремонт;
  • о размере остатка средств на спецсчете (так было и ранее);
  • о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Если решением общего собрания на какое-либо лицо, не являющееся владельцем специального счета, возложены полномочия по выставлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт (ч. 3.1 ст. 175 ЖК РФ), данное лицо обязано представлять владельцу счета в порядке и сроки, которые установлены региональным законом, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт (новая ч. 3.2 ст. 175).

В соответствии с изменениями в ч. 7 ст. 177 ЖК РФ не только собственник помещения в МКД вправе обратиться в банк и ко владельцу спецсчета за получением информации о сумме зачисленных платежей собственников, остатке средств, всех операциях по счету. Теперь аналогичное право есть у органа ГЖН, таким образом получившего возможность проверить достоверность отчетности владельца спецсчета.

О переводе фонда из «котла» на спецсчет.

Поправками, внесенными в ч. 5 ст. 173 ЖК РФ, вдвое сокращен срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда кап­ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда на спецсчете. Ранее оно начинало действовать через два года после направления региональному оператору решения общего собрания, если меньший срок не был установлен региональным законом (при этом наличие задолженности по кредиту на капремонт было препятствием для изменения способа формирования фонда ранее и является таковым в настоящее время). Теперь данный срок составляет один год.

Добавим, что на основании выводов, сделанных в Постановлении КС РФ от 12.04.2016 № 10-П, суды уже удовлетворяют требования собственников помещений о незамедлительном изменении способа формирования фонда, если решение о формировании фонда в «котле» было принято ОМСУ без соблюдения требований об информировании собственников, инициировании общего собрания.

Капитальный ремонт после чрезвычайных ситуаций.

В часть 6 ст. 189 ЖК РФ введены новые положения, согласно которым при возникновении чрезвычайных ситуаций решение о проведении ремонта (перечне работ, сроках выполнения, смете расходов и источнике финансирования) принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. Капитальный ремонт проводится без включения дома в краткосрочный план реализации региональной программы и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, за счет средств регионального оператора, определенных в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.

Поскольку дополнение внесено в ч. 6 ст. 189 ЖК РФ, оно распространяется лишь на ремонт домов, собственники помещений в которых формируют фонд на счете регионального оператора.

Также изменения коснулись порядка отбора региональным оператором кредитной организации, в которой открыт счет (специальный счет) и которая должна соответствовать требованиям ч. 3 ст. 180 ЖК РФ, и порядка перевода счетов в такую кредитную организацию. Срок отбора перенесен до 01.03.2017.

О раскрытии информации.

Самым ожидаемым и одновременно самым спорным стал Закон № 469-ФЗ, который изменил сроки наступления ответственности за наполнение информацией ГИС ЖКХ. Этот закон также восстановил обязанность публиковать сведения на сайте www.reformagkh.ru в качестве лицензионного требования. Кроме того, закон содержит иные поправки. Рассмотрим их по порядку.

Размещение информации в ГИС ЖКХ.

Обязанность лиц, управляющих МКД, размещать в системе информацию предусмотрена ч. 18 ст. 7 Закона № 209-ФЗ , а также ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ. В последней из указанных норм говорится, что порядок, состав, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ сведений об управлении МКД устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Теперь здесь появилась приписка: если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Особый порядок действия ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ изложен в ч. 5 ст. 6 Закона № 263-ФЗ , в которую были внесены изменения. Итак, по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ на территории субъекта РФ положения ч. 10.1 ст. 161 применяются в соответствующих субъектах РФ. При этом:

  • с 01.07.2017 положения ч. 10.1 ст. 161 применяются для всех субъектов РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (ранее был установлен единый срок – с 01.07.2016);
  • с 01.07.2019 положения ч. 10.1 ст. 161 применяются для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.

По информации, размещенной на сайтах ГИС ЖКХ и Минком­связи, соглашения об опытной эксплуатации системы заключены в 82 субъектах РФ, а по состоянию на 02.06.2016 вступили в силу соглашения с 66 регионами. Иначе говоря, размещать весь объем информации управляющим МКД на большей части территории страны необходимо.

Приведенные требования продублированы в ст. 12 Закона № 209-ФЗ. Так, согласно новой редакции ч. 4 поставщики информации обязаны размещать ее в системе с 01.07.2017, за исключением нескольких категорий поставщиков, для которых установлен иной срок. К примеру, поставщики информации, осуществляющие деятельность на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, должны публиковать сведения в системе с 01.07.2019 (исключения перечислены в ч. 4.2 ст. 12 Закона № 209-ФЗ, они не касаются управляющих домами).

Однако будет ли применено наказание за невыполнение данного требования?

Ответственность за неразмещение информации в соответствии с законодательством РФ в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством РФ порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации предусмотрена ст. 13.19.2 КоАП РФ для лиц, осуществляющих деятельность по управлению МКД, а также для физических лиц, осуществляющих непосредственное управление домом, РСО, застройщиков МКД. Частью 2.2 ст. 6 Закона № 263-ФЗ установлено, что до 01.01.2018 (ранее – до 01.01.2017) положения ст. 13.19.2 КоАП РФ применяются только в отношении ИП и юридических лиц, являющихся лицензиатами, в части размещения в ГИС ЖКХ сведений, предусмотренных ст. 198 ЖК РФ. Кроме того, добавлено, что положения данной статьи в отношении лиц, осуществляющих деятельность на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, применяются с 01.07.2019 (дополнительно отметим, что изменения коснулись также сроков действия ст. 13.19.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность для иных поставщиков информации).

Таким образом, в настоящее время (как и ранее) наказуемым является лишь неразмещение лицензиатами в ГИС ЖКХ информации, указанной в ст. 198 ЖК РФ. Напомним, что до вступления в силу Закона № 469-ФЗ обязанность размещать в системе сведения о перечне домов в управлении была установлена с 01.08.2015 положениями ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

Теперь соответствующие указания появились в Жилищном кодексе. Это нововведение не принесло новых обязанностей, однако его следует оценить положительно, поскольку однородные требования (о раскрытии информации) теперь содержатся в одном документе, а не разрознены по нескольким федеральным законам. Причем важно, что ст. 198 ЖК РФ больше не требует размещать такие сведения на сайте www.reformagkh.ru (впрочем, это не означает, что такой обязанности больше нет). Перечень сведений, подлежащих раскрытию, приведен в Приказе Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя РФ № 691/пр от 29.09.2015. Согласно поправкам, внесенным в ч. 4 ст. 198 ЖК РФ, право управлять домом зависит от размещения лицензиатом сведений о доме именно в системе, а не на официальном сайте для раскрытия информации.

Следующий важный момент заключается в том, что вполне ожидаемо размещение информации в ГИС ЖКХ станет лицензионным требованием. Если точнее, ч. 1 ст. 193 ЖК РФ (перечень лицензионных требований) была дополнена п. 6.1: соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных ч. 10.1 ст. 161 настоящего кодекса. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 469-ФЗ положения п. 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ применяются с 01.01.2018, а на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – с 01.07.2019. Логично предположить, что к этому моменту в ст. 14.1.3 КоАП РФ будет внесено изменение, согласно которому по данной статье лицензиаты привлекаются к ответственности за нарушение лицензионных требований, кроме требования к размещению информации в ГИС ЖКХ.

В связи с переносом контрольных сроков размещения в системе сведений в полном объеме также были сдвинуты следующие сроки:

  • до 01.01.2018 (а в городах федерального значения – до 01.07.2019) приостановлено действие ст. 47.1 ЖК РФ в части проведения общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ;
  • с 01.01.2018 отсутствие в системе информации о размере платы (либо наличие данных, отличающихся от представленных в бумажном платежном документе) будет означать, что платежный документ не подан (исключение касается территорий городов федерального значения, для них этот срок – 01.01.2020). Начиная с этих же дат срок внесения потребителем платы привязан к размещению информации о размере платы в ГИС ЖКХ, а не к представлению бумажного счета.

Раскрытие информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

Известно, что с 01.07.2016 (когда у управляющих МКД появилась обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ, а также прекратила свое действие ч. 10 ст. 161 ЖК РФ в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 263-ФЗ) многие управляющие стали игнорировать обязанность по наполнению сайта www.reformagkh.ru, причем даже заручившись поддержкой ОМСУ и органа ГЖН. Однако вряд ли таково было намерение законодателя. Ведь ГИС ЖКХ еще не заработала в полной мере, а Стандарт раскрытия информации предполагает предоставление потребителям сведений не только через Интернет, но и путем ответа на запросы . Время показало, что, действительно, нельзя было забывать про сайт www.reformagkh.ru.

Дело в том, что в ч. 3 ст. 5 Закона № 469-ФЗ указано: положения п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ подлежат применению до 31 декабря 2017 года включительно, а на территориях субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – до 30 июня 2019 года включительно.

Вспомним, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ лицензионным требованием является соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. В свою очередь, в этой норме сказано, что УК обязана обеспечить свободный доступ к информации о своей деятельности в соответствии со Стандартом раскрытия информации. Согласно ч. 4 ст. 6 Закона № 263-ФЗ в редакции Закона № 469-ФЗ положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ применяются до 01.01.2018 (ранее – до 01.07.2016), а на территориях городов федерального значения – до 01.07.2019.

При этом осталось неизменным второе предложение ч. 4 ст. 6 Закона № 263-ФЗ, на основании которого по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ не применяются на территориях субъектов РФ, заключивших соответствующие соглашения. Означает ли это, что в так называемых пилотных регионах, коих в настоящее время очень много, раскрытие информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации не является лицензионным требованием? По нашему мнению, нет: в п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ есть ссылка только на требование, установленное ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Данное требование является обязательным для всех лицензиатов независимо от региона присутствия. За его нарушение назначают административный штраф по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Плата за коммунальные ресурсы на ОДН.

Помимо всего прочего, Законом № 469-ФЗ в ст. 154 ЖК РФ внесены поправки, важные для применения новых правил об оплате расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, в составе платы за жилое помещение, которые вступили в силу 01.01.2017.

Так, согласно новой ч. 5 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с ТКО, в том числе плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в следующих случаях:

  • при непосредственном управлении домом собственниками помещений;
  • если собственники не выбрали способ управления домом или выбранный ими способ не реализован.

Таким образом, если в доме отсутствует управляющий (УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и т. д.), собственники вносят плату за коммунальные услуги, как и раньше, в полном объеме (в том числе на ОДН), а плата за содержание жилого помещения не включает в себя расход воды, электроэнергии, а также плату за отведение стоков в целях содержания общего имущества. Конкретизацию и развитие это правило получило в новеллах, введенных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг.

Изменения в нормах жилищного законодательства, вступившие в силу в самом конце 2016 года, не являются революционными. Частью из них были сдвинуты сроки начала действия новых правил работы, а частью – нормы ЖК РФ были приведены в соответствие реалиям.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ.

Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

В статье Е. В. Емельяновой «Раскрытие информации с 01.07.2016» (№ 7, 2016) был обоснован подход, почему обязанность соблюдать Стандарт раскрытия информации сохранена и, главное, какие санкции могли быть применены к нарушителям требований данного стандарта.

Для заключения договора напрямую необходимо провести общее собрание собственников жилья

Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта. Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.

В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед поставщиками ресурсов. Несмотря на то, что многие собственники платят за оказанные коммунальные услуги исправно, долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет на 2018 год более триллиона рублей. Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург тоже в числе должников. Кроме того, в Московской области за последние несколько лет произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, использовались компаниями не по целевому назначению. И вот закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой. Чего ждать от нового закона, какие произойдут изменения в сфере ЖКХ?


Что нужно знать о принятии нового ФЗ?

Закон о прямых договорах с РСО 2018 года (законопроект № 207460-7) 3 апреля подписан Президентом России Владимиром Путиным и вступит в силу после публикации в официальном печатном издании “Российской газете”.

Основные положения закона

Система прямых договоров считается более эффективной по сравнению с существующей в настоящий момент в большинстве регионов РФ. И она уже успешно применяется на практике, и не только в столице. Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году введены в СПб. Уже несколько лет подобные схемы применяются в Иркутской области, Ленинградской области, Барнауле и т.д.

По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.

Конечно, основная задача закона – установить прямые платежи за оказанные услуги, и это делается не только из-за недобросовестности некоторых управляющих компаний. Закон о прямых расчетах в ЖКХ в 2018 году позволит снять с УК несвойственные им функции по сбору и распределению средств. Более того, сейчас граждане предъявляют именно УК требования о качестве услуг, а РСО – об оплате потребленных ресурсов. Между тем, Управляющие компании отвечают только за внутридомовые сети, а не за поставку ресурсов, и порой вынуждены покрывать из средств, не предназначенных для этих целей, долги конечных потребителей за ресурсы.

Новый федеральный закон вводит схему прямых расчетов потребителей с РСО, что позволит избежать образования новых долгов УК, а ведь они уже грозят банкротствам как РСО, так и самим управляющим компаниям.


Вопросы применения нового закона

Преимущества заключения прямых договоров очевидны:

  • исключение из взаимоотношений посредника и экономия на его услугах;
  • расчеты за потребленные ресурсы напрямую с РСО.

При этом пока не ясно, как будет применяться на практике закон о прямых расчетах в ЖКХ без управляющей компании в качестве аккумулятора всех платежей. Так, специалисты высказывают сомнения, каким образом собственники будут защищать свои права, не имея ни опыта подобного представительства, ни доступа к сетям. Ответственность за содержание внутридомовых сетей по-прежнему лежит на УК, но каким образом они будут участвовать во взаимоотношениях собственников и РСО, не являясь стороной в договоре, не понятно. Рядовой гражданин не имеет ресурсов для определения источника проблемы, а участники системы ЖКХ склонны перекладывать ответственность друг на друга.

Как заключить прямой договор с РСО на оплату услуг ЖКХ?

Законопроект предусматривает две возможности заключения прямого договора с РСО:

  • собственники принимают соответствующее решение на общем собрании собственников жилых объектов в многоквартирном доме;
  • РСО по собственной инициативе прекращает договорные отношения с УК (при наличии подтвержденной задолженности за два месяца) и заключает автоматически со всеми жильцами договор об оплате ресурсов напрямую.

Какие обязанности предусмотрены в договоре, как будут производиться прямые расчеты в ЖКХ, последние новости говорят о том, что типовой договор уже разработан Минстроем и приведен в проекте соответствующего .

Таким образом, для заключения договора напрямую необходимо провести общее собрание собственников жилья, инициатором которого может быть любой собственник. Для приятия такого решения требуется более двух третей голосов всех собственников, при этом голосование может проводиться и в заочной форме. Согласие РСО не требуется, однако законодатель оставил за ними право на разработку схемы взаимоотношений с потребителями в течение трех месяцев.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: