Федеральный закон о комиссии по делам несовершеннолетних. Динамика индивидуальной работы. Принципы организации и деятельности КДН

Охрана законных прав и интересов детей представляет собой одну их острейших и актуальнейших проблем в нашей стране. Надо сказать, что это понимали еще в стародавние времена, когда стремились, прежде всего, спасти женщин и детей от пожаров или вражеских набегов, когда задумывались о помощи сиротам, их прокормлении, когда, наконец, осознали общественную и государственную важность задачи воспитания и обучения детей. Эта задача давно вышла за рамки семьи, став общегосударственной, но современное понимание целей государственной защиты детства возникло сравнительно недавно, в XX веке.
В допетровской России, согласно историческим традициям, детские правонарушения пресекались мерами практически неограниченной родительской власти и власти духовенства. Поэтому проблемами правонарушений несовершеннолетних власти не занимались. Тем не менее, проблема существовала и периодически заметно обострялась. Так, в конце ХVII века в ряде городов России отмечалось множество нищенствующих детей, о которых никто не заботился. Главным местом пребывания таких детей в Москве была Красная площадь. Особенно резко возросло число бродяжничающих детей после Отечественной войны 1812 г.
В царской России в 1910 году насчитывалось до 2,5 миллионов детей, не имеющих крова и питания. После Октябрьской революции 1917 года советское государство провозгласило и стало неуклонно претворять в жизнь новый принцип отношения к детям – принцип социального воспитания. Впервые в истории человечества забота о ребенке стала прямой обязанностью государства, причем основное внимание уделялось детям обездоленным, сиротам и беспризорникам. Борьба с беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних стала рассматриваться как часть единого дела охраны детства.
История создания комиссий исчисляется с 14 января 1918 года, когда В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров «О комиссиях для несовершеннолетних», определивший курс молодого государства на социальное воспитание детей и подростков, на применение к ним мер воспитательного и принудительного характера. Таким образом, Комиссии по делам несовершеннолетних предназначались для организации планомерной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних и согласования деятельности заинтересованных ведомств. Суды и тюремные заключения для малолетних и несовершеннолетних, не достигших 18 лет, были упразднены. В течение последующих лет Положение о комиссиях неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия.
Необходимость внесения изменений в законодательство о несовершеннолетних была осознана позднее, когда детская беспризорность и правонарушения среди несовершеннолетних приняли особо тревожные размеры. «Детская беспризорность, часто являющаяся в самых уродливых, ужасающих формах – как детская преступность, проституция – угрожает подрастающему поколению самыми тяжелыми последствиями», – так характеризовал степень остроты положения Ф.Э. Дзержинский.
В июле 1920 года Советской властью утверждена первая инструкция о работе Комиссий по делам несовершеннолетних. С этого времени основная задача Комиссий была определена как оказание медико-психологической, педагогической и социальной помощи несовершеннолетним. Вместе с тем, окончательное решение о судьбе подростка, совершившего преступление, решал не суд, а Комиссия по делам несовершеннолетних. Судья докладывал членам Комиссии материалы уголовного дела, и решение принималось коллегиально. Заседания Комиссий были публичными, с присутствием прессы, однако в отношении подростков-правонарушителей сохранялась анонимность. С 1931 года на комиссии возлагались задачи по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, охране прав несовершеннолетних, рассмотрение дел об их правонарушениях и применение к ним мер медико-педагогического характера. Комиссии имели право помещать правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет в трудовые дома для несовершеннолетних Наркомата внутренних дел РСФСР и даже давали согласие на смертную казнь несовершеннолетних преступников.
31 мая 1935 года СНК СССР принял постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», и Комиссии по делам несовершеннолетних как органы по защите прав детей были упразднены. Ответственность за своевременное устройство детей возлагалась непосредственно на местные советские органы. В годы Великой Отечественной войны при исполкомах местных Советов были образованы специальные комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, на них же возлагалась охрана прав несовершеннолетних, их трудоустройство, предупреждение безнадзорности.
Вновь Комиссии по делам несовершеннолетних возродились в 1957 году. Постановлением Совета Министров РСФСР Комиссиям была возвращена роль органа, как и в начале 20-х годов, координирующего всю работу по профилактике детской безнадзорности и правонарушений.
Спустя 10 лет, 03.06.1967 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР утверждено «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних». Согласно Положению, Комиссии по делам несовершеннолетних являются основным координационным звеном в системе государственных органов и организаций общественности, специально занимающихся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних. Дальнейшее развитие законодательства о комиссиях обусловлено на уточнение и расширение их компетенции.
Распад Советского Союза, реформирование государственного и общественного строя России, кардинальная ломка основных устоев жизни граждан, возникновение новых общественных отношений и разрушение старых, острейший кризис в экономике и социальной жизни привели к небывалому росту напряженности в обществе, к опасной по своим масштабам криминализации страны. Ранее существовавшая система предупреждения преступлений полностью распалась, новая же своевременно создана не была. Особенно пагубно это отразилось на положении с преступностью несовершеннолетних, где профилактика преступлений всегда занимала особое место.
Положение усугублялось тем, что законодательные акты, регламентировавшие данную сферу отношений до распада СССР, перестали действовать либо перестали применяться, а законодательство Российской Федерации только начинало разрабатываться. Это привело к тому, что именно в начале 90-х годов были разрушены практически все ранее созданные звенья специализированной воспитательно-профилактической системы. Вопросы профилактики были сняты Законом РФ «Об образовании» для учебных заведений, Законом РФ «О милиции» — для специализированных подразделений милиции. Прекратили деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних как координирующие органы по организации борьбы с преступностью, молодежные и общественные досуговые организации. Чтобы исправить ситуацию, руководство страны предприняло ряд мер, направленных на воссоздание системы предупреждения преступности несовершеннолетних на иных концептуальных принципах.
В 1999 году был принят Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который впервые определил перечень субъектов системы профилактики в этой сфере и возложил на Комиссии важную роль – координации деятельности всех органов и учреждений по защите прав детей. В названии «комиссии по делам несовершеннолетних» добавилось «и защите их прав». В соответствии с действующим законодательством комиссии обладают определенными властными полномочиями, что выражается в наделении их правом рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать постановления, а также возбуждать дела по ряду административных правонарушений.
Указанными властными полномочиями комиссии были наделены с 2002 года. С вступлением в действие 01 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственность дел об административных правонарушениях по линии несовершеннолетних была полностью отнесена к ведению комиссий. При этом административный процесс стал не менее серьезным, чем уголовный. На всех его этапах и стадиях от возбуждения дела об административном правонарушении до исполнения постановлений о назначении административного наказания возросли объем и сложность процессуальных действий. В ходе рассмотрения дел первостепенное значение отведено изучению личности несовершеннолетнего, защите его прав и законных интересов, оказанию юридической помощи. Такой подход к отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних продиктован требованиями международных норм.
06 ноября 2013 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», в соответствии с которым определен порядок создания Комиссий, их система и деятельность, задачи и полномочия.
14 января 2016 года исполняется 98 лет со дня образования Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уделяется особое внимание. Кроме детских омбудсменов, в регионах работают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). Эти структуры являются постояннодействующими. Правовой их статус закреплен в ФЗ № 120. Непосредственная деятельность комиссий регламентируется региональным законодательством.

Правовой статус КДН

В ФЗ № 120 в системе предупреждения безнадзорности и правонарушений подростков на первом месте стоят КДН и ЗП . Комиссии координируют и контролируют работу других входящих в систему органов и учреждений:

  • Соцзащиты.
  • Управления в сфере образования.
  • Опеки и попечительства.
  • Управления здравоохранением.
  • По делам молодежи.
  • Внутренних дел.
  • Службы занятости.
  • Контроля оборота наркотических, психотропных веществ.
  • Уголовно-исполнительной системы (спецшколы для "трудных детей" , воспитательные колонии, следственные изоляторы).

Полномочия комиссий закреплены в ФЗ № 102, КоАП и прочих нормативных актах.

Изменения законодательства

В 1999 г. был введен в действие указанный выше ФЗ № 120. Одним из недостатков нормативного акта эксперты считают отсутствие закрепленной трехуровневой системы КДН и ЗП . При этом, отменив прежний порядок формирования комиссий муниципальными органами, законодатель не предложил новых правил.

В 2013 г. правительственным Постановлением № 995 было утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. Закон № 120, как и Постановление, однако, не содержит упоминаний о Правительственной КДН, т. е. об органе, сформированном на федеральном уровне. О нем говорится в Постановлении от 2006 г. № 272.

КоАП

В Кодексе предусмотрено три вида комиссий: городские, районные и КДН районов в городах. В КоАП эти органы квалифицируются как коллегиальные административные.

В 1 части ст. 23.2 Кодекса, в частности, сказано, что городские (районные), а также районные в городах КДН уполномочены рассматривать дела о правонарушениях, совершенных подростками, а также дела о нарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 20.22, 5.36, 6.23, 6.10 КоАП.

В ряде муниципалитетов предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется в рамках КоАП с учетом сложившейся практики разрешения дел. Это еще раз подтверждает отсутствие четкого и единого механизма реализации прав несовершеннолетних.

Назначение

В функциональном плане КДН - это структуры, призванные реализовывать безнадзорности несовершеннолетних. Комиссии также призваны содействовать осуществлению и защите прав подростков.

По сути, КДН - это исполнительный орган, т. е. управленческая структура, наделенная государственно-властными полномочиями. Именно на такие институты Конституция возлагает обязанность по реализации мер обеспечения законности, защиты свобод и прав граждан, охране собственности, борьбе с преступностью. Учитывая серьезность и единство координирующей функции в работе КДН и ЗП , рассредоточение задач между структурами разной правовой природы представляется нецелесообразным.

По мнению ряда экспертов, комиссии по своей природе не являются ни общественными, ни государственными органами. Авторы считают, что их нельзя отнести к какой-либо ветви власти. КДН - это специальные образования, обладающие властными полномочиями. Однако их компетенция не выходит за пределы системы профилактики. Соответственно, комиссию можно рассматривать в качестве органа, но не относящегося к госвласти. Он необходим для обеспечения функционирования системы профилактики, организации процессов, ориентированных на реализацию задач, поставленных перед ней.

Особенности функционирования

Одним из направлений работы КДН является исполнительно-распорядительная деятельность. Она проявляется в рамках реализации компетенции.

Деятельность направлена на выполнение задач, поставленных перед комиссиями, изложенных в президентских указах, федеральном законодательстве, правительственных постановлениях, нормативных документов регионального и муниципального уровней.

К основным задачам следует отнести:

  • Обеспечение единого подхода к решению проблем профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в школе и иных образовательных учреждениях.
  • Защита интересов и прав подростков на всей территории РФ.

Управленческие задачи

Сформированная в РФ система КДН, осуществляя межотраслевую координацию, является субъектом управления. В качестве объекта и в административно-политической, и в социальной сфере выступает деятельность учреждений и органов системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в школах , других учебных заведениях, в семье. Она включает в себя:

  • Реализацию мер защиты и восстановления интересов и прав подростков.
  • Выявление и устранение условий и обстоятельств, способствующих возникновению беспризорности, безнадзорности, совершению антиобщественных действий несовершеннолетними.

Полномочия

В их число входят:

  • Реализация мер по координации работы профилактических учреждений и органов.
  • Организация контроля за условиями обучения, воспитания, содержания подростков, обращением с ними в спецшколах для "трудных детей ", прочих специальных воспитательных учреждениях.
  • Защита и восстановление интересов и прав подростков.
  • Выявление и устранение условий, способствующих совершению противоправных действий родителями и представителями детей.

По всем вопросам, входящим в компетенцию, КДН принимают постановления, положения которых являются обязательными для соблюдения госорганами, местными структурами власти, учреждениями, предприятиями, организациями вне зависимости от их формы собственности, а также гражданами. Учитывая широкий круг полномочий, нельзя согласиться с мнением о том, что комиссии не относятся к системе исполнительной власти.

Принципы организации и деятельности КДН

Юристы выделяют 3 их категории:

  • Общие принципы. В их число входят демократизм, гласность, законность.
  • Принципы формирования комиссий. В их числе единство профилактической системы, коллегиальность, господдержка деятельности местных структур власти и общественных организаций, ответственность служащих за нарушение интересов и прав подростков.
  • Принципы реализации полномочий.

В число последних входят:

  • Гуманное обращение с подростками.
  • Уважительное отношение к ребенку о стороны родителей и других законных представителей.
  • Конфиденциальность сведений о подростке, членах его семьи.
  • Обеспечение постоянного и другими законными представителями по вопросам, касающимся защиты свобод и прав несовершеннолетнего.
  • Индивидуальный подход в воспитании подростка.

Координационная деятельность

Многоуровневая координация, взаимодействие и сотрудничество органов являются приоритетными направлениями в системе профилактики правонарушений и безнадзорности подростков. Связано это с множественностью субъектов процесса, общностью целей деятельности структур, многообразием функций и задач, методов, форм их реализации.

Необходимость в координации вызвана в первую очередь тем, что воспитательно-профилактическая работа в социальной сфере осуществляется разными муниципальными, государственными, общественными организациями. Их деятельность обладает разноуровневым, многоцелевым характером.

Цель координации определяется как реализация госполитики по предупреждению правонарушений, безнадзорности подростков, защите их интересов и прав на основе законности, взаимодействия, согласованности всех субъектов, участвующих в процессе, под руководством КДН. Непосредственным организаторов всей этой деятельности является государство.

Административно-юрисдикционная деятельность

В рамках ее осуществления выделяют производства по:

  • Делам об административных нарушениях.
  • Жалобам.

Юрисдикционные полномочия КДН носят комплексный характер. Этим комиссии отличаются от прочих субъектов административно-юрисдикционной деятельности.

Состав

В структуру КДН входят: председатель, его заместитель (один или несколько), ответственный секретарь и члены.

В комиссии могут присутствовать представители различных органов. Как правило, в состав КДН входят руководители (заместители начальников) учреждений и органов системы профилактики, сотрудники других муниципальных и госорганов, представители общественных, религиозных организаций. Членами комиссии могут являться любые граждане, которые имеют опыт работы с подростками, депутаты представительных органов и иные заинтересованные субъекты.

На федеральном уровне действует Правительственная КДН. Председателем комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве является Ольга Голодец.

КДН работают с несовершеннолетними - весьма специфичной категорией граждан. При этом комиссии обладают полномочиями по привлечению подростков к административной ответственности. Все эти действия предполагают повышенную ответственность. В этой связи к кадровому составу КДН предъявляются жесткие требования. Они касаются не только знания правовых вопросов, но и особенностей возрастной психологии поведения, отклоняющегося от нормы.

Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, состоящими на учете

В каждом учреждении и органе, входящем в систему профилактики, должна быть разработана индивидуальная программа на каждого подростка. В этом документе присутствует информация о:

  1. Подростке и его семье.
  2. Основаниях и причинах проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, состоящим на учете .
  3. Плане мероприятий, ответственных исполнителях.
  4. Результатах работы.

Сроки мероприятий устанавливаются, в соответствии с ФЗ № 120, по усмотрению субъекта, их реализующего. В качестве ориентиров выступают периоды:

  • Необходимые для оказания социальной и другой помощи подросткам.
  • До устранения условий и причин, способствовавших правонарушениям, безнадзорности, беспризорности, антиобщественным действиям подростков.
  • Необходимые для устройства несовершеннолетних.

Предельный срок устанавливается законодательством при:

  • Достижении гражданином совершеннолетия.
  • Наступлении иных обстоятельств, оговоренных законодательством.

В число последних, к примеру, относят вменение наказаний в виде обязательных, исправительных работ, условного осуждения с испытательным сроком. На протяжении периода их отбывания с подростком проводится работа. Как правило, она выражается в форме бесед с трудными подростками и их родителями, регулярной проверки соблюдения предписаний суда или иного уполномоченного органа.

Динамика индивидуальной работы

В рамках профилактической деятельности определяются причины и обстоятельства, в связи с которыми подросток оказался в социально опасных условиях. К ним относят:

  • Медико-биологические факторы. В частности, речь о группе здоровья, наследственности, врожденных патологиях, нарушениях в физическом и психическом развитии, условиях рождения ребенка и так далее.
  • Социально-экономические причины и условия. К ним относят пребывание подростка в неполной или многодетной семье, семье, не имеющей жилья, с неработающими родителями, с детьми от повторных или прежних браков, с родителями, ведущими асоциальный образ жизни. Социально-экономическими предпосылками являются также неприспособленность подростка к жизни, попытки суицида, бродяжничество, употребление наркотиков или спиртного.
  • Психологические факторы. Среди них можно назвать отчуждение от общества, неприятия себя, эмоциональную неустойчивость, нарушение контактов с окружающими, отсутствие положительных результатов социальной адаптации, негативное влияние друзей и пр.
  • Педагогические факторы. К ним относят неспособность справляться с учебной нагрузкой, неуспеваемость, несоответствие условий осуществления образовательной деятельности психофизиологическим особенностям подростков, отсутствие интереса к школьным предметам и пр.

В рамках профилактической работы выявляются актуальные проблемы ребенка, разрабатываются меры поддержки и коррекции.

Пробелы в законодательстве

В настоящее время существует множество нерешенных проблем в сфере профилактики правонарушений подростков и их безнадзорности. В большинстве случаев они обусловлены пробелами в действующем законодательстве.

По мнению многих экспертов, на официальном уровне необходимо закрепить компетенцию КДН на каждом уровне, определить конкретные их обязанности и права. Следует провести анализ деятельности структур, выявить дефекты в их работе, приводящие зачастую к некомпетентному разрешению дел о правонарушениях.

На федеральном уровне не закреплен порядок рассмотрения дел КДН.

Федеральное законодательство должно обеспечивать не только защиту, но также и охрану интересов и прав подростков при разбирательстве материалов о правонарушениях и применении мер воздействия.

Заключение

На практике КДН и ЗП нельзя назвать координирующими органами в полной мере. Комиссии сегодня реализуют только контрольные функции.

Как показывает анализ работы КДН по России, далеко не всегда уполномоченные структуры отслеживают и владеют сведениями о суицидах среди подростков, иногда не проверяется информация о жестоком обращении с несовершеннолетними в семье. Многие КДН считают приоритетным направлением в своей деятельности реализацию административно-карательных функций. Ключевыми же задачами комиссий являются обеспечение координации работы учреждений и органов системы профилактики, защита и охрана интересов и прав подростков. Некоторые служащие оценивают свою деятельность только по числу рассмотренных материалов и вынесенных решений по привлечению детей или их родителей к административной ответственности.

Работа комиссий должна приносить результат. Для этого, безусловно, необходима корректировка законодательства не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях.

Создание Комиссий по делам несовершеннолетних ознаменовало принципиально новое направление в истории правосудия по делам несовершеннолетних. От существовавших в дореволюционной России и в ряде других стран так называемых детских судов комиссии принципиально отличались по своему составу, полномочиям и характеру мер, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям.

В компетенцию той первой комиссии входила также работа по спасению голодающих детей, ликвидация беспризорности, создание специальных детских учреждений для малолетних правонарушителей. Но полностью решить проблему беспризорности подростков не удалось. В 1926 г. в стране еще насчитывалось до 334 тысяч беспризорных и неустроенных детей. 31 мая 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) Постановлением «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» Комиссии по делам несовершеннолетних были упразднены.

В годы Великой Отечественной войны ставилась задача выявления всех беспризорных детей и размещения их в приемниках-распределителях. 23 июня 1942 года было издано Постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». 15 июня 1945 года СНК СССР принял Постановление «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью и хулиганством», по которому был учрежден новый тип воспитательных учреждений - детские трудовые воспитательные колонии.

В послевоенные годы стало уделяться больше внимания организации профилактической работы с несовершеннолетними. Важное значение в усилении эффективности профилактики правонарушений среди подростков имело утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних». Данным документом при органах исполнительной власти каждого города или района создавалась Комиссия по делам несовершеннолетних и вводилась должность освобожденного ответственного секретаря комиссии.

В 1999 году был принят Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Закон обозначил основные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и определил их функции. Координатором профилактической работы является Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссия в пределах своей компетенции обеспечивает осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В 2007 году Ивановской областной Думой утвержден Закон Ивановской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ивановской области». Данный Закон был разработан в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и именно это позволило построить работу всех муниципальных комиссий на качественно новом уровне.

Прошло 100 лет, но Комиссия по делам несовершеннолетних остается востребованной и сегодня. Ежегодно КДН и ЗП Пестяковского муниципального района рассматривает до 100 материалов на несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и родителей, ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и содержанию детей.

Дети и подростки по-прежнему остаются категорией, особо нуждающейся в государственной поддержке. Сегодня в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы социальной защиты населения, пункт полиции №18 (п. Пестяки) МО МВД РФ «Пучежский», отдел культуры, молодежной политики, спорта и туризма, учреждения образования, здравоохранения и занятости населения.

В Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пестяковского муниципального района осуществляют свою деятельность 10 членов комиссии, которые рассматривают дела об административных правонарушениях в отношении детей и их родителей, ведут работу с несовершеннолетними и семьями группы риска, проводят систематический анализ положения детей, определяют приоритетные направления деятельности по решению проблем детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также формируют комплекс мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Пестяковском районе.

При Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создана группа быстрого реагирования, члены которой оперативно выезжают по сигналам граждан, субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в семьи, где возникает угроза жизни и здоровью детей.

В течение нескольких лет Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при главе администрации Пестяковского муниципального района возглавляли Погодин Валерий Алексеевич, а впоследствии Михаил Евгеньевич Охапкин, Галина Викторовна Смирнова, Алексей Владимирович Смирнов, Светлана Григорьевна Никитина. Благодаря их профессионализму на протяжении целого ряда лет в районе грамотно решались задачи по защите прав и интересов детей, снижению подростковой преступности, разрабатывались принципиально новые программы, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не один год своей трудовой деятельности делу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посвятили Нина Константиновна Маркова, Надежда Ивановна Охапкина, работавшие ответственными секретарями Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В настоящее время эту должность занимает Светлана Юрьевна Гоголева. Много и других замечательных людей в нашем районе имеют непосредственное отношение к защите прав несовершеннолетних.

Всем тем, кто в разные годы своей трудовой деятельности работал с несовершеннолетними и работает в настоящее время, хочется выразить слова искренней признательности и благодарности за большой личный вклад в решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан Пестяковского района, за четкое и грамотное осуществление задач по защите прав детства, за неравнодушное отношение к судьбам детей, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Нина Константиновна Маркова проработала на должности ответственного секретаря Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Исполкоме Пестяковского Совета народных депутатов с февраля 1979 г. по июнь 1991 г.

Так как работа была новая, и специалистов, которые могли бы помочь, не было, Нина Константиновна совместно с председателем КДН и ЗП разрабатывали документацию комиссии, а тогда все писалось вручную или на печатной машинке.

Комиссию наделили правом принимать административные меры в отношении нерадивых родителей и тех детей, кто нарушили закон, преступили черту.

Население уважительно относилось к комиссии, конфликтных ситуаций почти не было. Основной проблемой в 90-е трудные годы были переселенцы с маленькими детьми, среди которых встречались семьи с пьющими родителями, вот с ними и приходилось работать.

Надежда Ивановна Охапкина работала ответственным секретарем КДН и ЗП при главе Пестяковского муниципального района в период с 1992 по 2005 годы.

Детское население в тот период было несравнимо больше чем сейчас, в моду вошли дискотеки, поэтому, не считаясь с личным временем, совместно с сотрудниками милиции в выходные дни по вечерам объезжали с рейдами по всему району.

Профилактическая работа велась с родителями и детьми. Надежду Ивановну все знали и побаивались. Она обладала неиссякаемой энергией, профессиональной компетентностью, очень ответственно относилась к сложной работе.

Работа была непростая, но интересная. Было немало случаев, когда родителей приходилось лишать родительских прав, а детей отправлять в детский дом. Даже сейчас Надежда Ивановна помнит о каждом случае и интересуется судьбами этих родителей и детей.

Светлана Юрьевна Гоголева работает секретарем КДН и ЗП с 2005 года и по настоящее время. Работа ответственная, требующая концентрации внимания, выдержки, а порой и морально тяжелая, но при поддержке членов комиссии все проблемы становятся преодолимы, и негатив уходит в сторону.

Когда в поле зрения комиссии попадает ребенок, совершивший хулиганские действия, либо он появился в пьяном виде, работа начинается с того, что члены комиссии интересуются, в каких условиях воспитывается этот ребенок, учится он или не учится, чем он занимается, где проводит свое свободное время. И самое главное, выявляются причины и условия совершения этого правонарушения, и уже потом разрабатываются комплекс мер, индивидуальная программа, мы рекомендуем подключаться сюда же социальным работникам, представителям органов образования, полиции, чтобы в комплексе посмотреть те меры, которые необходимы этой семье.

С.Гоголева,

ответственный секретарь КДН и ЗП

Пестяковского муниципального района.

В царской России в 1910 году насчитывалось до 2,5 миллионов детей, не имеющих крова и питания, в 1919 г. около 3 миллионов. По предложению В.И. Ленина был создан государственный Совет защиты детей, куда входили представители наркоматов социального обеспечения, продовольствия, просвещения, здравоохранения и труда. Совет возглавил А.В. Луначарский. Несмотря на огромную работу, число беспризорников к 1921 г. возросло до 4,5 миллионов. Тогда по инициативе Ф.Э. Дзержинского и под его руководством была создана комиссия по улучшению жизни детей. По предложению комиссии ВЧК была создана разветвленная сеть временных и постоянных воспитательных учреждений: детских домов, школ санаторного типа, колоний, коммун, детских городков и приютов.

В литературе тех лет справедливо указывалось, что применяемые к несовершеннолетним меры не всегда отвечали характеру содеянного в отличие от детских судов, где «крупному преступлению всегда соответствовал крупный приговор». Более того, при обсуждении Декрета и даже после его принятия против упразднения судов и тюремного заключения для несовершеннолетних в возрасте до 17 лет выступали работники Наркомюста как в центре, так и на местах.

Например, съезд комиссаров юстиции Западной Сибири, Урала и Степного края, состоявшийся в г. Омске в мае 1918 г., разработал Положение и Инструкцию «О комиссиях для суждений о преступных действиях несовершеннолетних», которые, вступая в противоречие с Декретом, устанавливали, что ведению комиссий подлежат только несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, а сами комиссии организуются и находятся под контролем губернских комиссаров юстиции.

Необходимость внесения изменений в законодательство о несовершеннолетних была осознана позднее, когда детская беспризорность и правонарушения среди несовершеннолетних приняли особо тревожные размеры. «Детская беспризорность, часто являющаяся в самых уродливых, ужасающих формах - как детская преступность, проституция - угрожает подрастающему поколению самыми тяжелыми последствиями», - так характеризовал степень остроты положения Ф.Э. Дзержинский.

Гражданская война, иностранная военная интервенция и хозяйственная разруха создавали серьезные объективные трудности в осуществлении решительных предупредительных мер. Поэтому возрастной предел уголовной ответственности был понижен до 14 лет, а в систему органов, занимающихся рассмотрением дел о несовершеннолетних, был вновь включен суд. Однако он не был специализированным и автономным, а представлял собой специальные составы общих народных судов.

Руководящими началами по уголовному праву РСФСР 1919 г. было установлено, что суду и наказанию подлежат несовершеннолетние от 14 лет. К лицам, не достигшим указанного возраста, «... применяются лишь воспитательные меры (меры приспособления). Такие же меры применяются в отношении лиц переходного возраста 14-18 лет, действующих без разумения». Это не замедлило сказаться на нормативных актах, регламентировавших деятельность КДН, в работе которых проявилась необходимость дифференциации мер воздействия по отношению к подросткам в зависимости от их возраста.

4 марта 1920 г. СНК РСФСР было принято Постановление «О несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях». В нем вновь подтверждалась основная идея Декрета СНК от 9 (22) января 1918 г. о том, что все дела об общественно опасных деяниях несовершеннолетних подлежат ведению КДН. При этом предельный возраст несовершеннолетних, дела о которых рассматривались комиссиями, повышался с 17 до 18 лет. Вместе с тем указывалось, что дела о несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет, если комиссией будет установлена невозможность применения к ним мер медико-педагогического воздействия, передаются комиссией в народный суд.

Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних значительно расширились. На них возлагалась задача не только борьбы с правонарушениями подростков, но и охраны их прав. Кроме того, изменилась ведомственная принадлежность комиссий и их состав. Согласно указанному Постановлению они должны были образовываться при Народном комиссариате просвещения, а также его губернских ведомствах.

Это было обусловлено перегрузкой органов социального обеспечения и неприспособленностью этих органов к решению такой специфической задачи, как борьба с правонарушениями несовершеннолетних.

14 января 1918 года Декретом Совета Народных Комиссаров, подписанным В.И.Лениным были созданы комиссии по делам несовершеннолетних. Находились они в ведении Наркомата просвещения и его местных органов. Им определялась роль организатора профилактической работы и координационная функция. В течение последующих лет Положение о комиссиях неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия. Так, с 1931 года на комиссии возлагались задачи по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, охране прав несовершеннолетних, рассмотрение дел об их правонарушениях и применение к ним мер медико-педагогического характера. Комиссии имели право помещать правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет в трудовые дома для несовершеннолетних Наркомата внутренних дел РСФСР и даже давали согласие на смертную казнь несовершеннолетних преступников. В мае 1935 г. комиссии были упразднены. Ответственность за своевременное устройство детей возлагалась непосредственно на местные советские органы. В годы Великой Отечественной войны при исполкомах местных Советов были образованы специальные комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, на них же возлагалась охрана прав несовершеннолетних, их трудоустройство, предупреждение безнадзорности.

Постановлением Совета Министров РСФСР в 1957 г. утверждено Положение о комиссиях по устройству детей и подростков. В 1958 г. «Основы уголовного законодательства Союза ССР» повысили возраст, по достижении которого несовершеннолетние могут привлекаться к уголовной ответственности, сузили меры применения к ним уголовного наказания, и расширили возможности применения мер воспитательного и общественного воздействия. Органом, который применял бы эти меры воспитательного воздействия, были определены комиссии по делам несовершенных при исполкомах местных Советов. Согласно Положению, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 3 июня 1967 г. комиссии по делам несовершеннолетних являются основным координационным звеном в системе государственных органов и организаций общественности, специально занимающихся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних. Дальнейшее развитие законодательства о комиссиях обусловлено на уточнение и расширение их компетенции.

В юридической литературе обосновано мнение, что функции – это целенаправленная деятельность того или иного органа государственного управления, которая направлена на реализацию его компетенции, то есть совокупности прав и обязанностей этого органа 129 .

К функции Комиссии районного (городского) уровня можно отнести:

координацию, контроль, профилактику, просвещение, а также защитную и одновременно карательную функции.

Сегодня комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обладают большим количеством методов профилактики детской преступности. К компетенции Комиссий относится применение мер административного воздействия и к несовершеннолетним и к их законным представителям. В системе ранней профилактики правонарушений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав занимают центральное место, так как именно они руководят и координируют профилактическую работу всего района, которой также занимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и иные заинтересованные органы.

К приоритетным направлениям деятельности Комиссий можно отнести следующее:

Предупреждение дивиантного поведения подростков,

Выяснение и анализ причин, способствующих такому поведению;

12 9 Юсупов В.А. Понятие и особенности услуг, предоставляемых органами государственного управления (административно-правовой аспект)// Вестник Евразийской академии административных наук. 2013г.-№ 3 (24). -С. 9.

Реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с Законодательством Российской Федерации 130 , Комиссии в

входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и образуются для устранения проблем дивиантного поведения подростков, защиты их прав и законных интересов.

На Комиссии возлагается ряд разнохарактерных задач 131 , которые можно

условно распределить по следующим функциональным комплексам:

1) охранительный – включает в себя задачи защиты и восстановления прав несовершеннолетних;

2) социальный – связан с противодействием ряду отрицательных общественных явлений, таких как беспризорность, безнадзорность, подростковая преступность и другие, а также с оказанием помощи в ресоциализации и социальной реабилитации несовершеннолетних;

3) организационно-методический – отражает координационные полномочия

Комиссий;

4) административно-юрисдикционный – опосредует применение Комиссиями предусмотренных законодательством мер воздействия на детей и подростков, и их законных представителей, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции Комиссий 132 .

Похожую классификацию задач Комиссии представляют и иные ученые.

Например, Е.В. Головкин полагает, что функции Комиссии подчинены трем основным направлениям:

профилактическим мероприятиям;

– защите прав и законных интересов несовершеннолетних;

13 0 Статья 4, Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – 28 июня. – № 26. – Ст. 3177.

13 1 Там же, статья 4.

13 2 Малышев В. А. Административно-правовое регулирование деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних в России // Административное и муниципальное право. – 2008. – №

5. – С. 67–75.

– рассмотрению материалов по делам об административных правонарушениях подростков 133 .

Статья 11 120-ФЗ 13 4 у с танавливает, что Комиссии:

Осуществляют меры защиты и восстановления прав и законных интересов несовершеннолетних;

Обнаруживают и устраняют причины и условия, способствующие безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних 135 .

Это полномочие указанных органов отражает основные задачи работы по профилактике подростковой безнадзорности и правонарушений. Меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, предпринимаемые Комиссиями, носят разнообразный характер.

Информация о социально опасном положении несовершеннолетних и их семьях, может исходить и из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и от граждан: как родственников и соседей, так и от самих несовершеннолетних.

Вместе с тем, социально-неблагополучные семьи, подростки и несовершеннолетние, требующие особого внимания со стороны государства, могут быть обнаружены во время поквартирных обследований, общения с жителями подъездов, посещении образовательных учреждений, при проверке дворов, чердаков, подвалов и т. д.

В случае выявления или обнаружения несовершеннолетнего или семьи, находящейся в социально опасном положении, оформляется пакет документов для постановки их на профилактический учет, составляется индивидуальный план профилактической работы, осуществляются плановые посещения семьи, сбор

и н формации о ее членах, проводится работа с психологами.

13 3 Головкин Е. В. Правовые и организационные основы деятельности милиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними: дис.канд.юрид.наук. – М., 2002. – С. 168.

13 4 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

13 5 Там же, пункт 1 части 2 статьи 11.

Через полгода после постановки такого подростка или семьи на профилактический учет, на заседании Комиссии подводят итоги работы с ними, в результате которых принимается одно из следующих решений:

Либо снятие их с профилактического учета;

Либо продолжение индивидуальной работы с ними.

Комиссии обязаны выполнять предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов меры по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

К полномочиям комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в части упорядочивания и координации работы всех органов и учреждений системы относятся:

– обобщение необходимых данных, полученных от всех органов и учреждений данной системы о состоянии детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, правонарушениях, о случаях жестокого обращения с несовершеннолетними, и нарушении их прав, а так же разработка мер по профилактики подобных явлений, и включение данных мер в планы-графики совместной работы;

– составление межведомственной базы несовершеннолетних и семей, в отношении которых ведется индивидуальная профилактическая работа;

– анализ предпринятых мер воздействия как в отношении детей и подростков, так и в отношении их представителей;

– разработка правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;

– планирование и проведение совместных с другими субъектами системы мероприятий по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов;

правовое воспитание детей и подростков, их родителей, иных законных представителей по вопросам их прав и обязанностей по отношению друг к другу;

просветительскую работу с общественными организациями, объединениями граждан, средствами массовой информации по вопросам защиты прав детей;

совместная работа с правоохранительными и правозащитными органами и учреждениями;

– получение информации, поступившей от самих несовершеннолетних по вопросам нарушений их прав, рассмотрение обращений родителей несовершеннолетних и иных граждан по всем вопросам, касающихся защиты прав и интересов детей. 136

Основной формой межведомственной координации являются заседания

Комиссии 137 .

Вместе с тем, координация деятельности субъектов системы может происходить в формах:

– сбора, анализа и обмена необходимыми данными в отношении несовершеннолетних и защиты их прав;

– совместных проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявления, анализа и применения в практике позитивного опыта;

– проведения других совместных мероприятий с целью защиты прав и

законных интересов несовершеннолетних;

13 6 Пункт 1 части 2 статьи 11, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

13 7 Статья 10, О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Брянской области: Закон Брянской области от 11 февраля 2008 года № 8–З // Официальная Брянщина: информационный бюллетень.– 2008. – 21 февраля. – № 3.

– совместного выпуска приказов, актов, регламентов и иной документации, организующую работу;

– издания памяток и иных материалов, направленных на информационное обеспечение деятельности;

– разработки и анализа мероприятий совместной работы.

Избрание форм и методов регулирования межведомственной работы по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних определяются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при учете всех поступивших предложений от всех заинтересованных субъектов, имеющих равные полномочия по внесению указанные предложений. 138

Вместе с тем к обязанностям комиссий по делам несовершеннолетних и

защите их прав относится совместная с другими органами и учреждениями подготовка материалов, представляемых в судебные органы, по вопросам содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации 139 .

Кроме того, к полномочиям Комиссий относится рассмотрение

представлений из образовательных учреждений об исключении несовершеннолетнего, не получившего общего образования, 14 0 в случаях, когда это предусмотрено новым Федеральным Законом «Об образовании» 141 .

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав участвуют в принятии решений о направлении несовершеннолетних в возрасте старше одиннадцати лет с отклоняющимся от общепринятой нормы, социально опасным поведением, которые нуждаются в особенных условиях воспитания и обучения и

требующие особых педагогического и психологического подходов, в специальные

13 8 Белянинова Ю.В. // Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (постатейный). // СПС КонсультантПлюс. - 2010.

13 9 Пункт 2 части 2 статьи 11, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

14 0 Там же, пункт 3 части 2 статьи 11.

14 1 Там же, пункт 3 части 2 статьи 11.

учебно-воспитательные учреждения, где обеспечиваются особые медицинские, психологические и социальные реабилитации несовершеннолетних, осуществляются коррекция и контроль за их поведением.

Вместе с этим предпринимаются меры для получения ими соответствующих ступеней образования, а также начального профессионального образования. К подобным специальным учебно-воспитательным учреждениям относятся: специальные общеобразовательные школы; профессиональные училища; коррекционные особые школы и (коррекционные) профессиональные училища для несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, свершивших правонарушения. Решение о направлении несовершеннолетнего в данные образовательные учреждения принимается судебной инстанцией по представлению Комиссии.

Необходимо обозначить, что «Типовое положение о специальном учебно- воспитательном учреждении для детей и подростков» с поведением отклоняющимся от общепринятого уже утверждено Постановлением Правительства РФ 14 2 .

К полномочиям комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав относится организация профилактики дивиантного поведения подростков, оказание им содействия по социальной реабилитации и адаптации в случаях их возвращения из учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и другие полномочия, реализация которых направлена на обеспечение несовершеннолетних адекватными условиями существования 143 .

А именно, функции Комиссии направлены на предупреждение рецидива

антиобщественных поступков и правонарушений несовершеннолетних, на их социальную адаптацию. Эта работа имеет зачастую очень важное, а то и

14 2 Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 года № 420 // Собрание законодательства Российской Федерации.

14 3 Пункт 4 части 2 статьи 11, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

решающее значение для возвращения подростков к нормальной социальной жизни, так как во время нахождения несовершеннолетнего в закрытом учебном заведении или в воспитательной колонии, даже если у них и имелись налаженные социальные связи, то они были утрачены в период их нахождения в вышеназванных учреждениях.

Сразу по освобождению из колонии, несовершеннолетние сталкиваются с рядом объективных и субъективных проблем социальной адаптации, таких, как: решение бытовых вопросов, материальных, психологических, моральных.

В случае отсутствия помощи в социальной адаптации, очень часто несовершеннолетние совершают новые правонарушения, что ведет в повторному осуждению.

Некоторые затруднения возникают при профессиональной адаптации подростков, так как почти половина несовершеннолетних испытывают при приеме на работу сложности, обусловленные наличием судимости 14 4 , невзирая на факт обладания специальности и профессиональных навыков.

На основании действующего законодательства, Комиссии по месту постоянного жительства освобожденного из учреждений исполнения наказания, в случае, если он не достиг совершеннолетия, принимают меры к устройству такого лица на работу или учебу и осуществляют контроль за его поведением 145 .

В случае, если возвращение освобожденного несовершеннолетнего к

родителям или лицам, их заменяющим, невозможно в связи с отсутствием последних, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту их прежнего жительства по представлению администрации колонии принимает меры по его устройству.

Бывают случаи, когда, по мнению Комиссии, устройство несовершеннолетнего по прежнему месту жительства является

н ецелесообразным, в таком случае его устраивают по месту нахождения колонии.

14 4 Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (постатейный) // СПС Консультант плюс. – 2010.

14 5 Статья 27.1, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних 1967 года.

Комиссия обязана решить вопрос об устройстве освобожденного не позднее десятидневного срока со дня обращения его за помощью.

В отношении всех несовершеннолетних, освобождающихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, не позднее чем за 3 месяца до освобождения заводится карта социального сопровождения, которая его после освобождения направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства подростка.

Вместе с тем, Комиссии уполномочены применять меры административного характера как к самим несовершеннолетним, так и к их родителям и иным законным представителям.

Комиссии во время заседаний рассматривают вопросы в отношении подростков:

Совершивших правонарушения общественно опасного характера, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации 146 , в случае, если они не достигли возраста уголовной ответственности;

В случае совершения преступления несовершеннолетним в возрасте 14-18 лет, если было отказано в возбуждении уголовного дела, либо было дело прекращено по реабилитирующим основаниям;

В случае, если несовершеннолетние в возрасте 16-18 лет совершили антиобщественные проступки.

По итогам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к ним особые меры воздействия, учитывая и мотив, и тяжесть, и характер правонарушения. Это может быть:

Предупреждение;

Наложение административного штрафа;

Передача подростка родителям, либо иным законным представителям для применения мер воспитательного характера;

Направление подростка в специальные учреждения системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в случае согласия их родителей, если они не достигли возраста четырнадцати лет.

В случаях, если проступок несовершеннолетнего носит малозначительный характер и не несет в себе общественной опасности, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут не подвергать его административному наказанию, а вынести ему только устное замечание.

Если же подросток совершил проступок общественно-опасного характера, подлежащий уголовной ответственности 14 7 , но сам несовершеннолетний не достиг возраста, с которого она наступает, Комиссия направляет ходатайство в суд о помещении данного несовершеннолетнего в учреждение закрытого типа.

О принятой мере воздействия к несовершеннолетнему указанные органы обязаны уведомлять подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В случаях же необходимости, члены Комиссии советуют пройти различные реабилитации как в их учреждениях, так и в других. Это могут быть алкогольная, наркологическая, психологическая, социальная и другие виды реабилитации.

Если выбрана мера пресечения к несовершеннолетнему в виде передачи его родителям или иным законным представителям в целях воспитания, то эта мера действует до исправления подростком своего поведения в случаях, когда его родители, либо иные законные представители сообщили об этом в соответствующую Комиссию, и она в свою очередь эту меру отменяет.

Если же подобное действие не привело в желаемому результату и оказалось

н еэффективным, несовершеннолетний не пересмотрел своих взглядов и его

63–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – 17 июня. – № 25. – Ст. 2954.

поведение осталось неизменным, Комиссии в праве применить к нему иное, более строгое и ограничивающее его воздействие.

В отношении родителей, которые не исполняют своих предусмотренных законом обязанностей, Комиссии при рассмотрении административных материалов в отношении данных лиц, имеют возможность применить к ним следующие меры, предусмотренные действующим законодательством:

– вынести предупреждение или наложить административный штраф;

–ходатайствовать перед органом опеки и попечительства об отобрании ребенка у родителей или иных законных представителей, в случаях реальной угрозы его жизни и здоровья;

– обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав.

Вместе с тем, указанные Комиссии рассматривают материалы и в отношении иных граждан, которые совершают правонарушения в отношении несовершеннолетних. Например, вовлекают их в распитие алкогольных напитков, в совершение преступлений, в нарушение правил дорожного движения. И мерой наказания к данным гражданам является наложение административного штрафа.

Семейным кодексом 14 8 п р е д у смотрено лишение родительских прав. Это

является крайней мерой ответственности, применяемой в семейном праве, и допускается исключительно в судебном порядке в рамках искового производства. Перечень лиц, которые могут обратиться с заявлением о лишении родительских

пр ав, перечислен в ст. 70 СК РФ и конкретизирован Верховным судом 149 .

14 8 Пункт 1, статья 70, Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от

14 9 О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 года № 10 [ред. от 6 февраля 2007 года] // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. – 1998. – №

Составами, направленными на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, являются следующие статьи КоАП РФ 15 0:

– статья 6.7 – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения;

– статья 6.10 – вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;

– статья 6.13;

– статья 20.22;

Статья 5.35;

Статья 5.36;

Статья 5.37.

Именно Комиссиям принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в части 2 ст. 23.2 КоАП РФ делается следующее исключение: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его им на рассмотрение 151 .

Указанные органы вправе принимать к производству материалы о любом

антиобщественном проступке несовершеннолетнего и рассматривать его по месту жительства лица, в отношении которого оно ведется. Однако, на наш взгляд, необходимо передать компетенцию Комиссий в части ведения производств по делам об административных правонарушениях 15 2 другим органам и учреждениям

системы профилактики.

15 0 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – 7 января. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.

15 1 Статья 23.2 КоАП РФ.

15 2 Коренев А. П. Административное право России: учебник. в 3 ч. М.: МЮИ МВД России. –

1996 год. – Ч. 1. - С.222.

Необходимо отметить, что главной целью применяемых административных наказаний к несовершеннолетним, является восстановление справедливости и исправление правонарушителей путем профилактики рецидива правонарушений и преступлений.

Реализации прав и интересов несовершеннолетних работников в сфере труда призвано способствовать осуществление их представительства, которое традиционно имеет большую значимость. Федеральный закон о профсоюзах 153 , ТК РФ 15 4 предоставили профсоюзам право на защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

В соответствии со ст. 2 Закона о профсоюзах работники не могут вступать в профсоюзы до достижения 14-летнего возраста 155 . Их интересы могут учитываться лишь при заключении коллективных договоров, если таковые в организации, где работают несовершеннолетние этой категории, заключаются.

Таким образом, на Комиссии возлагается ряд разнохарактерных задач, которые можно распределить по следующим функциональным комплексам: охранительный, социальный, организационно-методический, административно- юрисдикционный.

Существенным представляется обобщение и целенаправленное применение в рамках всего государства позитивных достижений, прогрессивных инструментов и методов, используемых в деятельности Комиссий в отдельных регионах.

На законодательном уровне в скорейшем времени должна быть решена наиболее болезненная с правовой точки зрения проблема определения и закрепления статуса Комиссии как органа, направленного на защиту прав несовершеннолетних в России. В связи с этим необходимо принятие

н о р мативного акта, в котором бы детально прописывались такие моменты, как

15 3 О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. –

15 4 "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 07.01.2002. - N 1 (ч. 1). Ст. 3.

15 5 О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10–ФЗ.

правовая природа, задачи и функции, полномочия, иные аспекты, непосредственно затрагивающие деятельность Комиссий.

Совершенствование деятельности Комиссий в Российской Федерации должно на настоящем этапе стать одной из ключевых составляющих социальной политики в отношении несовершеннолетних.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: