Что такое чс техногенного характера определение. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: определение, классификация, привести примеры ЧС техногенного характера, произошедших в России и мире

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.

ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время - это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.

В зависимости от масштаба, чрезвычайные ситуации делятся на аварии, при которых наблюдается разрушение технических систем, зданий, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.

Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии: число погибших во время катастроф; число раненых (погибших от ран, ставших инвалидами); индивидуальное и общественное потрясение; отдаленные физические и психические последствия; экономические последствия; материальный ущерб.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (Бхопал, Чернобыль).

Анализ аварий показывает, что, независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые фазы развития.

Обычно аварии предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании или отклонение от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают предпосылки для аварии. Однако эта фаза очень важна, так как на этой стадии возможно предотвращение аварии. На второй фазе происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, на второй фазе у операторов не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий. Собственно авария происходит на третьей фазе, как следствие двух предыдущих.

Причины аварий:

просчеты при проектировании и недостаточный уровень современных знаний;

некачественное строительство или отступление от проекта;

непродуманное размещение производства;

нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

В зависимости от вида производства аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом АХОВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п .

Аварии на химически и радиационно опасных объектах. Крупные аварии на химически опасных объектах (ХОО) являются одними из наиболее опасных технологических катастроф, которые могут привести к массовому отравлению и гибели людей и животных, значительному экономическому ущербу и тяжелым экологическим последствиям.

Причины аварий, в большинстве случаев, связаны с нарушениями установленных норм и правил при проектировании, строительстве и реконструкции ХОО, нарушением технологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов, аппаратов и реакторов, низкой трудовой и технологической дисциплины производственного процесса.

К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической промышленности, объекты по переработке и захоронению радиоактивных отходов и т.д.

Радиационная авария - авария на радиационно опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.

Для достижения целей защиты населения устанавливаются основные пределы допустимых доз, т.е. наибольшее значение индивидуальной эквивалентной дозы за год, которая при равномерном воздействии в течение 50 лет не вызовет в состоянии здоровья персонала неблагоприятных изменений, обнаруживаемых современными методами.

Аварии на взрывопожароопасных объектах. Взрывопожароопасными объектами называются такие объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются пожароопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и (или) взрыву.

Пожаром принято называть неконтролируемое горение вне специального очага, могущее привести и (или) приводящее к гибели и поражению людей и материальному ущербу. Горение - это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и свечением.

Пожары классифицируются по нескольким признакам:

1) по масштабам:

отдельные пожары (в зданиях и сооружениях);

группы отдельных пожаров;

сплошные пожары, когда отдельные пожары сливаются в один общий (горят более 50% зданий на участке застройки);

огненный шторм - особый вид устойчивого пожара, охватывающего более 90% зданий в городах и характеризующийся наличием восходящего вверх столба продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком со всех сторон к центру шторма свежего воздуха с ураганной скоростью;

2) по месту возникновения:

пожары в городах и населенных пунктах;

пожары на транспортных артериях (трубопроводах) и объектах;

ландшафтные пожары.

Аварии на гидродинамических объектах. Гидродинамический объект - искусственное гидротехническое сооружение или природное естественное образование, способное при разрушении напорных преград создавать волну прорыва в направлении нижнего бьефа. Бьеф - часть реки, канала, водохранилища и др. участков поверхности вод, примыкающих к плотине, шлюзу и т.п. выше или ниже по течению. Волна прорыва и разливающиеся массы воды способны на своем пути вызывать человеческие жертвы, разрушать строения и объекты народного хозяйства, наносить материальный ущерб населению и хозяйству.

Причинами прорыва гидротехнического или естественного сооружения могут быть природные явления (землетрясения, ураганы, обвалы, оползни, паводки, размыв грунтов и др.) и техногенные факторы (разрушение конструкций сооружения, эксплуатационно-технические аварии, нарушение режима водосбора и др.), а также диверсионные подрывы и применение средств поражения в военное время.

Защита населения от поражающего действия волны прорыва и как следствие ее - наводнений - включает ряд мероприятий: прогнозирование поражающего действия волны прорыва плотин и возможных зон затопления; ограничения строительства жилых домов и объектов народного хозяйства в зонах возможного действия волны прорыва и последующего затопления; эвакуация населения из зон поражающего действия волны прорыва и последующего затопления при угрозе разрушения плотины; оповещение населения об угрозе разрушения плотины и возникновения наводнений; осуществление инженерно-технических мероприятий по снижению поражающего действия волны прорыва и последствий наводнения .

Аварии на транспорте. Аварии на железнодорожном транспорте могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами. При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

Аварии в метрополитене. Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров с платформы на пути. При чрезвычайной ситуации пассажиры оповещаются с помощью громкоговорящей связи. Эвакуация со станции может осуществляться эскалаторами или на прибывающих поездах.

Аварии на автомобильном транспорте. Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих. Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков.

Аварии на авиационном транспорте. Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

В данном разделе я охарактеризовала наиболее распространенные чрезвычайные ситуации техногенного характера, дала краткую характеристику аварий и причин их возникновения. Правила поведения при ЧС техногенного характера приведены в следующем разделе.

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера»

План

Введение

1. Определение ЧС

2. Техногенные ЧС

2.1. Радиационно-опасные объекты

2.2. Опасные химические вещества

2.3. Аварии на гидротехнических сооружениях

2.4. Аварии на транспорте

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др.

Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой - одновременно и отрицательным (негативным).

Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧС

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.

2 . ТЕХНОГЕННЫЕ ЧС.

ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время - это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.

В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) делятся на аварии , при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.

Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии:

· число погибших во время катастрофы;

· число раненных (погибших от ран, ставших инвалидами);

· индивидуальное и общественное потрясение;

· отдаленные физические и психические последствия;

· экономические последствия;

· материальный ущерб.

К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надежности. Однако, чем больше производственных объектов, тем больше вероятность ежегодной аварии на одном из них. Абсолютной безаварийности не существует.

Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например - Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.

На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.

На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у операторов обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий.

Собственно авария происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.

Основные причины аварий:

· просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

· некачественное строительство или отступление от проекта;

· непродуманное размещение производства;

· нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п.

2.1. Радиационно - опасные объекты .

К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической промышленности, объекты по переработке и захоронению радиоактивных отходов и т.д.

В 26 странах мира на АЭС насчитывается 430 энергоблоков (строится еще 48). Они вырабатывают электроэнергии: во Франции -75%, в Швеции - 51%, в Японии - 40%, в США - 24%, в России - 12%. У нас работает 9 АЭС, имеющих 29 блоков.

При авариях или катастрофах на объектах атомной энергетики образуется очаг радиоактивного заражения (территория, на которой произошло радиоактивное заражение окружающей среды, повлекшее поражение людей, животных, растительного мира на длительное врем).

Очаг поражения делится на зоны: Г \\ В \\ 1 \\ 2 \\ 3

Зона Г - чрезвычайно опасного заражения Р > 250 рад/ч;

Зона В - опасного заражения Р > 30 рад/ч;

1 зона - зона отчуждения 30 км Р > 20 мР/ч или D > 40 бер/год;

2 зона - зона отселения Р = 5-20 мР/ч или D = 10-40 бер/год;

3 зона - зона жесткого радиоактивного контроля Р < 5 мР/ч или D не превышает 10

Услышав сообщение об опасности радиоактивного заражения, необходимо:

1. Принять противорадиационный препарат из индивидуальной аптечки (йодистый калий).

2. Надеть средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки) взрослым и детям.

2. Загерметезировать квартиру (заклеить окна, вентиляционные отверстия, уплотнить стыки).

3. Надеть куртки, брюки, комбинезоны, плащи из прорезиненной или плотной ткани.

4. Укрыть продукты питания в герметичной таре.

5. Автобусы и другие крытые машины подавать непосредственно к подъездам.

Опасность, возникающая во время аварий на РОО, связана с выходом радиоактивных веществ в окружающую среду.

Радиоактивность - это способность ядер некоторых элементов к самопроизвольному распаду.

Распад (превращение) ядер атомов под воздействием условий, созданных человеком, называется искусственной радиацией.

Характеристика радиоактивных излучений.

Вид излучения

Проникающая способность

Ионизирующая способность

поток ядер гелия

10 см в воздухе

30000 пар ионов на 1 см пути

лист писчей бумаги

Поток электронов

20 м в воздухе

70 пар ионов на 1 см пути

летняя одежда наполовину задерживает

электромагнитное излучение

сотни метров

несколько пар ионов на 1 см пути

не задерживается

нейтронное

Поток нейтронов

несколько километров

Несколько тысяч пар ионов на 1 см пути, кроме того, вызывает наведенную активность

задерживается материалами из углеводородов

Рассматривая ионизирующую и проникающую способность, можно сделать выводы:

1. Альфа - излучение опасно при попадании во внутрь организма.

2. Защитой от гамма и нейтронного излучения могут быть убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.

Радиоактивное загрязнение (заражение).

Радиоактивное загрязнение (заражение) местности происходит в двух случаях: при взрывах ядерных боеприпасов или при аварии на объектах ядерной энергетики.

При ядерном взрыве преобладают радионуклиды с коротким периодом полураспада. Поэтому происходит быстрый спад уровней радиации. При авариях на АЭС характерно, во-первых, радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий, стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительным периодом полураспада. Поэтому резкого спада уровней радиации нет. При ядерном взрыве главную опасность представляет внешнее облучение (90 - 95% от общей дозы). При авариях на АЭС значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии. Доза внешнего облучения здесь составляет 15%, а внутреннего - 85%.

2.2. Опасные химические вещества (ОХВ).

Опасными химическими веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве, которые при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений.

Крупными запасами ядовитых веществ обладают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.

Значительные их количества сосредоточены на объектах пищевой, мясомолочной промышленности, холодильниках, торговых базах.

На предприятиях создаются запасы ОХВ, обеспечивающие трехсуточную работу. Их хранение осуществляется на специальных складах в емкостях повышенной прочности. Для каждой группы емкостей по периметру оборудуется замкнутая земляная обваловка или ограждающая стенка их несгорающих или антикоррозийных материалов.

Наиболее распространенные ОХВ - хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген и др. В большинстве случаев при обычных условиях ОХВ находятся в газообразном или жидком состояниях. Однако, газообразные ОХВ обычно сжижают. При авариях жидкость переходит в газообразное состояние, образуя зоны поражения различной площади и концентрации в зависимости от приземного ветра. Зоны поражения иногда достигают десятки километров.

Хлор.

Газ желто-зеленого цвета с резким, раздражающим специфическим запахом. Сжижается при -34 С. В 2,5 раза тяжелее воздуха. Скапливается в низких местах, затекает в подвалы, тоннели, движется в приземных слоях атмосферы. Пары раздражающе действуют на слизистую оболочку, кожу, дыхательные пути и глаза. При соприкосновении вызывает ожоги. Воздействие на организм характеризуется загрудинной болью, сухим кашлем, рвотой, нарушением координации, одышкой, резью в глазах, слезотечением. При длительном дыхании возможен смертельный исход.

Первая помощь:

· Вывести или вынести пострадавшего из зоны поражения;

· Снять загрязненную одежду и обувь;

· Дать обильное питье;

· Промыть глаза и лицо водой;

· В случае попадания ядовитых веществ внутрь, вызвать рвоту или сделать промывание желудка;

· Если человек перестал дышать. Сделать искусственное дыхание методом «изо рта в рот»;

· Дать дышать кислородом и обеспечить покой;

· Для эвакуации использовать верхние этажи высоких зданий

· Население эвакуируется в направлении, перпендикулярном направлению ветра.

Хлор обнаруживается с помощью ВПХР (войсковой прибор химической разведки) индикаторными трубками с тремя зелеными кольцами.

Для дегазации газообразного хлора используют распыленный раствор кальцинированной соды или воду, чтобы осадить газ. Место разлива заливают аммиачной водой, известковым молоком, раствором кальцинированной соды или каустика.

Защита - противогазы ГП-5, ГП-7 и детские ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш.

Аммиак.

Бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, почти в 2 раза легче воздуха. Сжижается при -34 С. С воздухом образует взрывоопасные смеси. Хорошо растворяется в воде. 10% раствор аммиака поступает в продажу под названием нашатырный спирт. Он применяется в медицине и домашнем хозяйстве (при стирке белья, выведении пятен). Жидкий аммиак применяется как хладагент в холодильных установках.

Вызывает поражение дыхательных путей. Признаки поражения: насморк, кашель, частота пульса, удушье. Пары сильно раздражают слизистые оболочки и кожные покровы, вызывают жжение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах слезотечение. Возможны ожоги с пузырьками и язвами.

Первая помощь:

· Надеть ватно-марлевую повязку, смоченную водой или 5% раствором лимонной кислоты, или противогаз с дополнительным патроном ДПГ-3;

· Вывести или вынести из зоны поражения, транспортировать в лежачем состоянии;

· Дать подышать теплыми водяными парами 10% раствора ментола в хлороформе;

· Слизистые и глаза промывать не менее 15 минут водой или 2% раствором борной кислоты.

Наличие и концентрацию аммиака в воздухе можно определить с помощью универсального газоанализатора УГ-2.

Место разлива дегазируют слабым раствором кислоты и промывают большим количеством воды. В газообразном состоянии аммиак нейтрализуют распылением воды с поливомоечных пожарных машин и авторазливочных станций.

Ртуть.

Жидкий тяжелый металл. Очень опасен при попадании внутрь организма. Пары при вдыхании высокотоксичные, вызывают тяжелые поражения. При разливе в помещении нужно открыть окна, исключить распространение паров в другие помещения.

Необходимо:

· Быстро покинуть опасное место и вызвать специалистов;

· Сменить одежду, прополоскать рот 0,25% раствором марганца, принять душ, почистить зубы;

· Если разбился градусник, ртуть можно собрать медицинской грушей, место протереть влажной тряпкой, тщательно вымыть руки;

· Пролитую ртуть собрать (капельки удалить медной пластинкой).

При сборке ртути запрещается использовать пылесос. Категорически запрещается выбрасывать собранную ртуть в канализацию или мусоропровод.

2.3. Аварии на гидротехнических сооружениях.

Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.

Значительные участки местности через 15 - 30 минут обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.

В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

При возвращении на прежние места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться - возможно присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор.

2.4. Аварии на транспорте.

Аварии на железнодорожном транспорте.

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.

При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.

Аварии в метрополитене.

Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Аварии на автомобильном транспорте.

Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих.

Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо - перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук., напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.

Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место - переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем.

Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.

Аварии на морском и речном транспорте.

Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.

При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем - здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.

Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи - более месяца.

Аварии на авиационном транспорте.

Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров.

Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.

Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.

При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Чрезвычайные ситуации и защита от них.

Сост. А.Бондаренко. Москва, 1998 г.

2. Чрезвычайные ситуации.

Энергия: экономика, техника, экология, 2000 г.

3. Причины и последствия стихийных бедствий и катастроф.

Мешков Н. Основы безопасности жизни. 1998 г.

4. Проблемы безопасности при ЧС. 1999 г.

На какой бы стадии развития ни находилось человеческое общество, оно всегда и неразрывно связано с окружающей средой. В начале 21 века наша цивилизация все сильнее ощущает на себе те изменения на планете, инициаторами которых стала она сама. Чем опаснее вмешательство человечества в природу, тем более непредсказуемыми и страшными становятся ее ответы. Впрочем, далеко не всегда в чем-то виновата окружающая среда: техногенные аварии в 70% случаев возникают по вине самого человека.

С каждым годом число таких событий только растет, катастрофы подобного характера случаются, как это ни прискорбно, едва ли не ежедневно. Ученые свидетельствуют, что за последние 20 лет их частота возросла ровно в два раза. К сожалению, за всеми этими цифрами скрывается печальная реальность: техногенные аварии - это не только грандиозные затраты по ликвидации их последствий, но также искалеченные жизни и люди, погибшие или оставшиеся калеками.

Основные сведения

Кстати, а что конкретно понимается под этим термином? Все просто: пожары, авиакатастрофы, автомобильные аварии, прочие события, произошедшие по вине человека. Чем в большей степени наша цивилизация опирается на технические средства хозяйствования, тем чаще происходят техногенные аварии. Это, увы, аксиома.

Стадии формирования

Всякое событие в мире происходит не «абы как» и не сразу. Даже извержению вулкана предшествует определенная фаза накопления расплавленной магмы. Так и в этом случае: катастрофы техногенного характера начинаются с возрастания количества негативных изменений или в отрасли, или на конкретно взятом объекте. Любая катастрофа (пусть даже и техногенная) происходит под влиянием децентрализующих, разрушающих факторов на сложившуюся систему. Технологи различают пять фаз развития ЧС:

  • Первичное накопление отклонений.
  • Инициация процесса (теракт, техническая неполадка, халатность).
  • Непосредственно авария.
  • Действие последствий, которое может быть очень продолжительным.
  • Меры по ликвидации произошедшей аварии.

Так как мы рассматриваем техногенные аварии, разберем основные их причины и предрасполагающие факторы:

  • Перенасыщенность и излишняя усложненность производственного процесса.
  • Изначально допущенные ошибки в проектировке и изготовлении.
  • Износ оборудования, устаревшие средства производства.
  • Ошибки или умышленный вред от обслуживающего персонала, теракты.
  • Недопонимание при совместных действиях различных специалистов.

Вот каковы основные причины техногенных аварий. Нужно сказать, что еще 100-150 лет назад их разновидностей было крайне мало: кораблекрушение, авария на фабрике и т. д. К сегодняшнему же дню многообразие производственных и технических средств таково, что потребовалась отдельная классификация техногенных аварий. Ее мы и разберем.

Транспортные аварии

Так называется какое-то экстремальное событие с участием транспортных средств, возникшее в результате технических неисправностей или внешних воздействий, вследствие которого произошла порча имущества, был нанесен значительный ущерб, погибли или пострадали люди. Чтобы был лучше понятен масштаб такого рода событий, приведем несколько примеров:

  • 1977 год, аэропорт Лос-Родеос (Канарские острова). Страшная авария, когда столкнулись сразу два «Боинга-747». В результате катастрофы погибли 583 человека. На сегодняшний день это наиболее крупная и жуткая авария в истории всей гражданской авиации.
  • 1985 год, японский «Боинг-747» рейса JAL 123 врезался в гору из-за ошибки навигационной системы. Катастрофа унесла жизни 520 человек. Вплоть до сегодняшнего дня это считается наиболее крупной аварией гражданского самолета.
  • Сентябрь 2001 года, США. Печально известное столкновение самолетов с башнями Всемирного торгового центра. Точное количество погибших до сих пор неизвестно.

Таким образом, гибель людей - вот самое страшное, что несут техногенные аварии. Примеры аналогичных катастроф есть и в СССР:

  • 16 ноября 1967 года при вылете из Екатеринбурга (тогда Свердловск) разбился Ил-18. Все 130 человек, которые находились в тот момент на борту, погибли.
  • 18 мая 1972 года в Харьковском аэропорте разбился Ан-10, развалившись на куски при посадке. Всего погибло 122 человека. Впоследствии выяснилось, что причиной столь нелепой катастрофы оказались глубокие конструктивные недостатки самой машины. Более самолеты этого типа не эксплуатировались.

А сейчас поговорим о том, какие техногенные аварии и катастрофы могут угрожать каждому: как-никак, шанс погибнуть в авиакатастрофе чрезвычайно мал, чего не скажешь, к примеру, о пожарах.

Пожары и взрывы

Это одна из наиболее распространенных катастроф природного и техногенного происхождения в мире, начиная с древнейших временен и по сегодняшний день. Наносят огромный материальный ущерб, колоссальный вред природе, гибнет большое количество людей. Выжившие испытывают психологический стресс, справиться с которым самостоятельно им зачастую не удается, так как требуется помощь квалифицированного психолога.

Когда в недавнем прошлом происходили такие техногенные аварии? Примеры из недавнего прошлого:

  • 3 июня 1989 - страшное событие в истории нашей страны: неподалеку от городка Аша загорелись подвижные составы сразу двух пассажирских поездов. Предположительно, случилось это из-за протечки газа на магистральном газопроводе. Всего погибло 575 человек, среди них - 181 ребенок. Точные причины произошедшего до сих пор не ясны.
  • 1999 год, тоннель Мон-Блан. Загорелся пассажирский автомобиль. Огонь настолько разошелся, что потушить его удалось только через двое суток. Погибло 39 человек. Виновными были признаны компании, управляющие обслуживанием тоннеля, а также погибший шофер грузовика.

Какие еще существуют техногенные аварии? Примеры, к сожалению, многочисленны.

Аварии с выбросом (или угрозой) сильнодействующих ядов

В этом случае во внешнюю среду выбрасывается большое количество веществ, которые по своему действию на живые организмы равносильны сильным ядам. Многие из этих соединений не только обладают высокой степенью токсичности, но и весьма летучи, быстро попадают в атмосферу при нарушении производственного цикла. Такие техногенные аварии и катастрофы действительно страшны, так как в их ходе погибает очень много людей, еще больше - остаются инвалидами, у них рождаются дети с ужасающими генетическими отклонениями и уродствами.

Одним из наиболее ужасных примеров такого рода аварий является случай, как-то раз произошедший в филиале американской компании "Юнион Карбайд". С тех пор индийский город Бхопал по праву считается синонимом ада на земле. Произошла катастрофа в 1984 году: в результате невероятной по своей глупости халатности обслуживающего персонала в атмосферу попали тысячи тонн метилизоционата, сильнейшего яда. Произошло все это глубокой ночью. Под утро трупами были завалены целые квартиры и улицы: яд буквально сжигал легкие, и люди, обезумев от страшной боли, старались выбежать на воздух.

Американская администрация до сих пор говорит, что тогда погибло 2,5 тысячи человек, вот только плотность населения в городе тогда была такова, что, скорее всего, умерло не менее 20 тысяч. Еще 70 тысяч человек остались инвалидами. В той местности и по сей день рождаются дети со страшными уродствами. Какие техногенные аварии могут соперничать с утечками сильнодействующих ядов?

Катастрофы с выбросом радиоактивных веществ

Одна из наиболее опасных разновидностей катастроф техногенного происхождения. Радиация не только убивает живые организмы, но и провоцирует лавинообразное нарастание клеточных повреждений и мутаций: животные и люди, подвергшиеся облучению, практически наверняка остаются бесплодными, у них развиваются многочисленные раковые опухоли, а их потомство, даже если оно может появиться на свет, очень часто поражено генетическими дефектами. Первые техногенные аварии и катастрофы такого рода стали происходить в то время, когда была начата массовая эксплуатация АЭС и реакторов, производивших оружейный уран и плутоний.

Не так давно все следили за событиями в японском городке Фукусима: станция эта, судя по творящемуся там сейчас, будет отравлять Тихий океан радиоактивной водой еще многие сотни лет. Ликвидировать последствия японцы до сих пор не могут, да и вряд ли им это удастся, так как расплавленное ушло далеко в прибрежный грунт. Если описывать «радиоактивные» техногенные аварии в России и бывшем СССР, то на ум приходят сразу два случая: Чернобыль и комбинат «Маяк» в Челябинской области. И если о ЧАЭС знает едва ли не каждый, то авария на «Маяке» известна немногим. Произошло это в 1957 году.

За десять лет до этого, в 1947 году, стало окончательно понятно, что стране срочно требуется огромное количество оружейного урана-235. Для решения этого вопроса в закрытом городе Озерске было построено крупное предприятие по производству компонентов ядерного оружия. В процессе образовывалось грандиозное количество радиоактивных отходов. Они сливались в специальные «банки», расположенные в полостях, вырубленных в скальной породе. Охлаждение их производилось при помощи стального змеевика. К концу 1956 года одна из трубок прохудилась, емкости охлаждаться перестали. Через год объем активных отходов достиг и все это взорвалось…

Другой пример

Но далеко не всегда понятие техногенной аварии подразумевает взрывы, пожары и/или теракты. Идеальным примером является американский медицинский (!) препарат Therac-25, пошедший в серийное производство в 1982 году. Изначально это был триумф американских медиков: сложнейшее средство для лучевой терапии было создано исключительно посредством компьютерных расчетов! Вот только впоследствии выяснилось, что «лекарство» это исключительно радиоактивно, точных данных о количестве его жертв до сих пор нет. Учитывая, что с производства его сняли только через год, число пострадавших наверняка впечатляющее…

В обоих вышеописанных случаях причины техногенных аварий банальны - просчеты в изначальном проектировании. В момент создания «Маяка» люди практически не знали о том, что обычные материалы в условиях повышенного радиационного фона деградируют с невероятной скоростью, а американцев подвела уверенность в искусственном интеллекте и жадность глав фармакологических компаний.

Выброс биологически опасных веществ

Под этим термином чаще всего понимается попадание во внешнюю среду биологического оружия: боевые штаммы чумы, холеры, оспы и т. д. Понятно, что о подобных происшествиях власти во всем мире предпочитают не распространяться. Случались ли такие техногенные аварии в России? Сложно сказать. Но в СССР такое точно было. Случилось это в апреле 1979 года в Свердловске (Екатеринбург). Тогда сразу несколько десятков людей заболели сибирской язвой, причем штамм возбудителя был весьма необычен и не соответствовал природному.

Версий произошедшего две: случайная утечка из секретного НИИ и диверсионный акт. Вопреки мнению о «шпиономании» в среде советского руководства, вторая версия имеет право на жизнь: эксперты неоднократно отмечали, что вспышки заболевания охватывали место предполагаемого «выброса» неравномерно. Это позволяет предположить, что источников утечки было несколько. Более того, в самом «эпицентре», около злосчастного НИИ, количество заболевших было мизерным. Основная часть пострадавших жила намного дальше. И еще. Радиостанция «Голос Америки» рассказала о произошедшем еще утром 5 апреля. В это время была зафиксирована только пара случаев заболевания, причем проходили они под диагнозом «пневмония».

Внезапное обрушивание зданий

Как правило, причины техногенных аварий и катастроф этого типа - грубые нарушения на стадии проектирования и возведения зданий. Инициирующим фактором служит деятельность тяжелой техники, неблагоприятные метеорологические условия и т. д. Загрязнение окружающей среды при этом минимальное, но зачастую авария сопровождается гибелью большого количества людей.

В качестве идеального примера можно привести Это развлекательный комплекс в Москве, обрушение крыши которого произошло 14 февраля 2004 года. В здании в этот момент находилось не менее 400 человек, причем не менее 1/3 из них - дети, пришедшие с родителями в детский бассейн. Всего погибло 28 человек, восемь детей. Общее количество раненых - 51 человек, не менее 20 детей. Первоначально рассматривалась версия теракта, но все оказалось куда хуже: проектировщик максимально сэкономил на строительстве, в результате чего опорные конструкции являлись скорее декоративной, нежели реальной поддержкой крыши. Под сравнительно небольшим грузом снега она рухнула на головы отдыхающих людей.

Коллапс энергетических систем

Эти происшествия можно поделить на две категории:

  • Аварии на электростанциях, сопровождающиеся долговременным перерывом в энергоснабжении.
  • Аварии на сетях электроснабжения, в результате которых потребители опять-таки оказываются лишены подачи электричества или иных энергетических ресурсов.

К примеру, 25 мая 2005 года в городе Москва произошел такой коллапс, в результате чего без электричества остались не только несколько крупных районов мегаполиса, но и многие подмосковные районы, а также некоторые населенные пункты близ Калуги и Рязани. Несколько тысяч человек какое-то время были блокированы в поездах метрополитена, многие врачи проводили ответственные операции буквально при свете фонариков.

Что делать, если вы оказались в эпицентре техногенной катастрофы

А сейчас нами будет рассмотрена при техногенных авариях. Точнее, меры по ее сохранению. Что делать, если вы оказались не в том месте и не в то время? Прежде всего, как бы ни звучало, постарайтесь не поддаваться панике, так как в таком состоянии люди гибнут прежде всего. Овладев эмоциями, вы должны попытаться или выбраться в более-менее безопасное место, или же пробираться к аварийному выходу (при пожаре, к примеру). Следует избегать вдыхания воздуха, насыщенного пылевыми частицами, газами или дымом. С этой целью необходимо использовать ватно-марлевые повязки или же просто разорвать ненужные предметы одежды, смочить их водой и дышать через эти куски тканей. Очень важно, чтобы импровизированная повязка была сделана из натуральных материалов!

Не пытайтесь изображать из себя героя, выходя из эпицентра бедствия самостоятельно: следует скооперироваться с прочими пострадавшими и ждать подхода спасательных групп. В случае, когда аварий произошла в холодное время года, необходимо стараться сохранять энергию, собрав все доступные продукты питания и теплую одежду. Если вы находитесь на открытой местности, привлекайте внимание спасателей, зажигая сигнальные костры или пользуясь специальными ракетницами (если они есть).

Примеры того, как техногенные ЧС вмешиваются в мирный ход жизни, мы видим буквально каждый день. Катастрофы оставляют порой неизгладимые шрамы на теле нашей планеты. И если разрушительное буйство природы - эволюционный процесс, который ведет к естественным изменениям в ее структуре и к равновесию, то катастрофы, порожденные человеческой деятельностью, грубо вмешиваются в экосистему. Не стоит даже говорить о финансовых затратах, когда работы по устранению последствий на территории занимают несколько лет, самое главное - в результате катастрофы уничтожаются природные зоны, гибнут животные, умирают люди, и эти потери не восполнить ничем.

Быстрая навигация по статье

Катастрофы: маленькие и большие

Говоря о примерах ЧС природного и техногенного характера в целом, обычно выделяют несколько конкретных видов. В зависимости от количества жертв, размера территории и суммарного ущерба в случае экстренных положений биолого-социального и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в России и в мире катастрофы классифицируются по масштабу на:

  • локальные;
  • местные;
  • территориальные;
  • региональные;
  • федеральные;
  • трансграничные.

Разнообразие опасности. Характеристика и классификация техногенных ЧС

Как гласит общая статистика, среди всех видов ЧС самую большую долю занимают техногенные катастрофы - 89,5%. Что является техногенными катастрофами и авариями? Как было уже упомянуто, в этих событиях виновна деятельность человека. В результате возникновения определенного источника ЧС создается неблагоприятная обстановка на объекте или какой-либо территории и возникает угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде, наносится ущерб народному хозяйству и имуществу. Источники возникают на потенциально опасных объектах (ППО), технических системах, обладающая энергией, которая в случае высвобождения превращается в поражающий фактор.

Потенциально опасные объекты можно поделить на шесть групп:

  1. биологически опасные объекты и сложные технические системы, при возникновении аварии на которых может пострадать флора и фаун;
  2. химически опасные объекты и сложные технические системы, которые производят, хранят и перерабатывают химические вещества;
  3. радиационно-опасные объекты и сложные технические системы. В ряду техногенных ЧС аварии на подобных объектах занимают особое место: они самые обширные по площади поражения и делают территории опасными для проживания на долгие годы. Примером тому является Чернобыль;
  4. гидродинамические объекты и сложные технические системы;
  5. пожаровзрывоопасные объекты и сложные технические системы;
  6. объекты жизнеобеспечения и транспортные коммуникации. Выход из строя объекта коммунального хозяйства влечет за собой значительное ухудшение условий жизни населения, может привести к экологической катастрофе.

Аварии на объектах случаются из-за халатности персонала или неверно функционирующей системы, порой небольшой изъян в конструкции предприятия ведет к смерти сотен людей. Техногенные крупные ЧС - широкое понятие, которое включает в себя такие аварии, как:

  • связанные со всеми видами транспорта, к примеру, железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном, метро;
  • с выбросом опасных веществ;
  • гидродинамические, связанные с прорывом дамб и шлюзов;
  • взрывы и пожары;
  • аварии на коммунально-энергетических сетях;
  • ЧС на очистных сооружениях;
  • внезапное обрушение зданий.
Крупный пожар в торговом центре в Кемерово

Почему это происходит?

С конца семидесятых годов число техногенных катастроф во всем мире резко увеличилось, и Россия - не исключение. Несмотря на то, что, к примеру, в Нижегородской области в 2017 году ЧС стали происходить вдвое реже, такая тенденция сохраняется далеко не во всех регионах. Уровень риска для населения пострадать в техногенной ЧС в России за последние десятилетия стал выше, чем в развитых странах. Это обусловлено спадом развития промышленности и деградации экономики.

Среди примеров причин техногенных ЧС можно выделить:

  1. человеческий фактор;
  2. превышение нормативных сроков эксплуатации оборудования на объекте;
  3. экстремальные климатические условия;
  4. низкая квалификация персонала предприятий;
  5. неисправность электрооборудование;
  6. несоответствие объектов и территорий нормам безопасности;
  7. нарушение технологии производства;
  8. несовершенство нормативно-правовой базы.

В среднем, каждый год происходит около 150 техногенных чрезвычайных ситуаций в России, в которых погибают сотни людей. К примеру, как гласит статистическая таблица данных МЧС, в России в 2016 году в 177 происшествиях погибло 708 человек, пострадало - 3970. Стоит отметить, что около 60% россиян живут поблизости критически важных и потенциально опасных объектов. На сегодняшний день в стране существует 2,5 млн опасных объектов, состояние которых ухудшается с каждым годом. Во многих городах концентрация вредных веществ в атмосфере превышает предельно допустимую концентрацию согласно нормативам. Не отвечает нормативным требованиям качество воды большинства водных объектов. К факторам, способствующим возникновению техногенных ЧС, стоит добавить пренебрежение производственной и технологической дисциплиной и элементарное незнание техники безопасности населением. Примеров того, к чему приводят вышеперечисленные факторы, за последние годы стало все больше.

Общая техногенная ситуация в регионах Российской Федерации и примеры чрезвычайных ситуаций

Стоит помнить не только про самых известные и масштабные техногенные ЧС в истории России, таких, как Чернобыль, но и о тех, что случились совсем недавно. Рассмотрим примеры ЧС, случившихся в разных регионах Российской Федерации в последние годы.

Примеры ЧС в Москве и МО

Москва входит в число субъектов, наиболее уязвимых к ЧС техногенного характера в РФ. В частности, в Москве расположена огромная транспортная сеть, большое количество промышленных предприятий и научно исследовательских организаций, многие из которых являются опасными объектами. Можно отдельно выделить упавший уровень производственной дисциплины в Московской области, отсутствие эффективной системы защиты населения, системы локального обнаружения и оповещения.

Пожар в общежитии РУДН

24 ноября 2003 года
Погибшие: 44
Пострадавшие: 180
Причина: халатность сотрудников

Пожар разгорелся ночью в пустовавшей комнате, принадлежавшей студенткам из Нигерии. Несколько студентов пытались потушить огонь своими силами. Пожарные прибыли на место, когда фасад общежития уже был охвачен огнем. Работники вуза и студенты прыгали из окон, кто-то разбился насмерть, многие получили серьезные травмы.

Обрушение крыши аквапарка «Трансвааль»

14 февраля 2004 года
Погибшие: 28
Пострадавшие: более 100
Причина: ошибка проектирования

Вечером, в 19 часов 15 минут, стеклянный купол крыши обрушился на всю основную водную часть развлекательного комплекса, составлявшую около 5 тысяч кв. м. 95 спасателей МЧС в течение всей ночи разбирали завалы. Расследование по статье «Причинение смерти по неосторожности» длилось 20 месяцев, в результате были выявлены грубые просчеты в проектировании конструкции аквапарка.

Обрушение кровли Басманного рынка

23 февраля 2006 года
Погибшие: 68
Пострадавшие: 39
Причина: неправильная эксплуатация

Внутренний круговой балкон оказался перегружен товаром, из-за чего оборвался один из тросов-вантов крыши. На всем протяжении существования рынка здание эксплуатировалось неверно: антресоли были спроектированы для лоточной торговли.

Пример ЧС в Санкт-Петербурге

Петербург - второй по величине город в РФ и имеет те же самые негативные техногенные факторы, что имеются и в Московской области. В СПб расположены порядка 15 радиационно-опасных объектов, таких, как Ленинградская атомная электростанция, Российский научный центр «Прикладная химия» и Радиевый институт имени В. Г. Хлопина. Тем не менее, за последние 5 лет и ранее не было отмечено примеров масштабных ЧС, что говорит об эффективности мониторинга чрезвычайных ситуаций и происшествий.

Авария на Балтийском вокзале

11 ноября 2002 года
Погибшие: 4
Пострадавшие: 9
Причина: некачественный ремонт, нарушение правил безопасности сотрудниками

Электропоезд без управления неожиданно пришел в движение и вылетел под шатровую часть вокзала на скорости 41 км/ч. Два первых вагона протащило несколько метров по перрону прямо на людей.

Примеры ЧС в Пермском крае

На территории Пермского края находятся несколько химически опасных объектов, как и в Новосибирской области, но стоит отметить снижение их количества вследствие изменения технологических процессов на предприятиях и перехода на неопасные технологии, что поспособствовало снижению риска ЧС техногенного характера в Пермском крае. Однако, в 2017 году было обнаружено радиационное пятно в центре Перми, уровень радиации превысил норму в 100 раз.

Выброс хлора в Березняки

Утечка на химическом комбинате «Сода-хлорат», когда на колонне синтеза соляной кислоты замерз клапан водорода. Вскоре удалось локализовать выброс и исключить опасность для жителей города. Предприятие не было оборудовано системой контроля утечек газа и системой оповещения о ЧС: типичный пример пренебрежения к ТБ на многих частных промышленных сооружениях.

Пожар в клубе «Хромая лошадь» в Перми

5 декабря 2009 года
Погибшие: 156
Пострадавшие: 78
Причина: неправильное использование пиротехники

Пожар начался во время пиротехнического шоу в честь празднования восьмилетия клуба. Искры попали на невысокий потолок, украшенный ивовыми прутьями и холстом. Быстрому возгоранию поспособствовал метровый слой пенопласта и поролона, пластиковая отделка стен. В клубе мгновенно началась давка, эвакуация осложнялась узким дверным проемом и обилием мебели в тесном помещении.

Пример ЧС в Ярославской области

В Ярославской области в течение последних лет устойчиво снижается число чрезвычайных происшествий. Однако масштабы последствий неуклонно растут вверх. Специалисты делают неутешительные прогнозы в отношении дорожно-транспортной ситуации. Тем не менее, в Ярославле проводится серьезная работа, связанная с предупреждением и ликвидацией ЧС.

Пожар в промзоне Ярославля

На территории склада промышленной зоны загорелись бочки с горюче-смазочными материалами по вине местного жителя, который решил поджечь мусор неподалеку. Едкий черный дым распространился по городу, раздались взрывы. В результате ЧС сгорело три здания, пострадал один человек.

Пример ЧС в Саратовской области

В Саратове расположено более 50 потенциально опасных объектов, вблизи которых живут порядка 30% жителей. Тем не менее, аварии на радиационных, пожаровзрывоопасных объектах, системах жилищно-коммунальных хозяйствах происходят редко. Среди основных примеров чрезвычайных ситуаций в Саратове - пожары в зданиях жилого, социально-культурного назначения и на промышленных предприятиях, а также транспортные аварии в городе и пригороде.

Пожар на нефтепроводе в селе Красноармейское

В результате разгерметизации магистрального нефтепровода «Транснефти» вспыхнул пожар. Площадь возгорания нефти составила 7500 кв. м. Жители были эвакуированы, никто не пострадал. Не произошло загрязнение реки Волга. Чрезвычайные ситуации техногенного характера в Саратовской области также часто происходят по вине предприятия «Тольяттиазот», примеры тому регулярно освещаются в местной прессе.

Пример ЧС в Челябинской области

Входит в список самых уязвимых к техногенным авариям субъектов РФ. Как пример, в 2017 году в Челябинской области было обнаружено тысячекратное превышение уровня рутения-106.

Утечка брома в Челябинске

На железнодорожном вокзале от столкновения вагонов при роспуске состава поезда разбились стеклянные тары с жидким бромом. Затем произошли нагрев и возгорание деревянных ящиков, в которых перевозились емкости, что повлекло за собой кипение брома в других тарах. Вскоре буро-коричневое облако брома накрыло Ленинский район и Копейск, также территориально находящийся в Челябинской области.

Пример ЧС в Новосибирской области

В НСО находятся 154 потенциально опасных объекта экономики. Облако химического заражения в ходе чс техногенного характера в Новосибирской области может достичь до 20 км, и в его зоне окажутся около 75 тысяч человек. Наибольшую угрозу представляют собой 1148 тонн аммиака и 180 тонн хлора. Пожаровзрывоопасные и железнодорожные объекты — также источники опасности техногенного характера, присущие НСО.

Утечка аммиака по вине «Тольяттиазота» в городе Новосибирск

Около 13 тонн аммиака пролилось на землю в результате утечки во время транспортировки груза в Новосибирской области. Несмотря на то, что далось избежать ущерба жизни и здоровью местных жителей, был нанесен значительный ущерб экологии: со временем вещество проникнет глубоко в грунт и загрязнит источники питьевой воды в Новосибирске. «ТоАз» неоднократно был замечен в грубом нарушении природоохранного законодательства.

Пример ЧС в Алтайском крае

На Алтае успешно сформирована эффективная система противодействия кризисным ситуациям и борьбы с техногенными угрозами, поэтому крупные ЧС в Алтайском крае происходят лишь эпизодически. Тем не менее, в связи с погодными условиями нередки дорожно-транспортные происшествия, а по причине износа оборудования сохраняется риск чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ.

Авария на линии электропередачи в Барнаул

В результате аварии на объекте произошло отключение электроэнергии в нескольких районах города. 109 тысяч человек остались без света, а также 48 детских садов, 32 школы и 6 больниц. Подобные примеры коммунальных сбоев в Алтайском крае можно увидеть достаточно часто из-за особенностей климата.

Пример ЧС в ХМАО

Ханты-Мансийскому автономному округу свойственна опасная техногенная обстановка, в частности, из-за неблагоприятных климатических условий: к примеру, экстремально низкие температуры до -50, шквалистый ветер, лесные пожары и др. Выходит из строя транспорт, задерживаются авиарейсы из-за погодных условий. В ХМАО находятся 28 химически опасных объектов, в случае разрушения которых может произойти заражение масштабом 1847 кв. м. Также 15 производственных объектов, применяющих взрывчатые и горючие вещества, работают без лицензии. Этому региону свойственны частые ЧС природного и техногенного характера.

Утечка 170 тонн нефтепродуктов на предприятии «Роснефти»

На территории нефтебазы ООО «Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение» был обнаружен пропуск нефтепродуктов. Жидкость находилась в пределах обвалования резервуара, проблема на объекте вскоре устранили, и, по словам сотрудника управления, угроза окружающей среде отсутствовала. Несмотря на это, ущерб, нанесенный почвам, был оценен в 50 миллионов рублей.

Как это было. Примеры крупнейших трагедий

Наиболее известные крупнейшие техногенные чрезвычайные ситуации и аварии в России за последние несколько десятилетий:

1. Катастрофа на Байконуре 24 октября 1960 года

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 взорвалась в результате несанкционированного запуска двигателя. В пожаре погибли 74 человека.

2. Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года

В результате испытаний новой системы аварийного энергоснабжения на предприятии произошел взрыв реактора, породивший выброс в атмосферу множества радиоактивных веществ. Вокруг АЭС была создана 30-километровая зона отчуждения;

3. Трагедия «Курска» 12 августа 2000 года

Атомная подводная лодка затонула в Баренцевом море во время военно-морских учений из-за взрыва в торпедном аппарате. Погибли все 118 членов экипажа;

4. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года

Гидроагрегат №2 не выдержал гидродинамических нагрузок, в машинный зал хлынула вода. В результате все десять гидроагрегатов вышли из строя, погибли 75 человек.

5. Гибель самолета Ту-154 под Иркутском 4 июля 2001 года

При заходе на посадку самолет неожиданно развернуло на 180 градусов, после чего рухнул на поле и сгорел. Погибли все 145 человек, находившиеся на борту.

6. Взрывы на шахте «Распадская» 8-9 мая 2010 года

Пример крупнейшей в мире трагедия на угольной шахте. Взрывами были разрушены наземные строения шахты и почти все выработки. Погиб 91 человек.

7. Гибель теплохода «Булгария» на Волге 10 июля 2011 года

Из-за перегруза судна и открытых иллюминаторов, в которые залилась вода при повороте, возник крен и теплоход затонул. Погибло 122 человека.

Путь к безопасности. Что нужно делать?

Регионы не могут устойчиво развиваться при существующем уровне риска: прямые потери за последние годы дошли до 10% ВВП. Необходимо восстановить разрушенную систему управления промышленной безопасностью, перейти на новые безопасные технологии, налаживать систему оповещения и обеспечения безопасности населения. К примеру, в Нижегородской области уже обсуждается проект создания убежищ в новостройках, а в 2017 году состоялись испытания Системы-112 единого номера вызова служб экстренного реагирования в случае любого происшествия или ЧС техногенного характера в Ростовской области.

Комплекс мер по предотвращению техногенных ЧС включает в себя своевременную замену устаревшего оборудования, размещение самих техногенных зон на безопасном удалении от жилых районов, обеспечение пожарной безопасности, медицинскую и радиационную защиту и другие превентивные мероприятия. И чем больше усилий будет приложено к организации таких мероприятий, тем меньше техногенных катастроф ждет нас в будущем.

Стоит также ужесточить требования к технологической и производственной дисциплине на объектах, ведь зачастую причиной инцидентов является человеческий фактор. Об этом же говорится и в вышеперечисленных примерах катастроф. От знаний и умений правильно оценивать обстановку, действовать, предотвращать чрезвычайные ситуации в нужный момент может зависеть не одна человеческая жизнь. И об этом следует помнить всегда.

Чрезвычайные ситуации техногенное характера – это те ЧС, возникновение и протекание которых непосредственно связано с производственной и хозяйственной деятельностью человека . Сюда относятся аварии на заводах и фабриках, взрывы на шахтах, атомных и тепловых электростанциях, кораблях и подводных лодках, чрезвычайные ситуации на сельскохозяйственных предприятиях, и так далее. ЧС подобного типа разделяются по своим масштабам.

Делятся ЧС техногенного характера на:

А) Транспортные аварии и катастрофы. Примером могут служить катастрофы поездов, судов, автомобилей и самолетов.

Б) Радиационно опасные аварии (например, авария на АЭС)

В) Аварии, опасные химическими выбросами.

Г) Пожары и взрывы.

Д) Обрушение зданий и конструкций)

Е) прочие техногенные ЧС.

Как и природные аварии и катастрофы, ЧС техногенного характера опасны для здоровья и жизни человека: массовой гибелью людей, массовыми отравлениями (доменным газом аммиаком и т.д.), радиационным поражением и так далее.

Последствия и примеры техногенных ЧС

Примером ЧС техногенного характера стала авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году, в ночь на 26 апреля. Тогда половодье подтопило соседнюю ТЭС, и чернобыльцы взяли на себя слишком большую нагрузку, чтобы не оставить без света и электричества Киев. Вместе с этим они проводили испытания на АЭС, и мощности станции не выдержали такого напряжения. Взрыв на АЭС привел к радиоактивному заражению обширных территорий и созданию 30-километровой «зоны отчуждения», откуда эвакуированы люди. Хотя при самом взрыве на электростанции погибло всего два человека, от последствий облучения позже пострадали и умерли десятки и сотни тысяч людей. Например, практически все пожарные двух подразделений, тушившие в ту ночь радиоактивный энергоблок, умерли от лучевой болезни в московской клинике – уже в мае 1986 года…

Пример техногенной чрезвычайной ситуации в России – это авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, самой крупной и мощной российской ГЭС. Тогда погибло 75 работников станции, произошел прорыв водных масс в рабочее помещение ГЭС, затопило машинный зал. Это была самая крупная авария на ГЭС в России за всю историю гидроэлектротехники в стране.

Пример ЧС техногенного характера за рубежом – массовое отравление ядовитыми выбросами химического завода в индийском городе Бхопал в 1982 году. Завод Юнион Карбид производил пестициды, и утечка ядовитого газа произошла ночью, когда жители Бхопала спали. Погибло три тысячи человек, но еще долгое время люди умирали от последствий отравления.

Столкнувшись с ЧС техногенного характера, всегда строго следуйте инструкции обращения с производством. Чтобы избежать ЧС техногенного характера, потенциально опасным предприятиям присвоен соответствующий гриф опасности и соблюдаются соответствующие уровню опасности меры предосторожности.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: