Масштабные аварии в промышленности энергетике на транспорте. Промышленные аварии, катастрофы, чс. Санитарно-гигиенические причины аварии

В сфере промышленности возникновение аварийных ситуаций - не редкость. Время от времени из строя выходят промышленные системы, происходят нарушения в работе оборудования или несчастные случаи, которые влекут за собой серьезные последствия. Поэтому проблеме промышленных аварий уделяется так много внимания и поэтому нужно знать, какие они бывают и к каким последствиям могут привести.

Итак, промышленная авария – это непредвиденная ситуация, случившаяся на промышленном предприятии, промышленной установке или даже в технической системе промышленного объекта. При этом авария имеет не слишком масштабное распространение, но если она крупная, то может перерасти в катастрофу, где уже возможны значительные разрушения, нанесение серьезного вреда здоровью людей и даже человеческие жертвы.

Следует отметить, что аварийные происшествия постоянно происходили, происходят и будут происходить в тех отраслях промышленности, которые наиболее электровооружены, и это в первую очередь связано с особенностями работы этих промышленных отраслей.

Классификация аварий

Промышленные аварии классифицируются согласно государственным стандартам. Они бывают двух видов: проектные и запроектные.

Первый вид – это аварии, предусмотренные проектной документацией. Для них определены исходные и конечные состояния, разработаны системы безопасности и учтены возможные последствия. В этом случае проектировщиками разработаны не только возможные условия возникновения, но и схема проведения ремонтно-восстановительных работ.

Аварии запроектные – такие, которые не были предусмотрены и учтены проектной документацией, случились из-за неправильных решений и действий работников промышленного предприятия и привели к тяжелым последствиям.

Кроме указанно классификации, аварийные происшествия бывают разных видов, в зависимости от типа угрозы. Это аварии:

На транспорте с возникновением пожаров или выбросом биологических, химических и радиационных веществ;
- на электроэнергетических предприятиях (электростанциях, канализационных системах, очистных сооружениях и т.д.);
- в любом месте, но с выбросом биологических, радиационных, химических веществ.

Также авариями считаются внезапные обрушения жилых и нежилых зданий, приведшие к большим материальным потерям и унесшие человеческие жизни.

Чрезвычайные ситуации и их виды

В результате произошедшей аварии на ограниченной территории возникает неблагоприятная обстановка - чрезвычайная ситуация. Чтобы этого не допустить или снизить риск распространения, за предприятиями с высоким уровнем аварийности ведется тщательный государственным контроль.

Чрезвычайные ситуации, к которым привели промышленные аварии и катастрофы, также имеют свою классификацию, которая определяется масштабом распространения последствий.

Они бывают:

  • - локальными (на конкретном рабочем участке, отрезке дороги или в отдельно взятом помещении). К ним относятся ситуации, при которых пострадали менее 10 человек и нарушена жизнедеятельность не более ста человек.
  • - местными (последствия от которых не распространяются дальше определенного города, области или края). Чрезвычайные ситуации считаются местными, если они привели к гибели или травмированию более 10, но менее 50 человек, при этом нарушена жизнедеятельность более сотни, но менее трех сотен человек. Материальный ущерб может составлять до 5 тыс. минимальных зарплат.
  • - региональными считаются ЧС, затронувшие несколько областей;
  • - национальными называют те, что захватывают всю страну;
  • - и, наконец, глобальными или трансграничными считаются чрезвычайные ситуации, выходящие за пределы страны или произошедшие за границей, последствия которых коснулись страны.
Таким образом, промышленные аварии являются серьезной проблемой и наносят порой непоправимый вред окружающей среде и человечеству.

В мире масштабное отключение электроэнергии происходит, как правило, в результате стихийных бедствий или аварий у энергопроизводителей. Вот самые известные случаи за последние несколько лет.

15 ноября в результате аварии на электроподстанции произошло . Во многих районах города не работали светофоры, на некоторое время останавливалось движение метро, не ходили пригородные поезда и трамваи. СМИ сообщали о серьезных перебоях в работе мобильной и стационарной телефонной связи. Были обесточены несколько больниц, но их удалось перевести на резервные источники электропитания. Без света остался не только Мюнхен, но и город Моосбург, расположенный в 50 километрах к северо‑востоку.
Энергоавария затронула около полумиллиона человек и стала самой масштабной в городе за последние 20 лет.

В ночь на 30 июня шторм, обрушившийся на атлантическое побережье США, . Было нарушено электроснабжение объектов инфраструктуры, в том числе дорожных светофоров и указателей. Стихия затронула штаты Западная Виргиния, Виргиния, Мэриленд, а также столицу Вашингтон.

26 января в Краснодарском крае (Россия) ураганный ветер, скорость которого достигала 40 метров в секунду, Анапы и Новороссийска.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ТЕМА: 8.1. Промышленные аварии и катастрофы, их причины и возможные последствия. Потенциально опасные объекты. Классификация ЧС техногенного характера в зависимости от причин их возникновения. 1. Общие понятия чрезвычайной ситуации техногенного характера, аварии и катастрофы. 2. Причины и возможные последствия промышленных аварий и катастроф. 3. Классификация аварий и катастроф в зависимости от причин их возникновения, их краткая характеристика. Потенциально опасные объекты.

3 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятель-ности людей (Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 г.)

4 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

5 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Производственная или транспортная катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

6 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы В результате ЧС ежегодно в мире погибает около 3-х миллионов человек. Материальные потери от ЧС составляют от 50 до 100 миллиардов долларов в год. В мире установилась устойчивая тенденция роста числа пострадавших от ЧС природного и техногенного характера на 8,6% и материальных потерь на 10,4% в год. В России число погибших в результате ЧС природного и техногенного характера каждый год увеличивается в среднем на 4%, а материальный ущерб на 10%.

7 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы В Башкирии 3 июля 1989 г. в 23ч.10мин. на продукто- проводе, по которому подавалась смесь из пропана, метана и бензина, произошел взрыв. Пламя мгновенно охватило огромную территорию. В огненном котле оказались два встречных пассажирских поезда - N211 (Новосибирск-Адлер) и N212 (Адлер-Новосибирск), в которых находи-лись 1284 пассажира (из них 383 ребенка). В результате более 700 человек погибло.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Причинами возникновения ЧС техногенного характера являются: - усложнение технологических процессов, применение новых химически активных материалов, ядовитых веществ; - энергонасыщенность современного производства, применение высокого электрического напряжения, сосудов с агрессивными газами и жидкостями, находящимися под высоким давлением; - длительные сроки эксплуатации промышленного оборудования, его износ и старение; - увеличение интенсивности эксплуатации оборудования, пренебре-жение правилами и сроками технического обслуживания и ремонта; - рост количества нарушений правил эксплуатации из-за несоответ-ствия квалификации обслуживающего персонала сложности используемой техники и оборудования; - пренебрежение правилами охраны труда и техники безопасности из-за личной недисциплинированности и т.п.

10 слайд

Описание слайда:

Чрезвычайные ситуации техногенного характера Классификация аварий и катастроф в зависимости от причин их возникновения Транспортные аварии (катастрофы) Пожары, взрывы, угроза взрывов Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ) Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ Внезапное обрушение зданий, сооружений Аварии на электроэнергетических системах Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения Аварии на очистных сооружениях Гидродинамические аварии

11 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Аварии на транспорте Происходящие в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах Случающиеся во время движения. Для второго вида аварии характерны удаленность ЧС от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формировании и большая численность пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Пожары и взрывы - самые распространенные ЧС. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах - промышленных предприятиях, использующих в производственных процессах взрывчатые и легковозгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов. 16.03.2004 г. Архангельск Заправка в г. Воронеже. 21.11.2012

14 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопрово- ждающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Причины пожаров на промышленных объектах: Нарушение противопожарного режима или неосторожное обращение с огнём. Нарушение пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Взрыв - процесс быстрого неуправляемого физического или химического превращения системы, сопровождающийся переходом её потенциальной энергии в механическую работу. В производственных условиях возможны следующие основные виды взрывов: свободный воздушный, наземный, взрыв в непосредственной близости от объекта, а также взрыв внутри объекта (производственного сооружения).

17 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы 4 июня 1988 года в 9 часов 32 минуты при подходе к станции «Арзамас-1» Горьковской железной дороги грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, произошел взрыв трех вагонов с 118 тоннами промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий юга страны. Трагедия унесла жизни 91 человек, в том числе 17 детей. Ранения получили около 800 человек. Пострадало 1500 человек, 823 из них остались без крова. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, железнодорожный вокзал (был разрушен частично), станционные постройки, близлежащие жилые дома. Вышли из строя электропод-станции, высоковольтная линия, распределительные сети, система водоснабжения. В пораженной зоне оказалось 160 промышленно-хозяйственных объектов. Разрушения различной степени получили две больницы, 49 детских садов, 69 магазинов, девять объектов культуры, 12 предприятий, пять складов и баз, 14 школ. Взрыв разрушил и повредил 954 жилых дома, из которых 180 не подлежали восстановлению.

18 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ) - это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки. В результате аварии 3 декабря 1984 года на химическом заводе в г. Бхопал (Индия) погибло 18 тыс. человек.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Радиационная авария - происшествие, приведшее к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений за предусмотренные проектом пределы (границы) в количествах, превышающих установленные нормы безопасности. Радиационные аварии подразделяются на три типа: Локальная – нарушение в работе РОО, при котором не произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений за предусмо- тренные границы оборудования, технологических систем, зданий и сооружений в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации предприятия значения; Местная – нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радио- активных продуктов в пределах санитарно-защитной зоны и в количествах, превышающих установленные нормы для данного предприятия; Общая – нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радио- активных продуктов за границу санитарно-защитной зоны и в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения выше установленных норм.

21 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ) возникают на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др. Землетрясение и удар цунами 11 марта 2011 года вывели из строя внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы на АЭС Фукусима в Японии, что явилось причиной неработоспособности всех систем нормального и аварийного охлаждения и привело к расплавлению активной зоны реакторов на энергоблоках 1, 2 и 3 в первые дни развития аварии. Радиоактивные вещества вследствие аварии попали в море и атмосферу.

22 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы В результате аварии на заводе «Маяк» 29 сентября 1957г. в окружающую среду было выброшено дозу радиации в 20 млн Кюри (для сравнения: чернобыльский выброс составил 380 млн Кюри). В результате катастрофы облучению подверглись 272 000 человек в 217 населенных пунктах.

23 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их из исследовательских учреждений и производств, осуществляющих разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств.

24 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Биологически опасные вещества (БОВ) - вещества, способные вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные микробы и бактерии - возбудители различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной оспы, сибирской язвы и т.д.

25 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железно­дорожными составами или большегрузными авто-мобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т.д. Северодвинск Трансвааль Парк

26 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Аварии на электроэнергетических системах и комму-нальных системах жизнеобеспечения редко приводят к гибели людей. Однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения (особенно в холодное время года), могут стать причиной серьезных нарушений и даже приостановки работы объектов промышленности и сельского хозяйства.

27 слайд

Химическая опасность

В России функционирует более 3000 организаций располагающих запасами АХОВ. Из числа этих организаций более 50 % имеют запасы аммиака, 3,5 %- хлора. Свыше 70% организаций химической промышленности сосредоточено вблизи крупных городских округов, а суммарная площадь возможных зон химического заражения составляет около 300 тыс. квадратных километров. К числу наиболее опасных в химическом отношении регионов России относятся: Северо-западный, Центральный, Приволжский, Северо – Кавказский и Уральский.

Отличительной особенностью аварий, катастроф на химически опасных объектах с выбросом в атмосферу АХОВ является то, что при высоких концентрациях этих веществ поражение людей происходит за короткое время.

АХОВ в обычных условиях представляют собой газообразные и жидкие вещества. Наиболее распространены хлор, аммиак, серная и синильная кислоты, бензол, хлорпикрин, фосген и др.

Имеющиеся в Вооруженных Силах РФ центральные базы хранения вооружения средств радиационной, химической и биологической защиты, объекты хранения ракетного топлива представляют определенную опасность для войск и гражданского населения, так как более 50% таких объектов дислоцированы в черте населенных пунктов. В результате ЧС на химически опасных объектах ВС РФ возможен выброс опасных веществ в окружающую среду, а зоны возможного заражения могут распространяться за пределы закрытых военных объектов.

При авариях на объектах ВС РФ, хранящих ракетное топливо, зона заражения почвы, воздуха, воды может составить от 15 до 30 км.

При авариях на биологически опасных объектах ВС РФ глубина следа может составить до 2 - 3 км., площадь до 2 – 3 км 2 .

В газовой промышленности опасными являются объекты, осуществляющие хранение, переработку газа, держащего сероводород (H 2 S)и стабильного газового конденсата, содержащего сернистый ангидрид(SO 2).

В отраслях ТЭК в настоящее время общее число производственных объектов достигло более 1 млн. 355 тыс. Из них в электроэнергетике – 385 тыс., в нефтегазодобывающих отраслях – около 324 тыс., в нефтепереработке около 44 тыс., на магистральном трубопроводном транспорте более 6 тыс., а также 230 тыс. км. промысловых нефте – и газопроводов.

В электроэнергетике количество оборудования, отработавшего свой ресурс, приближается к 60-65%. Доля отработавшего ресурс оборудования в нефтяной промышленности достигла 80%, как и внутри промысловых трубопроводов. В газовой промышленности степень износа оборудования составляет 70%, угольной промышленности – более 60%. По данным Минэнерго России 65% (по протяженности) магистральных нефтепроводов эксплуатируется свыше 20 лет, 47% магистральных газопровод в эксплуатации от 15 до 30 лет, 15% более 30 лет при нормативном сроке службы 33 года.



Риск возникновения чрезвычайных ситуаций возрастает в связи с угрозой террористических актов на объектах ТЭК.

Растет доля аварийных ситуаций по причине механического повреждения газопроводов из-за многочисленных случаев несанкционированного проведения различными организациями земляных работ в охраняемых зонах газопроводов, проведения строительства и иного освоения территории с грубыми нарушениями необходимых безопасных расстояний от оси газопроводов, установленных СН и П 02.05.06-85 для магистральных газопроводов.

Особенно тревожное положение сложилось на магистральных газопроводах, проходящих на территории Самарской, Московской, Ростовской, Тульской, Калужской, Владимирской, Воронежской и Оренбургской областей, в опасной зоне которых находится более 75% всех незаконно построенных сооружений.

Серьезное беспокойство продолжают вызывать угольные шахты, где не уменьшаются число взрывов метана, угольной пыли, а пожары в подземных выработках являются наиболее тяжелыми по своим последствиям.

Из всех источников опасности на транспорте наибольшую угрозу для населения представляют ДТП. В России среднегодовое число транспортных происшествий превышает 150 тыс., а число жертв колеблется в пределах 20-40 тыс. человек.

Абсолютное большинство всех происшествий происходит из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. Остается высоким удельный вес происшествий, при которых причиной являются неудовлетворительные дорожные условия.

Следует отметить, что транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, АХОВ, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Учитывая постоянно возрастающее число автотранспортных средств и стабильно сложную ситуацию на дорогах, снижение аварийности в ближайшей перспективе маловероятно.

Несмотря на то, что железнодорожный транспорт значительно безопаснее, чем автомобильный и авиационный, аварийность на нем достаточно высока. Определяющим фактором, влияющим на безопасность железнодорожного движения являются неисправности пути, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов подвижного состава, терроризм.

Производственная авария - это внеплановая остановка или нарушение производственного процесса на предприятии, что приводит к материальному ущербу и гибели людей. Опасное техногенное происшествие может стать причиной разрушения зданий, выхода из строя оборудования и транспортных средств, нанесения вреда природной окружающей среде.

Катастрофа - это производственная авария крупных масштабов, имеющая большое количество человеческих жертв.

Причины аварий на производстве

Объект народного хозяйства или другого назначения, при аварии на котором возможна гибель людей, животных и растений, имеется угроза здоровью или материального ущерба и окружающей природной среде, является потенциально опасным производственным объектом.

Причинами производственных аварий и катастроф могут стать:

  • нарушение технологии производства;
  • нарушение правил эксплуатации машин, инструментов, сооружений и техники безопасности;
  • дефекты строительства сооружений и монтажа технических средств;
  • нарушение регламента ремонтных работ;
  • неправильная организация производственного процесса;
  • стихийные бедствия.

Последствиями производственных аварий являются взрывы, пожары, разрушения жилых и производственных объектов, выход из строя техники и оборудования. Нередко в результате аварий на производстве происходит масштабное загрязнение атмосферы, выброс агрессивных жидкостей и нефтепродуктов.

и опасности

Аварии с угрозой выброса биологически активных веществ - происшествия с относительно редкой вероятностью, обусловленные необходимостью хранения информации в секрете, а также своевременностью оказания мер по предупреждению таких ЧС. Возможны в процессе использования веществ на предприятиях или во время транспортировки, опасны тяжестью возможных последствий для населения.

Разрушение зданий и сооружений - происшествия, спровоцированные косвенными факторами: превышение допустимого количества людей на ограниченных площадях, сильные вибрации проходящего транспорта, чрезмерное давление на верхние этажи здания. Разновидности обрушений: транспортных коммуникаций, производственных строений, зданий жилого и социально-бытового назначения.

Аварии на электроэнергетических и коммунальных системах - приводят к осложнениям жизнедеятельности населения, сбоям в промышленной деятельности, сельском хозяйстве.

Аварии на промышленных очистных сооружениях - влекут за собой не только отрицательные последствия для обслуживающего персонала, но и ведут к массовым выбросам вредных веществ в окружающее пространство (автономные электростанции и электросети с длительным перерывом электроснабжения, повреждение транспортных и электроконтактных сетей).

Гидродинамические - это производственные аварии, происходящие в результате разрушения гидротехнических сооружений. В качестве последствий возможны затопления, разрушения строений, гибель людей, нарушение судоходства, уничтожение материальных ценностей. Наибольшее количество производственных аварий и катастроф происходит на взрывоопасных объектах и гидротехнических сооружениях, являющихся потенциально опасными. К производственным авариям относятся произошедшие по причине выброса вредных газов и загрязняющих веществ, выхода сточных вод на гидротехнических сооружениях.

Причины аварий техногенного характера

Аварии техногенного характера происходят вследствие причин:


Опасность существенно повышается при наличии паники, распространении провокационной информации, неисполнительности перед уполномоченными лицами.

Технические причины аварии

К ним относят не зависящие от организации труда факторы:

  • изъяны технологических процессов и инструментов; недостатки конструкции;
  • недостаточность механизации работ;
  • несовершенство ограждений;
  • низкое качество предохранительных устройств, средств сигнализации;
  • низкая степень прочности материалов;
  • небезопасные характеристики материалов и образуемых реакций в ходе производства.

Организационные причины аварии

Имеют отношение к организации труда:

  • недостатки обслуживания территории, включая проходы и проезды;
  • некорректное расположение оборудования;
  • плохая организация рабочих мест;
  • нарушение правил эксплуатации инструмента, оборудования, транспортных средств;
  • нарушение норм транспортировки, складирования, хранения;
  • нарушение норм планового ремонта;
  • недостатки в обучении рабочих безопасности;
  • неправильно организованные групповые работы;
  • низкая степень технадзора при опасных процессах труда;
  • использование механизмов не по назначению;
  • отсутствие ограждений и их неисправность;
  • отсутствие средств защиты;
  • уклонение от соблюдения норм труда (сверхурочные рабочие смены, превышение нагрузки).

Санитарно-гигиенические причины аварии

Причины аварий из-за нарушения санитарных норм:

  • высокое содержание токсичных испарений;
  • недостаточность освещения;
  • уровень шума, ультразвука выше допустимого;
  • неблагоприятные ;
  • сильные радиоактивные излучения выше допустимых;
  • пренебрежение средствами индивидуальной защиты;
  • нарушение гигиенических норм.

Личные причины аварий

Несоблюдение внутреннего распорядка труда, нарушение правил производственной техники безопасности, заболевание и прочие причины способны привести к аварии на производственном объекте.

К психофизическим причинам следует отнести:

  • перенапряжение физического и нервно-психического характера и ошибки в связи со стрессом, монотонностью труда;
  • несоответствие психофизиологических характеристик и навыков характеру выполняемой работы, возможности восприятия и переработки информации;
  • несоответствие антропометрических данных (рост, вес);
  • профессиональные заболевания вследствие воздействия вредных производственных факторов.

Расследование аварий

Цель технического расследования аварии - установление условий и причин аварии, разработка мер по устранению последствий и мероприятий для предупреждения повторных аварий на объекте и прочих потенциально опасных предприятиях.

Расследование аварий на опасных производственных объектах осуществляется по ТК РФ (30.12.2001 №197-ФЗ) и сопровождается следующими действиями:

  • информированием об аварии и несчастном случае в срочном порядке Службы, осуществляющей контроль над объектом, органа местного управления, страховой компании, профсоюзного сообщества, госинспекции труда по субъекту РФ;
  • принятием мер защиты жизни и здоровья рабочих, окружающей среды, собственности третьих лиц от аварийных последствий;
  • содействием сохранению обстановки на месте происшествия до момента расследования, исключением являются случаи, когда необходима ликвидация последствий и оказание медицинской помощи.

  • занесение информации на фото, видео- и аудионосители, оформляется комиссия по созданию указанных материалов;
  • мероприятия по устранению разрушительных последствий на объекте;
  • проведение технического анализа причин бедствия, принятие мер по ликвидации и профилактике аварийных причин;
  • содействие комиссии по расследованию инцидента на предприятии.

Действия комиссии

В процессе расследования члены комиссии осуществляют ряд действий, необходимых для установления причин производственной аварии:

  • осмотр, создание фото-, аудио- видеоинформации, схем и места аварии;
  • оформление протокола по анализу происшествия;
  • ведётся расследование при взаимодействии с органами спасительных служб;
  • составление документальных подтверждений с помощью опроса свидетелей и объяснительных от должностных лиц;
  • анализ обстоятельств, приведших к страшной аварии или инциденту, установление перечня причин;
  • анализ характера нарушений технологий, условий эксплуатации объекта;
  • осуществление проверки производственного контроля;
  • анализ нормы соблюдения условий промбезопасности энергетических объектов и гидросооружений;
  • анализ соответствия объекта и технологий проектной документации;
  • сравнение правомерности проектных решений с их изменениями и выполнением;
  • выявление несоответствий в области применения оборудования;
  • выявление неисправностей средств защиты персонала;
  • анализ квалификации персонала;
  • проверка договора страхования относительно причинения вреда во время работы на объекте;
  • проверка качества технической документации по эксплуатации оборудования;
  • установка причин аварии техногенного характера и восстановление деталей её развития на основании опроса свидетелей, анализа документации, заключения экспертов, результатов следственного эксперимента;
  • определение отклонений от норм промышленной безопасности и анализ поведения лиц, ответственных за ошибки;
  • проверка исполнения обязанностей службой производственного контроля;
  • разработка методов по устранению предпосылок аварии и её повторного возникновения;
  • предварительное определение размера ущерба с учётом прямых потерь, социально-экономических убытков, ущерб из-за неправильно использованного потенциала объекта, вред, нанесённый окружающей среде.

Неотъемлемый документ для подготовки к техническому расследованию причин производственной аварии - это расчет экономического ущерба, подписанный руководством структурного подразделения.

По результатам расследования руководитель структурного подразделения оформляет приказ по устранению предпосылок и последствий аварии, внедрению мер по стабилизации производства и привлечению к ответственности лиц, совершивших нарушения законодательных, нормативных требований РФ.

Материалы технического расследования

Перечень материалов относительно причин аварии назначает председатель комиссии с учётом характера аварии.

Документация относительно причин происшествия на объекте включает:

  • приказ о создании комиссии расследования технических причин аварии;
  • акт расследования;
  • протокол исследования места аварии с фото- и видеоматериалами;
  • отчёт председателя комиссии о заключении экспертов при необходимости;
  • исследования экспертов о деталях аварии с предоставлением расчетов, графических приложений, прочего;
  • докладные от служб горноспасательных частей, газоспасательных, военизированных частей о процессе ликвидации аварии;
  • протоколы опроса сотрудников, причастных к аварии, должностных лиц, обеспечивающих безопасность;
  • заверенные копии документации по обучению персонала, выдержки из журналов инструктажа по трудовой охране;
  • справки о финансовом, экономическом, экологическом ущербе;
  • акт о производственном инциденте по установленному образцу;
  • копия договора страхования риска за получение вреда на производстве;
  • факты о нарушениях норм по промышленной, энергетической безопасности в документации с перечислением пунктов;
  • данные о несвоевременном информировании соответствующих организаций об аварии.

Учёт документации

Комиссия по техническому расследованию причин аварии рассматривает оригиналы документов, дополнительно - копии и выписки с них, заверенные уполномоченными лицами на объекте. Документы должны быть корректно оформленными, не иметь исправлений, подчисток, дополнений.

Результат определения причин аварийного происшествия заносят в акт расследования, который хранится до двух лет. По комплекту материалов направляют в территориальный орган службы расследования, организации, принимавшие участие в расследовании причин катастрофы, и прочие органы.

Учет инцидентов ведется работниками и службами, ответственными за производственный контроль промышленной безопасности в журнале регистраций, где указывают дату, место, характеристику, причины инцидента, время простоя, размер ущерба, методы устранения причин аварии.

На территории РФ функционирует около 45 тысяч потенциально небезопасных объектов промышленного производства, вследствие деятельности которых страдают и гибнут люди.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: