Цукс мчс россии по архангельской области. Национальный центр управления в кризисных ситуациях мчс россии по гражданской обороне и чрезвычайным

Основной целью ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве» является обеспечение устойчивого и непрерывного управления силами и средствами МГСЧС в ходе выполнения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также участие в обеспечении мероприятий гражданской обороны.

Основные задачи ЦУКС:

Сбор, обработка и анализ оперативной информации об угрозе или фактах возникновения чрезвычайных ситуаций и ходе проведения АСДНР при их ликвидации, а также информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Участие в проведении сбора и обработки информации в области гражданской обороны (далее – ГО), обеспечение в установленном порядке непрерывного управления силами и средствами ГО при переходе с мирного на военное время;

Организация пожаротушения и управление силами и средствами при проведении АСДНР;

Обеспечение взаимодействия Главного управления МЧС России по г. Москве с ДДС ЕСОДУ Москвы, экстренными (аварийными) службами города и организациями по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, пожаров, аварий и происшествий, требующих проведения АСДНР;

Создание условий для своевременного отмобилизования и перевода воинских формирований Государственной противопожарной службы (далее – ГПС) Главного управления МЧС России по г. Москве на военное время;

Осуществление методического руководства и координации деятельности системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в городе Москве;

Осуществление мероприятий по мониторингу, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Осуществление контроля готовности к действиям по предназначению ДДС, сил и средств постоянной готовности МГСЧС, гарнизона пожарной охраны г. Москвы, а так же осуществление контроля за оперативной служебной деятельностью объектовых подразделений ГПС;

Популяризация мер пожарной безопасности и спасательной службы через средства массовой информации, пожарно-техническую литературу, брошюры, бюллетени, наглядную изобразительную продукцию, создание видеофильмов по тематике мероприятий защиты населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

Основные функции ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве»:

Осуществление сбора и обработки информации в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, представляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Осуществление организационно-технического обеспечения деятельности комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности Правительства г. Москвы (далее - КЧС и ОПБ), рабочих групп Правительства Москвы по управлению в кризисных ситуациях;

Обеспечение оповещения в установленном порядке руководства ГУ МЧС России по г. Москве, о возникновении ЧС и ходе проведения аварийно-спасательных работ, оперативной группы ГУ МЧС России по г. Москве в случае выезда ее в районы ЧС;

Участие в организации и осуществлении профилактики пожаров;

Обеспечение организации и управления проведением аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по г. Москве;

Обеспечение координации деятельности пожарно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных формирований и иных подразделений и организаций МЧС России, дислоцированных на территории г. Москвы;

Подготовка справочных и расчетных документов, предложений по применению сил и использованию средств и финансированию расходов, определению потребности в финансировании иных видов ресурсов, финансовому обеспечению за счет различных источников, при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций и пожаров;

Обеспечение надежного, устойчивого и непрерывного функционирования средств автоматизации, связи и систем оповещения руководства ГУ МЧС России по г. Москве, поддержание системы связи, автоматизированных систем управления Учреждения в состоянии постоянной готовности и своевременное их развертывание при переводе органов управления, сил, средств МГСЧС и ГО в высшие степени готовности;

Обеспечение функционирования автоматизированной информационно-управляющей системы, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации;

Обеспечение работы средств видеоконференцсвязи и оповещения в ходе предупреждения и ликвидации ЧС;

Доведение информации в пределах своей компетенции до органов исполнительной власти расположенных на территории города, органов местного самоуправления;

Организация взаимодействия с органами повседневного управления МГСЧС;

Организация мониторинга обстановки в районах возможных ЧС, возникновения пожаров и местах массового пребывания людей на территории г. Москвы;

Организация сбора и представление в установленном порядке документов, обосновывающих (подтверждающих) расходы, произведенные при реагировании на ЧС и пожары;

Выполнение справочно-аналитической, информационной, методической и исследовательской работы по совершенствованию методов ведения и актуализации соответствующих автоматизированных баз данных, способов предоставления информации из них, внедрению инновационных технологий информирования в области ГО, в условиях ЧС и террористических акций;

Обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и безопасности информации в соответствии с возложенными задачами и в пределах компетенции Учреждения;

Внедрение в систему органов повседневного управления РСЧС инновационных технологии и программного обеспечения антикризисного управления, модели и технологии предупреждения ЧС, управление ГО, оповещения и информирования населения;

Участие в разработке ведомственных целевых и научно-технических программ в области предупреждения ЧС и обеспечения пожарной безопасности на территории г. Москвы;

Осуществление анализа состояния профессиональной подготовки личного состава Учреждения;

Методическое руководство обеспечением профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации личного состава Учреждения;

подготовка предложений по разработке проектов решений (предложений в решение) ГУ МЧС России по г. Москве на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

Обеспечение поддержания в установленном порядке постоянного взаимодействия и обмена оперативной информацией с органами управления МГСЧС на территории г. Москвы;

Доведение в установленном порядке до руководства г. Москвы и сигналов (распоряжений) управления, а также сигналов (распоряжений) на перевод ГО в высшие степени готовности;

Обеспечение информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на общественном и личном транспорте на территории г. Москвы;

Участие в осуществлении контроля за состоянием готовности дежурных сил и средств МГСЧС на территории г. Москвы;

Участие в установленном порядке в планировании и организации проведения тренировок с органами повседневного управления, дежурными силами и средствами МГСЧС на территории г. Москвы;

Взаимодействие при выполнении возложенных на Учреждение задач с Правительством Москвы, руководителей административного округа и районов г. Москвы, органами управления федеральных органов исполнительной власти расположенных на территории города, дежурно- диспетчерскими службами организаций, формирующих силы постоянной готовности МГСЧС, дежурными службами пожарно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных формирований, и иных подразделений и организаций МЧС России, дислоцированных на территории г. Москвы.

"Об утверждении Положения о центре управления в кризисных ситуациях Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курской области (органе повседневного управления областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций)"

Документ утратил силу

Документ по состоянию на февраль 2014 г.


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", во исполнение постановления Губернатора Курской области от 17.09.2004 N 427 "О мерах по выполнению от 22.06.2004 N 300 "О совершенствовании областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о центре управления в кризисных ситуациях Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курской области (органе повседневного управления областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

2. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.


Заместитель Губернатора Курской области
по защите населения и территории
от чрезвычайных ситуаций
В.Н.ЗУБКОВ


Утверждено
распоряжением
Администрации Курской области
от 26 ноября 2004 г. N 313-р

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и другие законодательные акты показывают, что главным объектом обеспечения безопасности является человек. Обеспечение безопасности (защищенности) человека заключается в ограничении или снятии угроз безопасности, т.е. совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности.

Характерной особенностью населенных пунктов является большая плотность населения, концентрация культурных и материальных ценностей, наличие значительного количества потенциально опасных объектов, что определяет высокую вероятность возникновения и тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).

В экстремальных ситуациях ЧС могут привести к возникновению чрезвычайной обстановки и повлечь за собой человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение и ликвидация последствий ЧС являются актуальными задачами органов исполнительной власти Курской области и местного самоуправления, принимающих непосредственное участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1.1. Назначение ЦУКС

ЦУКС является органом повседневного управления Курской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - ОТП РСЧС) и предназначен для координации действий существующих дежурно-диспетчерских служб (в первую очередь, имеющих силы и средства быстрого реагирования на ЧС: "02", "03" и "04", жилищно-коммунального хозяйства, органов управления по делам ГО и ЧС), обеспечения устойчивого, непрерывного и оперативного управления силами и средствами ОТП РСЧС и гражданской обороны по выполнению возложенных на них задач.

Целью создания ЦУКС является: повышение оперативности реагирования администрации и служб области на угрозу или возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности, слаженность их совместных действий, информирование органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления и служб области о подобных фактах и принятых по ним мерах.

Существующие дежурно-диспетчерские службы (далее - ДДС) в районах и городах области, отнесенных к группам по ГО, организационно и технически не объединены в масштабах области, что затрудняет их согласованные действия при ЧС.

1.2. Задачи ЦУКС

ЦУКС призван решать задачи:

контроль экологической, техногенной, инженерной, медицинской обстановки; сбор, обобщение и анализ данных обстановки и информации о ЧС и пожарах в мирное и военное время на территории Курской области, о принятых мерах; подготовка прогнозов о возможности возникновения новых ЧС и пожаров;

сбор данных об обстановке, определение ее масштабов, состав ДДС;

ведение учета сил и средств ОТП РСЧС и гражданской обороны, дислоцирующихся на подведомственной соответствующему органу управления по делам ГО и ЧС территории;

докладывать об угрозе или возникновении ЧС и пожаров Администрации области, организовывать сбор и приведение в готовность необходимых органов управления, информировать вышестоящие и взаимодействующие органы управления, оповещать ДДС и силы постоянной готовности непосредственного подчинения;

оценивать обстановку, при необходимости готовить варианты возможных решений на совместные действия служб и согласовывать их с руководством области, а при невозможности - самостоятельно принимать решения и ставить задачи ДДС и непосредственно подчиненным силам и средствам, организовывать исполнение принятых решений и контролировать их выполнение;

оповещение населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;

обеспечивать информационно-техническое сопряжение служб друг с другом, с Администрацией области, с вышестоящими и взаимодействующими органами управления.

ЦУКС функционирует круглосуточно, имеет полномочия при возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению и ликвидации их последствий.

ЦУКС несет в установленном порядке ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей при угрозе или возникновении ЧС.

ЦУКС является координирующим органом для всех остальных ДДС по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС.

2. СОСТАВ, ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ ЦУКС

2.1. Состав ЦУКС

ЦУКС включает в себя: личный состав, пункт управления, узел связи, центр оповещения и геоинформационную систему.

Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления составляет объединенную систему оперативно-диспетчерского управления Курской области (далее - ОСОДУ) ЦУКС.

ОСОДУ ЦУКС представляет собой локальную вычислительную сеть (далее - ЛВС), включающую в себя автоматизированные рабочие места (далее - АРМ) должностных лиц дежурной смены на базе персональных ЭВМ (далее - ПЭВМ). ОСОДУ ЦУКС выполняет одновременно и функции абонентского пункта.

2.2. Личный состав ЦУКС

ЦУКС организационно является структурным подразделением Главного управления по делам ГО и ЧС Курской области.

Состав дежурной смены ЦУКС: единая служба спасения "01", группа управления кризисных ситуаций (начальник дежурной смены, оперативный дежурный, дежурный телефонист-телеграфист, дежурный по связи - радиотелеграфист).

В зависимости от масштабов ЧС, условий развития и последствий численный состав ЦУКС дополняется до состава необходимой достаточности.

2.3. Пункт управления ЦУКС

Пункт управления ЦУКС размещается в специально оборудованном помещении, в отдельном специальном здании.

В отдельном здании совместно с ЦУКС могут размещаться и другие дежурно-диспетчерские службы, что позволит организовать эффективное взаимодействие ЦУКС с ДДС.

Состав технических средств управления ПУ ЦУКС:

средства связи и передачи данных;

средства оповещения и персонального вызова;

средства автоматизации управления.

Состав оперативной документации на ПУ ЦУКС:

журналы учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;

инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе или возникновении ЧС;

инструкции о несении повседневного дежурства;

схемы и списки оповещения руководства области в случае ЧС;

рабочая карта;

схема управления и связи;

телефонные справочники;

формализованные бланки управленческих документов с заранее заготовленной постоянной частью текста.

2.4. Узел связи ЦУКС

Узел связи (далее - УС) ЦУКС - организационно-техническое объединение сил и средств связи и передачи данных, обеспечивающих обмен информацией, а также командами (сигналами) оповещения в соответствии с задачами, решаемыми ЦУКС путем их определенного развития и совершенствования.

УС ЦУКС обеспечивает:

передачу речевых сообщений по каналам проводной и радиосвязи, документов по факсимильной и телеграфной связи, сигналов и команд;

прямые телефонные каналы связи между ЦУКС и наиболее важными ДДС, а также между ЦУКС и руководством Администрации области;

прием информации по единому выделенному телефонному номеру одновременно от нескольких абонентов;

автоматическое определение номера входящего абонента;

коммутацию передаваемого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС;

громкоговорящую селекторную связь с ДДС, взаимодействующими с ДДС;

обмен речевыми сообщениями, документальной информацией, а также данными с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления.

Для обеспечения коммуникаций между ДДС узел связи ЦУКС включает в свой состав телекоммуникационный центр, позволяющий обеспечить сбор, выборочное и циркулярное доведение информации до всех заинтересованных абонентов.

2.5. Центр оповещения и персонального вызова ЦУКС

Центр оповещения и персонального вызова (далее - ЦОПВ) ЦУКС представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения и персонального вызова.

ЦОПВ ЦУКС создается в целях совершенствования организации вызова и оповещения должностных лиц определенных категорий.

Основными задачами ЦОПВ ЦУКС являются:

обеспечение оповещения и персонального вызова должностных лиц соответствующих администраций, ЦУКС;

обеспечение оповещения и вызова подразделений, сил постоянной готовности, непосредственно подчиненных ЦУКС.

Централизованное задействование средств ЦОПВ ЦУКС осуществляется оперативным дежурным.

Из ЦОПВ ЦУКС передаются следующие виды информации:

сигналы вызова;

речевые (текстовые) сообщения;

условные сигналы.

Передача указаний из ЦОПВ ЦУКС обеспечивается по проводным средствам связи и средствам систем персонального радиовызова.

Оповещение населения при возникновении ЧС осуществляется по системе централизованного оповещения с задействованием электросирен и радиотрансляционной сети по команде оперативного дежурного ЦУКС.

В районах и городах, где отсутствует служба оперативных дежурных в отделах ГОЧС, организуется непосредственный выход от оперативного дежурного ЦУКС на городской или районный радиотрансляционный узел для оповещения населения.

3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЦУКС

3.1. Режимы функционирования ЦУКС

ЦУКС функционирует в следующих режимах:

режим повседневной деятельности;

режим повышенной готовности;

режим чрезвычайной ситуации.

В режиме повседневной деятельности личный состав ЦУКС несет круглосуточное дежурство, поддерживает в готовности к использованию имеющиеся программно-технические средства, вносит необходимые изменения в банк данных, а также в структуру оперативных документов, необходимых для обеспечения их действий при угрозе или возникновении ЧС.

В режим повышенной готовности ЦУКС переводится при угрозе ЧС. Этот режим позволяет заблаговременно подготовиться к возможным действиям при возникновении ЧС, принять необходимые экстренные меры по его предотвращению.

В режиме чрезвычайной ситуации ЦУКС функционирует при возникновении ЧС. Указанный режим является основным.

3.2. Порядок работы ЦУКС

Информация о возникновении ЧС и пожарах в ЦУКС поступает от граждан по единому выделенному телефонному номеру "01", от ДДС, взаимодействующих с ЕДДС, а также от вышестоящих и взаимодействующих органов управления.

При получении оперативной информации по телефону она записывается и циркулярно доводится до всех взаимодействующих ДДС, параллельно подключаются система определения номера и идентификация абонента.

Оперативная смена ЦУКС идентифицирует ЧС по полученной информации. При классификации сложившейся ситуации как "не требующая совместных действий ДДС" ЦУКС передает управление соответствующей ДДС, в компетенции которой находится реагирование на случившееся.

Одновременно подготавливается формализованное сообщение о факте ЧС для последующей циркулярной передачи задействованным ДДС.

Информация о факте ЧС немедленно докладывается председателю комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Курской области (далее - КЧС и ПБ области), начальнику Главного управления по делам ГО и ЧС Курской области, проводится оповещение и сбор должностных лиц Администрации и служб области, информируются взаимодействующие органы управления.

При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способе защиты.

Уточняется состав сил и средств постоянной готовности. Проводится оповещение непосредственно подчиненных Администрации области сил постоянной готовности.

Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления, информируются взаимодействующие системы.

По прибытии руководства Администрации области и взятии управления на себя ЦУКС обеспечивает информационную поддержку деятельности Администрации и ее взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.

Получив информацию о факте ЧС, диспетчер (дежурный) ДДС с помощью ПЭВМ оценивает обстановку, уточняет наряд привлекаемых сил и средств постоянной готовности, проводит их оповещение, отдает распоряжение на необходимые действия и контролирует их выполнение.

При прибытии руководства ЦУКС и взятии на себя управления подчиненными силами и средствами ЦУКС обеспечивает информационную поддержку деятельности и взаимодействия Администрации области с другими службами.

3.3. Порядок комплектования и подготовки кадров

Комплектование личным составом ЦУКС осуществляется начальником Главного управления по делам ГО и ЧС области.

Оперативные дежурные, их помощники и другие должностные лица дежурных смен обязаны знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность, уметь применять их в практической работе.

Основными формами обучения должностных лиц являются: тренировки дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях), занятия в соответствующих учебно-методических центрах или на курсах.

Совместные учебные мероприятия (занятия по профподготовке, тренировки и учения), проводимые с личным составом ЦУКС, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно и утвержденным Губернатором Курской области.

Профессиональная подготовка должностных лиц ЦУКС проводится ежемесячно. Целесообразно практиковать обучение в учебно-методическом центре МЧС России по специальным программам.

В зависимости от учебных целей тренировки дежурных смен проводятся совместные или раздельные. К совместным тренировкам привлекается весь личный состав ДДС, и они проводятся под руководством начальника Главного управления по делам ГО и ЧС области.

Раздельные тренировки дежурных смен разрабатываются и проводятся под руководством начальника ЦУКС.

Занятия и тренировки проводятся с использованием тренажеров, средств автоматизации и других технических средств, установленных на рабочих местах дежурной смены.

3.4. Организация несения дежурства

В ПУ ЦУКС организуется круглосуточное дежурство силами дежурных смен.

Состав и количество дежурных смен, их численность, режим дежурства и порядок отдыха определяются начальником ЦУКС.

Дежурная смена ЦУКС работает по утвержденному графику. В состав дежурных смен ЦУКС включаются: начальник смены, оперативный дежурный, дежурный по связи - телеграфист, технический персонал, обслуживающий средства связи, оповещения, автоматизации и другие технические средства, установленные на ПУ.

Дежурная смена обязана знать обстановку, иметь данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности и способах вызова.

Смена дежурных производится раз в сутки в 8 час. 30 мин.

После завершения приема и сдачи дежурства и оформления соответствующих записей в книге дежурного оперативный дежурный заступающей смены докладывает по подчиненности о состоянии ЦУКС и недостатках, обнаруженных при приеме дежурства, которые не были устранены предыдущей дежурной сменой.

Дежурные (диспетчеры) взаимодействующих служб докладывают оперативному дежурному о приеме и сдаче дежурства.

3.5. Финансовое обеспечение

Финансирование ЦУКС осуществляется за счет средств областного бюджета.

Служба пожаротушения (СПТ) создаётся по решению начальника ГУ МЧС России по субъекту РФ, как структурное подразделение Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), в местных гарнизонах пожарной охраны, отряда ФПС.

Порядок создания и функционирования СПТ подразделений ФПС определен Рекомендациями по организации деятельности службы пожаротушения, (утверждены Военным экспертом МЧС России 25.12.2008).

В своей деятельности СПТ руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, «Положением о СПТ» разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке ГУ МЧС России по субъекту РФ.

СПТ осуществляет непосредственный контроль за готовностью всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон, к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ - непосредственную координацию их действий

Основными принципами работы СПТ являются:

Высокая готовность к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

Оперативность, глубокое знание оперативной обстановки;

Соблюдение законности;

Сохранение государственной и служебной тайны;

Четкое выполнение требований руководящих документов, функциональных обязанностей и должностных инструкций;

Вежливость и уважительное отношение к гражданам.

Начальнику дежурной смены СПТ (оперативному дежурному по гарнизону пожарной охраны) подчиняются в оперативном отношении все должностные лица подразделений гарнизона пожарной охраны, дежурная смена центрального пункта пожарной связи, дежурные караулы (смены) местных гарнизонов, дежурный состав испытательной пожарной лаборатории и дежурный дознаватель ГПН. СПТ осуществляет непосредственный контроль за готовностью всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон, к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ – непосредственную координацию их действий.

СПТ ГУ МЧС России по субъекту РФ в повседневной деятельности подчиняется начальнику ЦУКС (ЦУС), а в оперативном отношении - начальнику территориального гарнизона.

СПТ отряда ФПС подчиняется начальнику отряда ФПС. Начальник СПТ является непосредственным начальником всего личного состава СПТ.

СПТ создается в соответствии с нормативными правовыми документами МЧС России и подразделяется на СПТ I, II и III- го разряда:

I разряд - для обслуживания 25 и более пожарных частей;

II разряд - для обслуживания от 15 до 25 пожарных частей;



III разряд - для обслуживания до 15 пожарных частей.

При определении разрядности службы пожаротушения учитываются все подразделения пожарной охраны, входящие в гарнизон, независимо от их ведомственной принадлежности.

В СПТ I -го разряда ежесуточно службу несет дежурная смена, состоящая из пяти человек:

Заместителя начальника СПТ – начальника дежурной смены, который в период дежурства является оперативным дежурным по гарнизону, а на пожарах - руководителем тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (до прибытия старшего должностного лица гарнизона);

Помощника начальника дежурной смены СПТ, который в период дежурства является помощником оперативного дежурного по гарнизону, на пожарах исполняет обязанности начальника тыла штаба тушения пожара и проведении аварийно-спасательных работ;

Водителя;

В СПТ 2-го разряда ежесуточно службу несет дежурная смена, состоящая из четырех человек:

Заместителя начальника СПТ - начальника дежурной смены, который в период дежурства является оперативным дежурным по гарнизону, а на пожарах - руководителем тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (до прибытия старшего должностного лица гарнизона);



Старшего помощника начальника дежурной смены СПТ, который в период дежурства является заместителем оперативного дежурного по гарнизону, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ исполняет обязанности начальника штаба тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ;

Водителя;

Старшего инструктора-пожарного СПТ, который в период дежурства и на пожарах является связным оперативного дежурного по гарнизону.

В СПТ 3-го разряда ежесуточно службу несет дежурная смена, состоящая из трёх человек:

Заместителя начальника СПТ – начальника дежурной смены, который в период дежурства является оперативным дежурным по гарнизону, а на пожарах – руководителем тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (до прибытия старшего должностного лица гарнизона);

Водителя;

Старшего инструктора-пожарного СПТ, который в период дежурства и на пожарах является связным оперативного дежурного по гарнизону.

Из числа сотрудников СПТ организуется постоянное, непрерывное круглосуточное дежурство из четырех дежурных смен продолжительностью по 24 часа, в соответствии с распорядком дня СПТ.

После смены дежурства сменившейся смене СПТ предоставляется отдых в течение 3-х суток. В период отдыха сотрудники СПТ могут привлекаться на запланированные гарнизонные мероприятия, с последующим предоставлением отдыха в установленном порядке.

Время смены СПТ устанавливается начальником гарнизона и не должно совпадать со временем смены дежурных караулов. Во время приема-сдачи дежурства оперативный дежурный по гарнизону, сдающий дежурство, подробно знакомит заступающую смену с оперативной обстановкой, информирует о происшествиях и недостатках в гарнизоне и проведенных мероприятиях за прошедшие сутки. Заступающая смена должна принять у сменяющейся в установленном порядке технику, документацию, имущество, и оборудование.

О приеме-сдаче дежурства, выявленных недостатках, пожарах, происшествиях за прошедшие сутки с личным составом ФПС и принятых мерах оперативные дежурные вместе с начальником СПТ докладывают начальнику гарнизона (в случае отсутствия начальника гарнизона - лицам, его замещающим). Работа сотрудников СПТ осуществляется на основе разработанных должностных обязанностей, с учетом специфики выполняемых задач и равномерного распределения между дежурными сменами основных направлений деятельности. С учетом местных условий и специфики гарнизонов начальником СПТ на дежурные смены могут быть возложены дополнительные должностные обязанности, равномерно распределенные между дежурными сменами СПТ.

На территории Российской Федерации действует единая нумерация и специализация дежурных смен территориальных и местных СПТ:

1 смена - газодымозащитная служба;

2 смена - противопожарное водоснабжение;

3 смена - рукавное хозяйство;

4 смена - пожарная техника, пожарно-техническое вооружение и аварийно- спасательное оборудование.

Порядок выезда на пожары и проведение аварийно-спасательных работ дежурных смен СПТ (оперативных дежурных) всех уровней определяется приказом начальника ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, а также регламентируется соответствующими указаниями и инструкциями .

Для выполнения возложенных на СПТ задач, связанных с организацией службы дежурных смен СПТ, выделяются необходимые служебно-бытовые помещения, размещённые на одной территории с ЦУКС (в местном гарнизоне-с ЦППС). Начальник СПТ, дежурные смены СПТ обеспечиваются служебным автотранспортом, оргтехникой, мебелью, имуществом, средствами связи, пожарной техникой и аварийно- спасательными средствами, согласно табелю оснащенности. Сотрудники СПТ обязаны нести службу в форме одежды, установленной начальником ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, иметь при себе служебное удостоверение и жетон с личным номером.

Основными отчетными документами сотрудников дежурной смены СПТ по выполнению должностных инструкций и функциональных обязанностей являются:

Материалы проверок подразделений, сводки о выездах подразделений, справки, подготовленные СПТ во время дежурства;

Методические планы для проведения ПТУ, ПТЗ и планы проведения групповых упражнений и деловых игр;

Журнал учета отказов пожарной техники;

Журнал рапортов работы дежурной смены СПТ за дежурные сутки с отметками о выполнении мероприятий;

Книга учета работы дежурной смены СПТ на пожарах.

Основными функциями СПТ являются:

Руководство тушением пожаров и проведением возложенных на ФПС аварийно-спасательных работ;

Корректировка «Планов привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» и «Расписаний выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»;

Участие в аналитической работе по исследованию крупных пожаров, разработке мер, направленных на создание условий для их успешной ликвидации и оснащению подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований соответствующей техникой и огнетушащими средствами;

Изучение пожарной опасности объектов гарнизона, в том числе охраняемых объектовыми и договорными подразделениями;

Изучение и распространение передового опыта в области организации пожаротушения, проведения аварийно-спасательных работ и обеспечения пожарной безопасности охраняемых объектов;

Взаимодействие со службами жизнеобеспечения по вопросам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

Участие в мероприятиях по организации и совершенствованию подготовки личного состава подразделений гарнизона, связанных с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ;

Разработка оперативно-служебной документации;

Организация профессиональной подготовки личного состава подразделений гарнизона, проведения пожарно-тактических учений (ПТУ) и решение пожарно-тактических задач (ПТЗ);

Участие в разработке типовых структур и штатных расписаний органов управления и подразделений ФПС;

Проверка деятельности подразделений ФПС гарнизона и контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных недостатков;

Осуществление организационно-методического руководства подразделениями ФПС по вопросам организации пожаротушения, проведения возложенных на ФПС аварийно-спасательных работ;

Контроль за работой должностных лиц органов управления и подразделений гарнизона, допущенных к выезду на пожары в качестве РТП, по проведению ПТУ и ПТЗ, составлению документов предварительного планирования действий по тушению пожаров, изучению районов выезда и объектов в оперативно- тактическом отношении.

В ЦУКС (ЕДДС, ЦППС) в аппаратной устанавливается специальная многоканальная аппаратура, которая необходима для регистрации всех принятых и переданных сообщений по радио- и проводным каналам связи. Количество каналов аппаратуры магнитной (цифровой), записи определяется оперативной необходимостью (исходя из количества рабочих мест и каналов связи). Магнитофоны опечатываются и устанавливаются в отдельном помещении в ЦУКС (ЕДДС, ЦППС). Включение магнитофонов должно производиться автоматически с поступлением сообщения. На магнитной ленте в обязательном порядке фиксируются время приема и передачи сообщений и распоряжений.

При наличии единой службы, регистрация времени приема сообщений производится автоматически от "говорящих часов" по отдельному каналу на каждом магнитофоне. Диспетчер (радиотелефонист) ЦУКС при приеме и сдаче дежурства в обязательном порядке производит запись на технические средства информации о приеме и сдаче дежурства. Все технические записи подлежат учету и хранению. Регистрация носителей информации, отметки о прослушивании, а также распоряжения о продлении срока хранения или изъятия их производятся диспетчером в журнале учета записей.

Федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тульской области» (далее - ЦУКС) размещено в 4-этажном здании по адресу: г. Тула ул. Демонстрации, д. 21а. Общая площадь помещений ЦУКС составляет 3280 м2. Площадь оперативного зала – 242 м2.

С 1 января 2012 года ЦУКС реорганизован в Федеральное казенное учреждение, структура и штатное расписание приведены в соответствии с приказом министра от 31.10.2011 № 650 «Об изменении структуры центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и внесении изменений в приказ МЧС от 30.12.2005 № 1027». Правоустанавливающие документы в наличии.
Штатная численность ЦУКС составляет 150 единиц, из них федеральная составляющая - 104, областная составляющая - 46. Штатная численность ОДС ЦУКС составляет 21 человек, из них федеральная составляющая – 13 чел., областная составляющая – 8 человек.
В целях реализации Программы «Создание в МЧС России доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья на 2011 - 2016 годы» Главным управлением проведено обустройство здания ЦУКС оборудованием для маломобильных групп населения, трудоустроено 4 человека с ограниченными физическими способностями.

Основные подразделения ЦУКС:
Отдел организации оперативной службы;
Служба пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ;
Служба оперативного обеспечения диспетчерской связи;
Отдел оперативно-аналитический;
Отдел мониторинга и прогнозирования;
Отдел информационных технологий, автоматизированных систем управления и связи;
РИЦ ОКСИОН;
Отделение (эксплуатационное);
Отделение стационарных средств связи и технических систем оповещения;
Загородный (запасный) пункт управления;
Подвижный пункт управления;
Группа по взаимодействию с ДДС ТП РСЧС;
Отдел материально-технического обеспечения;
Отделение административных сетевых ресурсов;
Кроме того в ЦУКС входят:
Отделение бухгалтерского учета и отчетности;
Отделение кадров, воспитательной работы и психологического обеспечения;
Отделение обеспечения финансирования расходов на чрезвычайные ситуации;
Группа по защите государственной тайны.

Локальная вычислительная сеть в центре создана и включена в цифровую сеть МЧС. Система связи центра организована на базе аренды каналов и систем связи Тульского филиала ОАО «ЦентрТелеком». На основе внедрения новейших телекоммуникационных технологий функционируют прямые каналы связи со всеми ЕДДС и ПСГ. Для организации взаимодействия имеются также прямые каналы связи с оперативными дежурными службами УВД области, УФСБ по Тульской области, скорой помощи, «Тулгорводоканала» и «Тулэнерго», а также с критически важными объектами и объектами с ночным пребыванием людей г. Тулы, а через АТС со всеми другими дежурно-диспетчерскими службами области.

Для прогнозирования развития обстановки при ЧС и происшествиях, а также в целях поддержки принятия управленческих решений, специалистами оперативной дежурной смены ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Тульской области» используется 21 расчетная задача по основным типам рисков, характерных для Тульской области и 83 информационных ресурса:
21 информационных систем МЧС России;
26 информационных систем органов управления Ф и ТП РСЧС;
3 информационные системы видеомониторинга;
33 открытых информационных ресурсов сети интернет.
При прогнозировании возможного развития той или иной ситуации ЦУКС активно используется данные дистанционного зондирования земли (ДЗЗ). Космические снимки размещаются на геоинформационных ресурсах «ИСДМ-Рослесхоз» и «Каскад».
Программно-аналитический комплекс РСЧС-2030 позволяет не только анализировать, но и производить расчет, прогнозировать и моделировать возможное развитие сценариев чрезвычайных ситуаций по наихудшему сценарию. Все результаты автоматически наносятся на карту области. Для расчета и мониторинга возможного развития природных пожаров используется расчетный модуль математического моделирования развития лесных пожаров СПО интегрированной информационно-управляющей системы трансляции и сбора информации на базе геоинформационных технологий. В дополнении к вышеперечисленным программно-аналитическим комплексам, специалисты дежурной смены получают практические навыки в использовании расчетов по охлаждению помещений (теплопотерь зданий), обрушению зданий, потребности питьевой и технической воды, снеговой нагрузки на крыши зданий, аварий на АХОВ с помощью программно-аналитического комплекса ДИАР.
В рамках информационного обмена заключено 56 Соглашений с ФП, звеньями ТП РСЧС, а также с заинтересованными организациями.

В состав Центра входит оперативная группа, оснащенная средствами радио-, сотовой и спутниковой связи, оборудованием для визуального контроля, средствами видео-, фото документирования и передачи информации, которая обеспечивает получение и передачу достоверной информации непосредственно с места. Оперативная группа развернута на базе информационно-аналитического комплекса поддержки принятия решений по вопросам гражданской обороны и защиты населения ИАК «Аналитик-Р».
Оперативная группа ЦУКС оснащена мобильным комплексом МКМП-Х на базе автомобиля ФИАТ ДУКАТО, предназначенного для мониторинга и прогнозирования обстановки при ликвидации последствий ЧС на объектах транспортной инфраструктуры и авариях на транспорте с аварийно химически опасными веществами.

В Государственном учреждении Тульской области "Управление противопожарной службы" на базе ЦУКС функционирует группа ОКСИОН. Финансирование его создания осуществлялось за счет федерального и областного бюджетов. Всего создано и функционирует 23 терминальных комплекса общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах с массовым пребыванием людей.

В рамках реализации Концепции комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, разработанной во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. №Пр-2937 решаются вопросы мониторинга обеспечения безопасности жизнедеятельности населения г. Тулы.
С целью обеспечения устойчивого и непрерывного управления органами управления, силами и средствами при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Тульской области ведутся работы по включению оперативно-дежурных и дежурно-диспетчерских служб в единую систему управления с организацией каналов видеоконференцсвязи, созданной на базе Главного управления МЧС России по Тульской области. На данный момент в систему видеоконференцсвязи включено 24 пожарно-спасательных гарнизона, 24 единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Тульской области, что составляет 100 % от общего их количества. Так же к сети видеоконференцсвязи ЦУКС подключено 7 органов управления ФП РСЧС, 3 органа управления ТП РСЧС, 6 потенциально опасных объектов и 3 органа управления, не входящих в ТП РСЧС. В рамках взаимодействия, в режиме видеоконференцсвязи, ежедневно осуществляется уточнение прогноза возникновения возможных ЧС и оперативная обстановка, сложившаяся на территории области. Селекторные совещания проводятся не только с целью доведения оперативной информации, но в тоже время и с целью проверки работоспособности каналов связи, а также закрепления навыков работы диспетчеров оперативных служб в режиме видеоконференцсвязи.

В Главном управлении МЧС России по Тульской области и подчиненных подразделениях развернута многоуровневая навигационно-информационная система (далее – МНИС) ГЛОНАСС, в которую входит 33 автоматизированных рабочих места и 254 автомобильных транспортных средства, оснащенных бортовым навигационно-связным оборудованием.
При эксплуатации системы используются следующие функции МНИС ГЛОНАСС:
- контроль местоположения транспортного средства;
- отслеживание траектории движения транспортного средства в заданный период времени;
- получение информации о пробеге, средней скорости транспортного средства, времени стоянки, времени работы двигателя, объеме израсходованного топлива;
- получение информации о нахождении объектов и водоисточников;
- контроль за перемещением транспортных средств в пределах зон ответственности;
- ведение полного списка личного состава каждого подразделения, табеля, состава караулов, наряда на службу, списка транспортных средства;
- составление отчетов.

В целом, организация ОДС показала свою эффективность при решении вопросов оперативного реагирования на возникавшие чрезвычайные ситуации и происшествия, когда необходимо было принятие первоначальных решений по применению сил и средств и координации деятельности органов повседневного управления. Продолжается работа по дальнейшему техническому совершенствованию материальной базы и комплекса средств автоматизации ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Тульской области». Ведется постоянное накопление информационной базы по различным направлениям, которая обеспечивает информационную поддержку принятия управленческих решений при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведенная работа показала готовность ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Тульской области» к выполнению задач по предназначению.


^ 1.6. Требования к основным помещениям ЦУКС МЧС России
1.6.1. ЦУКС территориального органа МЧС России может располагаться в отдельном здании или в специально выделенных помещениях на отдельных этажах здания ГУ МЧС России по субъекту РФ. Помещения ЦУКС должны быть расположены без значительного удаления друг от друга.

1.6.2. Состав основных помещений ЦУКС:

1.6.2.1. Помещения административного блока:

кабинет начальника ЦУКС;

кабинеты заместителей (помощников) начальника ЦУКС;

кабинеты начальников центров (служб, отделов);

помещения для размещения личного состава центров (служб, отделов).

1.6.2.2. Помещения для обеспечения оперативного управления:

зал заседания оперативного штаба по ликвидации ЧС (далее – ОШ ЛЧС) территориального органа МЧС России;

зал заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ);

выделенное помещение для работы со сведениями, составляющими государственную тайну;

помещение для размещения автоматизированного рабочего места (далее – АРМ) по запуску региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (далее - РАСЦО);

класс подготовки ОДС;

помещение для стоянки оперативных машин.

1.6.2.3. Помещения для бытового обеспечения ОДС:

комната приема пищи ОДС;

комнаты отдыха ОДС (мужская и женская);

комната для хранения личных вещей ОДС;

комната психоэмоциональной разгрузки;

помещение для спортивных занятий;

санузлы (мужской и женский).

1.6.2.4. Помещения для телекоммуникационного центра (далее – ТКЦ) (узла связи, подразделений отвечающих за вопросы организации и обеспечения связи).

1.6.3. Расчет площади указанных помещений производится на базе требований действующих санитарных правил и норм (СанПиН) и на основе штатной численности ЦУКС в соответствии с разрядом.

Лестничные марши, входные двери, расстояние между рабочими местами должны быть оборудованы и выполнять требования для формирования доступной среды лицам с ограниченными возможностями.

1.6.4. Зал ОДС должен позволять размещение АРМ специалистов ОДС, средств отображения информации, оборудования и оргтехники, необходимой для выполнения задач по предназначению. АРМ включает в себя рабочий стол, стул, два персональных компьютера в комплекте (системный блок, два монитора, клавиатура, мышь), телефонный аппарат(ГТС, IP-телефонии), телефонная гарнитура для обеспечения работы ОДС в режиме конференцсвязи, документация АРМ. АРМ СОД дополнительно оснащается видеотелефоном (индивидуальным терминалом ВКС). АРМ должны быть подключены через коммутационное устройство к СОИ.

Зал ОДС (вариант )

Зал ОДС оборудуется системами:

громкой связи;

конференцсвязи (аудио);

системой селекторной связи;

телефонной связью;

ЛВС интернет;

системой отображения информации (6 экранов для обмена информацией между ЦУКС, дополнительные плазменные панели (TV, ГЛОНАСС и т.д.));

факсимильной связью;

DECT связью.

1.6.5. Залы заседания КЧС и ОПБ, ОШ ЛЧС оборудуются столом, стульями, средствами отображения информации, ВКС, АРМ секретаря КЧС и ОПБ, операторов, членов КЧС и ОПБ (ОШ ЛЧС).

Зал заседания КЧС и ОПБ (ОШ ЛЧС)(вариант )


1.6.6. Выделенное помещение для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, оборудуется на основании «Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ», принятой к руководству постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1, отданной к руководству приказом МЧС России от 04.02.2004 № 05.

1.6.7. Комната приема пищи ОДС оборудуется столами, стульями, холодильником, печью для разогревания пищи, столовыми приборами, посудой и должна позволять одновременно принимать пищу 50 % состава ОДС.

1.6.8. Комната отдыха ОДС оборудуется кроватями (диванами), прикроватными тумбочками, прикроватными стульями (табуретами), подушками, одеялами, постельным бельем и должна обеспечивать одновременный отдых 50 % состава ОДС. При необходимости оборудуется бытовой уголок.

1.6.9. Комната для хранения личных вещей ОДС должна позволять размещение шкафов для одежды на весь личный состав ОДС. Шкафы должны обеспечивать размещение зимнего обмундирования.

1.6.10. Класс подготовки ОДС оборудуется АРМ, дублирующими АРМ специалистов ОДС, расположенные в зале ОДС, средствами отображения информации, ЛВС (ведомственной сети МЧС России) и должен позволять проведение занятий с личным составом одной ОДС в 100% составе согласно штатного расписания.

1.6.11. Комната психоэмоциональной разгрузки должна соответствовать требованиям приказа МЧС России от 26.09.2008 № 581 «Об утверждении концепции психологической службы» (табель оснащения комнат психоэмоциональной разгрузки - приложение 1.2 к приказу МЧС России от 26.09.2008 № 581).

1.6.12.Помещения ТКЦ (узла связи, подразделений отвечающих за вопросы организации и обеспечения связи) должны удовлетворять следующим требованиям:

помещения следует располагать в стороне от источников электромагнитного излучения, в местах, где возможно впоследствии расширение пространства и есть возможность размещения крупногабаритной аппаратуры;

вход в помещения снабжается металлической дверью, открываемой наружу, размером не менее 2,0x0,9 м., в дверном проёме устанавливается порог для предотвращения попадания воды из коридора в случае аварий водопровода, канализации и т.п., материал и конструкция межэтажных перекрытий, стен и двери выбираются с учётом обеспечения огнестойкости не менее 45 мин;

помещения должны быть оснащены газовой системой пожаротушения и системой пожарной сигнализации;

система кондиционирования должна обеспечивать поддержание температуры в диапазоне от 15 до 25 градусов по Цельсию. Относительная влажность должна поддерживаться в диапазоне от 30 до 80 процентов;

размеры помещений должны отвечать требованиям к располагаемому в нем оборудованию;

^ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА
2.1. Профессиональная подготовка
Профессиональная подготовка личного состава организовывается и проводится в соответствии с организационно-методическими указаниями по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований (далее – СВФ), подразделений федеральной противопожарной службы (далее – ФПС), образовательных учреждений и организаций МЧС России в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях на год и других документов, регламентирующих жизнь и деятельность ЦУКС МЧС России с ежегодным приказом начальника ЦУКС по организации профессиональной подготовки и по соответствующим программам (Приложение № 1).
^ 2.2. Организация и проведение тренировок
2.2.1. Для повышения профессиональных навыков личного состава ОШ, ОГ, ОДС по подготовке отчётных документов и отработки вопросов взаимодействия планируется проведение тренировок:

ежедневные с ОДС НЦУКС, ОДС ЦУКС РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ с привлечение оперативных дежурных (диспетчеров) ЕДДС муниципальных образований, оперативных групп (далее – ОГ)местных гарнизонов пожарной охраны (далее – МГПО);

еженедельные комплексные с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОГ РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ, ЕДДС муниципальных образований, МГПО, ОГ спасения СВФ, учреждений центрального подчинения МЧС России, органами управления Ф и ТП РСЧС;

ежемесячные с ОДС НЦУКС, ОДС ЦУКС РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ в ходе проведения тренировок с ОШ ЛЧС, ППУ, ОГ РЦ МЧС России, ГУ МЧС России по субъектам РФ;

ежеквартальные с ОДС ЦУКС РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ в ходе проведения командно-штабных учений (далее – КШУ) (командно-штабных тренировок (далее - КШТ) с органами повседневного управления Ф и ТП РСЧС субъектов РФ на территории ФО.

2.2.2. Тематику тренировок и последовательность их проведения целесообразно планировать с таким расчётом, чтобы обеспечивался последовательный переход от простого к сложному. Темы тренировок определяются исходя из особенностей регионов и задач, выполняемых Ф и ТП РСЧС, учитывая специфику ЧС, произошедших на территории региона, имеющихся рисков.

Тематический расчет комплексных тренировок разрабатывается и утверждается на полугодие, с учетом периодов циклических рисков.

Продолжительность тренировок зависит от объёма решаемых задач, определяется их руководителем и может составлять от нескольких часов до суток и более.

В целях приобретения практического опыта часть обучаемых в ходе тренировок может исполнять должностные обязанности на одну ступень выше занимаемой должности, а также других специалистов ОДС.

2.2.3. При проведении тренировок с территориальными органами РСЧС, органами исполнительной власти субъектов РФ рекомендуется практиковать решение отдельных задач ОДС НЦУКС, ЦУКС МЧС России с привлечением руководящего состава НЦУКС, РЦ МЧС России, ГУ МЧС России по субъектам РФ с использованием ВКС.

2.2.4. Начальникам ЦУКС МЧС России в ходе подготовки к тренировке:

планируют и организовывают подготовку личного состава, привлекаемого на тренировки, ППУ, рабочих мест к выполнению задач по предназначению;

уточняют планы оповещения и взаимодействия органов управления Ф и ТП РСЧС;

уточняют порядок информационного обмена, привлекаемых сил и средств РСЧС к ликвидации последствий ЧС;

проводят занятия и инструктажи по требованиям безопасности и порядку проведения тренировок со всем личным составом, привлекаемым на тренировки;

отрабатывают планирующие, директивные (распорядительные), отчетно-информационные, графические документы в ходе тренировок согласно Табелю срочных донесений МЧС России и методическим рекомендациям (документы по своему содержанию и структуре разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке и проведению КШУ (КШТ) и другими нормативными документами, действующими в системе МЧС России).

2.2.5. Отчетные материалы по проведению комплексных тренировок представляются в вышестоящие органы управления установленным порядком.

2.2.6. При подготовке и проведении еженедельных комплексных тренировок с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОШ ЛЧС, ОГ РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ, ЕДДС муниципальных образований, МГПО, ОГ спасения СВФ учреждений центрального подчинения МЧС России, органами управления Ф и ТП РСЧС разрабатывается комплект документов (Приложение № 2):

а) на полугодие:

замысел проведения комплексных тренировок (Приложение № 2.1.);

пояснительная записка к замыслу (Приложение № 2.2.);

календарный план проведения комплексных тренировок (Приложение № 2.3.);

тематический план проведения комплексных тренировок (Приложение № 2.4.);

план-график проведения комплексных тренировок (Приложение № 2.5.);

организационные указания по подготовке и проведению комплексных тренировок (Приложение № 2.6.);

план-календарь проведения комплексных тренировок (Приложение № 2.7.);

оперативное задание для проведения комплексных тренировок (Приложение № 2.8.);

б) еженедельно за пять дней до начала комплексной тренировки:

план проведения совещания по уточнению задач и проверке готовности к проведению комплексной тренировки (Приложение № 2.9.);

план-календарь проведения комплексной тренировки;

оперативное задание для проведения комплексной тренировки;

план наращивания обстановки в ходе проведения комплексной тренировки (Приложение № 2.10.);

сигналы, используемые в ходе проведения комплексной тренировки (Приложение № 2.11.);

не менее двух-трех вводных по тренировке с развитием обстановки (Приложение № 2.12.);

ведомость заслушивания ОДС, ОШ ЛЧС РЦ МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту РФ, ППУ (ОГ) при реагировании на ЧС (Приложение № 2.13.);

ведомость контроля представления отчетно-информационных документов ОДС (Приложение № 2.14.);

ведомость контроля представления отчетно-информационных документов ППУ и ОГ (Приложение № 2.15.).

Анализ проведения комплексной тренировки предоставляется на следующий день после окончания тренировки (Приложение № 2.16.).

2.2.7. Перечень документов, разрабатываемых при подготовке к тренировке, в зависимости от обстановки, может быть сокращен или расширен по решению руководителя тренировки.

2.2.8. Запланированные тренировки включаются в план основных мероприятий Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и план основных мероприятий субъекта РФ.

2.2.9. При подготовке и проведении ежедневных тренировок с ОДС НЦУКС, ОДС ЦУКС РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ с привлечение оперативных дежурных (диспетчеров) ЕДДС муниципальных образований, ОГ МГПО разрабатывается комплект документов:

а) на месяц:

календарный план проведения тренировок (Приложение № 2.17.);

тематический план проведения тренировок (Приложение № 2.18.);

б) ежедневно за сутки до начала ежедневной тренировки специалистом ОДС сменяющейся смены:

план проведения ежедневной тренировки (Приложение № 2.19.);

план-календарь проведения ежедневной тренировки;

план наращивания обстановки в ходе проведения ежедневной тренировки;

сигналы, используемые в ходе проведения ежедневной тренировки;

не менее двух-трех вводных по тренировке с развитием обстановки;

ведомость заслушивания ОДС, ОШ РЦ МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту РФ, ППУ (ОГ) при реагировании на ЧС;

ведомость контроля представления отчетно-информационных документов ОДС;

ведомость контроля представления отчетно-информационных документов ЕДДС муниципальных образований, ОГ МГПО.

2.2.10. По завершению тренировки проводится анализ и разбор действий органов управления и специалистов ОДС, задействованных в ходе тренировки.

Метод проведения разбора определяется руководителем тренировки, исходя из масштаба, учебных целей тренировки и имеющегося времени. Составными частями разбора могут быть общий разбор и частные разборы по категориям обучаемых.
^ III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ДЕЖУРНОЙ СЛУЖБЫ

В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Общие положения
3.1.1. Оперативная дежурная служба в системе МЧС России осуществляется при несении оперативного дежурства оперативными дежурными сменами (личным составом органа повседневного управления МЧС России, выполняющим задачи оперативного дежурства на пункте управления в круглосуточном режиме).

3.1.2. К несению оперативного дежурства привлекаются штатные должностные лица ОДС.

3.1.2.1. Оперативный состав подразделений, формирующих ОДС, должен составлять:

для ЦУКС I разряда – 35 человек;

для ЦУКС II разряда – 30 человек;

для ЦУКС III разряда – 20 человек.

3.1.2.2. Перечень обязательных должностей ОДС, комплектуемых подразделениями ЦУКС, приведен в Приложении № 3 и включает в себя:

для ЦУКС I разряда – 13 человек;

для ЦУКС II разряда – 12 человек;

для ЦУКС III разряда – 10 человек.

3.1.3. Оперативная дежурная служба в системе МЧС России организуется в целях:

своевременного приведения органов управления МЧС России в различные степени готовности;

организации непрерывного сбора и обработки данных обстановки на территории РФ (соответствующего ФО, субъекта РФ);

обеспечения организации и управления АСР;

обеспечения координации деятельности пожарно-спасательных, поисково-спасательных, СВФ и иных подразделений и организаций МЧС России;

организации взаимодействия с органами повседневного управления РСЧС.

3.1.4. Основными задачами оперативного дежурства в органах повседневного управления территориальных органов МЧС России являются:

прием и доведение установленных сигналов по приведению территориального органа МЧС России, СВФ, подчиненных подразделений территориального органа МЧС России в высшие степени готовности;

своевременное доведение распоряжений до руководителей территориального органа МЧС России, СВФ, подчиненных подразделений территориального органа МЧС России при приведении в готовность к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время;

доведение в установленном порядке сигналов по ГО до ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также установленных сигналов оповещения, возложенного на МЧС России при внезапном нападении противника;

оповещение в случае угрозы и возникновения ЧС КЧС и ОПБ субъектов РФ;

оповещение в установленном порядке членов ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России при возникновении ЧС;

поддержание устойчивого, непрерывного и оперативного управления силами и средствами постоянной готовности МЧС России (на территории ФО, субъекта РФ) в период угрозы, возникновения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время;

осуществление сбора, обработки и доклада руководству территориального органа МЧС России оперативной информации о ходе проведения АСДНР в зоне ЧС;

сбор и обработка информации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

осуществление мониторинга и прогнозирования ЧС на подведомственной территории;

ведение учета сил и средств постоянной готовности Ф и ТП РСЧС;

организация взаимодействия и обмена оперативной информацией с органами повседневного управления МЧС России, Ф и ТП РСЧС при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации ЧС;

организация информационного обеспечения деятельности руководства территориальных органов МЧС России по управлению силами Ф и ТП РСЧС при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации ЧС в мирное и военное время;

осуществление предварительной оценки масштабов и характера возникшей ЧС, координация действий сил и средств Ф и ТП РСЧС, привлекаемых для ликвидации ЧС;

подготовка необходимых расчетов и предложений руководству территориального органа МЧС России для принятия решений в случаях угрозы, возникновения и ликвидации ЧС;

представление в установленном порядке оперативной ежедневной сводки руководству территориального органа МЧС России, а также в органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с возложенными на территориальный орган МЧС России функциями;

доведение до подчиненных оперативных дежурных служб, сил постоянной готовности МЧС России данных прогноза о возможных ЧС;

обеспечение оперативной информацией из зоны ЧС руководства территориального органа МЧС России;

сбор и обработка информации по материально-техническим и денежным средствам, израсходованным при ликвидации ЧС;

поддержание в готовности и обеспечение надежного функционирования программно-технических средств на пунктах управления.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: