Исследовательская работа на тему: Опека и попечительство над несовершеннолетними. Опека и попечительство над несовершеннолетними: отдельные сложные правовые вопросы

В зависимости от того, устанавливается ли опека и попечительство над ребенком или над взрослым, она имеет свои особенности, которые я бы хотела освятить в отдельных пунктах.

Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

Различие между опекой и попечительством над несовершеннолетними проявляется в том, что опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, a попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.

В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.

Как я уже отмечал ранее, гражданин может быть назначен опекуном или попечителем только при наличии его согласия. Опекунами (попечителями) над несовершеннолетними чаще всего назначаются их близкие родственники, что позволяет наиболее полно учесть требования, предъявляемые к опекуну (попечителю) и интересы самого ребенка.

Выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей начинается с момента принятия органом опеки и попечительства соответствующего решения и выдачи гражданину опекунского или попечительского удостоверения.

При достижении ребенком, над которым была установлена опека, возраста 14-ти лет, она автоматически переходит в попечительство. Обязанности попечителя продолжает выполнять то лицо, которое было назначено опекуном ребенка.

Говоря об опеке над несовершеннолетними, следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Одним из важнейших прав ребенка, способствующих его развитию, является право на общение с родителями, предусмотренное ст. 55 СК РФ. Данное право сохраняется и за ребенком, над которым установлены опека или попечительство. Передача на воспитание в семью опекуна (попечителя) не связана с прекращением правоотношений с родителями. Сюда бесспорно относится и возможность общаться с ними.

Возможны случаи, когда родители, несогласные с отменой или ограничением своих родительских прав, могут попытаться выкрасть ребенка из семьи опекуна (попечителя). Во избежание подобных эксцессов опекунам и попечителям предоставляется право требовать через суд возвращения ребенка от любых лиц, незаконно удерживающих его у себя, в том числе и близких родственников. Это способствует максимальной защите интересов ребенка.

Установление опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами

Единственным основанием установления опеки над взрослым гражданином является признание его недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

Душевнобольными признаются лица, которые в силу психического заболевания или временного психического расстройства не могут понимать значения своих действий, отдавать отчет в своих поступках. Слабоумными признаются лица, которые от природы лишены способности понимать значение своих действий и отдавать отчет в своих поступках.

В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин может быть признан недееспособным только в судебном порядке. Рассмотрение подобных дел имеет целый ряд особенностей.

Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению его семьи, органа опеки и попечительства, прокурора, лечебного учреждения или профсоюзов и других общественных организаций. Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства такого гражданина или по месту нахождения медицинского учреждения, в котором гражданин пребывает. В заявлении должны быть приведены факты, позволяющие считать гражданина невменяемым.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья назначает судебно-психиатрическую экспертизу для определения психического состояния гражданина. После проведения экспертизы эксперты должны ответить на следующие вопросы:

  • 1) Страдает ли обследуемое лицо душевной болезнью, и какой;
  • 2) Может ли это лицо отвечать за свои действия;
  • 3) Нуждается ли обследуемый по своему психическому состоянию в установлении над ним опеки?

По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к материалам дела.

Дело о признании гражданина недееспособным суд рассматривает в обязательном присутствии прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Сам гражданин может присутствовать на рассмотрении дела о признании его недееспособным в зависимости от состояния своего здоровья.

Решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для установления над ним опеки. Поэтому суд обязан в течение трех дней со времени вступления решения суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного недееспособным, о необходимости назначения лицу опекуна.

Как и в случае с опекой (попечительством) над несовершеннолетними решение о назначении гражданину опекуна принимается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня получения необходимых сведений из суда.

3. Установление попечительства над совершеннолетними гражданами.

Над совершеннолетними гражданами может быть установлена не только опека, но и попечительство. Оснований для установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них - ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Об этом напрямую сказано в постановлении Верховного Суда РФ 4 от 4 мая 1990 года (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 11, от 25.10.96 10) “О практике рассмотрения судами РСФСР дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами”: “Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими веществами, дающее основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение”.

Других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Однако практика позволяет сделать вывод о необходимости расширения указанного перечня. Ведь ставить свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности, другими непродуманными действиями.

Дееспособность лица может быть ограничена лишь судом в установленном законом порядке. Он во многом схож с порядком признания лица недееспособным.

Гражданин, над которым после ограничения дееспособности было установлено попечительство, не вправе самостоятельно (без согласия попечителя) завершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с предварительного согласия попечителя.

Существенным различием между опекой и попечительством над дееспособными гражданами выступает то, что попечитель не несет ответственности за вред, причиненный действиями его подопечного (ст. 1077 ГК РФ).

Возможно также, что гражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и обязанности в силу престарелого возраста или какого-либо заболевания. В этом случае над гражданином устанавливается попечительство в форме патронажа. Патронаж может быть установлен только по желанию самого гражданина.

Подбором кандидатов на роль попечителя в подобных случаях занимаются отделы социальной защиты органов местного самоуправления. Для установления попечительства необходимо согласие гражданина с предложенной кандидатурой попечителя.

В роли попечителя над дееспособным гражданином может выступать и администрация специализированного стационарного учреждения (дома-интерната, пансионата для престарелых).

Следует, однако, помнить, что гражданин, над которым установлен патронаж, ни в коей мере не ограничивается в своей дееспособности. Следовательно, он может самостоятельно заключать любые сделки. Попечитель является помощником такого гражданина, способствуя максимальной защите его прав, свобод и законных интересов.

Между попечителем и подопечным может быть заключен договор поручения или доверительного управления, который позволит попечителю распоряжаться имуществом подопечного.

Поскольку несовершеннолетние не обладают полной дееспособностью, для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.

В настоящее время основополагающие нормы этого института содержатся в Гражданском кодексе (ст. 31–40), который устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой и попечительством, является предметом ведения семейного права (п. 1 ст. 15 °CК РФ). Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36–38 ГК РФ.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет (п. 1 ст. 32 ГК РФ). Ее сущность состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо – опекун. Опекуны полностью заменяют своих подопечных в имущественных отношениях, они являются их представителями в силу закона.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо – попечитель помогает осуществлять принадлежащие частично дееспособному лицу права и исполнять обязанности путем дачи согласия на совершение такими лицами сделок и других юридически значимых действий (помимо сделок, которые несовершеннолетний вправе совершать самостоятельно).

Опека и попечительство находятся в ведении органов местного самоуправления. Выполнение функций в области опеки и попечительства возлагается на отделы (управления) образования. Наиболее важные вопросы (например, издание постановления о назначении конкретного гражданина опекуном или попечителем) решает непосредственно глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя).

По общему правилу, опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка (п. 1 ст. 35 ГК РФ). Согласно ст. 20 ГК РФ, п. 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, считается место жительства его родителей. То же самое можно сказать и о детях более старшего возраста. Таким образом, опека (попечительство) устанавливается не по фактическому местонахождению ребенка, а там, где зарегистрировано место его жительства.

Постановление главы местной администрации об установлении опеки (попечительства), действия (бездействие) лиц, занимающихся повседневной работой по опеке (попечительству), могут быть обжалованы на общих основаниях в соответствии с п. 2 ст. 46 Конституции, ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866‑1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Правом на обжалование обладают следующие заинтересованные лица:



родители (один из них);

близкие родственники ребенка, подлежащего устройству на опеку (попечительство);

воспитательные, медицинские учреждения, учреждения социальной защиты населения и др.

Жалоба подается непосредственно в суд или в вышестоящий орган в порядке подчиненности органов исполнительной власти.

Установление опеки (попечительства) Гражданский кодекс связывает с определенным сроком – один месяц с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка (ст. 35). Тем самым сводится к минимуму возможность его оставления без заботы со стороны лиц, управомоченных на защиту его прав и интересов. Если почему‑либо в этот срок не удается оформить опеку (попечительство), органы опеки и попечительства действуют в соответствии с п. 2 ст. 123 Семейного кодекса.

Согласно п. 2 ст. 35 ГК РФ опекунами (попечителями) не могут быть несовершеннолетние граждане, недееспособные, а также лишенные родительских прав лица.

После установления опеки (попечительства) опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение. Одновременно заводится личное дело подопечного, где хранится вся документация по опеке (попечительству), а также акты обследования условий жизни подопечного. Орган опеки и попечительства, выполняя требования п. 3 ст. 34 ГК РФ, осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью контрольных проверок, проводимых этим органом не менее двух раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспитании подопечного, улучшении его быта, материального обеспечения и т. д.

Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на этот счет решения (п. 2 ст. 40 ГК РФ). Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении подопечным 18 лет, а также в случае вступления его в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ) либо в случае его эмансипации (ст. 27). Кроме того, опека и попечительство могут прекратить свое существование вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей (ст. 39).

Утрата попечения со стороны родителей может не всегда носить постоянный характер (родители (один из них) возвращаются из мест лишения свободы, восстанавливают свое здоровье и т. п.). В таких случаях возвращение ребенка к родителям и прекращение вследствие этого опеки (попечительства) не всегда соответствует интересам ребенка. При этом может возникнуть спор между не лишенным родительских прав родителем и опекуном (попечителем), который нужно рассматривать по аналогии со ст. 68 СК РФ. При отказе родителям (одному из них) в иске опека (попечительство) сохраняется. После удовлетворения иска родителей (одного из них) опека (попечительство) прекращается с момента вступления решения суда в законную силу.

Опека (попечительство) может прекращаться и при усыновлении подопечного опекуном (попечителем) или другими лицами. Выносить специальное постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не требуется.

Иногда опекун (попечитель) не может справиться со своими обязанностями по причинам как объективного, так и субъективного свойства. В этих случаях ребенок может быть помещен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения. Если подопечный по решению органа опеки и попечительства передается в данные учреждения на полное государственное попечение, существовавшая ранее опека (попечительство) прекращается. Выполнение обязанностей опекуна (попечителя) в таких случаях возлагается на администрацию детского учреждения.

Опекун (попечитель) может по уважительным причинам (серьезная болезнь, инвалидность, тяжелые семейные обстоятельства и т. п.) отказаться от заботы о ребенке.

От прекращения опеки (попечительства) путем освобождения опекуна (попечителя) следует отличать его отстранение от исполнения им своих обязанностей вследствие нежелания заботиться о подопечном, защищать его права и интересы, выполнять опекунские обязанности. Отсутствие всяких усилий опекуна (попечителя), направленных на заботу о несовершеннолетнем в любых ее проявлениях, обязывает органы опеки и попечительства отстранить такого опекуна (попечителя) и вынести при этом соответствующее постановление. То же самое должно произойти, если опекун (попечитель) не просто бездействует, но совершает поступки, противоречащие интересам подопечного (при этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия неправомерного поведения опекуна (попечителя), и если опекун (попечитель) оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи, когда его жизнь и здоровье в опасности.

Прекращая опеку (попечительство) в таких случаях, орган опеки и попечительства не только отстраняет опекуна (попечителя), но и вправе все имеющиеся у него материалы направить прокурору. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка опекун (попечитель) может быть привлечен к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ), а если это связано с жестоким обращением с ребенком – к уголовной ответственности (ст. 156 УК РФ).

§ 1. Опека (попечительство): понятие и правовая сущность.

§ 2. Особенности опеки и попечительства как института российского права.

§ 3. Место института опеки и попечительства в системе российского законодательства.

ГЛАВА 2. История института опеки и попечительства в доктрине и законодательстве.

§ 1. Становление и развитие института опеки и попечительства в римском праве.

§ 2. Особекности исторического развития института опеки и попечительства в отечественном праве.

ГЛАВА 3. Особенности правоотношения опеки и попечительства.

§ 1. Основания установления и прекращения опеки и попечительства.

§ 2. Права детей, находящихся под опекой (попечительством).

§ 3. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка.

§ 4. Эволюция правового статуса органов опеки и попечительства.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: актуальные проблемы правового регулирования"

Актуальность темы диссертационного исследования

В XX веке в России произошли кардинальные изменения в социально-экономическом строе. Отказ от идеологии социализма повлек за собой изменение положения личности в обществе. С одной стороны, >) человек стал более свободным, но с другой - социальная забота о личности значительно снизилась.

Одной из форм социальной заботы о гражданах, особо нуждающихся в ней, является установление опеки или попечительства.

Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность, проявлением которой стали разработка и принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Основной целью совершенствования традиционной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение и гармонизация интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание.

Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - представляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан.

Потребность в принятии закона об опеке и попечительства была обусловлена необходимостью не только введения новых правил правовой регламентации соответствующих отношений, но и унификации в этой части законодательных актов субъектов РФ. Внедрение на уровне субъектов иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, породило противоречия в правовом регулировании схожих форм воспитания детей либо наоборот, формальное дублирование законов.

Принятие специального закона позволило разрешить множество вопросов, но многие новеллы и механизм их реализации нуждаются в теоретическом осмыслении. Применение различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, создало условия для формирования самостоятельных правоотношений между ребенком и лицами, принявшими на себя обязательства по его воспитанию. Наиболее похожей на опеку и попечительство является приемная семья, которая ранее действовавшим законодательством признавалась отдельной формой воспитания детей. На идентичность соответствующих правоотношений неоднократно обращалось внимание в науке семейного права1.

Признание опеки и попечительства в качестве основной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также приемной и патронатной семей - ее разновидностями, обусловило необходимость исследования новых положений законодательства с целью определения степени их эффективности.

Вопрос о правовой природе опеки и попечительства периодически

2 1 подвергается исследованию в науке гражданского и семейного права. При этом объектами внимания. выступают различные аспекты правовой регламентации соответствующих отношений: правовое положение опекуна (попечителя) и подопечных; обеспечение имущественных прав и

1 См.: Шукуров Р.А. Приемная семья по семейному праву России. Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Белгород, 2004; Фетисова О.В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук, М., 2005; Цветков В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Томск, 2005; Банников И.А. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью в Российской Федерации. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 2007 и др.

2 См.: Томилов А.Ю. Защита прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2001; Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства. Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. Томск, 2003; Мурзин Р.Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 2006 и др. интересов лиц, находящихся под опекой (попечительством); порядок установления и прекращения правоотношений по опеке (попечительству).

Дискуссионным остается вопрос непосредственно о правовой природе названного института, а именно: это гражданско-правовой, семейно-правовой либо комплексный институт. Последнее реформирование системы опеки и попечительства, повлекшее за собой внесение изменений и в гражданское, и в семейное законодательство, обусловило множество новых вопросов и только усилило актуальность предпринятого исследования.

Исследование правовой природы опеки и попечительства на современном этапе развития законодательства дает основание для выводов об изменении вектора в развитии данного правового института. Длительное время опека и попечительство как институт занимали самостоятельное место и в гражданском, и в семейном законодательстве.

На наш взгляд, опека и попечительство в большей степени основаны на семейно-правовых связях, обусловливающих заботу о недееспособном или несовершеннолетнем члене семьи. Однако в результате проведенной реформы приоритет получили гражданско-правовые признаки данного института. Обратимся, например, к содержанию ст. 3 Закона «Об опеке и попечительстве»: «1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. 2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации.». Таким образом, общие положения определяются гражданским законодательством, а особенности -семейным.

Следует отметить, что законодателем впервые определены понятия опеки и попечительства, введены в оборот новые институты -предварительная опека (попечительство), договор об осуществлении опеки попечительства) и другие, которые, соответственно, нуждаются в научном осмыслении и обосновании их правовой природы.

Изложенные обстоятельства, а также необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства, регулирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определили актуальность темы данного исследования, которая обусловлена потребностью анализа механизма правового регулирования защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также выявлением особенностей функционирования правовых институтов опеки и попечительства в системе права с учетом закономерностей их развития в современных условиях.

Цели и задачи исследования

Целями работы являются: исследование правовой природы опеки и попечительства; определение отраслевой принадлежности института опеки и попечительства в системе права и в системе законодательства; выявление и обоснование специфики правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми; выявление существующих проблем в организации системы опеки и попечительства; научное обоснование перспектив развития института опеки и попечительства.

Поставленные цели тесно связаны с решением следующих задач:

Сформулировать и теоретически обосновать понятие опеки и попечительства над несовершеннолетними;

Исследовать основания возникновения и прекращения опеки (попечительства) над несовершеннолетними;

Проанализировать правоотношения по опеке и попечительству: между опекуном (попечителем) и ребенком, находящимся под опекой (попечительством); между опекуном (попечителем) и родителями ребенка, переданного под опеку (попечительство); между опекуном (попечителем) и органами опеки и попечительства и др.;

Охарактеризовать правовое положение опекунов (попечителей) и правовое положение детей, находящихся под опекой (попечительством);

Проанализировать императивные и диспозитивные начала в системе установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними;

Определить функциональные и иные взаимосвязи гражданско-правовых, семейно-правовых, административно-правовых норм, регулирующих отношения по опеке (попечительству) над несовершеннолетними;

Выявить основные тенденции развития законодательства различной отраслевой принадлежности, регламентирующие отношения по опеке (попечительству) над несовершеннолетними;

Разработать и обосновать предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения.

Предмет исследования составляют нормы российского законодательства различной отраслевой принадлежности, определяющие основания возникновения и прекращения правоотношений по опеке (попечительству) над несовершеннолетними, содержание и специфику названных правоотношений.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при установлении и осуществлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми.

Методологическую основу исследования составили диалектический и историко-правовой методы познания науки семейного и гражданского права, семейного, гражданского, административного законодательства, а также практики применения опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе исследования использовались общенаучные (анализ, синтез, историко-правовой) и частно-научные методы познания: сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический анализ.

Теоретическую базу настоящего исследования составляют труды ученых в области философии, социологии, теории государства и права, семейного, гражданского, административного права: С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, Л.И. Беляевой, Ю.Ф. Беспалова, В.И. Бошко, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, М.Ф. Владимирского, Е.М. Ворожейкина, З.И. Ворониной, М.А. Галагузовой, И.В. Гессен, А.Г. Гойхбарга, Н.М. Ершовой, О.Ю. Ильиной, О.С. Иоффе, O.A. Красавчикова, Е.А. Крашенинникова, A.B. Малько, Г.К. Матвеева, Н.И. Матузова, B.C. Мартемьянова, Д.И. Мейера, Л.Ю. Михеевой, С.А. Муратовой, A.M. Нечаевой, И.Б. Новицкого, А.И. Пергамент, JI.M. Пчелинцевой, A.M. Рабец, В. А. Рясенцева, Г.М. Свердлова, В.И. Синайского, Е.А. Суханова, P.O. Халфиной, Б.Л. Хаскельберга, Е.А. Чефрановой, Н.С. Шерстневой, Г.Ф. Шершеневича и др.

Нормативную базу исследования составили положения, закрепленные в российском гражданском, семейном и административном законодательстве и определяющие правовые основы применения такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как опека и попечительство.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в попытке автора провести комплексное исследование института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми сквозь призму последних изменений законодательства об опеке и попечительстве.

В диссертации на основе комплексного анализа научно-теоретических концепций и законодательства по исследуемой теме впервые раскрывается специфика правового института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми как особого вида опеки (попечительства).

В работе впервые проанализировано новейшее законодательство об опеке и попечительстве, исследованы новшества в правовой регламентации соответствующих правоотношений, которые получили научное обоснование либо подверглись аргументированной критике.

Проведенное исследование позволило также выявить пробелы и противоречия в новейшем законодательстве по вопросам правового регулирования опеки (попечительства) как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ исторической эволюции и современного состояния правоотношений опеки и попечительства позволил сформулировать положения, выносимые на защиту:

1. Представляется неверным определение в законе понятий «опека» и «попечительство» как унифицированных применительно к отношениям с участием малолетних и несовершеннолетних лиц и к отношениям, участниками которых являются недееспособные и ограниченно дееспособные лица.

Над малолетними и несовершеннолетними детьми опека (попечительство) устанавливается прежде всего с целью их воспитания. И уже в процессе воспитания детей решаются вопросы обеспечения их личных и имущественных прав и интересов.

Над недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами опека и попечительство устанавливаются с целью восполнения дееспособности названных лиц, в связи с этим они выступают формой устройства последних.

2. Особенности становления и развития института опеки и попечительства в доктрине и законодательстве обусловили его комплексный характер. В настоящее время нормы, регулирующие отношения, связанные с опекой и попечительством, находятся в актах, принадлежащих отраслям гражданского, семейного, а также административного законодательства.

Представляется, что полноценное функционирование опеки (попечительства) как социального и правового института возможно только посредством применения всей совокупности норм различной отраслевой принадлежности.

3. Действующее законодательство основано на принципе добровольности осуществления обязанностей по опеке (попечительству), что установлено ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

В то же время при назначении опекуна (попечителя) по заявлению родителей либо самих несовершеннолетних граждан акт об отказе в назначении может быть принят только в случае, если такое назначение противоречит гражданскому или семейному законодательству либо интересам ребенка (ч. 5 ст. 13). Это означает, что в данной ситуации согласие опекуна (попечителя) не имеет значения.

Такой подход законодателя нельзя признать правильным, поскольку принудительное назначение опекуна (попечителя) однозначно будет противоречить интересам подопечного ребенка. В связи с этим в ст. 11 следует предусмотреть, что в заявлении родителей либо самого несовершеннолетнего о назначении опеки (попечительства) должно быть не только указано конкретное лицо потенциального опекуна (попечителя), но и зафиксировано его согласие на такое назначение.

4. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют особое правовое положение как участники семейных правоотношений.

Утрата родительского попечения в силу той или иной причины служит основанием для приобретения детьми дополнительного комплекса прав не только в семейных, но и в иных правоотношениях. При этом некоторые права, которыми наделяется ребенок в семье (право на воспитание, заботу, на общение с родителями и др.), приобретают особое содержание и формы реализации, если правообладателем выступает ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Данные обстоятельства позволяют утверждать о самостоятельном характере и специфике правоотношений по воспитанию детей, находящихся под опекой (попечительством).

5. Гарантией обеспечения прав и интересов подопечных является предусмотренное законом право органа опеки и попечительства требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и других организациях.

В то же время не требуется предоставление названных выше сведений, если опекун (попечитель) назначается на основании заявления родителей ребенка, самого ребенка в возрасте старше 14 лет и в других случаях (то есть не по заявлению потенциального опекуна (попечителя)).

С целью приведения положений закона к единообразию и обеспечения прав и интересов подопечного при установлении опеки (попечительства) любого вида следует предусмотреть: во-первых, обязанность органа опеки и попечительства запрашивать соответствующие сведения, во-вторых, распространить это правило на все виды опеки (попечительства) независимо от оснований установления опеки (попечительства).

6. Особой категорией детей, над которыми может быть установлена опека, являются дети несовершеннолетних родителей. Новшеством законодательства является установление оснований прекращения опеки такого вида. Наряду с применением общих оснований, опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по достижении их родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия (ч. 2 ст. 29 закона).

Однако данное правило противоречит ст. 62 Семейного кодекса РФ, предоставляющей право несовершеннолетним родителям самостоятельно осуществлять свои родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет, ограничивает родительские права несовершеннолетних родителей.

7. Представляется обоснованным утверждать о появлении в науке семейного права нового института - «ограничение прав опекуна (попечителя)».

Согласно ч. 4 ст. 15 Закона «Об опеке и попечительстве» в интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна (попечителя) либо в договоре об осуществлении опеки (попечительства) может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну (попечителю) изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна (попечителя), в том числе требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

8. Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать ряд предложений по изменению и дополнению действующего законодательства:

Необходимо изменить название ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», поскольку в ней устанавливаются требования к опекунам (попечителям), особенности назначения нескольких опекунов одному лицу, одного лица опекуном нескольких подопечных: «Лица, имеющие право быть опекунами (попечителями)»;

Дополнить ч. 4 ст. 13 данного закона следующим предложением: «В заявлении родителей либо самого несовершеннолетнего о назначении опеки (попечительства) должно быть отмечено согласие потенциального опекуна (попечителя) на соответствующее назначение»;

Предлагается ч. 2 ст. 10 изложить в следующей редакции: «В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства обязан потребовать от данного гражданина предоставления сведений о себе. (далее по тексту)»;

Ч. 2 ст. 29 изложить в следующей редакции: «Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным ч. 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста шестнадцати лет».

9. Исследование правоотношений, возникающих между родителями ребенка, над которым установлена опека (попечительство), и его опекунами (попечителями) дает основание утверждать о специфике правомочий названных лиц по воспитанию ребенка и защите его прав и интересов.

Представляется, что споры, возникающие между родителями ребенка и его опекуном (попечителем), составляют особую категорию споров, связанных с воспитанием детей. Кроме того, многообразие форм опеки и попечительства создает почву для появления самых различных споров между субъектами обозначенных отношений.

В связи с этим целесообразным является дача соответствующих разъяснений Пленумом Верховного суда РФ и принятие постановления о применении судами законодательства при рассмотрении споров, связанных с осуществлением опеки и попечительства над детьми.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что конкретные выводы, сделанные в результате проведенного исследования, могут быть учтены в процессе дальнейшей научной разработки и изучения вопросов, связанных с опекой (попечительством) над несовершеннолетними, а также при формировании и корректировании семейного, административного законодательства в этой сфере как на федеральном, так и на региональном уровне.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы также при проведении лекций и практических занятий по курсу «Семейное право». Поскольку в работе проанализировано новейшее законодательство об опеке (попечительству) над несовершеннолетними, материалы исследования могут быть использованы для разработки методических рекомендаций при проведении занятий по повышению квалификации специалистов органов опеки и попечительства, а также иных органов, обеспечивающих защиту прав и интересов несовершеннолетних.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные научные выводы, составляющие теоретическую основу настоящего исследования, практические предложения и рекомендации нашли отражение в опубликованных автором статьях, изложены в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка нормативных материалов и использованной литературы.

Заключение диссертации по теме "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право", Урумова, Татьяна Олеговна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Генезис правоотношений по опеке и попечительству, рассмотренный при решении поставленных исследовательских задач, и выявленные при этом сравнительно-исторические характеристики правотворческой эволюции опеки и попечительства позволяют сделать ряд выводов.

В процессе эволюции правоотношений по опеке изменилось понимание объекта опеки и произошла его трансформация в институты опеки и попечительства.

Российское правотворчество в XVIII и XIX вв. использовало позитивный опыт классической институализации опеки и попечительства, достигнутый в римском праве, применительно к российским условиям и традициям. Это касается введения возрастных критериев совершеннолетия, ориентации на сословные статусы в контексте национальных и этнических традиций народов, входящих в состав Российской империи.

Изначально опека осуществляется семьей, общиной, родом под воздействием норм обычного права. В дальнейшем, в связи с необходимостью установления контроля со стороны государства за лицами, осуществляющими опеку, появляются правовые нормы, регламентирующие отношения опеки.

Представляется, что в определенный исторический период потребность развернутого правового регулирования отношений, связанных с опекой, породила существование целого института опеки и попечительства, содержащего как общие положения, так и правила об отдельных видах опеки.

Под опекой и попечительством необходимо понимать форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. При этом опека и попечительство как вид социальной заботы представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:

Регулируется нормами различной отраслевой принадлежности;

Предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, - для обеспечения иных его интересов (например, дополнительная цель опеки над детьми -их воспитание);

Состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;

Осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно или на условиях встречного предоставления со стороны подопечного, государства (в широком смысле) или иных лиц;

Решает общегосударственные задачи, поэтому ее установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, по нашему мнению, сущность опеки и попечительства состоит в устройстве лица, его судьбы и судьбы его имущества. При этом институт опеки (попечительства) представляет собой способ осуществления социальной заботы и такую форму устройства лица, которая предполагает исключительно индивидуальное оказание помощи, ухода и попечения со стороны определенного физического лица (определенных лиц).

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов, имеющих значение для развития науки семейного права, совершенствования действующего законодательства об опеке и попечительстве и практики его применения.

Во-первых, в науке семейного права дискуссионным остается вопрос непосредственно о правовой природе названного института, а именно, это гражданско-правовой, семейно-правовой либо комплексный институт?

Последнее реформирование системы опеки и попечительства, повлекшее за собой внесение изменений и в гражданское, и в семейное законодательство, обусловило множество новых вопросов и только усилило актуальность предпринятого исследования.

Ныне действующий закон «Об опеке и попечительстве» содержит определения понятий опеки и попечительства, которые, на наш взгляд, нуждаются в корректировке. Более четкое и полное определение правовой сути названных институтов при последующем внесении изменений и дополнений в Гражданский и Семейный кодексы позволит точно обозначить правовую природу опеки и попечительства, признав это институтом гражданского или семейного права, либо подтвердив комплексный характер опеки и попечительства.

По нашему мнению, недопустимо применять единое определение понятия опеки и попечительства в гражданско-правовых и семейно-правовых отношениях. В отношениях с участием недееспособных и ограниченно дееспособных граждан опека и попечительства являются, прежде всего, формами восполнения дееспособности названных лиц, формами устройства последних. Если же опека и попечительство устанавливаются над малолетними и несовершеннолетними детьми -приоритет имеет воспитание последних.

Во-вторых, заслуживает одобрения и поддержки признание законодателем возмездной основы осуществления опеки (попечительства). Представляется допустимым рассматривать осуществление опеки (попечительства) как оказание специальных услуг.

На наш взгляд, облечение отношений опеки и попечительства в договорную форму дает возможность более четко установить права и обязанности, а также ответственность субъектов опеки и попечительства. Исключительно безвозмездный характер соответствующих отношений практически создавал условия безнаказанного поведения опекунов (попечителей).

По нашему мнению, использование договорных конструкций отношений позволит институту опеки и попечительства приобрести необходимую мобильность, более эффективно проводить реализацию поставленных перед ним социальных задач.

В-третьих, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют особый правовой статус по сравнению с детьми, имеющими полноценную семью. Опекун (попечитель), в отличие от родителей, имеет широкий круг обязанностей, обусловленный возложенной на него социальной функцией воспитания и развития личности подопечного. При этом законодатель, уделяя отдельное внимание социальной роли опекуна (попечителя), предусмотрел также ряд льгот.

Это дает основания утверждать об отсутствии тождества в правовой природе отношений между родителями и детьми и отношений, складывающихся между опекуном (попечителем) и подопечным.

В-четвертых, анализ правоотношений, возникающих между родителями ребенка, находящегося под опекой (попечительством), и опекуном (попечителем) ребенка, дает основание сделать вывод об их особой правовой природе. Данные отношения занимают самостоятельную нишу в сфере семейных правоотношений, составляющих предмет семейного права.

Новшеством действующего законодательства является установление оснований ответственности опекуна (попечителя) перед родителями и наоборот. Особый интерес представляет норма, предоставляющая родителям право обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов ребенка и (или) своих прав и законных интересов. Однако механизм применения мер ответственности не предусмотрен, отсутствуют и соответствующие разъяснения. Много вопросов, связанных с ответственностью сторон, обусловлено и договорной природой исполнения обязанностей по опеке (попечительству).

На наш взгляд, споры, возникающие между родителями ребенка и его опекуном (попечителем), составляют особую категорию споров, связанных с воспитанием детей. Кроме того, многообразие форм опеки и попечительства создает почву для появления самых различных споров между субъектами соответствующих отношений.

В связи с этим представляется целесообразным принятие Пленумом Верховного суда РФ постановления о применении судами законодательства при рассмотрении споров, связанных с осуществлением опеки и попечительства над детьми.

В-пятых, развитие и совершенствование данной формы устройства, позволявшей на протяжении веков обеспечивать достойное существование отдельных категорий лиц, необходимо рассматривать как одну из задач государства, что предполагает обеспечение с его стороны эффективности функционирования данного социального института.

В этой связи урегулировать одновременно отношения и по выявлению, и по устройству лица, и отношения опекунов (попечителей) с их подопечными, и все иные отношения, вытекающие из установления опеки (попечительства), можно только в рамках института законодательства.

Представляется, что содержание предмета и принципов рассматриваемого института права обусловливает необходимость регулирования отношений, связанных с опекой и попечительством, именно комплексом правовых норм, имеющих тесную взаимосвязь и относящихся к отрасли гражданского, семейного, а также административного права.

На наш взгляд, рассматриваемый институт права и законодательства является комплексным. При этом опека (попечительство) может рассматриваться как отдельная правовая категория по отношению к правовой системе, так как представляет собой подинститут гражданского и семейного права, который содержит совокупность норм, регулирующих не только тесно связанные между собой, но и обусловливающие друг друга общественные отношения.

Несмотря на новшества действующего законодательства и предлагаемые в работе нововведения, связанные с уменьшением императивного начала и приданием институту мобильности, нормы, регулирующие опеку и попечительство, должны располагаться в нескольких отраслях законодательства, обеспечивая необходимый баланс частного и публичного интереса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Урумова, Татьяна Олеговна, 2009 год

1. Нормативные акты

2. Конституция Российской Федерации: Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. М.: ACT, Астрель, 2007. 160 с.

3. Гражданский кодекс РСФСР//Ведомости РСФСР. 1964. № 24.

5. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 Г.//СУ РСФСР. 1918. № 76-77.

6. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. //Отечественное законодательство XI-XX в./под ред. О.И. Чистякова. М.: Юристъ, 2000.

7. Семейный кодекс РФ//Собрание законодательства РФ. 01.01.1996.1.

9. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 19 мая 1995 г. №81-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. №21.

10. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52.

11. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 23.12.1996. №52.

12. Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. №1541-1//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 11.07.1991. №28.

13. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ//«Российская газета» от 30.04.2008 г. № 94.

14. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1// Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. №3.

15. Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ»// Собрание законодательства РФ. 12.06.1995. №24.

16. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №612//Собрание законодательства РФ. 10.07.1995. № 28.

17. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий граждан, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. №883//Собрание законодательства РФ». 11.09.1995. №37.

18. Типовое положение об учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 650//Собрание законодательства РФ. 20.06.1994. №8.

19. Проект устава об опеках и попечительствах. СПБ.: Государственная типография, 1890. 55 с.

20. Французский гражданский кодекс. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2000. 405 с.

21. Гражданский кодекс Квебека/пер. с англ. Г.Е. Авилова. М.: Статут, 1999. 472 с.

22. Гражданский кодекс Испании//Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сб. нормативных актов: учеб. пособие/ под ред. В.К. Пучинского, М.И. Кулагина. М.: Изд-во УДН, 1986. 284 с.1. Специальная литература

23. Азаревич Д.И. О различии между опекой и попечительством по римскому праву. СПб.: Типогр. т-ва «Обществ, польза», 1872. 320 с.

24. Алехин А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало, 1996. 680 с.

25. Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995. 267 с.

26. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т. 1. М.: Юрид. литра, 1981.360 с.

27. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 1999. 366 с.

28. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. М.: Юристъ, 1995. 320 с.

29. Байтингер Е.Г. Социальная защита детей-сирот. Челябинск, 1996.192 с.

30. Бартошек Милан. Римское право: Понятии, термины, определения/пер. с чешек. М.: Изд-во Юрид. лит-ра, 1989. 464 с.

31. Бахрах Д.Н. Административное право Росиии: учебник для вузов. М.: Издат. группа Норма-Инфра, 2000. 640 с.

32. Беспалов Ю. Защита прав несовершеннолетних/ТРоссийская юстиция. 1997. № 1. С. 32-34.

33. Беляева J1.B. Патронат в России (XIX начало XX в.): Учебное пособие/Акад. МВД России. М., 1996. 116 с.

34. Белякова A.M. и др. Правовая охрана детства: Учебное пособие. М.: Знание, 1968. 158 с.

35. Белякова A.M., Ворожейкин Е.М. Советское семейное право. М.: Юридич. лит-ра, 1974. 304 с.

36. Владимирский-Буданов М.Ф Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 639 с.

37. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Юридич. лит-ра, 1950. 367 с.

38. Бугаевский A.A. Права родственников на опекунство. СПб., 1915.

39. Васильев Ю.С., Евтеев М.П. Кодификация и систематизация законодательства//Советское государство и право. 1971. № 9. С. 11-19.

40. Веберс Я.Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига: Зинате, 1976. 428 с.

41. Вольман И.С. Опека и попечительство. СПб.: Типограф1я т-ва печ. и изд. дела «Труд» , 1903. 172 с.

42. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М.: Юрид. лит-ра, 1972. 336 с.

43. Гойхбарг А.Г. Брачное, семейное и опекунское право советской республики. М.: ЮГИЗ, 1920. 132 с.

44. Гражданское право: Учебник. Ч. 1/под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М.: Проспект, 1996. 679 с.

45. Гражданское право России: Курс лекций/под ред. О.Н. Садикова. М.: Юрид. лит-ра, 1996. 304 с.

46. Гражданское право: Учебник. Ч. 1/под ред. А.Г. Калпина, А.И. Маслаева. М.: Юристъ, 1997. 472 с.

47. Гулидов П.В. Объективные предпосылки изменения российского законодательства об опеке и попечительстве//Журнал российского права. 2006. №6. С. 69-74.

48. Гутцайт Д.И. Опека и попечительство, осуществляемые органами социального обеспечения. М., 1929. 96 с.

49. Деларов П. Очерки истории личности в древнеримском праве: Историко-юридический опыт. СПб., 1895. 168 с.

50. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов/ под ред. B.C. Нерсесянца. М.: Изд. группа «ИНФРА-М» Норма. М., 1996. 704 с.

51. Документы по истории зарубежного права/под ред. H.A. Крашенниковой. М.: Изд-во МГУ, 1987. 648 с.

52. Емелина JI.A. Развитие семейного права в России: теоретический и историко-сравнительный анализ. Монография. М., 2000.

53. Ершова Н.М. Опека и попечительство над взрослыми. М., 1962.42 с.

54. Ершова Н.М. Опека и попечительство над несовершеннолетними по советскому праву. М.: Госюриздат, 1959. 107 с.

55. Ершова Н.М. Имущественные правоотношения в семье. М.: Наука, 1979. 95 с.

56. Ершова Н.М. Опека и попечительство. М.: Юрид. лит-ра, 1971. 80с.

57. Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М.: Юрид. лит-ра, 1977. 176 с.

58. Ершова Н.М. Правовые вопросы воспитания детей в семье. М.: Наука, 1971. 184 с.

59. Ершов В. Отношения, регулируемые гражданским правом// Российская юстиция. 1996. №1. С. 14-15.

60. Законы гражданские. Т. 10. Ч. 1/сост. А.К. Гаугер. СПб., 1898.192 с.

61. Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. Л.: Изд-воЛГУ, 1958. 511 с.

62. Кабышев O.A. Усыновление. Опека и попечительство над детьми. Библиотека работодателя. М.: ПРИОР, 1998. 96 с.

63. Керимов Д.А. Общая теория государства и права: предмет, структура функции. М.: Юрид. лит-ра, 1977. 124 с.

64. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1974.472 с.

65. Коренев А.П. Административное право России: Учебник. М.: Изд-во «Щит-М», 1999. 276 с.

66. Комментарий с Семейному кодексу Российской Федерации/под ред. И.М. Кузнецова. М.: Изд-во БЕК, 1996. 512 с.

67. Красавчиков O.A. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание и функции. М.: Норма, 2001. 250 с.

68. Матвеев Г.К. Советское семейное право: Учебник. М.: Юрид. лит-ра, 1985. 283 с.

69. Мельникова Э.Б., Ветрова Г.Н. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) //Правозащитник. 1996. № 1. С. 13-19.

70. Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. 1. М.: Статут, 1997.290 с.

71. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство. М.: Волтерс Клувер, 2004. 356 с.

72. Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 1994. 180 с.

73. Нечаева A.M. Правовые формы деятельности органов опеки и попечительства по воспитанию несовершеннолетних в семье. М.: ПРИОР, 2003. 64 с.

74. Новицкий И.Б. Римское право. М.: Теис, 1998. 245 с.

75. Овсянко Д.М. Административное право. М.: Юристъ, 1995. 303 с.

76. Огензихт В.А Воля и волеизъявление (очерки теории, философии и психологии права). Душанбе: Дониш, 1983. 250 с.

77. Омельченко О. Основы римского права: Учебн. пособие. М.: Изд. Фирма «Манускрипт», 1994. 235 с.

78. Осокина Г.Л. Гражданская процессуальная право- и дееспособность//Российская юстиция. 1997. № 5. С. 35-37.

79. Осокина Г.Л. Понятие, виды и основания законного представительства//Российская юстиция. 1998. № 1. С. 43^44.

80. Пергамент А.И. К вопросу о правовом положении несовершеннолетних //Ученые записки ВИЮН. Вып. 3. М.: Госюриздат, 1955. С. 14-15.

81. Пергамент А.И. Опека и попечительство. М.: Юрид. литра, 1966.160 с.

82. Покровский И.А. История римского права. СПб.: Питер, 1998.348 с.

83. Полный свод законов Российской империи. В 16-ти т. СПб., 1903.

84. Потюков А.Г. Жилищное право. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. 112 с.

85. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М.: Норма, 2003. 368 с.

86. Пухан Иво, Поленак-Акимовская Мирьяна. Римское право (базовый учебник)/пер с македонского. Под редакцией проф. В.А. Томисинова. М.: Зерцало, 1999. 402 с.

87. Рясенцев В.А. Семейное право: учебник для вузов. М.: Юрид. лит-ра, 1971. 266 с.

88. Рясенцев В.А. Советское гражданское право: Учебник. М.: Юрид. лит-ра, 1975. Т. 1. 801 с.

89. Салищева Н.Г. Гражданская и административная юрисдикция в СССР. М.: Наука, 1970. 204 с.

90. Сборник документов по всеобщей истории государства и права/сост. К.Е. Ливанцев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 140 с.

91. Свердлов Г.М. Советское семейное право. М.: Госюриздат, 1958.320 с.

92. Теория государства и права: Учебник/под ред. В.М. Карельского, В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М, 1997. 570 с.

93. Тит Ливий. История Рима от основания города. В 3-х т./ Пер. с лат. под ред. М.Л. Гаспарова, Г.С. Кнабе, В.М. Смирина. М.: Изд-во «Наука», 1993. Т. 3. 244 с.

94. Тихомирович М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953. 96 с.

95. Тихомирович М.Н. Соборное уложение 1649 г. М., 1961. 80 с.

96. Томилов А.Ю. Правотворческая эволюция институтов опеки и попечительства над несовершеннолетними. Челябинск, 2000. 124 с.

97. Тютчев А.П. Опека у крестьян над малолетними и несовершеннолетними сиротами, над имуществом должников и безвестно отсутствующих и над расточителями. СПб., 1912. 56 с.

98. Усыновление и опека/сост. JI. Селявина. М.: Социздат, 1998. 173с.

99. Философский словарь//под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980. 444 с.

100. Халфина P.O. К проблеме правоотношений/УСоветское государство и право. 1982. № 6. С. 84-99.

101. Хвостов В.М. Система Римского права: Учебник. М.: «Спарк», 1996. 522 с.

102. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. М.: Юрид. лит-ра, 1991. 111 с.

103. Цыпкин П.С. Опека в крестьянском быту. СПб., 1908.

104. Черепахин Б.Б. Гражданско-правовая охрана интересов личности. М.: Юрид. лит-ра, 1969. 124 с.

105. Чефранова Е.А. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства//Российская юстиция. 1996. № 10. С. 5661.

106. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: «Спарк», 1995. 342 с.1. Судебная практика

107. Извлечение из Постановления Европейского суда по правам человека от 16.12.2003 года//Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2004. № 4.

108. Определение Верховного суда от 5.02.2006 г. по делу № 58-ВПР 05-76//Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 2006. № 3.

109. Определение Верховного суда от 24.05.2005 г. по делу № 18-В 05-28//СПС КонсультантПлюс.

110. Определение Верховного суда от 28.12.2004 г. по делу № 88-В04.4//СПС КонсультантПлюс.

111. Определение Верховного суда от 30.07.2005 г. по делу № 53-Г05.46//СПС КонсультантПлюс.1. Авторефераты, диссертации

112. Булаевский Б.А. Правовое положение несовершеннолетних по российскому гражданскому законодательству: Дис. канд. юрид. наук. М., 1997.

113. Мурзин Р.Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект: Дис. канд. юрид. наук. М., 2006.

114. Томилов А.Ю. Защита прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

В современных условиях формирования гражданского общества и правового государства основной задачей является защита прав и свобод человека, его социальное благополучие. Особую актуальность в этой связи приобретают надежная охрана и защита интересов детей.

Между тем одна из самых тяжелых проблем России последнего времени – сиротство, особенно социальное, не связанное с такими катаклизмами как война, уносящая миллионы жизней.

Увеличивается число алкоголиков, наркоманов и лиц, страдающих иными формами зависимости, что не позволяет им быть полноценными участниками гражданских правоотношений. Все это не только не снижает, но напротив, усиливает актуальность как самого института опеки и попечительства, так и проблем, связанных с его дальнейшим развитием.

Взять ребенка под опеку решается далеко не каждый россиянин. А ведь те, кто все же решил стать приемными родителями или усыновителями, спасают малыша от большой психологической травмы и помогают ему избежать «душевной инвалидности». Психологи утверждают, что давно пришло время попрощаться с такой системой воспитания детей, как интернаты и детские дома.

Моя статья посвящена формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опека и попечительство

Шульга Инна Павловна, социальный педагог

МКОУ Митрофановская СОШ

Организация обучения и воспитания детей, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности учебных заведений естественно главная задача педагогических коллективов. Но есть ещё ряд вопросов, которые системе образования приходиться решать. Это и проблемы сиротства и проблемы детей – инвалидов, и организация отдыха несовершеннолетних, их оздоровления, и решение споров по воспитанию и многое другое, что вкладывается в понятие «охрана прав детей».

Проблемы, связанные с охранной детства, в последние годы осложнились. Растет число социальных сирот, резко снижается уровень здоровья детей. Увеличивается количество брошенных детей. Возрастает тенденция неблагополучия в семье.

Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Опека и попечительство устанавливается для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания. Под опекой согласно закона № 48 «Об опеке и попечительстве» понимают «форму устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными гражданами, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнения обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотребления со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса РФ».

Опекуны и попечители подбираются органом опеки и попечительства. При этом тщательно оценивают намерения лиц, предпочтение отдаётся более близким родственникам. Опекунами (попечителями) могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные качества опекуна (попечителя), способности его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут исполнять обязанности по воспитанию ребенка.

Работая социальным педагогом в МОУ Митрофановской сош, я осуществляю определенную деятельность с лицами данной категории. Для оказания своевременной помощи детям, оставшимся без попечения родителей важное значение имеет их точный учет. С этой целью в школе ведется «Журнал первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей», в который заносятся сведения о каждом ребенке, выявленном в микрорайоне и проживающем не у родителей.

В школе проводится работа по защите личных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в частности обеспечивается выполнение закона РФ «Об образовании», организовывается проведение два раза в год углубленного медицинского осмотра детей.

Защищаются имущественные права несовершеннолетних: выявляется и описывается имущество, принадлежащее осиротевшим, а в дальнейшем ведётся контроль над сохранностью этого имущества путем сверки наличия вещей в соответствии с первоначальной описью. В работе по защите жилищных прав детей за осиротевшими детьми в установленном порядке закрепляется право на проживание в семьях опекунов. Осуществляется контроль за сохранностью имущества жилых помещений, принадлежащих детям в соответствии со ст. 37, 38 Гражданского кодекса РФ. Мною составляются акты о сохранности жилья детей-сирот.

Личные дела подопечных детей дополняются два раза в год следующими документами:

  1. Актом контрольного обследования условий жизни. При изменении подопечным места жительства к акту обследования прилагается справка из жилищных органов о том, куда выбыл ребенок. При выявлении неблагоприятных условий жизни и воспитания подопечного семья берется на особый контроль и посещается чаще.
  2. Справками о здоровье, успеваемости подопечного, выплате на них алиментов или пенсии по случаю смерти родителей.

Орган управления образованием выплачивает опекунам (попечителям)

денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным. Назначение данных выплат регулируется Положением о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) , утвержденным приказом Министерства образования РФ от 16.02.93 № 50.

По достижению подопечным 14-летнего возраста опека прекращается, а лицо, выполнявшее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего; по достижению подопечным 18 –летнего возраста попечительство прекращается без принятия по этому поводу какого-либо решения. Снижение брачного возраста и вступление подопечного в брак является также основанием для прекращения попечительства. При прекращении опеки к личному делу приобщаются сведения об образовании подопечного, занятости, обеспечении жилплощадью.

В последнее время на территории микрорайона нашей школы наблюдается тенденция к росту количества детей, находящихся на опеке и попечительстве. Так за последние пять лет с 6 человек их количество увеличилось до 12. Большее распространение приобретает институт приемной семьи, который был введен Семейным кодексом РФ. Положение о приёмной семье было утверждено постановлением Правительства РФ 17 июля 1996 года. Статус приёмной семьи после заключения органами опеки и попечительства договора с родителями приобретают ранее созданные семейные детские дома.

Граждане, желающие взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, именуются приёмными родителями; ребёнок, передаваемый на воспитание в приёмную семью, именуется приёмным ребёнком, а такая семья – приёмной семьёй. Приёмные родители по отношению к приёмному ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна. Общее число детей в приёмной семье, включая родных и усыновлённых, не должно превышать 8 человек. Устройство детей в приёмную семью не влечет за собой возникновения между приёмными родителями и приёмными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

Приёмная семья образуется на основе договора о передаче ребёнка на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдаёт приёмным родителям удостоверение установленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства приёмным родителям оказывается необходимая помощь и осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания детей.

В случае, если лицо изъявляет желание взять на воспитание ребёнка с ослабленным здоровьем, больного ребёнка, ребёнка с отклонениями в развитии, ребёнка-инвалида в заключении должно быть указано наличие у приёмных родителе необходимых для этого условий. Заключение о возможности быть приёмными родителями является основанием для подбора ребёнка с целью передачи его в приёмную семью.

Органы опеки и попечительства предоставляют приемным родителям информацию о ребёнке, который может быть передан на воспитание в приёмную семью, и выдаёт направление для посещения ребёнка по месту жительства (нахождения). При подборе ребёнка из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений орган опеки и попечительства знакомит лиц, желающих взять ребёнка на воспитание, с личным делом ребёнка и заключением о состоянии его здоровья.

Договор о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребёнка и приёмными родителями. Он должен предусматривать срок, на который ребёнок помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребёнка, права и обязанности приёмных родителей, обязанности по отношению к приёмной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Ребёнок, переданныё в приёмную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством РФ на счета, открываемые на его имя в банковском учреждении. За ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещение или право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Ребёнок в приёмной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит его интересам, нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребёнком допускаются с согласия приёмных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребёнком, его родителями, родственниками и приёмными родителями определяется органами опеки и попечительства.

На содержание каждого ребёнка приёмной семье выплачивается ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книги предоставляются льготы, установленные законодательством РФ для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ребёнка, передаваемого на воспитание в приёмную семью на один год и более, выдаются средства на приобретение мебели.

Приёмные родители ведут учёт в письменной форме расходов и прихода денежных средств, выделяемых на содержание ребёнка. Сведения об израсходованных средствах предоставляются ежегодно в органы опеки и попечительства.

В данный момент на территории Митрофановского поселения проживает три приемные семьи. Пять лет назад областная газета «Коммуна» рассказала об одной из них. Хочется процитировать корреспондента газеты А. Гашимову: «Чужих детей не бывает, так считают Елена и Сергей Поспеловы. И не просто считают, но ежедневно доказывают это собственным примером. В октябре прошлого года в семье Поспеловых появилась ещё одна дочка. Четырнадцатилетняя Элла. С её приходом семья перестала быть такой же, как сотни и тысячи других, превратившись в приёмную.

Прежде чем стать частичкой новой семьи, Элла успела пожить вместе с мамой в Митрофановке и в Москве, побывать в социальном приюте «Доброта» в Кантемировке и в Верхнем Мамоне. Она не «подсела» на наркотики, и не потянулась к пиву и чему покрепче, не бросила школу. Потому что рядом оказались надёжные и добрые люди.

У Эллы очень сильный характер, мы знаем её практически с рождения, - рассказывает Елена Васильевна. – Вместе с её мамой беременными ходили, вместе девочек растили, в садик, школу отдали. Потом она поехала в Москву работать, а дочку отдала в приют. Мы сначала забрали девочку на зимние каникулы, потом и на все остальные. Чего только не наслушались, когда решили забрать её в семью. Многие нас отговаривали, зачем вам нужен чужой ребёнок, у неё есть сёстры и прочая родня, пусть, дескать, и берут к себе. Мы же никого не слушали, родственники были на нашей стороне. Не чужая она нам давно уже своей стала. Разве можно её в интернат отправить, как жить-то потом после такого».

В данный момент в семье Поспеловых воспитывается еще один приемный ребенок – племянница Эллы – Даша.

Подводя итог, обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт приёмной семьи, опеки и попечительства являются гражданско-правовым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, приёмными родителями, а также органами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы ГК.

В большинстве случаев приёмная семья, опека и попечительство применяется к малолетним и несовершеннолетним, поэтому этот институт играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы. Благодаря этим формам устройства несовершеннолетние получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.

Список использованной литературы

Специальная литература:

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога («ВАКО», Москва, 2005)

Гашимова А. Поселилось счастье в доме («Коммуна», 2008)

Нормативный материал:

Гражданский кодекс РФ. М., 2000.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Семейный кодекс РФ. Ростов-на-Дону, 2000.


1.1. История развития опеки и попечительства в России

1.2. Современная опека и попечительство

Глава 2. Органы опеки и попечительства в рф

2.1. Понятие и цели органов опеки и попечительства

2.2. Источники правового регулирования опеки и

попечительства над несовершеннолетними

2.3. Структура органов опеки и попечительства

2.4. Организация работы органов опеки и попечительства

Глава 3. Изменение и прекращение опеки и попечительства

3.1. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей

от исполнения ими своих обязанностей

3.2. Прекращение опеки и попечительства

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящий момент, учитывая социально-экономическое положение в нашей стране, проблема опеки и попечительства над несовершеннолетними являетсякак никогда актуальной.

По причине общего социально-экономического неблагополучия особую тревогу вызывает положение детей-сирот, выпускников школ-интернатов. Практика, используемая сегодня в социальной работе с семьей, когда процессы распада деградации в ней носят необратимый характер, не снижает уровня процесса социального сиротства. Разрушительный для судьбы ребенка развод родителей и прекращение семейных отношений не компенсируется временным решением проблемы питания и воспитания в государственном учреждении, напротив создает проблему постинтернатной жизни, которая приводит многих сирот к социальной депрессии и ставит их на путь асоциального поведения и даже суицида.

Семья – самое важное, что есть у ребенка. Дети, лишенные любви и заботы родителей, не способны стать полноценными членами общества. Семья традиционно представлялась как оплот всего необходимого для ребенка – воспитания, содержания, заботы, защиты его самого и его прав. Забота о семье и воспитании детей всегда являлась одной из главных задач нашей страны. Опека (попечительство) представляет собой одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения.

Опека и попечительство – это, во-первых, правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во-вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлена опека или попечительство).

Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, которые связаны и с семейным, и с гражданским законодательством. Понятие опеки и попечительства тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, а их решением занимаются одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Одинаковым является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных. Тем не менее, между опекой и попечительством существуют некоторые различия. В связи с тем, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия, в то время как попечитель является лишь помощником своего подопечного.

В течение многих лет законодательство об опеке и попечительстве практически не изменялось. Формирование нового отечественного гражданского законодательства в начале 90-х-годов, изменившее наши представления о многих институтах гражданского права, положений об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц, почти не коснулось. К числу произошедших перемен можно отнести: появление правил о доверительном управлении имуществом подопечных, устранение понятия "опека над имуществом" Наиболее значимым для института опеки и попечительства изменением является "перемещение" его основных положений в гражданское законодательство.

Изучив вышесказанное, мы видим, что тема данной дипломной работы является действительно актуальной.

Степень изученности проблемы. Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области опеки и попечительства разрабатывались целым рядом известных ученых. Можно выделить работы таких ученых, как М.В. Антокольской, А.П. Сергеева, В.В. Кустова, Е.Ю. Валявиной, А.И. Милевского, И.М. Кузнецовой и многих других.

Данной проблеме были посвящены специальные издания лишь в 1966 г. (А.И. Пергамент), 1971 г. (Н.М. Ершова), 1983 г. (A.M. Белякова и другие), 1993 г. (A.M. Нечаева) .

Объектом исследований является институт опеки и попечительства в РФ.

Предметом настоящей работы является современное законодательство, регулирующее нормы опеки и попечительства.

Исходя из актуальности данной проблемы, цель проводимого в дипломной работе исследования - анализ института опеки и попечительства в России: его становление, развитие и действие в настоящее время.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи :

Изучить историю развития опеки и попечительства в РФ

Рассмотреть структуру и организацию работы органов опеки и попечительства в РФ

Раскрыть основания и порядок установления, изменения и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними;

Осветить права детей, находящихся под опекой (попечительством);

Охарактеризовать права и обязанности опекуна (попечителя).

Законодательное регулирование выбранной темы работы осуществляется Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ.

В процессе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими являются методы анализа и синтеза, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, используются метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, которые используются в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права. Данные методы помогают наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты опеки и попечительства в рамках цели и задач исследования.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, включающих в себя 8 параграфов, заключения и списка литературы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: