Из каких частей состоят аварийно спасательные работы. Уточнение видов аварийно-спасательных работ. Вопросы и задания

Для непосредственной защиты населения от воздействия поражающих факторов источника ЧС выполняются аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР).

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают в себя:

Разведку маршрутов движения и участков работ;

Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

Подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

Поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;

Оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;

Вывоз (вывод) населения из опасных зон;

Санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки, что вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т.п.).

В целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызываемых вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения проводятся неотложные работы, которые включают в себя:

Прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);

Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

Ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

Обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений, для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;

Санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;

Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.


В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение.

К основным видам обеспечения относятся:

Разведка;

Радиационная и химическая защита;

Инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное и медицинское обеспечение;

Комендантская служба и охрана общественного порядка.

В зависимости от физической природы поражающих факторов, характера чрезвычайной ситуации и ее масштаба некоторые виды обеспечения могут стать не обеспечивающими, а основными мероприятиями АСДНР. Так, например, разведка в большинстве видов чрезвычайных ситуаций является составной частью АСДНР, инженерные мероприятия занимают важное место в составе этих работ при масштабных разрушениях, обширных площадях загрязнений и т.д. При радиационных и химических авариях мероприятия радиационной и химической защиты составляют важную часть ликвидационных мер, а при пожарах эту роль выполняют противопожарные мероприятия. В случае значительных санитарных потерь важнейшей составной частью аварийно-спасательных и других неотложных работ являются меры медицинской защиты.

Вместе с тем некоторым мерам всегда присущ только обеспечивающий характер:

Техническое обеспечение организуется с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, исполь­зуемой для ликвидации чрезвычайной ситуации;

Транспортное обеспечение имеет своей целью вывоз эвакуируемого населения, доставку сил РСЧС и их рабочих смен к местам работ, вывоз из зоны чрезвы­чайной ситуации материальных ценностей путем привлечения для перевозок ав­томобильного и других видов транспорта организаций, расположенных на терри­тории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования, использования табельных средств сил РСЧС;

Дорожное обеспечение направлено на создание условий для беспрепятственного маневра силами и средствами, эвакуации, своевременного подвоза необхо­димых материально-технических ресурсов путем поддержания дорог и дорожных сооружений в проезжем состоянии, строительства новых дорог, оборудования колонных путей и переправ, технического прикрытия перевозок;

Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрометеорологических явлений и процессов, оценки их возможного влияния на действия сил РСЧС и проведение мероприятий по защите населения;

Метрологическое обеспечение направлено на поддержание в готовности техники, аппаратуры, приборов, состоящих на оснащении РСЧС.

Оно состоит в организации правильного применения и содержания измерительных приборов, созда­нии их обменного фонда и резерва, обеспечении органов управления и сил РСЧС средствами измерений и т.д.;

Материальное обеспечение действий сил РСЧС заключается в бесперебойном снабжении их материальными средствами, необходимыми для ликвидации чрез­вычайных ситуаций, жизнеобеспечения населения и участников ликвидации чрез­вычайных ситуаций;

Комендантская служба в зоне чрезвычайной ситуации организуется с целью обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управле­ния и сил РСЧС, выдвижения их в исходные районы и к местам проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

Проведение АСДНР осуществляется силами и средствами той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия таковы, что самостоятельно имеющимися силами справиться с ликвидацией его последствий невозможно, к аварийно-спасательным работам привлекаются силы и средства МЧС России центрального подчинения, федеральных органов исполнительной власти.
На объектах аварийно-спасательные и другие неотложные работы, как правило, проводятся силами постоянной готовности объектового и местного уровней РСЧС (для ЧС мирного характера), а также гражданскими организациями гражданской обороны (для ЧС военного характера).

Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяется на три этапа:

Начальный этап - проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;

I этап - проведение АСДНР;

II этап - завершение АСДНР, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Эшелонирование АСДНР должно обеспечивать своевременное выполнение всего перечня аварийно-спасательных работ в возможно короткие сроки (1-3 суток).

В первом эшелоне сил проведения АСДНР, как правило, принимают участие:

Дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов);

Ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;

Дежурные караулы противопожарных подразделений;

Дежурные подразделения скорой медицинской помощи;

Маневренные поисковые (водолазные) группы, постоянно действующие спасательные посты и другие подразделения Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России.

Срок их прибытия в район бедствия не более 30 мин.
Основными задачами первого эшелона является локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи.

Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, во втором эшелоне принимают участие:

Аварийно-спасательные подразделения поисково-спасательной службы и войск гражданской обороны;

Подразделения Государственной противопожарной службы;

Специализированные подразделения экстренной медицинской помощи;

Ведомственные подразделения спасателей;

Подразделения ГИМС МЧС России.

Срок их прибытия в район бедствия не более 3 часов.

Основные задачами второго эшелона являются проведение аварийно-спасательных других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание медицинской помощи.

Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объеме, то в третьем эшелоне принимают участие:

Войска гражданской обороны с тяжелой техникой;

Соединения и воинские части Вооруженных Сил;

Специализированные части строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия от 3 часов до нескольких суток.

В задачи третьего эшелона входит радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой и т.п.).

Для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях выполнения АСДНР в группировке сил предусматривается резерв сил и средств.

Заключение

Вы узнали, что:

Существует комплекс мероприятий по защите населения от ЧС, включающий в себя: подготовку, различные виды защиты, эвакуацию, финансовое и материальное обеспечение населения;

В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам формированиями;

Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяется на три этапа: проведение экстренных мероприятий, проведение АСДНР, завершение АСДНР;

Своевременное выполнение всего перечня аварийно-спасательных работ в возможно короткие сроки обеспечивается эшелонированием (всего три эшелона);

Существует четкий порядок работы руководителей формирований при организации выполнения АСДНР, который включает в себя: уяснение задачи; отдание предварительных указаний; оценка обстановки и выполнение расчета времени; принятие решения на проведение АСДНР; отдание устного приказа; организация взаимодействия, обеспечения и управления.

Изучив материалы «Защита населения и территорий от ЧС в мирное и военное время» , проверьте свои знания, ответив на вопросы и выполнив указанные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Законспектировать : определения, понятия, сокращения и термины.

Быть в готовности: устно и письменно ответить на вопросы:

1. Сформулируйте цель и задачи ОКСИОН.

2. Перечислите аварийно – спасательные и другие неотложные работы.

3. Раскройте сущность эвакуации и рассредоточения, перечислите виды эвакуации и эвакуационные органы.

4. Перечислите состав сил и задачи эшелонов при проведении аварийно-спасательных работ.

5. Перечислите технические средства терминальных комплексов ОКСИОН.

6. Перечислите виды всестороннего обеспечения АСДНР.

7. Перечислите основные мероприятия, представляющие собой комплекс защиты населения и территорий.

8. Раскройте содержание этапов проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Сформулируйте и запишите в рабочей тетради правила поведения населения в защитных инженерных сооружениях, условиях эвакуации и рассредоточения.

Время: 2 часа.

Цели занятия :

  1. Изучить общие понятия и определения;
  2. Ознакомиться с организацией и основное содержание аварийно-спасательных работ.

Оборудование. Учебник, ПК, проектор, DVD - фильм: О репродуктивное здоровье

План занятия.

На доске:

Число, месяц


Аварийно-спасательные работы (а-с работы)
- это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Организация и ведение разведки в зоне Ч С.

Ocoбенностью организации разведки в зоне ЧС является выполнение основного условия - в состав разведформирования включаются специалисты, хорошо знающие специфику производства, на котором произошла авария, специалисты -химики с соответствующими приборами разведки и т.п.

Основные задачи разведки при возникновении ЧС в мирное время:

    осуществление усиленного наблюдения и лаборатopногo контроля за изменениями степени заражен-ности объектов внешней среды РВ, АХОВ, БС в рай-онах ЧС и на прилегающих к ним территориях;

    выявление общей обстановки в районах ЧС;

    установление мест нахождения людей, пострадавших при ЧС, и определение способов их спасения.

Разведка проводится

    активно,

    целеустремленно,

    своевременно

и непрерывно, а добытые данные должны быть достоверными.

В зависимости от способов дo-бывания разведданных и выделяемых для этого средств разведка подразделяется

на воздушную, речную (морскую), наземную.

Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций и opгaнов местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством комиссии по ЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или лик-видировать ее невозможно, указанные комиссии обра-щаются за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС.

Работы, связанные со спасением людей, проводятся непрерывно до полного их завершения. При необходимости организуется смена и отдых личного состава

формирований на месте работ или в установленных местах (районах).

Целью проведения аварийно--спасательных и дрyгиx неотложных работ (АСДНР) является спасение людей и оказание медицинской помощи пострадавшим, лока-

лизация аварии и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ.

Виды аварийно-спасательных работ:

  • поисково-спасательные,
  • горноспасательные,
  • газоспасательные,
  • противофонтанные работы,
  • а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров,
  • работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ.

Спасательные работы включают:

  • разведку маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрyтax выдвижения и участках (объектах) работ;
  • розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;
  • вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
  • подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
  • оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывод (вывоз) населения из опасных зон в безопасные районы;
  • санитарную обработку людей, ветеринарную обра-ботку сельскохозяйственных животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и oдeжды, продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража.

Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Другие неотложные работы включают:

прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

локализацию аварий в газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

укрепление или обрушивание конструкций зданий в сооружений, yгpожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ;

ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ,

а также защитных сооружений для укрытия людей в случае повторных чрезвычайных ситуаций;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и дрyгиx взрывоопасных предметов, АСДНР проводятся непрерывно, днем и ночью, в

любую погоду до полного их завершения. Для их проведения могут использоваться все имеющиеся типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов.

Последовательность и способы выполнения АСДНР зависят от характера разрушений, состояния коммунальных, энергетических и технологических сетей, стe-пени радиоактивною и химического заражения территории, пожаров и других условий, влияющих на дейст-вия формирований.

В первую очередь проводятся работы по устройству проездов и проходов к поврежденным и разрушенным зданиям, где, возможно, находятся люди, а также в мe-стах, препятствующих проведению спасательных работ.

Поиск и спасение людей начинаются по данным разведки сразу же после ввода спасательных групп на участок(объект) работ. Личный состав формирований разыскивает убежи-ща и укрытия, устанавливает связь с укрывающимися в защитных сооружениях, используя средства связи, воздухозаборные отверстия, а также путем перестукивания через двери, стены, трубы водоснабжения и отопления. В первую очередь в убежище подается воздух, для чего расчищают воздухозаборные каналы или, при необходимости, проделывают отверстия в стенах. пе-рекрытиях.

Всем пострадавшим оказывается квалифицированная медицинская помощь, при необходимости принимаются меры по обеззараживанию территории и санитарной обработке людей.

Учебник для общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс, Ю.Л. Воробьёв

Одним из вопросов, возникающих у представителей спасательных формирований, является вопрос о необходимости уточнения вида аварийно-спасательных работ на который аттестуется аварийно-спасательная служба, аварийно-спасательное формирование.
Длительное время (1997 – 2011 гг.) в своей работе аттестационные комиссии использовали «Квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» (далее – Квалификационные требования), которые утверждались МАК и периодически корректировались. Одним из обязательных приложений этих Квалификационных требований являлся «Перечень видов аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями в зонах чрезвычайной ситуации» , включавший 42 вида АСДНР. При этом, некоторые виды работ были дополнительно разделены на категории.
Например, пункт 4 «Оказание медицинской помощи пострадавшим» подразделялся на:

- 4а Оказание первой помощи,
- 4б Оказание медицинской помощи.

Или пункт 30 «Ликвидация (локализация) на море и внутренних акваториях разливов нефти, нефтепродуктов, химических и других экологически опасных веществ» включал:

- 30а. Ликвидация (локализация) на море разливов нефти и нефтепродуктов.
- 30б. Ликвидация (локализация) на внутренних водах (за исключением внутренних морских вод) разливов нефти и нефтепродуктов.

- 30в. Ликвидация (локализация) на суше разливов нефти и нефтепродуктов.
- 30г. Ликвидация (локализация) на море, внутренних акваториях и суше разливов аварийно химически опасных и экологически опасных веществ.

Некоторые виды АСР были, по сути, разделены на несколько пунктов. Так, разновидности (компоненты) газоспасательных работ содержались в 5 пунктах перечня АСДНР:

- 16. Химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, населения, объектов внешней среды.
- 17. Дегазация, демеркуризация в зоне чрезвычайной ситуации.
- 22. Газоспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загазованиях) в зоне чрезвычайной ситуации.
- 29. Ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду взрывоопасных и аварийно химически опасных веществ, в т.ч. на транспортных средствах.
- 30г. Ликвидация (локализация) на море, внутренних акваториях и суше разливов аварийно химически опасных веществ.

Таким образом, аттестационные комиссии фактически использовали 46 видов АСДНР для указания возможностей АСС, АСФ по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В настоящее время Квалификационные требования отменены, а аварийно-спасательные работы включают только 8 видов:

1. поисково-спасательные работы (ст.5 №151-ФЗ ),
2. горноспасательные работы (ст.5 №151-ФЗ ),
3. газоспасательные (ст.5 №151-ФЗ ),
4. противофонтанные работы (ст.5 №151-ФЗ ),
5. аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров (ст.5 №151-ФЗ ),
6. работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (ст.5 №151-ФЗ ),
7. работы по ликвидации последствий радиационных аварий (Постановление Правительства Российской Федерации «Об аварийно-спасательных работах» от 28 августа 2014 г. №867 ),
8. работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, на внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 14 ноября 2014 г. №1189 ).

Поскольку нормативный документ, определяющий содержание всех 8 видов АСР, отсутствует, многие виды АСДНР из предыдущего перечня Квалификационных требований просто исчезли.
Необходимо отметить, что один и тот же по наименованию вид аварийно-спасательных работ в различных условиях может потребовать применения специфичных средств защиты, обладать специфичной технологией проведения, и даже отличным временем реагирования при аварии (пример приведен в таблице ).

Зависимость средств защиты спасателя при проведении газоспасательных работ от типа обслуживаемого объекта

Вид АСР на которое аттестуется АСС, АСФ

Тип объекта, обслуживаемого АСС, АСФ

Время прибытия АСС, АСФ на аварию

Основной характер воздействия опасных веществ на человека при аварии

Основные средства защиты спасателя

Возможность АСС, АСФ выполнения АСР на объектах другого типа

Газоспасательные работы А. Объекты газораспределения и газопотребления (газовые сети жилого сектора) До 60 мин Ингаляционный Шланговый противогаз Нет
Газоспасательные работы Б. Объекты хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов До 6 часов при ЛАРН на суше Ингаляционный Объекты типа А
Газоспасательные работы В. Объекты с наличием опасных химических веществ в газообразной форме 5 мин Ингаляционный
резорбтивный
Автономный изолирующий дыхательный аппарат на сжатом воздухе
Защитный изолирующий костюм открытого типа
Объекты типа А и Б
Газоспасательные работы Г. Объекты с наличием опасных химических веществ в жидкой форме 5 мин Ингаляционный
резорбтивный
Автономный изолирующий дыхательный аппарат на сжатом воздухе
Защитный изолирующий костюм капсульного (закрытого) типа
Объекты всех типов

Таким образом, АСС, АСФ, аттестованные, на газоспасательные работы на одном объекте, могут не обладать достаточными средствами защиты, структурой, численностью, оснащенностью, квалификацией спасателей для работы в условиях другого объекта, не обеспечивать установленное время прибытия на аварию. При этом никакой разницы между такими АСС, АСФ в свидетельстве об аттестации и аттестационном реестре нет.
Такой упрощенный подход к определению и указанию вида аварийно-спасательных работ может привести, в числе прочего, к тяжелым последствиям (травмированию и гибели спасателей) в случае привлечения АСС, АСФ к ликвидации аварий в условиях, отличных от заявленных при аттестации. При этом, имея аттестацию на общий для всех типов объектов вид аварийно-спасательных работ, АСС, АСФ могут предлагать услуги по обслуживанию опасных производственных объектов, эффективную защиту которых данное спасательное формирование на деле обеспечить не может.
Для решения данной проблемы целым рядом аттестационных комиссий сохранена и вполне обоснована существовавшая ранее практика уточнения вида аварийно-спасательных работ путем расшифровки того, в какой части эти работы могут выполняться. Тем самым, аттестационная комиссия документально ограничивает сферу деятельности АСС, АСФ только теми аварийно-спасательными работами, которые с учетом имеющихся возможностей и специфики спасатели могут реально выполнить.
Еще одним вариантом выхода из сложившейся ситуации могли бы стать разработка и утверждение межведомственной аттестационной комиссией нормативного документа, устанавливающего содержание видов аварийно-спасательных работ и отражение кодов этих работ в свидетельстве об аттестации (пример в приложении 1).

Приложение 1


Газоспасательные работы


К газоспасательным работам относятся аварийно-спасательные работы в непригодной для дыхания атмосфере, при проведении которых необходимо применение изолирующих средств защиты органов дыхания и, при необходимости, изолирующих защитных костюмов.
Основными факторами, определяющими необходимость проведения газоспасательных работ, являются:

Выбросы токсичных, химически и взрывопожароопасных газов;
- проливы (разливы) токсичных, химически и взрывопожароопасных жидкостей;
- выбросы паров и газов, снижающих содержание кислорода в атмосфере ниже 18 % объемных;
- выбросы пылей, окислителей и иных веществ, создающих условия для образования взрывоопасных смесей;
- условия, при которых неизвестно вещество, выделившееся в атмосферу или состав атмосферы.

К основным газоспасательным работам относятся:

Поиск и спасение людей, оказание им помощи в непригодной для дыхания атмосфере;
- выполнение мероприятий по переводу оборудования в безопасный режим работы, остановка производственного процесса на опасном производственном объекте в условиях загазованной среды или концентрации кислорода менее 18 % объемных с применением ИСИЗ;
- выполнение работ по локализации и ликвидации последствий аварии и чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду химически опасных и взрывопожароопасных веществ;
- локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов;
- ведение химической разведки обстановки в зоне аварии;
- проведение дегазации зоны химического заражения.

Коды обозначений газоспасательных работ.

1 - газоспасательные работы в условиях выбросов паров, газов, пылей, жидкостей, образующих пары, снижающие концентрацию кислорода ниже 18 % объемных и (или) проникающих в организм человека только ингаляционным путем (требующие применения только изолирующих средств защиты органов дыхания);
2 - газоспасательные работы в условиях выбросов паров, газов, пылей, жидкостей, образующих пары, проникающие в организм человека ингаляционным путем, а также воздействующие на кожные покровы (требующие применения изолирующих средств защиты органов дыхания в сочетании с изолирующими защитными костюмами открытого типа);
3 - газоспасательные работы в условиях проливов агрессивных жидкостей, воздействующих на кожные покровы и материалы, из которых изготовлены средства индивидуальной защиты органов дыхания (требующие применения изолирующих средств защиты органов дыхания в сочетании с изолирующими защитными костюмами закрытого типа);
4 - локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на суше;
5 - локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водах;
6 - локализация и ликвидация аварий на сетях газоснабжения (газопотребления);
7 - газоспасательные работы на высоте.


Ведение аварийно-спасательных работ имеет свои особенности в условиях возникновения разного рода аварий. В данной статье разберемся с видами и задачами работ, особенностями их организации, аварийно-спасательными работами при пожарах, чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях и авариях на опасных производственных объектах.

Виды аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы – это действия, включающие в себя следующие мероприятия: спасение людей, культурных и материальных ценностей, защита природной среды в зоне возникновения чрезвычайной ситуации, подавление опасных факторов, характерных для данной ЧС. Во время проведения аварийно-спасательных работ присутствуют факторы, угрожающие жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, поэтому требуется специальная подготовка, экипировка и оснащение.

К основным видам обеспечения аварийно-спасательных работ относится разведка, транспортное, дорожное, инженерное, гидрометеорологическое, материальное, техническое и медицинское обеспечение.

В действующем законодательстве предусмотрены следующие виды АСДНР:


  • поисково-спасательные;


  • горноспасательные;

  • противофонтанные работы (проводятся на буровых и нефтяных скважинах);

  • работы по тушению пожаров;

  • ликвидация медико-санитарных последствий ЧС.


Задачи аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы проводятся с целью предотвращения ЧС, чтобы ничто не угрожало жизни и здоровью людей. Первоочередные спасательные действия во время аварий, пожаров, взрывов, пожаров, землетрясений и других ЧС – поиск и спасение пострадавших, которые остались в поврежденных или разрушенных зданиях, людей, которых отрезал огонь (дым, стены и т.п.) или они оказались заблокированными в помещении.

Задачи аварийно-спасательных работ: тушение пожаров, ликвидация медико-санитарных последствий ЧС и проведение других неотложных действий, перечень которых при необходимости уточняет Правительство РФ.

Организация проведения аварийно-спасательных работ

Организация и подготовка к проведению аварийно-спасательных и других работ выполняется в несколько этапов. Последовательность проведения мероприятий изменяется в зависимости от создавшейся ЧС, но в любом случае требуется грамотная .

Зачастую используется универсальная схема подготовки, организации и проведения АСР:


  • Первый этап: защита и спасение населения, подготовка сил и средств АСС или АСФ к проведению полномасштабных работ.

  • Второй этап: непосредственное проведение аварийно- спасательных работ в зоне возникновения ЧС.

  • Третий этап: ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Более подробно об организации проведения аварийно-спасательных работ читайте тут (Основы организации аварийно-спасательных работ).

Аварийно-спасательные работы при пожаре

Пожар – это неконтролируемое горение, которое может привести к разрушению сооружений, взрывов и других факторов, причиняющих материальный ущерб и вред здоровью и жизни людей. Для успешного выполнения требуется быстрая и эффективная организация боевых действий (своевременное прибытие на место пожара, привлечение необходимых сил и средств, грамотное руководство деятельностью).

Первоочередные аварийно-спасательные работы при тушении пожаров включают в себя розыск пострадавших людей, их извлечение из опасной зоны (заваленных или частично разрушенных зданий), подача воздуха в задымленные помещения, первая доврачебная помощь, эвакуация людей и материальных ценностей. Более подробно с первоочередными аварийно-спасательными действиями во время пожаров вы можете .


Аварийно-спасательные работы при ЧС

Аварийно-спасательные работы в зонах ЧС проводятся с целью поиска и удаления пострадавших за пределы действия опасных факторов. Оказывается неотложная медицинская помощь пострадавшим и их эвакуация в лечебные учреждения, ведь на месте часто невозможно создать условия, необходимые для спасения человека.

Работы по ликвидации аварийных ситуаций на ОПО

Для обеспечения готовности к работам по локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны планировать и выполнять мероприятия по локализации и ликвидации аварий на ОПО. При ликвидации аварийной ситуации важно придерживаться , ведь слаженная и грамотная работа всех подразделений приведет к быстрой ликвидации АС.

Аварийно-спасательная служба Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы .

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является одной из основных задач ГО и РСЧС в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;

вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в зоне бедствия, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).

Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую очередь на транспорт грузят тяжелораненых, а затем пораженных средней тяжести, которые могут ехать сидя, последними – легкопораженных.

Основное требование к организации первой медицинской помощи – оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществлять их эвакуацию в лечебные учреждения.

Другие неотложные работы – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;

укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

ремонт и восстановление разрушенных линий вязи и коммунально-энергетических сетей;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения.

В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР.

Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС (планах ГО) предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновения ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирования. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении ГО составляют войска ГО и нештатные формирования ГО. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.

Второй эшелон – для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.

Резерв – для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.

Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) по решению председателя КЧС или начальника ГО создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (команда), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инженерными, радиационной и химической защиты).

ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и др. работы.

Успешное проведение АСДНР достигается:

своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;

быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава;

знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;

заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения АХОВ, мест расположения и характеристики защитных сооружений;

непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.

Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных

чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на основе соответствующих программ и планов.

Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешной ликвидации чрезвычайных ситуаций, являются:

подготовка должностных лиц, органов управления, формирований и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

создание группировок сил, нацеленных на защищаемые территории;

проведение необходимого технического оснащения органов управления и сил РСЧС;

поддержание в готовности органов управления, сил и средств РСЧС;

создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

планирование возможных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;

осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране (регионе, на территории субъекта Российской Федерации), связанной с чрезвычайными ситуациями.

Успех ликвидации чрезвычайной ситуации в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением аварийно- спасательных и других неотложных работ.

В основе организации этих работ лежат заблаговременно разработанные планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций для соответствующий территории, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки и анализа возможных решений на проведение работ.

В целях согласования содержания планов исходные данные необходимые для планирования доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Со стороны вышестоящих органов управления РСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

В региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разрабатываются планы действий (взаимодействия), являющиеся составными частями федерального плана по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в границах региона и органами военного командования. В соответствии с решением начальников РЦ МЧС России, в спасательных воинских формированиях, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций и размещенных на территории региона, разрабатываются применительно к обслуживающим территориям планы приведения в готовность и планы действий.

Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в зависимости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации и конкретных потребностей в тех или иных силах могут привлекаться:

федеральные, региональные и территориальные поисково- спасательные отряды и службы МЧС России;

спасательные воинские формирования, подразделения и формирования гражданской обороны;

военизированные и невоенизированные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств Российской Федерации;

штатные и нештатные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

противопожарные части и подразделения ГПС МЧС России, других министерств и ведомств Российской Федерации;

специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, поисково- спасательные подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска и воинские формирования;

подразделения Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.

Привлечение сил различной принадлежности для ликвидации

чрезвычайных ситуаций проводится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, положениями о территориальных и функциональных подсистемах РСЧС, положениями, руководствами и соглашениями о взаимодействии между министерствами и ведомствами Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение поисково-спасательных служб и аварийных

формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в

соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые предусматривают применение этих сил на определенных объектах и территориях, планами взаимодействия, которые предусматривают возможность использования этих сил на других объектах и территориях и в соответствии со специальными решениями, обусловленными возникшей необходимостью использовать эти силы во внеплановом порядке.

Решение на привлечение аварийно-спасательных служб и аварийных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций принимаются уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Ведомственные аварийно-спасательные, аварийно-

восстановительные и специальные формирования привлекаются к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с заранее разработанными планами взаимодействия, решением председателей ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям, в том числе по запросам территориальных и местных КЧС и ОПБ..

Спасательные воинские формирования постоянной готовности, а также сводные мобильные отряды соединений и воинских частей, которые в мирное время содержатся в сокращенном составе, привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций решением Министра МЧС России.

При внезапном возникновении чрезвычайной ситуации на территории региона части гражданской обороны (сводные мобильные отряды воинских частей) могут задействоваться решением начальника соответствующего РЦ МЧС России с немедленным докладом Министру МЧС России.

На период выполнения аварийно- спасательных и других неотложных работ спасательные воинские формирования могут передаваться в оперативное подчинение руководителю ликвидации ЧС или КЧС и ОПБ на соответствующих территориях или объектах.

Специально подготовленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций силы Министерства обороны Российской Федерации (соединения, воинские части и подразделения инженерных войск, войска радиационной, химической и биологической защиты, аварийно- спасательные подразделения), другие воинские формирования привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется в соответствии с решением руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций и решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, которые являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации. На отдельных участках зоны чрезвычайной ситуации в ходе аварийно- спасательных и других неотложных работ решения в соответствии с поставленными задачами и выводами из оценки обстановки, сложившейся на участках их действий, принимают руководители (начальники) действующих там формирований (подразделений). Руководители всех уровней несут личную ответственность за принимаемые решения, использование подчиненных сил и результаты работ.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: