Государственной санитарно эпидемиологической службы рф является. Задачи и функции государственной санитарно-эпидемиологической службы российской федерации. Контрольные вопросы и задания

Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 680 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании"

3. "Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 680.

4. Базельская конвенция "О контроле за трансграничной перевозкой отходов и их удалением", 1992 (ратифицирована Федеральным Собранием, ноябрь 1995).


"МУК 2.3.2.721-98. 2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище. Методические указания" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.10.1998) Положением о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.98 N 680 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3197), и в целях выполнения организациями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации платных медицинских работ и оказания услуг приказываю.


Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиоло­гической службы РФ являются:

Осуществление предупредительного и текущего санэпид- надзора;

Изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;

Динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека;

Выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений;

Координация усилий органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных, региональных и местных программ по охране здоровья;

Координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания;

Учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.

Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье (“Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ”, утвержденные постановлением Правительства № 625 от 05.06.94 г.).

Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим подчинением по вертикали. Специальным постановлением Правительства № 264 от 01.04.93 г. ей поручено проводить совместно с органами исполнительной власти работу по подготовке региональных целевых программ по:

Созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива;

Снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду;

Улучшению условий труда и быта;

Строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений, объектов здравоохранения;

Улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т. д.

Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения (социально-гигиенический мониторинг), установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой обитания человека.

Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами организации санэпидслужбы. Единство проведения предупредительного и текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и координации санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности на административной территории. Он является организатором проведения комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и формированию здорового образа жизни. В деятельности госсанэпидслужбы следует выделить разделы:

Организаторский - организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан;

Нормативный - разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях;

Методический - разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики;

Консультативный - специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест; представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситуации, показателях здоровья населения и др.

Контрольный - осуществляет государственный предупредительный и текущий санэпиднадзор;

Научно-практический - проводит углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.

Методы работы санитарный врач выбирает исходя из конкретной ситуации требований законодательства. На первом плане стоят:

Информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования изменений (тенденций) в окружающей среде и здоровье населения (социально-гигиенический мониторинг) - для разработки предложений в проекты планов социального и экономического развития территорий; комплексные программы по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан; их внесение в органы государственной власти и управления с целью обеспечения санитарно-эпидемио­логического благополучия населения;

Методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов, условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;

Динамическое санитарное наблюдение и описание отдельных объектов, административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их гигиенической оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого планирования профилактических мероприятий);

Метод экспертных оценок (санитарно-эпидемической ситуации, отдельных показателей здоровья и санэпидблагополучия населения);

Методы объективной оценки санитарного состояния объекта, территории - лабораторные и инструментальные исследования факторов окружающей среды;

Статистические методы - для обобщения и достоверного анализа полученных данных, графического их представления;

Социологические методы (анкетирование, интервью, направленный опрос) - для оперативного получения информации о факторах и группах риска, изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа;

Экспериментальные исследования.

Санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарных норм и правил различными звеньями народного хозяйства страны и организует проведение мероприятий по оздоровлению среды обитания населения.

С 1933 г., санитарно-эпидемическая деятельность в стране возглавлялась Государственной санитарной инспекцией (с 1935 г. Всесоюзная государственная санитарная инспекция), функции которой в 1951 г. были переданы санитарно-эпидемической службе.

Правовые основы деятельности санитарно-эпидемической службы регламентируются Основами законодательства о здравоохранении и Санитарным законодательством.

Государственный характер организации санитарно-эпидемической службы предусматривает обязательную предварительную гигиеническую апробацию всех мероприятий, предпринимаемых в стране и затрагивающих интересы здоровья населения (планировка населенных мест, строительство жилищ, предприятий, освоение новой техники, внедрение новых технологий и веществ в производстве, химизация сельского хозяйства, производство изделий для нужд населения и т.д.).

Государственные контрольные функции санитарно-эпидемической службы включают ответственность руководителей всех учреждений и организаций, а также отдельных граждан за выполнение санитарно-гигиенических мероприятий, планирование санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий на основе научных исследований влияния различных факторов окружающей среды на здоровье населения, единство организации и управления, обеспечивающее решение общегосударственных санитарно-гигиенических и эпидемиологических задач; участие учреждений здравоохранения, хозяйственных и всех других организаций в санитарно-профилактической и противоэпидемической работе, при организующей роли санитарно-эпидемической службы; участие населения в санитарно-оздоровительной работе.

Система обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия предусматривает исследование влияния различных факторов среды на здоровье населения, осуществляемое научными гигиеническими и эпидемиологическими учреждениями; гигиеническое нормирование факторов среды обитания человека, предупреждающее неблагоприятное воздействие их на здоровье населения; обязательное выполнение гигиенических норм и правил всеми должностными лицами и гражданами; руководящие органы санитарно-эпидемической службы государственного надзора за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, санитарных норм и правил, надзор за объектами народного хозяйства. Санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет гигиенический надзор за проведением оздоровительных мероприятий по охране окружающей среды в интересах здоровья населения (см. Охрана окружающей среды); проводит государственный Санитарный надзор за условиями труда на промышленных предприятиях и с.-х. производстве, организует проведение мероприятий, направленных на снижение общей и профилактику профессиональной заболеваемости рабочих и служащих; организует и контролирует проведение гигиенических мероприятий по созданию наиболее благоприятных условий для нормального развития, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в организованных коллективах; осуществляет санитарный надзор за производством и реализацией пищевых продуктов, организацией рационального питания организованных групп населения, а также гигиенический надзор за работой с радиоактивными изотопами с целью обеспечения радиационной защиты населения (см. Радиационная безопасность), организует и проводит противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение, ликвидацию и снижение инфекционной заболеваемости.

Структура санитарно-эпидемической службы соответствует структуре управления здравоохранением и строится по административно-территориальному принципу.

В России санитарно-эпидемическую службу возглавляет Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации. Председатель Комитета является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

В структуре министерств здравоохранения некоторых государств, входящих в Содружество независимых государств, имеются санитарно-профилактическое или санитарно-эпидемиологическое управления, которые осуществляют руководство деятельностью службы; начальники этих управлений являются заместителями Главного государственного санитарного врача, который и возглавляет санитарно-эпидемическую службу.

Для обеспечения санитарно-эпидемической деятельности руководящие органы санитарно-эпидемической службы государств разрабатывают и утверждают санитарные нормы, санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила, обязательные для выполнения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами; осуществляют контроль за соблюдением в типовых проектах строительства гигиенических норм и дают соответствующие заключения; разрешают применение новых химических веществ; осуществляют контроль за качеством бактерийных, риккетсиозных диагностических препаратов, вакцин, сывороток; руководят работой региональных органов и учреждений санитарно-эпидемической службы, а также врачебно-санитарных служб других ведомств по проведению ими санитарно-эпидемического надзора и соответствующих мероприятий и осуществляют контроль за их работой. В компетенцию санитарно-эпидемической службы входит проведение мер по санитарной охране территории (Санитарная охрана территории) страны от заноса и распространения карантинных и других инфекций, а также организация общественных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия и безопасности.

В состав Государственной санитарно-эпидемической службы Российской Федерации входят: республиканские (в составе России), краевые, областные, окружные, городские, районные центры Государственного санитарно-эпидемического надзора; бассейновые и линейные центры Государственного санитарно-эпидемического надзора на водном транспорте, центры Государственного санитарно-эпидемического надзора на воздушном транспорте; Российский информационно-аналитический центр; научно-исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля; предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов; дезинфекционные объединения и станции.

На уровне независимых государств Содружества функционируют санитарно-эпидемиологические станции (Санитарно-эпидемиологическая станция) (центры гигиены и эпидемиологии), которые осуществляют организационно-методическое руководство работой учреждений санитарно-эпидемической службы того или иного государства и обеспечивают квалифицированный и специализированный санитарный надзор и противоэпидемическую деятельность. При отсутствии в МЗ независимого государства санитарно-эпидемического управления его функции выполняет санитарно-эпидемическая станция высшего уровня.

На административных территориях, входящих в состав независимых государств, функционируют СЭС (центры), осуществляющие организационно-методическое руководство санитарно-противоэпидемической деятельностью на соответствующей территории и обеспечивающие санитарно-эпидемиологический надзор.

Принцип построения санитарно-эпидемической службы обеспечивает совместную с органами и учреждениями здравоохранения деятельность и позволяет решать наиболее сложные гигиенические и эпидемиологические проблемы с помощью местных органов власти.

Финансирование санитарно-эпидемической службы осуществляется за счет бюджета. Внедрение нового хозяйственного механизма предусматривает дополнительное финансирование ее деятельности за счет проведения работ на договорных условиях. Учет работы специалистов ведется на основе учетно-оперативных документов.

15 сентября 2017 года у государственной санитарно-эпидемиологической службы юбилей. Ей исполняется 95 лет.

В 1922 году был издан декрет совета народных комиссаров «О санитарных органах республики». С этого времени началась история санитарно-эпидемиологического надзора, как системы мер, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний и улучшения санитарного состояния страны.

В течении почти сорока лет все основные задачи и функции службы были связаны с обеспечением экономического развития страны. В последующие годы её деятельность регламентировалась правительственным документом «Положение о государственном санитарно надзоре в СССР».

Новая и знаменательная страница в истории службы была открыта в апреле 1991 года. Впервые за 70 лет её существования был принят закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Это был качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны было введено правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 1999 году был принят новый федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил основные положения предшествующего закона, но и включил ряд принципиальных положений, которые до этого регулировались подзаконными актами. Сан-эпиднадзор стал основным средством решения насущных проблем охраны здоровья населения.

В 2005 году произошло коренное реформирование госсанэпидслужбы с целью освобождения надзорных органов и несвойственных им функций, устранения дублирования и как следствие повышение эффективности деятельности. В соответствии с указом президента в рамках административной реформы была создана новая структура органов и учреждений: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и её территориальные органы - Центры гигиены и эпидемиологии.

В этом году исполняется 70 лет с момента официального образования санитарно-эпидемиологической службы в Сахалинской области. Но, если быть абсолютно точным, то история службы берет начало с апреля 1941 года после издания Сахалинским областным отделом здравоохранения приказа о создании двух межрайонных санитарно-эпидемиологических станций в Александровске-Сахалинском и Охе, и следовательно нам уже 75 лет.

Александровск-Сахалинская СЭС обслуживала Александровск-Сахалинский, Кировский, Восточно-Сахалинский и Широкопадский районы. Охинская СЭС обеспечивала Охинский и Рыбновский районы.

С 1947 года после образования Сахалинской области произошли значительные изменения структуры санитарно-эпидемиологической службы.

Значительно укрепилась материально-техническая база санитарно-эпидемиологической службы области. Во всех районах были построены новые здания, организованы санитарно-гигиенические и бактериологические лаборатории, обеспечивающие исследования по всем разделам гигиены и эпидемиологии.

Достигнуты значительные успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями. Сегодня уровень заболеваемости в области по многим инфекциям снизился в разы. Накоплен большой опыт в профилактике управляемых инфекций, таких как коклюш, корь, дифтерия, полиомиелит и другие. Охват прививками против этих заболеваний на протяжении десяти лет составляет 97-98%, и как следствие наблюдается стабильно благополучная обстановка по большинству нозологических форм.

Большая работа ведется по защите прав потребителей. Специалисты ведут приемы посетителей, дают консультации, оказывают помощь в досудебной защите нарушенных прав. В управлении создана общественная приемная, где ежедневно работает горячая линия.

На сегодняшний день служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Сахалинской области с его территориальными отделами, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области.

Во все периоды становления санитарно-эпидемиологической службы на Сахалине особое внимание уделялось кадровому вопросу. Многие из врачей с первых лет образования службы посвятили себя делу охраны здоровья населения на Сахалине и трудились до выхода на пенсию. Большой вклад, свои знания и умения в становлении, развитии и совершенствования санэпидслужбы области внесли А.И. Громов, Ю.А. Щербин, Ю.А. Стиплин, Е.В. Папиренко, И.А. Подолянко, Г.В. Молдавский, Б.А. Горбунов, С.Д. Рябкова, Ю.А. Закис и многие другие.

РАЗДЕЛ 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ (1)

РАЗДЕЛ 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ (1)

Основными направлениями деятельности учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и гигиенической науки являются:

Обеспечение государственного регулирования деятельности, направленной на стабилизацию санитарно-эпидемической обстановки в стране, предотвращение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения;

Реализация мероприятий, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения;

Дальнейшее укрепление и совершенствование законодательной базы, относящейся к вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Повышение действенности надзора за состоянием источников питьевого водоснабжения, водных рекреационных объектов, а также качеством питьевой воды;

Обеспечение надзора за безопасностью продуктов питания, разработка оптимальных рационов и схем питания с биологически активными добавками, витаминно-минеральными и белковыми комплексами для индивидуального питания, в первую очередь детского населения;

Совершенствование нормативной базы, регламентирующей качество и безопасность пищевой продукции;

Осуществление надзора за состоянием школьных зданий, школьного оборудования, мебели, соответствием учебников и на- глядных пособий гигиеническим нормативам.

1 В разделе использовались материалы, подготовленные Г.Г. Онищенко и соавт. из учебного руководства под ред. Ю.П. Лисицына «Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения», 1998.

Деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору предусматривают Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (принят в апреле 1991 г.), «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (приняты в июле 1993 г.), Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.94 ? 625 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» и ряд других нормативных актов.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается «системой государственного (выделено нами) и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля». Таким образом, законодательно утверждено непосредственное приоритетное участие государственной санитарно-эпидемиологической службы в разработке и реализации мер по обеспечению охраны здоровья населения страны.

Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы страны составляют единую систему санитарно-эпидемиологического надзора с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим. В систему органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР входят соответствующие управления Министерства здравоохранения Российской Федерации, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, автономных областях и автономных округах, в краях, областях, городах, районах, а также на водном и воздушном транспорте, научно-исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля, высшие и средние специальные учебные заведения, осуществляющие подготовку соответствующих специалистов и повышение их квалификации, другие санитарно-профилактические учреждения.

Руководство органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляется главным госу-

дарственным санитарным врачом Российской Федерации, главными государственными санитарными врачами республик, главными государственными санитарными врачами краев, областей, автономных областей и автономных округов, городов, регионов и бассейнов на водном и воздушном транспорте. Финансирование и материальнотехническое обеспечение государственной санитарно-эпидемиоло- гической службы страны осуществляется из республиканского бюджета и внебюджетных средств. Весьма важным в правовом отношении является то, что главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющие госу- дарственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются представителями органов государственного управления и находятся под защитой государства. Они независимы в своей деятельности и руководствуются только действующим санитарным законодательством Российской Федерации. Для обеспечения независимости государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации (п. 9) руководители организаций службы назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке подчиненности, т.е. руководителем выше- стоящего учреждения госсанэпидслужбы.

Таким образом, на основе Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» была создана центра- лизованная федеральная санитарно-эпидемиологическая служба

(рис. 11).

Основными учреждениями госсанэпидслужбы являются центры санитарно-эпидемиологического надзора.

Всего санитарно-эпидемиологическая служба располагает более чем 2500 учреждениями (центры, дезинфекционные станции, про- тивочумные станции). В них работает более 130 000 врачей, среднего медицинского персонала и др. Обеспеченность врачами составляла около 2,0 на 10 000 населения, обеспеченность средним медицинским персоналом - 3,5 на 10 000 населения.

Для выполнения своих обязанностей специалисты службы должны обладать определенными полномочиями. Ст. 38 Закона пре- доставляет должностным лицам государственной санитарно-эпидемиологической службы страны право:

Рис. 11. Структура Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации

1) вносить в органы государственной власти и управления предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства Российской Федерации, а также по проектам планов социального и экономического развития территорий, комплексных программ охраны здоровья населения, окружающей природной среды, улучшения условий труда и проживания граждан, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

2) беспрепятственно посещать и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан, условий работы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, с целью проверки выполнения санитарного законодательства Российской Федерации, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил;

3) предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

4) поручать проведение специальных экспертиз и консультаций и по их результатам представлять предприятиям, организациям и гражданам заключения, основанные на действующих санитарных правилах;

5) выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обусловленных неблагоприятным воздействием на организм человека факторов среды его обитания;

6) приостанавливать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращать:

Работы по проектированию и строительству, а также введение в эксплуатацию законченных строительством, реконструированных объектов и их пусковых комплексов;

Эксплуатацию действующих предприятий, организаций, отдельных производственных участков, цехов, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;

Разработку, постановку на производство, производство и применение (использование) продукции народного хозяйства;

Производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей;

7) вносить предложения в органы государственной власти и управления, а также в финансово-кредитные органы:

О запрещении или введении на отдельных территориях особых условий и режимов проживания населения и осуществления хо- зяйственной деятельности, направленных на ликвидацию и предотвращение распространения массовых заболеваний и отравлений населения;

О приостановлении финансирования (кредитования) работ по проектированию, строительству, а также хозяйственной деятельности предприятий, организаций и граждан в случае невыполнения ими санитарных правил, постановлений органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы о приостановлении или прекращении этой деятельности;

8) принимать решения:

О временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты;

О проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями;

Об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;

О проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на тер- ритории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

О проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям;

9) вызывать в учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушений санитарного законодательства и санитарных правил;

10) рассматривать дела о санитарном правонарушении, налагать административные взыскания, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении мер дисциплинарного воздействия;

11) предъявлять требования:

О возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан;

О возмещении расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей;

Об уплате штрафов;

12) получать без каких-либо ограничений от предприятий, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для вы- полнения возложенных на органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы задач;

13) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.

Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы составляют единую систему 3 уровней.

К учреждениям 1-го уровня относятся центры Госсанэпиднадзора в сельских районах, межрайонные (зональные) центры Госсанэпиднадзора; центры Госсанэпиднадзора в городских районах (округах) и межрайонные (зональные) центры Госсанэпиднадзора в городах с районным делением; центры Госсанэпиднадзора в городах без районного деления; центры Госсанэпиднадзора в городах с районным делением, не имеющих районных центров Госсанэпиднадзора; зональные центры Госсанэпиднадзора на транспорте. Объединяющей функцией учреждений первого уровня является непосредственное осуществление госсанэпиднадзора на территории своей деятельности.

С учетом содержания госсанэпиднадзора как деятельности органов и санитарно-профилактических учреждений, направленной на профилактику заболеваний населения путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства России, учреждения 1-го уровня выполняют следующие основные функции:

Сбор, обработка и анализ информации о состоянии здоровья населения и уровне воздействия неблагоприятных факторов среды обитания;

Контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением действующих санитарных пра- вил предприятиями, организациями и гражданами;

Административно-хозяйственное обеспечение деятельности центров Госсанэпиднадзора.

К учреждениям 2-го уровня относятся центры Госсанэпиднадзора, находящиеся в республиках, краях, областях, городах федерального подчинения, автономной области, автономных округах, регионах на транспорте (водном и воздушном). Ведущей функцией учреждений 2-го уровня является организация госсанэпиднадзора на территории республики, края, области, округа, региона на транспорте. В их задачу входят организация санитарно-эпидемиологической службы на территории своей деятельности, обеспечение единообразия в ведении госсанэпиднадзора, обеспечение хозяйственно-финансовой деятельности, контроль за эффективностью и качеством работы подчиненных учреждений. Кроме того, учреждения данного уровня управления могут выполнять ряд фун-

кций учреждений 1-го уровня - лабораторные и инструментальные исследования, отдельные виды надзора или его элементы - контроль за источниками ионизирующего излучения, отдельные виды предупредительного санитарного надзора и т.п.

Центры Госсанэпиднадзора 2-го уровня выполняют функции госсанэпиднадзора более высокого порядка, анализируя информа- цию о состоянии здоровья, среде обитания, выявляя влияние отдельных факторов и их комплексов на здоровье, обеспечивая социально-гигиенический мониторинг, лабораторный контроль, организацию и поддержание в рабочем состоянии информационных систем и сетей, организацию и ведение систем аккредитации, лицензирования и т.д. Для всех указанных видов деятельности ведущим является организация и контроль за единым и эффективным функционированием имеющихся систем и подсистем.

На 3-м уровне осуществляется руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, организация госсанэпиднадзора в стране. С августа 1996 г. эти задачи возложены на Минздравсоцразвития Российской Федерации и его подразделение - Департамент госсанэпиднадзора.

Основными функциями Минздравсоцразвития Российской Федерации в области управления государственной санитарно-эпиде- миологической службой являются:

Организация и осуществление госсанэпиднадзора;

Управление деятельностью государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

Координация деятельности санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Санитарно-эпидемиологическое нормирование;

Определение приоритетных направлений деятельности, организация научно-исследовательских работ, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и др.

Таким образом, государственная санитарно-эпидемиологическая служба на современном этапе имеет трехуровневую систему управления. Каждый уровень представлен центрами Госсанэпиднадзора, выполняющими однородные функции на территории своей деятельности, повторяющей административное деление (федеральный

Региональный - местный уровень), либо на экстерриториальном уровне - центры Госсанэпиднадзора на транспорте. Управление по вертикали обеспечивается единой системой финансирования, назначения и освобождения руководителей, определения объема и характера выполняемой работы, контроля за деятельностью.

В центрах Госсанэпиднадзора, расположенных в сельских районах с численностью населения до 60 000, имеющих в своем составе 1-2 врачей и 6-8 помощников, наиболее целесообразным является иметь отделение Госсанэпиднадзора; отделение лабораторного контроля. Указанные подразделения должны выполнять функции, предусмотренные Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации применительно к конкретному учреждению данного уровня управления.

В центрах Госсанэпиднадзора, расположенных в сельских районах с населением более 60 000, в районах городов, в городах без районного деления, в городах с районным делением, не имеющих таких центров в районах и в структуре межрайонных (зональных) центров Госсанэпиднадзора, целесообразно иметь отдел (отделение) социально-гигиенического мониторинга; отдел (отделение) Госсанэпиднадзора, который при наличии достаточного количества специалистов может включать подразделения: эпидемиологическое, гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, санитарно-контрольное, другие подразделения; отдел лабораторного контроля с санитарно-химическим и микробиологическим отделениями.

В структуре учреждений 2-го уровня необходимо предусмотреть следующие блоки (направления) деятельности:

Информационно-аналитический блок, включающий в себя:

Социально-гигиенический отдел с отделениями изучения здоровья населения, программно-аппаратного обеспечения;

Отдел организации госсанэпидслужбы с отделениями организации и планирования деятельности службы, подготовки и ис- пользования кадров, метрологии и стандартизации, гигиенического образования с пресс-центром;

блок организации госсанэпиднадзора, состоящий из:

Отдела организации госсанэпиднадзора с отделениями:

Эпидемиологическим, гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, санитарно-карантинным, радиационной гигиены, другими подразделениями;

Отдел организации лабораторного контроля с лабораториями санитарно-химической, микробиологической, физических фак- торов.

В состав учреждений данного уровня управления должны быть также включены подразделения, непосредственно обеспечивающие деятельность учреждений: общий отдел, бухгалтерия, планово-экономический отдел, транспортный отдел, отдел материально-технического обеспечения и строительства и др.

Если центр Госсанэпиднадзора 2-го уровня управления выполняет непосредственно функции госсанэпиднадзора по каким-либо из его разделов (т.е. функции 1-го уровня), в его структуре следует создавать соответствующие подразделения - отдел радиационной гигиены, отдел предупредительного санитарного надзора и пр.

Одними из важнейших направлений деятельности госсанэпидслужбы являются организация, проведение и контроль за осуще- ствлением текущей и профилактической дезинфекции.

Дезинфекцию проводят учреждения дезинфекционного профиля - дезинфекционные станции и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля. С 1991 по 2005 г. их число изменилось незначительно - с 80 до 70. Большинство дезинфекционных станций преобразовано в государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля. Это самостоятельные коммерческие организации, учреждаемые центрами Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и работающие под их руковод- ством и контролем. Эти учреждения проводят профилактические дезинфекционные мероприятия - дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию как по заявкам предприятий, так и для населения.

Предупреждением возникновения и распространения особо опасных инфекционных заболеваний - чумы, холеры, сибирской язвы занимаются противочумные станции. Их число и дислокация соответствуют в основном ареалам наиболее вероятного возникновения особо опасных инфекционных заболеваний. Противочумные станции наблюдают за циркуляцией возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний в природных очагах, участвуют в неотложных мероприятиях при появлении случаев особо опасных за- болеваний людей, проводят специальные противоэпидемические мероприятия в зонах чрезвычайных ситуаций, готовят специалистов по вопросам эпидемиологии и лабораторной диагностики особо опасных инфекционных заболеваний и др.

Под системой информационного обеспечения в государственной санитарно-эпидемиологической службе подразумевается разветв- ленная, многоуровневая автоматизированная информационная система «Санэпид» (АИС Санэпид), созданная и функционирующая с целью:

Сбора, обработки, анализа информации о состоянии здоровья населения и среды его обитания; прогнозирования и модели- рования ситуаций, связанных с изменением в показателях здоровья в зависимости от изменения факторов среды обитания;

Сбора, обработки, анализа информации о деятельности учреждений службы.

Информационно-аналитические центры госсанэпиднадзора обеспечивают сбор, обработку и анализ информации, поступаю- щей из подчиненных центров, а также от других организаций, располагающих данными, необходимыми для анализа состояния здоровья населения и среды его обитания. На этом уровне осуществляются сбор и хранение данных из многих источников информации, создание и ведение баз данных, решение функциональных задач. Основной целью деятельности информационно-аналитических центров являются анализ информации, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предоставление информации вышестоящему уровню управления.

Абонентские пункты в центрах Госсанэпиднадзора 1-го уровня осуществляют сбор, статистическую обработку информации для последующего ее использования при организации и проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и передачи обобщенных данных на более высокий уровень управления.

В настоящее время разработаны специализированные прикладные программы для информационно-аналитических центров в центрах Госсанэпиднадзора 2-го уровня. Это программы анализа неинфекционной заболеваемости, состояния среды обитания (воздуха, питьевой воды, физических факторов и др.), поиска и расчета связи отдельных факторов среды обитания, а также их комплекса и состояния здоровья населения. Организована также разработка геоинформационных систем.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: