С рождением ребенка у мамы появляется возможность получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. На начало 2019 года размер этого пособия планировалось проиндексировать на коэффициент 1,034, но в последних числах января коэффициент подняли до 1,043. Общие правила получения и начисления при этом не изменились.
Кто и при каких условиях получит выплату?
Отличием от декретных выплат является то, что не только мать новорожденного может получать данный вид поддержки. Близкие родственники, которые по факту осуществляют уход за ребенком, имеют право на пособие. Это может быть отец, бабушка или другие лица, не имеющие возможность выполнять трудовые обязательства в силу ухода за малышом. При этом даже если за новорожденным приглядывают два или несколько человек, то выплату получит только один из них.
Чьи права на пособие закреплены законом:
- мать-военнослужащая по контракту;
- родственники малыша, имеющие свидетельство о пенсионном страховании;
- матери, которые были уволены в связи с банкротством предприятия на протяжении беременности или декрета;
- отцы или матери, являющиеся студентами средних и высших учебных заведений (заочники не могут рассчитывать на пособие);
- родственники младенца, в случае смерти одного из родителей.
Мать ребенка может рассчитывать на получение пособия, даже если уже вышла на работу на условиях частичной занятости или трудится на дому. Совместители могут выбрать работодателя для получения соответствующего пособия. В случае если произошло наложение двух видов отпуска – по уходу за ребенком и по беременности и родам, то женщина может выбрать лишь одну выплату.
Необходимые документы
В 2019 году для получения пособия женщине или ближайшим родственникам потребуется такой же пакет документов, что и ранее.
- Заявление в свободной форме или заполненное по образцу, предоставленному работодателем (заполняется собственноручно).
- Свидетельство о рождении ребенка, не достигшего 1,5 летнего возраста, а также документы других детей в семье, рожденных ранее. От этого будет зависеть размер выплаты. У работодателя остаются копии перечисленных документов.
- Справка с места где работает второй родитель, о том, что такой вид пособия он не получает.
- Дополнительно может быть предоставлена справка с прежнего места работы, если за последние два года происходила смена работодателя. Однако обычно такой документ не требуется, поскольку вся информация о «белой» зарплате содержится в ФСС.
- Для совместителей может потребоваться справка о том, что на другом месте службы данное пособие не выплачивается.
Поскольку молодой маме довольно сложно тратить много времени на оформление пособий, то есть возможность отправить пакет необходимых документов работодателю по электронной почте или заказным письмом.
Как проводятся выплаты?
Вышеназванное пособие выплачивается по месту работы того лица, кто осуществляет непосредственный уход. Иногда выплата может быть произведена через Фонд Соцстрахования.
Выплата по уходу назначается по окончании декрета. В зависимости от протекания беременности и последующих родов она может осуществляться:
- через 70 дней после рождения младенца при нормальном течении беременности;
- через 86 дней при осложненных родах;
- через 110 дней при рождении двойни.
После подачи необходимых документов пособие начисляется в течение 10 дней, а выплачивается в первый зарплатный день.
Осуществление выплаты через территориальный Фонд Соцстрахования может быть произведено только в исключительных случаях, регламентированных государством согласно закону:
- при ликвидации организации или предприятия;
- если на счетах работодателя нет необходимой суммы для начисления данного типа пособия, при этом применяется очередность по списанию средств, которая предусмотрена законодательством;
- если уже имеется официальное решение суда по факту уклонения от выплаты социальных пособий, но местонахождение работодателя невозможно установить.
Сумма выплаты
Согласно Закону от 19.05.2006 года о социальном страховании размер выплаты составляет 40% от среднемесячного дохода матери или других членов семьи, осуществляющих уход за ребенком. В расчет среднемесячного заработка принимаются два последних года. При этом, какой бы ни была зарплата, государством было установлено:
- минимальное пособие 4 512,0 руб. на первенца;
- 6 284,65 руб. на второго ребенка и каждого следующего в семье, а с 01.02.2019 г — 6 554,89 руб.;
- максимальный размер пособия не может превышать 26 152,27 руб.
Повышение минимального размера пособия связано с увеличением размера МРОТ. Предварительно уточняется, что данный показатель продолжит рост. Фиксированную выплату в размере минимальной суммы пособия будут получать те, чья заработная плата ниже МРОТ, а также временно безработные.
Пример расчета
В расчетах положенной выплаты нет ничего сложного. Используя представленные ниже вычисления, каждый гражданин сможет самостоятельно рассчитать размер выплаты, и быть готовым защищать свои права при неверных расчетах работодателя.
Попробуем подставить неизвестные значения и вычислить размер ежемесячной выплаты.
- Самый простой способ узнать средний заработок за 2 года – получить 2-НДФЛ, где указывается вся сумма заработанных средств до уплаты налогов. Эта сумма нам и нужна. Обратите внимание, что государством устанавливается верхний предел по начисления взносов соцстрахования: для 2017 года 755 000 рублей, а для 2018 г. – 815 000 рублей. При расчете принимаются суммы меньше данных значений.
Предположим, что в 2017 году работник получил заработок 545 350 рублей, а в 2018 – 571 324 рублей.
- Из общего числа календарных дней нужно исключить дни, пропущенные из-за болезни и отпуска по БиР и уходу за младенцем.
Предположим, что в течение 2-х лет работник несколько раз брал больничный сроком на 46 дней. Таким образом, берем 365 дней в 2018 г. и 365 дней в 2017 г., вычитаем 46 дней, пропущенных по болезни. Получаем 684 дня.
Таким образом, суммируя заработок за два года делим на количество рабочих дней. Полученный средний заработок за день умножаем на 30,4 (среднее количество дней в месяце) и на 0,4 (40% от зарплаты). Размер пособия при средней «белой» зарплате 46 528 рублей составит 19 852 руб.
Инструкция по получению выплаты
Итак, пособие может получить только тот человек, кто действительно ухаживает за малышом, по месту работы. Предлагаем воспользоваться следующей инструкцией по получению.
- Готовим пакет документов, который подается в отдел кадров предприятия или орган ФСС.
- Пишем заявление в свободной форме или по образцу, предложенному отделом кадров. Адресуем заявление руководству организации. Здесь же можно отметить просьбу о выплате дополнительной компенсации работодателя в размере 50 рублей до достижения ребенком 3-х летнего возраста.
- Пакет документов вместе с заявлением относим в отдел кадров.
- Получаем копию приказа в срок до 10 дней, где отражено предоставление просимого отпуска и положенного пособия. Приказ подписывается руководителем или директором предприятия, бухгалтером и заявителем.
При нарушении сроков выплаты пособия работник может пожаловаться в следующие инстанции:
- Фонд Соцстрахования по месту регистрации предприятия;
- Государственную инспекцию труда;
- Прокуратуру при невыплате пособия в течение двух и более месяцев.
Лицо, осуществляющее непосредственный уход за ребенком, может обратиться за пособием и позже, однако это имеет смысл делать, когда ребенку исполнится два года, то есть спустя 6 мес. от срока окончания выплат. Когда бы человек ни обратился за соответствующей выплатой, должны быть оплачены все месяцы, когда пособие полагалось. На сбор документов уходит минимальное количество времени.
Какой максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2017 году? Как рассчитывается эта сумма? Правда ли, что по рекомендациям Минтруда в 2017 году максимальный размер пособия был снижен? Нужно ли производить перерасчет уже назначенных максимальных пособий по уходу за ребенком? Давайте разбираться.
Вводная информация о пособии по уходу за ребенком
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет полагается работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В этот период работнику ежемесячно нужно выплачивать:
- пособие по уходу за ребенком за счет средств ФСС до достижения ребенком возраста 1,5 лет;
- компенсация за счет средств работодателя до достижения ребенком возраста трех лет (50 рублей).
Отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен не только матери ребенка. Его может получить любой родственник, фактически ухаживающий за ним (отец, бабушка, дедушка, другой родственник).
Минимальная сумма пособия
Законодательство гарантирует, что любой работник вправе рассчитывать на минимальный размер пособий по уходу за ребенком до 1, 5 лет. В 2017 году минимальные размеры пособия менялись. Приведем минимальные размеры в таблице:
Минимальные размеры пособия по уходу за ребенком в 2017 году | |
---|---|
Период | Сумма |
Январь 2017 года | 3000 р. – по уходу за первым ребенком |
5817,24 р. – по уходу за вторым и последующими детьми | |
С 1 февраля по 30 июня 2017 года | 3065,69 р. - по уходу за первым ребенком |
С 1 июля 2017 года | 3120 р. - по уходу за первым ребенком |
6131,37 р. - по уходу за вторым и последующими детьми |
В районах и местностях, в которых применяют районные коэффициенты к заработной плате, минимальные размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.
Максимальная сумма пособия
Максимальный заработок для расчета пособия
Максимальным размером пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2017 году не ограничено. Однако ограничен размер среднего дневного заработка, из которого рассчитывается пособие.
Размер среднего дневного заработка для расчета пособия не может превышать сумму предельных величин базы для начисления страховых взносов за два года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, деленной на 730 (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому в целях определения максимального размера среднего дневного заработка применяют такую формулу:
Максимальная величина среднего дневного заработка = Сумма предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС за два предшествующих года / 730
Получается, если отпуск работника начнется в 2017 году, нужно принимать во внимание значения предельных величин базы для начисления взносов в ФСС за 2015 и 2016 годы. В 2015 году предельная величина базы равнялась 670 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 04.12.14 № 1316), а в 2016 году – 718 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265).
Следовательно, в 2017 году максимальное значение среднего дневного заработка для расчета пособия составляет1901,37 руб. (670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730. Отметим, что точное значение равно 1901,3698630136 рублей, однако в дальнейших расчетах мы будем использовать 1901,37 рублей.
Максимальный размер пособия на одного ребенка
Далее нужно умножить средний дневной заработок на среднемесячное число календарных дней, равное 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Итого в 2017 году максимальный размер среднемесячного заработка для расчета пособия составит 57 801, 64 руб. (1901,37 руб. × 30,4).
Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в общем случае равен 40% от среднего заработка за месяц (ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ). Поэтому в 2017 году максимальная сумма ежемесячного пособия на одного ребенка составляет 23 120,66 руб. (57 801,64 руб. × 40%). Именно эту сумму должны возместить из ФСС.
Пример. С 16 января 2017 года работница ООО «Катюша» Петренко Е.А. уходит в отпуск по уходу за ребенком. Расчетный период – 2015 и 2016 год. В 2016 году 25 календарных дней женщина была на больничном, 124 дня - в отпуске по беременности и родам.
Зарплата за 2015 год – 350 000 руб., за 2016 год – 240 000 руб. Количество дней в расчетном периоде - 582 дн. (365 + 366 – 25 – 124). Среднедневной заработок - 1013,745704 руб. ((350 000 руб. + 240 000 руб.) / 582 дн.).
Поэтому ежемесячное пособие по уходу за ребенком составит – 12 327,15 руб. (1013,745704 руб. × 40% × 30,4 дн.).
Максимальный размер пособия на нескольких детей
Ограничен ли максимальный размер общей суммы пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, если пособия выплачивают на нескольких детей? Да, общи размер пособия, рассчитанный исходя из среднего заработка, не может превышать 100 процентов среднего заработка. Однако в то же время полученная сумма не должна быть меньше суммированного минимального размера. Приведем пример расчета пособия на нескольких детей в 2017 году.
Пример. Работница (Лопатина О.С.) ушла в отпуск по уходу за ребенком 29 апреля 2017 года. У Лопатиной – родилось сразу два ребенка. Поясним, как рассчитать ей пособие по уходу за детьми.
Расчетный период – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. Количество календарных дней в 2015–2016 годах равно 731. Календарных дней, исключаемых из расчетного периода, у Лопатиной нет.
Заработок сотрудницы за расчетный период составил:
- в 2015 году – 200 000 руб. (< 670 000 руб.);
- в 2016 году – 140 000 руб. (< 718 000 руб.).
Среднедневной заработок равен: 465,12 руб. (200 000 руб. + 140 000 руб.) /731 дн. Он меньше максимального среднего дневного заработка – 1901,37 руб. Поэтому средний заработок за календарный месяц нужно рассчитать таким образом: 465,12 руб./дн. × 30,4 дн. = 14 139,53 руб.
Сумма пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40 процентов среднего заработка сотрудницы за календарный месяц: 14 139, 53 руб. × 40% = 5655, 81 руб.
Размер пособия на первого ребенка, рассчитанного исходя из среднего заработка (5655, 81 руб.), больше минимального (3065,69 руб.). Поэтому в расчет бухгалтер принял 5655, 81 руб.
На второго ребенка минимальное пособие составляет уже 6131,37 руб., что больше выплаты, рассчитанной исходя из среднего заработка (5655, 81 руб.). Поэтому на второго ребенка Иванова получит ежемесячное пособие в сумме 6131,37 руб.
Таким образом, общая сумма пособия на двоих детей составила 11 787,18 руб. (5655, 81 руб. + 6131,37 руб.) в месяц. Этот показатель меньше среднего заработка сотрудницы за полный календарный месяц (14 139, 53 руб.). Ежемесячная сумма пособия составляет 11 787,18 руб.
Неоднозначное разъяснение Минтруда о снижении максимальной суммы
В 2017 году вышло довольно спорное письмо Минтруда России от 3 марта 2017 № 17-1/ООГ-314. В этом письме специалисты министерства рассуждают о максимальной допустимой сумме пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, которую можно возместить из ФСС. Спорность заключается в том, что Сумма пособия получилась меньше, чем по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ.
Чтобы рассчитать максимальное пособие, Минтруд разделил предельную сумму выплат, которые учитывают при расчете пособия в 2017 году, на 731 день. Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет получилась 23 089,03 руб. (670 000 руб. + 718 000 руб.): 731 дн. × 30,4 × 40%.
Однако, как мы уже сказали, по законодательству средний дневной заработок для расчета детских пособий в 2017 году не может превышать 1901,37 руб. [(670 000 руб. + 718 000 руб.): 730 дн.. То есть по закону максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2017 году составляет 23 120,66 руб. (1901,37 руб. × 30,4 × 40%).
Нужно ли в связи с появлением комментируемого письма работодателям пересматривать уже назначенные пособия в меньшую сторону? По нашему мнению – нет, не нужно, поскольку приведенный расчет противоречит нормам законодательства. На наш взгляд, лучше дождаться дополнительных разъяснений на этот счет от Минтруда или ФСС. Однако, безусловно, этот вопрос остается на усмотрение работодателей. Не исключаем, что если выплачивать максимальные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 23 120,66 руб., то с возмещением могут возникнуть проблемы, поскольку эта сумма больше рекомендованной Минтрудом России – 23 089,03 руб.
Заметим, что среди бухгалтеров уже идут споры о порядке применения письма Минтруда от 3 марта 2017 № 17-1/ООГ-314. Вот как предлагают действовать на одном из бухгалтерских форумов:
Как применять Письмо Минтруда
Предположим, что заработок работницы за 2016 и 2015 годы равен предельным величинам баз для начисления взносам (718 000 и 670 000 руб.).
Если расчетный период женщиной был отработан полностью, то средний дневной заработок равен 1898,77 руб. (718 000 руб. + 670 000 руб.): 731 дн. Он меньше максимального среднедневного заработка 1901,37 руб. (718 000 руб. + 670 000 руб.) / 730 дн.. Поэтому пособие, на которое может рассчитывать сотрудница, равно 23 089,03 руб. (1898,77 руб. × 30,4 × 40%).
Если же расчетный период отработан не полностью (допустим, сотрудница болела пять дней), то средний дневной заработок составит 1911,85 руб. (718 000 руб. + 670 000 руб.) / (731 дн. – 5 дн.). Это больше 1901,37 руб. Поэтому максимальное пособие по уходу за ребенком составит 23 120,66 руб. (1901,37 × 30,4 × 40%).
С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», предусматривающий выплаты на первого и второго ребенка в семье. Эти выплаты уже успели получить неофициальное название «путинские пособия», поскольку об их введение с 2018 года объявил Президент России В. Путин. Кто имеет право на получение новых ежемесячных выплат на ребенка? Куда и какие документы сдавать? Будут ли обязаны работодатели выплачивать новые пособия на детей? Учитываются доходы семьи при решении вопроса о назначении новых выплат на первого и второго ребенка? Давайте разбираться.
Привычные пособия на детей в 2018 году
Существуют, так называемые, базовые «детские» пособия, связанные с рождением ребенка. С 1 февраля 2018 они будут проиндексированы на коэффициент 1,025 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 № 74 “Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году”). Приведем таблицу с размерами детских пособий с 1 февраля в 2018 года.
Перечисленные виды детский пособий финансируются за счет средств ФСС. Однако за их назначением сотрудники могут обращаться к своим работодателям.
Две новые выплаты на детей с 2018 года
28 ноября 2017 года В. Путин на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей предложил ввести с 2018 года совершенно новые ежемесячные выплаты молодым семьям. В этих целях был принят Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», предусматривающий две новые «детские» выплаты: на первого и второго ребенка.
Таким образом, при рождении первого ребенка выплата будет финансироваться из государственного бюджета. А на второго ребенка ежемесячные выплаты можно будет получать из своего же материнского капитала. Выплаты будут возможны до достижении ребенком полутора (1,5) лет.
Принципиальный вопрос состоял в том, продлят ли материнский капитал после 2018 года? Ответ на этот вопрос Владимир Путин дал в ноябре 2017 года – материнский капитал будет продлен до 31 декабря 2021 года.
В 2018 году размер материнского (семейного) капитала останется на прежнем уровне и составит 453 026,0 рубля . С 2018 года некоторые семьи смогут получать деньги из материнского капитала в виде ежемесячных выплат на второго ребенка. А материнский капитал, соответственно, будет уменьшаться.
Размер новых выплат на детей
Размер ежемесячной выплаты будет приравнен размеру прожиточного минимума для детей, установленному в субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплат. Таким образом, если обратиться за пособием в 2018 году, то размер ежемесячной выплаты будет равен прожиточному минимуму за 2 квартал 2017 года в конкретном субъекте РФ.
Средний общероссийский размер ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка составит:
В 2018 году | 10 523 р. |
В 2019 году | 10 836 р. |
В 2020 году | 11 143 р. |
Однако, повторимся, что точный размер выплаты зависит от конкретного региона и может отличаться от средних общероссийских значений. Приведем таблицу точных размеров ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка в 2018 году с разбивкой по регионам.
Размер регионального прожиточного минимума на ребенка за 2 квартал 2017 года
Название субъекта федерации (региона) | Размер ПМ на ребенка за 2 квартал 2017 года, руб. | Каким документом устанавливается (номер Постановления Правительства) |
Чукотский автономный округ | 22222 | 24.07.2017 г. № 292 |
Ненецкий автономный округ | 21973 | 20.07.2017 г. № 233-п |
Камчатский край | 21124 | 25.07.2017 г. № 301-П |
Магаданская область | 19073 | 19.07.2017 г. № 142-п |
Республика Саха (Якутия) | 17023 | 28.08.2017 г. № 289 |
15897 | 10.08.2017 г. № 805-П | |
Мурманская область | 15048 | 01.08.2017 г. № 387-ПП |
Сахалинская область | 14734 | 04.08.2017 г. № 360 |
г.ф.з. Москва | 14252 | 12.09.2017 г. № 663-ПП |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 13958 | 28.07.2017 г. № 288-п |
Приморский край | 13553 | 31.07.2017 г. № 307-па |
Хабаровский край | 13386 | 10.08.2017 г. № 91 |
Еврейская автономная область | 13327,12 | 17.07.2017 г. № 68-ОД |
Республика Кабардино-Балкария | 12778 | 19.09.2017 г. № 170-ПП |
Республика Коми | 12487 | 20.07.2017 г. № 395 |
Красноярский край | 12020 | 18.07.2017 г. № 403-п |
Амурская область | 11979 | 04.09.2017 г. № 188 |
Республика Карелия | 11978 | 17.08.2017 г. № 282-П |
Архангельская область | 11734 | 27.07.2017 г. № 288-пп |
Новосибирская область | 11545 | 14.07.2017 г. № 138 |
Московская область | 11522 | 27.09.2017 г. № 806/34 |
Забайкальский край | 11362,79 | 07.08.2017 г. № 322 |
Томская область | 11251 | 31.07.2017 г. № 174-р |
г.ф.з. Севастополь | 10935 | 17.08.2017 г. № 597-ПП |
Тюменская область | 10832 | 31.07.2017 г. № 382-п |
Вологодская область | 10732 | 14.08.2017 г. № 722 |
Псковская область | 10652 | 02.08.2017 г. № 324 |
Тверская область | 10625 | 25.08.2017 г. № 261-пп |
Ростовская область | 10501 | 26.07.2017 г. № 520 |
Республика Крым | 10487 | 18.08.2017 г. № 414 |
Иркутская область | 10390 | 28.07.2017 г. № 495-пп |
Астраханская область | 10382 | 25.07.2017 г. № 251-П |
г.ф.з. Санкт-Петербург | 10367,9 | 17.08.2017 г. № 693 |
Республика Тыва | 10347 | 11.08.2017 г. № 360 |
Пермский край | 10289 | 29.08.2017 г. № 756-п |
Республика Бурятия | 10270 | 16.08.2017 г. № 405 |
Челябинская область | 10221 | 26.07.2017 г. № 148 |
Курганская область | 10217 | 25.07.2017 г. № 249 |
Свердловская область | 10210 | 14.03.2017 г. № 152-ПП |
Смоленская область | 10201 | 13.07.2017 г. № 470 |
Новгородская область | 10176 | 14.07.2017 г. № 213-рг |
Калининградская область | 10138 | 18.08.2017 г. № 439 |
Ивановская область | 9999 | 18.07.2017 г. № 137-уг |
Самарская область | 9967 | 26.07.2017 г. № 491 |
Республика Алтай | 9954 | 24.07.2017 г. № 173 |
Кемеровская область | 9857 | 18.07.2017 г. № 377 |
Краснодарский край | 9845 | 31.07.2017 г. № 1096 |
Ульяновская область | 9818 | 25.08.2017 г. № 415-П |
Республика Хакасия | 9811 | 14.08.2017 г. № 412 |
Республика Дагестан | 9774 | 14.08.2017 г. № 174 |
Владимирская область | 9752 | 02.08.2017 г. № 625 |
Брянская область | 9677 | 24.07.2017 г. № 338-п |
Волгоградская область | 9664 | 08.08.2017 г. № 414-п |
Кировская область | 9662 | 24.08.2017 г. № 417-П |
Чеченская Республика | 9650 | 05.09.2017 г. № 195 |
Республика Марий Эл | 9645 | 21.07.2017 г. № 305 |
Нижегородская область | 9612 | 24.07.2017 г. № 547 |
Костромская область | 9566 | 07.08.2017 г. № 294-а |
Ярославская область | 9547 | 14.07.2017 г. № 238 |
Калужская область | 9487 | 29.08.2017 г. № 479 |
Пензенская область | 9470 | 01.08.2017 г. № 367-пП |
Алтайский край | 9434 | 08.09.2017 г. № 335 |
Орловская область | 9429 | 21.07.2017 г. № 298 |
Республика Карачаево-Черкессия | 9428 | 12.09.2017 г. № 238 |
Республика Северная Осетия - Алания | 9372 | 15.08.2017 г. № 314 |
Республика Адыгея | 9325 | 02.08.2017 г. № 133 |
Омская область | 9323 | 06.09.2017 г. № 251-п |
Ленинградская область | 9259 | 10.08.2017 г. № 322 |
Тульская область | 9256 | 31.07.2017 г. № 325 |
Республика Ингушетия | 9241 | 07.09.2017 г. № 137 |
Рязанская область | 9215 | 26.07.2017 г. № 174 |
Саратовская область | 9159 | 21.08.2017 г. № 428-П |
Ставропольский край | 9123 | 07.08.2017 г. № 313-п |
Липецкая область | 9078 | 13.07.2017 г. № 339 |
Курская область | 8993 | 10.07.2017 г. № 548-па |
Республика Удмуртия | 8964 | 23.08.2017 г. № 361 |
Оренбургская область | 8958 | 11.08.2017 г. № 589-п |
Республика Калмыкия | 8944 | 21.08.2017 г. № 284 |
Республика Чувашия | 8910 | 24.08.2017 г. № 325 |
Республика Башкортостан | 8892 | 28.08.2017 г. № 391 |
Республика Мордовия | 8714 | 20.07.2017 г. № 417 |
Тамбовская область | 8634 | 21.07.2017 г. № 696 |
Республика Татарстан | 8490 | 28.07.2017 г. № 524 |
Воронежская область | 8428 | 25.07.2017 г. № 588 |
Белгородская область | 8247 | 24.07.2017 г. № 286-пп |
Кто будет заниматься назначением и выплатой новых пособий
Если семья после 1 января 2018 года будет претендовать по получение новых пособий на детей, то обращаться за их назначением потребуется:
- за выплатой на первого ребенка – в районное управление социальной защиты населения (РУСЗН) по месту жительства заявителя;
- за выплатой на второго ребенка – территориальное подразделение Пенсионного фонда (УПФР) по месту жительства заявителя.
Если же родится двойня, то нужно будет придерживаться такого же принципа – подавать два разных комплекта документа в РУСЗН и УПФР соответственно. При этом имейте в вижу, что документы можно подавать через МФЦ. Это прямо закреплено в законе.
Но зачем так сделали? Для чего предусмотрели два разных ведомства для назначения «детских»? Дело в том, что материнским капиталом занимаются именно подразделения ПФР. Следовательно, чтобы расходовать средства материнского капитала на второго ребенка нужно обращаться именно в УПФР.
Документы для получения выплаты на второго ребенка можно подать в УПФР одновременно с документами на получение сертификата на материнский капитал (п.7 ст. 2 Закона).
Кто сможет получить выплаты: условия
Для получения права на оформление новых выплат на детей необходимо соблюдение нескольких условий:
Условие |
Родители (или усыновители) являются гражданами РФ и постоянно проживают на территории Российской Федерации. |
Первый или второй ребенок должен родиться или быть усыновлен после 1 января 2018 года. Если дети родились или были усыновлены раньше (например, в декабре 2017 года), то выплата не полагается. |
В семье должны быть низкие доходы, не превышающие за последние 12 месяцев в расчете на одного члена семьи 1,5 прожиточных минимума, установленных в регионе для работающих граждан. |
Дети не должны находиться на полном государственном обеспечении. |
Граждане (родители или усыновители) не должны быть лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах. |
Таким образом, можно предположить, что 2 основных критерия, которым должны будут соответствовать большинство российских семей, это:
- рождение детей после 1 января 2018 года;
- отсутствие доходов, превышающих 1,5 прожиточных минимума установленных в регионе для работающих граждан.
Выплаты на детей с 1 января 2018 года будут являться целевыми. Решение в отношении каждой семьи будут приниматься индивидуально после изучения информации о доходах.
Как будут оценивать финансовое положение семьи
Чтобы получить право на выплаты (на первого или второго ребенка) размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения. Это закреплено в пункте 2 статьи 1 Закона.
Среднедушевой доход семьи представляет собой полученных доход на определенный период времени без учета налогов, который приходится на одного члена семьи.
Приведем таблицу со значениями прожиточного минимума за 2 квартал 2017 года с разбивкой по регионам. В этой таблице мы в столбце «Среднедушевой доход семьи в 2018 году» мы приводится максимальную сумму дохода, до достижения которой можно получить право на ежемесячные выплаты на детей.
Субъект | П/М работающих за 2 квартал 2017 г. | Среднедушевой доход семьи |
---|---|---|
Белгородская область | 8989 | 13483.5 |
Брянская область | 10615 | 15922.5 |
Владимирская область | 10616 | 15924 |
Воронежская область | 9292 | 13938 |
Ивановская область | 10896 | 16344 |
Калужская область | 10390 | 15585 |
Костромская область | 10581 | 15871.5 |
Курская область | 9725 | 14587.5 |
Липецкая область | 9580 | 14370 |
Московская область | 13146 | 19719 |
Орловская область | 10161 | 15241.5 |
Рязанская область | 10139 | 15208.5 |
Смоленская область | 11178 | 16767 |
Тамбовская область | 9433 | 14149.5 |
Тверская область | 11037.7 | 16556.55 |
Тульская область | 10120 | 15180 |
Ярославская область | 10429 | 15643.5 |
г. Москва | 18742 | 28113 |
Республика Карелия | 13932 | 20898 |
Республика Коми | 13276 | 19914 |
Архангельская область | 13022 | 19533 |
Вологодская область | 11907 | 17860.5 |
Калининградская область | 11361 | 17041.5 |
Ленинградская область | 10047 | 15070.5 |
Мурманская область | 15185 | 22777.5 |
Новгородская область | 11190 | 16785 |
Псковская область | 11798 | 17697 |
г. Санкт-Петербург | 11830.3 | 17745.45 |
Ненецкий автономный округ | 21844 | 32766 |
Республика Адыгея | 9837 | 14755.5 |
Республика Калмыкия | 9264 | 13896 |
Краснодарский край | 11141 | 16711.5 |
Астраханская область | 10140 | 15210 |
Волгоградская область | 10146 | 15219 |
Ростовская область | 10623 | 15934.5 |
Республика Крым | 10634 | 15951 |
г. Севастополь | 11162 | 16743 |
Республика Дагестан | 9922 | 14883 |
Республика Ингушетия | 9319 | 13978.5 |
Кабардино-Балкарская Республика | 11925 | 17887.5 |
Карачаево-Черкесская Республика | 9815 | 14722.5 |
Республика Северная Осетия – Алания | 9911 | 14866.5 |
Чеченская Республика | 9996 | 14994 |
Ставропольский край | 9404 | 14106 |
Республика Башкортостан | 9498 | 14247 |
Республика Марий Эл | 10047 | 15070.5 |
Республика Мордовия | 9068 | 13602 |
Республика Татарстан | 9142 | 13713 |
Удмуртская Республика | 9468 | 14202 |
Чувашская Республика | 9330 | 13995 |
Пермский край | 10804 | 16206 |
Кировская область | 10159 | 15238.5 |
Нижегородская область | 10033 | 15049.5 |
Оренбургская область | 9269 | 13903.5 |
Пензенская область | 9771 | 14656.5 |
Самарская область | 11072 | 16608 |
Саратовская область | 9581 | 14371.5 |
Ульяновская область | 10362 | 15543 |
Курганская область | 10428 | 15642 |
Свердловская область | 10653 | 15979.5 |
Тюменская область | 11212 | 16818 |
Челябинская область | 10608 | 15912 |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 15294 | 22941 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 16751 | 25126.5 |
Республика Алтай | 10200 | 15300 |
Республика Бурятия | 10273 | 15409.5 |
Республика Тыва | 10168 | 15252 |
Республика Хакасия | 9857 | 14785.5 |
Алтайский край | 10002 | 15003 |
Забайкальский край | 11392.29 | 17088.435 |
Красноярский край | 12163 | 18244.5 |
Иркутская область | 10814 | 16221 |
Кемеровская область | 9981 | 14971.5 |
Новосибирская область | 11854 | 17781 |
Омская область | 9683 | 14524.5 |
Томская область | 11539 | 17308.5 |
Республика Саха (Якутия) | 17601 | 26401.5 |
1.5 | ||
Камчатский край | 20399 | 30598.5 |
Приморский край | 13191 | 19786.5 |
Хабаровский край | 13807 | 20710.5 |
Амурская область | 12184 | 18276 |
Магаданская область | 18994 | 28491 |
Сахалинская область | 14552 | 21828 |
Еврейская автономная область | 10158.05 | 15237.075 |
Чукотский автономный округ | 21396 | 32094 |
Формула для расчета дохода семьи
Чтобы определить среднедушевой доход семьи за расчетный период и сравнить его с максимально допустимым специалисты РУСЗН или УПФР будет применять такую формулу:
Сумма дохода всех членов семьи / 12 / Количество членов семьи
Если сведения о сумме доходов представлены за период менее 12 календарьных месяцев, среднедушевой доход рассчитывается пропорционально периоду, за который представлены эти сведения.
Члены семьи и доходы: кто включается и как считаются
Поясним, кто включается в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода. (п.10 статьи 4 Закона):
Но какие именно поступления включать в доходы? Ответы на эти вопросы содержаться в статье 4 Закона. В таблице мы обобщили доходы семьи в денежной форме, которые принимаются во внимание при расчете среднедушевого дохода.
Что включатеся в доходы семьи |
---|
Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера. |
Вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ. (в частности, гражданско-правовые договоры) |
Вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) – налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений |
Доходы от предпринимательской деятельности (ИП) |
Пенсии, пособия, пособия стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ и (или) законодательством субъекта РФ или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ. |
Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. |
Компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей. |
Денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, таможенных органов РФ и других органов, в которых законодательством РФ предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством РФ. |
При назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого или второго ребенка среднедушевой доход будут рассчитывать исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении выплаты.
Пример. Предположим, что за назначением ежемесячной выплаты мать первого ребенка обратилась в соцзащиту 16 февраля 2018 года. В таком случае будет исследован среднедушевой доход семьи за период с января 2017 года по января 2018 года (включительно).
Семья Петровых (граждане РФ) состоит их трех человек. Они проживают в Московской области:
- мать ребенка;
- отец ребенка;
- родившийся в январе 2018 года первенец.
В период январь 2017 года – январь 2018 года мать работала уборщицей в детском саду. Ее ежемесячный доход составляет 5800 рублей. Всего в расчетном периоде мать заработала 69 600 р. (5800 р. x 12 мес.). Отец в этот период работал грузчиком в продуктовом магазине с ежемесячным доходом 18 700 рублей. За расчетный период его доход до вычета НДФЛ (13 %) составил 224 400 р. (18 700 р. x 12 мес.). Применим формулу:
- если считать, что в состав семьи Петровых входит три человека, то среднедушевой доход за расчетный период составит 8 167 р. (69 600 р. + 224 400 р.) / 12 /3;
- если считать, что состав семьи Петровых входит два человека (муж или жена, без ребенка), то среднедушевой доход за расчетный период 12 250 р. (69 600 р. + 224 400 р.) / 12 /3
В соответствии с единым порядком индексации социальных выплат, утвержденным федеральным законом № 444-ФЗ от 19.12.2016 г., с 1 февраля 2018 года основные государственные пособия семьям с детьми будут проиндексированы всего на 2.5% (коэффициент индексации 1.025) в соответствии с определенной Росстатом «официальной» величиной потребительской инфляции за 2017 год. Соответствующее повышение пособий на детей в 2018 году утверждено Постановлением Правительства .
Правительство России отмечает рекордно низкий уровень инфляции в 2017 году, в связи с этим индексация пособий в 2018 году будет тоже рекордно низкой (всего на 2,5%). Для сравнения, годом ранее индексация государственных пособий на детей согласно Постановлению Правительства № 88 от 26.01.2017 г. была проведена на 5,4% (коэффициент 1,054).
Напомним, ежегодная индексация социальных выплат проводится с целью сохранения их покупательной способности на фоне роста потребительских цен на товары и услуги, вызванного инфляцией (обесцениванием денег). В последние годы эта процедура не распространяется на - в 2018 году его величина останется на уровне 453026 рублей и сохранится еще как минимум до 01.01.2020 г. в соответствии с «законом о заморозке» суммы сертификата (см. ст. 12 закона от 19.12.2016 № 444-ФЗ).
Таблица пособий на детей в 2018 году
Название пособия, выплаты или компенсации | Размер пособий с 1 февраля 2018 г. | Комментарий |
---|---|---|
за все дни отпуска по беременности и родам, но не менее МРОТ в расчете за один месяц (9489 руб. с 1 января 2018 г.) или в минимальном фиксированном размере 628,47 руб. в месяц | Единовременное. Выплачивается работодателем. |
|
453026 руб. (в 2018 году снова не индексируется) | Семейная субсидия. Предоставляется Пенсионным фондом РФ после рождения или усыновления второго и последующих детей. Выдается в виде сертификата и тратится только в безналичной форме. |
|
Работающим матерям - на одного ребенка или в минимальном размере. | Ежемесячно. Работающим выплачивается по месту работы, а неработающим - в УСЗН в минимальном размере:
Максимально работающим на одного ребенка - 24536,55 руб. За пособием необходимо обращаться не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. |
|
50 руб. или выше | Ежемесячная. Предоставляется работодателями лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, на основании Указа Президента РФ от 30 мая 1994 года № 1110. |
|
Ежемесячная выплата или до 1.5 лет с 2018 года | Региональный прожиточный минимум на ребенка за 2 квартал 2017 года | Ежемесячное. Устанавливается по инициативе Владимира Путина с 1 января 2018 года нуждающимся семьям, среднедушевой доход которых не превышает 1.5 региональных прожиточных минимума трудоспособного населения. На первого ребенка оформляется и выплачивается через органы Соцзащиты , на второго - через Пенсионный фонд России (выплаты наличными) |
Установленный региональный прожиточный минимум для ребенка | Ежемесячное. Региональное - в 2018 году установлено более чем в 60 регионах страны. Выплачивается семьям при рождении третьего ребенка, если среднедушевой доход ниже установленного в регионе. |
|
Размер «детских» устанавливается нормативными актами . | Ежемесячное, устанавливается в регионах самостоятельно на основании общих требований Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ | |
| Пособие, введенное с 1 июля 2016 года взамен прежнего ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3 лет в двойном размере согласно ст. 2 закона от 29.12.2015 г. № 388-ФЗ | |
26539,76 руб. | Единовременное. Право на получение возникает после наступления срока беременности - 180 дней, если на тот момент муж проходит срочную военную службу. |
|
11374,18 руб. в месяц | Ежемесячное. Предоставляется по уходу за ребенком до 3-х лет весь период от его рождения, до увольнения со срочной службы отца ребенка. |
|
2287,65 руб. в месяц | Ежемесячное. Выплачивается в службе соцзащиты населения по месту жительства (для детей солдат срочной службы) или в пенсионных органах Министерства обороны (для детей контрактников) до наступления совершеннолетия (до 23 лет при обучении по очной форме). |
|
(усыновление, приемная семья, опека и попечительство) | 16759,09 руб. | Единовременное. Работающим выплачивают работодатели. Неработающим - УСЗН. |
128053,08 руб. | При усыновлении ребенка-инвалида или нескольких детей, являющихся братьями или сестрами (на каждого) |
График оформления и выплаты детских пособий
От начала беременности
12 недель беременности
- Когда оформляют и выплачивают
28 или 30 недель беременности
Конец декретного отпуска
- Когда оформляют и выплачивают
Рождение ребенка
0,5 года
(не ограничено)
3 года
- Когда оформляют и выплачивают
Конец декретного отпуска
1,5 года
3 года
- Когда оформляют и выплачивают
От рождения или от 1,5 лет
До 16 или до 18 лет
- Когда оформляют и выплачивают
Усыновление ребенка
3 месяца
1,5 года
3 года
3 года
18 лет
6 месяцев после усыновления
(не ограничено)
- Когда оформляют и выплачивают
- Когда оформляют и выплачивают
180 дней беременности жены военнослужащего
Окончание срочной службы отца ребенка
- Когда оформляют и выплачивают
Рождение ребенка
3 года
- Когда оформляют и выплачивают
Наступление смерти военнослужащего
18 лет
- Когда оформляют и выплачивают
- Когда оформляют и выплачивают
Передача ребенка на воспитание в семью
6 месяцев после передачи
18 лет
- Когда оформляют и выплачивают
развернуть
График детских пособий по срокам их оформления и выплаты
- 12
недель
беременности - 28 или 30
недель
беременности - Рождение
ребенка - Конец
декретного
отпуска - 0,5
года - 1,5
года - 3
года - 16
лет - 18
лет
- региональное пособие
на ребенка*
- Единовременные выплаты
- Ежемесячные выплаты
- Выплаты возможны*
* сроки начала и окончания выплаты устанавливаются на уровне регионов (чаще всего от 1,5 до 16 лет)
- 12
- Единовременные выплаты
- Ежемесячные выплаты
- Выплаты возможны*
* сроки начала и окончания выплаты устанавливаются региональными законами (чаще всего от 1,5 до 16 лет), но не ранее момента усыновления ребенка
** право на получение пособия не зависит от возраста ребенка на момент его усыновления
- Единовременные выплаты
- Ежемесячные выплаты
- Выплаты возможны*
* может выплачиваться с момента рождения ребенка до достижения им 3 лет, но не ранее начала и не позднее окончания отцом срочной военной службы
** выплачивается с момента наступления смерти военнослужащего до достижения ребенком 18 лет или до окончания очного обучения, но не позднее 23 лет
- Единовременные выплаты
- Ежемесячные выплаты
Одновременно с федеральным правительством, региональные власти устанавливают дополнительные выплаты и льготы семьям с детьми. Пока эта система не отлажена и в ней существуют определенные перекосы, выражающиеся в различном подходе местных властей к вопросам социальной защиты населения. Из-за существующих различий в стоимости потребительской корзины и уровня жизни, устанавливаемый размер аналогичной материальной помощи может отличаться в разы.
Повышающие районные коэффициенты к пособиям
Действующие нормы Трудового кодекса России (ч. 2 ст. 146 , ст. 148) устанавливают, что исполнение рабочих обязанностей в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере с использованием специальных повышающих коэффициентов, устанавливающих процентную надбавку к зарплате.
В соответствии с требованиями ст. 5 закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ районные коэффициенты к зарплате, установленные в отдельных субъектах федерации, их районах и местностях, используются при исчислении размера социальных выплат гражданам, имеющим детей, в следующих случаях :
Однако в настоящее время рассматривается вопрос отмены районных коэффициентов в том виде, в котором они сейчас существуют, как изжившего себя пережитка прошлого. Этой позиции, в частности, придерживается Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин : «Экономическая ситуация поменялась, и сейчас исчисление этих добавок - всего лишь дополнительная нагрузка на бухгалтерию работодателей».
Дело в том, что принципы начисления оплаты труда с советских времен значительно изменились, и учет «северной надбавки» фактически свелся к формальности, когда она вычленяется из уже установленной к выдаче зарплаты и просто прописывается в бухгалтерской отчетности отдельной строкой, что не несет никакой полезной информации и только создает лишнюю нагрузку бухгалтеру.
Размеры детских пособий из ФСС
Система социального страхования в России на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусматривает расчет размера ряда детских пособий пропорционально сумме среднего заработка женщины, с которого производились отчисления в соответствующий страховой фонд:
- - в размере 100% среднего заработка за два предыдущих полных календарных года, но не менее 43615,65 руб. (при расчете по МРОТ, размер которого с 1 января 2018 года составляет 9489 руб.) и не более 282106,70 руб. при длительности больничного 140 дней в 2018 году;
- - в размере за тот же рабочий период в расчете на одного ребенка, 80% - на двух, не более выполнен самостоятельно 10181 рублей за 2 квартал 2017 года ежемесячную компенсацию 50 рублей находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.
Несмотря на это, динамика последнего десятилетия (особенно в сравнении с размерами государственной социальной поддержки семей с детьми в 90-х годах) свидетельствует о позитивных изменениях, и хочется надеяться, что подобная тенденция возобновиться в будущем после завершения кризиса вместе с повышением цены на нефть.
Порядок индексации детских пособий
С 1 апреля 2008 года в закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ введена , устанавливающая процедуру индексации федеральных детских выплат на величину прогнозного уровня инфляции , закладываемого в закон о бюджете на очередной финансовый год с целью полного или частичного возмещения потери пособий в своей фактической стоимости при повышении в стране цен на товары и услуги.
Механизм индексации детских пособий на величину прогнозного уровня потребительской инфляции характеризуется одним существенным недостатком : даже официальная (заниженная Росстатом) фактическая годовая инфляция практически за все предыдущие годы превышала прогнозную величину, заложенную в закон о бюджете на соответствующий финансовый год.
Например, и материнский капитал были проиндексированы всего на 5,5%, в то время как официальная оценка инфляции по итогам года составила по данным Росстата 12,9%. Вследствие этого покупательная способность детских социальных выплат только за один год фактически сократилась сразу на 7% .
Доиндексация пособий на текущий год по российским законам может проводиться только в случае пересмотра параметров федерального бюджета, что является крайней мерой и практикуется только в условиях экономических кризисов.
- В частности, весной 2015 года была подготовлена
Выплата, предоставляемая ежемесячно лицу, ухаживающему за малышом до 1.5 лет, ограничивается минимальным значением, ниже которого быть не может.
Устанавливается наименьшая граница Правительством РФ.
Ежегодно с 1 февраля текущего года индексируется текущая величина ежемесячной выплаты, размеры действуют до 31 января следующего года.
Пособие по уходу за малолетним — это денежная социальная компенсация , выплачиваемая тем гражданам, в чьей семье родился ребенок. Малыш требует времени для ухода и воспитания, поэтому в первое время по крайней мере один член семьи должен находиться рядом с новорожденным. В этот период ухаживающее лицо не может выполнять трудовые функции и получать зарплату, поэтому вправе .
Чтобы обеспечить минимальной денежной суммой на это время, предусмотрена выплата пособия, сохраняемая на первые полтора года ребенка. Выплата носит социальный характер и полностью компенсируется ФСС. Получить ее можно через своего работодателя, а при отсутствии такового в соцзащите .
Важно! Размер ежемесячного пособия для работающих рассчитывается по сумме фактического заработка, для безработных — всегда платится в минимальном значении .
Подробнее о назначении выплаты до 1.5 лет для безработных читайте в .
Законодательно выплата регулируется по минимальной и максимальной планке . Наименьшая величина пособия определяется на правительственном уровне ежегодно с учетом индексации, наибольшая — рассчитывается по предельным базам для социальных взносов.
Кому положено?
Ежемесячная выплата на ребенка в минимальном значении положена :
- Одному из родителей или опекунов при отсутствии официального рабочего места.
- Матери, уволенной в связи с ликвидацией организации или прекращении деятельности ИП.
- Матери, уволенной по причине истечения срока трудового договора (данный договор продляется только до момента рождения ребенка или до конца декрета при его оформлении).
- Любому родителю или опекуну, обучающемуся на очной форме.
- Иному безработному родственнику, если родные родители отказываются от новорожденного, не могут по состоянию здоровья осуществлять должный уход до 1.5 лет, находятся в тюрьме, умерли, безвестно отсутствуют, лишены или ограничены в правах на ребенка.
Данной категории лиц выдачу денежных средств каждый месяц производит УСЗН по месту прописке в срок до 26 числа текущего месяца .
Минимальное пособие до 1.5 лет применяется не только для определения положенного размера к выдаче безработным и социально не защищенным, но и для сравнения рассчитанной работодателем ежемесячной суммы.
Важно! Результат вычисления пособия на работе за полный месяц не должно быть меньше минимальной границы .
Если выявляется нарушение, то работник, пребывающий в отпуске по уходу за ребенком, получает каждый месяц пособие, равное МРОТ*40%. Об этом говорится в ст.11.2 Закона №255-ФЗ .
Размер суммы в 2018 году
Минимальное пособие на ребенка до 1.5 лет ежегодно индексируется Правительством РФ с учетом роста потребительских цен за прошедший год. Коэффициент индексации определяется один раз в год, начинает действовать с 1 февраля и распространяется на ближайшие 12 месяцев.
С 1 февраля 2017 года сумма минимальной выплаты ФСС по уходу до 1.5 лет устанавливалась Постановлением №88 от 26.01.2017 и составляла на первого ребенка — 3065,69 руб., на второго — 6131,37 руб.
Данные показатели действуют до конца января 2018 года.
С 1 февраля 2018 года наименьший размер пособия ФСС увеличивается с учетом фактической годовой инфляции за 2017 год. Размер инфляции составил 2.5%, соответственно коэффициент индексации для ежемесячной выплаты будет на уровне 1.025. Постановление Правительства РФ №74 от 26.01.2018 .
- на первого 3142,33 руб ;
- на второго 6 284,65 руб.
Согласно ст.15 Закона №81-ФЗ , при определении наименьшей границы для выплаты в регионах с установленным районным коэффициентом, необходимо утвержденные Правительством РФ значения умножить на действующий в регионе коэффициент .
Указанные значения платятся безработным гражданам. Работающие получают минимальное пособие на первого ребенка 40% от МРОТ, на второго минимальная сумма аналогична безработным.