Духовные блага. Благосостояние. Нематериальные блага и неимущественные блага И духовных благ и

Одним из главных элементов любого правового государства является наличие должного уровня обеспечения свобод и прав личности, а также неоспоримое верховенство моральных ценностей. В этом отношении особенное место отводится таким понятиям, как личные неимущественные права и нематериальные блага. Правовые документы обеспечивают защиту и сохранность данных категорий для всех граждан.

Базовые понятия

Согласно Гражданскому кодексу РФ, нематериальные блага как объекты права являют собой неотделимые от личности свободы, которые даются человеку с рождением и заканчиваются с его смертью. Сюда относятся права на жизнь, здоровье, достоинство личности, тайны семейного и личного характера и многие другие. Данные категории невозможно потерять или передать кому-либо. При этом следует различать материальные и нематериальные блага. Для первых характерно наличие конкретного имущественного содержания, тогда как вторые им не обладают.

Что касается личных имущественных прав, то они имеют отличительную характеристику, состоящую в предоставлении лицу свободы и независимости в личных, семейно-бытовых и других подобных сферах. Эти права относятся к категории абсолютных, и никто не может их нарушать.

Соотношение понятий

Нематериальные блага и неимущественные права по своему характеру и происхождению неразрывно связаны с человеком и охватывают его духовные сферы и интересы. Важный признак данных категорий состоит в том, что они нацелены на определение и развитие индивидуальности и личности гражданина. Современная правовая наука различает такие понятия, как нематериальные блага и неимущественные права. Первые не имеют экономического фактора и их нельзя отделить от личности. Вторые позволяют развивать отношения, нацеленные на то, чтобы получать, пользоваться и защищать указанные блага.

Разнообразные правовые документы, в том числе Гражданский кодекс РФ, часто отождествляют эти категории. В данном случае неимущественное право само по себе характеризуется как нематериальное благо. Однако большинство специалистов утверждает: несмотря то что данные понятия очень тесно связаны между собой, они все же не идентичны.

Характеристика нематериальных благ

Данные категории принадлежат конкретному физическому или юридическому лицу и являются неотделимыми от него. При этом важно различать материальные и нематериальные блага. Последние нельзя измерить в денежном эквиваленте, и они принадлежат к духовной среде человека.

Существуют следующие нематериальные блага человека:

  • Жизнь и здоровье.
  • Личная неприкосновенность и достоинство.
  • Свобода передвижения.
  • Авторство.
  • Честь, репутация и доброе имя.
  • Сохранность личной жизни.
  • Семейная тайна.
  • Свобода выбора места для проживания и пребывания и др.

Все эти права получаются человеком с момента его рождения и не могут быть отчуждены.

Признаки

Нематериальные блага и права имеют следующие характеристики:

  • Не могут существовать без личности гражданина.
  • Не имеют имущественного, материального и финансового содержания.
  • Должны быть защищены от посягательств.
  • Не имеют категории исковой давности.

Важной характеристикой также является то, что нематериальные блага абсолютны. Это означает, что неограниченный круг других лиц не имеет права нарушать те свободы, которые предоставляются конкретному человеку.

Защита

Нематериальные блага как объекты права должны быть защищены. Отвечает за это ГК РФ и другие соответствующее законы и нормативные документы. Данный процесс осуществляется следующим образом:

  • При наличии покушения на права человека допускается возмещение убытков, а также компенсация нанесенного морального вреда.
  • Если нарушены права доброго имени, чести и достоинства гражданина, то виноватое лицо должно опровергнуть предъявленные факты, а также сообщить, что указанное не соответствует действительности.
  • В случае если права человека были нарушены при помощи средств массовой информации, нарушения снимаются аналогичным способом.
  • Если виноватое лицо не опровергло ложную информацию, то суд вправе наложить на данного гражданина штраф.
  • При расчете компенсации морального ущерба суд принимает во внимание дополнительные факторы, среди которых - страдания нравственного и физического характера, уровень и серьезность вины правонарушителя и др.
  • При наличии заинтересованных лиц защита прав также возможна после смерти конкретного человека.

Нематериальные блага и их защита – основа любого правового государства. Этому должно уделяться соответствующее внимание на разных уровнях.

Характеристика неимущественных прав

Под этим термином понимают личные права субъективного характера, объектом которых выступают нематериальные блага. Их обедняет направленность на индивидуальность и духовное развитие человека, а также отсутствие возможности измерить их при помощи финансовых или других подобных систем.

Данный термин неразрывно связан со свободой, равенством и неприкосновенностью гражданина, а его наличие определяет возможность существования человека в обществе и уровень развития государства. Понятие имеет сугубо личный характер для каждого конкретного индивида. Данные права не могут быть отняты или переданы, а при их нарушении они должны быть обязательно защищены.

Виды

Существуют следующие типы данных прав:

  • Связанные с имущественными. Речь идет, например, об авторском праве. Само по себе оно неимущественное, однако связано с некоторыми материальными аспектами, в частности, с гонораром.
  • Не связанные с имущественными. Сюда входит право на жизнь, на имя, на честь и достоинство и др.

Данные виды имеют определенные различия, однако связаны между собой.

Признаки

  • Особые объекты права.
  • Отсутствие материального характера. Эта категория не может быть оценена с экономической точки зрения, и, соответственно, не может быть предоставлен определенный денежный или другой подобный эквивалент.
  • Нацеленность на индивидуальность гражданина, ее раскрытие и развитие.
  • Специфика возникновения права и его прекращения, что неразрывно связано с жизнью человека.

Классификация неимущественных прав

Современная правовая система имеет дело с несколькими типами неимущественных прав. Существуют следующие типы классификаций:

  • По характеру интересов.
  • В зависимости от типа духовного блага.
  • По целевой направленности.

Что касается первого аспекта, то в зависимости от личных интересов существуют следующие типы:

  • Блага, которые нельзя отделить от жизни гражданина: здоровье, неприкосновенности личности и др.
  • Права, которые имеют социальный и коллективный аспект: имя, достоинство, честь.
  • Права, которые осуществляются в рамках семейно-брачных отношений.
  • Права, которые появляются в процессе участия лица в разнообразной деятельности: право на отдых, на образование и др.

Что касается духовных благ, существуют следующие типы:

  • Неприкосновенность: охрана здоровья, жизни, а также места жительства гражданина.
  • Индивидуализация: право на имя, честь и достоинство.
  • Личная жизнь: тайна переписки, неприкосновенность места жительства, усыновление, врачебная и адвокатская тайна и др.
  • Творчество: свобода использования достижений культуры для собственного развития.

В зависимости от типа целевой направленности существует следующая классификация:

  • Индивидуализация гражданина. Сюда относится право на имя, честь, деловую репутацию, достоинство и др.
  • Неприкосновенность частной жизни. К данной категории относят тайну семейного, личного, юридического и врачебного характера.
  • Защита личной неприкосновенности. Сюда входит право жизнь, свободу, место проживания и пребывания, а также на свободу перемещения.

Систематизация и классификация данных прав позволяют изучать, выявлять и комплексно исследовать различные признаки и отличия неимущественных благ. Это способствует защите гражданина, а также позволяет сделать правовую систему государства более совершенной. Система расширяется в соответствии с культурным развитием общества, а также с увеличением самооценки и самопознания конкретного гражданина.

Каждая из указанных классификаций имеет условный характер. Связано это с тем, что при разнообразных незаконных действиях одновременно нарушается сразу несколько неимущественных прав гражданина. Также подобные классификации не являются идеальными и законченными. Они могут изменяться по мере развития правовой системы и контекста каждого конкретного права. Кроме того, со временем появляются новые понятия и категории, которые также должны быть систематизированы.

Личные неимущественные права и нематериальные блага – это основа любого государства. Данные категории имеют свою специфику, признаки и особенности, а также нуждаются в обязательной защите. Классификация позволяет рассматривать эти понятия более глубоко и комплексно.

В современной экономической литературе наряду с такими понятиями, как товары, услуги, широко используется и термин «блага». Это значительно более ёмкое понятие. В философском смысле под благом понимается то, что заключает в себе определённый положительный смысл, удовлетворяет потребность человека, отвечает его целям и стремлениям. Блага подразделяются на три важнейших вида. Материальные блага – это продукты питания, жильё, одежда, предметы быта и культуры, средства транспорта, связи, охраны здоровья и т.п.

Социальные блага – это обеспеченность работой, условия труда, экологические условия, социальное обеспечение и т.п.

Духовные блага – услуги, оказываемые учреждениями нематериального производства, сферой культуры.

Уровень обеспечения населения, отдельной его группы, семьи или отдельного человека всеми видами благ характеризует их благосостояние. Распространённой ошибкой экономических теорий является утверждение о прямой зависимости благосостояния от уровня развития производительных сил. Ввиду ограниченности земной биосферы в настоящее время производительные силы перешли уровень биосферного допустимого развития, что приводит к необратимым последствиям в среде обитания человека. Земной шар по своей сути является космическим кораблём для всего человечества, а потому сохранение систем жизнеобеспечения членов экипажа такого корабля следует отнести к первоочередному благу. В отсутствие такого понимания техногенная цивилизация способна благими намерениями, заботой о сиюминутных капризах вымостить дорогу в ад. И потому не случайно «Толковый словарь» В.И. Даля указывает, что слово «благо» выражает два противоположных качества: хорошо, полезно либо не хорошо, дурно. Любое благо должно иметь определённые пределы и сопровождаться наличием чувства меры у субъекта, потребляющего это благо. Любое благо, продолженное чуть дальше допустимого предела, с неизбежностью обращается в свою противоположность. Это касается как глобальных проблем техногенного развития, так и элементарного чувства меры в питании человека, ибо переедание наносит организму значительно больший ущерб, чем недоедание. В этом и состоит схема обращения блага в обыденном смысле этого слова в свою противоположность.


Есть потребности, удовлетворение которых таких последствий не вызывает, а способствует укреплению родовой генетики, более полному освоению человеком генетически обусловленного потенциала развития. Это демографически обусловленные потребности , порождающие соответствующий спектр производства. При этом демографически обусловленные потребности предсказуемы по номенклатуре и объёмам на многие десятилетия вперёд. Это позволяет спланировать и подготовить производительные силы общества к их полному удовлетворению.

Ресурсы (от французского ressource – вспомогательное средство) – это факторы производства, затрачиваемые на изготовление товаров и оказание услуг. Ресурсы подразделяют на природные, человеческие и капитал. Совокупность всех видов ресурсов, материальных благ и невещественных богатств (научный и культурный потенциал, потенциал здоровья) образуют общественное богатство.

Можно иметь мощнейший экономический потенциал, грозное вооружение, многочисленную армию и спецслужбы, но при отсутствии собственной концепции использования этих возможностей во благо собственного народа, при сохранении шквала пивного, сигаретного и духовного растления школьников в сочетании с унизительной подачей истории и перспектив собственного государства, деградация кадрового потенциала произойдет за 20‑30 лет. Вслед за этим неизбежен крах промышленно‑экономического потенциала и государственности в целом.

Укажем и ещё на одну методологическую ошибку в решении вопросов укрепления невещественных богатств. Всегда в перспективе выигрывает то государство, которое при формировании кадровой базы управленцев опирается на возможности всего общества, а не на узкие кланы, деградирующие уже хотя бы в силу своей замкнутости. Расширение кадровой базы управленцев до границ всего общества ведёт к повышению качества управления. Именно поэтому общественно выгодными являются схемы бесплатного обучения кадров вплоть до любого уровня квалификации. Все перестроечные изыскания в вопросах реформирования системы образования противоречат этому фундаментальному принципу, а потому подрывают общественное богатство России.

Ранее упомянутая нами «хрематистика» (от греческого «хрема» – владение) является теорией накопления богатства любыми способами, с проведением в жизнь законов, оправдывающих эти способы. При этом Аристотель подчёркивал, что хрематистика – это противоестественное учение, работающее фактически против эффективного развития и удовлетворения нормальных потребностей людей. В частности он указывал:

«В искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, т.к. цель‑то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности.» [Аристотель. Политика. СПб, 1911, стр. 25].

4. Кредитно‑финансовая система как иструмент разорения страны

Дайте мне управлять деньгами страны и мне нет дела, кто создает ее законы.

М.Ротшильд

Финансы (лат. financia – доход, платеж) – это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов соответственно. С категорией «финансы» взаимоувязана категория «кредит», как экономические отношения, возникающие при передаче имущества или денег на определённых условиях с обязательством их возврата. История возникновения кредитно‑финансовой системы (КФС) есть история развития товарного производства и обращения. Пока товаров было немного, производственно‑потребительская система (ППС) обходилась без КФС, производя прямые обмены товара на иной товар. По мере наращивания номенклатуры производства нужный продукт можно было получить, только пройдя длинную цепочку обмена.

Стремление упростить эту процедуру объективно привело к выделению такого товара, который чаще других применялся в обменных операциях и стал товаром‑эквивалентом, своеобразным мерилом стоимости других товаров, то есть товарными деньгами, которые впоследствии приобрели и документарную форму. Организация движения денежных потоков выросла в самостоятельную вспомогательную функцию, для осуществления которой и сформировалась эта сфера обслуживания ППС, именуемая ныне КФС. Главное, что следует понять, что в нормально организованной государственности КФС должна быть на бюджетном финансировании, либо получать свои доходы как прямые платежи ППС за оказываемые услуги.

Бумажные деньги (банк‑ноты) были изначально не чем иным, как распиской (нотой) банка, что у него на хранении находится определённое количество товара‑эквивалента, принадлежащего владельцу расписки. На рынке можно было отдать не сам товар, а расписку, по которой он может быть получен. Впоследствии у работников КФС собственные корпоративные интересы возобладали над интересами, породивших из ППС, и они, вместо оптимизации группы товаров‑эквивалентов, начали делать упор на выпуск юридически ничем не обеспеченных расписок. Именно таковыми являются нынешние бумажки всех цветов и оттенков по недоразумению, до поры до времени именуемые деньгами, валютой. Деньги будут темой нашего отдельного разговора. Здесь мы коснулись их сути исключительно для более глубокого и осмысленного выявления существа и пороков КФС.

Итак, изначальное общественно‑полезное предназначение КФС сводится к согласованию объёмов потребления каждого из субъектов ППС с размером его вклада в формирование необходимого обществу массива товаров и услуг. При этом, манипулируя финансовыми потоками, рычагами налогов и дотаций, КФС должна обеспечивать сборку отдельных предприятий и отраслей в единую, увязанную по взаимным поставкам бескризисно функционирующую ППС страны.

Алгоритм достижения такого результата достаточно прост: любому перемещению сырья, полуфабриката либо товара в ППС должен сопутствовать встречный поток адекватной ему денежной массы. При этом, специалисты КФС должны научиться решать школьные задачки по перетоку воды из большого резервуара (КФС) и перераспределению её между двумя десятками бассейнов‑отраслей так, чтобы ни один из них не пересох, и чтобы вода не плескалась через край (на счета западных банков). Задача сводится к расчёту диаметра каждой трубы, однозначно связанного с интенсивностью потока воды (денег) в конкретный бассейн и общего объёма необходимой жидкости в системе. Объём каждого из бассейнов пропорционален объёму выпускаемой продукции в стоимостном выражении. Прототипом такой системы является кровеносная система с сосудами соответствующих диаметров и регулируемыми пульсом и давлением в зависимости от нагрузки.

Кровеносной системой народно‑хозяйственного комплекса как раз и является КФС. И страна так же, как и человеческий организм, с неизбежностью идёт к краху, если хотя бы в одной из систем прекращается кровообращение, как это организовано в сельском хозяйстве. Деньги при эффективном управлении связаны в циклах ППС, являясь по сути технологической средой, не способной породить инфляцию. Из элементарного здравого смысла становится очевидно, что количество эмитированных денежных средств должно строго соответствовать технологическим потребностям ППС и не менять своего значения даже в том случае, если в стране не будет ни грамма золота и ни одного доллара; они никак не влияют на процесс производства. Увязка денежной массы с золото‑валютными резервами Центрального Банка лишена элементарного здравого смысла и применяется исключительно для искусственного создания дефицита собственных средств платежа и удовлетворения нужд ростовщиков.

Сегодня во многих технологических системах есть энергоресурсы, сырьё, оборудование, персонал, рынок потребления, но нет оборотных средствбумажных денег с нарисованными цифрами, обеспеченных будущим простым продуктом. При наличии вышеупомянутых условий для их выпуска нужны лишь бумага, краска и немного государственного ума. У нас всё есть, кроме последнего. На определённых этапах денежная масса страны была сжата до такой степени, что лишь 15‑20% товарного перемещения сопровождалось денежными потоками, всё остальное – бартер, расписки, векселя, задолженности – как в эпоху средневековья. Все несуразности соотношения денежной и товарной массы сохраняются и по сей день.

Позиция КФС в части эмиссии – это лишь цветочки на фоне прямого извращения её функций. При справедливом распределении доходов в денежной форме, любой денежный приток в ту или иную точку должен, как мы отмечали, соответствовать адекватному поступлению на потребительский рынок товаров либо услуг. Однако, руководствуясь принципом: «Сидеть у ручья и не напиться?», КФС «научилась» формировать внутри себя, как на поле чудес, самовозрастающую стоимость. Миллион, в течение года прокрученный в банковских вкладах, в ГКО и прочих «финансовых инструментах», трансформируется в два. Полученная из воздуха баснословная прибыль выплескивается на рынок, порождая инфляцию. При этом темпы самообогащения, не связанного с созданием чего‑либо общественно полезного, КФС устанавливает сама, по произволу манипулируя размером ссудного процента и получая собственные баснословные процентные доходы от всех денег, которые она сама же и создаёт. Источником, задающим генератором инфляции выступает ссудный процент, он задаёт уровень доходности всех безумных спекулятивных рынков, он относится на себестоимость при получении кредита и резко увеличивает цены на продукцию. Чем больше ссудный процент, тем богаче становятся субъекты КФС, тем эффективнее действует схема разорения тех, кто в это время сеет хлеб, варит сталь, добывает уголь. Именно по этой причине в народе исстари известно: «Трудом праведным не наживёшь палат каменных». Тем более таких, какие бессовестно позволили себе отгрохать учреждения КФС в Санкт‑Петербурге, Москве и даже в нищем Пскове.

Третья разрушительная функция КФС во главе с Центральным Банком – перекачка принадлежащих народу богатств в международные надгосударственные банковские кланы через выплату процентов по международным займам – описана в предыдущей публикации. Сумма долговых выплат многократно превосходит госбюджет. Истоки безмерного многократного налогообложения продукта при продвижении его по технологической цепочке кроются в необходимости масштабных выплат кредиторам из госбюджета, из выплаченных нами налогов.

Блага, которое должно предоставляться в одном и том же количестве всем потребляющим его потребителям. Рассмотрим общественное благо на примере с дымом от курения. В этом примере количество создаваемого дыма будет одинаковым для всех потребителей - каждый индивид может оценивать его по-разному, но все они должны потреблять одно и то же количество этого блага Вериан А.В. Экономическая теория. ? М., 1999. - С. 603.. Общественные блага обладают двумя характерными особенностями: они не конкурентны и они не исключаемые. Блага являются неконкурентными, если при любом заданном уровне предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

Для большинства благ в частном секторе предельные издержки производства большего объема благ положительны. Но по ряду благ дополнительные потребители не увеличивают издержек. Благо являетсянеисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами - ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами Нуреев В.О. Экономическая теория. ? М., 2001. - С. 505..

Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим.

Мороженное - это частное общественное благо.

Но существуют блага, которые все мы можем потреблять одновременно без того, чтобы потребление кого-либо одного уменьшало потребление кого-то другого. Они называются общественными благами.

Благо является общественным, если будучи даже потребленным одним лицом, оно при этом доступно для потребления другими.

Чистый воздух - это общественное благо, точно так же как и национальная оборона или общественная безопасность.

Тот факт, что большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками, не является случайным. Из-за существования проблемы «едущих бесплатно» (т.е. проблемы бесплатного пользования благами). «Едущий бесплатно» (a free-rider) - это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его производство, ничего не платя за него. Эта проблема касается, в частности, общественных благ, поскольку если некто приобрел бы такое благо, то оно было бы доступно для потребления всех остальных.

Предположим, например, что для организации национальной обороны был бы сформирован рынок. Чтобы разрешить проблему бесплатного пользования, страна должна найти некоторый способ совместного решения того, сколько тратить на оборону. Государственные структуры и создаются для принятия такого рода коллективных решений. Многие блага, предоставляемые государством, являются в действительности общественными благами. Национальная оборона и -полиция, несомненно, являются общественными благами. Национальные парки - это смешанный случай, так как природа в парках - это общественное благо, по крайней мере до тех пор, пока в парке не становится слишком тесно, но услуги кафе, ресторанов и т.д. не являются общественными благами. Многие общественные блага предоставляются правительством. Например, улицы и тротуары предоставляются местными муниципалитетами. В городе имеются улицы определенного количества и качества, и ими может пользоваться каждый.

Общественные блага служат примером специфического внешнего эффекта, связанного с потреблением: каждый должен потреблять одно и то же количество этого блага. Они представляют собой род внешнего эффекта, причиняющий особое беспокойство, поскольку децентрализованные рыночные решения, которые так нравятся экономистам, применительно к распределению общественных благ срабатывают не слишком успешно. Люди не могут купить разные количества национальной обороны; они должны как-то договориться между собой о потреблении ее одинакового количества.

17. Удовлетворение потребностей человека. Социальное воздействие на потребление индивида.

объемы потребления существенно зависят не от абсолютного, а от относительного уровня дохода - потребители сравнивают свои возможности с потреблением других, более обеспеченных групп, которые тем самым оказывают на них постоянное культурное давление, понуждающее наращивать объемы потребления. Причем, поскольку значительная часть процесса потребления осуществляется на виду у других людей, а, скажем, объем сбережений часто остается семейной тайной, потребительское поведение испытывает куда более серьезное давление, чем сберегательное.

Социальное воздействие на потребление индивида подчеркивается также X. Лейбенстайном в отмеченном им эффекте присоединения к большинству (bandwagon effect), когда спрос на товар возрастает в связи с тем, что его покупают другие люди, и эффекте сноба (snob effect), когда, наоборот, человек не желает приобретать продукт или услугу именно потому, что это делают окружающие. X. Лейбенстайн выделяет и так называемый эффект Веблена, состоящий в том, что нередко привлекательность блага не уменьшается, а возрастает вместе с ростом его цены, и соответственно (при прочих равных условиях) выбор совершается в пользу более дорогого, а не более дешевого товара.

Откуда возникают подобные эффекты? Ответ на этот вопрос лежит за пределами сферы удовлетворения потребностей в потребительских благах как таковых. Дело в том, что масштабы и характер потребления не просто отражают сложившееся в обществе неравенство в распределении ресурсов. Потребительские практики становятся средством, активно производящим это социальное неравенство. Потребление, таким образом, оказывается не конечной целью, а лишь инструментом реализации более сложных социальных стратегий классовой и статусной дифференциации.

18. Социальные стратегии классовой и статусной дифференциации

Две из таких стратегий описаны в классической работе Т. Веблена “Теория праздного класса”. Первая - присущая высшему классу стратегия демонстративной праздности, - означает не просто воздержание от труда, но подчеркнутое дистанцирование от всего, что связано с трудом как деятельностью непрестижной и неблагородной. Если же представители высшего класса и вовлекаются в какую-то деятельность, то часто речь идет о занятиях отвлеченными искусствами, чистой наукой или благотворительностью, которые становятся лишь дополнительным выражением их праздности, ибо престиж таких видов деятельности обусловлен тем, что они не связаны с добыванием хлеба насущного и тем самым отвергают грубый утилитаризм. Труд оказывается позорным не сам по себе, а как свидетельство бедности, т.е. как маркер низкого социального статуса человека.

Со временем, как указывает Т. Веблен, стратегия демонстративной праздности все более уступает место второй стратегии высшего класса - демонстративному потреблению (conspicuous consumption). Оно выражается в покупке наиболее дорогих предметов или приобретении благ, количество которых явно превышает личные потребности. На первый взгляд, все это выглядит как совершенно нерациональное использование ограниченных ресурсов. Но в действительности подобные практики формируют публичные доказательства платежеспособности и выполняют роль маркеров более высокого социального статуса индивида. Практики демонстративного потребления не ограничиваются высшими классами, они распространяются и на нижние слои общества.. Такие практики, кажущиеся блажью и безрассудством, на деле оказываются принудительным средством сохранения социального статуса". Важно, что одной только траты значительных средств для достижения цели престижного потребления недостаточно. Средства должны расходоваться в социально приемлемых формах, т.е. соответствовать культурным практикам целевых групп и локальных сообществ.

Итак, потребитель принимает решения не просто на основе соотношения цены и качества продукта или услуги. Он руководствуется также соображениями поддержания или повышения статусных позиций, наделяемых определенным уровнем престижа. А статус, хотя и испытывает серьезное влияние фактора платежеспособности, все же обладает относительной самостоятельностью..

Причем стратификационная функция потребления видоизменяется с течением времени и различается в разных сообществах

19. Перепроизводство основных потребительских благ. Общество потребления

XX столетие было отмечено фундаментальной сменой хозяйственной ситуации - произошел переход от логики недопроизводства и дефицита к логике перепроизводства основных потребительских благ, когда вместо вопросов о том, “как произвести” и “кому распределить”, на первый план выдвинулись вопросы “как продать” и “что купить” В этом обществе изобилия главной проблемой становится контроль не над факторами производства, а над покупательским спросом населения.

В результате индустриализации и автоматизации процесса производства произошло многократное повышение производительности труда, позволившее резко увеличить объемы выпуска продукции и перейти к массовому производству. Во-вторых, современные технологии обеспечили стандартизацию полезных характеристик продуктов и услуг, серьезно повысив качество товаров массового производства. В-третьих, произошло удешевление этих стандартизованных и качественных потребительских благ, которые стали доступны широким слоям населения. Массовое производство породило массовое потребление.

Произошли более фундаментальные качественные сдвиги в хозяйственных структурах и институтах, приведшие к возникновению общества потребления (consumer society), в котором основные стимулы людей и основные маркеры социальной дифференциации сосредоточены уже не вокруг процесса труда и прав собственности на производственные активы, а притягиваются к процессу потребления, где сама идентичность человека все более связывается с потребительскими практиками. Взаимосвязанность потребительских благ и их постоянное обновление способствуют втягиванию человека в постоянную и все более ускоряющуюся потребительскую гонку, вызываемую постоянной недостаточностью удовлетворения потребностей, когда в зоне потребительского внимания всегда оказываются объекты, более привлекательные, нежели те, что только что приобретены.

Когда есть блага духовные, не бывает никакого вреда от неимения благ телесных. А если нет их, то какая нам останется надежда, какое утешение? Потому о них всегда нужно молить Бога и их просить. О них молиться научил нас и Христос. И если мы вникнем в ту молитву, то не найдем в ней ничего плотского, но все духовное. Даже и то немногое чувственное, о чем мы просим в ней, становится от образа прошения духовным. Уже и одно наставление не просить ничего более, как только хлеба насущного, то есть ежедневного, было бы знаком ума духовного и любомудренного. Но смотри, что предшествует этому: «да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (). Затем, сказав о том чувственном, Он тотчас уклонился и опять пришел к учению духовному, говоря: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (). Ничего [не сказал] о начальстве, ничего о богатстве, ничего о славе, ничего о власти, но включил в молитву все, что клонится к пользе души, – ничего земного, но все небесное. Итак, если нам заповедано воздерживаться от вещей житейских и настоящих, то как будем мы несчастны и жалки, когда станем просить у Бога того, что Он заповедал нам отвергать, если и имеем, чтобы избавить нас от забот, а чего повелел просить, о том не будем иметь никакого попечения, или даже не будем и желать того? Подлинно это значит пустословить. Потому-то, хотя мы и молимся, но не получаем успеха. Как же, скажешь, богатеют люди злые? Как неправедные, преступные, хищники, лихоимцы? Не дарует им это, нет. Но как же Бог попускает? Как попускал некогда и богачу, соблюдая его для большего наказания. Вот послушай, что сказано ему: «чадо!.. ты получил уже доброе твое... а Лазарь – злое; ныне же он... утешается, а ты страдаешь» (). Итак, чтобы и нам не услышать этого голоса, нам, которые суетно и безрассудно проводят жизнь в роскоши и прилагают грехи ко грехам, станем заботиться о приобретении истинного богатства и совершенного любомудрия (8).

* * *

Какая, в самом деле, польза от наслаждения земного? Сегодня оно есть, а завтра – прах рассеянный; сегодня – огонь пылающий, а завтра – пепел остывший. Но не таковы блага духовные: они всегда сияют и цветут и с каждым днем становятся прекраснее. То богатство никогда не гибнет, никогда не переводится, никогда не истощается, никогда не подвергает беспокойству, зависти или порицанию, не губит тела, не растлевает души, не возбуждает зависти, не навлекает ненависти, между тем как все это соединено с богатством. Та слава не доводит до безумия, не рождает надменности, никогда не перестает и не помрачается. Покой и наслаждение на небесах также непрерывны, всегда неизменны и бессмертны: нельзя найти для них ни предела, ни конца. Возжелаем же, убеждаю вас, этой жизни. Если будем ее желать, то не поставим ни во что блага настоящие, но станем презирать их, смеяться над ними. Все, что имеет конец, не очень вожделенно. Все, что прекращается, что сегодня есть и чего завтра нет, хотя бы то было что-нибудь и очень великое, – все это кажется слишком малым и не стоящим внимания. Итак, будем любить не скоротечные, не преходящие и утекающие блага, но блага постоянные и неизменные (8).

9. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ДУХОВНЫХ БЛАГ

Целью духовного общества является максимизация духовного капитала, то есть максимизация духовного удовлетворения всей социальной системы, которое равно сумме оценок удовлетворенности каждого из ее членов.

В нашей системе координат мы признаем все системы ценностей, которые в соответствии с нашим определением относятся к духовным. Также мы не имеем права отдавать приоритет тем или иным из них по своему усмотрению, так как вопрос оценки и суждения о духовности системы ценностей является вопросом божественного сознания, что нам недоступно. Оценки каждого духовного человека в этом случае абсолютно равны, вне зависимости от того насколько их система ценностей отличается от нашей при условии соблюдения фундаментального принципа создания духовного блага. Духовное удовлетворение является результатом субъективной оценки приобретенных духовных благ. Особенности духовного развития и внешнее воздействие ведут к значимым различиям в субъективных оценках, что находит отражение на этапе признания духовного блага.

Также важное воздействие на формирование духовного капитала оказывает эффективность процесса распространения духовного блага. По этой причине уровень духовного капитала не определяется полностью количеством создаваемого блага. Одновременно с ним важное значение имеют субпроцесы признания духовного блага и распространения духовного блага. Но, тем не менее, субъектом процесса воспроизводства духовного блага является его создатель. Соответственно, его решения должны основываться не только исходя из задач создания блага. В идеальном случае в первую очередь производится такое духовное благо, которое будет находить наибольшее признание в обществе и максимально распространяться. Человек также должен иметь исчерпывающую информацию о параметрах распространения блага и, конечно же, своих возможностях. Однако, в процессе духовного воспроизводства его функции могут быть разделены между различными личностями, которые в этом случае образуют единую систему духовного развития.

Функция максимизации создания духовного блага . Для того, чтобы приблизиться к достижению цели максимизации духовного благосостояния, созидательная система (вне зависимости от того, включает она одного человека или большую группу) и ее члены должны обладать двумя ключевыми характеристиками: 1) достаточной волей для того, чтобы действовать в соответствии с духовными ценностями; 2) достаточной информацией для того, чтобы принять оптимальное решение относительно распределения своих ресурсов на воспроизводство духовных благ.

Остановимся сначала более подробно на втором условии. Оно, в свою очередь, разбивается на два производных условия: 1) полная информация о системе ценностей других людей; 2) полная информация о распространении духовных благ в социальной среде.

В идеальной ситуации человек должен обладать полной информацией о ценности различных благ для каждого человека или, по крайней мере, для большинства социальных групп во всем мире. На основе этого, человек может принять решение о создании тех благ, которые он способен произвести в рамках своих возможностей для максимизации общественного капитала. На практике у него такой возможности нет. Человек ограничен в различных аспектах работы с информацией. Он может получить только весьма ограниченный объем информации. Кроме того, ограничены возможности осознания, систематизации и запоминания информация. Невозможно представить себе, чтобы отдельный человек обладал всей полнотой информации. Как правило, человек имеет весьма конкретное представление о ценности духовных благ только для своих самых близких людей. Также он может оценить и достаточно условно определить потребности людей, с которыми он общается часто. Для этих людей он может также дать оценку ценности на основе аналогии или иных простейших методов. На основе крайне ограниченной информации в различных медиа, человек может дать условную оценку некоторых духовных потребностей не знакомых ему людей. Но если осознание и запоминание оценок для первой группы людей является устойчивым и тщательно фиксируется в памяти человека, то для третьей группы эта информация хранится в кратковременной памяти. Следовательно, на основе личностного опыта человек может иметь представление об оценках только очень узкой группы людей.

Задача может быть более-менее удовлетворительно решена в достаточно небольшой социальной группе. При этом социальная группа агрегирует знания в привычки и ценности, которые закладываются в человека и действуют практически бессознательно, чтобы не занимать место в ограниченном пространстве человеческого сознания. Дальнейшая оценка и осознание происходит уже через призму этих ценностей и привычек. Но даже при условии интеграции социальной системы в человеческом подсознании информация о людях и ранжировании ими духовных благ носит неравномерный и неполный характер. Человек получает значительно больше информации из своего непосредственного окружения, в тоже время он получает весьма опосредованную информацию о жителях своего региона или других регионах государства. О жителях других стран он имеет очень ограниченное представление даже в условиях поддержки социальной группы. Таким образом, даже социальная система не способна решить за человека вопрос максимального информационного обеспечения. В наилучшей степени человек понимает потребности наиболее близких людей и поэтому может принимать адекватные решения в отношении удовлетворения их потребностей. Большинство людей концентрируют свое внимание на заботе и удовлетворении духовных потребностей именно этой группы людей.

Систему информационной поддержки решений духовного человека можно представить в виде функции нормального распределения в зависимости от коммуникационной близости человека. На небольшом участке данная система дает удовлетворительный результат. Таким образом, всю социальную систему с точки зрения информационной обеспеченности можно представить в виде комплекса локальных максимумов. Следовательно, духовные блага человека в наивысшей степени могут удовлетворяться его самым близким окружением.

Если рассматривать всю социальную систему, то можно представить, что каждый человек обладает своей сетью коммуникаций ближнего круга, которая способна получать полную информацию о его духовных ценностях. В этом случае происходит мультипликативное проникновение информации о духовных потребностях на значительные социальные расстояния. Но оно имеет место косвенно (т.е. через взаимное проникновение обычаев и ценностей) и требует значительного периода времени. Поэтому социальные системы, где происходит такое проникновение в течение столетий, имеют слабые коммуникации на значительных социальных расстояниях, но общую ценностную и поведенческую системы, что позволяет экстраполировать эффективность создания духовных благ на значительные расстояния.

Вторым требованием информационного обеспечения является полнота информации о распространении духовного блага в социальной среде. То есть, создатель блага должен понимать, что благо дойдет до тех, кому оно предназначается. Учитывая крайне ограниченные коммуникативные возможности подавляющего большинства людей, это возможно сделать также только в узком кругу знакомых и при личном общении. Социальная среда попросту не предназначена для того, чтобы распространять духовные блага. Кроме того, ресурсы человека так сильно загружены задачами в своем ближнем круге знакомых, что возможность для выхода за эти рамки очень сильно ограничена.

Следовательно, можно сказать, что необходимый объем информации для объективной оценки духовных потребностей человек может получить только в своем ближнем круге или в некоторой степени в рамках социокультурной среды, с которой разделяет ценности и поведенческие установки. Такой подход имеет свое обоснование. Конечно, можно предположить, что для человека из другой страны доставить духовное благо людям может оказаться значительно проще, исходя их уровня духовного развития в целом, доступа к духовным ценностям, коммуникациям и в связи с другими факторами. Но благо для ближнего имеет неоспоримые преимущества. Человек особое духовное удовольствие получает от блага, полученного от близкого человека, из-за тесной связи с ним, возможности отблагодарить, ценности отношений с ним в целом. То есть ценность духовного блага во многих случаях увязывается с ролью его создателя в жизни получателя и наличием обратной связи.

В любом случае, информационная база только предоставляет данные для принятия решений. Для реализации решения человек и общество в целом должны обладать волей для действий в этом направлении. Максимизация воли духовного человека означает концентрацию человеческих ресурсов, затрачиваемых на духовную деятельность. Максимизация достигается при условии минимизации усилий на обеспечение духовного человека материальными ресурсами для жизни и безопасности. Предположим, в слаборазвитых странах Африки и Азии для обеспечения пропитания себя и своей семьи человек должен часто тратить 12 и более часов в день. Соответственно, после такой работы человек полностью истощен, и времени для духовного созидания у него просто нет. Тем не менее, жизнь людей в прошлые века дает пример тому, как даже в подобных условиях люди находили время для духовной деятельности. То есть даже в самых жестких условиях человек может найти возможность для создания духовного блага, как минимум в своей семье. Но речь в таком случае идет об исключительной воле, а их деятельность может являться хорошим примером для большинства современных людей. В общем же случае возможности максимизации ресурсов человека для духовной деятельности зависят от развития производительных сил и системы социально-экономических отношений. Чем выше производительность труда и ниже материальные потребности, тем меньше времени человек должен затрачивать на функциональное обеспечение своей жизни. В материальное обеспечение жизни необходимо также включать обеспечение безопасности жизни человека. Человек как носитель духовного блага должен обеспечивать и сохранение своей жизни и жизни близких людей. Концентрация на духовном созидании и презрение к внешним угрозам может сделать человека уязвимым перед поклонниками дьявольской экономики, которые ищут возможности для физического, экономического, психологического порабощения людей.

Минимизация ресурсов на решение этих вопросов определяет максимум ресурсов на духовное развитие. Понятно, что в условиях физической угрозы или ухудшении экономической ситуации, данный потенциал снижается, играя на руку сторонникам потребительской экономики. Однако есть ограничения, которые не позволяют реализовать данный потенциал более системно.

Лжеэкономика, как система, постоянно формирует и навязывает условную материалистическую программу, которую нельзя не выполнить, оставаясь приличным членом общества. Если в социуме частью успешности человека является дорогостоящий автомобиль, большой дом или обучение ребенка в элитной частной школе, то стремящиеся к этому домохозяйства автоматом получают коэффициент неволи близкий к единице. Если же общество безразлично к тому, на какой машине ездит человек и сколько спален в его доме, то это снимает с него дополнительную нагрузку, и его воля растет. Значение также имеет социальный статус человека. Если получать доход ниже среднего является важным социальным «дефектом», то это несет дополнительную нагрузку на волю. Кроме материального положения к таким характеристикам можно отнести нетерпимость или неуважение к определенным профессиям и видам деятельности, уровню образования и т.п. То есть любые формы дискриминации людей по атрибутам их социально-экономического положения являются препятствиями. Чем больше таких препятствий и чем они выше, тем ниже ресурсы общества, затрачиваемые на создание духовных благ.

Рассмотрим простой экономический пример, связанный с проблемой приобретения жилища молодой семьей в духовной системе и системе лжеэкономики. Выделяясь в самостоятельное домохозяйство в рамках общинного уклада, молодая семья получала (безоплатно) надел земли для возведения собственного дома и далее могла решить эту проблему двумя способами: построиться самостоятельно либо запросить помощь общины. Для постройки пятистенка на одну семью (60 кв.м) русскому мужику что в те времена, что сейчас потребовалось бы в одного полгода максимум. Дом мог быть и каменным и деревянным с незначительным изменением в трудоемкости. Лес можно было взять задаром (и сейчас такая норма в законодательстве сохраняется). Таким образом, в переводе на современные цены, все строительство из дерева с материалами обойдется в 6 месяцев*30 тыс. рублей средней зарплаты=180 тыс. рублей.

Запросив помочь у общины, весь вопрос строительства дома укладывался в неделю, когда собирались свободные на тот момент мужики и оперативно скидывали сруб со всеми резными наличниками и хохломской росписью. В духовной общественной системе молодая семья через неделю получала собственный дом без каких-либо долгов и дополнительных обязательств, либо за полгода самостоятельно могла обзавестись всем необходимым, используя лишь топор и пилу, даже без средств малой механизации.

В современной лжеэкономике молодая семья, имеющая средний доход, получит собственное жилье, затратив 10-ть человеко-лет жизни. Десять лет семья из двух человек, платя ипотеку или откладывыя на покупку жилья, будет тратить на это всю зарплату одного члена семьи и жить вдвоем или втроем на зарплату другого члена семьи, удовлетворяя лишь самые насущные нужды и отказывая себе во всем, типа разного рода трат на умное, доброе, вечное. То есть на двоих они затратят 20-ть человеко-лет, живя только ради одной независимой жилплощади в абсолютной экономической НЕВОЛЕ. А сколько стоит современное жилье? Сколько должна стоить благоустроенная двухкомнатная квартира, если дом такого же метража обошелся в 200 тысяч рублей в сопоставимых ценах?

Лжеэконмика, применив все современные строительные ноу-хау, специализацию, механизацию, массовую застройку и все такое, смогла здорово «сэкономить» относительно мужика с топором и пилой, и выдала расценку в два миллиона рублей (в среднем по стране) за двухкомнатную новостройку без отделки. Меня вроде бы учили, что конкуренция, специализация, механизация и массовая работа снижают трудоемкости - давайте посчитаем повнимательней.

Приняв стоимость месяца работы человека труда в 30 000 рублей, мы получили общую стоимость трудозатрат на дом в 180 000 рублей без учета эффектов специализации, механизаии и масштаба при массовом строительстве. Эти эффекты реально должны понизить трудоемкости раза в два до 100 тысяч рублей, ведь при строительстве многоэтажек они все имеют место быть. Сколько должны реально стоить материалы на дом или квартиру сопоставимого метража? Они должны стоить сопоставимо работе, поскольку мы используем самые дешевые компоненты: песок, камень, дерево, стекло и т.д. Эмпирическое правило равной пропорции материалов и добавленной стоимости действует во многих отраслях и профессиях. Материалы на дом или квартиру должны стоить в сопоставимых ценах 100 тысяч рублей. За двести тысяч мы получили не благоустроенное жилье без электричества, газа и с удобствами во дворе. Во что должно обойтись благоустройство? Включение объекта в городскую систему не может стоить дороже самого объекта или даже трудоемкости его возведения. Ведь мы подключаем квартиру не к газопроводу на Луне, а к городской инфраструктуре, которая финансируется отдельно за счет налогооблажения (десятины), либо возводится самой общиной при отсутствии государственного участия. С точки зрения здравого смысла и теории систем это подтверждается на многочисленных примерах. Возьмем наибольшую величину в 200 тысяч рублей за монтаж газовых и электрических систем, водоснабжения и канализации. Вся стоимость благоустроенной квартиры в духовном обществе при текущих расценках на наш труд с большим запасом уложится 400 тысяч рублей. С нас же берут в пять раз больше, а задействуя механизм ипотеки, в ДЕСЯТЬ РАЗ БОЛЬШЕ реальной стоимости квартиры. И если она реально стоит два миллиона, то наш труд в сопоставимых ценах должен быть переоценен ПЯТИКРАТНО!

На этом примере хорошо видно, что лжеэкономика - это не фигура речи и не заумная цифирь. Это реальная схема отъема наших доходов, наших духовных целей да и самой жизни. Лжеэкономисты понаписали миллион трудов, чтобы обосновать элементарный грабеж человека-труда, когда ему достается лишь 10-20% от результатов труда. Остальное лукавые формулы прячут в налоги, банковские проценты ростовщиков, затраты естественных монополий, взятки чиновникам, курсы валют и еще бог весть какие расценки на нефть на фьючерсном рынке. Все это делается с одной целью - не оставить людям никаких ресурсов на духовное производство, задавить коэффициенты воли до нуля и заставить руководствоваться по жизни ложными целями. Что в общем-то и получается. И это даже не феодализм, это экономическое рабство, его идеальный вариант, когда рабы считают себя свободными. При этом диспропорции в ценах товаров и стоимости нашего труда могут исчисляться десятками и СОТНЯМИ РАЗ. Нас убеждают в том, что мы должны платить за какие-то бренды, землю на которой живем (итак нашу), за транспортную доступность и наличие инфраструктуры (созданные на налоговые отчисления), новую модель чего-угодно, поскольку старая уже «не катит», страховку чего-нибудь, и число этих обманов непрерывно растет и множится вокруг нас.

Если же рассмотреть вопрос реальной пользы всех этих вещей, которые нам навязали, то выяснится, что большая часть их вообще не нужна, либо наносит прямой ущерб организму (как современная пища или благоустроенная квартира в сравнении с деревянным домом). И все это мы покупаем по завышенным ценам, рассчитываясь собственным трудом, то есть жизнью.

Очень прибыльная схема, если с каждой нашей покупки класть себе в карман три четверти цены. Но мы не видим, как это происходит, и по лицевым счетам внутреннего валового продукта конкретной страны вроде как все нормально выглядит, и не скажешь, что куда-то «ушло» 80% от всего пирога. Кто и куда их «сэкономил»? Или «попилил»? Тут бьешься за каждый процент от сделки, а кто-то спокойно наварачивает 400% рентабельности - хороший бизнес. Эх, жалко по макроэкономике у меня была тройка, не смогу, наверное, разобраться с планом национальных счетов, поискать - а где же все эти деньги, которых нет. Дело пахнет даже не «большой ложью, а статистикой».

Когда сторонники либеральных учений, свободного рынка и капитализма рассказывают нам, что человек в основной массе не может и не будет руководствоваться общими интересами, скрывается очень тонкий момент, что, оказывается, этого человека ободрали уже как липку и оставили ему лишь малую пайку, чтобы он совсем кони не двинул. И на том примере, что все дорожат этой пайкой (поскольку она реально близка лишь к физиологическим потребностям) и не имеют сил ни о чем другом думать, делается вывод, что люди - это социальные животные, и двигают ими инстинкты, и человек человеку - волк.

Функция максимизации распространения . Как уже было сказано ранее, эффективность использования духовного блага зависит от распространения блага. Распространение блага - коммуникация, в ходе которой респондент получает духовное благо. Это те же самые коммуникации, по которым человек получает информацию о духовных потребностях, но направленные не к создателю духовного блага, а от него.

Если рассматривать распространение духовного блага как изолированный этап без учета признания и меры ценности данного блага для получателя, то чем большее количество людей получит его толику, тем лучше. Маленькая электронная открытка, которая размножится в соц.сетях миллионным тиражом и отзовется во многих сердцах может принести эффект в сто раз больше, чем затратные пафосные программы благотворительности.

В экономической теории распространение товара происходит в ходе обмена товар-деньги. В результате товар получает тот, кто заплатит большую цену или рыночную цену. Таким образом, материальное благо получает универсальную оценку в денежных единицах. Если речь идет об услуге или информационном продукте, которые больше похожи по своим характеристикам на духовное благо, то их распространение отличается только тем, что цена на них определяется готовностью покупателя платить определенную сумму и в меньшей степени себестоимостью воспроизводства блага. С одной стороны, в этом случае благо получают те, кому оно наиболее важно. Но, с другой стороны, возможность его купить имеют только те, кто уже имеет достаточно средств для покупки.

С точки зрения краткосрочной максимизации для духовного человека не важно, является ли получатель блага создателем эквивалентного духовного капитала или нет. Люди, которые не генерируют духовных благ, могут быть вовлечены в процесс тем благом, которое будет им предоставляться на безвозмездной основе под воздействием личного отношения. Сила примера и отношение к человеку имеет большое влияние. При этом, благо переданное другим безвозмезно с более высокой вероятностью принесет ответное благо. То есть добро будет порождать добро, направленное на широкую группу лиц, а не только по векторам туда и обратно. Безвозмездная передача нематериальных и материальных ценностей прежде всего воздействует на волю одаряемого, его способность творить добро окружающим растет в общем, а применительно к одаряющему еще в большей степени. Точно также работает и минусовой мультипликатор. Одна гадость порождает множество других, и они расходятся как круги по воде. В любом случае, обмен не может считаться основной распространения духовных благ в тех случаях, когда они не монетизированы.

В условиях ограниченности каналов транспортировки информации и ее обработки в социальной системе возникли и другие способы распространения приоритетной информации. И в первую очередь это такие специальные социальные институты как средства массовой информации. Средства массовой информации изначально создавались и развивались как метод информирования об общественно значимых событиях. Выбор того или иного средства очень широк и включает не только те информационные источники, которые регистрируются государством как СМИ, но и информационные каналы в широком смысле слова. Например, объявление для жителей дома или подъезда, смс-рассылка в дачном кооперативе также являются методом распространения массовой информации важной для жителей локальной местности. Более важная информация имеет ценность для большего количества людей и попадает в СМИ с большей аудиторией. Городские СМИ публикуют информацию о мероприятиях и событиях городского масштаба, интервью с людьми, которые могут быть интересны значительной части городского социума. Наиболее крупные структуры - информационные агентства, крупные телевизионные и интернет каналы - имеют глобальный охват и выходят на многих языках. Они уже охватывают те события, которые оказывают влияние на развитие всего мира.

СМИ формируют многоуровневую систему коммуникации общественно значимой информации. На каждом из уровней распространяется информация, значимая для определенной аудитории. Каждый человек может выбрать тот уровень общественной информации, который ему интересен. Для идеального духовного человека уровень общественной значимости информации безразличен, но так как информация более высокого уровня общественной значимости касается большего числа людей, то ее ценность выше. Для обывателя же, напротив, выше ценность информации, которая больше связана с его бытовой деятельностью. Она ему более понятна.

Данная многоуровневая коммуникационная система является универсальной. Она используется для получения разнородной информации. Информация о духовных благах (как со знаком плюс, так и со знаком минус) - лишь часть этой общей информационной системы, в которую включаются иные важные для общества виды информации.

Важной характеристикой коммуникационной системы является то, что она отражает общие интересы и потребности в информации. В обществе потребления значительная часть информации посвящена экономическому производству материальных благ. Для более развитого общества выше доля информация о духовном мире. Эгоизм экономики материальных благ ведет к стремлению отдельных организаций или лиц узурпировать информационные каналы для того, чтобы использовать их в своих интересах. В явной форме это реализуется через частную собственность на СМИ и рекламу, а также в управлении редакционной политикой и материалами в СМИ. В результате общественная информационная система становится заложником интересов отдельных эгоистичных лиц. Как в России, так и по всему миру одна единственная американская структура TNS Gallup выставляет рейтинги всем основным телеканалам. На основании этих рейтингов калькулируются все крупнейшие рекламные бюджеты. У нас самым рейтинговым каналом считается не Первый канал, а ТНТ, в точности выполняющий рекомендации монополии в отношении пропаганды половых извращений, разрушении семейных устоев и атаки нравственных норм, сохраняющихся нашим народом. В этом плане телевидение занимается генерацией духовных благ со знаком минус и толкает общество к деградации.

В духовном обществе многоуровневая система коммуникаций должна быть освобождена от частных или государственных интересов. Авторами и контролерами (если угодно нравственными цензорами) крупнейших СМИ должны быть духовные люди, которые стоят выше эгоистических задач максимизации собственного благосостояния, а не хозяева заведомо ядовитой зубной пасты. Таким образом, в духовном мире СМИ, в широком смысле, формируют систему транспортировки блага, которая выделяет блага различных уровней и передает их соответствующей целевой аудитории.

Задача максимизации распространения духовного блага сводится к формированию развитой информационной системы, где духовное благо может распространяться максимально быстро. С точки зрения сопоставления с классической экономикой, данная система аналогична прозрачности информации о рынке для участников. Абсолютная прозрачность рынка является практически недостижимой, но чем она выше, тем более приближены условия к рыночным. Также и в отношении рассматриваемой системы: чем прозрачнее и доступнее информация, тем более приближено функционирование системы к идеальной. Современные информационные технологии публикации и поиска данных позволяет обеспечить решение этой задачи с высокой степенью эффективности.

Вся эта система идеально работала до разрушения Вавилонской башни. В те времена, согласно легенде, общество было культурно однородным и моноязычным. Моноязычность поддерживалась повсеместно распространенными способностями телепатии, т.е. передачи и приема образной информации от человека человеку без технических средств. Но за какие-то там грехи боги наказали людей и лишили их способностей «казать» друг другу без центрального телевидения. Теперь телевидение (даже государственное) монополизировано дельцами, формирующие антидуховные системы в разных странах.

Признание духовного блага . Ценность духовного блага становится такой после ее признания получателем блага. Признание духовного блага - это аналог потребительской стоимости товара. Признание духовного блага зависит от его характеристик, которые задаются при его создании, и количества потребителей духовного блага, которое достигается за счет системы распространения духовного блага.

Ценность духовного блага, как и материального, связана с его редкостью и важностью удовлетворения потребности в системе ценностей. Эти категории взаимосвязаны между собой. Если духовного блага в избытке, то его потребительская ценность падает относительно других ценностей. В рыночной экономике этот процесс описывается законом предельной полезности. Как результат проявления закона предельной полезности, потребительская ценность приближается к себестоимости производства товара. Поскольку, экономический субъект в классической экономике действует исходя из эгоистических соображений, то предполагается, что он прекращает производство, когда прирост выручки от дополнительный единицы произведенного товара становится равен или меньше издержкам на это производство. В практической деятельности часто такого не происходит в краткосрочной перспективе, так как убытки в результате сокращения производства могут быть кратно больше. Кроме того, производитель рискует потерять долю на рынке, что будет иметь значение в стратегической перспективе, так как привлечение «старых» новых клиентов будет весьма затратным. Но если тенденция сохраняется в среднесрочной или долгосрочной перспективе, то менеджмент будет вынужден привести производство в соответствии с рыночной ситуацией и законом предельной полезности. При этом в рамках экономической теории нет достаточно сильного обоснования дальнейшего направления капитала (факторов производства), которые остались не востребованными. Существуют модели, которые позволяют оценить влияние падения спроса в отдельных отраслях на отрасли поставщиков или связанных с ними. То есть происходит сокращение производства по производственной цепочке. При этом сокращение производства не означает высвобождение ресурсов для дальнейшего финансирования, поскольку предприятие, работающие на уровне точки безубыточности не накапливает капитал, а может только тратить имеющийся.

У духовного «производства» есть свои особенности. Издержки не являются существенным ограничителем для создания духовного блага. Поэтому когда снижается потребительская ценность духовного блага, то никаких убытков создатель не несет. Он может продолжать свою деятельность без каких-либо ограничений. Никакой точкой безубыточности он не ограничен. Для него безусловно важна обратная связь с потребителями, но не критична. Духовный человек (коллектив людей) способен какое-то время «делать добро и кидать его в воду», не имея информации ни о распространении, ни о признании результатов своего труда..

Другая особенность, которая не рассматривается в рамках теории предельной полезности, стоимость переключения на новый вид деятельности. Одна из причин, по которой этот вариант не рассматривается в классической политэкономии, - отсутствие ресурсов, которые возникают после сокращения производства блага в результате снижения ценности. При создании духовного блага такие ресурсы, очевидно, возникают и могут без значимых издержек использоваться для создания других видов блага - тех видов, которые имеют более высокую потребительскую ценность.

Таким образом, в системе духовного мира создатель духовного блага может безболезненно либо продолжать создавать духовное благо даже при снижении его ценности, либо переключиться на создание другого блага. То есть в идеальной модели производство духовного блага определенного вида ограничивается не маржинальным доходом (по сути, соотношением потребительской стоимости и издержек при заданном объеме производства), а только относительной ценностью блага и информированностью об изменениях ценности создателями.

Духовный человек способен производить даже такие блага, которые начисто отвергаются обществом. Идя на голгофу или костер, великие праведники пытались изменить антидуховную систему ценностей и воздействовать на волю людей, загнанных в рабство. Ценой жизни и чрезмерных страданий иногда это удавалось. Одно мощное информационное воздействие может в корне переменить личность человека, как в нравственном, так и в безнравственном пути жизни. Кто-то в раз предает все святое, а кто-то неожиданно демонстрирует стойкость убеждений и мужество перед лицом страшных испытаний.

Обратная связь - это последняя стадия принятия духовного блага. В каких-то случаях полагается устно поблагодарить или поднести какой-то материальный эквивалент за чужие труды. В пределе люди становятся фанатами или последователями (подражателями) духовного наставника или просто хорошего человека. Обратная связь жизненно важна хорошим людям, не имеющим твердых убеждений или волевого стержня. В особенности энергично обратную связь ожидают от детей, в которых вложили всю душу. Разочарования в этом процессе обеЗсмысливают, зачастую труды всей жизни, когда старшие обвиняют младших в неблагодарности и черствости. Вкладывая долгие годы в свои чада, некоторые под воздействием потребительской культуры начинают рассматривать их как инвестиционный проект с будущей отдачей, и забывают о том, что отдача должна произойти в широком общественном ключе, а не в обратную сторону родителей пенсионеров. Если же в воспитании детей преобладали материальные составляющие, то вырастают потребители, прислуга системы и рвачи, от которых ждать обратной связи вообще не приходится.

Математическое представление для части 9

На основе проведенного анализа можно выделить два базовых условия максимизации потребительской стоимости духовного блага, создаваемого социальной системой. Первое условие - максимизация ресурсов, направленных на создание духовного блага. Второе условие -использование этих ресурсов в соответствии с их общественной ценностью.

Максимизация ресурсов, направленных на духовное производство блага, достигается за счет коэффициента волевой деятельности в каждый момент принятия решений. Человек или социум не могут тратить все ресурсы только на создание духовного блага, поскольку они должны, как минимум, обеспечивать удовлетворение физиологических потребностей человека в питании, крове, безопасности. Максимизация волевой составляющей деятельности минимизирует эти потребности. Но в зависимости от состояния социально-экономической среды данные минимальные затраты на обеспечение этих функций могут существенно варьироваться. Однако, увеличение доли волевой деятельности само по себе ведет к их минимизации за счет нескольких факторов. Вообще, развитие духовных благ как реализации любви к миру приводит к снижению конфликтности и, следовательно, снижению расходов на безопасность людей. Если бы в мире все люди следовали духовным ценностям, то расходы на безопасность были бы крайне незначительными. Люди в деревенском патриархальном обществе могли спокойно отпускать малых детей на улицу, не ощущая никаких угроз и рисков.

Кроме того, преобладание духовной экономики ведет к тому, что материальные блага распространяются равномерно, поскольку для духовного человека не нужно много материальных ценностей. Излишки будут направлены на обеспечение других людей, а не на следование сиюминутной моде, приобретение статусных и понтовитых вещей, обжорство и пьянство.

В математическом виде объем духовного производства всего общества можно представить следующим образом из формулы (19):

Population Population ∞

max ⁡∑ PD = max ⁡∑ ∑ (CD" + V * (L + M + A + T)) (21)

(i=1) (i=1) (t=1)

Это божественная формула духовного успеха всего общества. Она говорит о том, что духовное общество максимизирует затраты на духовное производство по всем своим участникам Population

Max ⁡∑

(i=1)

и в перспективе вечности

Max ⁡∑

(t=1)

стимулируя общий творческий (предпринимательский) потенциал Т и отдавая максимальную часть всех имеющихся ресурсов труда, материалов, амортизации и творчества через коэффициент воли V в каждый конкретный момент времени t на цели духовности, добавляя результаты духовного производства к начальному потенциалу личности, заложенному в нас Первотворцом.

По этой формуле тысячу лет (а может и больше) жила русская община, которую окончательно раздербанили сто лет назад столыпинскими реформами, революциями, гражданскими войнами и коллективизациями. Эта формула вложена в нас на генетическом уровне и поддерживается нашим культурным кодом, несмотря на слом всех объективных условий ее реализации современным обществом победившего эгоизма и потребительства, заменившего функцию максимума на минимизацию.

С точки зрения лжеэкономики мы рассматриваем несуществующие величины, поскольку для нее параметр воли равен нулю, а все ресурсы общества направлены на духовное самоуничтожение. Запись (21) иллюстрирует первое условие максимизации духовного производство через модель затрат. Второе условие максимизации (модель оценок) предполагает задействование духовных ресурсов в соответствии с их общественной ценностью.

К сожалению, моих знаний не достаточно, чтобы формализовать второе условие. Я всего лишь студент недоучка, совмещавший работу с учебой с четвертого курса и двадцать лет не бравший в руку экономических книжек. Но общими словами модель оценок описать попробую.

Чтобы оптимально направить ресурсы по пути максимизации духовного удовлетворения, необходимо побороть две беды - несовершенство информационной системы и инерционность. Для максимизации созданного духовного капитала при заданном уровне ресурсов необходимо, чтобы оценки ценности различных видов благ совпадали с общественно признанными. Кроме того, важно знать каким образом изменяется ценность каждого духовного блага в зависимости от роста его предложения. Последнее важно для того, чтобы определить оптимальный уровень, при котором разумно переключаться с производства одного вида благ на другой.

Первое условие достигается, когда отклонение оценок творца блага, построенных на основе его ценностей и восприятия мира сознанием, не отличаются от общественно признанных, и требует абсолютно прозрачной информационной системы.

Второе условие регламентируется функцией изменения коэффициентов потребительской ценности в зависимости от значений в предыдущий период. Максимизация общественного благосостояния должна адаптироваться к изменению потребительской ценности духовных благ, то есть обратные связи должны работать идеально и в режиме реального времени.

Таким образом, максимизация духовного капитала в общественной системе достигается при условии максимизации волевых ресурсов (минимизации потребительских ресурсов) формула (21), полном соответствии оценок ценности духовных благ общественным оценкам и с учетом изменения оценок ценности видов духовных благ по мере увеличения их создания и распространения.

В классической экономической теории рыночное равновесие достигается при так называемой идеальной конкуренции, когда на рынке присутствует большое количество независимых покупателей и продавцов. Увеличение производства ведет к падению цен, а увеличение спроса к их росту. Независимость и большое количество субъектов рынка обеспечивает борьбу за покупателя. Вражда и борьба являются основной экономики материальных благ. Это не сложно понять и по стратегиям, которые используются в конкурентной борьбе - оборонительные, наступательные. Также достижению рыночного равновесия способствует универсализация товара. Чем однороднее товар, тем сложнее продавцу использовать его особенности для извлечения прибыли. В теоретической модели рыночной экономики при равновесном рынке прибыль не получает никто.

В экономике духовных благ ситуация противоположная. Чем выше разобщенность и различия в обществе - тем сложнее максимизация создаваемого духовного капитала. Возникают ошибки в оценках ценности благ, а также снижается эффективность коммуникаций по распространению духовного блага в социальной среде из-за различий и увеличении числа звеньев. Не говоря уже о том, что борьба и конфликты могут полностью парализовать распространение духовных благ.

В экономике духовных благ создатели борются за то, чтобы творение получило максимальное признание. В свою очередь, потребители благ стремятся получить максимальное количество благ. Духовные блага (как правило) ничего не стоят для потребителей, но возможности их потребления ограничены объективными человеческими ресурсами их познания, а также возможностями их поиска и получения в социальной среде. Создатели блага также ограничены собственными ресурсами в создании и распространении духовных благ. Доля ресурсов, переходящая в духовную экономику, зависит от коэффициентов воли в каждый момент принятия управленческих решений.

Для того, чтобы обеспечить достижение своих целей, творцы благ упорядочивают свою деятельность между различными видами духовности. Чем выше общественно признанная ценность блага, тем больше генерируется этого вида блага системой, нацеленной на нравственные устои. Избыток создаваемых благ данного вида ведет к снижению его признанной ценности, что стимулирует сокращение его производства и перераспределение ресурсов в другом общественно значимом направлении.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: