Ученический договор с работником предприятия налогообложение. Ученический договор «сэкономит» ваши налоги. Страховые взносы с оплаты обучения за сотрудника

Любой работодатель вправе с любым своим работником заключить ученический договор на переобучение (ст. 198 Трудового кодекса РФ), который является дополнительным к трудовому. Во время обучения фирма обязана выплачивать работнику стипендию (ст. 204 Трудового кодекса РФ), размер которой не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Но поскольку верхняя граница стипендии законодательно не ограничена, размер стипендии может быть сколь угодно высок.

В целях снижения платежей по налогу на прибыль и ЕСН может быть применен основанный на указанных выше нормах Трудового кодекса РФ способ, существо которого заключается в том, что с работником заключается ученический договор на переобучение, и он в качестве ученика получает от фирмы большую часть своей зарплаты в виде стипендии, одновременно сохраняя свою должность и оставаясь работником фирмы.

Сумма такой стипендии при расчете налога на прибыль учитывается в составе расходов на оплату труда на основании статьи 255 Налогового кодекса РФ, согласно которой в расходы фирмы на оплату труда включают любые начисления работникам, предусмотренные нормами законодательства РФ. При этом в случае необходимости можно сослаться на пункт 25 статьи 255

Налогового кодекса РФ, которым предоставлено право учесть расходы, предусмотренные в трудовом или коллективном договоре.

Разумеется, упоминание о стипендиях должно присутствовать в одном из этих соглашений. Лучше это делать в трудовом договоре при приеме работника на работу.

Сумма стипендии ЕСН не облагается, поскольку его не надо начислять на любые компенсационные выплаты, которые установлены российским законодательством, к которым, в частности, относится возмещение расходов на повышение профессионального уровня работников (подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ).

На сумму стипендии не надо начислять ни пенсионные взносы, ни взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Из суммы стипендии не надо удерживать НДФЛ, поскольку возмещение расходов на повышение профессионального уровня работника названным налогом не облагается – как компенсационные выплаты, которые установлены законом (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ).

Статьей 196 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель вправе обучать работников не только непосредственно у себя, но и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Это означает, что фирма может направить работника в любое учебное учреждение. Будет ли при этом фирма оплачивать его учебу, зависит от взаимной договоренности, но в любом случае доходы работника станут вполне легальными, а фирме не придется платить ЕСН и пенсионные взносы. По мнению налоговиков, фирма в этом случае должна удерживать из суммы стипендии работника НДФЛ.

При этом они ссылаются на пункт 1 статьи 21 закона об образовании, в котором сказано, профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучаемого, а Налоговый кодекс РФ освобождает от НДФЛ только расходы на повышение профессионального уровня работников. На этом основании налоговики заявляют, что расходы фирмы на высшее образование надо включать в доход работника. Однако в НК РФ сказано, что к доходам работника относится оплата фирмой обучения в его интересах (подп. 2 п. 2 ст. 211 Налогового кодекса РФ). Заключив с работником ученический договор и установив в нем, что сотрудник учится исключительно для дальнейшей работы в фирме, вопрос о его доходе, равно как и о НДФЛ автоматически отпадает (постановления ФАС Уральского округа от 6 октября 2003 г. № Ф09-3270/03-АК и ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 мая 2003 г. № А19-18938/02-33-Ф02-1357/03-С1).

В заключение представляется целесообразным отметить, что налоговики не смогут пересчитать налоги, переквалифицировав ученический договор в трудовой, поскольку статьей 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налоговых чиновников на переквалификацию только сделок, а отношения между работодателем и работником регулирует Трудовой кодекс, а не Гражданский кодекс, и договор между ними сделкой не является.

Ученичество помогает решать вопрос кадрового голода, обеспечивать завод подготовленным персоналом и дает возможность еще на этапе обучения отсечь людей случайных, не способных работать на производстве.

К внедрению института ученичества нас побудил крайний дефицит квалифицированных рабочих в регионе, то есть отсутствие специалистов нужной профессии и квалификации в требуемом количестве. Причин этому много. Это и то, что квалифицированных рабочих в настоящее время почти не готовят, нет существовавшей когда-то схемы подготовки специалистов непосредственно на заводе, острая конкуренция на рынке труда региона за квалифицированный рабочий персонал и т. д. Я опишу практический опыт внедрения системы обучения производственного персонала на примере предприятия, расположенного в Московской области, где данная процедура внедрена и успешно действует.

В данной статье сознательно не приводятся примеры наших документов, сопровождающих этот процесс. Думаю, что каждый HR-специалист сможет самостоятельно их разработать именно под нужды своего предприятия (у всех своя специфика). Лишь поделюсь опытом и дам рекомендации, которые, надеюсь, кому-нибудь из коллег пригодятся.

Организационные вопросы

Прием учеников осуществляется именно по ученическому до- говору, а не в штат (это позволяет делать ст. 198 Трудового кодек- са - ученический договор с лицом, ищущим работу). В нашем случае ученический договор заключается на срок три месяца, что соответствует учебной программе. После обучения ученики проходят аттестацию, по результатам которой принимаются по полученной профессии на определенную должность и становятся нашим штатным персоналом.

Сразу отмечу, что мы не заменяем собой профессионально технические училища (ПТУ), обучение ведется для выполнения работы исключительно на должностях нашего пред приятия и не подразумевает выдачу каких-либо дипломов, сертификатов и иных документов, а также не предназначено для работы вне рамок про изводственной деятельности организации. Иными словами, обу чение внутреннее и проводится для того, чтобы ученик мог в последствии работать на определенной штатной должности предприятия.

Каждому ученику по наставнику

Обучение включает теоретическую и практическую часть и проводится в форме наставничества. Для этого на заводе разработаны программы обучения по каждой профессии. Поэтому совет: первым делом необходимо разработать программу обучения, затем подробно ее расписать (например, используя производственные инструкции). Это дело не простое, как может показаться на первый взгляд, без помощи квалифицированных производственников вам не обойтись. Нужно работать в тесной связке с ними, а также инженером по охране труда. Программа обучения включает теоретическуючасть по профессии, а также правила техники безопасности и охраны труда.

Каждый пункт учебной программы определяется в часах. Например, теоретическая часть в нашем случае занимает примерно 20 процентов программы. Обучение основам профессиональной деятельности проводят тех нологи/мастера с производства, охране труда обучает инженер по технике безопасности и охране труда. Делать
это в некоей аудитории или обучать непосредственно на производстве - это решать вам, учитывая особенности вашего предприятия. Но ученики должны быть знакомы с производственными инструкциями и прочими материалами согласно программе обучения по их будущей про фессии.

Основную часть времени занимает практическое обучение непосредственно на производстве в виде наставничества. Для этого у нас выбраны наставники по каждому участку - это наиболее подготовленные и, что немаловажно, способные обучать, делиться своим опытом штатные рабочие предприятия (которые, возможно, сами когда-то были учениками). Попадают в наставники по результатам регулярной аттестации персонала, проводимой на предприятии (соответственно, у вас эта процедура должна также быть отлажена, а не носить формальный характер).

За каждым наставником одновременно на нашем предприятии может быть закреплен только один ученик. Наставник работает в своем обычном рабочем режиме, выполняет свои должностные обязанности, параллельно обучает ученика.

На период обучения наставнику назначается доплата к окладу. В случае если наставник не обучает ученика должным образом, с него может быть снята эта выплата, а ученика прикрепляют к другому сотруднику. Наставник в период обучения всецело отвечает за ученика, в том числе следит за трудовой дисциплиной.

Хочу отметить и то, что для наставника, помимо определенного увеличения дохода сотрудника, это еще и элемент нематериальной мотивации: являться наставником - значит пользоваться уважением не только у учеников, у рабочего-наставника растет авторитет и признание в коллективе, в кругу коллег.

Сам ученик в период обучения получает ежемесячную стипендию, также оплачивается его работа в процессе прохождения практического обучения (производственной практики).

Как это все отразить документально?

Важный документ, который должен быть подготовлен при внедрении ученичества на заводе, - положение об ученичестве . Этот документ, собственно, и должен описывать все вышесказанное. Положение должно содержать конкретную информацию и давать понимание любому причастному к обучению, от ученика до руководителей ключевых служб предприятия: о целях и задачах обучения, кто и что делает, за что отвечает, в какие сроки, описывать весь процесс обучения от заключения ученического договора до финальной аттестации ученика.

Второй важный документ - это сам ученический договор . В рамках статьи нет смысла подробно разбирать этот документ, читатель при желании найдет его шаблоны, например, в справочно-правовой системе «Гарант». От себя добавлю, что в ученическом договоре, помимо прочего (права и обязанности организации и ученика, реквизиты сторон и т. д.), важно отразить:
- конкретные сроки прохождения обучения учеником;
- сумму ежемесячной стипендии, а также размер оплаты работ, выполняемых на практических занятиях;
даты выплаты стипендии и оплаты практической работы ученика;
- можно перечислить локально-нормативные акты предприятия, распространяющиеся на ученика;
условия, при которых договор с учеником может быть расторгнут, финансовые обязательства сторон при различных вариантах расторжения;
- обязательным приложением к каждому договору должна идти программа обучения, подписанная как учеником, так и организацией.

Также хочу упомянуть еще один документ, который необходим в период прохождения обучения. Это акт сдачи-приема работ по ученическому договору. Так как ученики не являются штатным персоналом, то их деятельность не отображается в табели учета рабочего времени. Однако где-то надо фиксировать количество отработанных дней, а также кому и сколько платить. Акт готовится ежемесячно по каждому ученику. В нем отображается фактическое количество учебных дней ученика за отчетный период, а также исходя из этого количества дней рассчитываются суммы, причитающиеся ученику в виде стипендии и оплаты практических работ. Этот документ готовится отделом персонала на основе данных, переданных с производства, далее акт передается в бухгалтерию для осуществления выплат
ученику.

После окончания периода обучения собирается комиссия из соответствующих инженерно-технических работников предприятия, иных профильных специалистов, проводится всесторонняя оценка знаний и навыков, полученных учеником в период ученичества. К началу работы комиссии сам наставник готовит отзыв на ученика.

После завершения ученичества и успешного прохождения процедуры оценки в течение трех рабочих дней с учеником заключается трудовой договор для работы по специальности. При этом испытательный срок работнику не устанавливается.

Из практики

Немного статистики: практика показывает, что в период обучения отсеивается порядка 20 процентов учеников, а с 80 про центами успешно обучившихся впоследствии заключаются трудовые договоры. У кого-то на предприятии этот показатель может достигать 50 процентов отсева и выше. Важное значение имеет качество отбора в ученики, процедуры предварительной проверки кандидатов. Все это зависит от HR-политики каждого конкретного предприятия.

Стоит отметить и еще один немаловажный, на мой взгляд, аспект проекта «Ученичество». Благодаря грамотной и взвешенной политике руководства завода мы не привлекаем завозимых гастарбайтеров, а обучаем профессии людей без таковой и даем официальную работу местным кадрам, что на уровне отдельно взятого района Московской области приобретает важную социальную составляющую.

Налоговый аспект

Стипендия и выплата за выполненную работу облагаются НДФЛ на общих основаниях1 .
На сумму стипендии нельзя уменьшить базу по налогу на прибыль, если ученики не состоят в штате компании2 . В случае принятия учащихся в штат организации по окончании обучения расходы на выплату им стипендии могут уменьшать базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией3 . А вот плата за выполненную работу будет уменьшать базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов.

Оплата обучения, производимая работодателем в рамках ученического договора, который не является трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг, не облагается страховыми взносами4 .

1 письмо Минфина России от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123
2 письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/297
3 подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
4 письмо Минздравсоцразвития России от 05.08.2010 № 2519-19

Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и журнала " ".

Читать также

  • Взаимоотношения работника и работодателя в процессе обучения

    В чем заключаются различия между такими понятиями, как "профессиональная подготовка", "профессиональная переподготовка", "повышение квалификации", "обучение вторым профессиям"? На первый взгляд все эти понятия идентичны, так как все они относятся к системе дополнительного профессионального образования. Однако…

  • Договор с рестораном

    Декабрь - месяц повышенной event-активности (а часто и январь). Большинство компаний проводят те или иные корпоративные мероприятия для собственного персонала и партнеров. В большинстве случаев, в отличие от летних корпоративов, это все же традиционное новогоднее застолье в каком-либо заведении общественного питания (ресторане, кафе, клубе и т.п.) Задача HR-службы грамотно организовать мероприятие.

Статьи этого раздела

  • Создание учебного центра компании: разберем по шагам

    В настоящее время рынок труда складывается так, что найти кандидатов с высокими компетенциями, массово и дешево, как правило, невозможно. Кроме этого кандидаты с осознанием собственной перспективности уже стараются завысить свою стоимость. Так что проблема удержания…

  • Самый лучший способ обучения – это практика

    Чтобы подготовить сотрудника с лидерским потенциалом к продвижению, не важно с руководящей должности на более высокую, либо с рядовой на руководящую, необходимо научить его принимать более серьезные решения и подготовить к большей ответственности. Для этого…

  • Учебный отпуск

    Если сотрудник учится, то по его требованию работодатель обязан предоставить ему учебный отпуск. Однако не стоит торопиться с оплатой. Возможно, работнику полагается только неоплачиваемый отпуск.

  • Обучение по онлайн программе «Управление персоналом». Преимущества дистанционного образования

    В связи с быстрым темпом жизни и развитием информационных технологий сегодня люди стараются использовать время по максимуму. Именно поэтому для получения дополнительных знаний или для повышения квалификации, люди довольно редко выбирают посещение различных курсов в…

  • "Вебинар на 100%: для начинающих и опытных вебинаристов" - методическое пособие по проведению вебинаров

    Мы рады представить вам первое в России методическое пособие по проведению вебинаров «Вебинар на 100%».

  • Повышение квалификации сотрудников

    С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

  • Как написать диссертацию: общие правила работы

    Работая над текстом диссертации, автор замечает, что силы его быстро идут на убыль. Бодро начав с нескольких страниц в день, он постепенно снижает ежедневную норму, а потом и вовсе делает долгий перерыв. Одна из возможных причин такого снижения работоспособности - неразумный распорядок дня. Вы интуитивно чувствуете, что существует некая система изложения, которая позволит вам толково и просто рассказать о предмете.

  • Две стороны одного диплома - о бизнес-образовании в Европе и России

    В США и Европе степень МВА - обязательное условие при трудоустройстве на высшие и средние руководящие позиции в компании. В России же для многих соискателей диплом о бизнес-образовании оказывается даже помехой.

    Управление персоналом - один из самых значимых аспектов успешности организации, это факт известный. И обучение сотрудников играет в работе с человеческими ресурсами важную роль. Портфель форм обучения в большинстве российских организаций достаточно традиционен и ограничен - обычно это семинары и тренинги.

  • Прибыль в степени. Как бороться за рентабельность диплома

    Можно получить одно высшее образование и успешно идти по карьерной лестнице. Среди деловой и политической элиты таких людей большинство. На другом полюсе - обладатели нескольких дипломов, интереснейшие собеседники, которые до пенсии сидят в младших научных сотрудниках. Оптимальный подход - рассматривать обучение как инвестицию и совмещать его с карьерным ростом.

  • Диплом без профессии

    Более половины выпускников вузов в России трудятся не по специальности, полученной в вузе. По указанным в дипломе специальностям и близким профессиям (например, когда инженер работает технологом, а учитель иностранных языков - переводчиком) работают 49,6%. А если подходить к соответствию полученного образования и нынешней работы более строго, то получится, что по специальности работают всего 37%.

СЦЕНАРИИ УРОКА

Раздел программы : Основы предпринимательства

Тема : Налогообложение в России

Класс: 10

Время: 45 мин.

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:

  1. Ознакомиться с понятие о налогообложении в России.
  2. Ознакомиться с разновидностями налогов и об объектах налогообложения.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:

  1. Знать о налогообложении в России.
  2. Знать разновидности налогов и объекты налогообложения.

Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:

  1. Уметь воспроизводить разновидности налогов и объекты налогообложения.
  2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование: наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских.

Литература:

  1. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.
  2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские.

Ход урока

I . Организационный этап

Учитель :

Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).

Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II . Мотивационный этап

Учитель :

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела - «Основы предпринимательства». В любой стране всякий вид деятельности, приносящей доход, облагается налогом.

Учитель : Что означает слово «налог »?

Ученики : ???

III . Сообщение темы и цели урока

Учитель :

Тогда запишите число и тему сегодняшнего урока: «Налогообложение в России» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).

IV . Изучение нового материала

Учитель :

Налог — один из структурных элементов рыночной экономики. Налог (сбор, пошлина, другие виды платежей) — это обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком на условиях, определяемых законодательными органами.

Совокупность налогов образует налоговую систему. Налоговые отчисления от любого вида прибыли и заработков формируют бюджет всего государства. Учитель : А для чего необходим Бюджет государству?

Ученики : ???

Учитель : Бюджет необходим государству для решения:

1) социальных задач — систем образования, здравоохранения, науки, культуры;

2) для целей управления государством, то есть фискальных задач — содержания правительства, армии, милиции, судов и других необходимых служб управления;

3) для повышения эффективности народного хозяйства с помощью налоговых льгот: льготы по налогам предоставляют тем предпринимателям, тем производствам, которые в данный период наиболее значимы для всего государства. Например, развитие тех или иных отраслей сельского хозяйства или производство учебников для школ.

Учитель : А какая служба следит за этими деньгами?

Ученики : ???

Учитель : Налоговая служба — одна из важнейших в государстве с рыночной системой экономики.

Назначение налогов и их отмена, их размеры, льготы по налогам находятся в ведении Федерального собрания России. Общие принципы налоговой системы, права, обязанности и ответственность тех, кто платит налоги (их принято называть налогоплательщиками), содержатся в Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы РФ».

Учитель : На какие виды разделяются налоги?

Ученики : ???

Учитель : В зависимости от того, каким образом соблюдается или не соблюдается принцип соответствия доходов и налогов, налоги различаются как прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прогрессивные налоги — наименьшего возможного уровня, которые позволяют производству, предпринимателю расширять свое хозяйство, модернизировать технику, повышать заработную плату работникам и тем способствовать улучшению социальной обстановки в стране, регионе или городе.

Регрессивные — наоборот, столь высоки, что не оставляют возможности все эти действия предпринимать. При длительном применении регрессивные налоги ведут к разорению предпринимателя или государственного производства. Таким образом, повышая налоги не по силам плательщиков, государственные власти ликвидировали частных собственников, вытесняя из страны НЭП в конце 20-х годов.

Пропорциональные налоги, как подсказывает само название, являют величину выплат, соответствующую размеру дохода налогоплательщика.

Налоговая система предусматривает, что законы о введении налогов и изменении выплат по ним обратной силы не имеют.

Учитель : С чего облагаются налоги?

Ученики : ???

Учитель : Налогами облагаются доходы или прибыль предприятий и граждан, стоимость отдельных товаров, определенные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество граждан и предприятий, передача имущества, добавочная стоимость продукции, работ и услуг, а также другие объекты. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз.

Различаются прямые и косвенные налоги. Прямой налог взимается непосредственно с плательщика. Это налог на доход или прибыль, налог на имущество предприятий и граждан и т.п. Косвенный налог обычно включается производителем в стоимость товара, работы, услуги и перекладывается, таким образом, на покупателя. Это налог на добавленную стоимость, всевозможные пошлины, акцизные сборы.

Учитель : Кто оплачивают налоги?

Ученики : ???

Учитель : Плательщиками налогов являются как предприятия (юридические лица), так и граждане (физические лица). Плательщик налога (налогоплательщик) обязан стать на учет в государственном органе, собирающем налоги (налоговом органе), вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам все необходимые для начисления и уплаты налогов документы. Плательщик имеет право на определенные льготы по налогам, он может ознакомиться со всей касающейся его налоговой документацией. За нарушение налогового законодательства плательщик налогов несет административную и уголовную ответственность.

Деление налогов по уровню. По своему уровню налоги в России такие:

—федеральные налоги;

—налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных областей и округов;

—местные налоги.

К федеральным налогам относятся налоги, поступающие в федеральный бюджет, то есть в бюджет всей России.

К республиканским (областным, краевым) — те, что поступают в бюджет соответствующего субъекта Федерации. Они устанавливаются законодательными актами Федерального собрания России, а их конкретные ставки — органами власти соответствующего субъекта федерации.

К местным налогам относятся налоги, поступающие в местный бюджет районов, городов, поселков и т.д. Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и местными органами власти; последние определяют и конкретные ставки налогов.

Рассмотрим наиболее важные из них для предпринимательской деятельности.

Учитель : Что означает налог на прибыль предприятий?

Ученики : ???

Учитель : Налог на прибыль предприятий. Это основной и наиболее крупный налог на предпринимательскую деятельность. Им облагается прибыль предприятия.

Учитель : А откуда берут эту прибыль?

Ученики : ???

Учитель : Предприятие может получать прибыль:

—от реализации продукции, работ и услуг;

—от реализации основных фондов (имущества) предприятия;

—от внереализационных операций.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, в том числе и финансируемые из бюджета, которые являются юридическими лицами, а также филиалы предприятий, ведущие собственную бухгалтерию, имеющие самостоятельный баланс и имеющие расчетный счет в банке.

Сумма налога на прибыль определяется плательщиком налога самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности. Налог выплачивается ежеквартально.

Помимо описанного налога на прибыль, предприятия уплачивают также налоги на прибыль от особых видов деятельности в следующих размерах. Из прибыли, полученной от процентов по акциям (дивидендам) и другим ценным бумагам, и из доходов от долевого участия в других предприятиях на территории России — 15%.

Из прибыли от проведения массовых концертно-зре-лищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта и других помещениях с числом мест более двух тысяч — 50%.

Учитель : А предусматриваются ли льготы на налоги?

Ученики : ???

Учитель : Налогообложение прибыли предприятий предусматривает ряд существенных льгот для определенных плательщиков и объектов, с которых берут налог. Вот главные из них.

Не облагается налогом та часть прибыли, которая израсходована на техническую реконструкцию, перевооружение, расширение, освоение производства. Эта льгота касается тех предприятий, которые работают в приоритетных направлениях (нефтяная и угольная промышленность, производство медицинской техники, продовольствия, медикаментов и т.п.). На 30% сокращается облагаемая прибыль, израсходованная на создание природоохранных объектов.

Освобождается от обложения та часть прибыли, которую предприятие расходует на содержание своих объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта, детских и дошкольных учреждений и т.п.

Не облагаются также средства, выделенные предприятием на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды. Например, не облагаются суммы, выделенные для именных стипендий студентам; на строительство детдома или приюта; ремонт школы; на расчистку озера, реки и на другие природоохранные дела.

Значительные льготы предоставляются малым предприятиям (с численностью до 100 человек). Они освобождаются от налога на прибыль, направляемую на развитие этих предприятий. Малые предприятия, работающие на приоритетных направлениях, освобождаются от налога на прибыль на 2 года полностью и на 3-й и 4-й год частично.

Учитель : Что означает «Налог на доход физических лиц»?

Ученики : ???

Учитель : Этот налог выплачивают все граждане (физические лица), постоянно или временно проживающие на территории России.

Данным налогом облагается общий доход, полученный в календарном году, от источников в России и за ее пределами в денежной либо натуральной форме. В последнем случае учитываются рыночные (свободные) цены на доход.

Если плательщик налога получает доход от выполнения им работ по гражданско-правовым договорам, то сумма дохода уменьшается на документально подтвержденную сумму расходов, связанных с получением данного дохода.

Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчиты-ваются в рубли по официальному курсу Центрального банка России. В облагаемую налогом сумму дохода не включаются:

—государственные пособия (но уходу за ребенком, по беременности и родам, инвалидам детства и т. п.);

—все виды пенсий;

—пособия по безработице;

—выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям;

—проценты и выигрыши по вкладам в сберегательный банк;

—алименты и др.

Льготы по данному налогу имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны и некоторые другие лица. Кроме того, данный налог не выплачивается с сумм, направляемых плательщиком на благотворительные цели, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемым из бюджета.

Учитель : А что означает «Налог на добавленную стоимость»?

Ученики : ???

Учитель : Источники получения данного налога. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой изъятие определенного процента прироста стоимости, который создается на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.

Это косвенный налог, которым облагаются товары народного потребления и производственно-технического назначения, а также работы и услуги. При этом имеются в виду как товары собственного производства, так и приобретенные на стороне НДС распространяется и на товары (работы, услуги), реализуемые внутри предприятия для нужд его работников, на товары, реализуемые по обмену без оплаты, а также безвозмездно. Налог на добавленную стоимость включается предприятием, реализующим товар (работу, услугу), в цену товара и уплачивается этим предприятием в бюджет ежемесячно, исходя из фактического оборота по реализации товаров, работ и услуг.

V . Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок .

Учитель :

Сегодня вы познакомились с понятием о налогообложении в России, разновидности налогов и об объектах налогообложения.

VI . Задание домашнего задания

Учитель : Запишите домашнее задание: прочитать §5 Стр. 28 - 37. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?

Учитель :

Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!

Ученики и студенты, работающие во время каникул или учебы (но не в ущерб ей), получают доходы от самостоятельной или несамостоятельной трудовой деятельности, которые подлежат налогообложению. Независимо от формы трудовой деятельности - самостоятельная или несамостоятельная, трудовые отношения оформляются договором. Если ученик или студент выступает в качестве наемного работника, то он связан указаниями работодателя относительно места, времени и содержания работы. При самостоятельной или промысловой деятельности работник, получив задание или заказ, самостоятельно определяет место, время и порядок выполнения работы.

Индивидуальное налогообложение

Этот способ взимания подоходного налога с заработка наемного работника применяется при выполнении им достаточно значимой работы в течение продолжительного времени в режиме полного (во время каникул) или неполного (в период учебы) рабочего дня. При отсутствии предпосылок для освобождения заработка от налогообложения ученики и студенты должны к началу работы предъявить работодателю свою налоговую карту. На основании занесенных в нее сведений работодатель должен удержать из зарплаты подоходный налог, «надбавку солидарности», взносы в кассы социального страхования и, при необходимости, церковный налог.

При определении размера подоходного налога с зарплаты за конкретный месяц работы должны учитываться установленные законом паушальные суммы, подлежащие вычету из налогооблагаемой базы. К их числу относятся:

  • доход, не подлежащий налогообложению (Grundfreibetrag);
  • паушальная сумма расходов, связанных с получением трудового дохода (Arbeitnehmer-Pauschbetrag für Werbungskosten);
  •  паушальная сумма особых расходов (Sonderausgaben-Pauschbetrag);
  •   паушальная сумма взносов в кассы социального страхования, рассчитываемая в зависимости от размера заработка (Vorsorgepauschale für Versicherungsbeiträge).

Опыт показывает, что при отдельном налогообложении трудовых доходов студентов и школьников удержанный с них налог часто оказывается завышенным по отношению к налогу, рассчитанному за весь год с учетом реальных жизненных обстоятельств. Поэтому по истечении календарного года студентам и школьникам рекомендуется составлять и подавать налоговую декларацию, чтобы вернуть излишне уплаченные налоги. Покажем это на примере.

Не состоящая в браке 22-летняя Штефани на протяжении всего 2009 г. училась в университете. Во время учебных каникул, в марте, июле и августе, т. е. в течение трех месяцев, она работала подсобницей в фирме «Унгер» в режиме полного рабочего дня, зарабатывая при этом 2700 € в месяц (брутто). Штефани передала в бухгалтерию фирмы свою налоговую карту, в которой был указан I класс налогообложения. На основании данных налоговой карты работодатель каждый месяц удерживал из зарплаты Штефани:

  •  подоходный налог в размере 465,75 € (ставка 17,25%);
  •  «надбавку солидарности» в размере 25,61 € (5,5% от 465,75 €),
  •  церковный налог в размере 36,85 € (7,5% от 491,36 €).

Всего за три месяца из заработка Штефани было удержано 1584,63 € налоговых платежей. В октябре студентка выполняла Mini-Job в кафе за 400 € в месяц. При этом паушальные налоговые платежи взял на себя работодатель. По истечении года Штефани подала налоговую декларацию, из которой следовало, что ее суммарный годовой брутто-доход, подлежащий налогообложению, ниже необлагаемой налогом суммы, которая в 2009 г. составляла 7834 €. Действительно, если из полученных Штефани трудовых доходов в размере 6915,37 € вычесть свободные от налогообложения паушальные суммы (Arbeitnehmer-Pauschbetrag в размере 920 €, Sonderausgaben-Pauschbetrag в размере 36 € и Vorsorgepauschale в размере 1620 €), то подлежащий налогообложению годовой доход окажется равным 4339,37 €. Значит, налоговое ведомство возвратит Штефани удержанную с нее сумму налоговых платежей в полном объеме.

В данном примере мы исходили из того, что у Штефани нет иных доходов, кроме полученных во время каникул. Но даже если это и не так, подача налоговой декларации в большинстве случаев позволяет вернуть часть удержанных налогов.

Паушальное налогообложение

В определенных случаях расчет и удержание подоходного налога может производиться не согласно индивидуальным данным, указанным в налоговой карте, а на основании паушальных ставок налога. Соответственно, учащийся или студент не должны предоставлять свою налоговую карту работодателю. В данном случае работодатель не удерживает подоходный налог и социальные отчисления с зарплаты работника, а принимает эти выплаты на себя.

Так, если наемный работник трудится в режиме неполного рабочего дня на протяжении следующих друг за другом не более чем 18 рабочих дней, а его средняя заработная плата не превышает 62 € в день и 12 € в час, то может применяться паушальная ставка подоходного налога и социальных отчислений в размере 25% заработка. Если при тех же условиях месячный брутто-заработок не превышает 400 €, то паушальная ставка налога составляет 20%.

В случае так называемой Mini-Job или 400-Euro-Job (в смысле § 8 абз. 1, № 1 или § 8a SGB IV) применяется паушальная ставка налога и социальных отчислений в размере 31,08% (при работе в домашних хозяйствах - 14,27%).

В случае краткосрочной работы в режиме неполного рабочего дня (например, в период каникул), продолжительность которой заранее ограничена договором и не превышает двух месяцев или 50 рабочих дней в течение года, паушальная ставка отчислений Minijobzentrale составляет 1,08%.

Во всех вышеназванных случаях превышение указанной продолжительности работы и размера брутто-заработка допускается только тогда, когда содержание выполняемой работы соответствует учебной специальности (например, при прохождении учебно-производственной практики). Даже если вышеназванные условия не выполняются, студенты в определенном случае могут быть освобождены от уплаты взносов в больничные кассы и кассу страхования на случай безработицы (т. н. Werkstudentenprivileg). Это возможно в том случае, если студент работает параллельно с учебой и продолжительность его работы не превышает 20 часов в неделю. В каникулярное время это правило действует и в том случае, когда студент работает более 20 часов в неделю.

Хотя при паушальном налогообложении работодатель, как правило, производит налоговые и социальные платежи за свой счет, встречаются и ситуации, когда стороны договариваются о том, что эти платежи будет производить наемный работник. Если подобная договоренность достигнута и зафиксирована, она является вполне законной.

"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 2

Что говорится в Трудовом кодексе о заключении ученического договора? Облагается ли страховыми взносами стипендия, выплачиваемая работнику по такому договору? Применяются ли нормы п. 11 ст. 217 НК РФ в целях обложения НДФЛ стипендий, выплачиваемых работнику согласно ученическому договору на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от производства в порядке, предусмотренном гл. 32 ТК РФ?

Отношения по ученическому договору регулируются гл. 32 ТК РФ. В силу ст. 198 ТК РФ под ученическим договором понимается соглашение о профессиональном обучении или переобучении. Такой договор заключается между юридическим лицом (работодателем) независимо от организационно-правовой формы (одна сторона) и работником или лицом, ищущим работу (другая сторона). Особенностью ученического договора является то, что с работником организации он заключается на профессиональное обучение или переобучение, а с лицом, ищущим работу, - только на профессиональное обучение. Такой договор является дополнительным к уже действующему трудовому договору.

Согласно ст. 199 ТК РФ ученический договор должен содержать в том числе указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником, обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором, обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре, срок ученичества, размер оплаты в период ученичества.

В соответствии со ст. 204 ТК РФ ученикам выплачивается стипендия, размер которой не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Как правило, величина стипендии зависит от сложности профессии, квалификации, получаемой в процессе обучения или переобучения.

К сведению. В соответствии с Федеральным законом от 01.06.2011 N 106-ФЗ с 01.06.2011 величина МРОТ составляет 4611 руб.

Если профессиональное обучение или переобучение проходит в организации, размер стипендии устанавливается работодателем, а ее выплата производится из его средств, при проведении учебы в образовательных учреждениях - в соответствии с законодательством и документами этих учреждений.

Бухгалтерский учет . В соответствии с Указаниями N 180н <1> расходы на выплату стипендии по ученическому договору работнику организации относятся на статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

<1> Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н.

Учет расчетов по данной выплате ведется на счете 302 91 "Расчеты по прочим расходам" (п. 256 Инструкции N 157н <2>).

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Сумма начисленной стипендии отражается следующими бухгалтерскими записями:

  • в учете казенных учреждений (п. 102 Инструкции N 162н <3>):

Дебет счетов 0 401 20 290 "Прочие расходы", 0 109 61 290 "Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг", 109 71 290 "Прочие накладные расходы по изготовлению готовой продукции, работ, услуг", 0 109 81 290 "Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов", 0 109 91 290 "Издержки обращения в части прочих расходов"

Кредит счета 0 302 91 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам";

  • в учете автономных учреждений (п. 152 Инструкции N 183н <5>):

Дебет счетов 0 401 20 290 "Прочие расходы", 0 109 60 290 "Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг", 0 109 70 290 "Прочие накладные расходы по изготовлению готовой продукции, работ, услуг", 0 109 80 290 "Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов", 0 109 90 290 "Издержки обращения в части прочих расходов"

Кредит счета 0 302 91 000 "Расчеты по прочим расходам".

<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Документом - основанием для бухгалтерской записи является Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401) или Расчетная ведомость (ф. 0301010).

Выдача стипендии из кассы учреждения оформляется записями:

  • в учете казенных и бюджетных учреждений (п. 102 Инструкции N 162н, п. 85 Инструкции N 174н):

Дебет счета 0 302 91 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам"

Кредит счета 0 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения";

  • в учете автономных учреждений (п. 88 Инструкции N 183н):

Дебет счета 0 302 91 000 "Расчеты по прочим расходам"

Кредит счета 0 201 34 000 "Касса".

НДФЛ. На основании п. 11 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом РФ, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти РФ, органами субъектов РФ, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости.

Таким образом, стипендия, выплачиваемая организацией работнику согласно ученическому договору на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от производства в порядке, предусмотренном гл. 32 ТК РФ, не подпадает под действие п. 11 ст. 217 НК РФ. Соответственно, данная стипендия подлежит обложению НДФЛ (Письма Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123, УФНС по г. Москве от 07.03.2007 N 28-11/021233).

Датой получения дохода учеником считается день выплаты стипендии (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 223 НК РФ). НДФЛ со стипендии исчисляется организацией и удерживается ею при фактической выплате дохода. Суммы исчисленного и удержанного НДФЛ перечисляются организацией в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату стипендии (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Страховые взносы во внебюджетные фонды. Как было отмечено выше, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Аналогичные нормы действуют в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно ст. 19 ТК РФ трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

Вместе с тем, как уже было отмечено, ст. 198 ТК РФ определено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с работником организации ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.

Предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции либо выполнение работ (оказание услуг).

Таким образом, стипендия, выплачиваемая организацией обучающемуся лицу, в том числе работнику организации, на основании данного договора, не подлежит обложению страховыми взносами. Аналогичные разъяснения приведены в Письме ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985.

Рассмотрим пример по отражению операций, связанных с выплатой стипендии по ученическому договору.

Пример. Между автономным учреждением и работником заключен ученический договор, в соответствии с которым срок ученичества составляет один месяц. Обучение производится с отрывом от производства в индивидуальном порядке работником организации. Величина стипендии - 12 000 руб. Иные расходы, связанные с обучением, составили 25 000 руб. Все расходы автономное учреждение совершает в рамках приносящей доход деятельности.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки:

М.Р.Зарипова

Эксперт журнала

"Оплата труда

в государственном (муниципальном) учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: