Государственный земельный контроль. Вопросы по осуществлению муниципального земельного контроля Осуществление контроля за границами земельного участка

Порядок осуществления государственного земельного контроля установлен Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г.

Как и все органы государственного управления земельным фондом, органы государственного земельного контроля подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

К первым относятся: Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Решая проблемы социально-экономического развития соответствующих территорий, они выполняют одновременно и функции государственного контроля в области использования и охраны земель. Компетенция этих органов и их деятельность регулируются соответствующими законами и положениями о них. Их полномочия сводятся к организационно-управленческой деятельности: определение задач контроля, установление порядка его проведения, разработка и принятие нормативных актов и положений, касающихся вопросов осуществления контроля, организация контрольной деятельности, принятие решений по результатам проведения земельного контроля и т.п.

К группе органов специальной компетенции, осуществляющей земельный контроль, относятся:

Департамент земельного контроля Федерального агентства регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Росприроднадзор) и ее органы на местах;

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельского хозяйства РФ (Россельхознадзор) и ее территориальные органы.

Эти органы осуществляют свои контрольные функции во взаимодействии с другими органами исполнительной власти и между собой. Пределы их компетенции определены соответствующими положениями об этих органах.

Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Внеплановые проверки проводятся:

Для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;

В случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который вступил в силу с 1 июля 2009 г.

Юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и представить документацию, необходимую для проведения проверки.

Лица, препятствующие осуществлению государственного земельного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим этот контроль должностным лицам, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Должностные лица специально уполномоченных органов несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного земельного контроля.

Земельный контроль как правовая мера выполняет три основные функции: предупредительную, направленную на предотвращение еще не начавшегося противоправного воздействия на земельные участки; информационную, направленную на сбор сведений о подконтрольных объектах, и карательную, направленную на привлечение нарушителей земельного законодательства к юридической ответственности.

Классификацию видов земельного контроля можно производить по нескольким критериям. По критерию субъекта, осуществляющего земельный контроль, следует выделить государственный, муниципальный, производственный и общественный земельный контроль. При этом необходимо иметь в виду, что государственный земельный контроль может осуществляться только федеральными органами власти. Возможность проведения государственного земельного контроля субъектами РФ ЗК РФ не предусматривает.

По критерию направленности контроля следует различать внешний (надведомственный) и внутренний (внутриведомственный) земельный контроль. Внутренний земельный контроль осуществляется самим хозяйствующим субъектом (соответствующими структурными подразделениями) и носит название производственного. Земельный контроль в отношении организационно неподчиненных объектов проявляется в форме государственного, общественного и муниципального земельного контроля.

Государственный земельный контроль - это система мер, проводимых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области использования и охраны земель.

Государственный земельный контроль следует подразделить на о6щий , который осуществляется органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.), и специальный, осуществляемый специально уполномоченными органами исполнительной власти, главным образом, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости.

Государственный земельный контроль как элемент механизма управления земельными ресурсами имеет ряд особенностей. Первая особенность полномочий органов государственного земельного контроля состоит в том, что их деятельность носит надведомственный характер, охватывает все категории земель, а также деятельность любых хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.

Вторая особенность государственного земельного контроля заключается в содержании мер административного принуждения, применяемым государственными инспекторами к нарушителям земельного законодательства. К числу таких мер относятся меры административной ответственности (предупреждение, штраф), административного пресечения (например, меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и т.д. Утверждены и перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Законодательством предусматривается ряд гарантий интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от произвола со стороны контрольных органов посредством уточнения взаимных прав, обязанностей и ответственности, а также установления правовых процедур контроля. Такие гарантии, в частности, предусматривает Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ (ред. от 31 декабря 2005 г.) «O защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833 «O государственном земельном контроле».

Так, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю; соблюдением порядка переуступки права пользования землей; предоставлением достоверных сведений о состоянии земель; своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации и т.д.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право: посещать в порядке, установленном законодательством РФ, при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима посещения); давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок; составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности и т.д.

Муниципальный земельный контроль - это деятельность, осуществляемая органами местного самоуправления в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства в границах муниципальных образований, обеспечения соблюдения правообладателями земельных участков требований в области использования и охраны земель.

При определении объекта муниципального земельного контроля следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, при его осуществлении органы местного самоуправления не могут присваивать себе функции специально уполномоченных органов государственного земельного контроля. Во-вторых, если государственный земельный контроль (п. 1 ст.71 ЗК РФ) и общественный земельный контроль (п. 3 ст.72 ЗК РФ) осуществляется за использованием и охраной земель, то муниципальный земельный контроль - только за использованием земель. Такой подход можно объяснить тем, что контроль за охраной земель является разновидностью экологического контроля, который с 1 января 2006 г. органы местного самоуправления не осуществляют.

Закон о местном самоуправлении выделяет несколько разновидностей муниципальных образований, причем по замыслу законодателя муниципальный земельный контроль осуществляется в поселениях, муниципальных районах и городских округах. В муниципальных образованиях городов федерального значения перечень вопросов местного значения определяется законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства (п. 3 ст. 79).

Порядок ведения муниципального земельного контроля определяется нормативно-правовыми актами органа в местного самоуправления. Правообладатели земельных участков по требованию специалиста отдела муниципального земельного контроля обязаны: обеспечивать свое присутствие или присутствие своих представителей при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю; представлять документы о правах на земельные участки, об установлении сервитутов или особых режимов использования земель, проектно-технологические и другие материалы, регулирующие вопросы использования и охраны земель; оказывать содействие в организации мероприятий по муниципальному земельному контролю и обеспечении необходимых условий специалистам отдела муниципального земельного контроля при выполнении указанных мероприятий.

Общественный земельный контроль - это деятельность граждан и их объединений по осуществлению проверки соблюдения установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Осуществляется общественный земельный контроль, исходя из буквального толкования п. 2, лишь тремя категориями субъектов: органами территориального общественного самоуправления, общественными организациями (объединениями), гражданами. Характерно отличие субъектов общественного экологического контроля и субъектов земельного контроля: согласно ст. 12 Закона об охране окружающей среды, в осуществлении общественного экологического контроля участвуют общественные и иные некоммерческие объединения. ЗК РФ определяет участие общественности в этом смысле более узко (без иных некоммерческих объединений). С другой стороны, в качестве субъекта общественного экологического контроля в Законе об охране окружающей среды не указаны органы территориального общественного самоуправления, что вполне логично, учитывая их зависимость от муниципальных органов власти.

Производственный земельный контроль осуществляется специальной службой (отдельным работником) юридических лиц или индивидуальным предпринимателем на своих земельных участках и имеет задачей проверку соблюдения и исполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований законодательства в области использования и охраны земель.

Как следует из п. 1 ст. 73 ЗК РФ, производственный земельный контроль может осуществляться всеми субъектами вещных прав на землю (кроме обладателей сервитута), а также некоторых обязательственных прав (права аренды и права безвозмездного срочного пользования). Естественно, нет никакого смысла организовывать производственный земельный контроль на дачном земельном участке в шесть соток. Речь идет об организации производственного контроля на территории крупных землепользователей.

Предыдущая

Обеспечению исполнения земельного законодательства, а также условий индивидуальных земельно- правовых документов в части предупреждения и борьбы с правонарушениями служит функция государственного контроля за использованием и охраной земель, или государственного земельного контроля.

Различают четыре формы земельного контроля:

  • государственный,
  • муниципальный,
  • общественный и производственный

Контроль за исполнением и соблюдением земельного законодательства в широком смысле включает деятельность, направленную на оценку соответствия поведения субъектов требованиям права . В этом смысле земельный контроль входит в содержание обязанности собственников, владельцев, пользователей обеспечить соответствие собственного поведения требованиям земельного законодательства и индивидуальных разрешительных документов. Такая форма контроля, применяемая к юридическим лицам- землепользователям, получила название производственного контроля.

Производственный земельный контроль обеспечивается путем проведения юридическими лицами добровольно, собственными силами инициативных мероприятий по организации проверки соблюдения земельного законодательства в процессе землепользования. Он распространяется только на действия данного юридического лица и членов его коллектива по отношению и закрепленному за ним земельному участку и направлен на обеспечение соблюдения земельного законодательства и внутренних правил землепользования.

Производственный контроль включает организацию внутренних текущих и периодических проверок, экспертиз и аудита .

Выявленные в результате производственного контроля недостатки служат основанием для внесения коррективов в организацию землепользования и хозяйственной деятельности. В случае квалификации производственных действий как правонарушений применяются меры дисциплинарной и материальной ответственности органами управления производством. Решения производственных контрольных органов, вынесенные в законном порядке, имеют обязательную силу и охраняются законом . Проведение производственного контроля регулируется правилами внутреннего распорядка.

В целях организации производственного контроля на предприятиях по мере необходимости могут создаваться специальные службы, либо определенными полномочиями наделяются соответствующие сотрудники предприятия. Применительно к деятельности, связанной с обеспечением рационального использования и охраны земель, субъекты хозяйственной и иной деятельности в соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды » и ст. 73 ЗК обязаны представлять сведения и отчеты об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и местного самоуправления , осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль. Организация внутреннего производственного контроля — важная мера самодисциплины и повышения эффективности земельного законодательства.

Вместе с тем организации производственного контроля недостаточно для обеспечения соблюдения земельного законодательства. В силу психологических причин землепользователи не способны объективно и в достаточной степени проконтролировать собственное поведение и добровольно принять меры к его исправлению, особенно если это затрагивает их финансовые и материальные интересы. С технической, организационной и материальной сторон отдельные землепользователи не всегда способны обеспечить собственными силами организацию некоторых форм современного контроля, например мониторинга природных объектов. Без создания специальных внешних организационных структур невозможно обеспечить единство контрольных действий, их координацию, анализ и оценку. Наконец, борьба с правонарушениями требует внешнего вмешательства.

Роль необходимого в этом случае внешнего независимого контроля играет государственный контроль. Задача и содержание государственного земельного контроля, система органов, отвечающих за его осуществление, их полномочия специально определены в Земельном кодексе, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», Федеральном законе «О мелиорации земель», Гражданском, Лесном и Водном кодексах, а также в подзаконных актах.

Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Объектами госземконтроля выступают действия всех субъектов земельного права — физических и юридических лиц, связанные с осуществлением прав собственности , владения, пользования, аренды земельных участков, мероприятий по обеспечению их рационального использования и охраны. В качестве самостоятельного объекта госземконтроля выступают действия должностных лиц, выполняющих функции по приватизации и предоставлению земель, оформлению и регистрации прав на земельные участки и другие управленческие функции.

Полномочия органов государственного земельного контроля распространяются на все земли в пределах территории РФ независимо от форм собственности , правового режима и целевого назначения. Решения государственных контрольных органов обязательны для исполнения. Одновременно за землепользователями сохраняется право оспорить решение, затрагивающее их права и интересы, в административном и судебном порядке.

Для осуществления госземконтроля в РФ учреждена система исполнительных органов, наделяемых необходимыми полномочиями и образующих систему специально уполномоченных государственных органов госземконтроля. Госземконтроль осуществляется как федеральными органами, так и органами исполнительной власти субъектов РФ .

В систему федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль за использованием и охраной земель, входят Росземкадастр, МПР России, Департамент санэпиднадзора Минздрава России, а также Госстрой России. Эти органы обладают как общей, так и специальной, отражающей специфику их деятельности, компетенцией. Так, перечисленные ведомства обладают общими для всех полномочиями по организации проверок качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений, внесению предложений о консервации земель. Они также имеют право принимать меры к устранению нарушений земельного законодательства, участвуют в согласовании градостроительной документации. Дополнительно к этому Росземкадастр специально уполномочен контролировать соблюдение отдельных требований земельного законодательства: режим использования земель в соответствии с целевым назначением, недопущение самовольного занятия земельных участков. Он также следит за своевременной рекультивацией нарушенных земель, своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почв и других негативных изменений, соблюдением сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении им земельных участков, установлением и сохранностью межевых знаков. Руководитель Росземкадастра наделяется контрольными полномочиями по организации и осуществлению госземконтроля.

МПР России в дополнение к общим контрольным полномочиям контролирует соблюдение земельного законодательства в части охраны земель. В частности, Министерство контролирует выполнение природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности, соблюдение экологических норм при разработке новой технологии и материалов для обработки почв, требований по предотвращению захламления земель, загрязнению почв сточными водами,"минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными веществами, соблюдение режима использования особо охраняемых земель, выполнение мероприятий, по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы и др. Департамент санэпиднадзора Минздрава России осуществляет государственный контроль за соблюдением санитарного законодательства при использовании земельных участков.

В зависимости от целей и времени государственного контроля относительно контролируемого действия различают: предупредительный, текущий и последующий государственный контроль.

Предупредительный контроль осуществляется на этапе проектирования и планирования деятельности, связанной с использованием земель и воздействием на состояние земель, и нацелен на предупреждение возможных нарушений земельного законодательства в процессе реализации проекта. К видам предупредительного контроля относятся различного рода государственные экспертизы, лицензирование видов деятельности и сертификация используемых в хозяйственной деятельности технических средств, технологий и веществ.

В процессе реализации деятельности, связанной с землепользованием и воздействием на состояние земель, осуществляется текущий контроль. Его задача — регулярные проверки хозяйственной и иной деятельности на предмет ее соответствия требованиям земельного законодательства и условиям индивидуальных разрешительных документов. Текущий контроль осуществляется при помощи инспектирования объектов землепользования и хозяйственной деятельности, а также мониторинга земель.

Последующий государственный контроль подразумевает действия государственных контрольных органов и уполномоченных лиц по оформлению правонарушений и привлечению совершивших их лиц к юридической ответственности . Последующий контроль — логическое продолжение инспекционных проверок и мониторинга земель в том случае, если в процессе их осуществления обнаружены нарушения земельного законодательства и.условий индивидуальных разрешительных документов. Последующий контроль направлен на прекращение правонарушения и восстановление правопорядка . Последующий государственный контроль прямо связан с применением к правонарушителям мер юридической ответственности. Соотношение обнаруженных правонарушений и примененных к правонарушителям мер юридической ответственности служит одним из критериев определения эффективности законодательства. Общественный контроль заключается в полномочиях и деятельности органов территориального общественного самоуправления, других общественных организаций контролировать соблюдение порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также соблюдение требований использования и охраны земель. В отдельных случаях общественным организациям и гражданам предоставляются полномочия по осуществлению внешнего, независимого контроля за землепользованием в целом, ведущегося параллельно или дополнительно к государственному. К примеру, допускается проведение общественной эАо-логической экспертизы. Однако компетенция и спектр полномочий общественных организаций в области контроля по сравнению с государственными органами существенно ограничен. Так, общественные организации и граждане, по общему правилу, не имеют права инспектировать объекты землепользования, требовать от землепользователей предъявления документов для экспертизы, осуществлять лицензирование, давать обязательные для исполнения землепользователями предписания до тех пор, пока эти полномочия не будут им переданы. Особое место в системе общественного контроля занимает контроль, осуществляемый внештатными общественными инспекторами, которые на основании полученных государственных удостоверений имеют право выполнять инспекционные проверки землепользования. Особыми контрольными полномочиями обладают профсоюзы , которые в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», имеют более широкие, чем другие общественные организации, полномочия с условием, что они распространяются только на вопросы охраны окружающей среды, в том числе земель, в связи с трудовой деятельностью членов данного профсоюза.

Если в действиях правонарушителя имеются признаки дисциплинарного проступка, уголовного преступления или административного правонарушения , рассмотрение которых не входит в компетенцию инспектора, то он может направить дело в соответст- -вующую инстанцию.

На инспекторов возлагается обязанность своевременно применять меры к нарушителям земельного законодательства. В случае необходимости они имеют право обращаться в органы внутренних дел за оказаниемЛпомощи по пресечению действий правонарушителей, препятствующих законному выполнению инспекционных функций. Учитывая известную опасность выполняемой работы, инспекторам госземконтроля разрешается в установленном порядке ношение огнестрельного оружия . Стороны, участвующие в госземконтроле, несут взаимную ответственность. Предусмотрено, что должностные и физические лица , препятствующие государственному контролю за состоянием, использованием и охраной земель, применяющие угрозы насилия и насильственные действия по отношению к государственным инспекторам, несут установленную законодательством ответственность. В свою очередь должностные лица, осуществляющие госземконтроль, несут ответственность за своевременное принятие мер к нарушителям земельного законодательства, а также за объективность материалов проведенных проверок.

Действия инспекторов могут быть оспорены в порядке обращения с жалобами на их действия и решения вышестоящему должностному лицу или в суд .

Мониторинг земель

Принятие адекватных и эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства зависит от наличия точных научно обоснованных данных о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником получения таких данных является мониторинг земель. Мониторинг — преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб почв и проведением почвен-но- геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Это — одновременно мера предупредительного, текущего и последующего контроля. Его данные используются для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования и тем самым служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. Постоянные обследования почв позволяют контролировать процесс землепользования и тем самым выполнять задачи текущего контроля. Мониторинг также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, тем самым выявляя правонарушения , связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель, а данные мониторинга служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.

Помимо задач по выявлению изменений состояния земель, оценки и прогноза мониторинг обеспечивает научно обоснованной информацией государственные органы и других заинтересованных лиц, которая затем используется для ведения государственного земельного кадастра, организации землепользования и проведения землеустройства. Сведения мониторинга также служат источником информации для граждан о состоянии окружающей среды в части состояния земель (ст. 67 ЗК).

Смысл мониторинга заключается в слежении за динамикой процессов, происходящих в почвах, в целях выявления причин и источников негативных изменений, принятия научно обоснованных решений по совершенствованию земельного законодательства, внесению необходимых корректировок в правовой режим земель и порядок землепользования.

Государственный мониторинг может быть федеральным, региональным и локальным в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории .

На федеральном уровне осуществление мониторинга земель возложено на Госземкадастр, Росгидромет и МНР России при участии заинтересованных министерств и ведомств.

Мониторинг земель — составная часть мониторинга за состоянием окружающей природной среды и входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Помимо мониторинга земель в ЕГСЭМ входит мониторинг состояния других природных объектов, осуществляемый различными федеральными министерствами и ведомствами. Общее руководство ЕГСЭМ выполняет МПР России.

Мониторинг ведется на всей территории РФ по отношению к любым земельным участкам независимо от форм собственности , целевого назначения и характера использования. Это означает, что сотрудники государственной службы мониторинга имеют право проводить необходимые замеры и обследования там и тогда, где и когда это предусмотрено, а собственники и землепользователи не имеют права препятствовать этим действиям.

В содержание мониторинга входит выполнение наблюдений по нескольким направлениям. В процессе мониторинга изучаются процессы, связанные с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие эрозии, потеря гумуса, заболачивание, засоление), зарастанием сельскохозяйственных земель сорняками и кустарником, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами и другими веществами. Наблюдение также ведется за процессами образования оврагов, оползней и другими природными явлениями, состоянием земель, занятых хозяйственными объектами, включая места захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов.

Полученные результаты накапливаются в архивах и базах данных автоматизированной информационной системы, ежегодно обобщаются и используются для подготовки ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ.

Государственные экспертизы и другие меры контроля

Целям предупреждения возможных нарушений физическими и юридическими лицами законодательства в процессе хозяйственной и иной деятельности, недопущения деградации и ухудшения качества земель служат такие меры государственного земельного контроля , как государственные экспертизы проектов и лицензирование отдельных видов деятельности.

Механизм экспертиз призван определить на этапе планирования проекта, будет ли обеспечено исполнение требований законодательства в процессе его реализации. Такой подход основан на понимании того, что предупреждение правонарушений и их негативных последствий всегда связано с меньшими издержками, чем их устранение.

Проведение экспертиз проектов как механизм предупредительного контроля особенно за хозяйственной деятельностью получает в настоящее время широкое распространение. Нередко особенно в случаях осуществления крупных хозяйственных мероприятий — строительства промышленных объектов, разработки и утверждения градостроительной документации, программ развития отраслей экономики , освоения месторождений, других видах природопользования, проект подвергается нескольким государственным экспертизам. По отношению к сложным многокомпонентным проектам, которые реализуются в несколько этапов, экспертизы могут проводиться на каждом этапе и по отдельным компонентам.

В тех случаях, когда проект связан с предоставлением и использованием земельного участка, предусматривается проведение государственной экспертизы землеустроительной документации. Объектом экспертизы выступают программы, схемы и проекты в части использования земельного участка. Это — своего рода ведомственная, отраслевая экспертиза, проведение которой возложено на Росземкадастр, его территориальные органы.

Государственная экспертиза землеустроительной документации проводится по каждому проекту при решении вопросов о размещении промышленных и иных объектов, строительстве новых объектов на предоставленном земельном участке, проведении межеваний земельных участков, в том числе в процессе разработки проектов черты поселений, зонировании в городах, подготовке генеральной схемы землеустройства территории РФ, схем землеустройства территорий субъектов РФ , муниципальных образований , проектов внутрихозяйственного и территориального землеустройства. Проекты и иные документы оцениваются на предмет соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям, включая требования по обеспечению рационального использования и охраны земель.

Соответствие документации требованиям земельного законодательства проверяется также в процессе экологической экспертизы, задача которой — предупредить возможные неблагоприятные воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду, в том числе землю.

Землепользование по проектам, не прошедшим экологическую экспертизу или получившим отрицательное заключение, подлежит приостановлению по решению должностных лиц госземконтроля.

Соотношение землеустроительной и экологической, равно как и других, экспертиз недостаточно ясно определено законодательством. В частности, ни Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»2, ни земельное законодательство не определяют, в какой последовательности должны проводиться соответствующие экспертизы. Известно лишь, что землеустроительный проект подлежит экологической экспертизе. Однако неясно, должна ли государственная экспертиза землеустроительной документации предшествовать экологической и должны ли документы предшествующих экспертиз быть рассмотрены последующими экспертизами. Наконец, остается нерешенным вопрос о том, что делать, если одна экспертная комиссия дает положительную, а другая отрицательную оценку. Законодательство либо вообще не дает разъяснений на этот счет, либо содержит расплывчатые формулировки. Статья 29 Градостроительного кодекса РФ, например, предусматривает, что заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации должно быть основано на заключениях государственной экологической экспертизы, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, специально уполномоченных органов охраны памятников культуры, управления государственным фондом недр и др.

Своего рода мерой косвенного предупредительного контроля за землепользованием является механизм регистрации пестицидов и агрохимикатов, применяемых при землепользовании. При помощи регистрации обеспечивается соблюдение требований земельного законодательства по недопущению порчи и других видов загрязнения земель, предупреждение нарушений земельного законодательства в части охраны земель от неблагоприятных воздействий.

В соответствии с установленным порядком в данной области пестициды и агрохимикаты, поступающие в оборот, подлежат регистрации в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов. Регистрация означает, что их последующее применение при землепользовании разрешено1. Регистрации предшествует проведение государственной экологической, токсиколого-гигиенической экспертизы пестицидов и агрохимикатов.

Регистрация действует максимально 10 лет и удостоверяется регистрационным свидетельством. Зарегистрированные пестициды и агрохимикаты применяются при помощи специальной техники и оборудования.


Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность властных органов муниципальных образований по осуществлению полномочий за соблюдением законодательства в сфере земельных отношений, по порядку пользования, владения и распоряжения земельными участками в пределах границы поселения. По смыслу закона все юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве предпринимателей обязаны соблюдать правовой режим в отношении земель, входящих в состав города, поселения, района на территории которого они проживают и осуществляют деятельность. Осуществление муниципального земельного контроля должно быть направлено на профилактику нарушений земельного законодательства, поиск и выявление лиц, незаконно и нерационально пользующихся землей.

Муниципальный земельный контроль

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ — Что это? Земля всегда являлась и будет являться главным достоянием и основой благосостояния и жизнедеятельности населения. Использование земельных участков должно осуществляться в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 Земельного Кодекса РФ).


В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель.

Проблемные вопросы при проведении муниципального земельного контроля

Понятие муниципального земельного контроля Согласно действующему земельному законодательству понятие муниципального земельного контроля заключается в осуществлении ответственными органами местного муниципального самоуправления деятельности по контролю за соблюдением законодательных норм в сфере земельных отношений органами государственной власти, местного муниципального самоуправления, физическими и юридическими лицами, частными предпринимателями и гражданами государства. Муниципальный контроль земельной сферы играет важнейшую роль в процессе сохранения, оптимальной эксплуатации, а также предотвращения осуществления всевозможных незаконных действий в отношении земли: загрязнения, самовольного захвата, организации незаконных застроек.

Муниципальный земельный контроль подразумевает обязательное составление акта, в котором должны содержаться следующие данные:

  • дата, место оформления и учетный номер акта проверки;
  • учетный номер муниципального распоряжения;
  • инициалы лица, которое составляет документ;
  • сведения о понятых и других лицах, которые присутствовали при осмотре места;
  • данные о земельном участке;
  • сведения о лице, которое использует контролируемый участок, а также его объяснения;
  • подписи всех участников процесса проверки.

В качестве дополнительных доказательств к акту прилагаются фотографические таблицы, замеры площади территории и любые доказательства, которые подтверждают или опровергают наличие правонарушений.

Земельныйэксперт

получение распоряжения муниципального руководства при проведении плановой проверки или же наличие серьезного повода для осуществления внеплановой проверки;

  • осуществление непосредственно проверки, составление акта, сборка дополнительных доказательств;
  • передача полученных материалов в главное управление для рассмотрения акта и принятия окончательного решения;
  • рассмотрение материалов проверок и вынесение решения;
  • проверка устранения нарушений законодательства земельной сферы;
  • составление учета муниципальных проверок земли.

Функции муниципального земельного контроля и органы власти его осуществляющие Муниципальный земельный контроль проводится с целью получения максимально достоверной и полной информации, которая может эффективно использоваться любыми государственными органами в целях пресечения различных правонарушений в земельной сфере.

Проблемы муниципального земельного контроля»

Внимание

КоАП РФ), необходимо сведения о таких выявленных нарушениях (с приложением подтверждающих материалов) направлять в территориальный отдел Управления Росреестра по Чувашской Республике для принятия решения о привлечении лица, допустившего нарушение, к административной ответственности. Перечень основных нормативных актов, регулирующих сферу осуществления муниципального земельного контроля: Þ Земельный кодекс Российской Федерации (статьи 25, 26, 42, 65) Þ Федеральный закон -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Þ Федеральный закон -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 16) Þ Постановление Правительства РФ «О государственном земельном контроле».

Процесс осуществления мероприятий по муниципальному земельному контролю происходит при тесном взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами внутренних дел (полиции) и органами прокуратуры, организациями, а также гражданами. — Каковы последствия проведенных мероприятий по муниципальному земельному контролю? По итогам проведенных мероприятий по контролю составляется акт проверки по установленной форме, к которому прикладываются фотоснимки, результаты произведенных замеров участка, иные доказательства наличия или отсутствия правонарушения, принимаются меры реагирования в рамках компетенции органа муниципального земельного контроля.

Вопросы по осуществлению муниципального земельного контроля

При проведении проверки сотрудники органов земельного надзора вправе беспрепятственно проходить на территорию или объект, которые должны быть обследованы. Проверяемы физические и юридические лица, должны представлять правоустанавливающие документы на землю.


Если в результате работы надзорного органа будут выявлены нарушения, составляется акт, в котором излагается суть проступка. Акт должен быть составлен в 2-х экземплярах и вручен проверяемому лицу под роспись.
Если в действиях проверяемых лиц обнаружены признаки административного правонарушения, ответственность, за которую наступает по нормам КоАП РФ, то одновременно с протоколом выдается предписание об устранении допущенного в течение определенного срока. До составления протокола у нарушителя должно быть получено объяснение.
Несогласное с результатами проверки лицо вправе их обжаловать, обратившись в суд.

Инфо

С указанной целью проводятся проверки, ведется наблюдение за деятельностью землепользователей и властных органов по распоряжению земельными участками. Основной контрольной функцией являются меры по предотвращению нарушений прав законных землепользователей.


На сегодняшний день эта проблема очень актуальна. Экономический кризис способствует массовой миграции сельских жителей в города, в связи с чем, участились случаи самозахвата ими муниципальных земель и строительство на них незаконного жилья. Хозяйствующие субъекты так же замечены в нерациональном пользовании земельными участками, предоставленными им на законных основаниях.
Однако не все органы направили проекты планов на согласование. Те же проекты планов, которые были направлены ОМСУ, согласованы быть не могут.
Так как не соблюдены обязательные требования при подготовке плана проверок. Так, органами местного самоуправления при подготовке плана не соблюдается типовая форма ежегодная плана проверок, на согласование представляются проекты планов в отношении физических лиц (согласуется только план проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на согласование представляются планы проверок на текущий 2015 год, в план проверок включаются лица, не являющиеся правообладателями земельных участков. Ст. 72 Земельного кодекса РФ в новой редакции определила конкретные округа, на территории которых ОМСУ должны осуществлять муниципальный земельный контроль. Так, ОМСУ городского округа проверяют объекты на территории городского округа.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 24.08.2017);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 06.03.2019);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 22.04.2019).
____________________________________________________________________


В соответствии со , , Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Московской области от 13.07.2015 N 545/26 "Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области" .

3. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области - министра экологии и природопользования Московской области Куракина Д.А.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 марта 2019 года постановлением Правительства Московской области от 5 марта 2019 года N 104/7 .

Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьев

Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Московской области
от 26 мая 2016 года N 400/17

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации , Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Федеральный закон N 294-ФЗ), статьей 3 Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" определяет деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области предусмотрена административная и иная ответственность (далее - муниципальный земельный контроль).

1.2. Целями муниципального земельного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства, а также осуществление контроля за рациональным и эффективным использованием земель на территории Московской области.

1.3. Основной задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений (далее - объекты земельных отношений) требований законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области предусмотрена административная ответственность.

1.4. Муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на организацию и проведение на территории муниципального образования Московской области проверок соблюдения обязательных требований (далее - органы муниципального земельного контроля). Перечень должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, устанавливается в соответствии с уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами.
постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2. Порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

2.1. Муниципальный земельный контроль в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется должностным лицом органа муниципального земельного контроля (далее - должностное лицо) на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.2. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами муниципального земельного контроля ежегодных планов проведения плановых проверок.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.2_1. В ежегодных планах проведения плановых проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

а) наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), места их нахождения, фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, а также места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

б) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

в) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

г) наименование органа муниципального земельного контроля, осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки совместно с иными органами указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

2.2_2. Проекты ежегодных планов проведения плановых проверок до их утверждения направляются органами муниципального земельного контроля на согласование в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор (далее - территориальные органы федеральных органов государственного земельного надзора), до 1 июня года, предшествующего году проведения соответствующих проверок.
(Пункт дополнительно включен с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

2.2_3. Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

2.3. Проведение плановых и внеплановых проверок в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 294-ФЗ .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.4. О проведении плановой проверки органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели уведомляются органом муниципального земельного контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством направления факса, телефонограммы, телеграммы в адрес местонахождения проверяемого лица, а также посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен органом государственной власти, органом местного самоуправления, юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в орган муниципального земельного контроля.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.5. О проведении внеплановой проверки органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели уведомляются в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.6. По результатам проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю должностным лицом составляется акт проверки по установленной форме в двух экземплярах.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.7. В случае выявления при проведении проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства орган муниципального земельного контроля в течение трех рабочих дней со дня составления акта проверки направляет копию акта проверки в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию для рассмотрения и принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.8. В целях подтверждения достоверности полученных в ходе проверки сведений, к акту проверки прилагаются фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка и иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения требований земельного законодательства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.9. Плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся должностными лицами в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий без взаимодействия с правообладателями земельных участков. Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий, порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков устанавливается органами местного самоуправления.

Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
(Абзац дополнительно включен с 23 апреля 2019 года постановлением Правительства Московской области от 22 апреля 2019 года N 219/11)
(Пункт дополнительно включен с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

2.10. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков нарушений обязательных требований должностные лица принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки правообладателя земельного участка.
(Пункт дополнительно включен с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

2.11. В случае выявления при проведении проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.4 , статьей 19.4.1 , частью 1 статьи 19.5 , частью 5 статьи 6.11 Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - Кодекс Московской области об административных правонарушениях), должностными лицами органа муниципального земельного контроля в соответствие с
постановлением Правительства Московской области от 5 марта 2019 года N 104/7)

2.12. В случае если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.
(Пункт дополнительно включен с 7 марта 2019 года постановлением Правительства Московской области от 5 марта 2019 года N 104/7)

3. Порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля в отношении граждан

3.1. Муниципальный земельный контроль в отношении граждан осуществляется должностными лицами в форме плановых и внеплановых проверок, а также в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.2. Плановые проверки в отношении граждан проводятся не чаще одного раза в два года.

3.3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органом муниципального земельного контроля ежегодных планов проведения плановых проверок.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.4. Ежегодные планы проведения плановых проверок в отношении граждан формируются в срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, и утверждаются руководителем органа муниципального земельного контроля. Ежегодный план проведения плановых проверок в отношении граждан доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В ежегодных планах проведения плановых проверок в отношении граждан указываются следующие сведения:

- дата начала проведения каждой плановой проверки;

- предмет, цель и основание проведения каждой плановой проверки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.5. Планы проведения плановых проверок в отношении граждан с органами прокуратуры не согласовываются.

3.6. По результатам проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю должностным лицом составляется акт проверки.
постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

Акт проверки должен содержать следующие необходимые данные:

- дату, номер, место и время составления акта;

- время начала и окончания проверки;

- фамилию, имя, отчество и должность лица, составившего акт проверки;

- номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля проведении проверки;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

- данные о понятых, присутствовавших при проведении проверки (при их наличии);

- данные о других лицах, присутствующих при проведении проверки (при их наличии);

- сведения о земельном участке, на котором проводится проверка;

- сведения о лице, использующем проверяемый земельный участок;

- выводы о результатах проведенной проверки, о выявленных нарушениях требований законодательства Российской Федерации в сфере землепользования;

- подписи всех лиц, участвовавших при проведении проверки.

Материалы проверки должны содержать документы, подтверждающие надлежащее извещение лица о месте и времени проведения проверки.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается гражданину или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия гражданина или его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица от подписания акта проверки акт направляется гражданину или его уполномоченному представителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В целях подтверждения достоверности полученных в ходе проверки сведений, к акту проверки прилагаются фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка и иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения требований земельного законодательства.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.7. О проведении плановой проверки гражданин уведомляется органом муниципального земельного контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством направления факса, телефонограммы, телеграммы в адрес местонахождения проверяемого лица, а также посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты гражданина, если такой адрес ранее был представлен гражданином в орган муниципального земельного контроля.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.8. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

- истечение срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

- поступление в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о признаках нарушения земельного законодательства или фактах неустранения ранее выявленных нарушений;

- мотивированное представление должностного лица по результатам проведения планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков без взаимодействия с правообладателями земельных участков о выявленных нарушениях земельного законодательства;

Приказ или распоряжение руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.9. О проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или направления факса, телефонограммы, телеграммы в адрес местонахождения проверяемого лица или посредством его размещения на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в официальном печатном издании.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.10. Согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан не требуется.

3.11. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

3.12. Предметом документарной проверки являются документы, акты предыдущих проверок и иные материалы, имеющиеся в распоряжении должностного лица.

Организация документарной проверки осуществляется по месту нахождения уполномоченного лица. В процессе документарной проверки должностными лицами в первую очередь рассматриваются документы, которые имеются в распоряжении уполномоченного лица.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

В случае если достоверность сведений, которые содержатся в документах, имеющихся в распоряжении должностного лица, вызывает обоснованные сомнения или эти сведения не позволяют оценить исполнение гражданином требований, установленных действующим земельным законодательством, должностные лица направляют в адрес гражданина запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа или распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.13. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах гражданина сведения, а также состояние используемых им земельных участков и принимаемые им меры по исполнению требований, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, муниципальными правовыми актами в области земельного законодательства.

Выездная проверка проводится по месту нахождения земельного участка. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении уполномоченного органа документах гражданина;

- оценить соответствие использования земельного участка требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами в области использования земель.

3.14. Выездная проверка в случае отсутствия гражданина или его уполномоченного представителя может быть проведена при условии своевременного извещения о необходимости прибытия заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телеграммой либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату.

3.15. В случае выявления при проведении проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства орган муниципального земельного контроля в течение трех рабочих дней со дня составления акта проверки направляет копию акта проверки в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию для рассмотрения и принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.16. Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных пунктом 3.11 настоящего Порядка, не может превышать двадцати рабочих дней, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3.17 настоящего Порядка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.17. В отношении одного гражданина общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятнадцати часов в год.
(Пункт дополнительно включен с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

3.18. Плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся должностными лицами в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий без взаимодействия с правообладателями земельных участков. Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий, порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков устанавливается органами местного самоуправления.
(Пункт дополнительно включен с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

3.19. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков нарушений обязательных требований должностные лица принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки правообладателя земельного участка.
(Пункт дополнительно включен с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

3.20. В случае выявления при проведении проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.4 , статьей 19.4.1 , частью 1 статьи 19.5 , статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 6.11 Кодекса Московской области об административных правонарушениях , должностными лицами органа муниципального земельного контроля в соответствие с частью 3_1 статьи 16.5 Кодекса Московской области об административных правонарушениях составляется протокол об административном правонарушении, который вручается или направляется лицу, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
(Пункт дополнительно включен с 7 марта 2019 года постановлением Правительства Московской области от 5 марта 2019 года N 104/7)

3.21. В случае если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.
(Пункт дополнительно включен с 7 марта 2019 года постановлением Правительства Московской области от 5 марта 2019 года N 104/7)

4. Права и обязанности должностных лиц уполномоченного органа при проведении проверки

постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

4.1. Должностные лица при осуществлении проверки в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан имеют право:

а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля получать доступ на земельные участки, посещать и обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании, аренде у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан;

б) привлекать специалистов, экспертов, переводчиков для проведения обследования земельных участков, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель, а также для участия в мероприятиях по осуществлению муниципального земельного контроля;

в) запрашивать и рассматривать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию, материалы и документы на земельные участки и на объекты недвижимости, необходимые для осуществления муниципального земельного контроля.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

4.2. Должностные лица при проведении проверок в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан обязаны:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемых лиц;

в) проводить проверку на основании распоряжения уполномоченного органа;

г) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей;

д) не препятствовать проверяемому лицу, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

е) предоставлять проверяемому лицу, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

ж) знакомить проверяемое лицо, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

з) соблюдать сроки проведения проверки, установленные положениями Федерального закона N 294-ФЗ или требованием прокурора;

и) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

к) не требовать от проверяемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

л) перед началом проведения выездной проверки по просьбе проверяемого лица, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

м) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;

н) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органом государственной власти, органом местного самоуправления, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

о) обеспечивать качественную подготовку материалов в целях их направления в органы государственного земельного надзора;

п) обеспечивать направление в Министерство имущественных отношений Московской области сведений и подтверждающих документов о выявленных случаях неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у его собственника права собственности на земельный участок.

4.3. Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и муниципальными правовыми актами.

5. Ответственность должностных лиц за решения и действия (бездействие) при проведении проверки

(Наименование в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

5.1. Должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, должностных (служебных) обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. Орган муниципального земельного контроля осуществляет контроль за исполнением должностными лицами должностных (служебных) обязанностей, ведет учет случаев ненадлежащего исполнения должностными лицами должностных (служебных) обязанностей, проводит соответствующие служебные проверки и принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры в отношении таких должностных лиц.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

5.3. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, в течение 10 рабочих дней со дня принятия таких мер уполномоченный орган обязан сообщить в письменной форме органу государственной власти, органу местного самоуправления, гражданину, права и (или) законные интересы которых нарушены.

6. Отчетность при осуществлении муниципального земельного контроля

6.1. Орган муниципального земельного контроля направляет отчет об осуществлении муниципального земельного контроля в Министерство имущественных отношений Московской области.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

Форма отчета о проведении муниципального земельного контроля и сроки предоставления устанавливаются Министерством имущественных отношений Московской области.

6.2. Ежегодно орган муниципального земельного контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет подготовку докладов об осуществлении муниципального земельного контроля, об эффективности такого контроля и представляет указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии муниципального контроля, в том числе в электронной форме, и его представление в Правительство Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: