Аварии на дорогах россии, статистика. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности Государственная система учета и анализа дтп. Учет дтп в автотранспортном предприятии

За первые три месяца 2015 года на дорогах страны произошло 33.892 ДТП. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общее количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 4.9%. Снижается и количество погибших (-11.6%), а также раненных (-5.0%) в этих ДТП. Данные статистические факты говорят о снижении тяжести ДТП по сравнению с 2014 годом.

Самыми напряженными днями, в которые произошло наибольшее количество аварий стали пятница и суббота, 5.314 и 5.118 ДТП соответственно. Наиболее сложным временем суток, по данным статистики ГИБДД остаются вечерние часы с 17.00 по 21.00 час, также в это время наблюдается и наибольшее количество, пострадавши в серьезных дорожно-транспортных происшествиях.

Наиболее благоприятный фон наблюдается в ночное время, в связи с небольшой загруженностью дорожной сети аварий происходит на порядок меньше.

Самыми распространенными виновниками ДТП, до сих пор остаются водители транспортных средств (29.122 дорожно-транспортных происшествия). Среди них выделяются несколько категорий:

Водители легковых автомобилей: 24.115 ДТП;

Водители грузовых машин, 2.077 ДТП за отчетный период;

Водители автобусов, 1.039 аварии;

Водители мотоциклов, 181 происшествие в период с января по март 2015 года;

Водители трамваев, 39 ДТП;

Водители троллейбусов: 54 ДТП;

И водители тракторов и других самоходных механизмов: 115 ДТП.

Аварии с участием пешеходов произошли 12.085 раз. В них погибло 1.370 и ранено 11.281 человек. Во всех случаях видно улучшение статистики по сравнению с АППГ (-5.5%, -11.2% и -4.5% соответственно).

Из-за наезда на пешехода в общей сложности в 2015 году пострадало 11.807 человек. Вина водителей и пешеходов в этих случаях разделилась практически поровну (6.0503 по вине водителей и 5.112 по вине пешеходов).

Уменьшается количество дорожно-транспортных происшествий, в которых участниками стали дети, -2.3% или 3.065 ДТП за январь-март 2015 года. 1.482 случая ДТП с участием детей произошли с детьми-пассажирами и 1.501 случай с участием детей-пешеходов.

По видам происшествий статистика разделяет:

Столкновения ТС: 14.778 случаев;

Опрокидывания ТС: 1.856;

Наезд на стоящее ТС: 1.134;

Наезд на пешехода: 11.811;

Наезд на препятствие: 2.251;

Наезд на велосипедиста: 180 случаев в период с января по март 2015 года;

Наезд на гужевой транспорт: 4;

Падение пассажира: 866;

Наезд на животное: 28 случаев.

Самое большое количество ДТП по России происходит в населенных пунктах, 24.001 случая дорожно-транспортных происшествий. На автомобильных дорогах общего пользования зафиксировано 11.952 случая ДТП. На железнодорожных переездах- 51 случай ДТП.

Динамика основных показателей аварийности за 7 лет

Динамика показателей аварийности из-за нарушений ПДД водителями за 7 лет

Динамика показателей аварийности с участием нетрезвых водителей за 7 лет

Динамика показателей аварийности с наездами на пешеходов за 7 лет

Динамика показателей аварийности с наездами на пешеходов на переходах за 7 лет

Динамика показателей аварийности с участием детей за 7 лет

В 2015 году в некоторых регионах Российской Федерации существенно снизились случаи аварий на автомобильных трассах, дорогах и магистралях. И, тем не менее, количество подобных происшествий хотелось бы еще больше снизить, прежде всего, ради того, чтобы меньше гибло людей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одной из форм влияния на сознательность водителей является обнародование статистических данных, которые могут показать целостную картину, насколько часто люди погибают в дорожных авариях.

Какие произошли изменения в количестве дорожных происшествий по сравнению с 2018 годом

В общей своей тенденции, конечно же, объем аварийных случаев на российских дорогах уменьшается.

Однако точечно, по тем или иным регионам страны можно увидеть совсем обратную картину – учащаются случаи возникновения происшествий из-за ремонтных работ на дорогах и близлежащих территорий, а также существенно увеличилось количество наездов на пешеходов или спровоцированных аварий детьми-пешеходами.

Неисправные автомобили также продолжают давать о себе знать, они часто мелькают в том или ином ДТП в качестве виновников. Кроме этого, замечено, что по тем или иным причинам чаще стали случатся аварии на дорогах, где участниками являются автобусы с пассажирами.

Чтобы понять, в какую же сторону движется общая тенденция по дорожным аварийным случаям, нужно рассмотреть хотя бы общую статистику за уже прошедшие периоды 2018 года по отношению к периодам 2018 года.

В сравнении с данными по автодорожным происшествиям, например, за период январь-август 2018 года, за этот же отрезок времени, но уже в 2018 году сокращение аварий с тяжкими последствиями, пострадавшими и погибшими, снизилось на 9,2%, что составляет 115,3 тыс. случаев ДТП.

Из них:

  • уменьшились аварии с жертвами и смертельными исходами на 15,3%, что составляет 14,3 тыс. человек;
  • сократились происшествия с пострадавшими гражданами, как прямыми участниками автокатастрофы, так и косвенными, например, мимо проезжающие автотранспортные средства, которых как-то могло зацепить случившееся, на 9,6%, что является в цифровом показателе – 146,2 тысячи человек;
  • в общей тенденции число наездов на пешеходов в первые два месяца 2018 года упало на 1,5% по сравнению с прошлым 2018 годом, это составило 32,2 тысячи случаев;
  • но потом специалисты стали отмечать некоторое увеличение аварий из-за пешеходов – 7, 1 тысяча аварий за восемь месяцев 2018 г. (+11,9%), из них 440 чел. погибли (+2,3%) и 7,3 тысячи человек были ранены (+11,7%);
  • за январь-август выявлено 5,3 тысячи случаев наездов на детей, что увеличилось по сравнению с 2018 годов на 2,6%;
  • за этот же период из всех 164 случая оказались смертными (+3,8%), а 53 тысячи детей получили увечья и тяжелые травмы (+3,1%).

Регресс отметился также и при наездах на рабочих, которые занимаются строительством придорожных объектов или ремонтом дорог, а также отмечаются участившиеся случаи наездов на сотрудников ГИБДД и других специальных работников.

Ухудшение этих показателей отмечается в следующих цифрах:

  • по сравнению с прошлым 2018 годом случаев наездов на работников дорожных служб составило на 38,7% больше;
  • в числовом выражении таких аварий в 2018 году оказалось 4,4 тысячи;
  • погибших из этого числа оказалось 600 человек, что составляет 40,7%;
  • раненных из этого числа – 5,5 тысяч человек, что является в процентном выражении – 36,9%.

Вместе с тем отмечается и сокращение финансирования из госбюджета дорожных служб. Финансирование на дорожное строительство по сравнению с 2018 годом в 2018 году снизилось на 25%, в связи, с чем снижаются темпы и объемы строительных работ на автодорогах.

Но даже этот фактор никак не повлиял на уменьшение аварийности на дорожном полотне с участием дорожных рабочих и сотрудников дорожной службы.

Кроме работников строительных дорожных служб, аварии также участились из-за водителей-перевозчиков, которые водят автобусы.

Следует отметить для примера самые крупные аварии с участием этой категории транспорта:

  • всего за 8 месяцев 2018 года по сравнению с прошлым годом произошло более 2000 аварий с участием автобусов и водителей, имеющие лицензию перевозчиков;
  • в процентном соотношении этот фактор составляет на 13,6% больше, чем за прошлый год;
  • общий показатель подобной аварийности составил более 3000 случаев, что на 8,2% больше, чем год назад;
  • общее число погибших из-за автобусов – 223 человека, что на 42% больше по сравнению с прошлым годом;
  • раненных оказалось 4,6 тысяч человек, что на 12,5% увеличено, чем за прошлый годовой период;
  • самые крупные аварии случились в Хабаровском крае, Чечне и Омской области;
  • уже эти три крупнейшие аварии показали внушительную цифру погибших – 128 пассажиров, в том числе и водителей;
  • такая цифра является в процентном показателе на 58% больше, чем за 8 месяцев 2018 года.

Помимо всего остального в отдельную категорию статисты выделяют пожилых водителей, из-за невнимательности которых в 2018 г. в период с января по август месяцы уже произошло 5000 случаев с серьезными последствиями.

В этих ситуациях оказались лица возрастом 60-70 лет. В прошлом году пожилой контингент аварийности составлял на 10,2% меньше случаев, чем это происходит сегодня.

И последней очевидной причиной, активно меняющей статистические данные этого года по сравнению с прошлым – это неисправные автотранспортные средства.

Отмечено, что из-за плохого технического состояния автомобилей аварии случались на 12,2% чаще, чем в 2018 г. (это 1,4 тысяч случаев).

Статистика за 2018 год по регионам России

Сведения о нарушенной безопасности движения на автодорожном полотне ежегодно формируют и представляют общественности на сайте ГИБДД. Где всегда можно ознакомиться с изменениями или с подробностями, авариях в деталях, так сказать. Регламентируется работа статистов .

Отчеты покажут общие показатели за тот или иной период времени, можно изучить данные аварий с участием различных категорий граждан – пользователей автотранспортными и другими видами средств передвижения.

Кроме того, отдельно представляется статистика ДТП в состоянии алкогольного опьянения, с участием детей, случаев на перекрестках или железнодорожных переездах и другие детали, которые могут оказаться существенно важными для граждан России.

Общая

Всего по территории России за 8 месяцев в 2018 году погибло больше 14000 человек.

За период 9 прошедших в 2018 году месяцев уже отмечены статистические данные по Российской Федерации, которые составили следующую картину:

А за первые 6 месяцев в 2018 году фиксировалось 79199 случаев аварий на дорогах. Из них погибших было 9712 человек, раненных – 99740 человек по данным ГИБДД РФ.

Пик аварий приходится по-прежнему на выходные дни – субботу и воскресенье. Причем – это почему-то именно вечернее время – с 17 до 18 часов вечера.

По причине некачественного автодорожного покрытия случилось 30667 аварий. А из-за пьяных водителей – 5396 случаев ДТП.

Количество автоаварий детально

Чтобы посмотреть более детальную статистику по всей России за уже прошедший период в 2018 году можно бегло изучить таблицу по основным регионам страны:

Название региона РФ
г. Москва 7538 492 8664
Московская область 5687 985 6923
Нижегородская область 3939 379 5103
г. Санкт-Петербург 5292 253 6341
Ленинградская область 2522 451 3372
Ростовская область 3843 501 4868
Волгоградская область 1762 248 2136
Республика Коми 805 95 1082
Ханты-Мансийский АО 1395 174 1874
Томская область 624 80 763
Красноярский край 3376 422 4293
Иркутская область 2399 342 2886
Алтайский край 2573 233 3255
Хабаровский край 1403 156 1788
Амурская область 1048 113 1325
Сахалинская область 574 68 731
Магаданская область 197 25 257
Республика Саха 774 90 986

Гибели людей в ДТП:

Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. с погибшими участниками
г. Москва 492
Московская область 985
Нижегородская область 379
г. Санкт-Петербург 253
Ленинградская область 451
Ростовская область 501
Волгоградская область 248
Республика Коми 95
Ханты-Мансийский АО 174
Томская область 80
Красноярский край 422
Иркутская область 342
Алтайский край 233
Хабаровский край 156
Амурская область 113
Сахалинская область 68
Магаданская область 25
Республика Саха 90
Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 245 2 243
Московская область 169 18 152
Нижегородская область 195 16 181
г. Санкт-Петербург 269 1 270
Ленинградская область 92 8 84
Ростовская область 72 7 65
Волгоградская область 49 9 40
Республика Коми 33 0 33
Ханты-Мансийский АО 36 0 36
Томская область 17 0 17
Красноярский край 78 6 72
Иркутская область 55 5 50
Алтайский край 87 1 86
Хабаровский край 45 1 44
Амурская область 39 1 39
Сахалинская область 12 0 12
Магаданская область 3 0 3
Республика Саха 21 0 21
Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 390 43 397
Московская область 249 41 257
Нижегородская область 143 15 156
г. Санкт-Петербург 148 20 149
Ленинградская область 82 16 81
Ростовская область 116 22 126
Волгоградская область 74 10 76
Республика Коми 25 2 29
Ханты-Мансийский АО 43 5 44
Томская область 27 2 31
Красноярский край 144 23 155
Иркутская область 178 21 200
Алтайский край 94 10 103
Хабаровский край 49 7 60
Амурская область 53 13 60
Сахалинская область 27 2 30
Магаданская область 4 1 3
Республика Саха 50 3 53

С участием детей:

Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 622 10 662
Московская область 537 22 562
Нижегородская область 430 8 479
г. Санкт-Петербург 473 4 496
Ленинградская область 271 21 293
Ростовская область 408 23 429
Волгоградская область 196 11 211
Республика Коми 111 7 114
Ханты-Мансийский АО 174 3 185
Томская область 89 0 98
Красноярский край 371 15 403
Иркутская область 265 16 271
Алтайский край 333 13 355
Хабаровский край 187 10 210
Амурская область 146 4 159
Сахалинская область 74 3 81
Магаданская область 24 0 29
Республика Саха 114 4 122
Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 94 8 120
Московская область 2451 608 3187
Нижегородская область 1114 230 1644
г. Санкт-Петербург 42 3 56
Ленинградская область 1689 377 2405
Ростовская область 1218 333 1703
Волгоградская область 377 98 481
Республика Коми 259 61 405
Ханты-Мансийский АО 415 117 642
Томская область 160 41 200
Красноярский край 1022 289 1518
Иркутская область 707 193 915
Алтайский край 652 152 954
Хабаровский край 246 87 389
Амурская область 304 63 424
Сахалинская область 167 41 225
Магаданская область 60 17 85
Республика Саха 220 49 355

По вине пешеходов:

Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 2649 220 2539
Московская область 1673 342 1416
Нижегородская область 1107 124 1039
г. Санкт-Петербург 1985 127 1946
Ленинградская область 497 90 425
Ростовская область 1029 139 934
Волгоградская область 536 66 494
Республика Коми 207 22 203
Ханты-Мансийский АО 326 23 312
Томская область 193 20 181
Красноярский край 965 92 914
Иркутская область 775 101 703
Алтайский край 883 81 837
Хабаровский край 478 48 453
Амурская область 269 29 249
Сахалинская область 173 13 169
Магаданская область 54 3 52
Республика Саха 221 19 209
Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 3 1 2
Московская область 15 4 13
Нижегородская область 11 0 18
г. Санкт-Петербург 6 3 6
Ленинградская область 3 5 39
Ростовская область 1 1 0
Волгоградская область 4 1 5
Республика Коми 5 1 5
Ханты-Мансийский АО 3 2 4
Томская область 2 0 2
Красноярский край 6 4 9
Иркутская область 4 2 2
Алтайский край 1 0 1
Хабаровский край 3 0 3
Амурская область 5 0 7
Сахалинская область 1 0 1
Магаданская область 0 0 0
Республика Саха 0 0 0

На личном транспорте:

Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 4883 265 5894
Московская область 2973 407 2937
Нижегородская область 2392 233 3359
г. Санкт-Петербург 3417 157 4340
Ленинградская область 1998 364 2790
Ростовская область 2591 323 3505
Волгоградская область 1208 167 1574
Республика Коми 534 63 776
Ханты-Мансийский АО 1054 138 1475
Томская область 432 62 559
Красноярский край 2280 271 3099
Иркутская область 1457 207 1903
Алтайский край 1574 153 2152
Хабаровский край 975 93 1264
Амурская область 697 62 962
Сахалинская область 386 43 541
Магаданская область 137 18 188
Республика Саха 528 56 722

На грузовом транспорте:

Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 420 38 488
Московская область 475 71 618
Нижегородская область 257 29 331
г. Санкт-Петербург 263 14 325
Ленинградская область 188 33 242
Ростовская область 216 29 273
Волгоградская область 121 16 140
Республика Коми 52 5 82
Ханты-Мансийский АО 119 17 157
Томская область 23 5 27
Красноярский край 161 44 237
Иркутская область 142 29 161
Алтайский край 140 11 198
Хабаровский край 82 10 100
Амурская область 105 16 147
Сахалинская область 47 14 45
Магаданская область 14 2 21
Республика Саха 49 11 66

На общественном транспорте:

Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 2071 81 2572
Московская область 1866 212 2378
Нижегородская область 1403 105 1995
г. Санкт-Петербург 1513 42 1966
Ленинградская область 1014 128 1420
Ростовская область 1383 134 1849
Волгоградская область 603 63 771
Республика Коми 322 40 421
Ханты-Мансийский АО 534 72 721
Томская область 224 23 288
Красноярский край 1344 139 1787
Иркутская область 816 96 1054
Алтайский край 956 60 1284
Хабаровский край 480 52 702
Амурская область 373 22 499
Сахалинская область 208 19 279
Магаданская область 76 9 101
Республика Саха 308 29 445

По маркам автомобилей

Кроме региональных данных статистика еще рассматривает и фиксирует случаи частого попадания в ДТП тех или иных марок автомобилей.

Это необходимо для того, чтобы вычислить качество производителя, насколько машины являются маневренными, нормально ли в общей тенденции у той или иной марки работают тормозные системы и другие характеристики.

В общей сложности чаще всего в 2018 году уже успевали побывать в авариях следующие модели и марки легковых машин:

Причин ДТП

Главной причиной аварий, по мнению психологов в стране являются не только пешеходы и их неадекватное поведение, но также и повышенная нервозность водителей из-за мотоциклистов.

Зачастую маневренность двухколесного транспорта очень мешает внимательности водительского состава автомобилей. Кроме этого разные данные по наличию аварий на дороге показывают в вечернее и дневное время суток.

В обзорном виде можно рассмотреть таблицу следующих данных, которые отражают причины возникновения ДТП по России:

Что предпринимается государством по снижению количества аварий

Несмотря на снижение финансирования реконструкции дорог в стране, государство не перестает предпринимать иные попытки по урегулированию движения на автодорогах и уменьшению рисков возникновения ДТП.

Это замечено в работе законодателей. Так, к 01.07.2015 г. вступают в силу поправки в Уголовном Кодексе Российской Федерации, где появиться новая статья — .

В статье будет указываться, что уголовная ответственность будет возникать теперь не только тогда, когда появились в результате аварии погибшие люди, но также и за то, что водитель находился в алкогольном или наркотическом опьянении за рулем повторно, после первого предупреждения и штрафа.

Также к уголовной ответственности будут привлекаться лица, которые водят автомобиль, но отказываются проходить повторное медицинское освидетельствование.

Кроме того, Правительство РФ также заинтересовано в исправлении ситуации на дорогах. Так, В.В. Путин поручил правительственным органам уже к 15 июля 2018 г. утвердить план мероприятий по снижению ДТП в России.

Заработает в скорости публичный мониторинг движения на автодорогах по участкам, чтобы выявить наиболее опасные, которым следовало бы в первую очередь уделить внимание.

Также Президент РФ делает упор на федеральные власти, которые должны активно включиться в проект по созданию максимальной безопасности на дорогах страны.

К основным методам анализа динамики изменения состояния аварийности относится анализ динамики по отношению к предшествующему периоду времени (точка к точке), по отношению к базовому году, по отношению к среднему значению за несколько предшествующих лет (точка к среднему), анализ динамики по средним показателям, например по средним за 2 пятилетки (средние к среднему), сглаживание многолетних тенденций аналитическими зависимостями.

Результаты анализа представляются в виде таблиц, графических зависимостей, диаграмм, карт.

Изучение и сопоставление динамики изменения показателей аварийности производится, как правило, для оценки результатов деятельности по обеспечению БДД, выявления неблагоприятных тенденций, являющихся основанием для дальнейшего анализа, направленного на выяснение причин этих неблагоприятных изменений с целью принятия необходимых предупредительных мер.

Анализ динамики по отношению к предшествующему периоду сводится чаще всего к констатации «роста – снижения» показателей ДТП. При этом рост происшествий оценивается как признак неудовлетворительной деятельности, а снижение иди прежний уровень числа происшествий позволяет положительно оценить работу по БДД. Однако, как отмечалось в работах различных авторов такая оценка далеко не всегда справедлива. Прежде всего, неверным является заложенное в основу такой оценки предположение, что объективный уровень БДД характеризуется значениями показателей предыдущего периода, что далеко не всегда правильно. ДТП по своей природе - случайное событие, т. е. наблюдаемое число происшествий изменяется под влиянием случайных факторов, это влияние необходимо учитывать, чтобы получить более правильные выводы об изменении показателей ДТП.

При анализе динамики по отношению к базовому году, важное значение имеет выбор точки базы. Если это была точка наибольшего типа аварийности, то незначительное снижение показателей аварийности в течение ряда лет не может говорить о положительной тенденции в обеспечении БДД. Колебания анализируемых показателей можно сгладить, если проводить анализ динамики по средним показателям. Период усреднения берется, как правило, в 3 или 5 лет. Таким образом, подсчитываются средние показатели аварийности за последующие периоды в 3 - 5 лет.

При анализе динамики по принципу «точка к среднему» данные за один последующий период времени сравниваются со средними за несколько (как правило, 3) предшествующих периодов времени. На основе проведения подобного анализа часто очень наглядно можно показать спекулятивность вывода о улучшении деятельности по БДД на основе сравнения показателей по отношению к одному предшествующему периоду времени («точка к точке»).

3.5. Государственная система учета и анализа дтп. Учет дтп в автотранспортном предприятии.

Порядок учета и сбора сведений о ДТП установлен Правилами учета ДТП, действующими с 1 января 1985 года, согласно которым все ДТП подразделяются на три группы.

Первая группа - ДТП, в которых погибли или получили ранения люди. Сведения об этих происшествиях заносятся в специальную карточку учета ДТП и включаются в государственную статистическую отчетность. Обязанность по сбору и обработке статистических данных возложена на органы МВД. Работники ГАИ по результатам выезда на место ДТП и последующего уточнения причин и обстоятельств ДТП следственными органами заполняют учетную и информационную карточки ДТП.

Учетная карточка остается в органах ГАИ по месту совершения ДТП, а информационная карточка высылается в ГНИЦ УИ МВД, который производит запись поступившей информации на магнитный носитель статистическую обработку данных на ЭВМ. Обработка информации ведется ежеквартально, в результате которой образуются сводные по стране данные о безопасности дорожного движения.

На ДТП с участием транспортного средства, зарегистрированного на территории другой республики (края, области, города, района) составляется дополнительный экземпляр карточки. Его высылают в орган внутренних дел по месту регистрации транспортного средства.

При решении вопроса о включении сведений о ДТП в государственную статистическую отчетность используется уже приведенное определение «погибшего».

Лица, получившие телесные повреждения, относятся к числу раненых в случае, если пострадавший в результате полученных телесных повреждений, вызвавших потерю трудоспособности, был госпитализирован на срок не менее одних суток, либо ему назначено амбулаторное лечение после оказания первой медицинской помощи.

Вторая группа - ДТП с материальным ущербом без пострадавших, а также ДТП, в которых люди получили легкие телесные повреждения и не подпадают под категорию «раненый» в соответствии с действующими правилами включения в государственную статистическую отчетность. Сведения о таких ДТП в государственную статистическую отчетность не включаются, а учитываются и анализируются на уровне отдельных городов и районов (горрайонные отделы внутренних дел и строевые подразделения ДПС ГАИ).

Органы внутренних дел при получении сообщений о ДТП с участием зарегистрированных на обслуживаемой территории транспортных средств передают (письменно или по телефону) сведения об этих ДТП администрации предприятий и организаций-владельцев этих транспортных средств. Сведения о ДТП, возникновению которых способствовали неудовлетворительные дорожные условия, передают дорожным и коммунальным организациям.

Третья группа - отдельные происшествия, которые по формальным признакам могут быть квалифицированы как дорожно-транспортные, но сведения о них в государственную статистическую отчетность не включаются, учету как ДТП не подлежат. Различают 7 таких случаев:

1. Происшествия с тракторами, другими самоходными машинами и механизмами во время выполнения ими основных производственных операций, для которых они предназначены: пахота, прокладка траншей, скирдование, уборка сельскохозяйственных продуктов на полях, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, производимые с помощью автокранов, установка мачт, опор и т. д.

2. Происшествия, возникшие в результате умышленных действий, направленных на лишение жизни или причинения вреда здоровью людей или имуществу, а также явившиеся следствием попытки пострадавшего покончить жизнь самоубийством. Умышленность действий одного или нескольких лиц, виновных в совершении происшествия, должна быть признана, как правило, в судебном порядке.

3. Происшествия, возникшие в, результате стихийных бедствий.

4. Происшествия, возникшие в результате нарушения техники безопасности или правил эксплуатации транспортных средств при отсутствии водителя за рулем (пуск двигателя с помощью заводной рукоятки или пуск двигателя при включенной передаче; сцепка-расцепка транспортных средств с прицепами, тракторными санями и сельскохозяйственными орудиями, ремонт транспортных средств и т. п.). ДТП в любом случае не подпадает под данное исключение, если водитель находился за рулем в момент происшествия.

5. Пожары на движущихся тракторных средствах, не связанные с их технической неисправностью.

6. Происшествия на огороженных и охраняемых территориях предприятий, учреждений и других объектов с пропускной системой въезда и выезда.

7. Происшествия, возникшие во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т. п.), когда пострадали водители, спортсмены, судьи или другой обслуживающий персонал. В карточку учета ДТП заносятся сведения, отражающие:

Вид происшествия;

Время (месяц, число, день недели, час);

Место (в населенном пункте указывается статус населенного пункта, на дорогах - значение дороги);

Дорожные условия (вид покрытия и состояние проезжей части, освещенность, элементы улицы, дороги; путепровод; зона остановки общественного транспорта, перекресток и т. д.);

Сведения о виновных водителях;

Вид нарушения водителем или пешеходом ПДД, который, по мнению работника милиции, привел к ДТП;

Сведения о транспортных средствах, наличие неисправностей транспортных средств, способствовавших происшествию,

Сведения о пострадавших пешеходах или лицах, находившихся в транспортном средстве, о характере и локализации полученных ими травм, а также описание и схема ДТП Указанная первичная информация из всех регионов собирается в общий государственный банк данных, на основе которых ежегодно составляется следующая аналитическая отчетность;

Общее количество ДТП, погибших и раненых в них в целом и по Российской Федерации и по входящим в ее состав административно-территориальным образованием;

Количество ДТП, погибших и раненых в них по вине водителей различных типов транспортных средств и пешеходов, в том числе в нетрезвом состоянии;

Количество ДТП, погибших и раненых в них на дорогах различного значения (республиканских, краевых, областных, местных, ведомственных);

Количество ДТП, погибших и раненых в них, вызванных неудовлетворительными дорожными условиями;

Количество ДТП, погибших я раненых в них из-за неудовлетворительного технического состояния транспортных средств,

Количество ДТП, погибших и раненых в них по вине водителей предприятий и организаций;

Тяжесть последствий ДТП (погибло на 100 пострадавших) в целом по Российской Федерации и по входящим в ее состав административно-территориальным образованьям.

Перечисленные сведения ежегодно обобщаются в выпускаемых МВД России специальных сборниках. Кроме указанных статистических данных обрабатывается и анализируется информация о видах нарушений ПДД водителями и пешеходами, признанными виновными в момент регистрации ДТП.

Государственная система сбора и обработки статистических данных об аварийности не реализует в необходимой степени задачу выявления причин, факторов и условий, определяющих высокие значения абсолютных показателей аварийности, она ориентирована, главным образом, на выявление виновных - водителей, пешеходов, предприятий и организаций, региональных органов управления в нарушениях установленных в сфере БДД правил и нормативов, повлекших ДТП. гибель или ранения участников движения.

Абсолютные значения количества ДТП, погибших и раненых, приводимые в аналитических сборниках, не отражают качественного состояния организации транспортного процесса, описывая в какой-то мере социально-экономические потери общества от отдельных групп ДТП, не позволяют решить основную задачу учета и анализа - выявление причин аварийности.

Учет ДТП в Российской Федерации в соответствии с Правилами учета ДТП должен осуществляться также (наряду с государственной системой учета) в предприятиях и организациях, эксплуатирующих транспортные средства, в дорожных организациях, в лечебно-профилактических учреждениях подлежат учету все лица, обратившиеся или доставленные для оказания медицинской помощи в связи с ДТП, а также погибшие вследствие происшествия, доставленные в морги и паталого-анатомические отделения..

В дорожных организациях подлежат учету все ДТП, возникшие на обслуживаемых участках дорог или владельцами которых они являются с пострадавшими или без пострадавших с материальным ущербом. Сведения о ДТП регистрируются в журнале учета ДТП. Его заполняют по данным органов внутренних дел, дополняют результатами анализа дорожных условий, способствовавших возникновению ДТП, и сведениями о мерах по профилактике ДТП, принятых дорожными организациями.

Для каждой из дорог, находящихся в ведении данной организации, составляют отдельные журналы учета ДТП, которые хранятся в течение 3-х лет с даты последней записи. При этом проводятся:

Анализ условий и причин отдельных ДТП с целью установления роли дорожных условий в их возникновении;

Анализ распределения ДТП по протяженности дорог для выявления участков концентрации происшествий, изучения причин их возникновения в данном месте дороги и назначения мероприятий по совершенствованию дорожных условий;

Анализ общего состояния аварийности на обслуживаемой сети дорог, для выявления общих закономерностей возникновения аварийности.

По ДТП с тяжелыми последствиями, причиной которых явились неудовлетворительные дорожные условия ведется служебная проверка причин и обстоятельств их совершения.

В предприятиях и организациях, эксплуатирующих транспортные средства, должен проводиться учет и анализ всех ДТП с участием транспортных средств, владельцами которых они являются, независимо от места возникновения ДТП, его последствий и вины водителей.

Общими задачами учета и анализа ДТП на предприятиях, организациях, учреждениях является оценка состояния безопасности и анализ причин и условий возникновения ДТП с последующей разработкой необходимых профилактических мероприятий.

Учет ДТП в предприятиях, организациях осуществляется работниками службы БДД или иными лицами, назначенными приказом по предприятию или организации,

Предприятия и организации обязаны немедленно сообщать в органы внутренних дел по территориальной принадлежности о всех ДТП с участием своих транспортных средств, а также о возвращении в гараж транспортных средств с внешними повреждениями Предприятия и организации сверяют с горрайорганами внутренних дел сведения о ДТП с пострадавшими до 5-го числа каждого месяца, следующего за отчетным. Сведения о ДТП независимо от последствий регистрируются в журнале учета ДТП в суточный срок с момента поступления сообщения о ДТП.

В журнале указываются: дата и время возникновения ДТП, фамилия, имя, отчество водителя, класс и стаж его работы, на каком часу работы произошло ДТП, состояние водителя; модель и номерной знак транспортного средства; вид ДТП; место возникновения ДТП; условия и обстоятельства ДТП; последствия ДТП (число погибших и раненых, материальный ущерб по подвижному составу, грузу); причины происшествия, кто из работников предприятия выезжал на место происшествия, принятые меры; дата и номер сообщения о ДТП (по подчиненности в соответствии с действующими документами об отчетности о ДТП). В примечании могут указываться особые обстоятельства, связанные с данным ДТП. Журнал подлежит хранению в течение 3 лет даты последней записи.

В настоящее время Минтрансом РФ разрабатывается порядок учета ДТП и отчетности о состоянии безопасности движения в предприятиях и организациях, осуществляющих автомобильные перевозки.

На каждое ДТП, подлежащее включению в государственную статистическую отчетность, по месту происшествия заполняют учетную карточку, содержащую необходимые сведения об участниках происшествия, месте и времени ДТП, дорожных условиях и ряд других важных сведений. Данные, занесенные в карточку, в территориальном органе ГИБДД вводятся в ЭВМ, а также передаются по каналам связи в информационный центр МВД России, где обрабатываются и анализируются.

Учет ДТП, проводимый в органах внутренних дел, является наиболее полным. С данными ГИБДД сверяют свои учетные данные предприятия, организации и ведомства - владельцы транспортных средств, а также дорожные организации.

Полный и всесторонний анализ данных о ДТП имеет важное значение как основа для выработки решений в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе по совершенствованию его организации. Среди наиболее важных задач, которые решаются на основе анализа данных об аварийности, кроме задач улучшения организации дорожного движения можно назвать следующие:

1. Обоснование комплекса мер по совершенствованию дорожных условий, технического состояния эксплуатируемых автомобилей и конструкции новых моделей, транспортных средств

2. прогноз аварийности

3. создание методов обработки информации для сопоставления состояния аварийности и деятельности по безопасности движения по различным направлениям проблемы

4. изучения причин единичных ДТП

Такие задачи должны решаться на уровне ведомств, а большая часть на уровне региона.

Не смотря на то, что каждое конкретное ДТП представляет собой случайное явление, статистический анализ большого объема информации позволяет находить общие закономерности их возникновения. Можно назвать три характерных направления изучения материалов учета ДТП, которые необходимы для целей организации дорожного движения, и соответствующие им три метода анализа:

количественный - оценка состояния аварийности на определенной административной территории или в транспортной организации и выявления тенденции ее изменения в связи с проводимыми профилактическими мероприятиями

качественный - выявление причин и факторов, обуславливающих

возникновение ДТП, и разработка мероприятий для их устранения

топографический - выделение мест и участков дорог в населенных пунктах и городах и на внегородских дорогах с наибольшей концентрацией ДТП («очагов аварийности»).

Практическое значение анализа ДТП по их видам состоит в сравнении динамики изменения происшествий определенного вида применительно к какой-либо конкретной территории, дороге. Тенденции возрастания числа ДТП какого-либо вида должна служить сигналом для более углубленного исследования причин этого явления.

Количественный анализ аварийности преследует цели выявить тенденции изменения каких-либо показателей, сравнить между собой регионы, отдельные автопредприятия. Для количественного анализа, помимо абсолютных показателей(число ДТП, погибших и раненых), используют и относительные показатели: число ДТП и погибших, отнесенных к 100тыс. жителей, 10 тыс. транспортных средств, 10 тыс. водителей, 1 км протяженности дороги, 1 млн. авт-км пробега транспортных средств. Наиболее объективным является последний из перечисленных показателей, так как он в отличие от остальных учитывает непосредственно важнейший фактор, обуславливающий вероятность ДТП- пробег транспортных средств. Здесь уместно напомнить, что, например легковые автомобили индивидуального пользования имеют за год пробег в 5-10 раз меньше, чем автомобили транспортных организаций. Поэтому сравнение числа ДТП на 10 тыс. транспортных средств индивидуального пользования и принадлежащих транспортным организациям приводит к несопоставимым результатам.

Кроме этого, используют также относительный показатель, характеризующий тяжесть последствий ДТП. Его определяют путем деления числа погибших на 100 пострадавших (суммарное число погибших и раненых).

Качественный анализ имеет целью выявить причины и факторы ДТП и установить степень влияния каждого из них на аварийность. Известно, что ДТП распределены неравномерно на территории города или по автомобильной дороге и концентрируются на определенных участках, называемых по-разному: «очагами аварийности», «местами концентрации ДТП», «опасными местами», «черными точками». По данным исследований, в этих зонах совершается 20-40% ДТП, хотя их протяженность составляет 2-5% протяженность УДС.

Топографический анализ. Программное обеспечения предназначенного для отображения результатов запроса сводной и статистической информации по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) на топографическую основу - электронную карту Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Разработанное программное обеспечение предназначено для автоматической и полуавтоматической обработки информации, визуализации результатов запросов по базе данных ДТП, поддержки принятия решений управлением ГИБДД и его районных отделов, а также контроля принимаемых решений.

Топографический анализ ДТП реализует выполнение следующих функций:

1. Формирование сводной и статистической информации по базе данных ДТП, по запросам с произвольными значениями атрибутов карточки учета ДТП с выводом результатов в файл обмена с модулем отображения;

2. Отображение результатов запроса на топ основе - электронной карте Санкт-Петербурга;

3. Подготовка и редактирование графических изображений типов запрашиваемой информации;

4. Хранение запросов в файловой системе, с возможностью быстрого поиска по дате и виду запроса;

5. Отображение дополнительной информации о происшествиях при выборе места происшествия на карте.

Наибольшее распространение получили три вида топографического анализа: карта, линейный график и масштабная схема (ситуационный план) ДТП.

Карта ДТП представляет собой карту местности (города, области, района), в соответствующих точках которой по мере регистрации наносят условное обозначение каждого ДТП. Обозначения можно наносить постоянными знаками или съемными, например, флажками на булавках или булавками с цветными головками. При оперативном ведении карты удобнее для обозначения ДТП использовать съемные средства, а при разработке отчетных данных для последующего размножения материалов целесообразно прибегать к графическим символам. Обычно наносимую информацию подразделяют по тяжести последствий, а в отдельных случаях и по винам ДТП.

Карта является важным источником наглядной информации, однако при анализе значительной по масштабам территории и большой концентрации происшествий на отдельных участках она не дает возможности достаточно точно пометить места ДТП. Для удобства пользования (в частности, возможности фотографирования) карта не должна быть слишком громоздкой и, следовательно, крупномасштабный. Линейный график ДТП является дальнейшим развитием карты. Его составляют для отдельной магистрали города или участка автомобильной дороги желательно с ориентированием по направлениям движения. При этом масштаб может быть более крупным, а привязка ДТП более точной. При составлении линейного графика для дороги с двусторонним движением возможно разнесение отметок в обе стороны дороги, что характеризует транспортные потоки встречных направлений. Однако ряд ДТП происходит на осевой линии или при выезде транспортного средства на левую сторону, поэтому такая детализация не всегда достигает цели.

Карты и линейные графики ДТП для важнейших магистралей города или области позволяют по истечении определенного календарного срока выявить места концентрации ДТП и, следовательно, участки, которые должны быть подвергнуты детальному изучению службой организации дорожного движения. Обычно считают, что при наличии трех или более ДТП в год данное место можно отнести к очагу аварийности.

Масштабную схему (ситуационный план) ДТП выполняют для таких специфических мест концентрации ДТП, как пересечения крупных магистралей, городские площади и т.п. по существу она является развитием схемы определенного происшествия, предусмотренной карточкой учета ДТП. Каждое ДТП обозначают символом, который показывает тяжесть последствий. Стрелки указывают направление движения участников происшествия. Обозначение ДТП может быть дополнено датой и временем суток, а также номером учетной карточки или записи в журнале.

Линейные графики и масштабные схемы являются необходимыми материалами при натурных обследованиях дорог, а также при разработке решений по совершенствованию организации движения. Очень наглядным для выявления эффективности проводимых мероприятий является сравнение масштабных схем ДТП до и после проведения мероприятий по совершенствованию организации движения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Анализ состояния д орожно-транспортной аварийности

1.1 Цели и задачи анализа аварийности

Непременным условием эффективного управления безопасностью дорожного движения является выявление закономерностей, определяющих влияние различных факторов на возникновение дорожно-транспортных происшествий (ДТП), и тяжесть их последствий.

Закономерности общие для групп ДТП, но случайные для отдельных ДТП выявляются на основе анализа статистических данных, для чего и создается в масштабах государства система сбора и обработки информации о ДТП.

В государственную статистическую отчетность, осуществляемую Министерством Внутренних Дел Российской Федерации, включаются все ДТП, при которых были зарегистрированы погибшие или раненые люди. Остальные ДТП регистрируются и анализируются на местном (региональном) уровне, а так же отдельными министерствами и ведомствами-владельцами транспортных средств.

Основные цели анализа дорожно-транспортной аварийности сводятся, во-первых, к систематическому поиску возможностей предупреждения происшествий, и, во-вторых, к выявлению вины и определению меры наказания причастных к ДТП лиц.

Из числа наиболее важных задач и анализа данных о состоянии аварийности и значениях других показателей, характеризующих деятельность по обеспечению безопасности движения, можно назвать следующие:

Обоснование мероприятий по всем направлениям деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, а так же оценка эффективности мероприятий и определение очередности их проведения;

Разработки многомерных способов обработки информации для составления состояния аварийности и деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Изучение взаимозависимости различных показателей и составление по степени этой взаимозависимости являются сравнительно мало изученными направлениями аналитической деятельности;

Прогнозирование состояния аварийности. Данное направление является одним из наиболее интенсивно развивающихся путей совершенствования анализа статистических данных. Разработано много моделей для прогнозирования состояния аварийности на автомобильном транспорте;

Анализ причин и условий возникновения конкретных, единичных ДТП;

Создание универсальных программных комплексов для ЭВМ, предназначенных для ввода, контроля, хранения, поиска и выдачи информации.

Для успешной борьбы с аварийностью необходимо знать причинно-следственные факторы возникновения ДТП.

Причины ДТП и факторы, способствующие его возникновению, сгруппированы следующим образом:

Водители (превышение скорости, нарушение правил обгона, нарушение требований сигналов);

Пешеходы (переход в не установленном месте, ходьба вдоль проезжей части);

Велосипедисты (несоблюдение очередности проезда, внезапный выезд и др.);

Пассажиры (проезд на подножках, вход и выход во время движения);

Транспортные средства (повреждение тормозных шлангов, поломка рулевых тяг, шаровых опор);

Дорога, улица (скользкое покрытие).

Определяют три характерных направления изучения материалов учета ДТП, которые необходимы для целей организации движения:

а) оценка состояния аварийности на определенной административной территории в транспортной системе и выявление тенденций в ее изменениях, в связи с проводимыми мероприятиями по организации дорожного движения.

б) выявление причин и факторов, обусловливающих возникновение ДТП, и разработку мероприятий по их устранению.

в) выделение мест и участков, дорог с наиболее большой концентрацией ДТП.

1.2 Анализ аварийности по Российской Федерации

аварийность дорожный транспортный безопасность

Аварийность на автомобильном транспорте - проблема, стоящая перед большинством стран мира. В Российской Федерации она прочно заняла одно из ведущих мест в ряду важнейших социально-экономических и демографических проблем.

Начиная с 2010 г. в РФ ежегодно снижался уровень аварийности на автомобильном транспорте (исключение составил 2011 год). Сокращение числа ДТП, а также погибших и пострадавших в них людей, продолжалось на фоне увеличения автопарка страны.

После трехлетнего периода снижения всех основных показателей аварийности, в 2010 году увеличилось число ДТП, а также число погибших и раненных в них людей (таблица 1.1). Согласно официальной статистике в 2015 году на территории России было зарегистрировано 203597 дорожно-транспортных происшествий. По сравнению с 2014 годом число аварий выросло на 1,9%. Жертвами автокатастроф в 2015 году стали 27991 человека - на 38 человек больше, чем годом ранее(+0,1%). Увечья в результате аварий получили 258 618 человек - число раненых за год увеличилось на 6770(+2,7%).

Происходящее снижение аварийности одновременно характеризуется последовательным снижением тяжести последствий ДТП (число погибших в расчете на 100 пострадавших в происшествиях) для 2007--2009 гг., начиная с 2010 года, тяжесть ДТП начинает увеличиваться. Но, несмотря на увеличение количества ДТП в 2015 году, тяжесть последствий ДТП снижается (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Основные показатели аварийности в РФ (2004-2015 гг.)

Тяжесть последствий ДТП

± % к АППГ

± % к АППГ

± % к АППГ

Рисунок 1.1 - Основные показатели аварийности в РФ (2007--2015 гг.)

Основными видами ДТП, по-прежнему, остаются:

Столкновения ТС.

Наезд на пешехода.

Опрокидывание.

Наезд на препятствие.

Наблюдается положительная тенденция в ДТП с наездами на пешеходов. Начиная с 2008г. количество таких ДТП снижается; так в период с 2008 г. по 2011 г. удельный вес этого вида ДТП в общем массиве происшествий уменьшился с 38,0% до 33,1%. Постепенно снижается количество опрокидываний ТС, но растет доля столкновений (таблица 1.2). К примеру, в 2007 году столкновения составляли 33,1% от общего числа ДТП, а в 2015 году - 38,3%.

Таблица 1.2 - Распределение видов ДТП в процентном соотношении от их общего числа (2007--2011 г.)

Наезд на пешехода

Столкновения транспортных средств

Опрокидывания транспортных средств

Наезд на препятствие

Прочие происшествия

Основное количество дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушений правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств. 85--90% всех ДТП происходят по вине водителей.

Но необходимо отметить, что существуют и другие причины ДТП:

· нарушения ПДД водителями;

· нарушения ПДД пешеходами;

· неудовлетворительное состояние дорог;

· техническая неисправность автомобилей.

По данным на 2014--2015 гг. причины ДТП в процентном соотношении распределялись следующим образом (сумма долей больше 100 %, так как в некоторых ДТП задействованы более одной причины):

Рисунок 1.2 - Причины ДТП (в процентном соотношении) за 2014-2015 гг.

Таблица 1.3 - Пострадавшие из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств

± % к АППГ

Удельный вес

± % к АППГ

± % к АППГ

Анализ причин ДТП показывает, что пешеходы становятся более дисциплинированными; количество ДТП из-за технической неисправности ТС уменьшается, из-за неудовлетворительного состояния дорог остается неизменным, а вот из-за нарушения ПДД водителями в 2015 г. было совершено больше ДТП, чем в 2014 г.

Согласно статистике четыре из каждых пяти ДТП в России происходят по вине водителя. Ежегодно в таких ДТП погибает более 20 тысяч человек и более 200 тысяч получают ранения.

Динамика изменения количества ДТП по вине водителей, число погибших и раненных в таких ДТП приведены в таблице 1.3.

Анализируя ДТП по вине водителей, можно прийти к выводу, что в последние годы их число увеличивается. Аналогично увеличивается число раненных и погибших в таких ДТП.

Наиболее распространенными причинами совершения ДТП водителями являются:

· управление в состоянии опьянения;

· неправильный выбор дистанции;

· нарушение правил проезда пешеходного перехода;

· превышение установленной скорости движения;

· эксплуатация технически неисправных ТС;

· проезд на запрещающий сигнал светофора.

Каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие в России совершается водителями в состоянии опьянения. В 2015 г. число таких ДТП увеличилось на 4,8%, число погибших остается неизменным (2103 человека).

Таблица 1.4 - ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД водителями в состоянии опьянения (2007-2011 гг.)

± % к АППГ

± % к АППГ

± % к АППГ

Большое количество ДТП приходится на долю «водителей-новичков». В 2015 г. по их вине было совершено 25909 ДТП, число погибших по сравнению с предыдущим 2014 годом увеличилось на 11,7% и составило 3258 человек. Основными причинами ДТП среди водителей, чей стаж управления не превышает трех лет, становятся несоответствие скорости конкретным условиям (32% ДТП) и несоблюдение очередности проезда перекрестков (18%) (рисунок 1.3).

Из-за нарушений пешеходами правил дорожного движения в 2015 г. произошло 28518 происшествий, в которых погибли 4998 и ранены 24896 человек. Характерно, что за последние несколько лет происходило сокращение доли таких происшествий с 43645 (2007 г.) до 31969 (2010 г.). Но в 2011 г. число ДТП из-за нарушений пешеходами ПДД резко возросло, также наметился рост показателя смертности пешеходов. А в 2015 г. снова наблюдается сокращение происшествий.

Рисунок 1.3 - ДТП и погибшие по вине водителей со стажем управления ТС менее трех лет (по РФ)

1.3 Анализ аварийности по П ензенской области

Состояние аварийности в Пензенской области схоже с состоянием аварийности по всей России. Ежегодно на территории Сурского края происходит около 1700 ДТП, в которых гибнут сотни людей и тысячи получают ранения.

Начиная с 2007 года, в Пензенской области ежегодно снижается уровень аварийности на автомобильном транспорте, исключение составил 2011 год. Количество ДТП увеличилось, стало больше раненых (таблица 1.5, рисунок 1.4). К тому же, число погибших в ДТП в 2011 г. лишь в 1, 14 раз меньше, чем в 2004 г. (таблица 1.5). Таким образом, программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006--2012 годах",в Пензенской области, также как и по всей России, пока не дала ожидаемых результатов.

Согласно официальной статистике в 2012 году на территории Пензенской области было зарегистрировано 2251 дорожно-транспортное происшествие. По сравнению с 2011 годом число аварий выросло на 23,1%. Количество раненных также увеличилось и составило 2941 (+23%) человека, что на 549 человек больше, чем в предыдущем году. Число погибших людей уменьшилось на 3% по сравнению с 2011 годом.

Рисунок 1.4 ? Динамика аварийности в Пензенской области (2007--2015 гг.).

Таблица 1.5 ? Основные показатели аварийности (2007 - 2015 гг.) по Пензенской области

Тяжесть последствий ДТП

± % к АППГ

± % к АППГ

± % к АППГ

Происходящее снижение аварийности одновременно характеризуется последовательным снижением тяжести последствий ДТП (число погибших в расчете на 100 пострадавших в происшествиях) для 2007--2009 гг., в 2010 г. тяжесть ДТП резко увеличилась, а в 2011-2012 гг. вновь снизилась. В 2012 г. величина тяжести ДТП имела минимальное за последнее пятилетие значение и составляла 9,9 (таблица 1.5). Но следует отметить, что тяжесть последствий ДТП в Пензенской области выше, чем по России в целом. К примеру, в 2012 г. тяжесть последствий ДТП в Пензенской области составляла 9,9, в то время как по России - 9,2.

Большинство происшествий совершается в областном центре. К примеру, в 2015 г. в г. Пензе было зарегистрировано 927 (+47,1%) ДТП, повлекших гибель 54 (+10,2%) и ранение 1143 (+48,8%) человек. Тяжесть последствий ДТП составила 4,5 погибших на 100 пострадавших.

Распространенными видами ДТП в Пензенской области являются:

· столкновения (в том числе на перекрестках и при выезде на встречную полосу);

· наезд на пешеходов;

· опрокидывания;

· наезд на препятствие.

В 2015 г. из 2251 ДТП в Пензенской области было: 844 столкновения, 654 наезда на пешеходов, 334 опрокидывания, 177 наездов на препятствие, 80 наездов на стоящее транспортное средство, 73 - на велосипедиста, 48 падений пассажиров и 3 наезда на гужевой транспорт (рисунок 1.5).

Рисунок 1.5 ? Распределение ДТП по видам в Пензенской области за 2015 г.

Причинами ДТП в Пензенской области, также как и по всей России, являются нарушения ПДД водителями и пешеходами, неудовлетворительное состояние дорог и техническая неисправность автомобилей.

Самой распространенной причиной ДТП на территории Сурского края является крайне низкая транспортная дисциплина водителей. Широкое распространение получило сознательное пренебрежение ими нормами Правил дорожного движения. Из каждых десяти ДТП, восемь напрямую связаны с нарушениями водителями ПДД.

Согласно официальной статистике, за последние 5 лет наблюдалось постепенное снижение количества ДТП из-за нарушений ПДД водителями. Но в 2015 г. количество таких ДТП увеличилось и составило 2084, что на 24,1 % больше, чем в 2011 г.

Динамика изменения количества ДТП по вине водителей, число погибших и раненных в таких ДТП приведены в таблице 1.6.

Таблица 1.6 ? ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств в Пензенской области (2010--2015 гг.)

± % к АППГ

± % к АППГ

± % к АППГ

Из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств в среднем совершается около 90% всех происшествий. К примеру, в 2012 г (таблице 1.6) по вине водителей произошло 2084 (+24,1%) ДТП, в которых 2784 (+22,7%) человек получили ранения и 274 (+1,1%) человека погибло.

В среднем каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие в области совершается водителями в состоянии опьянения. С каждым годом количество таких ДТП растет. За последние пять лет, только в 2009 г. было отмечено снижение показателей ДТП (124 (-0,8%)) из-за водителей, находившихся в состоянии опьянения (табл. 11). В 2007 г., 2008 г., 2010 г., 2011 г., 2012 г. был замечен рост таких ДТП, по сравнению с предыдущими годами (таблице 1.6). К примеру, в 2010 г. было зарегистрировано 127 ДТП из-за нарушения ПДД водителями в состоянии опьянения, что на 178 ДТП меньше, чем в 2011 г.; в них погибло - 17 человек и получили ранения - 171. По сравнению с прошедшим 2011 г. эти числа меньше на 115,6% и 163,7% соответственно.

Помимо ДТП из-за водителей, управляющих ТС в состоянии опьянения, распространенными в Пензенской области являются следующие нарушения ПДД водителями, в результате которых происходят ДТП:

· несоответствие скорости конкретным условиям движения;

· несоблюдение очередности проезда;

· выезд на полосу встречного движения;

· отсутствие права управления ТС;

· нарушение правил проезда пешеходных переходов;

· неправильный выбор дистанции.

В таблице 1.7 приведены основные нарушения ПДД водителями в Пензенской области, ставшими причинами основных ДТП (за 2010--2015 гг).

Из таблицы 1.7 видно, что в 2011--2013 гг. наблюдалось снижение ДТП, из-за несоответствия скорости конкретным условиям и из-за выезда на полосу встречного движения, но с 2010 г. начался рост таких ДТП.

ДТП из-за несоблюдения очередности проезда увеличивалось с 2007 г. до 2009 г, в 2010 г. был отмечен спад таких ДТП, а с 2011 г. - рост.

Рисунок 1.6 ? Основные нарушения ПДД водителями в Пензенской области за 2015 г.

Таблица 1.7 - ДТП по причине основных нарушении ПДД водителями в Пензенской области (2010--2015 гг.)

Нарушение ПДД

Количество ДТП

Всего по области

Несоответствие скорости конкретным условиям

Несоблюдение очередности проезда

Выезд на полосу встречного движения

Нет права управления ТС

Управление ТС в состоянии опьянения

Нарушение правил проезда пешеходных переходов

Неправильный выбор дистанции

Серьезную озабоченность вызывает низкое качество подготовки кандидатов в водители транспортных средств. За прошедший 2015 г. в Пензенской области по вине водителей, имеющих стаж вождения менее двух лет, произошло 13,1% ДТП (по сравнению с 2014 годом количество таких аварий выросло на 5,2%), а число граждан, получивших водительское удостоверение после сдачи квалификационных экзаменов, составило 20916 человек.

Большинство ДТП по вине «молодых водителей» на территории Сурского края совершается «своими» водителями (т. е. водителями, проживающими в Пензенской области), на их долю приходится 93% ДТП от общего количества происшествий по вине водителей, имеющих стаж вождения менее двух лет

В 2015 г. в Пензенской области по вине «чужих» водителей, имеющих стаж управления до 2-х лет, произошло 15 (из 237) ДТП. Они были зарегистрированы в Пензенском, Сердобском, Сосновоборском, Никольском, Тамалинском, Нижнеломовском, Мокшанском, М.Сердобинском, Лопатинском, Каменском и Спасском районах, а также в г. Пенза.

По сравнению с 2014 г. в 2015 г., число ДТП по вине «чужих» водителей, чей стаж управления меньше 2-х лет, сократилось. Уменьшилось и число погибших и раненных. А вот количество ДТП по вине «своих» водителей в 2015 г. возросло на 5,2%, увеличилось число раненных (+11,2%), а число погибших в этих ДТП пошло на спад (-32,5%).

Согласно статистике около 12% ДТП в Пензенской области совершается по вине пешеходов. Погибшие исчисляются десятками, раненные - сотнями. До 2010 г. отмечалось снижение ДТП, количества пострадавших из-за нарушений ПДД пешеходами, в 2010 г. - рост, в 2011 г. - снова снижение, а в 2015 г. - снова рост (рисунок 1.8).

Рисунок 1.8 ? ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД пешеходами в Пензенской области (2010?2015 гг.)

Вывод ы

Проведя анализ аварийности на автомобильном транспорте по Пензенской области, мы пришли к выводу: в общем, состояние аварийности в Пензенской области схоже с состоянием аварийности в Российской Федерации в целом. Как и по всей России, в Пензенской области до 2015 г. наблюдалось снижение аварийности на автомобильном транспорте. По сравнению с 2007 г. в 2010 г. количество ДТП уменьшилось в 1,04 раз, число погибших - в 1, 1, раненных - в 1,04 раз. Но 2011 г. ознаменовался ростом показателей аварийности в Пензенской области. Число ДТП увеличилось на 9,9 % по сравнению с 2010 г.; число раненных увеличилось на 17,1%, а вот погибших стало меньше на 10,1%.

Лидирующие позиции по количеству ДТП в 2015 г. занимают: г. Пенза (927) ДТП, Кузнецкий ГОВД - 125 ДТП, Бессоновский район - 115 ДТП, Пензенский район - 113 ДТП, Городищенский район - 101 ДТП. По количеству раненных - г. Пенза (1143 чел.), Пензенский (180 чел.), Бессоновский (157 чел.), Кузнецкий ГОВД (151 чел.) и Городищенский (145 чел.) районы. По числу погибших первые места (более 20-ти человек) принадлежат г. Пензе (54 чел.), Нижнеломовскому (22 чел.), Кузнецкому (22 чел.) и Пензенскому (21 чел) районам.

Основными видами ДТП в Пензенской области являются:

столкновения (в том числе на перекрестках и при выезде на встречную полосу);

наезд на пешеходов;

опрокидывание автомобилей;

наезд на препятствие.

Самой распространенной причиной ДТП на территории Сурского края является крайне низкая транспортная дисциплина водителей. Из каждых десяти ДТП, восемь напрямую связаны с нарушениями водителями ПДД.

В 2015 г. 13,1% ДТП произошло по вине водителей, имеющих стаж вождения менее двух лет. В абсолютных значениях больше всего ДТП совершили выпускники автономной некоммерческой организации автошколы «Профессионал» - 23 ДТП и водители, получившие водительское удостоверение в результате самоподготовки - 11 ДТП.

Согласно статистике около 12% ДТП на территории Сурского края совершается по вине пешеходов. Погибшие исчисляются десятками, раненные - сотнями.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные понятия о дорожном движении. Статистический анализ дорожно-транспортных происшествий: задачи и цели анализа, классификация и количественный анализ ДТП. Дорожные условия и организация дорожного движения, а также технические средства ОДД.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Метод выявления опасных участков дороги на основе анализа данных о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Метод коэффициентов аварийности. Основные виды ДТП. Анализ основных характеристик дорожных условий и эксплуатационного состояния дороги.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2014

    Анализ аварийности на улично-дорожной сети Первомайского района г. Минска. Исследование условий движения, параметров транспортных и пешеходных потоков. Оценка существующей организации дорожного движения на участке и поиск путей ее совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2016

    Методы выявления и анализ участков концентрации ДТП при подъезде к Северодвинску. Топографическая локализация по данным карточек учета дорожно-транспортных происшествий. Потенциально опасные элементы дороги. Проведение мероприятий по снижению аварийности.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2009

    Анализ статистики и причин дорожно-транспортных происшествий и характеристика маршрутной сети городского общественного транспорта Витебска. Разработка предложений по совершенствованию организации движения и снижения аварийности общественного транспорта.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2011

    Количественный, качественный, топографический и очаговый анализ аварийности в Партизанском районе г. Минск. Исследование интенсивности движения и транспортного потока. Анализ организации дорожного движения на участке и предложения по ее совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2016

    Динамика аварийности в Республике Абхазия на примере подъезда к городу Сухуми. Характеристика участка автомобильной дороги. Интенсивность движения и состав транспортного потока. Расследование дорожно-транспортных происшествий, проведение экспертизы.

    дипломная работа , добавлен 01.05.2015

    Совершенствование организации дорожного движения по результатам анализа дорожно-транспортных происшествий на УДС Фрунзенского района г. Минска (2010-2012 гг.). Оценка эффективности решений. Расчет экономических, экологических и аварийных потерь.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2016

    Функции лиц, уполномоченных регулировать дорожное движение. Характеристика прав и обязанностей государственной инспекции безопасности дорожного движения. Анализ и виды дорожно-транспортных происшествий. Изучение понятия стабилизации управляемых колёс.

    контрольная работа , добавлен 19.03.2010

    Классификация дорожно-транспортных узлов и их характеристики. Транспортные развязки в разных уровнях. Анализ аварийности в транспортных узлах разной планировки дорожной сети г. Минска. Основные параметры светофорного регулирования на типовых объектах.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: