Правовые санкции. Виды санкций. Налоговые санкции. Штрафные санкции


По степени определенности вида и меры наказания, установленной государством, за правонарушение.
1) абсолютно-определенные санкции - устанавливающие один вид наказания, и строго определенную его меру;
2) относительно-определенные санкции - устанавливающие один вид наказания за совершение правонарушения, но дающие свободу правоприменителю в определении меры наказания (его размера) в рамках одного вида наказания;
3) альтернативные санкции - устанавливающие два и более вида наказания за одно правонарушение, одно из которых может назначено виновному;
4) сложные санкции - предусматривающие два и более вида наказания за одно правонарушение, применяемые вместе.
По целям воздействия:
1) карательные (штрафные) санкции - они нацелены, в основном, на то, чтобы наказать правонарушителя;
2) правовосстановительные санкции - главная цель которых, восстановить нарушенные в результате правонарушения права субъектов отношений.
Виды норм позитивного права (юридических норм).
Классификация норм права по функциям (целям, назначению).
Регулятивные - имеют целью довести до субъектов права, требуемые и гарантируемые государством, правила поведения. В них нет указаний на санкции, которые может применить государство к правонарушителям. Эти нормы состоят из гипотезы и диспозиции.
Охранительные (правоохранительные) - имеют целью предохранить регулятивные нормы от нарушения, определить меру воздействия государства на правонарушителей. Основной частью такой нормы является санкция, определяющая эту меру воздействия. Охранительные нормы служат в качестве юридического обеспечения регулятивных норм. Они обеспечивают реальный (позитивный) характер регулятивных норм. Регулятивные нормы, которые не обеспечены защитой охранительных норм, являются ложными, с позитивной точки зрения, нормами. Регулятивная и, обеспечивающая ее, охранительная норма составляют вместе содержание логической нормы права.
Охранительные нормы помещаются в особенной части уголовного права. Специализированные (вспомогательные) нормы права.
Они имеют специальные цели, носят как бы подсобный характер. Среди них выделяют:
1) дефинитивные нормы - закрепляют обязательные для всех понятия, используемые в законодательстве. Они обеспечивают ясность и понятность юридического языка;
2) нормы-принципы (декларативные, исходные, отправные, первичные, учредительные) - закрепляют принципы права, цели, задачи законодательных актов или отраслей права;
3) оперативные нормы - вводят или отменяют действие каких-то нормативных актов, отдельных статей законодательства;
4) коллизионные нормы - устанавливают, какая из существующих норм права или какой нормативный акт должен действовать в случаях, когда есть две и более нормы права или два и более нормативных акта, регулирующие одни и те же общественные отношения.
Классификация норм права по способам воздействия на общественные отношения:
1) обязывающие нормы, требующие от субъектов права совершить какие-либо действия;
2) запрещающие нормы - устанавливают запреты на совершение какие-либо действий, требуют бездействия;
3) управомочивающие нормы - указывают на чье-либо право совершать или не совершать какие-либо деяния.
Классификация норм права по охвату регулируемых общественных отношений:
1) общие (основные) нормы - регулируют род общественных отношений. Такие нормы требуют конкретизации. В противном случае они не реализуются вообще, по причине их излишней неопределенности;
2) специальные (конкретизирующие) нормы, регулирующие конкретный вид общественных отношений, уточняющие общие нормы;
3) исключительные нормы, регулирующие конкретный вид общественных отношений не в соответствии с общей нормой. Делают исключения из правила, установленного общей нормой. Такие нормы допустимы лишь в случаях, когда они помещаются в нормативный акт такой же силы, что и общая норма.
Классификация норм права по степени обязательности предписаний:
1) императивные нормы (категорические нормы) - это обязывающие или запрещающие нормы, содержащие категорические предписания поступать так, как указано в диспозиции нормы. Участники общественных отношений лишаются возможности поступать по иному;
2) диспозитивные нормы - это нормы, действующие лишь постольку, поскольку участники правоотношения не установили для себя иных правил поведения (действуют по умолчанию сторон).

Санкция — ϶ᴛᴏ часть нормы права, указывающая субъекту, реализующему диспозицию, на последствия его действий.

Следует иметь в виду, что реально ни одна из юридических норм не действует изолированно. Только при системном их взаимодействии возможно достижение желаемого эффекта. Это сказывается не только на содержании, но и на регулятивных возможностях, отраслевой значимости и других особенностях правовых норм. По϶ᴛᴏму рассмотренная структура нормы наиболее характерна для норм — правил поведения. Менее очевидна она у норм-принципов, норм-целей, норм-дефиниций, закладывающих основы, юридический микроклимат для целой серии норм — правил поведения. Стоит заметить, что они будут одним из необходимых условий для их действия.

В связи с различной специализацией и целевой направленностью правовых норм в юридической литературе утверждается существование двухчленной структуры норм, отражающей: 1) условия (жизненную ситуацию), в кᴏᴛᴏᴩой оказались субъекты и 2) юридические последствия, разрешающие эту ситуацию. По϶ᴛᴏму в регулятивной норме структурными элементами будут гипотеза и диспозиция, обеспечивающие полноценное регулирование позитивных отношений. В использовании санкции здесь просто нет необходимости. В охранительной норме, кᴏᴛᴏᴩая используется в связи с совершением правонарушения и необходимостью определения меры юридической ответственности, структурными элементами будут диспозиция и санкция.

Классификация и виды санкций

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Стоит заметить, что они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение ϲʙᴏбоды), так и позитивными — меры поощрения (условно-досрочное оϲʙᴏбождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей)

По ϲʙᴏему составу санкции подразделяются на простые и сложные. Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) — безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда) Сложная - несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) — клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами) Сложные санкции могут быть кумулятивными (лишение ϲʙᴏбоды с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение с должности)

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф 1500 рублей) и относительно определенными , указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения ϲʙᴏбоды), или только высший (до 10 дет лишения ϲʙᴏбоды), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения ϲʙᴏбоды)

Рисунок № 1. Виды санкций

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате кᴏᴛᴏᴩого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды.

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение ϲʙᴏбоды, штраф, выговор, взыскание материального ущерба) Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.) Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.) Стоит заметить, что они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф) Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 1089 ГК РФ в случае смерти кормильца лицам, имеющим в ϶ᴛᴏм случае право на возмещение вреда, причинигель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, кᴏᴛᴏᴩую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. К примеру, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением ϲʙᴏбоды на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения. К примеру, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Стоит отметить - они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 1. ст. 203 УК РФ «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с лицензией, вопреки задачам ϲʙᴏей деятельности, если ϶ᴛᴏ деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением ϲʙᴏбоды на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением ϲʙᴏбоды на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Правовые санкции (от латинского sanctio - строжайшее постановление) - меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия.

Так, О.Э. Лейст характеризует санкции как нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случаях правонарушения и содержащих его итоговую оценку; основная цель санкций, по его мнению, предупреждение правонарушений, а если правонарушение совершено, то применение и реализация санкций направлены на осуществление задач общей и частной превенции.

Правовые санкции имеют такие основные значения:

  • 1) Мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемое обществом или группой отклонение от норм.
  • 2) Государственная мера, применяемая к нарушителю установленных норм и правил.
  • 3) Часть правовой нормы, содержащая указание на меры государственного воздействия в отношении нарушителя данной нормы.
  • 4) В международном праве меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого права или свои международные обязательства,юридические последствия, зависят от характера правонарушения. В соответствии с Уставом ООН при простом правонарушении (наносящем ущерб стране или группе стран) государство-правонарушитель обязано восстановить или компенсировать нарушенные права. Если же действия государства квалифицируются как преступные (наносящие ущерб всему международному сообществу), то к нему применяются принудительные меры вплоть до военных.
  • 5) Акт прокурора, разрешающий принудительные меры к лицу, подозреваемому в преступлении (заключение под стражу, обыск и др.)

Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителя. В санкциях особенно заметна связь государства и права. Различают следующие санкции:

  • 1. по отраслевой принадлежности - конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, дисциплинарно-правовые, имущетвенно-правовые, уголовно-правовые.
  • 2. по характеру последствий - правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные);

Рассмотрим сущность санкций по отраслевой принадлежности:

1. Конституционно-правовым санкциям присущ целый ряд особенностей, которые определяются характером общественных конституционных отношений. Важнейшие из них - профилактические, организующие и воспитательные назначения таких санкций.

Круг субъектов, которые уполномочены применять конституционно-правовые санкции - это, прежде всего, народ, территориальные общины (население административно-территориальных единиц), органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Способы формализации (законодательного закрепления) конституционно-правовых санкций также отличаются немалым рядом особенностей. Во многих случаях такими есть прямое указание на ответственность органов государственной власти, должностных лиц, отмена правовых актов, которые противоречат Конституции и законам, и тому подобное.

Существует целый ряд особенностей применения конституционно-правовых санкций. Некоторые из санкций, например досрочное прекращение полномочий, применяются вместе с уголовно-правовыми санкциями (при совершении народным депутатом преступления и обретении законной силы обвинительным приговором относительно него). Нередко основанием применения конституционно-правовых санкций есть такие определенные законом условия, как «нарушение требований относительно несовместимости», «нарушение присяги» и так далее. При этом надо иметь в виду, что средством обеспечения реализации конституционно-правовых предписаний могут быть санкции (точнее говоря, целые нормы, которые предусматривают определенные санкции) других областей права. Это предполагается, например, ст. ст. 34, 47, 50, 52-56, 80, 81, 105, 111 Конституции Украины, охрана и реализация которых обеспечивается «родственными» нормами криминального и административного права.

2. Административно-правовые санкции носят карательный (административные взыскания), восстановительный (восстановление нарушенных прав) и пресекательный (предупреждение новых правонарушений) характер; устанавливаются после вынесения постановления (решения) органами административной юрисдикции при этом учитывается характер и степень общественной опасности административного проступка.

Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения.

Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Устанавливается уполномоченными государственными органами (должностными лицами), а в предусмотренных законом случаях - народными судами (народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями.

Ст. 24 Кодекса Украины об Административных правонарушениях (КУоАП) приводит перечень видов мер взысканий и располагает их в строго определенном порядке. Такое их расположение принято называть системой административных взысканий.

Согласно ст. 24 КУоАП видами административных взысканий являются:

  • 1. Предупреждение - это официальное, от имени государства, осуждение и порицание противоправного деяния (ст. 50, 79, 92,101 применяются со штрафом или единственным взысканием ст. 125);
  • 2. Штраф - это денежное взыскание, которое налагается на правонарушителя за совершенный административный проступок в случаях и размере, установленных КУоАП и законами Украины (ст. 27);
  • 3. Возмездное изъятие предмета - это принудительное изъятие по решению суда общей юрисдикции предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка с последующей его реализацией и передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (ст. 28), изъятие транспортных средств (ч. 2 ст. 130), изъятие оружия и боевых припасов (ч. 1 ст. 191 и ст. 193);
  • 4. Конфискация - это принудительное безвозмездное обращение предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка, в собственность государства по решению суда общей юрисдикции (ст. 29);
  • 5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами (ч4 ст. 122), права охоты (ч. 2 ст. 85));
  • 6. Исправительные работы - это назначаемое судом (судьей) административное взыскание за совершение проступков с повышенной степенью общественной опасности (мелкое хищение государственного или коллективного имущества, мелкое хулиганство, распространение ложных слухов и другие правонарушения), которое отбывается правонарушителем по месту постоянной работы с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства (ст. 31). Сущность исправительных работ заключается в том, что это срочное взыскание, назначаемое на срок до двух месяцев;
  • 7. Административный арест - это кратковременное, до пятнадцати суток, лишение свободы лица, совершившего административный проступок повышенной степени общественной опасности (ст. 32).

Перечень административных взысканий ст. 24 КУоАП не является исчерпывающим, о чем говорит часть вторая данной статьи. То есть законами Украины могут быть установлены и другие виды административных взысканий. Так, ч. 3 ст. 24 КУоАП предусматривает возможность применения к иностранцам и лицам без гражданства за совершение административных проступков, грубо нарушающих правопорядок, выдворение за пределы Украины.

3. Дисциплинарные-правовые санкции - это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе административно - правовых норм на подчиненных ему членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки. Они могут иметь моральное, воспитательное значение (замечание, выговор) и силу принуждения (исключение, прекращение связей нарушителя с коллективом).

Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и так далее. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью. Процедура применения дисциплинарных взысканий включает ряд обязательных требований. До наложения дисциплинарного взыскания должно быть проведено расследование обстоятельств дела и члену коллектива обязательно должна быть предоставлена возможность дать письменное объяснение. По срокам дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения. Налагается дисциплинарное взыскание приказом компетентного должностного лица или решением коллегиальных органов. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется виновному под расписку. Как акт управления он вступает в силу немедленно.

4. Имущественно-правовые санкции применяются к правонарушителю, нарушившему гражданские правоотношения, с целью возобновления нарушенных прав и подлежат возмещению ущерба, взыскание неустойки или пени. Налагаются общими и специализированными судами. Гражданские правоотношения строятся как отношения между равноправными партнерами, где нарушение обязанностей одним всегда влечет за собой нарушение прав другого. Эта взаимосвязь участников гражданского оборота имеет следствием тот факт, что ответственность по гражданскому праву есть ответственность одного контрагента перед другим, ответственность правонарушителя перед потерпевшим.

Имущественные санкции, возлагаемые на правонарушителя, взыскиваются в пользу потерпевшей стороны. И только в отдельных исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, когда правонарушение носит особо злостный характер и когда оно не только нарушает права и интересы контрагента, но и интересы государства и общества, допускается обращение имущественных санкций полностью или в определенной части в доход государства.

5. Уголовно-правовые санкции. Каждый акт совершения преступления предполагает соответствующую (негативную) реакцию государства - его обязательный, неотвратимый ответ на факт нарушения установленного им уголовно-правового запрета. Это необходимое условие обеспечения реализации правовых норм и предупреждения их массовых нарушений в дальнейшем. Негативной частью уголовно-правовых норм являются санкции.

За совершенное преступление в зависимости от его общественной опасности в законе установлена санкция, которые применяются только после вынесения судом приговора. Это часть статьи Особенной части, которая определяет вид и размер наказания за преступление, указанное в диспозиции Диспозицией называется часть нормы Особенной части УК, в которой

определяется преступное деяние. По тяжести наказаний, содержащихся в санкции, можно сравнивать общественную опасность различных преступлений.

В Уголовном кодексе Украины используются относительно-определенные и альтернативные санкции.

Относительно-определенной является санкция , которая указывает один вид наказания и его низший и высший пределы. Различают две разновидности относительно-определенных санкций:

  • а) с минимумом и максимумом наказания (на срок «от» и «до»). В этом случае в законе предусмотрены низший и высший пределы определенного наказания. Например, умышленное убийство (ч. 1 ст. 115 УК) наказывается лишением свободы от семи до пятнадцати лет.
  • б) с максимумом наказания (на срок «до»). В данном случае указывается только высший прадед наказание сверх которого суд не может назначить наказание. Такие санкции предусмотрены, например, угроза убийством (ч. 1 ст. 129), кража (ч. 1,2 ст. 185) и так далее. Низшим пределом санкции является низший предел, предусмотренный в норме Общей части УК для данного вида наказания. Например: ч. 2 ст. 63 установлен низший предел лишения свободы в один год, ч. 1 ст 60 установлен низший предел срока ареста в один месяц, ч. 1.ст 57 установлен низший предел срока исправительных работ в шесть месяцев и так далее. Поэтому за преступление, предусмотренное, например: ст. 138 лишение свободы от одного года до трех лет, ст. 167 исправительные работы на срок от одного месяца до двух лет.

Наряду с основным наказанием относительно-определенная санкция может содержать указание на одно или несколько дополнительных наказаний определенного вида, которые могут быть назначены судом в дополнение к основному. Дополнительное наказание может быть абсолютно-определенным (например, лишение родительских прав) или относительно-определенным (например, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного до трех лет).

Дополнительные наказания в санкциях указываются иногда в качестве обязательных (например ст. 173).

Альтернативной является санкция, в которой содержится указание на два или несколько видов основных наказаний, из которых судом избирается лишь одно. Примером может служить санкция, данная в ч. 1 ст. 316 - ограничение свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок до трех лет. Она дает возможность суду назначить один из следующих видов наказания: лишение свободы на срок до трех лет или исправительные работы на срок до двух лет.

Альтернативные санкции имеют разновидности, в которых указаны:

  • а) два абсолютно-определенных вида наказания (например, санкции в ст. 110 - ограничение свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок);
  • б) абсолютно-определенный и относительно-определенный виды наказания (например, санкция в ст. 112 - лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет или пожизненным лишением свободы);
  • в) два относительно-определенных вида наказания (например, санкция в ч. 1 ст. 316 - ограничение свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок до трех лет).

Как и относительно-определенные санкции, альтернативные санкции могут содержать указание на возможность применения к одному из основных наказаний дополнительного наказания (например, санкция в ст. 218 - штраф от семисот пятидесяти до двух тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет).

Уголовно-правовые санкции, в которых определяется вид и размер потенциально применимого наказания за преступление, традиционно считаются частью отраслевого метода регулирования. С одной стороны, это своеобразный правовой стимул, оказывающий воздействие на граждан на информационном уровне: страх перед наказанием, даже перед самим фактом публичного осуждения от имени государства, имеет достаточную превентивную силу. С другой стороны, санкции являются важным ориентиром для уголовно-правовой деятельности судебной системы. Они ограничивают полномочия суда в применении наказания как по видам, так и по размерам, устанавливая определенные законодательные пределы судейского усмотрения в расчетах назначаемых мер государственного принуждения Жиляев Сергей Витальевич. Кумулятивные санкции в уголовном праве России и зарубежных стран: Дис.

I В литературе выделяются как негативные – указания на неблагоприятные последствия, так и положительные санкции – указания на поощрение (на которое может претендовать субъект) за соблюдение нормы или за что-то сверхординарное. Тимошина против поощрительных санкций, она убеждена, что их нет, потому что поощрительные санкции могут быть рассмотрены как условные диспозиции. Например, если Вы вышли на работу в выходной день, Вы имеете право на двойную оплату труда – это поощрительная санкция, но почему это санкция? Это просто условная диспозиция, имеющая в качестве условия действия такой юридический факт. Нет какой-либо юридической черты, которая может оправдать существование таких санкций.

II По характеру последствий для нарушителя диспозиции:

1) Карательные санкции определяют негативные последствия личного или имущественного характера, которые применяются к правонарушителю правоохранительными органами государства.

2) Правовосстановительные санкции не имеют цель покарать, например, возмещение материального ущерба.

3) Санкции ничтожности – это правоотрицающие действия государства, например, отказ в признании права подать кассационную жалобу в связи с истечением сроков, если пропуск произошёл по неуважительной причине.

III Нет строгого критерия, по характеру последствий :

1) Абсолютно определённые санкции

2) Относительно определённые санкции , например, лишение свободы на срок от до.

3) Альтернативные санкции , например, лишение свободы на срок до … либо что-то ещё, либо что-то ещё.

4) Кумулятивные санкции предполагающие основное наказание и дополнительное. Например, лишение свободы и что-то ещё. Нужно отличать от альтернативных, там мы выбираем основное.

Виды правовых норм

Критерий предмет правового регулирования – какие общественные отношения, регулирует норма права.

  1. Норма гражданского права
  2. Нормы уголовного права и др. отраслей права.

1. Нормы материального права как принято считать, они определяют первичные права и обязанности субъектов в сфере различных отношений.

2. Нормы процессуального права определяют порядок действий заинтересованных субъектов, определяют процедурные вопросы, содержатся в процессуальном законодательстве.

1. Нормы частного права регулируют отношения между юридически равными субъектами используют метод автономии

Критерий – метод правового регулирования, то есть то, как регулируется человеческое поведение .

1. Императивные правовые нормы властно определяют один вариант поведения обязанной стороны (именно обязанного субъекта). Обращены именно к обязанному субъекту, субъект обязанности. Императивные нормы устанавливают запрет либо возлагают активную обязанность. Императивные нормы возлагают на субъекта активные или пассивные обязанности. Императивные правовые нормы могут являться обязывающими (возлагают на субъекта активную обязанность) или обязывающими (возлагают на субъекта пассивную обязанность).


2. Диспозитивные правовые нормы часто называют нормами восполнительными. Что они восполняют? Они восполняют отсутствующее соглашение сторон. Диспозитивные нормы предлагают вариант поведения только на тот случай, если стороны не договорились о собственном варианте поведения, то есть если они не пришли к соглашению о собственном варианте поведения. Диспозитивные нормы содержат оговорку «если иное не установлено договором», это является несомненным признаком диспозитивной нормы. Когда нет соглашения, тогда действует правило диспозитивной нормы, но если есть соглашение, которое не противоречит законодательству, то диспозитивные нормы уходят на второй план. Некоторые ставят знак равенств между диспозитивными и управомочивающими нормами, но это не верно, так как диспозитивные нормы могут быть обязывающими, управомачивающими и запрещающими. Это правило поведения может быть любым и запрещающим, и обязывающим, и управомачивающим.

3. Некоторые выделяют поощрительные и рекомендательные правовые нормы они очень неудобные, так мешают позитивистам и Тимошиной, потому что они никуда не вписываются. Поощрительные – выделяются по методу правового регулирования, это правила поведения, которые поощряют, устанавливают поощрения. Некоторые люди делаю сверх того, что от них запросили, хотя их никто не обязывает, они заслуживают поощрения, например, орден. Этатисты: за невыполнение правовой нормы следует ответственность, но если человека никто не поощрил, то не будет ответственности (санкции). Эти нормы очень странные, так как за неисполнение этой нормы не может быть санкции. Если субъект, который занимается поощрением, непоощряет, то нет санкции. Тимошина считает, что у поощрительных и рекомендательных правовых норм нет предоставительно-обязывающго характера, субъект не может просить о поощрении, но никто и не обязан его поощрять. Рекомендательные нормы – это нормы, в которых сформулирован рекомендуемый вариант поведения, он не является обязательным, например, знак рекомендуемой скорости на дороге. Никто не обязан в правовом смысле следовать этому правилу, а за отступление от этого правила никто не привлечёт вас к ответственности, не влечёт за собой санкции. Они не имеют санкции и предоставительно-обязывающего характера.

Критерий классификации функции, которые выполняют нормы в системе правового регулирования.

1. Регулятивные правовые нормы (установительные, так как они устанавливают первичные права и обязанности субъектов) – устанавливают первичные права и обязанности субъектов, и гипотезы регулятивных правовых норм (если они есть) всегда указывают на правомерные юридические факты, например, давность владения, достижение возраста. По характеру диспозиции:

· Управомочивающие

· Запрещающие

· Обязывающие

2. Охранительные правовые нормы – охраняют тот порядок отношений, который основан на регулятивных правовых нормах. Можно как особенность выделить то, что гипотеза охранительных правовых норм указывает на неправомерные юридические факты (правонарушения) и соответственно, то необходимым элементом (признаком) такой правовой нормы является наличие санкции, регулятивные правовые нормы могут санкции и не иметь.

1. Общие правовые нормы – устанавливают общее правило регулирования каких-либо отношений

2. Специальные правовые нормы – предусматривают исключения (изъятия) из общего порядка для данной группы правоотношений. Действие специальных правовых норм имеет приоритет надо общими нормами.

3. Нормы исходные (учредительные, специализированные, нормы о нормах) их специфика состоит в том, что в отличии от всех остальных правовых норм они не являются правилам поведения, а значит, не имеют логической структуры (гипотеза, диспозиция, санкция), смысл их в том, что бы способствовать реализации норм-правил. Эта группа квазинормы, недонормы. К числу таких норм относят:

· Дефинитивные правовые нормы – это нормы, устанавливающие определения юридических понятий. Правоприменитель обязан руководствоваться легальными определениями, которые даются в законодательстве, а следовательно имеют регулятивный характер – легальные дефиниции. Законодатель обязывает нас исходить и использовать юридический термин в том смысле, который задан легальной дефиницией.

· Оперативные правовые нормы – это правила вводящие в действия, отменяющие действие правовых норм, распространяют действия правых норм на новый круг отношений (изменяют). Как правило, сопровождают издания больших, кодифицированных НПА.

· Коллизионные правовые нормы – правила разрешения нормативных коллизий. Наибольшее распространение получили в международном частном праве, но есть и во внутреннем законодательстве.

· Нормы-принципы (кто-то старается различить нормы-принципы и нормы-цели, но Тимошина считает, что это бесполезно) – это нормы, которые устанавливают основные принципы правового регулирования в рамках существующей правовой системы. Как правило, содержатся в Конституции, в общих частях кодифицированных НПА. Например, Россия – правовое социально государство. Некоторые авторы полагают, что этот принцип иногда опосредованно, а иногда и непосредственно определяют права и обязанности субъектов.

Критерий – способ изложения правила поведения.

1. Прямые правовые нормы– правила, в кот полностью содержится правовая норма, элемент нормы полностью сформулирован в норме

2. Непрямые правовые нормы – элемент правовой нормы сформулирован лишь частично и далее даётся отсылка к тому месту, где можно получить информацию о элементе правовой нормы полностью

· Ссылочные правовые нормы. Даётся оценка конкретной статье НПА. Всегда отсылка к конкретной статье.

· Бланкетные правовые нормы отсылают не к конкретным статьям НПА, а к правилам или актом конкретного вида, не конкретизируя название статьи. Например, данные вопросы регулируются локальными актами.

Процесс правоприменения осуществляется в определенной последовательности. Как отмечается в юридической литературе, применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. Ученые неодинаково подходят к определению стадий процесса применения норм права.

В одних случаях выделяют три стадии этого процесса, в других - девять, говоря о наличии подстадий и др.

Это связано с тем, что одни авторы объединяют ряд последовательных действий по осуществлению правоприменения в одну стадию (подразумевая под ней достижение определенного промежуточного результата), в то время как другие выделяют эти действия в качестве самостоятельных стадий (исходя из того, что стадия - это и есть одно из логически последовательных действий правоприменения).

С учетом выше сказанного можно выделить, на мой взгляд, следующие основные стадии процесса реализации юридических норм:

  • 1. Установление, анализ и оценка фактических обстоятельств дела;
  • 2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению;
  • 3. Проверка подлинности текста правовой нормы;
  • 4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий между нормами;
  • 5. Принятие решения по делу и издание акта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей;
  • 6. Реализация принятого акта.

Примеры видов санкций правовых норм.

Санкция - это понятие как элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф) и относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

На примере таблицы мы видим прямую связь:

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды. Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба).

Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.).

Назначение указанных мер - устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

По степени определенности (т. е., по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел.

Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения.

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции.

Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: