Гражданская оборона на предприятии. Организация гражданской обороны на предприятии. Рабочие и справочные документы

Весной были внесены поправки к закону об организации гражданской обороны на предприятии 2018. Теперь обязанностью всех без исключения работодателей, имеющих штат сотрудников, стал процесс их подготовки к ГО. Руководителям компаний с настоящего времени придется проходить необходимое обучение на платной основе, а также сдавать обязательные экзамены, ведь игнорирование требований приведет к весьма существенному денежному штрафу со стороны инспекторов МЧС.

Закон о ГО должен соблюдаться для защиты проживающего населения от серьезных угроз, включая происходящие природные катаклизмы. В нашей стране закон сегодня действует вместе с подробными разработанными положениями, подготавливающими население к непредвиденным ситуациям.

Грамотно разработанная система ГО и ЧС на предприятии позволяет разработать и реализовать необходимые меры при внезапном форс-мажоре для снижения или ликвидации наступивших последствий.

Из-за внесенных поправок требования по гражданской обороне для организаций в 2018 году возросли, поэтому теперь работодатели обязаны по закону выполнять ряд важных действий:

  • Разработка программы по вводному инструктажу сотрудников.
  • Непосредственно вводный инструктаж допущенных к работе сотрудников.
  • Обучение на курсах.
  • Разработка проектной и согласовательной документации.
  • Проведение учений и запланированных тренировочных мероприятий.

Кто проверяет гражданскую оборону на предприятии?

Проверка мероприятий ГО на предприятии относится к компетенции инспекторов МЧС. Руководитель объекта отвечает за наличие сил и ресурсов, которые непременно потребуются при ЧС для спасения людей или устранения наступивших последствий.

Обязательно организуется штаб ГО с назначением начальника для управления проводимой подготовкой, настройки оповещения, а также разработки предстоящих планов. К ГО сотрудники подготавливаются под его руководством. Он также держит под контролем план всех предстоящих мероприятий при разных ЧС.

Организация гражданской обороны на объектах экономики в настоящее время состоит из следующих задач:

  • Противопожарные принимаемые меры.
  • Подготовка квалифицированных сотрудников к ГО.
  • Организация четкой и быстрой эвакуации.
  • Разработка эффективного плана по быстрому выполнению грамотных действий при ЧС.

Если вас подробнее интересует тема , то вы найдете одноименную статью по ссылке.

Организация гражданской обороны на действующем промышленном объекте

Такие мероприятия необходимы для решения ряда следующих задач:

  1. Служба ГО на предприятии занимается разработкой мер для защиты работающих сотрудников от различных опасностей при ЧС.
  2. Обеспечивается стабильная работа объекта даже при ЧС или наступлении войны.
  3. Проводятся спасательные действия или устраняются последствия прямо в эпицентре поражения, включая зону сильного затопления.

Разработка подробного плана действия для обеспечения эффективной защиты рабочего персонала, проведения необходимых работ по спасению жизни людей, ликвидации наступивших последствий тоже считается мероприятием ГО.

  • Инженерно-технические запланированные мероприятия ГО подразумевают использование ресурсов предприятия для предотвращения или же существенного уменьшения разрушений. Также они обеспечивают продолжение функционирования объекта даже при наступлении войны.
  • Экономические мероприятия ГО - это ряд работ, выполняемых с минимальными денежными затратами.
  • Экологические запланированные мероприятия разрабатываются на каждом из объектов для снижения негативного воздействия технологической отрасли на природную среду.


Обязанности организации в области гражданской обороны

Обязанности действующих предприятий в области мероприятий по ГО осуществляются лишь в пределах рабочих полномочий:

  • Проведение ряда мероприятий для продолжения работы объекта в период военного конфликта.
  • Обучение сотрудников известным методам защиты при ЧС для сохранности жизни и здоровья.
  • Подготовка систем громкого оповещения, полностью подготовленных к внезапному началу работы.
  • Наличие важнейших ресурсов у действующего предприятия для проведения ГО.

Организации с достаточно опасными по структуре промышленными объектами, обладающими для нашей страны оборонным важнейшим значением, образуют аварийно-спасательные формирования, находящиеся в стадии постоянной готовности к работе.

Игнорирование проведения мероприятий

В КоАП присутствует статья 20.7 со штрафными санкциями за нарушение положений о необходимой гражданской обороне. Санкции выписываются местным МЧС, постоянно контролирующим выполнение требований современными предпринимателями. При отсутствии проведения инструктажа сотрудников и не подготовленной программе по их обучению выписанный инспектором МЧС штраф достигает 200 тысяч рублей для компании и 20 тысяч должен заплатить директор.

Штраф может быть выписан после проведения плановой и внезапной проверки, первая из которых выполняется по графику. Внеплановая выездная проверка может быть проведена в любое необходимое время. На первый раз может быть выписано предписание, а затем штраф. Но даже при выписанном предписании требуется устранение обнаруженных нарушений, то есть , оформление всех документов с учетом полученных рекомендаций.

Организация работы ГО и ЧС на предприятии

Перечень важных документов, подготовленный список работающих сотрудников для обучения и грамотный план предстоящих мероприятий ГО является зависящим от деятельности и общей численности рабочего штата.

Соблюдение требований по ГО для организаций в 2018 году убережет от штрафных санкций:

  • В регионе нахождения выбирается центр МЧС, обучающий сотрудников по теме «гражданская оборона и чрезвычайные ситуации на предприятии». Выполняемая центром работа не подлежит лицензированию, поэтому выполняется проверка того, сможет ли он выдать подтверждение обучения. По стоимости обучение сотрудника может достигать пяти тысяч российских рублей. Также занятия могут проводиться удаленно.
  • Заключается договор об обучении.
  • Заказывается пакет подготовленных документов для собственной организации, который затем согласуется в МЧС. Документы могут быть составлены самостоятельно, но это потребует свободного времени.
  • Уточнить все вопросы можно с помощью совершения звонка в консультационный центр регионального МЧС.
  • Организация гражданской обороны в офисе подразумевает своевременное проведение инструктажа для допущенных к выполнению работы сотрудников и обновление важных рабочих документов. Из-за пропущенной подписи или не указанной даты могут быть безвозвратно потеряны огромные денежные средства.

Гражданская оборона сегодня необязательно имеет связь с внезапно начавшимися военными действиями. Но все сотрудники должны точно знать то, как вести себя при наступлении чрезвычайной ситуации. Понимание действий необходимо на случай внезапного наводнения, сильного землетрясения, пожара или совершенного террористического акта. Дети обучаются этому в школе во время занятий, а взрослые по месту своей постоянной работы.

Гражданская оборона на предприятии: видео

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

Должностные обязанности. Организует и контролирует разработку и исполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организации. Разрабатывает организационно-распорядительную документацию по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС). Организует работу по поддержанию постоянной готовности технических систем управления, оповещения и связи пунктов управления системы ГО и ЧС. Организует проведение расчетно-аналитического анализа возможных чрезвычайных ситуаций в организации. Осуществляет сбор, обработку и проверку данных по подготовке персонала к действиям в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций и подготавливает их для отчета перед вышестоящими организациями. Организует обучение работников системы ГО и ЧС к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени. Осуществляет поиск организационно-методической документации по подготовке персонала к действиям в условиях военного времени и чрезвычайных ситуациях с целью ее практического использования в системе ГО и ЧС организации. Разрабатывает и корректирует план предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, план гражданской обороны организации и другие документы по вопросам ГО и ЧС. Прогнозирует возможную обстановку в организации при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при применении современных средств поражения. Оказывает методическую помощь персоналу отделов (штабов) ГО и ЧС подразделений в организации обучения формирований ГО. Осуществляет контроль за содержанием классов ГО, использованием по назначению учебно-материальной базы ГО. Участвует в разработке, организации и осуществлении мероприятий по обеспечению постоянной готовности служб, эвакуационных органов и сил ГО и ЧС организации. Участвует в организации тренировок, учений, проводимых по планам работы системы ГО и ЧС. Участвует в работе комиссий по расследованию причин аварий, пожаров (при включении в состав комиссий). Участвует в работе комиссий по рассмотрению проектной документации на реконструкцию, расширение, строительство объектов, по приемке и вводу в эксплуатацию заводов, цехов, установок и оборудования (при включении в состав комиссии). Участвует в организации накопления, хранения, обновления техники и имущества мобилизационного резерва, неприкосновенного запаса, оснащения формирований системы ГО и ЧС. Осуществляет контроль за содержанием фонда защитных сооружений ГО, пунктов управления системы ГО и ЧС в соответствии с требованиями нормативных документов. Работает в составе пункта управления системы ГО и ЧС. Проверяет соблюдение инструкций по эксплуатации и хранению средств связи, наличие и ведение документации по средствам связи и оповещения, наличие и срок действия схем оповещения в подразделениях. Выполняет требования правил по охране труда и пожарной безопасности, правил внутреннего трудового распорядка, требования режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы, регулирующие вопросы гражданской обороны, в том числе распорядительные акты руководителей соответствующих организаций; перечень возможных чрезвычайных ситуаций, причины возникновения, меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в подразделениях организации; планы гражданской обороны организации и требования по повышению устойчивости ее функционирования; организацию и методику подготовки руководящего состава, гражданских организаций системы ГО и ЧС, обучения работников; требования режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды, ядерной и радиационной безопасности; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.

Требования к квалификации.

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям I категории: высшее профессиональное (техническое) образование, подготовка по специальной программе и стаж работы в должности инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям II категории не менее 3 лет.

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям II категории: высшее профессиональное (техническое) образование, подготовка по специальной программе и стаж работы в должности инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям не менее 3 лет.

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям: высшее профессиональное (техническое) образование подготовка по специальной программе без предъявления требований к стажу работы.

Организация и ведение гражданской обороны (далее по тексту ГО) в организациях, учреждениях и на предприятиях (далее по тексту - организации) осуществляется на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области ГО. Основными из них являются Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях". На их основе разрабатывается локальное «Положение об организации и ведении ГО в организации», утверждаемое руководителем организации, являющимся по должности начальником ГО в своей организации.

Положение должно содержать основы организации ГО, а также порядок подготовки к ведению и ведения ГО в организации и взаимодействия с вышестоящим органом управления ГО. Документ конкретизируется в зависимости от категории организации по ГО и поставленных перед ней задач в области ГО.

Положение согласовывается с вышестоящим органом управления, т.к. система ГО организации является частью территориальной и (или) ведомственной системы ГО. Распоряжения (приказы) вышестоящего органа управления ГО обязательны для исполнения в организации (на объекте ГО).

Организация в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации:

Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по ГО и защите от чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - ЧС) и осуществляется на основании годового плана мероприятий по вопросам ГО и защиты от ЧС. Виды и объемы мероприятий по ГО и защиты от ЧС зависят от категории организации по ГО .

Планы основных мероприятий по ГО на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области ГО, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению ГО производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и ЧС.

Таким образом, подготовка к ведению ГО в организациях определяется локальным «Положением об организации и ведении ГО в организации» и заключается в планировании мероприятий по защите работников и других категорий населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Ведение ГО в организациях на основе планов ГО организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей.

Планы ГО определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС.

Организации в соответствии с полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по ГО.

По решению органов местного самоуправления и самих организаций могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.

В состав спасательной службы организации входят органы управления, силы и средства ГО, предназначенные для проведения мероприятий по ГО, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами ГО и защиты населения (планами ГО) задач.

Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств ГО в организациях, а также контроль в этой области осуществляются органами МЧС России.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями ГО.

Силы ГО в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Решение о привлечении в мирное время сил и средств ГО для ликвидации последствий ЧС принимают руководители ГО органов местного самоуправления и организаций в отношении созданных ими сил ГО.

Руководство ГО в организациях осуществляют их руководители, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения (статья 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ).

Органами, осуществляющими управление ГО в организациях, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО (далее структурные подразделения (работники) по ГО). Организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по ГО, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание. Кандидатуры на должности уполномоченных по ГО согласовываются с вышестоящим органом управления в установленном порядке и утверждаются руководителем организации.

Уполномоченные ГО в организациях подчиняются непосредственно руководителю организации, который (повторим) по должности является начальником ГО в организации.

Организации в целях решения задач в области ГО планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

1. По подготовке населения в области ГО:

  • разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области ГО;
  • осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО;
  • создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области ГО;
  • пропаганда знаний в области ГО.

2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера:

  • создание и совершенствование системы оповещения работников;
  • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности;
  • установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
  • комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
  • сбор информации в области ГО и обмен ею.

3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

  • организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей;
  • подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
  • разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
  • создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.

4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:

  • поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО, находящихся в ведении организаций;
  • разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время;
  • строительство защитных сооружений ГО для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов ГО;
  • накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;
  • разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

5. По световой и другим видам маскировки:

  • определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;
  • разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
  • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;
  • проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО.

6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

  • создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО;
  • создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб;
  • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил ГО;
  • создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ.

7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

  • создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны.

8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

  • организация наблюдения и лабораторного контроля организациями, имеющими специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных типов (видов) заражения (загрязнения);
  • введение режимов радиационной защиты организаций;
  • создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, в составе сил ГО постов радиационного и химического наблюдения;
  • обеспечение сил ГО средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля;
  • создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по ГО, постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных).

9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

  • создание сил ГО для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области ГО;
  • организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время;
  • заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.

10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:

11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

  • обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
  • создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энергои водоснабжения и канализации;
  • создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
  • создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
  • создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.

12. По срочному захоронению трупов в военное время:

  • создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.

13. По обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

  • создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время;
  • разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;
  • планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
  • заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
  • создание страхового фонда документации;
  • повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:

  • создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием;
  • проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и спасательных служб, проведение учений и тренировок по ГО;
  • определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО в составе группировки сил ГО, создаваемой муниципальным образованием.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) создаются организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 № 804. Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты. Установлены следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности, первая категория и вторая категория. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) утвержден приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП.

Чрезвычайные и нештатные ситуации возможны на любом предприятии - никто не застрахован от техногенных катастроф, природных катаклизмов и влияния человеческого фактора. И только полная готовность к наступлению подобных происшествий позволяет минимизировать их последствия и избежать жертв. Важная часть системы защиты объекта экономики от потенциальных угроз - гражданская оборона. От состояния ГО и ЧС зависит жизнеспособность самого предприятия и безопасность его служащих, а также населения, проживающего в непосредственной близости.

Поскольку основная задача гражданской обороны - это защита граждан от последствий стихийных бедствий, терактов, аварий, химических выбросов и тому подобных чрезвычайных ситуаций, за плохую организацию ГО и ЧС на предприятии законодательство РФ возлагает серьезную ответственность на управленческий персонал - и не только административную, но и уголовную. Поэтому руководители компаний должны уделить особое внимание созданию полноценной системы ГО и ЧС.

Стратегия поведения служащих, координация действий каждого из структурных подразделений, планирование методов устранения возможных последствий, определение порядка взаимодействия с внешними структурами - это далеко не полный список мер, которые должны быть разработаны в рамках гражданской обороны. Здесь важна тщательная подготовка целого комплекса мероприятий, чтобы при нештатных ситуациях избежать большого количества потерь и уменьшить материальный ущерб.

Кроме того, грамотно составленная документация по ГО и ЧС, включающая полный пакет всех необходимых документов, позволяет исключить вероятность наложения штрафов при проверках, проводимых МЧС.

Разработка системы ГО и ЧС для некоторых компаний может представлять определенную сложность, особенно это касается малочисленных предприятий , где функциональные обязанности сотрудников жестко регламентированы, а объем работы каждого - внушителен. В связи с этим аутсорсинг ГО и ЧС имеет больший смысл, чем организация собственными силами.

В нашем центре вы можете заказать следующие услуги по ГО и ЧС:

  • разработка документов ГО и ЧС для предприятий (в том числе и представляющих собой опасные производственные объекты);
  • организация функционирующей системы гражданской обороны и противодействия чрезвычайным ситуациям;
  • обучение по ГО и ЧС руководителей, специалистов и рядовых служащих;
  • аудит состояния ГО на предприятии;
  • консультационная поддержка
  • специалист по го и чс высшей квалификации

Вся документация разрабатывается специалистами, имеющими знания и опыт в этой области, с учетом всех нюансов текущего законодательства, а также предписаний МЧС, что облегчает процесс согласования в контролирующих органах. Помимо этого, передача нам функции по организации и разработке документов ГО и ЧС , позволит вам не прерывать нормальное течение бизнес-процессов и не отрывать сотрудников предприятия от их текущих обязанностей.

Вы можете обратиться к нам как на начальных этапах подготовки документов ГО и ЧС (Москва), так и в случаях, когда проверка уже выявила нарушения. Наши специалисты проработают каждый пункт предписания, оперативно организуют работу с Главным Управлением МЧС и агентством гражданской защиты (АГЗ) по вашему округу. Именно от этих инстанций зависит итоговое согласование плана по ГО и ЧС.

Согласно требованиям Федеральных законов Российской Федерации

  • от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О гражданской обороне", от 21.12.1994 г.
  • № 69-ФЗ " О пожарной безопасности" (ред. от 12.03.2014).

Организации обязаны:

  • - планировать и осуществлять необходимые меры в области ГО и защиты работников от ЧС (план ГО, план ГО и ЧС);
  • -обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • -осуществлять обучение работников по вопросам ГО, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, мерам пожарной безопасности; предоставлять по требованию должностных лиц МЧС РФ сведения и документы в области защиты персонала от ЧС, ГО и о состоянии пожарной безопасности;
  • -создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системами ГО, предупреждения ЧС, пожарной безопасности и несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по указанным направлениям деятельности.

  • Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 на МЧС РФ возложены обязанности по государственному надзору за выполнением организациями требований по ГО, ЧС и пожарной безопасности (т.е. при проверках МЧС составляются три Акта)

В соответствии с постановления Правительства РФ от 10.06.1999 № 782 (в ред. от 02.12.2004 № 724) «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (ГО)» в организациях, независимо от их организационно-правовой формы, с количеством работников свыше 200 человек (п. 4 б) должен быть работник, уполномоченный на решение задач в области ГО.


В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование ГО (действий) организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Книга Гражданская оборона: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера формат JPEG (под редакцией Р.И. Айзмана авторы-составители П.В. Лепин, Ю.Л. Волков, В.О. Даннекер — Н., 2007 — 628 с. УДК 351/354+699.8 ББК 68.9 Г75) — коммерческое предложение, отдельно одни приложения — коммерческое предложение. Учебное пособие для преподавателй и студентов ВУЗов, а также для должностных лиц ГОЧС организаций. Незаменимая книга для тех, кто начал вникать в ведение ГО и ЧС на объекте или получил должность по ГО в совмещение с основной, так сказать «полное собрание сочинений» по ведению ГО и ЧС с примерами и образцами.

В разделе «НД по разработке спецраздела и ведению ГО» представлен полный текст Приказа МЧС РФ №70 от 16.02.2012г.

Уголок гражданской обороны – так многие привыкли называть его. На самом деле это информационно-справочный стенд или группа стендов, планшетов, плакатов, соответствующим образом оформленных щитов, помогающих людям лучше понять систему защитных мероприятий, усвоить порядок действий при любых чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени на конкретном объекте.

Такие уголки должны создаваться на предприятиях, в их структурных подразделениях (цеха, отделы, участки, бригады), учреждениях и организациях, учебных заведениях, на базах и складах, в фирмах сервисного и другого обслуживания. Одним словом, там, где есть люди, где руководители и начальники ГО заботятся о каждом труженике своего коллектива.

Первый раздел “Оповещение” . Здесь указывается на то, что звучание сирен, прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают подачу предупредительного сигнала ”Внимание всем!” Услышав его, следует немедленно включить громкоговоритель радиотрансляции, радиоприемник, телевизор (в любое время суток) и слушать экстренное сообщение местного органа власти или органа управления ГОЧС города (района). Может последовать информация о надвигающемся стихийном бедствии, происшедшей аварии, угрозе химического или радиоактивного заражения, возникновении военной опасности. В этих случаях будет передано предельно краткое сообщение о порядке действий и правилах поведения при данной чрезвычайной ситуации.

Второй раздел “Стихийные бедствия” рассказывает о тех событиях, которые наиболее характерны (типичны) и чаще всего происходят в данном регионе. Это могут быть наводнения, бури смерчи, снежные заносы, оползни. Напоминается о том, чем опасно каждое из них, к каким неприятностям может привести. Главное внимание обращается на способы защиты, правила поведения и последовательность действий в данной ситуации. Например, при буре, урагане, смерче необходимо укрыться в подвале или другом надежном помещении, при наводнении – подняться на верхний этаж или покинуть зону затопления. Все эти рекомендации должны быть краткими, четкими и понятными, разъяснять не принципы, а конкретные действия, поступки населения, рабочих и служащих предприятий и организаций, коллектива учебного заведения.

Третий раздел “Авария”. В нем подробно рассматриваются аварийные ситуации на химически опасных объектах, расположенных в месте проживания, на своем или соседнем предприятии, например с выбросом АХОВ: чем опасно это вещество, каковы его физико-химические характеристики и поражающие свойства. Подробно описывает действия населения, попадающего по прогнозу в зону заражения: как и где укрываться, как усилить защитные свойства квартиры, либо куда эвакуироваться и что при этом брать с собой. Детально рассказывает о действиях рабочих конкретного цеха, вплоть до того, как поступить со станками, автоматизированной линией, конвейером. Как действовать там, где процесс производства непрерывный (домна, мартен, термическая печь, химические реакторы и т.п.). Что предпринимать на насосных и компрессорных станциях (где и в каких пределах снизить давление воздуха, кислорода, пара, воды, газа). Кому оставаться на рабочем месте. Кто обесточивает цех. Где укрываться, какими маршрутами двигаться к защитным сооружениям или куда выходить.

Такая подробность не лишняя. По сути дела, “Уголок ГО” – основной источник информации, из которого люди узнают порядок своих действий, а при необходимости уточняют его.

Четвертый раздел “Пожар”. Не секрет, что на предприятиях и в жилом секторе часто происходят пожары, взрывы, обрушения конструкций, нарушение (прекращение) подачи электроэнергии, газа, пара, происходят разрывы трубопроводов с ядовитыми, агрессивными и горючими жидкостями.

Поэтому начальник органа управления по делам ГОЧС объекта, жилищно-коммунального органа совместно со специалистами должны тщательно (до деталей) продумать (просчитать) те чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в каждом цехе, комплексе, на участке и ли производстве, в жилом квартале. Это своего рода постоянно действующая инструкция. В отдельных случаях могут быть указаны фамилии людей, отвечающих за определенные действия, например, по прекращению распространения огня, разливу опасных жидкостей, перекрытию кранов, задвижек.

Пятый раздел “Терроризм – угроза обществу”. В нем рассматриваются предупредительно-защитные меры, требующие повышения внимания к тому, что происходит вокруг дома (учреждения, предприятия). Расписываются обязанности должностных лиц при возникновении угрозы и при совершении террористического акта. Рассказывается о возможных местах установки взрывных устройств, о признаках наличия взрывных устройств. Доводятся рекомендации населению по действиям при угрозе теракта, что делать при обнаружении взрывного устройства, поведение пострадавших и основные правила поведения, если вас захватили в заложники. Обязательно указываются телефоны для экстренного реагирования.

Шестой раздел “Защита” состоит из трех частей:

Инженерная защита . Где находятся убежища, противорадиационные укрытия, пути движения к ним, кто укрывается. Какие прочные сооружения можно использовать дополнительно. Для наглядности лучше это сделать на плане (схеме) объекта, жилого района. Указать маршруты следования к ним.

Средства индивидуальной защиты . Где расположены пункты выдачи противогазов и респираторов. Кто, когда и в какой очередности выдает их. Как изготавливаются ватно-марлевые повязки.

Эвакуация . Она может проводиться при авариях, стихийном бедствии и в случае военных действий. Как действовать при экстренной эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Место расположения сборного эвакуационного пункта (СЭП), маршрут следования к нему, время прибытия. Кто, когда и каким образом подает команду на эвакуацию. Что брать с собой из документов, вещей и одежды. Что следует выполнить дома, прежде чем покинуть его.

Часто возникает вопрос: как поступить с детьми при эвакуации? На него нужно дать четкий ответ: едут ли они с родителями или с детскими учреждениями.

Седьмой раздел “Первая медицинская помощь”. Здесь коротко, но емко рассказывается о наиболее частых поражениях (травмах), о том, как действовать при ранениях, ссадинах, порезах (очистить рану, промыть 1%-м раствором марганцовки, смазать йодом и наложить стерильную повязку).

При растяжении и порыве связок поврежденному месту необходимо создать покой. Наложить лед, снег или холодный компресс для предупреждения отека и болей. Туго забинтовать, доставить пострадавшего к врачу.

В случае ожога кожу обработать спиртом, водкой, одеколоном, наложить сухую стерильную повязку, пузыри не вскрывать. При обширных ожогах любой степени пострадавшего немедленно доставить в лечебное учреждение.

Первую помощь при сильных кровотечениях оказывают, останавливая кровь прижатием кровеносных сосудов к кости или твердой ткани. Затем накладывают стерильный тампон из сухой марли и туго забинтовывают. Кровоточащему месту придают приподнятое положение. При сильных артериальных кровотечениях выше места повреждения накладывают резиновый жгут, закрутку или максимально сгибают и фиксируют конечность.

При поражении АХОВ, например, хлором пострадавшего следует немедленно вывести на свежий воздух, дать кислород и не менее 15 минут промывать слизистые и кожу 2%-м раствором питьевой соды, дать теплое питье (молоко, кофе).

Восьмой раздел “Наша гражданская оборона”. Для наглядности лучше поместить схему, на которой указать: начальник ГО (должность, фамилия), из кого состоит комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и кто председатель КЧС, какие службы ГО имеются, их начальники, какими силами располагают, кто возглавляет штаб (отдел) ГОЧС, наличие формирований, их состав и командиры, на базе каких структурных подразделений созданы, какой техникой, приборами и снаряжением оснащены.

В конце раздела указать, где находится штаб (отдел) ГОЧС, комиссия по чрезвычайным ситуациям, их телефоны. Дать адреса и телефоны органа управления по делам ГОЧС города, района.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: