Гражданское право как отрасль права. Соотношение гражданского и предпринимательского права. Отграничение предпринимательского права от смежных отраслей права

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Контрольная работа

по Предпринимательскому праву

Тема: Принципы предпринимательского права. Соотношение предпринимательского права с коммерческим правом

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, основывается на определенных принципах, которые характеризуют и определяют правовое регулирование в сфере предпринимательского права.

Девяностые годы охарактеризовались переходом от плановой к рыночной экономике, от одной экономической системы к другой. Это время стало свидетелем развития многообразия форм собственности, возрождения частной собственности, появления различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, главенства принципа свободного договора в противовес директивному планированию.

Переход к рыночным отношениям, коренные изменения государственного регулирования экономики объективно потребовали усиления роли законов в правовом регулировании, создание новой правовой основы предпринимательской деятельности, базирующейся на равенстве различных организационно-правовых форм предпринимательства.

Основоположником современной школы хозяйственного (предпринимательского) права стал профессор B.C. Мартемьянов. Именно в его трудах были разработаны основные принципы предпринимательского права.

Принципы предпринимательского права - это основополагающие начала, которые пронизывают весь массив правовых форм и обеспечивают целенаправленное регулирование предпринимательства на всех уровнях.

1. Принципы предпринимательского права

1.1 Понятие принципов предпринимательского права

Внутреннее содержание и отдельные конкретные особенности того или иного элемента правовой системы, в том числе комплексной отрасли предпринимательского права, наиболее наглядно выражаются в его принципах.

Принципы предпринимательского права -- это правила общего характера, определяющие основу построения и развития предпринимательских правоотношений. Они сформулированы на основе познания объективных законов (закономерностей) развития и функционирования предпринимательства как вида социальной деятельности.

Сформулированные правовой наукой принципы предпринимательского права отражают его специфику и главные качественные особенности, являются концентрированным выражением его предмета и метода. Принципы как основные нормативные положения определяют структуру и существенные черты предпринимательского права, его общие положения.

Трудно переоценить значение четко разработанной системы принципов предпринимательского права на современном этапе его развития. Дело в том, что действующее законодательство о предпринимательской деятельности не до конца сформировано, имеет ряд противоречий и пробелов. В случае их выявления тот или иной вопрос подлежит разрешению путем применения аналогии закона или права. Оба указанных приема преодоления пробелов в праве могут быть успешно применены судом лишь на базе принципов предпринимательского права.

Следовательно, принципы предпринимательского права имеют важное значение в процессе правоприменения, с их помощью осуществляется толкование всех норм предпринимательского законодательства, познается действительный смысл этих норм, что позволяет правильно их применять.

Система принципов предпринимательского права представляет собой взаимосвязанное единство. Она носит объективный характер, поскольку вид и содержание каждого конкретного принципа определяются сущностью общественных отношений, составляющих предмет предпринимательского права.

В то же время система принципов не может быть статична; она существует в контексте экономических процессов и государственной политики в сфере предпринимательства. Кроме того, на формирование системы принципов предпринимательского права влияет развитие юридической доктрины. В связи с этим в правовой литературе отсутствует единая точка зрения на количество принципов предпринимательского права и их наименование .

Основными принципами предпринимательского права, по мнению В.В. Лаптева, являются: свобода предпринимательской деятельности; юридическое равенство всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности; свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; получение прибыли как цели предпринимательства; законность в предпринимательской деятельности; сочетание частных и публичных интересов в предпринимательском праве; государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Белых В.С. отмечает, что едва ли можно согласиться с мнением В.В. Лаптева об отнесении получения прибыли как цели предпринимательства к принципам предпринимательского права. Получение прибыли -- обязательный признак определения понятия предпринимательской деятельности. Указанный признак нельзя превратить в правовой принцип.

В. С. Мартемьянов исходит из более узкого круга правовых принципов. В учебнике по хозяйственному праву он называет следующие принципы: экономическая свобода, защита экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрение предприимчивости в хозяйствовании; государственное воздействие на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов; конкуренция и защита от монополизма; законность. Аналогичной точки зрения придерживаются В. С. Анохин и О. М. Олейник .

Наиболее традиционным представляется выделение следующих принципов предпринимательского права:

Принцип свободы предпринимательской деятельности;

Принцип свободы договора;

Конституционный принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности;

Принцип единого экономического пространства;

Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности;

Принцип законности.

Рассмотрим данные принципы более подробно.

1.2 Характеристика основных принципов предпринимательского права

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности основополагающий принцип предпринимательского права. Он получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.). В соответствии со ст.8 в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности. Более конкретно данный принцип раскрывается в ст. 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Г.А. Гаджиев считает, что свобода предпринимательской деятельности включает в себя в соответствии с Конституцией РФ в качестве составных элементов свободу:

Выбирать род деятельности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринимателем, либо нанимателем (ст. 37);

Передвигаться, выбирать место пребывания и жительства -- свободу рынка труда (ст. 27);

Объединения для совместной экономической деятельности выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ст. 34);

Иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ст. 34, 35);

Договора -- заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75);

От незаконной конкуренции (ч. 2 ст. 34);

Заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34).

Этот принцип получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом организационно-правовых форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности.

Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных ее видов .

Следует отметить, что в законодательстве конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности получил развитие и конкретизацию. Для примера приведем закрепленный в Конституции РФ (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75) и ст. 1 и 421 ГК РФ принцип свободы договора.

2. Принцип свободы договора. В силу принципа свободы договора во-первых, граждане и юридические лица свободны в заключении договора или отказе от его заключения. По общему правилу понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Например, в силу п. 3 ст. 425 ГК РФ коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Сторона, заключившая предварительный договор, не вправе уклониться от заключения основного договора (ст. 429 ГК РФ). Кредитные банковские организации не имеют права отказать клиенту без достаточных оснований заключить договор банковского счета (ст. 845, 846 ГК РФ). Предприятие-монополист не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случаях, установленных законом, и при условии, что госзаказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением госконтракта (п. 2 ст. 527 ГК). Перечень таких случаев можно продолжить.

Во-вторых, в свободе выбора типа и (или) вида заключаемого договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В ст. 8 ГК такого рода договоры рассматриваются в качестве основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Свобода договора дает возможность контрагентам заключить смешанный договор, включающий в силу п. 3 ст. 421 ГК РФ элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

В-третьих, в свободе в определении контрагентов заключаемого договора. В условиях рыночной экономики стороны свободны, самостоятельны в выборе партнеров - участников договорных отношений, за исключением случаев заключения договоров в обязательном порядке.

В-четвертых, стороны самостоятельно определяют условия заключаемого договора. Такой выбор относится, главным образом, к несущественным условиям, поскольку существенные условия определены законом или вытекают из вида договора. Правда, существенный характер условий договора могут установить сами контрагенты. Однако в тех случаях, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам (ст. 422 ГК РФ). Важно отметить и другое положение: стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор) .

Свобода договора не носит абсолютного характера. «Свобода договора могла бы стать абсолютной только при условии, если бы сам Кодекс и все изданные в соответствии с ним правовые акты состояли исключительно из диспозитивных и факультативных норм». Однако, как пишут М. И. Брагинский и В. В. Витрянский, такой путь повлек бы за собой немедленную гибель экономики страны, ее социальных и иных программ . Как видно, свобода договора (равно как свобода предпринимательства) может быть ограничена в силу закона, а также иных правовых актов либо по причине экономического (финансового) неравенства хозяйствующих субъектов на определенном рынке. Поэтому о свободе договора можно говорить с юридической и экономической точек зрения.

3. Конституционный принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 8, 9, 34, 35). В частности, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Применительно к земле и другим природным ресурсам данный принцип сформулирован в п. 2 ст. 9 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. предпринимательский право коммерческий

Так, в Конституции РФ, и в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 212) частная собственность открывает список форм собственности. Однако это не означает, что именно частная форма обладает какими-либо преимуществами перед иными формами собственности. И в отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности, действующее законодательство предусматривает для всех субъектов одинаковые правила защиты.

Предпринимательская деятельность в настоящее время может осуществляться как на основе частной, так и публичной собственности. Публичная представляет собой государственную (федеральную и собственность субъектов Федерации) и муниципальную собственность. Категория «частная собственность» охватывает все остальные формы собственности.

В СССР имущество, находившееся в личной собственности граждан, могло использоваться ими лишь для удовлетворения своих потребностей. С переходом на рыночные условия хозяйствования и возрождением частной собственности получило широкое развитие частное предпринимательство. Так, ныне и индивидуальные предприниматели, и все коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) являются собственниками имущества, принадлежащего им на основе частной собственности. Следует отметить, что и собственность общественных и религиозных организаций (объединений), также является частной.

Возрастанию роли частной собственности в экономике во многом способствует широкомасштабная приватизация, проводимая в стране с начала 90-х гг. XX в.

Вместе с тем достаточно велик еще объем имущества, используемого в хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Составляющими государственного сектора экономики являются также акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ .

4. Принцип единого экономического пространства, т.е. «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных.

Он получил закрепление в (ст. 8, 74) Конституции РФ и ст. 1 ГК Рф. Статья 8 гласит «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ и финансовых средств...». Гражданский кодекс (п. 3 ст. 1) предусматривает, что любые ограничения перемещения товаров и услуг могут быть введены только федеральным законом и лишь тогда, когда это оказывается необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следовательно, согласно этому принципу на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ни федеральные органы исполнительной власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.

Принцип единства экономического пространства приобретает особую актуальность для России как для федеративного государства и является необходимым условием реализации таких общих правовых принципов, как равенство всех перед законом и судом (при отсутствии единства экономического пространства предприниматели и потребители некоторых регионов оказывались бы в привилегированном положении) и верховенство федеральных законов в системе законодательства.

5.Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип также нашел закрепление в Конституции РФ, в соответствии со ст. 34 которой «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ст. 8, 34 Конституции РФ). Законодательное закрепление и реализация принципа недопущения недобросовестной конкуренции являются правовым способом поддержания здоровой, эффективной, социально ориентированной экономики.

Целью ограничения монополистической деятельности является создание условий, при которых предприниматель для увеличения прибыли не сможет использовать методы, способные негативно повлиять на состояние рынка, качества товаров и услуг, экономически обоснованное формирование цены, несовместимые со свободой реализации предпринимательской деятельности иными субъектами.

Неотъемлемым элементом рассматриваемого принципа является поддержание государством добросовестной конкуренции, необходимой для нормального развития экономики рыночного типа (ст. 8 Конституции РФ). Добросовестная конкуренция подразумевает экономически обоснованные и социально оправданные методы соперничества между предпринимателями, когда успешность и повышение прибыльности коммерческой деятельности достигаются за счет улучшения качества товаров и услуг, снижения издержек производства, модернизации производства.

Конституционные нормы получили конкретизацию в Законе РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» - первом в истории России антимонопольном законодательном акте, который играет важную роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления. Он регулирует способы и меры воздействия на деятельность монополистов в сфере предпринимательства .

6.Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Государство в тех или иных формах всегда воздействовало на предпринимательскую деятельность, причем спектр форм его воздействия простирался от жесткого командного регулирования с провозглашением исключительно государственной собственности на средства производства и практически полным подавлением свободы хозяйствования в тоталитарных государствах до фактического невмешательства государства в экономические процессы, до сведения роли государства к функции «ночного сторожа». Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами.

Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены прямых административных мер воздействия на косвенные экономические.

Вместе с тем, признавая необходимость государственного регулирования предпринимательства в качестве принципиального положения, необходимо помнить, что в законодательстве устанавливается правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности видится в достижении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Именно с этих позиций государство должно регулировать экономику, причем в правовом демократическом государстве - преимущественно экономическими, а не административными методами, неэффективность которых подтверждается историческим опытом.

7. Принцип законности (наряду с принципами справедливости, уважения прав человека, верховенства Конституции РФ и законов, равноправия и др.) является общеотраслевым и всеобъемлющим правовым принципом, и воплощение его в жизнь - основа построения правового государства.

Под законностью в предпринимательской деятельности понимается строгое соблюдение регулирующих ее правовых норм. Законность обеспечивает стабильность, устойчивость хозяйственных отношений, столь важные для предпринимательства. Принцип законности обязателен не только для предпринимателей, но и для государственных и иных органов, осуществляющих регулирование их деятельности.

Содержание принципа законности заключено в ст. 15 Конституции РФ, которая гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации».

Сущность данного принципа заключается в том, что, во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законов и подзаконных нормативных правовых актов. Принцип законности проявляется также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, охраны правопорядка.

Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления .

Такая трактовка законности удовлетворяет потребности современного общества и обеспечивает нормальное его функционирование в условиях демократии. В области предпринимательской деятельности законность распространяется и на предпринимателей, и на органы государственной власти и местного самоуправления.

2. Соотношение предпринимательского права с коммерческим правом

Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно отметить, что они схожи по своему предмету.

Предметом предпринимательского права выступает особый круг общественных отношений, складывающихся в процессе профессиональной предпринимательской деятельности по выполнению работ с целью извлечения прибыли, реализации товаров, оказанию услуг, выполнению работ с целью извлечения прибыли, связанные с ними иные общественные отношения некоммерческого характера, а также общественные отношения по государственному воздействию на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Предмет коммерческого права - регулирование профессиональной торговой деятельности, коммерческие отношения, отношения между субъектами по купле-продаже объектов торгового оборота. Предмет коммерческого права - коммерческая (торговая) деятельность как один из видов предпринимательской деятельности, т. е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли в результате торговых сделок. Под торговой деятельностью следует понимать последовательность взаимосвязанных между собой действий по продвижению товара от производителя к потребителю.

Тем не менее, коммерческое право и предпринимательское право - разные отрасли права.

Предпринимательское право регулирует отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности, т.е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли. Торговая деятельность является частью предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности намного шире торговой деятельности. К предпринимательской деятельности относятся, кроме торговли, оборот ценных бумаг, банковская деятельность, организация юридических лиц и др.

Коммерческое право является частью гражданского права, как и предпринимательское. Но, так как понятие торговли более узкое, чем понятие предпринимательства, то коммерческое право имеет и более узкий предмет правового регулирования, чем предпринимательское право .

Коммерческое право - это совокупность общих и специальных правовых норм, регулирующих отношения по осуществлению коммерческой деятельности. Областью правового регулирования коммерческого права являются общественные отношения только в сфере оптовой торговли.

В отличие от коммерческого права предпринимательское право имеет более обширную сферу общественных отношений. Оно регламентирует отношения, связанные с процессом производства товаров, которые не включаются в предмет коммерческого права.

Следовательно, коммерческое право -- это составная часть предпринимательского права; та часть, которая регулирует отношения в сфере обмена товаров.

Признаки предпринимательской деятельности, определенные в п. 1 ст. 2 ГК РФ, выделяют субъектов коммерческого и предпринимательского права в особую группу субъектов предпринимательской деятельности в гражданско-правовых отношениях.

Признаками, объединяющими субъектов коммерческого и предпринимательского права в группу субъектов предпринимательской деятельности, являются особенности предпринимательской деятельности:

1) субъекты предпринимательской деятельности самостоятельны в приобретении и осуществлении своих гражданских прав своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ) и свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству его условий;

2) субъекты предпринимательской деятельности осуществляют свою деятельность на свой риск, поэтому риски должны покрываться за собственный счет;

3) они действуют всегда с целью извлечения прибыли;

4) они должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке;

5) субъекты предпринимательской деятельности несут особую форму ответственности (ответственность без вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Однако между субъектами коммерческого и предпринимательского права имеются существенные различия, которые определяются:

1) объектом правоотношения. Субъекты коммерческого права осуществляют деятельность, целью которой является продвижение товаров на оптовом рынке от производителей к оптовым потребителям. Сферой деятельности субъектов предпринимательского права прежде всего являются производство товаров, выполнение работ и оказание услуг. Субъекты предпринимательского права также могут принимать участие в торговле на оптовых рынках, но только в роли организаций, осуществляющих приобретение продукции или сырья для обеспечения процесса производства, а также в целях сбыта готовой продукции оптовым торговцам, т.е. субъектам коммерческого права;

2) правовым положением субъектов предпринимательской деятельности. Субъекты коммерческого права - это всегда равные в своих отношениях лица. Для субъектов коммерческого права характерны горизонтальные связи, основанные на принципах договорной работы. Субъекты предпринимательского права более выраженно находятся под публичным воздействием, поэтому кроме горизонтальных связей в своих отношениях они вынуждены считаться с наличием вертикальных (частно-публичных) связей, например, с действием на их деятельность норм административного, экологического, финансового, бюджетного законодательства, во многом определяющим специфику правового регулирования предпринимательского права;

3) степенью свободы субъектов. В предпринимательском праве субъекты более ограничены действием публично-правовых норм, чем субъекты коммерческого права. В отличие от дозволительного и разрешительного порядка регулирования, присущего коммерческому праву, субъекты предпринимательского права часто подвергаются обязывающему порядку правового регулирования, подобному административно-правовому типу регулирования общественных отношений. Кроме того, для субъектов предпринимательского права в значительно большей степени, чем для субъектов коммерческого права, имеют значение внутрикорпоративные нормы и акты, использующиеся хозяйствующими субъектами;

4) особенностями правоспособности. Многие из хозяйствующих субъектов имеют специальную правоспособность (например, различные виды унитарных или казенных предприятий). Для субъектов коммерческого права характерна общая правоспособность. Ограничения правоспособности субъектов коммерческой деятельности могут осуществляться лишь в исключительном порядке в соответствии с требованиями закона. Для субъектов предпринимательского права в некоторых случаях специальными законами предусмотрен режим расширенной правоспособности, которая формируется посредством передачи субъектам публичных полномочий. В сферу предпринимательской деятельности государством делегируется ряд публичных функций, например по осуществлению лицензирования субъектов в некоторых видах предпринимательской деятельности посредством создания саморегулируемых организаций, которые выступают в гражданском обороте в виде особых частно-публичных субъектов, что совершенно несвойственно субъектам коммерческой деятельности .

Заключение

Таким образом, принципы предпринимательского права - это основополагающие начала, которые пронизывают весь массив правовых форм.

Это правила общего характера, определяющие основу построения и развития предпринимательских правоотношений. Они сформулированы на основе познания объективных законов (закономерностей) развития и функционирования предпринимательства как вида социальной деятельности. Ряд принципов предпринимательского права закреплен в Конституции РФ.

Первый принцип -- это конституционный принцип экономической свободы. На этом базовом принципе строятся все предпринимательские отношения. Согласно данному принципу, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д.

Второй принцип - принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты. Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Третий принцип -- принцип единого экономического пространства, выражается в том, что в Российской Федерации закреплено свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Четвертый принцип - принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности.

Пятый принцип - принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Основное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования, - это соблюдение баланса частных интересов государства и общества в целом.

И наконец, шестой принцип - принцип законности, который является общеотраслевым принципом, а воплощение его в жизнь - основа построения правового государства. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно отметить, что они схожи по своему предмету. Но в тоже время это различные отрасли права. Предпринимательское право регулирует отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности, т.е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли. Торговая деятельность является частью предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности намного шире торговой деятельности. К предпринимательской деятельности относятся, кроме торговли, оборот ценных бумаг, банковская деятельность, организация юридических лиц и др.

Коммерческое право является частью гражданского права, как и предпринимательское. Но, так как понятие торговли более узкое, чем понятие предпринимательства, то коммерческое право имеет и более узкий предмет правового регулирования, чем предпринимательское право.

Список литературы

Нормативная литература

1.Конституция Российской Федерации от 13 декабря 1993 года (с изм. от 30.12.2008)// КонсультантПлюс

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 03.07.2013) // КонсультантПлюс

Учебная литература

3. Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское предпринимательское право (под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова). - М.: "Проспект", 2010 г.- 1072 с

4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения.- М.: Статут, 2011.- 847с.

5. Гаджиев Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). - М.: Манускрипт, 1995.

6. Горбухов В.А.. Коммерческое право. Конспект лекций.- М.: Эксмо, 2007. - 192 с

7. Гущин В.В.; Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право: Учебник. - М.: Эксмо, 2005. - 736 с.

8. Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. М.: РАНХиГС при Президенте РФ; «Статут», 2013.- 640 с.

9. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник. - изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - 560 с.

10. Предпринимательское право России: учеб. / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2009. - 656 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные принципы предпринимательского права в РФ. Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства всех форм собственности и равной их защиты. Краткая характеристика унитарных предприятий и договора о залоге недвижимости.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2011

    Анализ учебно-методических литературных источников, выявление содержания и сущности принципов предпринимательского права как юридических явлений, раскрывающихся через их содержание и структуру. Характеристика конституционных и отраслевых принципов.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2010

    Понятие и предмет российского предпринимательского права. Сущность и разновидности предпринимательских правоотношений. Предпринимательская деятельность как объект предпринимательского права. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2012

    Предмет и метод предпринимательского права, его основные принципы и источники. Классификация субъектов предпринимательского права: юридические лица и индивидуальные предприниматели. Понятие коммерческой и некоммерческой организации и их деятельность.

    реферат , добавлен 23.02.2011

    Предмет и метод предпринимательского права. Принципы регулирования хозяйственной деятельности. Субъекты российского предпринимательского права, его конституционные и отраслевые принципы. Факторы регулирования законности предпринимательской деятельности.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2016

    Понятие и субъекты экономической деятельности. Общественные отношения в сфере экономической деятельности как предмет предпринимательского права. Виды, формы и признаки предпринимательства. Методы правового регулирования предпринимательского права.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2011

    Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы юридических лиц, их права и обязанности. Классификация субъектов предпринимательского права. Особенности статуса муниципальных образований. Плательщики налога на игорный бизнес.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2015

    Сущность, виды и функции источников предпринимательского права - определенных форм выражения государственной воли, складывающихся из принятых в определенном порядке компетентными государственными органами актов, которыми устанавливаются нормы права.

    реферат , добавлен 09.02.2011

    Понятие и признаки субъекта предпринимательского права, его права и обзанности. Определение субъектов предпринимательского права в зависимости от их характерных признаков, особенностей правового положения и их классификация по различным критериям.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2009

    Анализ различных классификаций принципов и функций предпринимательского права. Установление исторических корней основ предпринимательского права в России. Выявление проблемы в области применения правовых механизмов функционирования предпринимательства.

Отграничение предпринимательского права от других отраслей осуществляется по предметному признаку, т. е. в сравнении его предмета правового регулирования с предметами, присущими каждой отдельной отрасли права.

Надо подчеркнуть, что профессиональная деятельность по производству товаров, отношения по государственному воздействию на такую деятельность отличаются от других отношений и позволяют провести разграничительную линию между смежными с предпринимательским правом отраслями. В принципе территория предпринимательского права - это воспроизводственные отношения в экономике. Однако не все они регулируются предпринимательским правом.

Отграничение предпринимательского права от гражданского права - это один из самых сложных вопросов. Отличие этих взаимодействующих отраслей права состоит в следующем. Потребление произведенного продукта (непроизводственное потребление) осуществляется в рамках гражданского права, регулирование которого направлено на удовлетворение имущественных, личных неимущественных интересов вне собственно производственной деятельности. В реальной жизни потребление и обслуживающее его регулирование по приобретению гражданами товаров, работ и услуг оторваны от непосредственных воспроизводственных процессов, являются самостоятельной сферой, в которую перемещаются результаты производства. Сам же процесс удовлетворения потребностей граждан имеет особое содержание и соответственна специфическое регулирование. В этом смысле хозяйственный оборот как совокупность всех актов деятельности в процессе производства, распределения, обмена представляет собой самостоятельную сферу, в которой взаимодействуют производители.

Гражданский оборот - это совокупность сделок по удовлетворению персональных потребностей, и здесь взаимодействуют производители и граждане, граждане между собой, совершая сделки по удовлетворению интересов потребления.

Даже в пограничной зоне перемещения результатов производства для удовлетворения потребностей граждан видно, что по одну сторону действуют производители, для которых реализация товаров, работ, услуг - необходимая часть воспроизводственного кругооборота. По другую же сторону действуют потребители товаров, работ, услуг. В этой пограничной зоне конкретные сделки граждан – территория гражданского права. Совокупная же деятельность производителей (на конечной стадии в этой пограничной зоне действуют торговые организации, организации бытового обслуживания, перевозчики и другие взаимодействующие с гражданами субъекты) представляет для них обычную профессиональную хозяйственную деятельность по производству и реализации товаров, подпадающую под действие предпринимательского права.

Организация работы магазинов, завоз, хранение товаров, применение норм естественной убыли, финансовые результаты торговли - все это территория деятельности предпринимательского права. Сделка с гражданином регулируется гражданским правом. Но совокупность (сумма) сделок - это уже объем товарооборота, прибыли, которые подпадают под действие предпринимательского регулирования. Разграничение хозяйственного и гражданского права в этой пограничной зоне можно провести достаточно четко. По этим же признакам (профессиональной деятельности коммерсанта) проводится граница между гражданским и торговым правом в зарубежных дуалистических системах, обслуживающих оборот на основе этих двух отраслей права.

В сфере предпринимательского права есть и некоторые неимущественные отношения, связанные с ведением предпринимательской деятельности (право на фирменное наименование, право на товарный знак, знак обслуживания). Они отличаются от соответствующих неимущественных отношений гражданского права тесной связью с предпринимательской деятельностью, вне которой эти права не реализуются и лишены какого-либо смысла.

Различия административного права и предпринимательского права. От административного права предпринимательское право отличается тем, что к предмету административного права отнесена исполнительно-распорядительная деятельность администрации, то есть отношения в сфере власти и подчинения. Такие отношения реализуются там, где действуют субъекты этой деятельности, то есть органы управления, отдельные должностные лица, реализующие власть и управление, подчиняющие своему директивному воздействию нижестоящие органы и должностных лиц. Это характерная сфера общественных отношений административного права.

В предпринимательских отношениях нет исполнительно-распорядительной деятельности. Органы управления и отдельные должностные лица в предпринимательстве не выступают. Здесь в отношениях по осуществлению руководящей деятельности выступают органы государства от его имени. Эти акты хозяйственного руководства не представляют собой простых актов исполнения законов или распоряжений во их исполнение.

Деятельность по руководству экономикой достаточно многофакторна и неоднозначна, а потому ее невозможно осуществить путем распоряжений на основе власти и подчинения. Одно дело принять решение по поводу назначения пенсии, постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилплощадью и совсем другое дело представляет собой решение экономических задач организации производства, рассмотрение и решение проблем преодоления монополизма, установление цен, нормативов, других вопросов организации и регулирования экономики.

Различия трудового права и предпринимательского права. От трудового права предпринимательское право отличается тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, установленному режиму работы и другим отношениям найма, а на предпринимательские отношения предприятий и их подразделений в целом как хозяйственных образований.

Наличие организационно-имущественного обособления, хозяйственного договора является признаком предпринимательских отношений, позволяющим отграничить их от трудовых отношений.

К трудовому праву следует отнести регулирование отношений по коллективному договору, деятельности трудовых коллективов, их советов в той части, которая адресована правам отдельных работников. В той же части, где трудовой коллектив предприятия реализует свою волю в хозяйственном обороте, определяет условия контракта с руководителем, принимает решение о преобразовании подразделения предприятия, его деятельность и возникающие вследствие этого отношения подпадают под предпринимательское правовое регулирование.

Различия финансового права и предпринимательского права. От финансового права предпринимательское право отличается тем, что регулирование бюджета (государственного плана формирования и реализации доходов государства) является предметом финансового права.

Регулирование же источников доходов предприятий и их использование в воспроизводственном кругообороте составляет предмет предпринимательского права. Предпринимательская деятельность невозможна вне образования по определенным правилам доходов и хозяйствования, - предмет предпринимательского права.

Сельскохозяйственное право и предпринимательское право. В любой отрасли народного хозяйства регулирование отношений имеет свои отраслевые особенности. Имеются они и в отрасли сельского хозяйства, функционирующей в составе агропромышленного комплекса страны.

В последние годы выдвинута концепция самостоятельности сельскохозяйственного права, как обеспечивающего регулирование всех общественных отношений, возникающих в ходе производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки в рамках деятельности агропромышленного комплекса.

По сути дела отношения организации сельскохозяйственного производства и взаимодействующих с ним обслуживающих организаций, организаций промышленности, торговли, кооперации являются теми же предпринимательскими отношениями, возникающими в связи с профессиональным производством товаров. Та часть сельскохозяйственного права, которая обеспечивает регулирование данных отношений, является подотраслью предпринимательского права.

Предпринимательское право. Шпаргалки Антонов А. П.

5. Предпринимательское право и смежные отрасли права

Сфера предпринимательского права – это воспроизводственные отношения в экономике. Однако не все они регулируются предпринимательским правом.

К предмету административного права относится исполнительно-распорядительная деятельность администрации, то есть отношения в сфере власти и подчинения. Такие отношения существуют там, где есть органы управления и отдельные должностные лица, реализующие власть и управление, подчиняющие своему директивному воздействию нижестоящие органы и должностных лиц. В предпринимательских отношениях нет исполнительно-распорядительной деятельности. Органы управления и отдельные должностные лица как субъекты права в предпринимательстве не выступают. Здесь в отношениях по осуществлению руководящей деятельности выступают органы от имени государства.

Предмет трудового права заключается в воздействии на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка. Предпринимательское право воздействует на отношения предприятий и их подразделений, в целом составляющих предпринимательские образования.

Предметом финансового права является регулирование финансов, бюджета (государственного плана Формирования и реализации доходов государства). Предмет предпринимательского права – регулирование источников доходов предприятий и предпринимателей и их использования в воспроизводственном кругообороте.

Хозяйственная деятельность предполагает надлежащее формирование предприятием себестоимости, точное определение доходов и прибыли, поэтому в части движения денежных средств хозяйствующих субъектов регулирование осуществляется нормами предпринимательского права.

Предмет земельного права – земля и связанные с нею отношения, в том числе и по поводу вовлечения ее в оборот на основе передачи в собственность. То же касается и водных, горных, лесных и природоохранных отношений. Предпринимательское право на них не распространяется.

Из книги Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" 1993 года [с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.] автора Законы РФ

Раздел III. СМЕЖНЫЕ ПРАВА Статья 35. Сфера действия смежных прав 1. Права исполнителя признаются за ним в соответствии с настоящим Законом в случаях, если: 1) исполнитель является гражданином Российской Федерации; 2) исполнение, постановка впервые имели место на территории

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

Тема 1 ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО 1. Предмет предпринимательского права Самостоятельность той или иной отрасли в системе права связывается с наличием предмета и метода правового регулирования, а также принципов правового регулирования.Предметом

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

17. Отрасли права В качестве составных элементов системы права выделяются: норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут.Отрасль права – это система правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.В качестве элементов

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА Различия между авторскими и смежными правами В российском законодательстве различают авторские и смежные права. Обычно утверждается, что авторские права должны обеспечивать охрану произведений – результатов творческой деятельности авторов,

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА В ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Идею включения норм об интеллектуальной собственности в отдельный раздел Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) пытались воплотить на протяжении более чем десяти

Из книги Правовое регулирование рекламной деятельности автора Богацкая Софья Германовна

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

6. НОРМА ПРАВА, ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ, КОНСТИТУЦИЯ, ОТРАСЛИ ПРАВА Норма права – установленное государством, обеспеченное его защитой, общеобязательное, формально определенное правило поведения, выступающее регулятором общественных отношений путем установления

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

41. АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА Основными международными договорами в области авторского права являются Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. Первая из них предусматривает довольно

Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.

Из книги Правовое обеспечение предпринимательства автора Шевчук Денис Александрович

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Составитель А. П. Антонов Предпринимательское право.

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Право. Система и отрасли права Соотношение понятий общество, государство, право.Право является инструментом государства, с помощью которого оно (государство) регулирует поведение людей. Естественно, понимания права не достичь, если не будет понимания того, кто

Из книги Римское частное право автора Косарев Андрей Иванович

26. Отрасли права Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную область человеческих отношений. То есть, составные части системы права, сгруппированные по предмету своего регулирования, составляют отрасль

Из книги автора

Из книги автора

Раздел II Отрасли и институты римского частного права

Текущая страница: 13 (всего у книги 24 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Глава 7. Соотношение предпринимательского и коммерческого права с другими отраслями системы российского права
7.1. Взаимосвязи предпринимательского и коммерческого права с другими отраслями системы российского права

Как часть объективного права предпринимательское и коммерческое право занимает определенное место в системе права. Это место определяется взаимосвязями предпринимательского и коммерческого права с другими отраслями – структурными звеньями системы права.

Взаимосвязи отраслей права носят сложный характер: в них проявляются иерархический, историко-онтологический, системно-энтропический и репродуктивно-конструктивный аспекты становления и развития различных отраслей системы российского права.

В иерархическом аспекте – аспекте соподчиненности – предпринимательское и коммерческое право опирается на государственное (конституционное) право. Закрепленные в Конституции РФ принципы организации национальной экономики (ст. 8) и положения о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и о недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34), являются базовыми принципами, которые пронизывают все разделы и институты предпринимательского и коммерческого права.

В историческом, или историко-онтологическом аспекте, современное предпринимательское и коммерческое право связано с дореволюционным промышленным и купеческим (торговым) правом. Несмотря на длительный временной перерыв – более семидесяти лет – такие связи прослеживаются в отдельных правовых институтах, организационно-правовых формах, юридической терминологии.

В собственно онтологическом, т. е. понятийном, аспекте наблюдается адаптация ряда правовых форм и институтов зарубежного предпринимательского и коммерческого права. Такая адаптация и сближение основных принципов российского права с правовыми принципами развитых иностранных государств обусловлены более активным участием России в международных экономических отношениях, в частности, предстоящим вступлением в Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и более тесным сотрудничеством с Европейским Союзом (ЕС). Сближение основных принципов российского права с правовыми принципами развитых иностранных государств необходимо также ввиду осуществления коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями внешнеэкономической деятельности, участия иностранных инвесторов в предпринимательской деятельности в России.

Взаимосвязи предпринимательского и коммерческого права с другими отраслями системы российского права являются системно-энтропическими и репродуктивно-конструктивными.

Системно-энтропический аспект состоит в том, что различные правовые институты и правовые формы, которые генетически принадлежат одной отрасли, могут использоваться в регулировании отношений, составляющих предмет другой отрасли права. Примером многоотраслевого использования правовых конструкций, генетически принадлежащих гражданскому праву, может служить применение в других отраслях права, в том числе в предпринимательском и коммерческом праве понятий юридического лица, представительства, исковой давности, имущественной ответственности и ряда других понятий и конструкций, сформировавшихся в процессе исторического развития гражданского права.

Репродуктивно-конструктивный аспект выражается в том, что основные понятия предпринимательского и коммерческого права становятся базой для формирования новых институтов в других отраслях системы права. Так, для предотвращения возможных правонарушений, связанных с предпринимательством, в Уголовный кодекс РФ были включены составы преступлений, связанных с различными вариантами незаконной предпринимательской деятельности. Это свидетельствует о том, что в уголовном праве сформировался институт уголовной ответственности за преступные посягательства на порядок осуществления предпринимательской деятельности.110
См. об этих преступлениях: Волженкин Б. В. Преступления в сфере предпринимательской деятельности. СПб., 2001.

Формирование ряда институтов некоторых других отраслей права также происходит, если и не под влиянием, то, по крайней мере, во взаимосвязи и взаимообусловленности с формированием и развитием предпринимательского и коммерческого права.

Отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, регулируются не только предпринимательским и коммерческим правом, но и рядом других отраслей права. Речь идет о таких отношениях с участием предпринимателей, которые складываются не по поводу создания и реализации предпринимателем продукта – товара, обладающего потребительской и меновой стоимостью, а по поводу иных объектов, в которых проявляются интересы участников, нуждающиеся в специальном правовом регулировании и правовой защите. Так, предприниматели участвуют в трудовых отношениях, но трудовые отношения регулируются не предпринимательским и коммерческим правом, а трудовым правом, поскольку отношения по трудовому найму – это отношения по организации труда в процессе выполнения работником определенной работы. Поэтому разграничение трудового права, с одной стороны, и предпринимательского и коммерческого права, с другой стороны, не представляет сложности – оно проводится по предмету регулирования.

В то же время вряд ли можно согласиться с отнесением предпринимательской деятельности к предмету тех отраслей права, которые регулируют отношения в отдельных отраслях экономики. Так, правовое регулирование предпринимательской деятельности в аграрном секторе экономики некоторыми авторами включается в аграрное право.111
Аграрное право: Учебник для вузов / Под ред. Г. Е. Быстрова и М. И. Козыря. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. С. 281–295.

Наличие определенной специфики в осуществлении предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве (сезонный характер производства, крестьянские (фермерские) хозяйства и т. д.) не меняет экономической сущности аграрного предпринимательства, поэтому отношения по осуществлению предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве являются частью предмета предпринимательского и коммерческого права.

Наиболее тесно отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, переплетаются с отношениями, регулируемыми гражданским, административным и финансовым правом. Поэтому необходимо более подробно остановиться на соотношении предпринимательского и коммерческого права с названными отраслями права.

7.2. Соотношение предпринимательского и коммерческого права с гражданским правом

Институты гражданского права ориентированы на регулирование тех общественных отношений, в которых проявляются частные интересы граждан и организаций, а не публичные интересы государства. Частные интересы любых лиц признаются равными и поэтому обеспечиваются равной правовой поддержкой и защитой. Правовое обеспечение частных интересов – главное предназначение институтов гражданского права. Частный интерес, направленный на объект – материальное или нематериальное благо, – по поводу которого возникает правовое отношение, является фактором, объединяющим разнообразные по содержанию и характеру отношения в едином предмете гражданского права.

Вследствие этого обстоятельства многие институты гражданского права универсальны и могут применяться к таким отношениям, которые не входят в предмет гражданского прав, но в которых также проявляются частные интересы участвующих в таких отношениях лиц. Как уже отмечалось выше, согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, гражданское законодательство может применяться к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям.

В отношениях, опосредующих предпринимательскую деятельность, также проявляются частные интересы. Это – интересы самих предпринимателей и интересы их партнеров, контрагентов и потребителей. Проявление частных интересов в отношениях, опосредующих предпринимательскую деятельность, создает возможность включения указанных отношений в предмет гражданского права и отнесения правовых институтов, нормы которых регулируют отношения, в которых проявляются частные интересы предпринимателей, к институтам российского гражданского права. Эта возможность и является причиной теоретических дискуссий о предпринимательском и коммерческом праве, которые ведутся между сторонниками и противниками предпринимательского и коммерческого права.

При кодификации гражданского законодательства законодатель исходил из того, что предпринимательские отношения относятся к предмету гражданского права. В ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ записано: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием». Позиция законодателя не ясна и далеко не бесспорна. Очевидно, законодатель имеет в виду те отношения с участием предпринимателей, которые соответствуют закрепленным в этой же статье структурным признакам регулируемых гражданским правом отношений: «отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников» – ч. 1 п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Таким образом, даже с точки зрения законодателя – официальной точки зрения – гражданское законодательство, а следовательно, и гражданское право регулирует не все предпринимательские отношения, а только их часть, а именно – предпринимательские отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Какими же отраслями права регулируются другие виды предпринимательских отношений, основанные на иных формах правовой зависимости? Этот вопрос остается открытым, поскольку ни в одном из других действующих кодексов нет прямых указаний о том, охватываются ли предметом данной отрасли предпринимательские отношения и, если охватываются, то какие именно. Во всяком случае, согласно официальной позиции законодателя получается, что одна часть предпринимательских отношений включается в предмет гражданского права, другая часть – в предметы иных отраслей права и иных отраслей законодательства, не названных поименно самим законодателем.

Насколько оправданно такое разделение между различными отраслями права общественных отношений одного рода, обладающих многими едиными сущностными признаками, и, прежде всего, специальным субъектным составом, – это большой и сложный вопрос, который должен быть изучен с теоретической, правотворческой, правоприменительной сторон. Не ставя перед собой цель охватить все аспекты этой проблемы, вернемся к вопросу о разграничении гражданского, с одной стороны, и предпринимательского и коммерческого права, с другой стороны. Этот вопрос возникает, прежде всего, применительно к предмету гражданского права, поскольку отношения между предпринимателями и различными государственными органами, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, но лишенные признака юридического равенства участников, в любом случае не входят в предмет гражданского права и не регулируются институтами гражданского права за исключением, как было сказано, случаев, прямо предусмотренных законом.

Сфера действия частного интереса, который является главным обстоятельством, объединяющим различные виды имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений в предмете гражданского права, есть общая сфера гражданского права и предпринимательского и коммерческого права, по крайней мере, той его части, институты которой ориентированы на отношения, основанные на юридическом равенстве субъектов.

Все частные интересы имеют один общий признак: их носителями являются частные лица – граждане и юридические лица. Определяя интерес как частный, мы тем самым проводим размежевание частных интересов и публичных интересов, носителями которых являются государство и муниципальные образования. Но для правового регулирования этого недостаточно. Необходимо выявить содержание и направленность интересов.

Частные интересы – не однородны. В зависимости от содержания и направленности интересов они делятся на две большие группы: потребительские интересы и предпринимательские интересы. Сущность потребительских интересов состоит в удовлетворении различных потребностей носителя интересов: культурных, бытовых и др. Сущность предпринимательских интересов состоит в удовлетворении потребностей совсем иного рода: потребности в занятии каким-либо бизнесом, приложении сил и способностей к предпринимательской деятельности, получении дохода (прибыли), накоплении и приумножении капитала.

Различна не только сущность потребительского и предпринимательского интереса. Различен также механизм обеспечения интересов и удовлетворения потребностей. Носитель потребительского интереса выступает как потребитель по отношению к другим лицам: его потребности удовлетворяются путем получения и потребления (использования) тех материальных и нематериальных благ, которые предоставляются ему другими лицами. Носитель предпринимательского интереса выступает как лицо, которое удовлетворяет потребности других лиц – потребителей. Благодаря удовлетворению потребностей других лиц обеспечиваются интересы самого предпринимателя: созданный им продукт реализуется как товар, ему возмещается стоимость, из которой он извлекает прибавочную стоимость – прибыль.

Различный характер предпринимательского и потребительского интересов служит исходной методологической основой для разграничения предмета и институтов гражданского права, с одной стороны, предмета и институтов предпринимательского и коммерческого права, с другой.

В качестве дополнительных критериев разграничения названных отраслей – дополнительных к характеру интересов – необходимо учитывать особенности основных конструктивных элементов регулируемых отношений: субъектов, объектов, оснований возникновения, содержания отношений. Используя основной критерий – различие интересов – и совокупность дополнительных критериев, можно провести разграничение двух названных отраслей следующим образом:

– к сфере гражданского права относятся все основанные на имущественной самостоятельности, автономии и равенстве участников отношения, в которых проявляются частные потребительские интересы, независимо от того, какие виды лиц – физические, юридические или государство – являются носителями этих интересов;

– к сфере предпринимательского и коммерческого права относятся отношения, также характеризующиеся имущественной самостоятельностью, автономией и равенством их участников, но в которых проявляются частные предпринимательские интересы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Отношения, в которых частному предпринимательскому интересу предпринимателя корреспондирует частный потребительский интерес гражданина, относятся к сфере гражданского права, поскольку эти отношения возникают по поводу объекта – продукта, предлагаемого предпринимателем к реализации, который предназначен для удовлетворения потребностей другой стороны отношения – потребителя. Потребитель оплачивает нужный ему продукт – товар, благодаря чему сумма стоимости возвращается предпринимателю. Экономическая сущность отношений между предпринимателем и потребителем – гражданином такова, что несмотря на юридическое равенство сторон приоритет в этих отношениях имеют интересы гражданина – потребителя, а не предпринимателя, выступающего в качестве исполнителя договорного обязательства: продавца, подрядчика, услугодателя и т. п.

В дореформенный период доктрина приоритета прав и интересов потребителей была господствующей в экономической и юридической науке. Но эта доктрина не отражала фактическое положение дел, когда в отсутствие рынка и в условиях дефицита многих видов потребительских товаров граждане – потребители были лишены возможности выбора и были вынуждены потреблять то, что им навязывали изготовители и могла предложить торговая сеть. В настоящее время ситуация на потребительском рынке совершенно иная – к услугам потребителей множество различных видов товаров широкого ассортимента, разного качества и разных цен. У потребителя есть возможность выбора. Но если уж он выбрал конкретный товар, предприниматель должен обеспечить надлежащее удовлетворение потребностей покупателя, услугополучателя, заказчика. Предприниматель дает гарантии и несет ответственность за ненадлежащее качество товара. Поэтому доктрина приоритета прав и интересов потребителей в настоящее время полностью соответствует объективным закономерностям, действующим в рыночной экономике.

В законодательстве принцип приоритета прав и интересов потребителей получает закрепление во многих гражданско-правовых институтах, опосредующих потребительские отношения. Названный принцип лежит в основе Закона РФ «О защите прав потребителей», которым дополняются правовые нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ и посвященные обеспечению и защите прав и интересов граждан – потребителей.

В отношениях коммерческого оборота предприниматели могут участвовать не только как изготовители и создатели реализуемого продукта – товара, но и в качестве потребителей. Квалификация отношений, в которых предприниматели участвуют в качестве потребителей, и, соответственно, разграничение гражданского права, с одной стороны, и предпринимательского и коммерческого права, с другой стороны, основывается на характере потребностей предпринимателей. Они делятся на производственные, эксплуатационные и иные. Производственные связаны непосредственно с технологическим процессом предпринимательской деятельности: закупка сырья, материалов, комплектующих изделий, заказ проектной и конструкторской документации и т. п. Эксплуатационные потребности вызываются необходимостью обеспечения нормального функционирования бизнеса: ремонт помещений, оплата коммунальных услуг и т. п. Иные потребности – это те, которые непосредственно не связаны с бизнесом, например, приобретение туристических или оздоровительных путевок для коллектива работников фирмы, покупка картин для украшения офиса и т. п. У индивидуального предпринимателя, кроме того, имеются потребности личного и бытового характера: приобретение каких-либо вещей для себя и своей семьи, оплата услуг культурного или образовательного назначения и т. п.

Характер потребностей и назначение предметов, по поводу которых заключается договор, приняты во внимание законодателем при отграничении договора поставки от обычного договора купли-продажи: согласно ст. 506 ГК РФ товары по договору поставки передаются покупателю «для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием». Но «личное, семейное, домашнее и иное подобное использование вещей» присуще только гражданам. Поэтому во всех случаях, когда юридические лица вступают в отношения с предпринимателями в целях удовлетворения не только производственных, эксплуатационных, но и других потребностей, эти отношения относятся к сфере предпринимательского и коммерческого права.

Таким образом, складывающиеся в процессе предпринимательской деятельности отношения между предпринимателями, с одной стороны, и гражданами, выступающими в качестве потребителей, с другой стороны, входят в предмет гражданского права.

Отношения между предпринимателями, возникающие на основе имущественной самостоятельности, автономии воли и юридического равенства сторон либо правовой зависимости между ними, входят в предмет предпринимательского и коммерческого права.

7.3. Соотношение предпринимательского и коммерческого права с административным правом

Обе отрасли – предпринимательское и коммерческое право и административное право – имеют сложные предметы регулирования, состоящие из различных видов общественных отношений, обладающих, несмотря на различия, многими общими признаками. Общим является то, что и административным правом, и предпринимательским и коммерческим правом охватываются отношения в сфере управления. «Административное право, – пишет профессор Ю. М. Козлов, – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)».112
Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. С. 31.

Следовало бы уточнить, что речь идет не об исполнительной власти вообще, ибо исполнительной властью, т. е. властной компетенцией, наделяются исполнительные, управленческие органы в любых структурах, а об исполнительной власти государства и муниципальных образований.

Но согласно традиционному подходу представителей науки административного права в предмет административного права входят отношения не только в сфере государственного управления, но и отношения в сфере управления в других системных образованиях. Во всех видах управленческих отношений, регулируемых административным правом, указывает Ю. М. Козлов, «непременно участвует тот или иной исполнительный орган».113
Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. С. 27.

Значит, не только государственные органы, но и другие исполнительные органы могут быть участниками отношений, входящих в предмет административного права.

Придерживаясь этой позиции, ученые – представители науки административного права относят к субъектам административного права государственные предприятия и учреждения, негосударственные коммерческие организации, общественные объединения, адвокатуру и других лиц, не являющихся органами управления. При таком подходе получается, что любые лица наделяются административной правоспособностью и обладают административно-правовым статусом, но далеко не все лица могут быть участниками административно-правовых отношений.

Ю. М. Козлов подчеркивает: «предприятие не является государственным органом, тем более – органом государственного управления. Поэтому оно и не наделено управленческой компетенцией, составляющей основу административно-правового статуса. Оно и не может в силу этого быть непосредственным участником административно-правовых отношений, хотя является субъектом административного права».114
Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. С. 46.

Очевидное противоречие: предприятие – субъект административного права, но не участник административно-правовых отношений – снимается, казалось бы, тем, что «административная дееспособность реализуется не самим предприятием или учреждением, а их администрацией, т. е. органом управления».115
Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. С. 45.

Однако разделение единого субъекта (предприятия) на два (собственно предприятие и его администрацию) порождает новые проблемы, в частности, создает возможность для новых более мелких делений: цех и его администрация и т. д. При таком подходе мы все более отдаляемся от «реализации исполнительной власти», от тех особенностей, которые присущи структуре и основным конструктивным элементам отношений, регулируемых административным правом. В определении, данном Ю. М. Козловым, цитированном выше, в выражении, взятом в скобки, следовало бы исключить слова «в более широком понимании», а скобки раскрыть. Это означало бы, что предметом административного права являются отношения, возникающие «в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти…» в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Реализация исполнительной власти государственными органами и их должностными лицами в процессе осуществления ими государственно-управленческой деятельности является достаточно четким критерием для отграничения административного права от других отраслей, институты которых так или иначе опосредуют отдельные виды отношений в сфере управления.

Отношения в сфере управления, или управленческие отношения – это отношения по управлению, т. е. по организации и координации деятельности одних лиц другими лицами. Управление есть воздействие на поведение управляемого лица управляющим лицом. Воздействие, или управляющее воздействие осуществляется различными способами и средствами: подчинением, стимулированием, санкциями, иными формами взаимосвязи и зависимости.

Предпринимательская деятельность так же, как и другие виды систематически и профессионально осуществляемой деятельности, нуждается в управлении. Элементы управления входят в содержание отношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Внутри коммерческих организаций возникают отношения по внутрикорпоративному управлению. Управление путем координации деятельности осуществляется также органами, создаваемыми профессиональными участниками различных сегментов рынка: органами ассоциаций и союзов, а также органами объединений, создаваемых без учреждения юридического лица, например, управляющими компаниями финансово-промышленных групп.

Проблема, следовательно, не в этом, а в том, чтобы установить отраслевую принадлежность отношений, которые складываются в процессе осуществления предпринимательской деятельности между предпринимателями, с одной стороны, и государственными органами исполнительной власти, с другой стороны.

Эти отношения не однородны в силу особенностей своих конструктивных элементов: оснований возникновения, субъектов, объектов, содержания. В отношениях между государственными органами и негосударственными коммерческими организациями отсутствуem соподчиненностъ, которая необходима для осуществления управления деятельностью коммерческих организаций. Функции государственных органов относительно негосударственных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей состоят в том, чтобы:

1) вести легализацию и учет лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, путем их государственной регистрации и ведения реестра;

2) выдавать разрешения и выражать согласие по вопросам предпринимательской деятельности, затрагивающим публичные интересы, а именно: лицензирование, обязательная сертификация, выдача разрешения на строительство здания, согласование и решение вопросов по ограничению монопольного (доминирующего) положения крупных предпринимателей;

3) осуществлять надзор за предпринимательской деятельностью в аспектах промышленной, санитарно-гигиенической, эпидемиологической безопасности и т. п.;

4) проводить проверки предпринимателей на всех стадиях осуществления предпринимательской деятельности;

5) принимать меры по пресечению неправомерной деятельности, применять к правонарушителям санкции, вплоть до прекращения предпринимательской деятельности в принудительном порядке.

При осуществлении перечисленных функций государственными органами оказывается воздействие на предпринимателей, которые вынуждены строить свой бизнес с учетом позиции компетентного государственного органа, от которого зависит решение конкретного вопроса. Например, выявив нарушения в деятельности предпринимателя-лицензиата, лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии на шесть месяцев. Предприниматель, для того, чтобы продолжить лицензируемый вид деятельности, будет вынужден перестраиваться, устранять допущенные им нарушения, иначе лицензирующий орган будет обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии – п. 1 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Тем самым принимаемые лицензирующим органом меры оказывают воздействие на деятельность предпринимателей – лицензиатов. Но тем не менее в силу отсутствия подчиненности предпринимателей лицензирующим, регистрирующим, надзорно-контрольным и другим государственным органам отношения между предпринимателями и этими органами входят в сферу действия предпринимательского и коммерческого права, а не административного права.

Можно признать наличие вопроса только относительно государственных и муниципальных предприятий. Хотя в ходе проведения реформ большинство отраслевых министерств, осуществлявших непосредственное управление деятельностью государственных предприятий и организаций, было ликвидировано, в настоящее время продолжают существовать некоторые отраслевые министерства и иные государственные отраслевые органы (агентства, департаменты), которые являются вышестоящими для унитарных предприятий. Но содержание отношений между унитарными предприятиями и государственными отраслевыми органами исполнительной власти радикально изменилось по сравнению с отношениями, которые существовали в дореформенный период, когда кроме жесткого планирования производственно-хозяйственной деятельности действовали и другие рычаги воздействия на подчиненные предприятия.

Эти радикальные изменения выражаются в том, что отношения между унитарными предприятиями и государственными органами строятся теперь не по типу «власть – подчинение», т. е. не по административно-правовому типу, а по типу «собственник – лицо, которому собственником вручено свое имущество и которое владеет им на основании вещного права: хозяйственного ведения или оперативного управления», т. е. по гражданско-правовому типу. Статья 295 ГК РФ названа «Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении». По существу в названной статье установлены границы полномочий государственного отраслевого органа, наделенного правом осуществлять правомочия государства-собственника относительно унитарных предприятий, о чем уже говорилось ранее (см. параграф 5.3).

В содержание компетенции госорганов не входит оперативное управление деятельностью унитарных предприятий. Вышестоящими отраслевыми органами исполнительной власти не утверждаются обязательные для унитарных предприятий плановые задания, не устанавливаются какие-либо экономические нормативы, которые действовали бы только относительно государственных предприятий, но не других коммерческих организаций, не регулируются вопросы внутренней структуры предприятия, порядка использования материальных ресурсов и денежных средств. Интересы государства в результатах деятельности унитарных предприятий обеспечиваются путем размещения госзаказов на конкурсной контрактной основе. Для того, чтобы обеспечить управляемость унитарных предприятий и возможность осуществления полного контроля за их деятельностью, государству пришлось бы сохранять огромный управленческий бюрократический аппарат, который был бы тормозом прогрессивного развития экономики.

Единственно правильный путь дальнейшей оптимизации структуры экономики – это путь сокращения количества унитарных предприятий с сохранением только тех из них, которые необходимы для обеспечения национальной безопасности. Направления государственной политики относительно унитарных предприятий закреплены в постановлении Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения». Согласно названному постановлению сохранение предприятий в форме унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо создание на базе закрепленного за ними имущества федеральных казенных предприятий допускается в определенных случаях, например, «для разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящихся в сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих национальную безопасность; производства отдельных видов продукции, которые изъяты из гражданского оборота или применение которых в гражданском обороте ограничено». Подавляющую часть федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, предполагается «реорганизовать, ликвидировать или продать как имущественные комплексы либо использовать для создания на базе закрепленного за ними имущества федеральных казенных предприятий».

Отграничение предпринимательского права от смежных отраслей права осуществляется по предметному признаку.Один из самых непростых вопросов – это отграничение предприниматель­ского права от гражданского. Отличие этих взаимодействующих отраслей права состоит в следующем. Гражданское право регулирует прежде всего имущественные отношения, причем вне собственно производственной деятельности. Тогда как предпринимательское право призвано урегулировать все акты деятельности в процессе производства, распределения и обмена. Таким образом «глухой стены» между этими отраслями права нет, но самостоятельная территория просматривается достаточно определенно. Даже в пограничной зоне перемещения результатов производства для удовлетворения потребностей граждан видно, что по одну сторону действуют производители, для которых реализация товаров, работ, услуг – необходимая часть воспроизводственного кругооборота. По другую – действуют потребители товаров, работ, услуг. В этой пограничной зоне конкретные сделки граждан и предпринимателей – территория граждан­ского права. Процедуры регистрации, лицензирования, организация работы предпринимателя, включая транспортировку, хранение товаров, применение норм естественной убыли, финансовые результаты деятельности – все это территория предпринимательского права. В сфере предпринимательского права есть и некоторые неимущественные отношения, связанные с ведением предпринимательской деятельности (право на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания). Они отличаются от соответствующих неимущественных отношений гражданского права тесной связью с предпринимательской деятельностью, вне которой эти права не реализуются и лишены какого-либо смысла.

От административного права предпринимательское отличается тем, что к предмету административного права отнесена исполнительно-распорядительная деятельность администрации, то есть отношения в сфере власти и подчинения. В предпринимательских отношениях нет исполнительно-распорядительной деятельности. Органы управления и отдельные должностные лица в предпринимательстве не выступают. Здесь в отношениях по осуществлению руководящей деятельности выступают органы государства от имени последнего. Причем эти акты хозяйственного руководства не представляют собой простых актов исполнения законов или распоряжений во их исполнение. Регулирующая роль государства все более отделяется от актов исполнительно-распорядительной деятельности и внимает экономическим методам воздействия, таким как налоги, льготы, дотации и т.д.

От трудового права предпринимательское отличается тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, установленному режиму работы и другим отношениям найма, а на предпринимательские отношения предприятий и их подразделений в целом как хозяйствен­ных образований. Наличие организационно-имущественного обособления, хозяйственного договора является признаком предпринимательских отношений, позволяющим отграничить их от трудовых отношений.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: