Уголовно-исполнительная политика России на современном этапе, тенденции и перспективы её развития

Тема 1. Уголовно-исполнительное право и система законодательства по исполнению уголовного наказания

Уголовно-исполнительная политика

Политика государства существенно влияет на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует основные принципы, стратегию, направления и формы достижения социальных целей.

Важное место в государственной политике Российской Федерации занимает борьба с преступностью. Выделяют уголовную, уголовно-исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности . Это разделение условно, так как отдельные направления политики могут как объединяться между собой, так и разъединяться. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Она базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными.

Стратегия уголовно-исполнительной политики заключается в демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы, привлечении общества в исправлении осужденных.

Субъектами формирования политики в области исполнения наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов уголовно-исполнительной системы (Министерство юстиции РФ, департамент судебных приставов, учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания и др.). Реализация политики в данной социальной сфере возложена и на иные органы государства.

Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики. На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; достижения науки.

Прежде всего, уголовно-исполнительная политика во многом зависит от нравственного состояния общества , от уровня его правового сознания. Если обостряются социальные отношения и ослабевают нравственные устои общества, то это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.

Самое непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества .

В экономически сильном государстве ставятся более высокие цели, стратегия становится фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры.

Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, оказывает состояние преступности . Стабильный уровень преступности или ее снижение делают политику в данной сфере, как правило, более гуманной. Рост тяжких и прежде всего насильственных преступлений негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК РФ), а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах – постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение).

Предмет и наука уголовно-исполнительного права

(УИП) – это установленная государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики система норм, которая регулирует общественные отношения в процессе исполнения уголовных наказаний, устанавливает задачи, принципы, общие положения, порядок и условия отбывания наказаний, применение к осужденным основных средств исправительного и воспитательного воздействия. На сегодняшний день преобладает представление об уголовно-исполнительном праве как о самостоятельной отрасли, части системы права Российской Федерации.

Наука уголовно-исполнительного права – это результат человеческой деятельности по систематизации и накоплению знаний об уголовно-исполнительном праве и его исполнении (проведении) в правоприменительной деятельности органов государственной власти исполняющих наказание.

Основная задача науки уголовно-исполнительного права заключается в теоретическом обеспечении совершенствования исполнения наказаний.

Уголовно-исполнительное право делят на Общую и Особенную часть.

Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение осужденных, систему уголовно-исполнительных органов и контроль за их деятельностью.

Особенная часть определяет порядок и условия исполнения и отбывания конкретных видов наказаний, а также основания и порядок освобождения от наказания и контроль за освобожденными и условно-осужденными.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Предмет УИП включает в себя политику государства в сфере исполнения уголовного наказания; структуру норм рассматриваемой отрасли права; систему законодательства и его источники; уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международно-правовые стандарты по обращению с осужденными и предупреждению преступности; практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.

Деятельность уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное право самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, принципы, направления, основные формы и средства реализации политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительная деятельность – это конечный этап правоприменения. От ее эффективности зависит действенность многих органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социальных задач. Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.

В современных условиях действия УК РФ и соответствующего ему УИК РФ произошло расширение предмета уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 2 УИК РФ расширение предмета уголовно-исполнительного права связывают со следующими формами регулирования общественных отношений:

а) с исполнением всех видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ (принудительных мер медицинского и воспитательного характера), на основе установленных законодательством принципов, правил и порядка;

б) с применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;

в) с регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

г) с порядком участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений;

д) с процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобождаемым лицам.

Самостоятельность любой отрасли права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования отношений. В уголовно-исполнительном праве основным методом является императивный метод, предполагающий неравенство субъектов правоотношения.

Принципы уголовно-исполнительного права

Существует три группы принципов уголовно-исполнительного права: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.

I. Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.

1. При принципе демократизма руководство деятельностью исправительными учреждениями строится на основе демократического централизма.

2. Принцип законности выражается в неуклонном соблюдении и точном исполнении законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание.

3. Принцип гуманизма выражается в установлении гуманных условий отбывания наказания и проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства.

II. Межотраслевые принципы: равенство осужденных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний.

1. заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.

2. Принцип дифференциации отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству; полу; возрасту; тяжести совершенного преступления; судимости.

3. Принцип индивидуализации выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.

III. Отраслевые принципы: рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.

1. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных заключается, с одной стороны, в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны – в ее достаточности и соразмерности.

2. При принципе стимулирования правопослушного поведения применяются поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.

3. представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.

4. Принципы законности и гуманизма.

В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. В ст. 8 УИК РФ перечислены принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.

Принцип законности – конституционный. Он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17–19 и др.) и международных документов. В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст. 10–15 УИК РФ, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19–23 УИК РФ, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма закреплен во многих институтах и нормах УИК РФ, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Например, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». В гл. 2 ст.12 УИК РФ указано, что осужденные «не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона».

Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Его реализуют с помощью средств исправительного воздействия: общественно полезный труд, интенсивное психолого-педагогическое воздействие, профессиональная подготовка и общеобразовательное обучения.

Цели гуманного отношения к осужденным отражены в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК РФ), свидания (ст. 91 УИК РФ), телефонные переговоры (ст. 92 УИК РФ) и др.

Принцип демократизма реализуется признанием осужденного субъектом уголовно-исполнительного права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) написано, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Это положение гарантирует осужденному, существенно ограниченному в правах, соответствующую социальную защищенность.

Принцип демократизма закреплен в ч. 2 ст. 9 УИК РФ, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них . В ст. 23 УИК РФ закреплено содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

Принцип демократизма выражается в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, и в осуществлении контроля общества за их деятельностью.

Принцип равенства осужденных перед законом является конституционным и международно-правовым принципом. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ (ст. 6) этот принцип формулируется, как запрет установления каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от «расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения».

Но равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они корректируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Так, в соответствии с международными положениями для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Есть определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых осужденных, женщин. Также условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и уровня общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания является производным от принципа дифференциации и индивидуализации ответственности (ст. 6 УК РФ). Дифференциация означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания – классификация осужденных, принятая в УИК РФ, и распределение их по видам исправительных учреждений. Индивидуализация исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения предполагает учет обстоятельств совершения преступления, личность осужденного и его предыдущее поведение. При этом налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК РФ).

Принцип стимулирования правопослушного поведения закреплен во многих нормах УИК РФ. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Стимулирующие нормы регулируют изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону. К поощрительным нормам относят положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК РФ).

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием предполагает, что кроме карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК РФ. Также к осужденным должны применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера.

Нормы уголовно-исполнительного права

Норма уголовно-исполнительного права – это вариант (предел) должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. Норма УИП – основной элемент отрасли права, его первый уровень. Второй уровень образует комплекс норм, регулирующих определенную группу общественных отношений, например, возникающих при исполнении лишения свободы, исправительных работ, при освобождении от отбывания наказания. Такое объединение норм второго уровня образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Сама отрасль права образует третий, высший уровень его структуры.

Особенностью норм уголовно-исправительного права является то, что некоторые из них рецепиированы из других отраслей права. Это прежде всего относится к нормам, регулирующим: труд осужденных к лишению свободы (ст. 103–107 УИК РФ); их пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности (ст. 98 УИК РФ); материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст. 99-101 УИК РФ).

Существует группа специальных норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные понятия (дефиниции). В уголовно-исполнительном праве различают нормы-задачи; нормы-принципы и нормы-дефиниции .

К нормам-задачам относятся, в частности, следующие: ст. 1 УИК РФ, определяющая цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК РФ, устанавливающая, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи исправительных учреждений – исправление осужденных. К нормам-принципам относится ст. 8 УИК РФ, формулирующая систему принципов этой отрасли права. В нормах-деференциях раскрываются определенные понятия. Например, в ч. 1 ст. 9 УИК РФ дается определение исправления осужденных, а в ч. 1 ст. 82 УИК РФ – понятие режима в исправительных учреждениях.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ можно выделить большую группу норм: бланкетных и отсылочных.

В бланкетной норме (ст. 84, ч. 2 ст. 103 УИК РФ) делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, которые возникают в связи с исполнением наказания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Отсылочные нормы (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 УИК РФ) отсылают к другим нормам УИК РФ, облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирование норм. Они имеют внутриотраслевое назначение.

Нормы уголовно-исполнительного права классифицируют по отдельным видам, а в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения, их принято подразделять на регулятивные? поощрительные, охранительные .

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных правил и обязанностей они, в свою очередь, делятся на:

а) обязывающие – устанавливающие требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 82 УИК РФ);

б) уполномочивающие – предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 4 ст. 89 УИК РФ);

в) запрещающие – устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные. Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей (ч. 4 ст. 103 УИК РФ), так и в конкретной форме (ч. 1 ст. 90 УИК РФ).

Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных (ст. 108, 109, ч. 1 ст. 111, ст. 112, 113 УИК РФ и др.).

Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 102, 115 УИК РФ).

Структура норм уголовно-исполнительного права. В структуре норм выделяются гипотеза, диспозиция, санкция.

Структура нормы права – это и есть связь между ее элементами. Иными словами, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя – с санкцией, и наоборот. Структуру правовой нормы легко представить в виде формулы: «Если… то… иначе». Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция – какое правило поведения закрепляется; санкция – какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения. Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны.

Гипотеза - это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма. Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за приделы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для многих норм. В ряде случаев гипотеза содержится в самом тексте нормы (ст. 97 УИК РФ).

В диспозиции сосредоточена сердцевина нормы – правила поведения субъектов и участников правоотношения, определены их права и обязанности. Нормы права и статьи закона не обязательно совпадают. В статьях нередко содержится несколько норм.

В качестве санкции рассматриваются предусмотренные нормой права последствия нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права, в отличие от норм уголовного права, является то, что они могут находиться в одной статье (ст. 115 УИК РФ), но применяются за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту – осужденному, иные субъекты и участники несут ответственность в соответствии с нормами административного или трудового права.


В.Г. ГРОМОВ,

кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры уголовного права и криминологии Саратовского юридического института МВД России

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Политика государства оказывает существенное влияние на формирование и развитие общественных отношений, правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых норм, человеческого сознания. Она вырабатывает принципы, стратегию, основные направления и формы достижения целей, которые ставит перед собой общество. Современная политика России направлена на построение правового государства и повышение благосостояния народа, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие и совершенствование человека как личности.

Нередко средства массовой информации негативно оценивают как политику государства, так и то, что с ней связано. Так, можно услышать, что политика - это «продажная женщина», «грязное дело», политика вершится нечестными на руку людьми, нечестными методами, что политику делают люди, которые пекутся прежде всего о собственном благополучии, а не об интересах общества и государства, утверждается о лоббировании в политике интересов крупного бизнеса. Однако следует уточнить, что за феномен представляет собой политика и каково ее содержание.

Согласно Платону и Аристотелю, политика - это единая наука об обществе и городе-государстве (полисе). В учении о государстве в настоящее время под политикой понимают науку о задачах и целях государства и средствах, которые имеются в распоряжении или необходимы для выполнения этих целей. Вспомогательные науки по отношению к политике - история, политическая и экономическая география, государственное право, социология, учение об экономике, психология, этика.

С.И. Ожегов характеризует политику как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемую их интересами и целями.

Политика (от греч. politikе - государственные или общественные дела, polis - государство) - это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами. Ее сутью является определение форм, задач, содержания деятельности государства; планомерная совокупность действий государственной или иной власти, направленных на достижение какой-либо цели в обществе, отношений между государствами, внутри группы людей и пр.

Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет специфические предметы, а значит, формы и методы воздействия. Именно в этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.

Большое место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с этим злом. По мнению Р.Р. Галиакбарова, политика государства в сфере борьбы с преступностью - это уголовная политика. Составными частями уголовной политики являются уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, пенитенциарная и предупредительно-профилактическая политика.

Однако не все ученые придерживаются этой точки зрения. Так, Н.А. Лопашенко считает, что уголовная политика является ядром государственной политики в сфере борьбы с преступностью, но не исчерпывает последнюю. В государственную политику в сфере борьбы с преступностью входят, например, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, в некоторой степени - социальная и экономическая политика.

И.В. Шмаров полагает, что политика в сфере борьбы с преступностью направляет деятельность государства, органов представительной власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей. Политика государства в этой сфере многопланова. Ее можно условно разделить на политику в сфере профилактики преступности, уголовную, в сфере исполнения наказания.

А.И. Коробеев полагает одновременное существование социальной политики в области борьбы с преступностью, уголовной и уголовно-правовой политики. А.Н. Игнатов считает, что уголовная политика включает в себя уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и пенитенциарную политику. По мнению Ю.И. Ляпунова, в уголовную политику государства входят уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная политика. Существуют и иные точки зрения.

В.И. Селиверстов считает, что уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Цели и принципы политики в сфере исполнения наказания реализуются в соответствующей отрасли права -уголовно-исполнительного права.

По мнению И.В. Шмарова и В.И. Селиверстова, политику в сфере борьбы с преступностью можно условно разделить на политику в сфере предупреждения преступности, уголовную и уголовно-исполнительную. Однако такое структурное разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля над преступностью условно. Отдельные ее направления могут объединяться, например уголовная и уголовно-исполнительная политика, или, напротив, расчленяться.

Уголовная политика определяет уголовно-правовую меру воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференциацию и индивидуализацию ответственности, криминализацию и декриминализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, систему и виды наказания, ее содержание, а также освобождение от наказания. Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Однако, несмотря на продолжающуюся в научных кругах полемику, необходимо отметить, что для всех очевидным является факт существования таких направлений внутренней политики государства, как уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная политика, а также политика в сфере противодействия преступности как интегративное понятие, объединяющее в себе первые три направления политики.

Следует поддержать точку зрения В.А. Номоконова и Б.Т. Разгильдиева о том, что термин «уголовная политика» не вполне корректен, так как дословно означает «преступная, криминальная политика». И хотя этот термин в науке является достаточно устоявшимся, его всегда следует использовать осторожно, особенно когда вопрос касается терминологии и формулирования понятий.

Все виды направлений политики в области противодействия преступности едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно взаимосвязаны.

Уголовно-исполнительная политика -это часть государственной политики противодействия преступности. Она представляет собой обусловленное экономическим и социальным потенциалом направление деятельности государственных органов и субъектов гражданского общества в области исполнения уголовного наказания, определения принципов, форм, содержания и стратегии этой деятельности для наиболее эффективного достижения целей наказания.

Нередко в литературе можно встретить выражения «пенальная политика», «наказательная политика», «пенитенциарная политика», «карательная политика», которые часто отождествляются с уголовно-исполнительной политикой. Так, О.В. Старков и С.Ф. Милюков считают, что слова «уголовный», «наказательный» и «пенальный» являются синонимами и могут использоваться как взаимозаменяющие термины.

Пенитенциарный (от лат. pоenitentiarius - покаяние, раскаяние, исправление) - относящийся к исполнению наказания и исправительно-воспитательному воздействию на лиц, совершивших уголовное правонарушение. Термин получил распространение в конце XVIII века, когда религиозная секта американских квакеров образовала в штате Пенсильвания на средства прихожан тюрьму - пенитенциарий, где, по их убеждению, преступники в условиях изоляции от внешнего мира, оставаясь один на один со своей совестью и религией, могли исправиться и вернуться в лоно Божье.

Пенальный (от лат. роеnа - наказание) дословно означает «наказательный». По мнению С.В. Бородина и А.В. Наумова, наказание - это всегда кара, так как любое наказание в той или иной степени имеет карательное содержание. И.С. Ной также полагает, что кара является лишь одним из элементов наказания, и цель кары не тождественна цели наказания. Карательная сторона исправительных учреждений заключается в причинении осужденному «тяжких моральных страданий, связанных с изоляцией от общества». Соглашаясь с тем, что кара является одним из элементов наказания, вместе с тем следует заметить, что ее удельный вес в наказаниях, связанных с лишением свободы, и в наказаниях, не связанных с изоляцией осужденных от общества, существенно различается.

Между собой тождественное и более широкое значение имеют термины «пенальная», «наказательная» и «уголовно-исполнительная». Что касается терминов «карательная» и «пенитенциарная», то они имеют более узкое значение. Их необходимо относить только к уголовно-исполнительной политике в области исполнения наказания, связанного с изоляцией осужденных от общества.

Уголовно-исполнительная политика обладает соответствующей структурой и содержанием. Структура предполагает наличие субъекта, объекта, характера направления деятельности, определяет цели, задачи, формы и средства ее достижения. К основным субъектам формирования уголовно-исполнительной политики относится государство в лице его федеральных органов власти и управления, а именно Федеральное собрание РФ, Президент РФ и Правительство РФ. Эти субъекты определяют цель, стратегию и приоритетные направления уголовно-исполнительной политики. К числу субъектов реализации уголовно-исполнительной политики относятся органы регионального и местного самоуправления, учреждения и органы, исполняющие наказание, суд и прокуратура, общественные организации и конфессиональные объединения, непосредственно граждане России.

По мнению О.Ю. Рыбакова, состав субъектов правовой политики, к отдельным видам которой он относит уголовно-правовую, уголовно-исполнительную, семейно-правовую и др., весьма значителен. Однако выделение большого количества субъектов не означает размытости, безграничности, аморфности в вопросах создания и проведения правовой политики. Скорее наоборот, подтверждает, что правом участия в формировании и проведении правовой политики обладает большое количество субъектов в соответствии с законодательством, а правовая политика предстает всеобщим и важным делом защиты прав личности.

Объектом уголовно-исполнительной политики выступают права, свободы и законные интересы осужденных, персонала учреждений и органов, исполняющих наказание, иных субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений, а ее целью - их защита.

Средства осуществления уголовно-исполнительной политики - это совокупность приемов и способов, посредством которых субъекты в своей деятельности стремятся достичь поставленной цели. К ним относятся: правотворчество и правоприменение; правовые акты, регулирующие уголовно-исполнительные правоотношения; правовые знания, правовая культура и правовое воспитание; применение мер принуждения и средств исправления; предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений и др.

Содержание уголовно-исполнительной политики носит комплексный характер, включающий в себя несколько составляющих. Можно выделить доктринальную составляющую - комплекс идей, концепций, учений, ценностей, ориентиров правового бытия субъектов уголовно-исполнительных правоотношений и их выражение в виде программы конкретных действий. При этом формулируются основные, базисно-приоритетные ценности личности и общества, которые в главных направлениях неизменны в течение продолжительного промежутка времени. Именно доктринальная составляющая обосновывает стратегию и тактику, задачи, средства и конечную цель правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности.

Организационно-формальная составляющая - все то, что позволяет непосредственно осуществлять в действительности в целях удовлетворения потребностей и интересов субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Организационно-формальную составляющую уголовно-исполнительной политики образуют:

· формы - правотворческая, правоприменительная, правоохранительная деятельность;

· виды - политика в области исполнения наказаний, связанных с изоляцией осужденных от общества, и политика в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества;

· приоритеты - постепенная отмена смертной казни как вида уголовного наказания; повышение удельного веса наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в общем числе всех назначенных наказаний; увеличение суммы государственных расходов на содержание осужденных к лишению свободы в расчете на одного осужденного.

Перспективно-преобразовательная составляющая заключается в аккумулировании и воспроизводстве наиболее эффективных, значимых, перспективных направлений. Это то новое, достигнутое в процессе осуществления уголовно-исполнительной политики, что позволяет максимально эффективно достигать целей наказания. Так, в 90-х годах прошлого столетия в местах лишения свободы были отменены такие виды дисциплинарных наказаний, как лишение очередного свидания, очередной посылки (передачи), права приобретения продуктов питания сроком на 1 месяц; отменено ограничение на количество получаемых и отправляемых писем. Одновременно осужденным было предоставлено право на 4 телефонных разговора в год. Кроме того, появился институт Уполномоченного по правам человека, одной из функций которого является защита прав, свобод и законных интересов осужденных. Эти изменения можно отнести к перспективно-преобразовательной составляющей политики, так как они способствуют снижению кары в наказании, гуманизации процесса исполнения наказания, повышают степень защиты осужденных от произвола в какой бы то ни было форме.

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных правовых актах, достижениях науки и практики. Смена общественно-экономической формации и политической системы в стране повлекли изменения стратегии основных направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной системы.

Стратегия уголовно-исполнительной политики в реализации этой цели заключается в гуманизации исполнения и отбывания наказания; демократизации деятельности исправительных учреждений; определении новых видов уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы; существенных преобразованиях в производственной деятельности исправительных учреждений; изменении установок на роль труда осужденных; вовлечении общества в процесс исправления осужденных.

Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от различных факторов. Факторами, влияющими на уголовно-исполнительную политику, является совокупность социально-экономических, политических,идеологических и иных явлений и процессов, которые оказывают как непосредственное, так и опосредованное воздействие на формирование основных направлений деятельности государства и его специальных органов в области исполнения уголовного наказания.

По мнению А.И. Зубкова, основными факторами, влияющими на уголовно-исполнительную политику, являются:

· уровень развития социально-экономических отношений в стране;

· уровень развития демократии, защиты прав и свобод человека;

· уровень культуры, правосознания и морали граждан;

· показатели преступности и правонарушений;

· уровень развития уголовно-исполнительного законодательства и его соответствие требованиям международных стандартов по обращению с осужденными;

· уровень развития науки уголовно-исполнительного права.

Эта система факторов в совокупности и обусловливает формирование политики России в сфере применения уголовных наказаний и обращения с осужденными.

К основным функциям уголовно-исполнительной политики следует отнести правоформирующую, регулятивную, охранительную, исправительно-воспитательную, предупредительно-профилактическую, правоприменительную, методологическую, ресоциализирующую и интегрирующую.

Правоформирующая функция заключается в том, что деятельность законодателя направлена на совершенствование существующей нормативной базы, повышение эффективности правового регулирования исполнения и отбывания наказаний осужденными. Если повседневная практика показывает, что нормы устарели и тормозят развитие отношений, порождают конфликты, субъекты правотворчества создают новые нормы, отвечающие состоянию общественных отношений.

Право является основной формой реализации уголовно-исполнительной политики, поэтому политика должна обладать и всеми присущими ему функциями, а именно: регулятивной (регулирует правоотношения, возникающие между субъектами по поводу и в процессе исполнения и отбывания наказаний), охранительной (охраняет права, свободы и законные интересы субъектов уголовно-исполнительных правоотношений), исправительно-воспитательной (исправляет и воспитывает осужденных, формируя у них положительные качества), предупредительно-профилактической (занимается профилактикой правонарушений и предупреждением преступлений осужденными и иными лицами).

Правоприменительная функция направлена на реализацию тех самых норм, которые были ранее созданы ею же для регулирования уголовно-исполнительных правоотношений. Формирование уголовно-исполнительных норм и их применение присущи только одноименной уголовно-исполнительной политике.

Методологическая функция означает, что политика вырабатывает общие подходы к решению проблем исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний, формирует направления будущих изменений в системе законодательства, в системе учреждений и органов, исполняющих наказание, формирует и утверждает российские стандарты обращения с осужденными на базе норм международного права, провозглашает основные принципы деятельности в сфере исполнения наказаний.

Ресоциализирующая функция заключается в том, что в процессе исполнения наказания предполагается «перерождение преступника в законопослушного гражданина, осознавшего всю пагубность совершенного им преступления и способного адаптироваться к жизни в условиях свободы и заняться полезной деятельностью, восстановить при этом утраченные им социальные контакты с обществом».

Интегрирующая функция состоит в том, что уголовно-исполнительная политика как специфическая деятельность объединяет в себе такие направления, как гражданско-правовое, трудовое, семейное, медико-санитарное, хозяйственное, психолого-педагогическое, экономическое, управленческое и др., вбирает в себя передовой опыт международного сообщества в области исполнения наказания и обращения с заключенными.

Таким образом, российская уголовно-исполнительная политика, структурно являясь частью единой внутренней политики государства, представляет собой очень важный инструмент, с помощью которого государство и общество могут оказывать воздействие на преступность.

Библиография

1 См.: Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1998. С. 354.

2 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. язык, 1989. С. 448.

3 См.: Словарь иностранных слов и выражений /Авт.-сост. Е.С. Зенович. - М.: Олимп, 1995. С. 368.

4 См.: Галиакбаров Р.Р. Уголовное право. Общая часть. - Краснодар, 1999. С. 13.

5 См.: Уголовное право Российской Федерации. Общая часть /Под ред. Р.Р. Галиакбарова. - Саратов, 1997. С. 7.

6 См.: Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. - М.: БЕК, 1996. С. 1-2; Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. - М., 1998. С. 4.

7 См.: Коробеев А.И., Усс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы. - Красноярск, 1991. С. 6-8.

8 См.: Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Курс российского уголовного права: В 2 т. Т. 1: Общая часть. - М., 2001. С. 4.

9 См.: Уголовное право. Общая часть /Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. - М., 1997. С. 9-10.

10 См.: Уголовно-исполнительное право /Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Юриспруденция, 2001. С. 5.

11 См.: Уголовно-исполнительное право России / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Юристъ, 2001. С. 12-14.

12 См.: Номоконов В.А. Некоторые проблемы правовой политики. Правовая политика субъектов Российской Федерации: Мат. круглого стола 26 сентября 2001 г. - Владивосток, 2002. С. 29; Разгильдиев Б.Т. Категория «уголовно-правовая политика»: содержание и форма. Правовая политика: федеральные и региональные проблемы / Под ред. Н.И. Матузова. - Тольятти, 2001. С. 245.

13 См.: Старков О.В., Милюков С.Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминопенологический анализ. - СПб.: Пресс, 2001. С. 104.

14 См.: Криминология: Словарь / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Лань, 1999. С. 99.

15 См.: Словарь иностранных слов. - М., 1988. С. 370.

16 См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина. - М., 2001. С. 565.

17 См.: Ной И.С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. - Саратов, 1962. С. 26.

18 См.: Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности: вопросы теории: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2005. С. 35.

19 См.: Уголовно-исполнительное право России: Учеб. /Под ред. А.И. Зубкова. - М.: ИНФРА-М - Норма, 1997. С. 318.

20 Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов, 2004. С. 36.

Стоит сказать - политика государства оказывает оказывает существенное влияние на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Стоит заметить, что она формирует принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, кᴏᴛᴏᴩые ставит перед собой общество. Современная политика России направлена на построение правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека.

Поскольку политика пробудет в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области ϲʙᴏего действия имеет специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в ϶ᴛᴏм смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.

Не стоит забывать, что важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Стоит заметить, что она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, ϲʙᴏевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью, выделяют уголовную, уголовно – исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой, или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно – правовая, уголовно – процессуальная и уголовно – исполнительная политики.
Стоит отметить, что основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно – правового действия. Вместе с тем все направления ϶ᴛᴏй политики едины с позиции целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.

Уголовно – исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно – правового воздействия на преступность. Стоит сказать - политика государства в области исполнения наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой.

Уголовно – исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы исполнения наказания.

Отметим, что термин "" уголовно – исполнительная политика"" пришел на смену термину ""исправительно-трудовая политика"". Наименование ""исправительно-трудовая политика"" адекватно отражало сущность политики советского государства в сфере исполнения наказания. Исправительно-трудовая политика и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно исправительно-трудовое законодательство провозглашали главную цель исполнения наказания – исправление и перевоспитание осужденных. Основным средством достижения ϶ᴛᴏй цели был признан труд. Стоит сказать, для достижения цели – исправления с помощью труда были созданы исправительно-трудовые учреждения. Институт исполнения наказания был связан с мерами исправительно-трудового воздействия. С мерами исправительно-трудового воздействия были связаны такие наказания как: условное осуждение с обязательным привлечением к труду, исправительные работы. При этом термин ""исправительно-трудовая политика"" как и термин ""исправительно-трудовое право"" перестал отвечать ϲʙᴏему содержанию, т.к. в системе уголовных наказаний появилось много таких наказаний, кᴏᴛᴏᴩые не были связаны с привлечением осужденных к труду. К таким наказаниям относились общественное порицание, увольнение от должности и др.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что уже с 70-х годов появилось основание изменить наименование ""исправительно-трудовая политика"" на ""уголовно-исполнительную политику"".

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим международным актом, достижениям наукам и практикам.

В России произошла смена общественно-экономической формации и политической системы общества, что повлекло изменения стратегии основных направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной системы. Соответственно показателям правового государства должна быть приведена вся система исправления и отбывания наказания. Стратегия уголовно-исполнительной политики в реализации ϶ᴛᴏй цели заключается в гуманизации исполнения и отбывания наказания, демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению ϲʙᴏбоды, существенных преобразованиях в производственной деятельности исправительных учреждений, изменении установок на роль труда осужденных, привлечении общества в исправлении осужденных.

Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от ряда социальных факторов.

Факторам влияющими на уголовно-исполнительную политику будут: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; развитие фундаментальных общественных наук; опыт практической деятельности.

Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-политическое благополучие общества возможно в условиях демократического правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствия крупномасштабных социальных конфликтов.

Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику. Экономическое благополучное государство способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной.
Стоит отметить, что основные формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от политических факторов и коньюнктуры. В условиях экономического кризиса создается разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики, реализованном в уголовно-исполнительном законодательстве и реальном их воплощении.

Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также влияют на уголовно-исполнительную политику.

Разные социальные группы имеют значительные отклонения от провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны. Стоит заметить, что они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества, углубление социальных противоречий отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.

Состояние преступности также оказывает существенное влияние на уголовно-исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-исполнительная политика как правило более гуманна. Высокий уровень преступности, жестокий характер преступных проявлений, негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе оправдывает более жестокие политические и правовые решения.

Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную политику. В ст. 15 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации будут составной частью ее правовой системы.

В 1989 г. СССР подповествовал Венские соглашения, на базе кᴏᴛᴏᴩых были приняты обязательства, привести ϲʙᴏе законодательство в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с международными соглашениями о защите прав человека, в т.ч. и в сфере борьбы с преступностью. Государства-участники принимали на себя обязательства ""обеспечить, ɥᴛᴏбы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности"".

Россия будет правопреемницей СССР, и взяла на себя обязанность соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно выделить Европейские принципы и стандарты, кᴏᴛᴏᴩые содержат более высокие требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать: Европейскую конвенцию о защите прав человека; Европейскую конвенцию по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейские пенитенциарные правила и ряд других документов. Россия как член совета Европы, должна привести ϲʙᴏе уголовно-исполнительное законодательство в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с Европейскими принципами и стандартами.

Принципы и стандарты о защите прав человека и обращении с осужденными носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социальной и политической конъюнктуре, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов.

Принципы и стандарты будут четким ориентиром для развития политики законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.

Достижения науки будут важным фактором, оказывающим влияние на формирование и развитие уголовно-исполнительного права.

Наука, разрабатывая проблемы борьбы с преступностью, также исследует проблемы исправления осужденных. В предварительных замечаниях к Минимальным стандартным правилам обращениям с заключенными говорится о необходимости использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении правил обращения с заключенными.

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуется уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией. Нужно помнить, такие исследования в России начались в дореволюционный период, были продолжены в советское время. Наука сформулировала цели, принципы, основные формы и методы обращения с осужденными.

Современной задачей российской науки будет определение места пенитенциарной системы России в правовом государстве, определении стратегии принципов, форм и методов исполнения уголовных наказаний. Не стоит забывать, что важным критерием правильности достижений науки будет практическая деятельность исправительных учреждений и других уголовно исполнительных органов. В случае если она покажет низкую эффективность действующих норм права, то, естественно, возникает необходимость внести ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие коррективы в политику.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики будет уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

Таким образом уголовно-исполнительная политика являясь частью единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики, определяет направление деятельности государственных органов в области исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержания ϶ᴛᴏй деятельности. Материал опубликован на http://сайт

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и властные структуры, его представляющие. В ст.7 Конституции Российской Федерации закреплены в общей форме цели этой политики, согласно которой “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Общая цель социальной политики имеет сложную иерархию, которая зависит от характера и направленности многосторонней деятельности государства и его органов по ее реализации.

Одно из таких направлений – политика в сфере борьбы с преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и обеспечивать защиту их прав и законных интересов от преступных посягательств, а также основные направления, принципы, формы и методы контроля государства за преступностью. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации “человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства ”. Она также должна отражать интересы общества и государства.(см. далее)

Наиболее тесная взаимосвязь существует между уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политикой, поскольку последняя выделилась из уголовной политики. Уголовно-правовая политика определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференцию и индивидуализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания. Уголовно-исполнительная политика имеет более узкое содержание: она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказывает влияние на уголовную политику. Это относится прежде всего к определению системы наказаний и отдельных ее видов, к практике назначения наказаний. В конечном итоге политика в рассматриваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступностью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, преступности несовершеннолетних и женской преступности, а также адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлении. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, закрепленными в соответствующих международных актах и Конституции Российской Федерации. Это вытекает прежде всего из п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, согласно которому “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы”. Цели и принципы политики в сфере исполнения наказания реализуются в соответствующей отрасли права - уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительную политику определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структуру и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие общественных наук.

Социально-политическое благополучие общества, четкость политических целей, которые ставит перед собой государство, последовательная их реализация исполнительной властью, стабильность развития, отсутствие крупномасштабных социальных конфликтов создают благоприятные условия успешной реализации целей и принципов политики в сфере исполнения наказания. Напротив, дестабилизация социально-политической обстановки, неясность и противоречивость целей общественного развития. Социальная напряженность и социальные конфликты оказывают деструктивное влияние на формирование и реализацию политики в сфере исполнения наказания.

Политика в сфере исполнения наказания зависит во многом от нравственного состояния общества, от уровня его правового сознания. С обострением социальных отношений ослабевают нравственные устои общества, а это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.

Непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества. Экономически сильное государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры. Оно способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ней целей, что совершено не возможно в условиях экономического кризиса и обнищания населения. Не случайно в Минимальных стандартных правилах обращения с осужденными, в Предварительных замечаниях подчеркнуто: “… принимаю во внимание разнообразие юридических, социальных, экономических … условий, ясно, что не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно” (Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., С.290.). Поэтому при формировании стратегии уголовно-исполнительной политики необходимо базироваться на экономически обоснованных средствах ее реализации.

Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, оказывает состояние преступности. При стабильном уровне преступности или ее снижении политика в данной сфере, как правило, более гуманна. Однако рост преступлений, а особенно в последние годы, рост тяжких и прежде всего насильственных преступлений, негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.

Различными отраслями науки, исследовавшими проблемы исполнения наказания (криминология, уголовное право, прежде всего теория наказания, уголовно-исполнительное право) и исправления осужденных (исправительная психология и педагогика) были сформулированы цели, принципы, основные формы и методы обращения с осужденными, особенно к лишению свободы. Они нашли отражение в законодательных актах, определяющих политику в сфере исполнения уголовного наказания, хотя и не всегда реализовывались.

Субъектами формирования политики в сфере исполнения наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации.

Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

Федеральное Собрание РФ, принимая соответствующие законы, в том числе уголовные и уголовно-исполнительные. акты амнистии и т. д., рассматривая вопросы борьбы с преступностью, тем самым оказывает влияние на формирование политики в сфере исполнения уголовного наказания. Все иные органы государственной власти и управления Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации лишь реализуют ее в своей деятельности.

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК), а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах - постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение). Уголовно-исполнительная политика одновременно реализуется в деятельности соответствующих государственных органов - уголовно-исполнительной системы Минюста России", департамента судебных приставов, органов управления военными уголовно-исполнительными учреждениями, а также непосредственно в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.

Реализация политики в данной социальной сфере возложена и на иные органы государства. Согласно ст. 4 Закона РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” от 21 июля 1993 г. органы государственной власти и управления субъектов Федерации входят с предложением или дают согласие на создание и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания; оказывают содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала этих учреждений; создают условия для их деятельности и привлечения осужденных к труду.

Понятие уголовно-исполнительной политики, ее содержание и взаимосвязь с одноименной отраслью права

В основе формирования и развития правовой системы государства, правовых форм и направлений его деятельности - политика, отражающая принципы, стратегию основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государства. Одно из ее направлений - политика в сфере борьбы с преступностью. В ней в концентрированном виде выражены цели принципы, стратегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она должна выражать интересы граждан РФ и общества в целом, обеспечивать их защиты от преступных посягательств. Политика в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов по профилактике преступлений и ины правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей. Политика многопланова - в сфере предупреждения преступности, уголовная политика, уголовно-исполнительная политика. Разделение условно - отдельные направления могут объединяться; все едины с точки зрения целей принципов и стратегии и тесно связаны между собой. Составная часть уголовной политики - уголовно-правовая политика (определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференциацию и индивидуализацию ответственности, криминализацию и декриминализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания). Правовая сфера уголовно-исполнительной политики определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания. Политика в сфере исполнения наказания влияет на уголовную политику à определение системы наказаний и отдельных его видов, практика назначения наказаний. Цели и принципы политики стабильны, т.к. базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки. Стратегия стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии (социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие нравственные ценности и правовые представления, состояние и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук. Субъектами формирования и развития политики являются Президент России и Федеральное Собрание. УИ политика закрепляется в различных формах, и прежде всего - в уголовно-исполнительном законодательства: УИК РФ, иные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Одновременно она реализуется в деятельности соответствующих государственных органов - центральных и территориальных органов ЦИС Минюста РФ, департамента судебных приставов-исполнителей, органов управления военными уголовно-исполнительными учреждениями, учреждениями и органами, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.

Уголовно-исполнительная политика: Понятие, содержание, формы выражения, принципы. Характеристика современной уголовно-исполнительной политики.

Правовая политика – это выработка и реализация тактики и стратегии в области создания и применения права.

В теории уголовного права выделяют понятие уголовной политики в широком смысле этого слова и определяют его как определение и проведение в жизнь целенаправленных мер борьбы с преступностью. Во всех отраслях правовой системы, связанных с реализацией этой задачи (во всех отраслях уголовно-правового цикла). В рамках уголовной политики различные авторы выделяют разные количества ее отраслей или подсистем. П.Н. Панченко считает, что уголовная политика включает такие подсистемы как уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, уголовно-тактическая, уголовно-профилактическая и криминалистическая политика. Э.Ф. Побегайло выделяет в рамках уголовной политики уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную (пенитенциарную), криминологическую (профилактическую), административно-правовую разновидности политики. А.Н. Игнатов делит уголовную политику на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и пенитенциарную. Таким образом, все авторы как минимум выделяют три подотрасли уголовной политики.

В.К. Дуюнов в рамках уголовной политики выделяет два основных направления. Во первых, все виды политик он относит к одному направлению – политика реагирования на преступления и еще есть политика предупреждения преступления. При этом, уголовно-исполнительную политику он относит к политике реагирования на преступления. Что является не вполне логичным по следующим обстоятельствам: Во первых, согласно ч.1 ст.1 Уголовно-исполнительного кодекса, уголовно-исполнительное законодательство РФ имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. То есть, у законодательства одна из целей – это предупреждение преступления. Во вторых, в рамках уголовно-иполнительного права и уголовно-исполнительной политики выделяется институт мер ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание. Правда некоторые авторы пытаются оспорить это и сказать, что это не уголовно-исполнительное право. Таким образом, уголовно-исполнительная политика является по своей сути не только политикой реагирования на преступления, но и политикой их предупреждения одновременно. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовно-правовой политикой, уголовно-правовой политикой в узком смысле этого слова. Уголовно-правовая политика определяет меры воздействия на преступность только и именно средствами уголовного права. Уголовно-правовая политика может воздействовать на общество путем изменения наказания, путем криминализации и декриминализации деяния. В контексте исполнения уголовных наказаний все то же самое. Можно ухудшать, улучшать положение осужденных. Что получается. Да, это деление уголовной политики на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную обоснованно.

Уголовно-исполнительная политика по сравнению с уголовно-правовой имеет более узкое содержание. Она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности, основные формы и методы исполнения уголовных наказаний. Она выражает отношение государства к организации исполнения уголовных наказаний. Уголовно-исполнительная политика базируется на международных стандартах обращения с осужденными, достижениями в соответствующей науке и практике.

Уголовно-исполнительная политика в узком смысле – это определение и реализация тактики и стратегии борьбы с преступностью средствами уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительная политика в широком смысле – это специализированная деятельность прежде всего государственных органов, а также иных субъектов, включающая систему целей, мер, способов, обеспечивающих функционирование правового механизма исполнения уголовных наказаний, а также иных мер уголовно-правового характера.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: