Что такое лечебно-трудовые профилактории в беларуси. Лечебно-трудовой профилакторий

Лечебно-трудовой профилакторий , ЛТП в СССР — вид лечебно-исправительного учреждения, предназначенного для тех, кто по решению суда направлялся на принудительное лечение от наркомании и алкоголизма.

ЛТП были нерукопожатные учреждения и ограничивали гражданам личную свободу. О чем граждане писали в разные газеты и журналы

Сталинские тройки! Ельцин и Путин были, конечно, не в восторге от такого сравнения. В 1994 году система принудительного лечения была отменена указом Ельцина. Эта норма была подтверждена в 2003 году указом Путина.
Один батька Лукашенко таких аналогий не боится и поэтому ЛТП в Белоруссии сохранены.
И, надо понимать, что в Германии тоже заправляют сталинисты, ведь там тоже существуют подобные исправительные учреждения.

Утвержден
Законом РСФСР
от 2 августа 1974 года
(Ведомости ВС РСФСР,
1974, N 32, ст. 854)

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ И ТРУДОВОМ ПЕРЕВОСПИТАНИИ
ХРОНИЧЕСКИХ АЛКОГОЛИКОВ

(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС РСФСР
от 11.10.1982 - Ведомости ВС РСФСР, 1982, N 41, ст. 1513;
от 01.10.1985 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398)

Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:
1. Установить, что хронические алкоголики обязаны проходить
полный курс специального лечения в лечебно - профилактических
учреждениях органов здравоохранения.
Хронические алкоголики, уклоняющиеся от добровольного лечения
или продолжающие пьянствовать после лечения, подлежат направлению
в лечебно - трудовые профилактории для принудительного лечения и
трудового перевоспитания на срок от одного года до двух лет.
01.10.1985)
2. Вопрос о направлении хронических алкоголиков в
профилакторий рассматривается по ходатайству общественных
организаций, трудовых коллективов, государственных органов, а
также членов семьи или близких родственников при наличии
медицинского заключения районным (городским) народным судом по
месту жительства указанных лиц (в отношении лиц, не имеющих
постоянного места жительства, - по месту нахождения в момент
возбуждения ходатайства) в срок не свыше десяти дней в открытом
судебном заседании с вызовом лица, в отношении которого возбуждено
ходатайство, в необходимых случаях - с участием представителей
общественных организаций, трудовых коллективов или государственных
органов, а также членов семьи или близких родственников.
Постановление суда приводится в исполнение органами внутренних
дел не позднее чем в 10-дневный срок со дня его вынесения.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от
01.10.1985)
3. Подготовка и направление материалов, подлежащих
рассмотрению в суде, осуществляются органами внутренних дел.
Лица, в отношении которых возбуждено ходатайство о
принудительном лечении и трудовом перевоспитании, в случае
уклонения от явки на медицинское обследование или в суд
подвергаются приводу органами внутренних дел.
4. Срок пребывания в лечебно - трудовых профилакториях лиц,
направленных для принудительного лечения и трудового
перевоспитания, исчисляется с момента их прибытия в профилакторий.
5. При уклонении от лечения лиц, находящихся в лечебно -
трудовых профилакториях, срок их пребывания по представлению
администрации, основанному на медицинском заключении, может быть
продлен районным (городским) народным судом по месту нахождения
профилактория, но не более чем на один год.
6. При успешном лечебно - трудовом воздействии на лиц,
помещенных в профилактории, срок их пребывания в нем по
представлению администрации, основанному на медицинском
заключении, может быть сокращен районным (городским) народным
судом по месту нахождения профилактория, но не более чем
наполовину. Сокращение срока не применяется в отношении лиц,
повторно направленных в лечебно - трудовой профилакторий.
Лица, находящиеся в профилактории, могут быть по постановлению
суда досрочно освобождены в случае тяжелого заболевания,
препятствующего дальнейшему пребыванию в этом учреждении.
7. Постановления суда по вопросам, перечисленным в статьях 2,
5 и 6 настоящего Указа, являются окончательными и обжалованию не
подлежат.
8. Постановление суда о направлении лица в лечебно - трудовой
профилакторий является основанием для его увольнения с работы без
выплаты выходного пособия.
Время пребывания в лечебно - трудовом профилактории не
прерывает течения трудового стажа и засчитывается в общий трудовой
стаж. Отпуск за этот период не предоставляется.
Из заработной платы или пенсии лица, содержащегося в лечебно -
трудовом профилактории, производятся удержания на покрытие
расходов по содержанию в профилактории в установленном порядке, а
также другие удержания в соответствии с действующим
законодательством.
За лицами, находящимися в лечебно - трудовом профилактории,
сохраняется право на жилую площадь по их прежнему месту
жительства.
Трудовое устройство лиц, возвратившихся из лечебно - трудовых
профилакториев, осуществляется, как правило, по месту их прежней
работы и возлагается на исполнительные комитеты районных,
городских, районных в городах Советов народных депутатов.
Трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из лечебно -
трудовых профилакториев и не имеющих постоянного места жительства,
осуществляется исполнительными комитетами районных, городских,
районных в городах Советов народных депутатов по месту нахождения
лечебно - трудового профилактория либо по избранному лицом месту
жительства в установленном законом порядке.
(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС РСФСР от
11.10.1982; от 01.10.1985)
9. Побег из лечебно - трудового профилактория или с пути
следования в профилакторий наказывается в соответствии со
статьей 186 Уголовного кодекса РСФСР.
10. Лицо, осужденное к лишению свободы за преступление,
совершенное в лечебно - трудовом профилактории или до поступления
в него после вынесения постановления народного суда о применении
принудительного лечения, после отбытия лишения свободы подлежит
направлению в профилакторий на неотбытый срок лечения при наличии
медицинского заключения о необходимости такого лечения.
11. Не подлежат направлению в профилакторий:
а) лица, страдающие хроническими душевными болезнями, инвалиды
первой и второй групп, беременные женщины и кормящие матери, а
также лица с тяжелыми заболеваниями, препятствующими их пребыванию
в этом учреждении. Перечень этих заболеваний утверждается
Министерством здравоохранения РСФСР;
б) мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, а также
лица, не достигшие 18 лет.
11.1. Хронические алкоголики, страдающие тяжелыми
сопутствующими заболеваниями, препятствующими их пребыванию в
лечебно - трудовых профилакториях, инвалиды I и II групп, мужчины
старше 60 лет и женщины старше 55 лет, уклоняющиеся от
добровольного лечения или продолжающие пьянствовать после лечения,
подлежат направлению для принудительного лечения в специальные
наркологические отделения на срок от трех месяцев до одного года.
Направление указанных лиц в специальные наркологические
отделения производится в порядке, предусмотренном статьями 2, 3,
4, 7 и 8 настоящего Указа.
При успешном лечебном воздействии на лиц, помещенных в
специальные наркологические отделения, срок их пребывания в них
может быть сокращен районным (городским) народным судом по
истечении двухмесячного срока лечения по представлению
администрации, основанному на медицинском заключении. Сокращение
срока не применяется в отношении лиц, повторно направленных для
принудительного лечения в специальные наркологические отделения.
(статья введена Указом Президиума ВС РСФСР от 01.10.1985)
13. Утвердить прилагаемое Положение о лечебно - трудовых
профилакториях для хронических алкоголиков.
15. Настоящий Указ вводится в действие с момента его принятия.

Живущий в семье алкоголик становится проблемой не только для родных и близких - он создает множество неудобств и окружающим людям. Зачастую кодирование либо иные методы воздействия на сознание алкоголика не приносят ожидаемых результатов. Когда не остается сил и желания терпеть ежедневные скандалы, следует направить больного алкоголизмом в специализированное учреждение, где ему помогут вернуться к нормальной жизни.

Новый закон - новый порядок

Несмотря на то, что в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях недавно были внесены изменения, запрещающие распитие пива в общественных местах, вечерних «совещаний» на стадионах и под подъездами меньше не стало. И уж точно введенная санкция не действует на сознание лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, для которых очередной штраф или арест абсолютно ничего не значат. Какие меры воздействия в данном случае могут дать результат?

Год назад вступил в силу Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее - Закон). Из анализа его содержания следует вывод об ужесточении позиций законодателя по отношению к данной категории лиц. Действовавшее ранее Положение о лечебно-трудовых профилакториях для хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц, утвержденное постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 21.06.1991 № 888-XII, не устанавливало четкого порядка направления в лечебно-трудовой профилакторий (далее - ЛТП). Такой порядок был описан в специальных методических рекомендациях и предусматривал направление в ЛТП судом лица, страдающего алкогольной зависимостью, в случае совершения им не менее 7 административных правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

Закон дает следующие основные понятия и определения:

  • граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией , - граждане, которым по результатам медицинского освидетельствования установлены соответственно диагнозы хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания;
  • гражданский персонал ЛТП - граждане, занимающие штатные должности в ЛТП и не имеющие специальных званий, за исключением технического и обслуживающего персонала ЛТП;
  • лечебно-трудовой профилакторий - организация, входящая в систему органов внутренних дел Республики Беларусь (далее - органы внутренних дел), создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
  • медико-социальная реадаптация - мера ограничительного характера, осуществляемая в соответствии с Законом, Правилами внутреннего распорядка лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь в отношении граждан, находящихся в ЛТП, направленная на преодоление ими алкогольной, наркотической или токсической зависимости, формирование у них готовности к адаптации в обществе;
  • принудительная изоляция - мера ограничительного характера, осуществляемая в отношении граждан, находящихся в ЛТП, в соответствии с Законом, Правилами внутреннего распорядка ЛТП и другими актами законодательства Республики Беларусь;
  • сотрудники ЛТП - сотрудники органов внутренних дел, занимающие штатные должности в ЛТП.

Направление в ЛТП

Для того чтобы появились основания для направления в ЛТП, необходимо иметь сведения о том, что гражданин, больной хроническим алкоголизмом (диагноз ставит местный врач-нарколог), в течение года 3 раза и более привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, был предупрежден лично под роспись о возможности направления его в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекался к административной ответственности опять же за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения (достаточно одного проступка).

Что же касается лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, они подлежат направлению в ЛТП в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков. Под систематическим нарушением в данном случае понимается нарушение дисциплины не менее 3 раз в течение года.

Не в каждом жизненном случае можно прибегнуть к такой мере воздействия на алкоголика, как ЛТП. Так, к лицам, не подлежащим направлению в ЛТП, согласно Закону относятся:

  • граждане, не достигшие возраста 18 лет;
  • мужчины старше 60 лет;
  • женщины старше 55 лет;
  • беременные женщины;
  • женщины, воспитывающие детей в возрасте до 1 года;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в ЛТП. К данным заболеваниям согласно специально установленному перечню относятся рак и другие злокачественные заболевания, шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, органические психотические расстройства, умственная отсталость (кроме легкой), деменции, расстройства личности вследствие эпилепсии и др.

В отношении граждан, подлежащих направлению в ЛТП, проводится медицинское освидетельствование, призванное установить наличие либо отсутствие у такого гражданина заболевания хроническим алкоголизмом и наличия заболевания, препятствующего его нахождению в ЛТП. Медицинское освидетельствование проводится по постановлению начальника местного органа внутренних дел (по месту жительства лица) или его заместителя.

Если медицинское заключение содержит сведения об отсутствии у гражданина заболеваний, препятствующих нахождению в ЛТП, и сведения о наличии у него заболевания хроническим алкоголизмом, начальник ОВД или его заместитель в течение 10 дней после получения заключения выносит предупреждение о возможности направления данного лица в ЛТП в случае допущения им хотя бы одного правонарушения. Данное предупреждение объявляется гражданину с вручением ему копии и с одновременным составлением протокола. Если гражданин допускает после предупреждения правонарушение, начальник ОВД или его заместитель направляют в суд заявление о направлении данного гражданина в ЛТП.

Встречаются случаи, когда до направления в ЛТП гражданин представляет справку о том, что прошел сеанс кодирования, то есть методики воздействия на подсознание, подавляющей влечение к спиртному. К слову, такую профессиональную помощь зачастую можно получить только после обязательной консультации с врачом-наркологом, на которой пациент информируется о возможных последствиях и дает информированное согласие на лечение. При использовании данного метода также имеется ряд противопоказаний (алкогольный абстинентный синдром, некоторые виды черепно-мозговых травм, некоторые психические расстройства, возраст свыше 60 лет и др.). Однако будет необоснованным считать, что предоставление справки о кодировании позволяет избежать направления в ЛТП. Данная справка может являться лишь основанием для повторного проведения экспертизы, на которой будет решаться все тот же вопрос: страдает ли лицо алкогольной зависимостью? Иногда при повторном исследовании выясняется, что гражданин все еще подлежит направлению в ЛТП.

Порядок нахождения в ЛТП

Гражданин может содержаться в ЛТП 12 месяцев. Но данный срок могут продлить по решению суда на срок до 6 месяцев в случае нарушения условий нахождения в ЛТП (например, отсутствие лица без уважительных причин в ЛТП свыше одних суток, несвоевременное возвращение его из социального отпуска по неуважительным причинам и др.)

Граждане, содержащиеся в ЛТП, размещаются в общежитиях (лица мужского и женского пола размещаются отдельно). Им предоставляется индивидуальное спальное место, место для хранения средств личной гигиены, письменных принадлежностей, одежды, продуктов питания. Они обеспечиваются 3-разовым горячим питанием, средствами личной гигиены (данные нормы устанавливаются Правительством). Конкретный распорядок дня устанавливается администрацией ЛТП. Он в обязательном порядке должен предусматривать 8-часовой сон, время, предназначенное для личной гигиены, время приема пищи, рабочее время, время дежурства, время, предназначенное для медико-социальной реадаптации, личное время, время, предназначенное для осуществления проверок наличия граждан, находящихся в ЛТП.

Среди прав граждан, содержащихся в ЛТП, можно выделить следующие:

  • право на обеспечение их безопасности;
  • право на гуманное обращение и уважение их человеческого достоинства;
  • право на обеспечение лекарственными средствами;
  • право на свидания, переписку, телефонные разговоры и др.

Граждане, находящиеся в ЛТП, с учетом их возраста, трудоспособности, состояния здоровья, специальности, квалификации трудоустраиваются в самих ЛТП, на республиканских унитарных предприятиях и иных организациях, подчиненных Департаменту исполнения наказаний МВД Республики Беларусь. Граждане имеют заработную плату, начисляемую на их лицевые счета, а также право на трудовой и социальный отпуска. Из заработной платы производятся удержания стоимости питания, одежды, обуви, коммунально-бытовых услуг, а также иные удержания, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь. Независимо от этого на лицевой счет гражданина, содержащегося в ЛТП, перечисляется не менее 25% начисленной зарплаты.

Конечно, заведения, о которых мы рассказали в настоящей статье, не решат полностью проблему алкоголизма. К сожалению, даже после лечения в ЛТП многие возвращаются туда снова и снова. Тем не менее, как мы уже говорили вначале, именно ЛТП в некоторых случаях является единственным средством воздействия на алкоголика и достаточно эффективным способом временной изоляции его от измученного им же общества.

"Личный юрист", № 1/2011

О внесении изменений и дополнений в изложенный порядок

1 июля 1994 года в соответствии с указом президента Бориса Ельцина в России была ликвидирована система лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) для хронических алкоголиков.

В 1972 году после принятия очередных решений партии и правительства о борьбе с пьянством и алкоголизмом Генеральная прокуратура СССР провела проверку лечебно-трудовых профилакториев и пришла к совершенно неожиданным, хотя и вполне закономерным выводам.

Имеющиеся в Прокуратуре СССР материалы свидетельствуют о том, что при исполнении законов о принудительном лечении злостных пьяниц и наркоманов допускается много нарушений. Специальные учреждения для осуществления принудительного лечения — лечебно-трудовые профилактории — организованы еще не во всех союзных республиках. В Армянской ССР Указ о принудительном лечении злостных пьяниц и наркоманов принят 26 мая 1971 г., а в Азербайджанской ССР — 26 августа 1965 г., однако до настоящего времени в этих республиках лечебно-трудовые профилактории не созданы.

Трудовое перевоспитание лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях, должным образом не организовано. В нарушение закона во многих профилакториях не имеется собственной производственной базы, вследствие чего злостные пьяницы и наркоманы выводятся на работу за пределы профилактория на контрагентские производственные объекты и нередко работают там без какого-либо наблюдения за ними со стороны администрации лечебно-трудового профилактория.


В целом по стране из общего числа занятых трудом алкоголиков и наркоманов в I полугодии 1972 г. на собственном производстве профилакториев использовалось лишь 49,8% (в I полугодии 1971 г.— 50,2%). В профилакториях отдельных республик этот показатель еще более низкий: в Эстонской ССР на собственном производстве профилакториев использовалось всего 28,1%, в Молдавской ССР — 29,3%, Туркменской ССР — 33,0%, Белорусской ССР — 38,7%.

Необходимое условие эффективности принудительного лечения — изоляция алкоголиков и наркоманов не обеспечивается, в результате многие из них по-прежнему пьянствуют, нарушают общественный порядок и дисциплину, совершают побеги и другие правонарушения.

Только в I полугодии 1972 г. количество допущенных в профилакториях нарушений режима и дисциплины в сравнении с тем же периодом прошлого года увеличилось почти в три раза и на каждую тысячу среднесписочной численности составило 274 (в I полугодии 1971 г. на каждую 1000 чел. их было 100). В некоторых республиках уровень нарушений режима в ЛТП еще более высокий (РСФСР, Эстонская, Туркменская, Грузинская). Подавляющее большинство допущенных нарушений режима составляет пьянство — 52,1%, а также отказы от работы — 6,8%, мелкое хулиганство — 6,2%.

Слабая изоляция, плохой надзор, недостатки в проведении политико-воспитательной работы способствуют совершению водворенными в лечебно-трудовые профилактории лицами многочисленных преступлений.


Так, если в? полугодии 1971 г. на каждую 1000 чел. среднесписочной численности преданные суду за совершенные преступления в ЛТП составляли 13, то в I полугодии 1972 г. их было 14; в ЛТП ряда союзных республик отмечается еще более высокий уровень преступности: в Эстонской ССР — на 1000 чел. 41, Казахской ССР на 1000 чел.— 33, РСФСР на 1000 чел.— 16. Обращает внимание то, что уровень преступности в ЛТП значительно выше преступности в исправительно-трудовых колониях, где число преданных суду в I полугодии 1972 г. в целом по стране на каждую 1000 чел. составляло 3, Эстонской ССР — 8, Туркменской ССР — 7, РСФСР — 3.

В ЛТП не полностью обеспечивается требование закона о проведении необходимого противоалкогольного лечения злостных пьяниц. В ряде профилакториев (Якутская АССР, Северо-Осетинская АССР) многие алкоголики не подвергались такому лечению иногда по несколько месяцев. Одной из причин этого является недостаточное число в ряде ЛТП врачей-наркологов. Вместе с тем алкоголики, отказывающиеся от добровольного лечения в обычных условиях и направленные именно в связи с этим в профилактории для принудительного лечения, нередко продолжают отказываться от такого лечения и в профилакториях. Однако эффективные меры к таким лицам не применяются.

Предусмотренный законом режим изоляции алкоголиков должным образом также не обеспечивается. В соответствии с установленным порядком лицам, находящимся в ЛТП, может быть в исключительных случаях (стихийные бедствия, смерть родственников) предоставлен краткосрочный, десятидневный, отпуск. Однако администрация многих профилакториев широко практикует предоставление алкоголикам отпусков по различным надуманным мотивам, никак не являющимся исключительными ("обработка огорода", "ремонт жилья", "по семейным обстоятельствам" и т. п.). В результате исключение превращается в правило.

В ЛТП Новосибирской области, например, за неполных шесть месяцев было отпущено в краткосрочные отпуска около 300 алкоголиков из 500 содержащихся в профилактории. Здесь же практиковалось направление алкоголиков в командировки на 3-5 дней. Аналогичные нарушения были установлены в профилакториях г. Киева, Николаевской, Омской областей, Приморского края и некоторых других. Алкоголики в отпусках пьянствуют, совершают антиобщественные поступки, нарушают сроки возвращения из отпуска либо возвращаются принудительно, причем нередко после поступления жалоб от родственников.

Администрацией многих ЛТП нередко представлялись к сокращению срока пребывания в профилактории злостные пьяницы, недостаточно изученные, без учета устойчивости оказанного на них лечебно-трудового и воспитательного воздействия либо вообще из числа нарушителей режима.

Неизлечившиеся алкоголики, досрочно освобожденные из профилакториев, продолжают систематически злоупотреблять спиртными напитками, злостно нарушают общественный порядок, что вынуждает вновь направлять их в лечебно-трудовые профилактории. Возврат таких лиц в ЛТП весьма значителен и не только не сокращается, а даже возрастает. Если в I полугодии 1971 г. возврат в ЛТП лиц, ранее отбывавших принудительное лечение, составлял 11,3%, то в I полугодии 1972 г. их число увеличилось до 12,3%. Еще более значителен их возврат в Украинской ССР — 18,4%, Белорусской ССР — 24,4%, Узбекской ССР — 19,0%, Латвийской ССР — 27,2%, Таджикской ССР — 22,5%, Эстонской ССР — 18,1%, Туркменской ССР — 21,4%.


Отдельными работниками ЛТП допускались факты недобросовестного отношения к исполнению своего служебного долга, неправильного поведения, злоупотреблений по службе и иные нарушения законности.

В Николаевской области работники профилактория Бинюк и Мансуров неоднократно группами по 5-6 человек привлекали алкоголиков на работы для удовлетворения личных нужд. Алкоголик Иванов, например, в доме Бинюка в течение месяца выполнял обязанности домработника, а у Мансурова работал на огороде.

В ЛТП Ивановской области работник милиции Орлов и прораб Волков на рабочем объекте организовали пьянку совместно с группой лиц, находившихся в этом учреждении на принудительном лечении от алкоголизма.

В ЛТП Курганской области находящиеся на принудительном лечении алкоголики доставили с объекта работы в состоянии сильного алкогольного опьянения контролера Горбунова. Работники милиции УВД Крымской области Соколов и Кучерук, конвоируя в ЛТП Полтавской области трех женщин — Козину, Шустер и Невырягу, систематически с ними в пути пьянствовали. Все они прибыли в профилакторий пьяными. Администрация ЛТП поместила прибывших на ночлег до вытрезвления в одной комнате.


Некоторыми органами милиции материалы и ходатайства общественных организаций и коллективов трудящихся о принятии мер к злостным пьяницам нередко проверяются формально и поверхностно. Не всегда соблюдаются требования закона о направлении в ЛТП лиц лишь из числа уклоняющихся от добровольного лечения или продолжающих пьянствовать после лечения, нарушающих трудовую дисциплину, общественный порядок и правила социалистического общежития, несмотря на принятые к ним меры общественного или административного воздействия. Представляемые милицией в суд материалы нередко недостаточны для решения вопроса по существу, а порой и без квалифицированных медицинских заключений психоневрологических учреждений.

Только судами РСФСР за период 1971 г. из 18 890 рассмотренных материалов по 935 в удовлетворении ходатайств о направлении граждан в ЛТП было отказано, из них возвращено органам милиции на дополнительную проверку — 619, прекращено производством — 310, а по 9 материалам возбуждены уголовные дела.

Вместе с тем в ЛТП часто направлялись лица, не нуждающиеся в принудительном лечении, или такие, которые не могут подвергаться принудительному лечению по состоянию здоровья.

В Мордовской АССР по представлению милиции судом был направлен в ЛТП гр. Кособоков. При проверке прокуратурой этого дела оказалось, что Кособоковым общественный порядок и правила социалистического общежития не нарушались, мерам общественного либо административного воздействия он не подвергался и даже не выяснялся вопрос, являлся ли он алкоголиком.


В Челябинской области (Магнитогорский ЛТП) на принудительном лечении находился гр. Кудряшов. В его деле вместо медицинского заключения имелся чистый бланк, скрепленный печатью и подписями двух врачей. Реквизиты этого бланка оказались не заполнены, однако суд по таким документам направил Кудряшова, как хронического алкоголика, на принудительное лечение в профилакторий.

Многие граждане после помещения их в лечебно-трудовые профилактории вскоре освобождались досрочно в связи с наличием у них различных тяжелых заболеваний.

Только за I полугодие 1972 г. из лечебно-трудовых профилакториев было освобождено досрочно по болезни 2711 чел., или 14,0% к общей численности освобожденных; в некоторых республиках этот показатель еще более значителен: РСФСР — 20,8%, Казахская ССР — 14,5%.

Установлены также случаи, когда органы милиции и суда лиц, совершивших преступления, вместо привлечения к уголовной ответственности направляли в ЛТП (г. Киев, Кировская, Сумская области).

Администрацией отдельных лечебно-трудовых профилакториев в нарушение закона допускались случаи приема и содержания в ЛТП граждан на основании так называемых маршрутных листов с последующей высылкой постановлений судов. Иногда органами милиции направлялись в ЛТП лица, на которых судебные постановления вообще не выносились. Такой факт, например, имел место в ЛТП г. Симферополя в отношении гр. Збанко, который в течение 4 месяцев незаконно содержался в профилактории без постановления суда. Збанко был освобожден только после телеграфного подтверждения об отсутствии на него в суде какого-либо производства.


Органами милиции нередко нарушались установленные законом сроки исполнения постановлений суда о направлении алкоголиков в ЛТП. Установлены случаи, когда алкоголики, подлежащие направлению в ЛТП, часто длительные сроки (от 10 до 30 дней) задерживались милицией в КПЗ (Киевская, Ворошиловградская области, Якутская АССР). В отношении лиц, находившихся на свободе, такие постановления нередко задерживались исполнением в милиции по несколько месяцев (Ростовская, Киевская, Ворошиловградская, Кировская области, Башкирская АССР).

Некоторые суды вопреки закону допускали назначение сроков принудительного лечения ниже низшего предела. В Иркутской области, например, Ангарский народный суд гр. Бабушкина направил в ЛТП сроком на 6 месяцев.

В ЛТП Красноярского края содержался осужденный к лишению свободы Новокрещенов лишь потому, что районным судом Тувинской АССР ему было определено наказание: "один год лишения свободы в ИТК общего режима для алкоголиков и наркоманов". Только через несколько месяцев по протесту прокурора Тувинской АССР этот приговор был изменен и Новокрещенов переведен для отбывания наказания в исправительно-трудовую колонию общего режима.

Органы прокуратуры, осуществляя надзор за законностью в ЛТП, принимали необходимые меры к наведению в профилакториях предусмотренного законом порядка.

В I полугодии 1972 г. прокуроры произвели 195 проверок соблюдения законности в профилакториях (в I полугодии 1971 г.— 177). В целях устранения выявленных нарушений закона прокурорами внесено в I полугодии 1972 г. 82 представления (в I полугодии 1971 г.— 63). По материалам проверок и представлений в несколько раз увеличилось число должностных лиц ЛТП, привлеченных к дисциплинарной ответственности.

Однако эффективность принятых органами прокуратуры мер в ряде случаев еще недостаточна, так как отдельные начальники ЛТП, устраняя одни нарушения законности, вскоре допускают другие: иногда на представления прокуратуры даются отписки вместо принятия реальных мер к обеспечению в ЛТП надлежащего порядка и законности. Прокурором Башкирской АССР, например, министру внутренних дел республики было внесено представление, в котором ставился вопрос об устранении выявленных нарушений законности в Стерлитамакском ЛТП. В представлении особое внимание обращалось на наличие серьезного послабления в режиме содержания алкоголиков, распространенности побегов, пьянства и других правонарушений, а также безнаказанности многих правонарушителей. Это представление было рассмотрено коллегией МВД Башкирской АССР, однако исчерпывающие меры по наведению надлежащего порядка и дисциплины приняты не были. В результате 15 ноября 1971 г. из этого ЛТП совершил побег алкоголик Еркеев, в прошлом пять раз судимый за различные преступления, который в ночь на 18 ноября 1971 г. в г. Ишимбае с особой жестокостью совершил соединенное с ограблением убийство семьи Сумароковых (убил Сумаркова, его жену и их 5-летнюю дочь)...

В целом же, несмотря на принимаемые меры, в работе по назначению и исполнению принудительного лечения имеется еще много нарушений законности, а эффективность принудительного лечения злостных пьяниц остается еще низкой. Значительная часть ранее освобожденных из профилакториев продолжает злоупотреблять спиртными напитками, многие из них нарушают общественный порядок и правила социалистического общежития...


Справка:

Первый ЛТП на территории СССР был создан в 1964 в Казахстане. Передовой опыт быстро заметили, и заведения подобного типа стали открываться в РСФСР и других республиках. В марте 1974 вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». Им устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития».

По аналогии с «пятой колонной» контингент ЛТП стали в народе именовать «пятой бригадой». Ныне они остались лишь в Приднестровье и Беларуси.

Называемая «принудительное лечение алкоголизма», имеет в России давнюю историю. На территории бывшего СССР постоянно исправно действовала система ЛТП (лечебно-трудовых профилакториев). Условия и порядки в этих заведениях мало чем отличались от тюремных. Принцип лечения в них был прост: человека просто изолировали от привычного окружения, лишали возможности выпить и принуждали много работать. Медицинская помощь страдающим этим тяжелым недугом поставлена была из рук вон плохо, то есть, по сути ее просто не было. А о психическом состоянии пациентов и говорить нечего – этот аспект был совсем забыт.

Принудительное лечение алкоголизма – насильственное выведение больного на стадию вынужденной ремиссии. Результат – эта ремиссия продолжалась, как правило, ровно столько, сколько пациент находился за стенами ЛТП. Как только он попадал в привычную среду, то сразу снова начинал употреблять спиртные напитки.

Ведь тяга к алкоголю никуда не пропадала, а только усиливалась. Достаточно вспомнить всем известный эпизод из знаменитой Гайдаевской комедии «Кавказская пленница». Когда Шурик случайно попал в ЛТП, он встретился с обитателями сего заведения, и они помогли ему бежать, проявив при этом недюжинную изворотливость. Ведь алкоголики думали, что он бежит за спиртным. Но это комедия, и она вызывает веселую улыбку. Но «грешно смеяться над больными людьми». На самом же деле в местах принудительного лечения алкоголизма царила унылая и порой страшная атмосфера безысходности, подпитываемая неистребимой жаждой алкоголя его пациентов.

Попасть в ЛТП можно было просто, по заявлению родных. Как правило, пациентами ЛТП становились действительно глубоко больные люди. Ведь какая мать или жена отправит своего любимого ребенка или мужа в такое место где принудительно лечать от алкоголизма, не имея на это самых веских причин? Только когда становилось совсем уж невмоготу терпеть пьяные дебоши, приходилось идти на лечение алкоголизма принудительно.

Принудительное лечение алкоголизма в современной России

Закон о принудительном лечении алкоголизма в России может быть принят уже скоро, ведь проект его находится на рассмотрении в Государственной Думе . Была создана специальная комиссия, которая дала положительный отзывна изменения в статье 34 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, а также пересмотр статьи 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». В свете новых изменений в законодательстве можно будет отправлять на принудительное лечение алкоголиков и наркоманов, совершивших за год более 2х административных правонарушений. Причем лица, находящиеся на принудительной форме лечения, будут проходить эту процедуру отдельно от тех, кто пошел на лечение на добровольно.

Принудительное лечение алкоголизма: за и против

Грядущее перемены в законодательстве буквально всколыхнули не только депутатов самых различных думских фракций, но и всю общественность. Тысячи людей на различных форумах и в СМИ высказывают свое мнение, касающееся предполагаемых нововведений.

Елена Сокольчик,главврач Московского научно-практического центра наркологии считает наркоманию и алкоголизм психическими заболеваниями, ведь так принято во всем мире. А почему психически нездоровых людей принудительно лечить можно, а наркоманов и алкоголиков нельзя? Можно и даже нужно, считает она. Ведь они наносят огромный вред обществу, и, в особенности, своим близким. Нужно хотя бы временно их изолировать. Если внести поправки в закон «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании», можно будет добиться периода длительного периода ремиссии у наркозависимых и больных алкоголизмом, что облегчит лечение болезни в будущем.

Люди, больные хроническим алкоголизмом, редко самостоятельно осознают глубину своей проблемы. Почти каждый из них уверен, что он пьет просто по привычке. Стоит ему только захотеть – и оп-ля – он мигом перестанет пить самостоятельно. И не нужны ему никакие врачи, ведь он совершенно здоров!

Но почему-то пока все дела да случаи: то Новый год, то всевозможные дни рождения, то горе, то радость, то хочется просто расслабиться после работы. А если работы уже нет – ну почему бы не выпить, ведь делать все равно нечего. Причину можно найти всегда. Как говорил герой известного фильма «На игле», причина всегда одна – тебе просто хочется кайфа! Правда, он сказал это о наркотиках, но, как говорят в народе «хрен редьки не слаще». И решение бросить пить все откладывается и откладывается.

Алкоголики никогда не замечают страданий, которые приносят своим семьям. Не обращают внимания на то, что их дети и жены запуганы и зачастую лишены самого необходимого. В доме постоянно скандалы и пьяные дебоши. В семье просто праздник, когда папа приходит с работы трезвым, но это торжество, как правило, длится недолго.

Противники нового закона упирают на свободу личности и непопрание прав человека. Но ведь семьи алкоголиков тоже имеют свои права. Кто же позаботится о них? Приняв новый закон, это сможет осуществить государство!
Систему ЛТП, безусловно, нужно видоизменить, но современной России она нужна обязательно!

История

Первый ЛТП на территории Советского Союза был открыт в 1964 в Казахской ССР. Затем такие заведения стали открываться в РСФСР и других республиках. В марте 1974 вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». Им устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития». Срок пребывания в ЛТП устанавливался от 1 года до 2 лет, решение о направлении в него принимал местный судья.

В 1994 году система принудительного лечения была отменена в России указом Бориса Ельцина . Эта норма была подтверждена в 2003 году указом Владимира Путина . В настоящее время ЛТП продолжают работать в таких странах бывшего СССР как Беларусь и Туркмения . В Беларуси в 1991 году было принято специальное законодательство, сохраняющее ЛТП как институт, но не предусматривающее обязательного принудительного лечения. Закон действует в отношении алкоголиков и наркоманов, нарушающих законные права и интересы других лиц в связи со злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Фактически речь идет об алкоголиках и наркоманах, которые терроризируют собственные семьи. Суд направляет таких людей в ЛТП в целях изоляции от общества и медико-социальной реабилитации. В противном случае к таким людям следовало бы применять уголовный закон, что далеко не всегда является лучшим способом решения проблемы. Принудительная изоляция с последующей реабилитацией по решению суда существует и в некоторых европейских странах (например, в Германии).

ЛТП в фольклоре

Обитатели ЛТП, преимущественно алкоголики и безработные, в народе получили прозвище «пятая бригада». Тема лечебно-трудовых профилакториев присутствовала в творчестве рок-групп «Сектор газа », «Автоматические Удовлетворители », «Пятая бригада», «Лесоповал » и «Звуки Му ». Также песня на тему ЛТП притсутствовала в репертуаре Юрия Шевчука .

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лечебно-трудовой профилакторий" в других словарях:

    Учреждение для лечения и трудового перевоспитания лиц, злоупотребляющих алкоголем; направление в Л. т. п. осуществляется судом на срок до 2 лет; судимости не влечет … Большой медицинский словарь

    профилакторий - , ия, м. Профилактическое, лечебно оздоровительное учреждение. Верещагин, Костомаров, 1976, 77. == Ночной профилакторий. МАС, т. 3, 540. ** Лечебно трудовой профилакторий. Медицинское учреждение, где лечение от алкоголизма сочетается с… … Толковый словарь языка Совдепии

    ЛТП - лечебно трудовой профилакторий … Словарь сокращений русского языка

    Список пенитенциарных учреждений Украины составлен по материалам сайта Государственной пенитенциарной службы Украины, а также на основе других, в том числе и неправительственных источников. По состоянию на 1 марта 2012 года в 183… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гамово (значения). Село Гамово Страна РоссияРоссия … Википедия

    Страна … Википедия

    За время существования СССР на его территории проводился ряд антиалкогольных кампаний, включавших в себя правительственные меры по снижению потребления алкоголя среди населения. Содержание 1 Кампания 1918 года 2 Кампания 1929 года … Википедия



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: