Рабочие и служащие (правовой статус). Государственные гражданские служащие в армии россии

В Министерстве обороны Российской Федерации наравне с военнослужащими ведет профессиональную служебную деятельность гражданский персонал на основе контракта с главой ведомства обороны или его представителями, а также по трудовому договору, срочному или бессрочному, между работником и работодателем в лице начальника учреждения МО. Чтобы разобраться в статусе гражданского персонала в ВС РФ, есть смысл погрузиться в историю вопроса.

Появление гражданских служащих в армии и на флоте относится к концу XVIII века, в те времена их называли классными чиновниками. Они были упразднены после Великой Октябрьской революции.

“ Уже через 5–10 лет в институтах Минобороны останутся одни руководители, разрабатывать проекты Государственных программ вооружения будет некому ”

В приказе Реввоенсовета № 12441 от 2 октября 1924 года, то есть приходящемся на период становления Советского Союза, упоминаются лица, исполняющие свои трудовые обязанности в военных организациях. Эта категория именовалась «вольнонаемный состав» и «вольные работники». Их правовой статус определялся только нормами трудового законодательства. Он никак особо не оговаривался в Кодексе законов о труде 1918 и 1922 годов.

Директивой ГШ СА № ОРГ 1/23 от января 1953 года понятие «вольнонаемный состав» было заменено на «рабочие и служащие Советской армии и Военно-морского флота СССР», поскольку применявшееся ранее понятие устарело и перестало отвечать сложившимся экономическим отношениям. Поступавшие на работу принимали аналог воинской присяги – торжественное клятвенное обещание строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать установленный законами и руководством порядок, добросовестно и честно выполнять свои обязанности. При этом правовой статус по-прежнему определялся только нормами трудового законодательства. В КЗоТе РСФСР 1972 года такая категория работников, как рабочие и служащие Советской армии и Военно-морского флота СССР, не упоминалась. Несмотря на вышеуказанные ограничения и обязательства, служить и работать в Вооруженных Силах считалось престижным, поскольку в воинских частях, на предприятиях и в организациях, непосредственно обеспечивающих постоянную боевую готовность, предусматривалось повышение должностных окладов и ставок. Лучшие гражданские специалисты по распределению Главного управления кадров Минобороны получали направление на работу в ведомственные НИИ, где зарплата младшего научного сотрудника составляла 120–160 рублей в месяц, тогда как в гражданском секторе – 110–120. Служащие Советской армии, имевшие ученую степень кандидата наук, на должности старшего научного сотрудника могли получать до 300 рублей в месяц, что было сравнимо с денежным содержанием в том же НИИ майора на должности младшего научного сотрудника.

Лейтенант ценнее доктора

Фото: google.com

Когда не стало СССР, зарплата рабочих и служащих Российской армии часто задерживалась на два-три месяца, многие гражданские специалисты вынужденно уходили торговать на рынке, чтобы прокормить себя и семью. В приказе № 85 главы военного ведомства «О мерах по укреплению в Вооруженных Силах Российской Федерации законности в трудовых отношениях» (от 23.02 1996) и законе «Об обороне» (от 31.05.1996) появилось понятие «гражданский персонал», под которым понимается личный состав, комплектуемый как гражданами РФ, так и иностранцами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях ВС РФ.

В ТК РФ 2002 года впервые прописаны особенность труда лиц в организациях ВС (ст. 349) и необходимость установления особых условий оплаты, дополнительных гарантий и льгот, предоставление которых определяется исходя из задач работодателя. Однако до настоящего времени на уровне федерального правительства не принят специальный закон об особенностях регулирования труда гражданского персонала.

Сложившиеся на сегодня «особые условия оплаты, дополнительные гарантии и льготы» в действительности выглядят следующим образом. В 2001 году отменили 25-процентную надбавку за работу в Вооруженных Силах РФ. Технический персонал в НИИ Минобороны, имея должностной оклад шесть-семь тысяч рублей, на руки со всеми премиями и льготами за секретность и максимальный стаж работы получает зарплату 10–13 тысяч. При этом прожиточный минимум для трудоспособного населения на 2017 год составляет более 10 тысяч рублей. Недавний выпускник гражданского вуза на должности младшего научного сотрудника с окладом около семи тысяч получает не более 8–10 тысяч рублей в месяц. Если сравнить с военнослужащими, складывается следующая картина: ведущий научный сотрудник с ученой степенью доктора наук, имея максимальные надбавки за секретность и стаж работы, вместе с премиями получает около 40 тысяч рублей в месяц, что в полтора раза меньше денежного довольствия старшего лейтенанта на должности младшего научного сотрудника в том же НИИ. Таким образом, особые условия оплаты труда в реальности привели к тому, что гражданский персонал ВС РФ оказался нищей, наиболее обездоленной частью трудящихся России.

Возвращаясь к статье 349 ТК РФ, справедливости ради отметим, что в части обеспечения «дополнительных гарантий и льгот» правительственным Постановлением № 1141 от 1 октября 1998 года некоторым категориям гражданского персонала установлены надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда. Перечень нормативных документов, издаваемых на различных уровнях, достаточно широк, но большую их часть составляют акты Министерства труда и социального развития и приказы Минобороны.

Особенности труда гражданского персонала во многом предопределены правовым положением другой стороны трудовых отношений – работодателя, его представителей, в большинстве своем являющихся военнослужащими. Правовое регулирование труда таких работников в части ограничений их прав предусмотрено статьей 413, а) ТК РФ – пункт о недопущении забастовок.

Альтернативная гражданская служба гарантирована Конституцией и урегулирована федеральным законом № 113-Ф3 от 25.06.2002 «Об альтернативной гражданской службе» и касается граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Она предоставляется по заявлению признанного годным для несения основной службы в ВС призывника о замене военной службы на альтернативную гражданскую, которая представляет собой специфическую трудовую деятельность на благо государства и связана с принудительными неквалифицированными видами работ в течение 18 месяцев. Количество призывников, воспользовавшихся в стране альтернативной гражданской службой в 2014 году – около шести тысяч человек.

Подай, принеси, спой

Самая многочисленная, представляющая основной состав категория гражданского персонала – лица, работающие на основании трудового договора. Они получают зарплату на основании приказов министра обороны. Эта часть гражданского персонала неоднородна по своему составу и включает руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих. В отличие от военнослужащих гражданский персонал в воинских частях выполняет, как правило, вспомогательные функции по обеспечению повседневной деятельности ВС РФ, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Он занят работами по медицинскому и бытовому обслуживанию войск, их материально-техническому обеспечению, принимает участие в ремонтно-строительных, культурно-досуговых и других видах обслуживающих работ. В целом такая деятельность заключается в исполнении обязанностей, необходимых для создания нормальных условий службы, но непосредственно не связанных с обороноспособностью и безопасностью страны.

Таким образом, в ВС РФ соответствующими федеральными законами определен статус военнослужащих (ФЗ № 76 «О статусе военнослужащих»), государственных гражданских служащих (ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу (ФЗ № 113 «Об альтернативной гражданской службе»). И только статус работающих на основании трудового договора никаким федеральным законом не установлен. Несмотря на то, что в законодательстве отсутствует определение понятия «гражданский персонал», этот термин широко используется в различных нормативных правовых актах, характеризующих их правовой статус, в том числе в указах президента и в постановлениях правительства РФ.

Наука на подхвате

Необходимо отметить, что помимо упомянутых выше категорий в Министерстве обороны трудятся гражданские научные работники, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности страны. К какой же категории гражданского персонала они относятся? Согласно данному выше определению – ни к какой! Вопрос, почему Минобороны и правительство сочли целесообразным включить гражданских научных работников в разряд обслуживающего персонала, остается без ответа.

К великому сожалению, такое определение и правовое положение вместо улучшения привело к ухудшению условий их труда и быта. Гарантии, предоставляемые указанными выше подзаконными нормативными актами, а также предусмотренные механизмы обеспечения условий достойной жизни ничем не подкреплены.

Яркий пример – появление в период массовых отпусков приказа № 327 от 6 июня 2016 года «О признании утратившим силу приказа министра обороны Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 120». Напомним, что согласно приказу № 120 научным работникам бюджетных организаций МО РФ, имеющим ученую степень, ежегодно вместо 28 календарных дней (по правительственному постановлению № 949 от 12.08.1994) предоставлялись оплачиваемые отпуска продолжительностью 48 рабочих дней докторам наук и 36 – кандидатам. Правовому департаменту МО РФ понадобилось целых три месяца для разъяснения того, что постановление правительства является нормой прямого действия и издания правового акта Минобороны России по регулированию указанного вопроса не требуется. Другой пример – президентский указ № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому правительство должно обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы научных сотрудников до 200 процентов от средней в соответствующем регионе. Получается, что труд гражданских научных работников в регионах должен меньше цениться, чем в столичных НИИ Минобороны. А что касается заработной платы, непонятно, как собираются выполнить указ президента, если ее индексация не производилась достаточно долго и в 2017 году, как следует из выступлений официальных лиц, повышение окладов гражданского персонала не ожидается.

Назрела острая необходимость разработки отдельного законодательного акта о гражданских научных работниках в Минобороны. Их социальный, правовой статус и условия трудовой деятельности должны быть оговорены. Актуальность решения вопроса обусловлена тем, что гражданские специалисты, работающие в научно-исследовательских учреждениях Минобороны, непосредственно заняты перспективными средствами и системами вооружения. Утверждать, что они обеспечивают деятельность военнослужащих, по меньшей мере оскорбительно и несправедливо. Нельзя гражданских научных работников приравнивать к денщикам. Нынешнее правовое положение указанной категории гражданских специалистов, не имеющей практической возможности карьерного роста, унизительно, что привело к массовому их оттоку из научно-исследовательских учреждений.

К настоящему времени во всех НИИ Минобороны России число военнослужащих сокращено до минимума. Основной состав научных сотрудников институтов – военные пенсионеры и гражданские специалисты, в свое время направленные ГУК МО по окончании вузов. Из года в год стареет научный коллектив, притока молодежи нет и в ближайшее время не предвидится. Нет желающих работать с мизерным окладом на должности младшего научного сотрудника. Накопленные старшим поколением знания некому передавать. Уровень научных разработок падает. При таком положении скоро, уже через 5–10 лет в НИИ Минобороны России останутся одни руководители, некому будет прогнозировать развитие систем ВВТ, разрабатывать проекты Государственных программ вооружения, заниматься обоснованием направлений военного строительства.

Вернуть ученых в институты

VII съезд Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России особо отметил, что существующего законодательства о труде недостаточно.

Предлагается:

  • разработать положение о статусе лиц гражданского персонала, работающих на основании трудового договора в ВС РФ, которое в определенном смысле должно соответствовать положению о статусе военнослужащих;
  • определить законодательно статус гражданских научных работников НИИ Минобороны. Они не могут быть в роли обслуживающего персонала. В качестве вариантов предлагается установить для них статус государственных гражданских служащих или особый, новый статус – гражданских научных работников ВС РФ;
  • увеличить должностные оклады лицам из числа гражданского персонала не менее чем в три раза для того, чтобы работа в Минобороны стала престижной, а условия жизни – выше уровня прожиточного минимума.

Времени для принятия важных решений немного, может случиться непоправимое – полная потеря научных кадров Министерства обороны. И тогда для исправления ситуации понадобятся десятки лет.

Справка «ВПК»

В настоящее время численность ВС РФ – около 1,8 миллиона человек, среди них около 800 тысяч – гражданский персонал, который наравне с военнослужащими относится к личному составу ВС РФ и делится на три категории:

1. Федеральные государственные гражданские служащие, взявшие на себя обязательство по прохождению гражданской службы на должностях государственной гражданской службы в ВС РФ.

2. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

3. Лица, работающие на основании трудового договора в воинских частях и иных военных формированиях.

Профессиональная служебная деятельность федеральных государственных служащих регулируется не только законодательством о труде, но и законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (№ 79-ФЗ от 27 июля 2004 года). В нем установлены особенности ее осуществления по сравнению как с военной службой, так и с трудом других работников из числа гражданского персонала. Немногочисленная категория федеральных государственных гражданских служащих, как и в царской России, является классными чиновниками, имеет униформу, систему знаков различия и разделена на пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы) и 16 классов (чинов). Младшая группа соответствует унтер-офицерскому уровню военных чинов, старшая группа приравнена к младшим офицерам, ведущая – примерно соответствует старшим офицерам, главная – соответствует генерал-майору и высшая группа приравнена к армейскому генералитету. Низшим чином в представленной иерархии является секретарь третьего класса, высшим – действительный государственный советник РФ первого класса. Деятельность государственных гражданских служащих направлена на реализацию управленческих функций на должностях центральных органов военного управления ВС РФ.

#статус гражданских служащих #КЗОТ #НИИ Минобороны РФ #месячный оклад #VII Съезд Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил

В статье рассматриваются отдельные вопросы, связанные с установлением социальных льгот ветеранам боевых действий из числа служащих Советской Армии, осуществлявших тыловое обеспечение войсковых частей в .
Недостаточная правовая регламентация их статуса дает военным комиссариатам широкое усмотрение при отнесении их к той или иной льготной категории.

Ключевые слова: ветераны боевых действий, меры социальной поддержки, льготы.

Issues of social regulation of certain categories of veterans of combat operations of the Soviet Army effectuated rear services support of troops in Afghanistan
O.N. Savostyanova

In the article the single questions connected with the establishment of social privileges to veterans of operations, from among the employees of the Soviet Army who were carrying out the logistic support of the bodies in Afghanistan are considered.
The insufficient legal regulation of their status gives to the military commissariats a wide discretion at their reference to this or that preferential category.

Key words: veterans of operations, measures of social support, privilege.

Современное состояние российского общества и государства характеризуется совокупностью различных политических и социально-экономических проблем, и к наиболее острым из них относятся вопросы социальной защиты военнослужащих, ветеранов боевых действий, локальных конфликтов и членов их семей.
Как отмечает помощник военного комиссара И. Пименов, в целом качество проводимых социальных программ по отношению к защитникам Родины создает все больше проблемных вопросов, чем ответов на них <1>.
——————————–
<1> Пименов И. Обязательность и привлекательность службы - залог безопасности страны // Военно-юридический журнал. 2007. N 10. С. 27.

В данной статье мы хотим затронуть тему, касающуюся отдельной категории граждан из числа ветеранов боевых действий. Речь пойдет о выживших на войне гражданских специалистах, направлявшихся в республику Афганистан по линии Министерства обороны, оформлявших документы в военкоматах, дававших подписки о неразглашении военных тайн и принимавших торжественные воинские присяги. Это те, кто был направлен в Афганистан от Министерства обороны и работал служащими, переводчиками, водителями, машинистами, строителями, поварами и др. Многие из них погибли или пропали без вести.
Только по данным сетевой Всероссийской группы "Афганушки" насчитывается 79 фамилий погибших мужчин и 54 фамилии погибших женщин - вольнонаемных от Министерства обороны. Многие из погибших даже не награждены <2>.
——————————–
<2> См. также: Как предали женщин-афганок. URL: http://www.kp.ru.

Сегодня со всей остротой встает проблема социального регулирования указанной категории граждан. Ввиду того что законодательное урегулирование их правового статуса недостаточно четко определено законодателем, свое право на получение мер социальной поддержки им приходится подтверждать в суде.
Прежде всего отмечу, что ветераны боевых действий реализуют свои права на льготы на основании Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закона "О ветеранах") <3>. О праве на льготы ветеранам боевых действий выдается удостоверение либо свидетельство, образец которого утвержден до 1 января 1992 г. Согласно Постановлению Правительства РФ N 763 утверждается единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета такого удостоверения <4>.
——————————–
<3> Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" // Российская газета. 25 января 1995 г. N 19.
<4> Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" // Российская газета. 25 декабря 2003 г. N 259.

Тем не менее единый бланк удостоверения еще не означает единый список льгот для всех ветеранов боевых действий. Так, согласно Постановлению Правительства N 763 при заполнении в удостоверении ВБД пустой строки после слов "Предъявитель настоящего удостоверения имеет права и льготы, установленные пунктом" делается запись "1", если предъявитель относится к лицам, указанным в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", или запись "2", если предъявитель относится к лицам, указанным в подп. 5 п. 1 ст. 3 данного Закона, или запись "3", если предъявитель относится к лицам, указанным в подп. 6 п. 1 ст. 3 данного Закона "О ветеранах".
Таким образом, условно можно разделить ветеранов боевых действий на три льготных категории, перечень льгот в которых существенно различается.
В связи с обозначенной проблемой нас интересуют две льготные категории ветеранов боевых действий. Это первая категория, к которой относятся в числе прочих лица, указанные в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, и третья категория, к которой относятся (в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах") лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
В свою очередь отмечу, что список льгот для ветеранов боевых действий по третьей категории значительно уже по сравнению с первой льготной категорией. Им выдается удостоверение ветерана боевых действий без мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов первой категории, то есть без права на льготы: пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий; установление льгот в виде 50-процентной оплаты жилья; внеочередное оказание медицинской помощи; обеспечение протезами и др. (в соответствии с пунктом 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах").
А теперь для сравнения приведем список льгот, положенных ветеранам боевых действий третьей категории. Это (при наличии медицинских показаний) преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации; преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установка квартирного телефона; использование ежегодного отпуска в удобное для них время (в соответствии с пунктом 3 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах").
Как видим, разница существенная. Кроме того, как справедливо отмечает Е.И. Петрова, меры, перечисленные в третьей льготной категории, давно потеряли свою актуальность либо в силу определенных причин не применяются. Например, такие меры, как первоочередная установка квартирного телефона, преимущество при вступлении в жилищные, гаражные кооперативы, в современных условиях значительно устарели <5>.
——————————–
<5> Петрова Е.И. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий: мифы законодательства и реальность // Пермский конгресс ученых-юристов: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (г. Пермь, Пермский университет, 22 октября 2010 г.). Пермь, 2010. С. 467, 468.

Чем же обусловлены такие различия? Определение критериев для отнесения граждан к той или иной категории ветеранов боевых действий является прерогативой законодателя. Реализуя свои полномочия по установлению мер социальной поддержки для ветеранов, законодатель вправе определять условия отнесения к различным категориям ветеранов боевых действий лиц исходя из условий их службы, работы, заслуг перед отечеством, важности и сложности выполняемых задач, а также условий их выполнения.
Между тем не совсем ясным остается правовое положение граждан - гражданских специалистов, направляющихся в республику Афганистан по линии Министерства обороны, оформляющих трудовые договоры с войсковыми частями. Относить ли их к числу служащих Советской Армии - к работникам Министерства обороны (то есть к первой категории) или к рабочим и служащим гражданских учреждений, направлявшихся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года (к третьей категории)?
Полагаем, что, поскольку указанные граждане направлялись для работы на должностях гражданского персонала Советской Армии, трудовой договор ими заключался с воинской частью; таким образом, они являлись работниками, а Министерство обороны - работодателем. Поэтому они подпадают под первую льготную категорию.
Однако военные комиссариаты при установлении льгот относят их не к первой категории, в числе которых сотрудники Министерства обороны, указанные в подп. 1 п. 1 ст. 3 "О ветеранах", а к третьей категории, то есть к числу рабочих или служащих, направлявшихся на работу в Афганистан в качестве вольнонаемных работников от гражданских учреждений (подп. 6 п. 1 ст. 3 "О ветеранах"). Вот и получается, что они ветераны боевых действий, но без мер социальной поддержки.
Сложилась абсурднейшая ситуация: солдат-санитар был на войне, а санитарка, которая ухаживала за ранеными, подвергая свою жизнь такой же опасности? Солдат-прачка был на войне, а девочка-прачка, стиравшая, гладившая, штопавшая в той же самой прачечной? Начальник военно-полевого банка был на войне, а его гражданские бухгалтеры и ревизоры? И так далее, далее, далее по многим специальностям.
Тем, среди которых половина раненых и контуженных, в России приходится добиваться положенных им по закону льгот в суде. До недавнего времени суды признавали за этими гражданами статус ветерана боевых действий по первой категории и право на положенные меры социальной поддержки.
В качестве примера можно привести решение по гражданскому делу N 2-786-07. Гр. М. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Московского района г. Чебоксары, Военному комиссариату Чувашской республики о признании статуса ветерана боевых действий на основании подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", указывая на то, что 25 февраля 2005 года она обратилась в Военные комиссариаты Московского района г. Чебоксары с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий, определении ее статуса и категории ВБД. Военный комиссариат отказал, сославшись на Приказ Министерства обороны РФ N 77-2004, указав на то, что удостоверения выдаются только лицам, выполнявшим задачи в Чеченской Республике, тем самым нарушив права истицы на социальную защиту согласно Закону "О ветеранах". Истица работала в качестве врача-лаборанта инфекционного отделения по трудовому договору в воинской части 94131 республики Афганистан. На основании Постановления Совета Министров СССР от 4 октября 1990 года N 892 ей было выдано удостоверение для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в республику Афганистан. Однако М. полагает, что она является работником Министерства обороны СССР, поскольку трудовой договор был заключен воинской частью 94131, т.е. она являлась работником, а Министерство обороны - работодателем в лице командира части.
Суд удовлетворил исковые требования М., признав за ней статус ветерана боевых действий в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", и обязал военный комиссариат выдать ей удостоверение, подтверждающее право М. на положенные льготы (по п. 1 ст. 16 Закона "О ветеранах") <6>.
——————————–
<6> Решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской республики от 27 марта 2007 г. по гражданскому делу N 2-786-07.

При этом суд обратил внимание на то, что М. состояла в штате войсковой части, она поименована в приказе командира войсковой части в качестве служащей Советской Армии в войсковой части, которая принимала участие в боевых действиях в период ее работы. Поэтому никаких дополнительных документов, подтверждающих ее личное участие в боевых действиях, не требуется.
Однако с 15 октября 2012 г. действует новый Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства обороны РФ N 2288 <7>. Пунктом 9 указанного Порядка предусмотрено, что к обращению для получения удостоверения ветерана боевых действий лицами, принимавшими участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в местах боевых действий, в том числе и в Афганистане, прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
——————————–
<7> Приказ Минобороны РФ от 11 августа 2012 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" // Российская газета. 5 октября 2012 г. N 230.

Исходя из смысла данного Приказа теперь для выдачи удостоверения ветерана боевых действий по п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" необходимы доказательства фактического участия лица в боевых действиях, что может быть подтверждено приказами, архивными справками, иными доказательствами.
Полагаем, что теперь, с вступлением в силу нового Порядка, установленного Приказом Министерства обороны N 2288, вышеуказанная категория граждан, осуществлявшая тыловое обеспечение военнослужащих в Афганистане, даже через суд не сможет добиться своих прав на меры социальной поддержки.
В частности, именно на положения Приказа N 2288 сослался суд, отказывая в иске гр. Т., работавшей в Афганистане в период боевых действий машинисткой, об обязанности выдать ей удостоверение ветерана боевых действий взамен удостоверения для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Афганистан.
Как указал суд, в представленной в деле архивной справке от (…) 2010 года не содержится сведений об участии Т. в боевых действиях на территории республики Афганистан. Сам по себе факт зачисления Т. в списки части, участвовавшей в боевых действиях, без подтверждения факта непосредственного участия Т. в боевых действиях не может служить основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий по п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" <8>.
——————————–
<8> Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики - Чувашии от 1 апреля 2013 г. по делу N 33-1105/2013.

Мы считаем, что необходимо на законодательном уровне урегулировать поднятый нами вопрос, предоставив служащим Советской Армии, работникам Министерства обороны, состоявшим в штате войсковых частей (принимавших участие в боевых действиях), т.е. тем, кто осуществлял тыловое обеспечение войсковых частей в Афганистане, одинаковые социальные льготы наряду с теми лицами, кто фактически принимал участие в боевых действиях.
Законодателю необходимо дополнить положения подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", уточнив статус указанной категории граждан - гражданских специалистов, направлявшихся в места боевых действий от Министерства обороны, оформлявших трудовые договора в военкоматах.
Для обозначения данной категории граждан можно предложить формулировку, указанную в п. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации": "граждане, направляемые для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (дополнить служащих Советской Армии), других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований". Данную категорию граждан необходимо включить в подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 октября 2000 года N 13-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, Определение от 27 июня 2005 года N 231-О по жалобе гражданина К.А. Галеева).
Некоторые правоведы настаивают на обязательном формировании специального института государственной ответственности за нарушение социальных гарантий и компенсаций, положенных по закону военнослужащим. Однако, как подчеркивает полковник юстиции, к.ю.н. Е.Г. Воробьев, нормативное закрепление и социализация института ответственности государства перед гражданским обществом и отдельными гражданами в нашей стране находится лишь в зачаточном состоянии <9>.
——————————–
<9> Воробьев Е.Г. Бесквартирные распоряженцы: Конституционный Суд оградил их от огульного уголовного преследования, но неопределенная по срокам добровольно-принудительная служба без полного денежного довольствия сохранена в неизменном виде // Военно-юридический журнал. 2012. N 2. С. 17.

Мы все-таки надеемся, что социальный статус этих граждан, так много сделавших для нашего отечества и рисковавших своей жизнью, наконец будет более четко определен на уровне федерального законодательства, чтобы у чиновников уже не было способа истолковывать законы, как им угодно.

Литература

1. Как предали женщин-афганок. URL: http://www.kp.ru.
2. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" // Российская газета. 25 января 1995 г. N 19.
3. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" // Российская газета. 2003. 25 дек. N 259.
4. Приказ Минобороны РФ от 11 августа 2012 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" // Российская газета. 2012. 5 октября. N 230.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьи 1 Федерального закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и пункта 7 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи с запросом Майнского районного суда Ульяновской области, а также жалобами граждан Е.Е.Насоновой и Н.П. Ярушиной" // Российская газета. 2000. 31 октября. N 210.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан" // Российская газета. 2004. 15 июня. N 124.
7. Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 г. N 231-О "По жалобе гражданина Галеева Конспая Амамбаевича на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Российская газета. 2005. 19 июля. N 155.
8. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики - Чувашии от 1 апреля 2013 г. по делу N 33-1105/2013 // СПС "Гарант".
9. Решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской республики от 27 марта 2007 г. по гражданскому делу N 2-786-07.
10. Воробьев Е.Г. Бесквартирные распоряженцы: Конституционный Суд оградил их от огульного уголовного преследования, но неопределенная по срокам добровольно-принудительная служба без полного денежного довольствия сохранена в неизменном виде // Военно-юридический журнал. 2012. N 2. С. 10 - 19.
11. Петрова Е.И. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий: мифы законодательства и реальность // Пермский конгресс ученых-юристов: тезисы докладов международной научно-практической конференции (г. Пермь, Пермский университет, 22 октября 2010 г.). Пермь, 2010. С. 466 - 468.
12. Пименов И. Обязательность и привлекательность службы - залог безопасности страны // Военно-юридический журнал. 2007. N 10. С. 27 - 28.

Савостьянова Ольга Николаевна, адвокат Коллегии адвокатов "Адвокат".

В Генеральную прокуратуру РФ О нарушении конституционных прав, повлекших за собой ухудшение социального статуса служащих Советской Армии (СА) – ветеранов боевых действий, участников афганской войны 1979-1989 годов. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Всем участникам боевых действий в Афганистане, как военнослужащим, так и служащим СА были выданы удостоверения ветеранов боевых действий одинакового образца. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г. Выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпунктах1-6 пункта1 статьи3 Федерального закона "О ветеранах", федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий. До принятия закона «О монетизации льгот» как военнослужащие, так и служащие СА пользовались льготами, утвержденными до 1 января 1992 года. Согласно статьи 3. п. 1. пп. 1. ФЗ №5 "О ветеранах" К ветеранам боевых действий относятся: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации и т.д. Согласно ФЗ №5 военнослужащие – ветераны боевых действий имеют право на льготы в полном объёме только те, которые соответствуют ст.3, п. 1, пп. 1 – 4. В тоже время служащих СА, согласно ФЗ №5 ст.3, п.1, пп.6, относят к категории «лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок, либо откомандированные досрочно по уважительным причинам». В соответствии с этой формулировкой служащие СА – ветераны боевых действий лишены многих льгот, которые имеют ветераны боевых действий – военнослужащие. В связи с этим возникает вопрос: Какая разница между работниками Министерства обороны СССР и Лицами, направлявшимися на работу в Афганистан по линии Министерства обороны? Все лица, которые направлялись на работу в Афганистан, оформлялись через военные комиссариаты, заключали трудовые договора с командирами воинских частей, были поставлены на должности приказами командиров, как служащие СА. В качестве примера среди направлявшихся на работу медицинских сестёр были военнообязанные, имевшие военные билеты и сержантские звания, которые вызывались в военкоматы повестками, у некоторых в трудовых книжках имеются записи, что «уволены с работы в связи с длительной командировкой по линии Министерства обороны СССР сроком на 2года. Распоряжение Генерального штаба ВС СССР №457/10866 от 31.06.1968 г.» Кроме того они несли службу (работали) в тех же условиях, что и военнослужащие частей, обеспечивающих боевые действия, которые имеют льготы в полном объёме. *** По официальным данным через Афганистан прошло 620 тысяч человек. Из них 21 тысяча служащих СА. После развала СССР на территории РФ осталось не более 8 тыс. бывших служащих СА. В Казахстане, Таджикистане, Узбекистане служащие СА, прошедшие Афганистан имеют такие же льготы, как и военнослужащие. Из 620 тыс. военнослужащих, прошедших через Афганистан, непосредственное участие в боевых операциях принимали от 80 до 140 тысяч. Остальные обеспечивали боевые действия. *** Как следует из п. 2 Приказа Минобороны РФ от 2 ноября 2009г. №1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - удостоверение) в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются в военных округах, на флотах, в воинской части - комиссии военных округов, флотов, воинской части по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуются - комиссии). Такая комиссия Западного военного округа находится в Санкт-Петербурге. По заведённому в настоящее время порядку, ветераны боевых действий, при замене удостоверений со старого на новые образцы, подают соответствующее заявления, с приложением требующихся документов, в районный военный комиссариат. Далее документы передаются в городской (областной) военные комиссариаты. Те в свою очередь пересылают документы в вышеуказанную окружную комиссию, которая принимает окончательное решение. Среди прилагаемых документов обязательно справки из Архива МО или Военно-медицинского архива. Служащие СА – ветераны боевых действий в Афганистане, проживающие в СПб и Ленинградской области при замене своих удостоверений указывают, чтобы удостоверения им были выданы с отметкой не ст. 16 п.3. ФЗ «О ветеранах», а ст.16 п.1. Комиссией всем обратившимся было отказано в таких изменениях. В личной беседе с председателем Комиссии Западного военного округа по поводу разъяснения позиции Министерства обороны по данной ситуации он объяснил, что Комиссия, вынося решение по данному вопросу, чётко руководствуется ФЗ №5 «О ветеранах» ст.3, п.1, пп.6. Также он добавил, что, выступая в судах в качестве ответчика от МО, ещё не проиграл ни одного суда, в которых ветераны боевых действий в Афганистане - служащие СА СПб и Лен.обл. пытались обжаловать решение комиссии. Однако у нас есть сведения, что в некоторых регионах РФ суды выносили решения по данному вопросу в пользу истца. К примеру, в республике Марий Эл, Йошкар-Олинский городской суд. Некоторые выдержки из решения суда: На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Трофимова М.Н. непосредственно проходила службу в Советской Армии, направлена на работу военным комиссариатом, а не гражданским министерством, учреждением или ведомством, состояла в штате войсковой части, и принимала участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в Республике Афганистан. В связи с чем относится к категории ветеранов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах». Трофимовой М.Н. выдано удостоверение о правах и льготах, установленных п. 3 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Однако при рассмотрении дела установлено, что Трофимова М.Н. относится к категории ветеранов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах». В связи с чем, имеет право на льготы, указанные в п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Признать за Трофимовой М.Н. статус ветерана боевых действий в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Обязать Министерство обороны Российской Федерации Объединенное стратегическое командование Центрального Военного округа выдать Трофимовой М.Н. удостоверение ветерана боевых действий по п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Судья М.А. Гринюк Мотивированное решение составлено 3 апреля 2012 года. Речь идёт о медицинской сестре, служащей СА, которая в период 1983-1985г работала (служила) в Афганистане, в войсковой части (военно - полевом госпиталь), которая вела боевые действия. Вывод В связи с вышеизложенным прошу Генеральную прокуратуру рассмотреть вопрос законности или незаконности отмены большей части льгот служащим СА – участникам боевых действий в Афганистане. По нашему мнению принятие ФЗ № 5 «О ветеранах» с настоящими поправками нарушает ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ. Или настоящий закон дает возможность трактовать его статьи по-разному? С уважением Полковник в отставке, ветеран боевых действий, инвалид войны, член Совета Межрегиональной общественной организации «Союз советских офицеров». Козлов В.А.

Некоторая часть гражданского персонала в Вооруженных силах относится к числу государственных гражданских служащих. Труд данной категории, помимо трудового законодательства, регулируется федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Им установлены особенности ее осуществления по сравнению как с военной службой в армии (внутривидовые особенности государственной службы), так и с трудом других работников из числа гражданского персонала.

Большинство гражданского персонала Вооруженных сил не относится к федеральным государственным служащим и занято трудовой деятельностью на основании трудового договора, заключаемого с воинской частью в соответствии с трудовым законодательством. Особенности данной категории работников определяются статьей 349 ТК РФ. Она устанавливает, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Преимущества гражданской службы в ФСБ РФ

В соответствии с задачами указанных органов, учреждений и организаций для армейских работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Соответствующие нормы установлены в подзаконных нормативных актах. В качестве примера можно привести приказ ФСБ РФ от 05.02.2007 N 46 "Об установлении и выплате военнослужащим и лицам из числа гражданского персонала органов федеральной службы безопасности ежемесячной надбавки за выполнение особо важных заданий". Данный нормативный акт установил для лиц из числа гражданского персонала органов ФСБ ежемесячную надбавку за выполнение особо важных заданий в размере до 50% оклада по воинской должности, тарифной ставки, оклада (должностного оклада). Приказом ФСБ РФ от 26.07.2006 N 353 установлена ежемесячная надбавка за безаварийную эксплуатацию автомобильной техники и поддержание ее в исправном состоянии, в том числе для гражданских служащих.

Справедливости ради отметим, что указанные выше примеры, иллюстрирующие положения рассматриваемой статьи трудового кодекса, в то же время относятся только к лицам, работающим в органах ФСБ, и не относятся к гражданскому персоналу армии. Таким образом, этот оказывается в менее выгодном положении по сравнению с гражданскими кадрами ФСБ. Такое положение, несомненно, нуждается в корректировке, так как установление дополнительных льгот и преимуществ для государственных служащих в Вооруженных силах РФ призвано частично компенсировать те сложности и неудобства, с которыми они могут столкнуться при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Льготы для государственных служащих в армии

В то же время действует приказ Министра обороны N 10 от 13.01.2010 (в редакции от 16.03.2012) "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации". Данный приказ устанавливает, что государственному гражданскому персоналу на Северном Кавказе выплачиваются суточные с учетом коэффициента 1.1. Также для гражданских госслужащих устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц работы на территории Чеченской Республики, но не более четырнадцати календарных дней. В случае гибели (смерти) лиц гражданского персонала их погребение осуществляется в порядке и по нормам, установленным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

По нашему мнению, указанные армейским служащим можно вполне назвать символическими, так как они ни в какой мере не компенсируют те риски и опасности, которыми подвергается гражданский персонал Вооруженных сил России, выполняющий свои функции в условиях проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Служащие армии

Имеют ли право в части то есть в Армии, служащих по контракту оставлять работать место выходных дней? Если воскреснье выходной а их оставляют работать. А в субботу до обеда, а в итоги до 7 часов.

Здравствуйте, Снежана! Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О статусе военнослужащих" дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели. Порядок предоставления дополнительных суток отдыха регламентирован следующим правовым актом: Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 09.08.2018) "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы") Приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы ПОРЯДОК УЧЕТА СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СУТОК ОТДЫХА 1. Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (далее именуется - сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. 2. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба. (в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 675) Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. 3. Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят. Военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не предоставляется. (абзац введен Указом Президента РФ от 02.01.2015 N 3) 4. Сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части (кадровый орган). 5. Время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы. 6. Утратил силу с 20 февраля 2014 года. - Указ Президента РФ от 20.02.2014 N 88.

Служащий в армии по контракту уходит в очередной отпуск с 05 октября, текущего года. Ему приходит вызов с института на установочную сессию с 15 октября по 24 октября. Сессия приходится на очередной отпуск. Должны-ли ему продлить очередной отпуск на эти десять дней.

Добрый день! Согласно статьи 384 ГПК РФ в Верховном Суде Российской Федерации кассационные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации. Удачи!

Может ли мой сын, служащий срочную службу в армии, получить водительские права по военному билету или получить их дома? Его призвали в Армию после диплома, и уже в Армии исполнилось 20 лет. Нужно менять паспорт, сдал там экзамены на водительские права, на выдаче возникла проблема, права не выдают, говорят, что программа не пропускает выдачу по просроченному паспорту. Через две недели домой, а возвращаться за правами из Оренбурга в Дагестан после замены паспорта - нет возможности. Что делать? Могут ли там выдать документы и распоряжение или что-то, чтоб получить права дома?

Почему возвращаться из Оренбурга в Дагестан? Вы ведь в Крыму без прописки живете в избушке на курьих ножках? Но на сайте пишете что вы Санкт-Петербург, многоликий вы наш ЯНУС НИАН.

Отработала служащей в советской, а потом российской армии в автобазе относящейся к Ленинградскому военному округу десять лет с 1984-1993 г. есть ли какие-то льготы или доплаты к пенсии. Я ветеран труда, мне 60 лет, пенсия маленькая?

Здравствуйте. Льгот и доплат по этому основанию, к сожалению, не предусмотрено. Они у Вас должны быть как у ветерана труда. Вы можете сходить в свой районный ПФ, там должны Вам сказать, из чего складывается Ваша пенсия и какие льготы.

Может ли мой сын, служащий срочную службу в армии, отучиться и получить водительские права по военному билету? Его призвали в Армию после диплома, и уже в Армии исполнилось 20 лет. Нужно менять паспорт, но служить ещё 5 месяцев. Допустимо ли получение прав по военному билету?

Здравствуйте. Его паспорт считается действительным до замены. Единственное - после возвращения из армии паспорт в течении месяца нужно заменить.

Мой знакомый, бывший служащий армии США, работает по военному подряду. Для предоставления ему отпуска по экстренным обстоятельствам якобы требуется оформление карты выхода, за которую я (он хочет приехать в Россию) должна перечислить его администрации 2930 долларов, которые мне обязуются вернуть по приезде моего друга в Россию Похоже на обман. Объясните пожалуйста правомерность такой операции. Такой операции.

Я, наверное, уже ответил на сотню подобных вопросов. Если Вы своего знакомого "живьём" никогда не видели, общаясь только по электронной почте, через Скайп и т.д., то Вас разводят на деньги наши африканские братья по разуму. Это популярное там мошенничество: "доить" женщин из развивающихся стран, желающих выйти замуж за американца. Недавно СМИ писали, что из одной латвийской дамы таким образом выкачали 300000 евро... В общем, прерывайте все контакты, меняйте адрес эл. почты и впредь будьте осторожны со знакомствами через Интернет. А главное, никаких денег никуда и никому не посылайте.

Продаем комнату. Можем ли выписать сына служащего в Армии?

Здравствуйте с регистрационного учёта сын в праве снятся сны либо предоставить на ваше имя Доверенность для того чтобы вы от его имени ли сняли с регистрационного учета в судебном порядке снятия с регистрационного учёта вряд ли получится поскольку в настоящее время он проходит службу в армии то есть его отбытии с места проживания являлось вынужденным.

К нам домой пришло письмо от Примоколлект что сын служащий сейчас по контракту в армии взял в июле прошлого года заем в 12000 рублей и задолжал на сегодня почти 100000 рублей. Ни каких напоминаний и предупреждений о долге за это время не было И бдруг как неба свалилось коллекторское агенство и предстоящий суд... Что нам делать в этой ситуации. Тем более что и денег собрать не откуда.

Здравствуйте! Пусть обращается коллекторское агентство в суд, там сможете спросить и снижение размера неустойки, а также о применении рассрочки или отсрочки исполнения решения. Если сын будет служить в это время, может выдать вам доверенность на представление его интересов.

Добрый вечер! Вам нужна помощь юриста для составления отзыва на исковое заявление! Нужно писать данный отзыв и требовать снижения заявленные требования по иску на основании ст. 333 ГК РФ Желаю Вам удачи!

Евгений. Коллекторам ничего платить не нужно. Пусть они обращаются в суд. Там будете снижать сумму долга, т.к. ее явно завысили Удачи Вам. Анна Титова.

Может ли молодой кадровый офицер, служащий в армии, - обучаться заочно в гражданском ВУЗе в магистратуре. Положен ли ему отпуск для сдачи сессии?

Здравствуйте. Обучаться может. Но проблемы с предоставлением отпуска будут. Тем более, что сам закон говорит о необходимости отслужить по контракту 3 года до поступления. Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.

Положен ли отпуск после перенесенной пневмонии солдату, служащему в армии?

Отпуск после перенесенной пневмонии, военнослужащему может быть предоставлен, если пневмония была тяжелой или осложненной.

Вероника, решение зависит, были ли осложнения после перенесенной болезни. Ваша задача представить мед. документы (желательно копии) и написать рапорт на отпуск по болезни. Пусть решают. С любой ситуации всегда можно найти выход. Удачи Вам и всего самого наилучшего!

Сыну служащему в армии по призыву ставят диагноз плоскостопие 2 степени. Распухают и болят голеностопные суставы. Могут ли его комисовать или это не повод для комисования. За три месяца службы он уже 5 раз побывал в госпитале.

Здравствуйте! Комиссовать конечно могут по результатам прохождения военно-врачебной комиссии, если заболевание получено в период службы, то положена еще и страховка.

Вы можете сами обратиться по месту его службы в военную прокуратуру по вопросу космиссования сына. Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений [Закон "О Прокуратуре РФ"] [Статья 10] 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Полагается ли женщине, (бывшей служащей Советской Армии - вольнонаемной, служившей 3 года в Группе Советских войск в Германии и имеющей грамоты за отличную службу, какая либо надбавка при выходе на гражданскую пенсию по возрасту?

Здравствуйте, нет ничего это женщине не полагается, только пенсия на общих основаниях, как и всем Удачи Вам и всего хорошего.

Я работаю гражданским служащим Российской армии. По увольнения из рядов ВС РФ и получении квартиры в выбранным мною месте вынужден был дать обязательство об освобождении квартиры. Но в связи с тем, что остался работать в воинской части не освободил квартиру, а подал документы на оформление договора временного проживания. Я не против освободить квартиру и переехать в другую, но требуют сперва выехать на улицу, закрыть счёт и сдать ключи и только после этого востокрегион жильё будет рассматривать мой вопрос. Командир давал ходатайство о предоставлении мне и моей семье жилого помещения. Сейчас меня вызывают в суд для решения об принудительном освобождении без права получения временного жилья. Квартиру я получил в Санкт-Петербурге, а работаю на Камчатке в п. Ключи. Скажите пожалуйста имею ли я право на получение временного жилья и какими статьями закона я могу это подтвердить.

К сожалению действующим законодательством не предусмотрено право на получение временного жилья в вашем случае. Пишите возражения на иск, старайтесь прийти к мировому соглашению. В случае проигрыша, обжалуйте чтобы не решение не вступило в силу. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 06.07.2016) ЖК РФ, Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений 1. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи. 2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы. 3. Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта. 4. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения. 5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта. (часть 5 введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ)

Временное жилье на период вашей работы называется служебным жильем Служебные жилые помещения предоставляются в виде жилого дома или отдельной квартиры на период работы в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях или учреждениях или на период прохождения службы (ст. ст. 93, 104 ЖК РФ; п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, п. 7 Порядка, утв. Приказом Росимущества от 02.09.2015 N 346). На основании вышеуказанных нормативных актов вы конечно имеете право на период своей работы получить служебное жилье в суде же вам нужно на основании ст 56 ГПК РФ доказывать, что требование о выселении без предоставления другого жилья является необоснованным со ссылкой на приведенные мною нормы законодательства.

Родителям сыновей, служащих в армии, предусмотрены льготы по оплате коммунальных услуг, за потребление электроэнергии?

Родителям сыновей, служащих в армии, предусмотрены льготы по оплате коммунальных услуг, за потребление электроэнергии? К сожалению для вас законодательством предоставление таких льгот не предусмотрено.

Здравствуйте, нет никаких льгот, только если семья признана малоимущей, а из армии сын должен прислать справку о его доходах. Удачи Вам и всего хорошего.

Какой статус у служащего советской армии, права, обязанности?

Здравствуйте У насесть советская армия? К чему этот вопрос и для чего Вам эта информация? Спасибо, что посетили наш сайт. Всегда рады помочь! Удачи Вам.

Какой статус у служащего советской армии, права, обязанности? В настоящее время НЕТ советской армии. А статус, права и обязанности военнослужащих РФ установлены ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и принятым в соответствии с ним подзаконных актов.

Служащего российской армии командир воинской части увольняет за 6 месяцев до получения полного трудового стажа 25 лет. Тем самым лишая служащего российской армии получить достойную пенсию. Командир воинской части мотивирует тем, что служащая пенсионного возраста 74 года и не умеет пользоваться ПК, работая в секретной службе.

Служащего российской армии командир воинской части увольняет за 6 месяцевВы не написали, по какому основанию увольняют?

Была служащей Российской Армии семь лет сей час служу по контракту тринадцать лет. при выходе на пенсию будет ли учитывается стаж служащей РА.

Здравствуйте, должен учитываться. Удачи Вам и всего хорошего.

Имеют ли право врачи отказать в лечении в госпитале для служащего в армии?

Все зависит от главврача

нет конечно пишите жалобу в гарнизонную прокуратуру

Нет, не имеют права при наличии показаний.

Скажите пожалуйста имеют ли служащему в армии отказать лечение в госпитале?

Если было направление на лечение,то не имеют права отказать.

Не могу найти сына служащего в армии, призывался в июне 2016 года, Шевела Владислав Эдуардович 1995 г.р. помогите с информацией и источником поиска! Благодарю.

Обратитесь в райвоенкомат.

У нас такой базы нет и в помине не было. В военкомат Вам надо обращаться, из которого его призывали.

Я после срочной службы в армии остался по контракту в армии служащим ещё в простонародии вольнонаёмным на 2 года. Входят ли эти 2 года в армейский стаж?

Нет, в армейский стаж не входят

Могу ли я занимать должности гос. служащего, если я не служил в армии по состоянию здоровья?

можете, конечно, Дмитрий.

Может ли молодой человек служащий в армии 3 месяца устроиться на контракт?

Здравствуйте! Можете заключить контракт, согласно ФЗ-53: Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы 1. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать : военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

У меня умер родной брат, служащий в армии на контрактной основе. С ним произошел несчастный случай при исполнении должностных обязанностей. Разведен, 2 детей. Положены ли страховые выплаты родителям? Или только детям?

Здравствуйте! Выгодоприобретателями в равных долях являются и дети, и родители: "Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; подопечные застрахованного лица".

Моя жена в 1985-1990 г.г. работала служащей Советской армии в воинской части в Группе советских войск в Германни. Сейчас подошло время оформлять пенсию. ПФР ей сказали что в этот период отчисления в ПФ СССР не было т.к. устроилась работать на месте, не из Союза и деньги получала только в иностранной валюте. Была и другая категория служащих Советской Армии-так называемые вольнонаемные, которые оформлялись через военкоматы. Они получали зарплату и в иностранной валюте и в рублях видимо по месту работы. Что делать? Стаж есть, трудовая книжка оформлена установленным порядком, а пенсии нет?

Что делать? Стаж есть, трудовая книжка оформлена установленным порядком, а пенсии нет? ---кроме как обжаловать отказ, или доработать до стажа ничего не сделаете.

Заключен контракт на службу в армии. Служащий, не дослужив год, пишет рапорт об увольнении. В воен. Билете указ. Фраза "уволен по ст... " . Вопрос - это влияет на дальнейшую судьбу? В плане устройства на работу?

Здравствуйте. Нет конечно, не повлияет никак

Имеет ли право военно служащий находясь в армии перевестись в другой город и в другие войска.

Здравствуйте! Согласно статье 15 "Порядок перевода к новому месту военной службы" "Положения о порядке прохождения военной службы" предусматривает, что военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил РФ (других войск, воинских формирований или органов) по служебной необходимости; в порядке продвижения по службе; по семейным обстоятельствам по личной просьбе; по личной просьбе; в связи с организационно-штатными мероприятиями.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: