Остановка тс вне стационарного поста. Проверка на дорогах: МВД вернуло автоинспекторам право останавливать автомобили вне стационарных постов Изъятие записей видеорегистратора инспектором

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о новом . Данный документ регламентирует деятельность сотрудников ГИБДД начиная с 20 октября 2017 года.

Напомню, что ранее в РФ действовал другой регламент - , однако он утрачивает силу.

Ну а для начала немного общей информации по новому регламенту. Документ имеет колоссальный объем (137 листов формата А4). Как правило, в своих статьях на "ПДД Мастер" я рекомендую водителям самостоятельно читать полные тексты рассматриваемых нормативных документов. Однако в данном случае советовать этого не буду, т.к. по факту изменений не так уж и много.

На сравнение двух регламентов требуется несколько дней. Однако, как оказалось, большая часть информации в указанных нормативных документах совпадает. Просто пункты приведены в другой последовательности и разделы сгруппированы по другим признакам. Ну а действительно важные нововведения, которых всего несколько, будут рассмотрены ниже.

Работа ГИБДД в поле зрения видеокамер

39. Осуществление сотрудником административных процедур при надзоре за дорожным движением при наличии возможности должно производиться в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов.

Новый регламент прямо говорит о том, что сотрудник ГИБДД должен работать в поле зрения систем видеонаблюдения. Это необходимо для того, чтобы при возникновении конфликтных или неоднозначных ситуаций можно было понять, кто является их виновником.

При этом возможно использование видеокамер установленных:

  • в автомобиле ДПС;
  • на посту;
  • на сотруднике (носимый регистратор).

Обратите внимание, в пункте 39 присутствует фраза "при наличии возможности". Так что, к сожалению, использование видеозаписей не является обязанностью полицейских.

Использование устройств видеозаписи при отсутствии понятых

40. Для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, допускается использование сотрудником цифровой аппаратуры (носимых видеорегистраторов, видеокамер, фотоаппаратов с функцией видеозаписи, прочих устройств, позволяющих осуществлять видеозапись ). Полученные при совершении административных действий видеозаписи, приобщаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Использование технических средств, не принадлежащих ГИБДД

46. Специальные технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

Использование сотрудниками при контроле за дорожным движением указанных специальных технических средств, не состоящих на балансе органов внутренних дел, не допускается .

При контроле за дорожным движением допускается использование иных технических средств фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.

76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

Обратите внимание, до 20 октября 2017 года сотрудники ГИБДД могли использовать только специальные технические средства, состоящие на балансе ГИБДД. Новый регламент позволяет использовать спецсредства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям.

В данном случае водители должны быть готовы к тому, что на дорогах могут появиться дополнительные специальные технические средства. Например, речь идет об , фиксирующих нарушения правил.

Остановка автомобилей для проверки документов вне постов

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС ).

84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
...
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
...
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Пожалуй самое обсуждаемое нововведение - это возможность остановки автомобилей для проверки документов вне стационарных постов ДПС . Так что водителям нужно быть готовым к тому, что начиная с 20 октября 2017 года останавливать их будут чаще. Даже если на то нет видимых причин.

Кроме того, обратите внимание, что введены и еще несколько новых причин для остановки (пункты 84.7-84.9, 84.12, 84.14). В том числе автомобиль может быть остановлен для проверки документов пассажиров, если имеются данные, на основании которых сотрудник подозревает их в совершении преступления или нахождении в розыске. Обратите внимание, должны иметься именно данные.

Например, в ГИБДД позвонил человек и сообщил следующую информацию. В автомобиле ВАЗ 2101, который едет по ул. Ленина в городе Петушки находится Иванов И.И., объявленный в международный розыск. Информация передается экипажу ГИБДД, который и останавливает указанное транспортное средство для проверки документов пассажиров.

Использование мигалок при остановке в темное время суток

Пункт 85 нового регламента ГИБДД:

В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).

Выше шла речь о том, что сотрудники ГИБДД теперь смогут останавливать автомобили вне стационарных постов. Однако в дополнение к этому в темное время суток они должны использовать специальные световые сигналы.

Т.е. данное нововведение должно уберечь водителя от того, что его автомобиль ночью попытается остановить постороннее лицо, не имеющее отношения к ГИБДД. Будем надеяться, что несмотря на фразу "при наличии возможности", инспекторы не будут пренебрегать данным пунктом.

Особенности принудительной остановки транспортных средств

97. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:

  • с применением специальных средств принудительной остановки транспорта - при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в соответствии с инструкциями о применении таких средств. При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях ;

Напомню, что принудительная остановка применяется лишь в тех случаях, когда водитель отказывается добровольно остановить транспортное средство. Нововведение заключается в том, что регламент запрещает проводить принудительную остановку:

  • на горных дорогах;
  • в местах с ограниченной видимостью;
  • на железнодорожных переездах;
  • на мостах;
  • на путепроводах;
  • на эстакадах;
  • в туннелях.

Исправление ошибок в документах ГИБДД

174. Сотрудник, вынесший постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя, законного представителя юридического лица, а также по своей инициативе вправе исправить допущенные в указанных документах описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания документа.

Новый регламент ГИБДД дает инспектору возможность исправить ошибки, допущенные в тексте составленного им документа. В том числе и по собственной инициативе. При этом речь идет только о небольших исправлениях (описках, опечатках, арифметических ошибках).

Основания для досмотра автомобиля

155.

  • проверка обоснованного предположения
  • проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве.
  • осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве.

202. Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:

  • проверка данных о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;
  • проверка данных о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве;
  • задержание лиц, перечисленных в части 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции", передвигающихся на транспортных средствах.

Обратите внимание, в данном пункте фраза "обоснованного предположения" заменена на фразу "данных". Различие заключается в том, что обоснованное предположение инспектор в том числе может сделать и самостоятельно после остановки автомобиля, а данные должны иметься заранее.

Например, если имеется ориентировка, полученная от дежурного, то это, безусловно, данные, т.е. основание для досмотра.

Другой пример. Ранее инспектор мог самостоятельно сделать обоснованное предположение. Например, если инспектор предполагал, что в автомобилях с 20 и марки ГАЗ часто перевозят наркотические вещества, то это могло стать обоснованным предположением и послужить причиной для досмотра. Новый регламент подобных действий не позволяет.

Изъятие записей видеорегистратора инспектором

176. Обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.

216. Обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы (в том числе носители аудио- и видеоинформации установленных в транспортных средствах видеорегистраторов ), имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.

Пункт 216 административного регламента дает возможность сотруднику ГИБДД изъять карту памяти из видеорегистратора, установленного в автомобиле нарушителя.

Например, сотрудник ГИБДД видит нарушение (проезд на запрещающий сигнал светофора) и останавливает автомобиль. Однако водитель не согласен с указанным нарушением и продолжает спорить с полицейским. В автомобиле установлен видеорегистраор, который записал момент въезда на перекресток. В этом случае сотрудник может в том числе изъять карту памяти и приобщить ее к делу.

Так что имейте в виду, что если законопослушному водителю наличие регистратора помогает, то для нарушителя оно может оказаться вредным.

Соответствие пунктов старого и нового регламента

Еще раз напомню, что новый административный регламент ГИБДД очень сильно похож на предшествующий. Если Вы желаете сравнить эти документы, то рекомендую воспользоваться таблицей, которая устанавливает соответствие между административными процедурами:

Административная процедура Пункт " " регламента Пункт " " регламента
Надзор за дорожным движением 58 38
Контроль за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации 75 55
Регулирование дорожного движения 79 58
Остановка транспортного средства 84 63
Остановка пешехода 101 77
Проверка маркировочных обозначений 106 82
Опрос водителя 131 102
Составление протокола 142 109
Вынесение постановления 156 120
Доставление 175 187
Задержание водителя 179 192
Досмотр водителя 189 165
Осмотр ТС 197 149
Досмотр ТС 202 155
Изъятие вещей 213 173
Отстранение от управления 223 126
Освидетельствование на состояние опьянения 227 129
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения 234 136
Задержание ТС 244 146
Запрещение эксплуатации 258 143
Арест ТС 260 181
Выезд на место ДТП 266 207

В завершение хочу напомнить, что на основе нового регламента записан аудиокурс "Секреты общения с ГИБДД".

Все нововведения, рассмотренные выше, включены в новую версию курса, поэтому он сохраняет свою актуальность. И если Вы до сих пор не изучили аудиоуроки, то рекомендую это сделать.

Удачи на дорогах!

В ходе совещания у президента России Владимира Путина заместитель министра внутренних дел Александр Горовой сообщил, что ведомство отменило приказ, запрещающий сотрудникам автоинспекции останавливать транспортные средства и проверять документы вне стационарных постов ГИБДД. Он заявил, что данный приказ был ошибочным, так как не соответствовал условиям географии и транспортной логистики России.

«Это было ошибкой с нашей стороны», — сообщил замглавы МВД в ходе президентского совещания.

Горовой также отметил рост нарушений, связанных с автобусными пассажирскими перевозками. По его словам, в четырёх из семи последних ДТП с участием автобусов водители уснули за рулём. Число пассажиров, погибших в подобных инцидентах, выросло на 21%. Горовой сообщил, что для борьбы с такими происшествиями маршруты движения пассажирских автобусов будут наложены на места расположения постов и патрулей ГИБДД.

«Мы прогнозируем определённый негатив среди пассажиров. Но, поработав месяц в таком режиме, думаю, что побудим хозяйствующие субъекты к необходимости выполнения требований приказа Минтранса, который определяет режим труда водителей», — отметил Горовой.

Глава Госавтоинспекции Михаил Черников ранее заявил, что ГИБДД намерена проводить инспекционные рейды по выявлению переутомлённых водителей, занимающихся перевозкой людей.

«По поручению руководства МВД России мы будем проводить рейдовые мероприятия по проверке условий перевозки людей. Если мы будем видеть случаи, когда водитель утомлён, чувствует себя некомфортно и может уснуть, или болен, или же перевозка не установлена нормативными документами, будем пресекать такие нарушения», — заявил он.

Председатель МРОО «Движение автомобилистов» и руководитель экспертного совета по дорогам и транспорту Общероссийского народного фронта Армен Оганесян считает, что это распоряжение может привести к злоупотреблениям полномочиями со стороны автоинспекторов.

«Если всё будет в рамках закона, и все будут себя вести порядочно, то я ничего плохого в этом не вижу. Но мы знаем, что у нас есть проблемные сотрудники ГИБДД. Я предполагаю, что могут искусственно создаваться ситуации, когда будут останавливать водителей для того, чтобы заработать деньги. Всю систему полиции и ГИБДД нужно менять, переводить её на ту систему, которая есть в западных странах», — считает эксперт.

По словам Оганесяна, возвращение подобных мер связано с целью компенсировать сокращение числа самих стационарных постов.

«Такая практика запрещена именно с целью недопущения коррупционных моментов. Регламент предусматривал, что остановить машину могут только в месте, где есть стационарный пост. С учётом того, что на сегодняшний день все эти посты полуликвидированы из-за сокращений, им разрешили с целью улучшения ситуации опять останавливать автомобили на дорогах», — заключил эксперт.

Автоюрист Дмитрий Славнов поддерживает возвращение практики проверки документов вне стационарного поста.

«Инспекторов, которых выставляют на посты-пикеты, обязывают проверять машины и разгружать дорожное движение. А те инспекторы, которые стоят на светофорах и перекрёстках или других машинах, должны в первую очередь заботится о безопасности дорожного движения. Две или более патрульные машины приравниваются к стационарному посту. Они, например, могут сказать, что поступила ориентировка на угон или разбойное нападение, и проверить любой автомобиль и документы у водителя. Если водитель отказывался, он был обязан проследовать на стационарный пункт. Я только выступаю за. Если вам нечего боятся, значит вам нечего скрывать», — заключает эксперт.

На сегодняшний день в Административном регламенте исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения содержится исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД. Одно из них — «проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров». В этом пункте указано, что проверка документов может быть произведена только на стационарных постах ДПС.

Cотрудникам ГИБДД вернут право проверять документы водителей вне стационарных постов. Соответствующий приказ МВД проходит финальные стадии согласования . Каковы будут последствия для водителей, и спровоцирует ли новый регламент «гаишный беспредел»?

«Назовите причину остановки…»

С этой фразы «грамотные» водители нередко начинают общение с инспектором ДПС. Пресловутый приказ №185 включает норму, которая якобы запрещает инспекторам ДПС останавливать автомобили вне стационарных постов без не дай бог какой причины. Так, по крайней мере, приказ трактуется многими водителями, провоцируя их сходу оспаривать законность остановки.

Ситуация усугубилась массовым закрытием в 2012 году постов ДПС по всей стране, которые вдруг посчитали неэффективными: дескать, преступник всегда найдет способ объехать пост, а инспекторы вместо работы отсиживаются в комфорте.

В сочетании с формулировкой приказа №185 это дало почву для регулярных конфликтов: водители нередко считали, что почти любая остановка незаконна.

Что может инспектор

Если внимательно читать приказ №185, он запрещает инспектору останавливать машину вне стационарных постов лишь для проверки документов. Но есть еще девять причин остановки, среди которых наиболее популярная – установление инспектором признаков нарушения.

Само правонарушение инспектор может выявить с помощью технических средств, например, радара, но может и заподозрить его. Этого вполне достаточно для остановки.

– Скажем, состояние алкогольного опьянения или степень затонированности автомобиля инспектор может установить только с использованием специальных приборов уже после остановки, – поясняет автоэксперт Юрий Панченко. – Однако выявить признаки нарушения визуально и остановить автомобиль для детальной проверки он вправе.

Впрочем, основанием для проверки документов водителя является уже выявленное нарушение, ориентировка или указания в рамках спецопераций. То есть нынешний регламент запрещает остановку и проверку документов совсем без причины, хотя к нарушителям это послабление не относится.

Нерабочая норма

В любом случае, запрет легко обходится, поскольку инспектор всегда может объяснить причину остановки законными основаниями, сославшись на ориентировки диспетчера или собственное подозрение.

– С 2006 года я отслеживаю интересные постановления судов, но только один раз в Архангельской области мне встретился прецедент, когда суд принял аргументы водителя, поскольку сам инспектор признался, что единственной причиной остановки стало желание проверить документы. Но если сотрудник ДПС себе не враг, он назовет или придумает множество других причин, – поясняет Юрий Панченко. – Более того, есть еще внутренний регламент (приказ №186), который разрешает инспектору назвать любую причину остановки, в том числе необходимость в проверке документов, если он подозревает водителя в совершении серьезного правонарушения.

Таким образом, на практике норма не действует, а из-за неверной интерпретации провоцирует водителей на заведомо проигрышный конфликт. Оспорить в суде законность остановки крайне проблематично.

Что изменится

О возможности изъятии запрета на проверку документов вне постов на недавнем совещании у президента соообщил первый замглавы МВД Александр Горовой. Норму он назвал ошибочной, подчеркнув, что транспортная логистика и география страны требуют иного подхода. Соответствующий приказ готовится уже не первый месяц и, по данным «Коммерсанта «, сейчас находится в стадии финального согласования.

В новом приказе прописано право сотрудников МВД останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа и другие документы. Согласно новой редакции, на вопрос о причинах остановки инспектор сможет сказать прямо: «Проверка документов». С одной стороны, это развязывает руки: сотрудники ДПС смогут остановить понравившуюся машину, проверить документы, включая полис ОСАГО, и отнять у водителя время, не изобретая сложных обоснований.

С другой стороны, при желании все то же самое делается и в рамках нынешнего регламента, а попытка водителя разыграть карту «причина остановки» не принесет ему осязаемых выгод, кроме затягивания спора.

Кроме того, особенного смысла злоупотреблять новой формулировкой, по сути, нет.

– Понимаете, пока инспектор проверяет документы у одного водителя, мимо проезжают еще четыре, – рассуждает Юрий Панченко. – Поэтому в любом случае инспктор настроен остановить машину, которая дает повод для подозрений или откровенно нарушает. По существу новая редакция законопроекта не изменит ничего, зато убавит пыл «умников», которые изначально не понимали суть приказа №185.

Каждый автомобилист боится быть остановленным инспектором, даже, если он ездит аккуратно, не нарушая правила дорожного движения. Чтобы относиться спокойнее к этой процедуре, автомобилисту не помешает хотя бы поверхностно знать, по каким причинам его на дороге может остановить инспектор.

Какие изменения произошли в новом регламенте?

В старом приказе № 185 2009 года говорилось, что инспектор может проверять документы автомобилиста только на постоянном посту дорожно-патрульной службы. Поскольку эти стационарные посты было дорого содержать, поэтому за несколько лет их сократили в разы. Вне поста они могли проверять документы транспортного средства только во время специальных рейдов.

Статистическое исследование показало, что на стационарных постах эффективность выявления нарушений очень низка, водители, завидев пост издалека, как правило, снижают скорость и проезжают мимо аккуратно, предупреждая других водителей о посте миганием фар. Тогда, в связи с отсутствием необходимой портативной техники у сотрудников ГИБДД, не было возможности сверять документы остановленного автомобилиста вне постоянного поста, которые, как правило, оснащены нужной для проверки техникой. Из-за этого неудобства реальные нарушители, ничем не выдавшие себя и не превышающие скорость движения, легко уходили от ответственности, например, водители, лишенные прав или не получившие их, угонщики, несильно пьяные, наркоманы. А раз нет постов, то такие водители продолжают безнаказанно нарушать правила, подвергая себя, пассажиров и пешеходов опасности.

Сейчас, в связи со стремительным техническим прогрессом, оснащением каждого сотрудника ДПС портативной техникой и прочими изменениями, появилась возможность изменить устаревший регламент по надзору за безопасностью дорожного движения, что и произошло с заменой старого приказа на новый № 664 с 20 октября 2017 года. Самым главным изменением в новом регламенте ГИБДД можно назвать, что инспектора теперь могут проводить проверку документов вне контрольного поста.

Но участок на дороге, где инспектор может заниматься проверкой документов, выбирает его руководство на основании статистики аварий в определенной местности.

По каким причинам инспектор может затормозить водителя?

Список оснований, по которым могут затормозить автомобиль вне постоянного поста:

  • При обнаружении сотрудником дорожно-патрульной службы нарушения водителем ПДД.
  • Если марка, модель и цвет автомобиля подходят под описание ранее угнанного автомобиля.
  • Чтобы забрать показания у автомобилиста, оказавшегося невольным свидетелем аварии.
  • Чтобы автомобилист побыл понятым.
  • Когда инспектору срочно нужна машина, например, догнать преступника или срочно увезти пострадавшего в больницу.
  • Чтобы автомобилисты дали дорогу спецмашинам.
  • Когда требуется помощь автомобилиста инспектору или другим автомобилистам, пассажирам, пешеходам.
  • При получении информации от диспетчера, что в автомобиле, подходящим под описание, водитель может быть правонарушителем или его пассажиры.
  • Чтобы временно запретить, ограничить движение транспортных средств.
  • Во время проверки, проходящей по плану.
  • Во время мероприятий, проводящимися по приказу от руководства.
  • Когда автомобилистам может грозит опасность (неисправная машина, ремонт дороги или моста, авария).
  • Чтобы убедиться в наличии документов на право управления, пользование данного автомобиля и перевозку груза.

Дополненный список прав инспекторов.

В новом регламенте ГИБДД от 20 октября 2017 года расширили права сотрудников ДПС, которые теперь имеют право:

  • Проверять документы не только у автомобилиста, но и у его пассажиров вне контрольного поста ДПС.
  • Вести съемку не только служебном видеорегистраторе, но и на собственном телефоне, если нет возможности найти понятых.
  • Проверять документы не только на транспортное средство, но и на перевозимые грузы.
  • Проверять у автомобилиста наличие полиса ОСАГО.
  • Задерживать автомобиль, находящееся в угоне.

Способы остановки автомобилистов.

Водителям следует помнить, что их остановить может только сотрудник дорожно-патрульной службы. Стажер дорожно-патрульной службы, участковый, гражданский в форме регулировщика лишены права останавливать транспортные средства, так как не наделены функцией регулировщика дорожного движения.

Сотрудник дорожно-патрульной службы, чтобы остановить нужное транспортное средство, озвучивает данное требование через громкоговоритель или направляет жезл в сторону определенной машины. Затем жезлом указывает на место, куда должен подъехать автомобилист. В вечернее время сотрудник дорожно-патрульной службы в целях безопасности должен использовать световые сигналы.

У сотрудника ДПС нет прав на принудительную остановку транспортных средств:

  • Автобусы и ему подобные транспортные средства, заполненные пассажирами.
  • Транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам.
  • Транспортные средства, принадлежащие консульским учреждениям иностранных государств.
  • Мопеды.
  • Мотоциклы.
  • Мотороллеры.

Сотруднику дорожно-патрульной службы запрещено останавливать автомобилистов на:

  • Железнодорожных проездах.
  • Горных дорогах.
  • Мостах.
  • Дорогах со слабой видимостью.
  • Эстакадах.
  • Путепроводах.
  • В туннелях.

После того, как автомобилист остановился, сотрудник дорожно-патрульной службы должен:

  • Сразу подойти к автомобилисту, которому не нужно выходить из машины.
  • Вежливо поздороваться с автомобилистом.
  • Назвать свою фамилию, имя, отчество, звание.
  • Объяснить автомобилисту, по каким причинам его транспортное средство остановили.
  • При требовании автомобилиста, предъявить удостоверение, но не отдавая его.
  • Попросить автомобилиста освободить собственные документы от обложки и передать документы.
  • Если сотруднику дорожно-патрульной службы автомобилист нужен как понятый, то нужно объяснить его права и обязанности.
  • Если автомобилиста остановили из-за несоблюдения правил, сотрудник дорожно-патрульной службы должен объяснить это автомобилисту.
  • Сотруднику дорожно-патрульной службы запрещено останавливать автомобилиста на длительный срок.

Список документов, которые проверяет инспектор.

Инспектор тормозит автомобилиста, чтобы проверить документы, только в тех случаях:

  • Когда автомобилист нарушил ПДД.
  • Автомобилист подходит под описание правонарушителя или находящегося в розыске.
  • Выявлении признаков подделки документов личности или перевозимого груза.
  • Когда автомобилист необходим в качестве понятого.

Если автомобилист, остановленный сотрудником дорожно-патрульной службы, оказывается иностранцем, то у него проверяются документы:

  • Паспорт иностранного гражданина или ему подобный документ.
  • Миграционная карта, виза.
  • Водительское удостоверение.
  • Документы на автомобиль.
  • Если машина ввозится в Российскую Федерацию, то проверяются документы, оформленные для прохождения таможни.
  • Полис ОСАГО или подобные ему страховые документы.
  • Документальное разрешение для въезда на территорию.

Кроме автомобилиста, сотрудник дорожно-патрульной службы проверяет документы всех его пассажиров.

  • Вне контрольных постах в темное время суток использовать специальные световые сигналы.
  • В условиях недостаточной видимости или ночью носить световозвращающее снаряжение и светящийся жезл.
  • Если автомобилист не предоставил необходимые документы, то сотрудник дорожно-патрульной службы должен его оставить на контрольном посту, пока родственники или близкие друзья забывчивого, которым даются три часа, не привезут его документы.
  • При выявлении нарушений автомобилиста сотрудник дорожно-патрульной службы обязан наложить на него штраф.

Водители должны знать эти права и обязанности сотрудника ДПС, чтобы спокойно пользоваться своим автомобилем, не страдая от произвола, иногда встречающегося на дорогах.

Нередко водителям приходится останавливаться по требованию инспектора ГИБДД.

Но имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины? Каким законом регулируется остановка?

Рассмотрим подробно, где сотрудники ДПС могут останавливать машину для проверки документов и в каких обстоятельствах.

На вопрос, может ли сотрудник ДПС остановить без причины, ранее отвечал Приказ №185 МВД России от 02.03.2009 года. В нем говорилось о том, что остановка автомобиля без явных на то причин запрещена.

Теперь этот приказ отменен! 20 октября 2017 года был введен новый Приказ №644, который ввел в действие Административный регламент. Регламент значился увеличился. Ранее он состоял из 270 пунктов, а теперь из 344.

Согласно пункту 84 данного регламента инспектор имеет право остановить ТС только при определенных обстоятельствах.

Причин остановки автомобиля инспектором ДПС множество, более 10:

Имеет ли право инспектор ДПС останавливать для проверки документов? Да, имеет . И это обоснованная причина остановки транспортного средства сотрудниками ДПС РФ в 2019 году.

Ранее остановка автомобиля вне стационарного поста запрещалась. Теперь сотрудники могут останавливать машину вне постов.

Если инспектор останавливает машину, чтобы проверить документы, но не озвучивает причину (нарушение ПДД и другие), то автолюбитель имеет право отказаться от предоставления документов.

Документ объясняет, каким образом должен вести себя инспектор ГИБДД в различных ситуациях . Предыдущий был принят в 2009 году, последний в 2014. За последние три года появились новые правила, технологии и инструменты.

Если сотрудник ГИБДД пожелает проверить документы, сделать запрос, заполнить протокол, он должен сделать это по новому регламенту. Изменениям подверглись не только отдельные пункты, а весь документ теперь выпущен в новой редакции.

Но инспекторы должны действовать не только по этому регламенту . Существуют также Закон о полиции, правила освидетельствования, ПДД, оформление ДТП для ОСАГО, и их также необходимо соблюдать.

Многие эксперты заявляют, что некоторое расширение полномочий инспекторов ГИБДД приведет к их злоупотреблению. Но те же эксперты отметили, что отмена прежнего порядка будет способствовать большей выявляемости различных преступлений и их профилактике.

С новым Административным регламентом можно ознакомиться на сайте “Консультант”: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280037/ .

Узнаем, что делать и как себя вести в случае остановки.

Нельзя игнорировать требование инспектора ДПС об остановке . У него есть право произвести задержание. Сотрудник ДПС специальным жестом останавливает автомобиль.

Требование остановиться он подает через громкоговорящее устройство или жестом руки, может использовать жезл или диск с красным сигналом, который направляется на автотранспортное средство. Инспектор должен указать при этом на место остановки автомобиля .

В темное время суток или при ограниченной видимости инспектор подает сигнал об остановке ТС с применением специальных световых сигналов (если есть такая возможность).

Нельзя останавливать ТС на участках, где остановка запрещена по ПДД . Исключение: остановка связана со стремлением пресечения преступления и других противоправных действий.

  • без промедления подходит к водителю;
  • здоровается, представляется, называет ФИО, должность, звание;
  • при обращении к водителю прикладывает правую руку к головному убору;
  • объясняет причину остановки;
  • если водитель потребует, предоставляет служебное удостоверение (рекомендуется пользоваться этим правом и даже записывать данные сотрудника полиции);
  • излагает требование о передаче документов без обложек или удерживающих средств или излагает права и обязанностей водителя, если необходимо привлечь его в качестве понятного;
  • инспектор не должен требовать от автомобилиста выйти из автомобиля для разговора (исключения: работник ГИБДД находится рядом с ТС, которое создает угрозу его личной безопасности, или в случае, если требуется устранить нарушение или техническую неисправность);
  • остановка должна производиться на короткий срок (если сотрудник Вас остановил, но долго к Вам не подходит, можете продолжать движение);
  • если водитель совершил административное нарушение, сотрудник разъясняет ему, в чем оно заключается.

Нельзя останавливать авто для проверки на темных улицах без освещения, на машинах без специальной окраски . Исключение: есть необходимость пресечения преступления, административного правонарушения, проведения распорядительно-регулировочных действий, причинение вреда жизни, здоровью, имуществу участников ДД.

Если у Вас есть все основания полагать, что перед Вами не сотрудник полиции, сообщите об этом на ближайший пост ГИБДД или в отдел полиции.

Сотрудник ГИБДД может предъявить требование открыть багажник, чтобы проверить состояние газового оборудования. Если такового нет, осмотр должен быть прекращен. Инспектор не имеет право перекладывать вещи, открывать сумки для проверки технического состояния автомобиля.

Осмотр водителя и пассажиров автомобиля, досмотр их вещей, багажа проводится только тогда, когда автомобилиста или его пассажиров подозревают в совершении преступления или административного правонарушения.

Водитель остается сидеть в автомобиле, а выйти из машины водитель должен только в случаях (пункт 93 Административного регламента):

  • если находится в состоянии алкогольного опьянения;
  • нужно устранить техническую неисправность или нарушения правил перевозки грузов;
  • инспектору необходимо осмотреть автомобиль, груз;
  • нужно сверить номера агрегатов ТС;
  • поведение автомобилиста создает угрозу безопасности сотрудника.

Водитель должен переместить автомобиль в указанное инспектором место, если:

  • авто создает помеху для других участников ДД;
  • создает угрозу безопасности сотрудника.

Водитель может сесть в патрульную машину, если его участие необходимо, чтобы оформить процессуальные документы.

Если сотруднику ГИБДД нужно воспользоваться автотранспортным средством, он должен выдать справку или сделать запись в путевом листе, указав продолжительность поездки, пройденное расстояние, свои ФИО, должность, номер служебного удостоверения, наименование подразделения.

Инспектор ДПС имеет полное право остановить автомобиль, если у него есть подозрения, что водитель, который находится за рулем, пьян. Затем сотрудник потребует пройти освидетельствование.

Но требовать этого он в праве только тогда, когда есть веские основания полагать, что автомобилист сел за руль в нетрезвом состоянии. На это обычно указывают следующие признаки:

  • запах алкоголя;
  • автомобилист пошатывается на ногах;
  • его речь нарушена, он путает слова;
  • пальцы рук дрожат;
  • цвет лица изменен;
  • неадекватно себя ведет.

При обнаружении подобных признаков сотрудник ДПС должен провести медицинское освидетельствование, применив соответствующую технику.

Если в выдыхаемом воздухе обнаруживается алкоголь, водителя направляют в медицинское учреждение, где проведут тесты и возьмут анализы.

От обоснованного требования пройти освидетельствование водитель не может отказаться, иначе получит штраф, или его лишат водительских прав.

Но прохождение процедуры в определенном порядке обязательно (статья 25.7 КоАП):

  • привлекаются двое понятых, которые должны подписать протокол и наблюдать за действиями инспектора при проверке;
  • фиксация процесса на видео;
  • понятые должны подтвердить отказ водителя от освидетельствования.

Водитель должен выполнять требования инспектора ГИБДД, если они имеют законную силу.

Наказание за отказ от медицинского освидетельствования (статья 12.26 КоАП РФ):

  • штраф 30 000 рублей, лишение прав на 1,5-2 года;
  • административный арест на 10-15 суток или штраф 30 000 рублей (если у водителя нет прав управлять автомобилем).

Инспектор не должен препятствовать ознакомлению автомобилиста со спецмероприятиями или ориентировками .

Документ может храниться на стационарном посту или в отделении ГИБДД. Инспектор может не носить их с собой постоянно. Но он не должен препятствовать водителю ознакомиться с ними.

Также на борту патрульного автомобиля должен быть номер телефона дежурной части его подразделения . Если такового нет, водитель имеет право потребовать информацию по местонахождению или телефону дежурного или ответственного должностного лица, а сотрудник должен сообщить автомобилисту эти сведения.

Узнать законные основания остановки можно, дозвонившись дежурному. Также дежурный предоставляет данные о прохождении специального мероприятия, о том, какой сотрудник находится на месте, где находится место его дислокации.

Но автомобилисту лучше быть вежливым, так как все телефонные разговоры в полиции записываются автоматически.

Итог

Остановка автомобиля инспектором ДПС возможна только при наличии определенных оснований, которые указаны в пункте 84 Административного регламента МВД от 23.08.2017 г., Приказ №664.

Сотрудник ГИБДД имеет право останавливать автомобиль, если на то имеются основания.

Рекомендация: скачайте, распечатайте и сохраните в бардачке автомобиля актуальный перечень региональных телефонов дежурных частей ГИБДД и телефонов доверия по вопросам нарушения соблюдения законодательства сотрудниками.

Такая «шпаргалка» может не раз выручить участника дорожного движения, попавшего к неквалифицированному сотруднику. Также распечатайте и положите в бардачок Административный регламент МВД.

Причин остановки автомобиля инспектором ДПС множество, более 10:

12. Для проверки документов на право пользования и управления автомобилем, документации на ТС и перевозимых грузов. Так у них это постоянная причина, смысл им тогда замарачиваться по поводу каких-то мероприятий?если он всегда отвечает «проверка док-тов»

Водитель остается сидеть в автомобиле, а выйти из машины водитель должен только в случаях (пункт 93 Административного регламента):

нужно произвести процессуальные действия (заполнить документы);

мое нарушение является процессуальным действием?то-есть при составлении протокола мне всегда нужно следовать их требованиям?



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: