Медицинское обеспечение вооруженных сил рф. Министерство обороны российской федерации. Главное военно-медицинское управление

размер шрифта

ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 31-01-2001 10 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ... Актуально в 2018 году

Медицинское обеспечение

290. Медицинское обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на охрану здоровья и оказание медицинской помощи военнослужащим, членам их семей, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, а также другим гражданам, имеющим право на медицинское обслуживание в военно - медицинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Медицинское обеспечение включает: медицинские обследования, лечебно - профилактические мероприятия, оказание медицинской помощи, санаторно - курортное лечение, обеспечение лекарствами, медицинским имуществом и техникой, государственный санитарно - эпидемиологический надзор.

291. Командир воинской части в мирное и военное время отвечает за медицинское обеспечение вверенной ему воинской части и обязан принимать меры по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих. В этих целях он обеспечивает необходимые бытовые условия для жизни и службы личного состава, организует и осуществляет постоянный контроль за выполнением военнослужащими правил личной гигиены.

На основе оценки состояния заболеваемости личного состава и санитарного состояния объектов воинской части принимает решение о проведении санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

292. Вопросы медицинского обеспечения регламентируются:

от 26 сентября 1994 г. N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно - курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 373);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 390 "Об утверждении Положения о военно - врачебной экспертизе" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 315);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями";

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 504 "О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно - курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС";

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 160 "О предоставлении путевок в лечебно - оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно - исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо - Кавказского региона, и членам их семей";

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 426 "Об утверждении Положения о социально - гигиеническом мониторинге";

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании";

Приказом Министра обороны 1988 г. N 460 "О мерах по дальнейшему улучшению диспансеризации военнослужащих Советской Армии и Военно - Морского Флота";

Приказом Министра обороны 1990 г. N 450 "О введении в действие Инструкции по обращению с наркотическими и ядовитыми лекарственными средствами в Советской Армии и Военно - Морском Флоте";

1992 г. N 263 "О первоочередных мерах по улучшению охраны здоровья детей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации";

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 427 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" в Вооруженных Силах Российской Федерации";

Приказом Министра обороны Российской Федерации и Минздрава Российской Федерации 1995 г. N 204/167 "Об оказании медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в учреждениях здравоохранения";

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 72 "Об утверждении Положения об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время";

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 139 "О санитарно - эпидемиологическом надзоре в Вооруженных Силах Российской Федерации";

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 266 "О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно - курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации лицам, подвергшимся воздействию радиации";

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 360 "О порядке санаторно - курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации";

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 455 "Об утверждении Положения о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации";

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 466 "О мерах по обеспечению охраны здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации".

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РУКОВОДСТВО

ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА МИРНОЕ ВРЕМЯ

МОСКВА

ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

ПРИКАЗ

начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИРНОЕ ВРЕМЯ

1. Утвердить прилагаемое Руководство по медицинскому обес­печению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время.

2. Начальнику Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации до 31 декабря 2001 года привести свои служебные документы в соответствие с прилагаемым Руководством.

3. Признать не действующими в Вооруженных Силах Россий­ской Федерации приказы заместителя Министра обороны СССР - начальника Тыла Вооруженных Сил СССР 1981 года № 74, 1985 года № 1, 1989 года № 64.

4. Приказ разослать до отдельного батальона.

начальник ТЫЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

генерал-полковник

В.Исаков

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящее Руководство определяет организацию и порядок проведения медицинского обеспечения Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации в мирное время.

2. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации - это система мер медицинского, научного, педагоги­ческого, воспитательного и административно-управленческого характера по сохранению и укреплению здоровья военнослужа­щих и граждан, призванных на военные сборы.

3. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Фе­дерации включает: военно-медицинскую подготовку личного состава, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганду здорового образа жизни, медицинский контроль за условиями жизне­деятельности личного состава; лечебно-профилактические мероприя­тия, снабжение медицинской техникой и имуществом.

4. Финансирование расходов, связанных с медицинским обеспе­чением Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации при участии органов военного управ­ления, командиров (начальников) и военных психологов.

6. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Феде­рации представляет собой систему органов военного управления медицинской службы, воинских частей и учреждений обеспече­ния и охраны органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей, учреждений и подразделений*.

* Далее в тексте Руководства, если не оговорено особо, под медицинскими воинскими частями, учреждениями и подразделениями понимаются медицинские воинские части, учреждения и подразделения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические воинские части, учреждения и подразделения; воинские части, учреждения и подразделения медицинского снабжения; специальные медицинские воинские части, учреждения и подразделения, органы военной печати, военно-учебные заведения, учебные воинские части, научно-исследовательские организации медицинской службы.
Состав, назначение и основные задачи органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации опреде­лены Положением об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время*.

7. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Феде­рации является составной частью государственной системы здра­воохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих и других граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в со­ответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федера­ции осуществляет свою деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан**, законодательными и иными правовыми актами Рос­сийской Федерации, нормативными правовыми актами Ми­нистерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.

8. Задачи медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время определяются: условиями боевой под­готовки и быта войск (сил); состоянием здоровья и питания, уров­нем и структурой заболеваемости личного состава; санитарно-эпидемиологическим состоянием и климатогеографическими ус­ловиями районов дислокации войск (сил); вероятностью возник­новения крупномасштабных аварий и катастроф.

Основными задачами медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время являются:

подготовка личного состава медицинской службы;

военно-медицинская подготовка, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганда здорового образа жизни;

медицинское обеспечение боевой подготовки и повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;

осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, меди­цинского контроля за условиями жизнедеятельности личного со­става;

организация и проведение мероприятий по медицинской за­щите личного состава от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, сохранению и укреплению его здоровья; уча­стие в обеспечении безопасности военной службы;

организация и проведение лечебно-профилактических меро­приятий среди личного состава Вооруженных Сил Российской

Федерации; оказание медицинской помощи больным, их лечение ч медицинская реабилитация;

проведение военно-врачебной, судебно-медицинской и судеб-ио-психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, преду­смотренных законодательством Российской Федерации;

участие в комплектовании Вооруженных Сил Российской Фе­дерации личным составом;

снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации меди­цинской техникой и имуществом;

научная, изобретательская и рационализаторская работа, изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения Вооруженных Сил российской Федерации и вооруженных сил иностранных государств;

научная разработка проблем медицинского обеспечения Воо­руженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время;

внедрение в деятельность медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации передовых достижений медицинской науки и практики;

организация статистического учета и представление отчетности в установленном порядке;

устойчивое и эффективное управление силами и средствами медицинской службы;

организация взаимодействия с органами управления и учреж­дениями государственной, муниципальной и частной систем здра­воохранения.

9. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Воору­женных Силах Российской Федерации и на объектах обороны - это деятельность специально уполномоченных органов и учреждений (должностных лиц) медицинской службы Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, входящих в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Россий­ской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологиче­ского благополучия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в целях охраны его здоровья и среды обитания.

10. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах оборо­ны организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»*, постановлением Правите­льства Российской Федерации от 23 июня 2000 года № 554 «Об Утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемио-логической службе Российской Федерации и Положения о госу­дарственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»** и нормативными правовыми актами Министерства обороны Рос­сийской Федерации.

_________
*Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, с 3295.

11. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах оборо­ны включает:

контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляю­щих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нару­шения санитарного законодательства, а также привлечение к от­ветственности лиц, их совершивших;

контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

проведение санитарно-эпидемиологических расследований, на­правленных на установление причин и выявление условий воз­никновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Воору­женных Сил Российской Федерации, государственный учет инфекционных, профессиональных заболеваний, массовых неин­фекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздей­ствием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

12. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах оборо­ны организует Главный государственный санитарный врач Ми­нистерства обороны Российской Федерации, по своим функцио­нальным обязанностям являющийся заместителем Главного госу­дарственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам осуществления санитарно-эпидемиологического надзо­ра в Вооруженных Силах Российской Федерации.

13. Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состо­янию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослу­жащим и их реабилитации.

Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы определен Положением о военно-врачебной экспертизе* и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспер­тизы в Вооруженных Силах Российской Федерации** .

Составной частью военно-врачебной экспертизы является врачебно-летная экспертиза, которая решает задачи военно-вра­чебной экспертизы в отношении летного состава авиации Воору­женных Сил Российской Федерации. Порядок освидетельствова­ния летного состава определен Положением о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил российской Федерации***.

14. Судебно-медицинская экспертиза производится в медицин­ских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации экспертом судебно-медицинских лабораторий или врачом, при­влеченным для производства экспертизы, на основании постанов­ления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда.

Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназ­наченных для этой цели медицинских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз устанавливается законодате­льством Российской Федерации.

15. Медицинские воинские части, учреждения и подразделения оказывают бесплатную медицинскую помощьвоеннослужащим, членам их семей, гражданам, призванным на военные сборы, а так­же другим гражданам, пользующимся таким правом в соответст­вии с законодательством Российской Федерации.

16. При отсутствии в местностях, где проходят военную службу или проживают военнослужащие, члены их семей и другие граж­дане, указанные в п. 15, медицинских воинских частей, учрежде­ний и подразделений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального оборудования и в неотложных слу­чаях медицинская помощь оказывается им в учреждениях здраво­охранения, независимо от их территориальной и ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.

* Постановление Правительства РФ от 20 апреля 1995 года № 390 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (Собрание законодательства РФ, 1995, № 19,ст. 1758)

** Приказ МО РФ 1995 года, № 315. Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 16 октября 1995 года. Регистрационный № 961.

Расчеты за медицинскую помощь, оказанную учреждениями го­сударственной, муниципальной и частной систем здравоохранения военнослужащим, членам их семей и другим гражданам, указан­ным в п. 15, производятся в соответствии с постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием меди­цинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом во­еннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»* и Инструкцией о порядке оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в уч­реждениях здравоохранения и проведения финансовых расчетов с этими учреждениями за оказанную медицинскую помощь**

17. Медицинские воинские части и учреждения могут оказы­вать медицинскую помощь гражданам, в том числе лицам граж­данского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в системе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской-Федерации»*** и на основании нормативных правовых актов Ми­нистерства обороны Российской Федерации.

18. Медицинские воинские части и учреждения могут оказы­вать платные медицинские услуги в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федера­ции «О защите прав потребителей»****, постановлением Правите­льства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими

учреждениями*****и на основании нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации.

*Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2570.

** Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоох­ранения и медицинской промышленности Российской Федерации 1995 года № 204/167. Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 1995 года. Регистрационный № 879.

***Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, №27, ст. 920

**** Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140.

***** Там же, ст. 194

19. Количество госпитальных коек и число врачебных посещений для оказания медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг устанавливается ежегод­но по каждому включенному в систему медицинского страхования и оказания платных медицинских услуг лечебно-профилактическому учреждению главнокомандующим видом Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, командующим родом войск, войсками военного округа (флотом), начальником главного (центрального) управления Министерства обороны Российской Федерации.

20. Порядок учета и расходования денежных средств, получен­ных медицинскими воинскими частями и учреждениями за оказа­ние медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг, определяется законо­дательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

21. Статистический учет в медицинской службе Вооруженных Сил Российской Федерации организуется в порядке, определяе­мом начальником Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации по согласованию с отделом прогнозирования и информационных систем Мини­стерства здравоохранения Российской Федерации.

Отчетность в медицинской службе Вооруженных Сил Россий­ской Федерации осуществляется в соответствии с табелями сроч­ных донесений, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба Воо­руженных Сил Российской Федерации.

  • Медицинский контроль за водоснабжением военнослужащих
  • Медицинский контроль за обеспечением безопасности военной службы
  • Медицинский контроль за банно-прачечным обслуживанием и обеспечением вещевым имуществом
  • Медицинский контроль за очисткой территории и состоянием окружающей природной среды воинской части
  • Медицинский контроль при размещении личного состава на радиоактивно загрязненной местности
  • Оценка эффективности медицинского контроля
  • Глава 11 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия Организация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
  • Эпидемиологическая диагностика
  • Противоэпидемические мероприятия
  • Особенности санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при отдельных инфекционных болезнях
  • Раздел VI лечебно-профилактические мероприятия
  • Основы лечебно-профилактических мероприятий
  • Глава 13 диспансеризация военнослужащих Организация диспансеризации военнослужащих
  • Углубленное медицинское обследование военнослужащих по призыву, вновь прибывших в воинскую часть
  • Углубленное медицинское обследование военнослужащих
  • Контрольные медицинские обследования военнослужащих
  • Медицинские осмотры военнослужащих
  • 302. За полноту представления на медицинский осмотр личного состава отвечает командир подразделения.
  • Ежедневное медицинское наблюдение за личным составом в процессе боевой подготовки и в быту
  • Диспансерное динамическое наблюдение за военнослужащими
  • Глава 14
  • Лечебно-профилактические мероприятия в отношении отдельных классов, групп
  • И форм заболеваний
  • Болезни системы кровообращения
  • Болезни органов дыхания
  • Болезни органов пищеварения
  • Болезни кожи и подкожной клетчатки
  • Болезни нервной системы
  • Психические расстройства
  • Болезни лор-органов
  • Болезни глаз
  • Стоматологические заболевания
  • Онкологические заболевания
  • Гинекологические заболевания
  • Лечебно-профилактические мероприятия в отношении военнослужащих женского пола
  • Глава 16 организация специализированной медицинской помощи
  • Глава 17 организация медицинской реабилитации
  • Глава 18 организация санаторно-курортного лечения
  • Глава 19 организация донорства крови, ее компонентов и трансфузионно-инфузионной терапии
  • Глава 20 организация патологоанатомической работы
  • Раздел VII Организация снабжения медицинской техникой и имуществом
  • Глава 21
  • Основы организации снабжения медицинской техникой и имуществом
  • Глава 22 порядок осуществления медицинского снабжения
  • Раздел VIII планирование работы медицинской службы
  • Раздел IX организация деятельности медицинских воинских частей, учреждений и подразделений
  • Глава 23
  • Основы деятельности медицинских воинских частей, учреждений и подразделений
  • Глава 24 организация деятельности медицинской службы полка (воинской части) Задачи и оборудование медицинского пункта (роты) полка (воинской части)
  • Содержание лечебно-диагностической работы в воинской части
  • Содержание и объем медицинской помощи в воинской части при некоторых заболеваниях и травмах военнослужащих
  • Порядок направления военнослужащих на стационарное лечение за пределы воинской части
  • Глава 25 организация деятельности отдельного медицинского батальона (роты) соединения Задачи и оборудование отдельного медицинского батальона (роты) соединения
  • Содержание лечебно-диагностической работы в отдельном медицинском батальоне
  • Глава 26 организация деятельности поликлиники
  • Глава 27 организация деятельности военного (военно-морского) госпиталя Задачи и оборудование военного (военно-морского) госпиталя
  • Организация лечебно-диагностической работы в госпитале
  • Особенности оборудования и организации деятельности лечебно-диагностических отделений госпиталя
  • Организация деятельности госпиталя по оказанию методической и практической помощи медицинской службе воинских частей
  • Глава 28 организация деятельности военного санатория Задачи и оборудование военного санатория
  • Организация лечебно-диагностической работы в санатории
  • Глава 29 организация деятельности санитарно-эпидемиологической лаборатории (взвода) соединения
  • Организация медицинского обеспечения отдельных мероприятий,
  • Особенности медицинского обеспечения боевого дежурства личного состава Ракетных войск стратегического назначения
  • Особенности медицинского обеспечения личного состава Военно-воздушных сил
  • Особенности медицинского обеспечения плавсостава Военно-Морского Флота
  • Особенности медицинского обеспечения личного состава воздушно-десантных войск при проведении парашютных прыжков и десантирования
  • Особенности медицинского обеспечения личного состава при проведении полевых занятий (учений) и занятий по физической подготовке
  • Особенности медицинского обеспечения личного состава при перевозке войск
  • Особенности медицинского обеспечения личного состава при купании в открытых водоемах
  • Особенности медицинского обеспечения личного состава при проведении парадов войск гарнизона и общественных мероприятий с участием войск
  • Особенности медицинского обеспечения личного состава при привлечении войск для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
  • Начальник главного военно-медицинского управления министерства обороны российского федерации генерал-полковник медицинской службы
  • Номенклатура обязательных гигиенических и санитарно-микробиологических исследований, проводимых медицинской службой воинской части
  • Перечень объективных методов контроля, проводимых на объектах воинской части, оборудования и реактивов, используемых при этом
  • Экстренное извещение о групповом пищевом отравлении
  • Лист опроса заболевших для выявления блюда (продукта), послужившего причиной отравления
  • Методика обеззараживания при отдельных ннфекциях а. При вирусном гепатите и острых кишечных инфекциях (оки)
  • Перечень основных заболеваний для определения группы состояния здоровья военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
  • Перечень основных заболеваний для определения группы состояния здоровья военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
  • Методика индивидуальной оценки состояния питания военнослужащих
  • Соотношение роста и массы тела у военнослужащих в норме и при нарушениях питания
  • Соотношение роста и массы тела у военнослужащих в норме и при нарушениях питания
  • Журнал учета предрейсовых медицинских осмотров водителей
  • Документы по организации Дня донора
  • Приказ командира войсковой части 00000 №_
  • Об организации и проведении Дня донора
  • 4. Начальнику медицинской службы войсковой части 00000:
  • 6. Приказ довести до личного состава в части касающейся.
  • Примерная форма плана работы медицинской службы воинской части на 200_ год
  • 3. Военно-медицинская подготовка личного состава
  • Журнал учета инструктажа медицинского персонала, заступающего на дежурство по медицинскому пункту воинской части
  • Примерные правила
  • Раздел III
  • Раздел IV
  • Раздел V
  • Раздел VI
  • Раздел VII
  • Раздел VIII
  • Раздел IX
  • Раздел XII
  • 2. Перечень
  • 3. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества»
  • 4. Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды
  • 5. Контроль качества питьевой воды
  • 4. Санитарные правила и нормы
  • 4. Требования к устройству и оборудованию водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения
  • 4.3. Требования к устройству шахтных колодцев
  • 4.5. Требования к устройству каптажей родников
  • 5. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения
  • 6. Требования к содержанию и эксплуатации водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения
  • Методика проведения дезинфекции шахтных колодцев и обеззараживания воды в них
  • 1. Дезинфекция шахтных колодцев
  • 1.1. Дезинфекция колодцев по эпидемиологическим показаниям
  • 1.1.1. Предварительная дезинфекция колодца.
  • 1.1.3. Повторная дезинфекция колодца.
  • 2. Обеззараживание воды в колодцах
  • 5. Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств*
  • 6. Закон Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов
  • Раздел II. Права, обязанности донора и льготы, предоставляемые ему
  • Раздел III. Организация донорства крови и ее компонентов
  • Раздел IV. Заключительные положения
  • 7. Рекомендуемые нормы расхода компонентов донорской крови из расчета на одну профильную койку в год*
  • 8. Инструкция
  • 4. Противопоказания к донорству крови и ее компонентов.
  • 4.2. Временные противопоказания.
  • Содержание
  • Глава 11. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия..............-
  • Раздел VI. Лечебно-профилактические мероприятия. . . ... 87
  • Глава 12. Основы лечебно-профилактических мероприятий -
  • Глава 13. Диспансеризация военнослужащих......... 88
  • Глава 14. Лечебно-профилактические мероприятия
  • Глава 15. Особенности лечебно-профилактических мероприятий в отношении отдельных категорий военнослужащих...................... -
  • Министерство обороны российской федерации

    ГЛАВНОЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    РУКОВОДСТВО

    ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

    ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    НА МИРНОЕ ВРЕМЯ

    МОСКВА

    ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

    ПРИКАЗ

    начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИРНОЕ ВРЕМЯ

    1. Утвердить прилагаемое Руководство по медицинскому обес­печению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время.

    2. Начальнику Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации до 31 декабря 2001 года привести свои служебные документы в соответствие с прилагаемым Руководством.

    3. Признать не действующими в Вооруженных Силах Россий­ской Федерации приказы заместителя Министра обороны СССР - начальника Тыла Вооруженных Сил СССР 1981 года № 74, 1985 года № 1, 1989 года № 64.

    4. Приказ разослать до отдельного батальона.

    Начальник тыла вооруженных сил российской федерации -заместитель министра обороны российской федерации

    генерал-полковник

    В.Исаков

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. Настоящее Руководство определяет организацию и порядок проведения медицинского обеспечения Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации в мирное время.

    2. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации - это система мер медицинского, научного, педагоги­ческого, воспитательного и административно-управленческого характера по сохранению и укреплению здоровья военнослужа­щих и граждан, призванных на военные сборы.

    3. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Фе­дерации включает: военно-медицинскую подготовку личного состава, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганду здорового образа жизни, медицинский контроль за условиями жизне­деятельности личного состава; лечебно-профилактические мероприя­тия, снабжение медицинской техникой и имуществом.

    4. Финансирование расходов, связанных с медицинским обеспе­чением Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    5. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации при участии органов военного управ­ления, командиров (начальников) и военных психологов.

    6. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Феде­рации представляет собой систему органов военного управления медицинской службы, воинских частей и учреждений обеспече­ния и охраны органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей, учреждений и подразделений*.

    * Далее в тексте Руководства, если не оговорено особо, под медицинскими воинскими частями, учреждениями и подразделениями понимаются медицинские воинские части, учреждения и подразделения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические воинские части, учреждения и подразделения; воинские части, учреждения и подразделения медицинского снабжения; специальные медицинские воинские части, учреждения и подразделения, органы военной печати, военно-учебные заведения, учебные воинские части, научно-исследовательские организации медицинской службы.

    Состав, назначение и основные задачи органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации опреде­лены Положением об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время*.

    7. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Феде­рации является составной частью государственной системы здра­воохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих и других граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в со­ответствии с законодательством Российской Федерации.

    Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федера­ции осуществляет свою деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан**, законодательными и иными правовыми актами Рос­сийской Федерации, нормативными правовыми актами Ми­нистерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.

    8. Задачи медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время определяются: условиями боевой под­готовки и быта войск (сил); состоянием здоровья и питания, уров­нем и структурой заболеваемости личного состава; санитарно-эпидемиологическим состоянием и климатогеографическими ус­ловиями районов дислокации войск (сил); вероятностью возник­новения крупномасштабных аварий и катастроф.

    Основными задачами медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время являются:

    подготовка личного состава медицинской службы;

    военно-медицинская подготовка, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганда здорового образа жизни;

    медицинское обеспечение боевой подготовки и повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;

    осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, меди­цинского контроля за условиями жизнедеятельности личного со­става;

    организация и проведение мероприятий по медицинской за­щите личного состава от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, сохранению и укреплению его здоровья; уча­стие в обеспечении безопасности военной службы;

    организация и проведение лечебно-профилактических меро­приятий среди личного состава Вооруженных Сил Российской

    Федерации; оказание медицинской помощи больным, их лечение ч медицинская реабилитация;

    проведение военно-врачебной, судебно-медицинской и судеб-ио-психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, преду­смотренных законодательством Российской Федерации;

    участие в комплектовании Вооруженных Сил Российской Фе­дерации личным составом;

    снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации меди­цинской техникой и имуществом;

    научная, изобретательская и рационализаторская работа, изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения Вооруженных Сил российской Федерации и вооруженных сил иностранных государств;

    научная разработка проблем медицинского обеспечения Воо­руженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время;

    внедрение в деятельность медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации передовых достижений медицинской науки и практики;

    организация статистического учета и представление отчетности в установленном порядке;

    устойчивое и эффективное управление силами и средствами медицинской службы;

    организация взаимодействия с органами управления и учреж­дениями государственной, муниципальной и частной систем здра­воохранения.

    9. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Воору­женных Силах Российской Федерации и на объектах обороны - это деятельность специально уполномоченных органов и учреждений (должностных лиц) медицинской службы Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, входящих в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Россий­ской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологиче­ского благополучия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в целях охраны его здоровья и среды обитания.

    10. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах оборо­ны организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»*, постановлением Правите­льства Российской Федерации от 23 июня 2000 года № 554 «Об Утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемио-логической службе Российской Федерации и Положения о госу­дарственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»** и нормативными правовыми актами Министерства обороны Рос­сийской Федерации.

    _________

    *Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650.

    ** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, с 3295.

    11. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах оборо­ны включает:

    контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляю­щих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

    санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

    меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нару­шения санитарного законодательства, а также привлечение к от­ветственности лиц, их совершивших;

    контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

    проведение санитарно-эпидемиологических расследований, на­правленных на установление причин и выявление условий воз­никновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

    разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

    статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Воору­женных Сил Российской Федерации, государственный учет инфекционных, профессиональных заболеваний, массовых неин­фекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздей­ствием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

    12. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах оборо­ны организует Главный государственный санитарный врач Ми­нистерства обороны Российской Федерации, по своим функцио­нальным обязанностям являющийся заместителем Главного госу­дарственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам осуществления санитарно-эпидемиологического надзо­ра в Вооруженных Силах Российской Федерации.

    13. Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состо­янию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослу­жащим и их реабилитации.

    Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы определен Положением о военно-врачебной экспертизе* и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспер­тизы в Вооруженных Силах Российской Федерации** .

    Составной частью военно-врачебной экспертизы является врачебно-летная экспертиза, которая решает задачи военно-вра­чебной экспертизы в отношении летного состава авиации Воору­женных Сил Российской Федерации. Порядок освидетельствова­ния летного состава определен Положением о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил российской Федерации***.

    14. Судебно-медицинская экспертиза производится в медицин­ских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации экспертом судебно-медицинских лабораторий или врачом, при­влеченным для производства экспертизы, на основании постанов­ления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда.

    Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназ­наченных для этой цели медицинских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз устанавливается законодате­льством Российской Федерации.

    15. Медицинские воинские части, учреждения и подразделения оказывают бесплатную медицинскую помощьвоеннослужащим, членам их семей, гражданам, призванным на военные сборы, а так­же другим гражданам, пользующимся таким правом в соответст­вии с законодательством Российской Федерации.

    16. При отсутствии в местностях, где проходят военную службу или проживают военнослужащие, члены их семей и другие граж­дане, указанные в п. 15, медицинских воинских частей, учрежде­ний и подразделений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального оборудования и в неотложных слу­чаях медицинская помощь оказывается им в учреждениях здраво­охранения, независимо от их территориальной и ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.

    * Постановление Правительства РФ от 20 апреля 1995 года № 390 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (Собрание законодательства РФ, 1995, № 19,ст. 1758)

    ** Приказ МО РФ 1995 года, № 315. Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 16 октября 1995 года. Регистрационный № 961.

    Расчеты за медицинскую помощь, оказанную учреждениями го­сударственной, муниципальной и частной систем здравоохранения военнослужащим, членам их семей и другим гражданам, указан­ным в п. 15, производятся в соответствии с постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием меди­цинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом во­еннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»* и Инструкцией о порядке оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в уч­реждениях здравоохранения и проведения финансовых расчетов с этими учреждениями за оказанную медицинскую помощь**

    17. Медицинские воинские части и учреждения могут оказы­вать медицинскую помощь гражданам, в том числе лицам граж­данского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в системе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской-Федерации»*** и на основании нормативных правовых актов Ми­нистерства обороны Российской Федерации.

    18. Медицинские воинские части и учреждения могут оказы­вать платные медицинские услуги в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федера­ции «О защите прав потребителей»****, постановлением Правите­льства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими

    учреждениями*****и на основании нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации.

    *Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2570.

    ** Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоох­ранения и медицинской промышленности Российской Федерации 1995 года № 204/167. Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 1995 года. Регистрационный № 879.

    ***Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, №27, ст. 920

    **** Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140.

    ***** Там же, ст. 194

    19. Количество госпитальных коек и число врачебных посещений для оказания медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг устанавливается ежегод­но по каждому включенному в систему медицинского страхования и оказания платных медицинских услуг лечебно-профилактическому учреждению главнокомандующим видом Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, командующим родом войск, войсками военного округа (флотом), начальником главного (центрального) управления Министерства обороны Российской Федерации.

    20. Порядок учета и расходования денежных средств, получен­ных медицинскими воинскими частями и учреждениями за оказа­ние медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг, определяется законо­дательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

    21. Статистический учет в медицинской службе Вооруженных Сил Российской Федерации организуется в порядке, определяе­мом начальником Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации по согласованию с отделом прогнозирования и информационных систем Мини­стерства здравоохранения Российской Федерации.

    Отчетность в медицинской службе Вооруженных Сил Россий­ской Федерации осуществляется в соответствии с табелями сроч­ных донесений, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба Воо­руженных Сил Российской Федерации.

    Комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья личного состава войск, по оказанию медицинской помощи военнослужащим и другим контингентам по их лечению и быстрейшему восстановлению боеспособности и трудоспособности. М. о. войск организуется и осуществляется во всех видах боевой обстановки и повседневной деятельности личного состава.

    М.о. РВСН существует как система мер медицинского, научного, педагогического, воспитательного и административно-управленческого характера по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.

    М.о. РВСН включает: военно-медицинскую подготовку личного состава, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганду здорового образа жизни, медицинский контроль и санитарно-эпидемиологический надзор за условиями жизнедеятельности личного состава; лечебно-профилактические мероприятия, снабжение медицинской техникой и имуществом. М.о. РВСН осуществляется силами и средствами медицинской службы Ракетных войск стратегического назначения, а также военно-медицинскими учреждениями Вооруженных Сил РФ по территориальному принципу при участии органов военного управления, командиров (начальников) и военных психологов. Организацию и порядок проведения М.о. в мирное время определяет Руководство по М.о. Вооруженных Сил РФ на мирное время. Территориальный принцип М.о. заключается в М.о. войск (сил) независимо от видовой принадлежности обслуживаемого личного состава и медицинских воинских частей, учреждений и подразделений. Территориальная система М.о. Вооруженных Сил РФ осуществляется в границах военного округа (флота). Ее построение достигается путем создания на его территории зон ответственности, в пределах которых осуществляется функциональное объединение и обеспечивается согласованность действий близрасположенных медицинских воинских частей, учреждений и подразделений видов Вооруженных Сил РФ, родов войск, главных и центральных управлений с передачей функций руководства ими военно-медицинскому управлению (медицинской службе) военного округа (флота).

    Для эффективного М.о. в РВСН постоянно развивались лечебно-профилактические учреждения и медицинские подразделения войск, отрабатывалась система оказания неотложной и плановой медицинской помощи как в боевых частях войск, так и в закрытых военных городках. Пристальное внимание уделялось оказанию медицинской помощи при авариях и катастрофах в ходе эксплуатации ракетной техники и вооружения. Велись широкомасштабные научные исследования с участием медицинской службы. Были созданы оригинальные по составу органы управления медицинской службы, госпиталя, поликлиники и медицинские пункты, определены их задачи на мирное и военное время.

    Медицинское обеспечение вооруженных сил - совокупность мероприятий военно-медицинской службы по охране здоровья личного состава Вооруженных Сил, своевременному оказанию медпомощи пораженным в боях и больным, быстрейшему восстановлению их боеспособности и возвращению в строй.

    Медицинское обеспечение вооруженных сил как в мирное, так и в военное время организуется по планам медицинских начальников, утверждаемым командованием.

    В мирное время проводятся лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, а при соответствующих показаниях противоэпидемические мероприятия. Они направлены на укрепление физического состояния военнослужащих, на предупреждение и снижение заболеваемости и оздоровление труда и быта войск.

    Медицинское обеспечение боевых действий войск представляет собой сложный комплекс мероприятий в области лечебно-эвакуационной (см. Лечебно-эвакуационное обеспечение войск), санитарно-гигиенической и противоэпидемической деятельности мед. службы, а также в области медицинского снабжения войск.

    Перед составлением плана медицинского обеспечения вооруженных сил на боевую операцию медицинский начальник уясняет предстоящую задачу медслужбы в свете боевой задачи войск и оценивает обстановку, выявляя факторы, которые могут влиять на организацию мед. обеспечения войск (соотношение сил, состояние тыла, санитарно-эпидемиологическое состояние войск и района их действий, наличие сил и средств мед. службы, их соответствие предстоящей задаче и пр.), а также местность и состояние погоды. В процессе оценки обстановки делаются выводы, из которых складывается решение медицинского начальника по организации медицинскому обеспечению вооруженных сил, определяются возможные санитарные потери войск (число раненых и больных), их вероятное распределение по эвакуационным направлениям и по периодам боевых действий, устанавливаются рациональная группировка сил и средств мед. службы, объем мед. помощи на этапах мед. эвакуации (см. Медицинская помощь в военно-полевых условиях) и т. п. Для выяснения различных условий местности, которые могут влиять на санитарно-эпидемиологическое состояние войск или на деятельность медслужбы, организуется мед. разведка. Решение мед. начальника по медицинскому обеспечению вооруженных сил оформляется в виде плана, в котором предусматриваются место и сроки развертывания этапов мед. эвакуации, объем оказываемой мед. помощи, распределение сил и средств медслужбы, маневр ими, создание резерва, противоэпидемические мероприятия, порядок снабжения мед. имуществом, мероприятия по противоатомной, санитарно-химической и бактериологической защите и пр. В войсковых соединениях могут составляться отдельные планы лечебно-эвакуационных и противоэпидемических мероприятий. Опыт Великой Отечественной войны показал, что организация медицинского обеспечения боевых действий войск должна осуществляться при строгом учете всех условий, влияющих на деятельность мед. службы и в первую очередь в соответствии с боевой обстановкой.

    В современных условиях при оснащении армий новыми видами оружия (термоядерным, бактериологическим, высокотоксичными ОВ), применение которых приводит к возникновению в короткие отрезки времени массовых и разнообразных поражений людей, медицинское обеспечение боевых действий войск приобретает весьма важное значение. Массовость, возросшая тяжесть поражений, наличие среди пострадавших большого числа лиц с комбинированными боевыми поражениями, уязвимость медпунктов и учреждений, необходимость принимать меры по их защите от оружия массового поражения резко увеличивают сложность и объем работы медицинской службы Вооруженных Сил (см.). Появление новых видов оружия, возросшая подвижность войск и их способность наносить мощные удары, частые и резкие перемены обстановки предъявляют к медслужбе ряд высоких требований. Медслужба должна располагать достаточным количеством лечебно-эвакуационных и противоэпидемических средств, обладающих такой подвижностью, которая позволяла бы быстро перемещать их вслед за войсками или в очаги массовых поражений, где требуется оказание мед. помощи большому числу пораженных либо срочное проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий. Огромное значение в условиях современной войны приобретают должная подготовка медицинского состава, а также непрерывное руководство силами и средствами службы в соответствии с боевой, тыловой и медицинской обстановкой и ее изменениями в ходе боевых действий.

    См. также Медицинское снабжение.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: