Приоритетной обязанностью гражданского служащего является. Гражданской службе российской федерации. Также в _ту главу вкючены

В результате изучения данной главы студенты будут:

знать

уметь

  • обобщать и систематизировать положения относительно содержания правового положения (статуса) гражданского служащего;
  • анализировать и интерпретировать содержание правового положения (статуса) гражданского служащего;
  • использовать полученные знания об административной компетенции в отношении правового положения (статуса) гражданского служащего;

владеть

  • методами определения внутренней структуры и содержания правового положения (статуса) гражданского служащего;
  • навыками системного анализа для определения взаимосвязи между содержанием правового положения (статуса) и эффективностью деятельности гражданского служащего;
  • навыками поиска информации, необходимой для определения дискреционных полномочий государственного служащего.

Статус государственного гражданского служащего

Понятие «государственный служащий» означает особую аппаратную должность в государственных органах. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» есть два определения государственного служащего - федерального и субъекта Федерации, которые совпадают по содержанию (ст. 10). В силу этого их вполне возможно объединить: федеральный государственный служащий (субъекта Федерации) - это гражданин России, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной (субъекта Федерации) государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального (субъекта Федерации) бюджета. Следовательно, у государственного служащего выделяются три признака: это гражданин России, этот гражданин осуществляет деятельность на должности государственной службы и за свой труд он получает денежное содержание. Аналогичное определение имеется и в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 13). Единственное отличие между федеральным государственным служащим и государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации состоит в том, что последний может получать денежное содержание (вознаграждение) не только из бюджета субъекта Российской Федерации, но в случаях, предусмотренных федеральным законом, также за счет средств федерального бюджета.

Статус государственного служащего - особый вид специально определенных и гарантированных государством норм, характеризующих место государственного служащего в обществе . Он состоит из правового и организационного аспектов.

Правовой аспект статуса государственного служащего обусловлен содержанием государственно-служебных правоотношений. Правовой аспект статуса государственного служащего проявляется как широта прав, набор основных обязанностей, круг ограничений и запретов, а также требований к служебному поведению.

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Организационный аспект статуса государственного служащего определяется местом органа государственной власти в структуре государства и должностью, которую занимает государственный служащий в этом органе. Порядок замещения должности государственного служащего является неотъемлемой составляющей этого аспекта статуса и зависит от категории должности.

В общественном признании статуса государственного служащего видное место занимает общественное мнение, что неформально определяет отношение общества к государственным служащим .

Исходя из вышесказанного, статус государственного служащего - это комплексный показатель положения государственного служащего в социальной системе. Основными составляющими статуса государственного служащего являются его позиция в структуре государственного аппарата и представление общества о месте, роли и значении данной позиции. В соответствии с этим статус в общественном мнении выражается посредством таких категорий, как престиж и уважение.

Таким образом, статус государственного служащего отражает:

Непосредственную принадлежность по роду профессиональной деятельности к подготовке, принятию и/или исполнению решений в сфере государственного управления, причем эти действия, как правило, имеют экономические и социальные последствия для всего общества или его определенной части;

наличие у государственного служащего прав выступать от имени органа государственной власти (тем самым и от имени государства), отстаивая государственные интересы; прав, набор основных обязанностей, круг ограничений и запретов, а также требований к служебному поведению;

  • - законодательное и нормативно-правовое определение прав, основных обязанностей, ограничений, запретов, требований к служебному поведению, а также ответственности согласно своей должности;
  • - принадлежность к особой профессионально-статусной группе, состоящей из профессионально подготовленных к государственной службе представителей различных профессий.

Государственные служащие, исполняющие свои обязанности, должны иметь четкое представление о своей деятельности, т.е. осознавать:

  • - социальную значимость;
  • - организованность;
  • - материально-техническую и информационную обеспеченность;
  • - определенную форму действий в аппарате;
  • - компетентность руководства государственной деятельностью .

Совокупность этих представлений является осознанной базой социально необходимого способа деятельности.

Важной составляющей деятельности государственных служащих является социальная ответственность. Кроме соблюдения норм и правил, определенных законодательством, социальная ответственность предполагает соблюдение моральных норм, поддерживаемых государством. Этическое поведение государственных служащих значительно влияет на доверие обычных людей к действиям правительства и других органов власти. Поэтому государственный служащий в общении с гражданами должен постоянно чувствовать себя представителем власти, иметь имидж, основанный на таких качествах, как профессионализм, государственная позиция, приоритет общественных интересов.

Одним из основных предметов и продуктов труда в государственном управлении является информация. В случае аналитической деятельности это разноплановая информация о состоянии дел в определенной сфере.

Важным условием эффективной деятельности является умение квалифицированно собирать и обрабатывать информацию. Государственные служащие постоянно используют различные методы сбора информации. Главными среди них являются:

  • - анализ статистики и изучение официальных документов, личные наблюдения;
  • - социологические опросы;
  • - социальные эксперименты.

Применение рациональных методов статистической обработки информации, особенно с помощью современных компьютерных технологий, умение максимально их использовать для сбора, накопления, классификации и обработки информации - это важный элемент профессиональной компетентности современного государственного служащего. Существенным инструментальным средством эффективной аналитической деятельности государственных служащих является высокая культура делопроизводства: умение правильно оформлять, классифицировать и хранить различные виды и типы информационных и аналитических документов, умение пользоваться литературой, документальными архивами, аудиовизуальными документами. Особой задачей многих служащих государственного аппарата на всех уровнях (от местного до центрального) является контроль, анализ и регулирование деятельности определенных предприятий и учреждений (промышленных и коммунальных предприятий, учебных, медицинских учреждений и т.д.).

Для эффективной реализации контрольно-аналитических функций по определенным сегментам экономической, социальной и культурной жизни необходимо:

  • - знать соответствующее законодательство и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность определенных предприятий и учреждений;
  • - знать технологическую и организационно-управленческую специфику их деятельности;

владеть основными методами контроля (статистический анализ, финансово-экономический анализ, технико-технологическая экспертиза).

Государственный аппарат не только анализирует проблемы и ситуации и готовит проекты управленческих решений. После того как эти решения принимаются высшим политическим руководством, служащие государственного аппарата должны организовать их реализацию. Поэтому, как уже отмечалось, организационно-управленческие функции является неотъемлемой и чрезвычайно важной составляющей деятельности государственного аппарата.

Государственные служащие должны обладать знаниями и практическими навыками организации выполнения решений, координации деятельности различных юридических и физических лиц, которые отвечают за реализацию отдельных элементов государственных решений и т.п. Особое значение имеет овладение техникой эффективного контроля выполнения принятых решений.

Процесс овладения управленческим искусством является нелегкой задачей. Чрезвычайно важным является способность государственных служащих самостоятельно анализировать конкретные ситуации и находить верные оптимальные решения при наличии различных альтернатив. Только гибкое и критическое, диалектическое мышление может быть надежной защитой против бюрократизма. Ведь бюрократические черты в деловом поведении, такие, например, как формализм, безответственность, волокита и т.д., - это не что иное, как отсутствие или потеря системности, комплексности и перспективной целевой ориентации в своей деятельности.

Государственный гражданский служащий, который ориентируется на перспективную ситуацию в процессе разработки и реализации управленческих решений, - это не только профессионально грамотный исполнитель положений законов, нормативов и инструкций, но и одновременно исследователь, экспериментатор, который постоянно самостоятельно ведет поиск оптимальных подходов при решении тех или иных проблем.

Для того чтобы успешно решать задачи, связанные с удовлетворением многоплановых потребностей и интересов граждан, нужно, в первую очередь:

  • - знать правовое поле, права и обязанности граждан и различных государственных и частных учреждений и организаций, причастных к удовлетворению потребностей различных категорий граждан, уметь анализировать и прогнозировать их динамику;
  • - знать психологию личности и межличностных отношений и конфликтов;
  • - владеть техникой психодиагностики личности и социально-педагогическими методами воздействия на ее поведение.

Реализация этих компетенций (аналитических, социально-консультативных и организационно-управленческих) опирается на интенсивную коммуникацию государственных служащих:

  • - как по горизонтали (коммуникации с коллегами, работниками других подразделений, различных предприятий и учреждений), так и но вертикали (общение с руководителями и подчиненными);
  • - как внутри учреждения (внутренняя коммуникация), так и за ее пределами (внешняя коммуникация);
  • - как в письменной форме, так и в устной;
  • - как контактную (непосредственная межличностная коммуникация), так и опосредованную (деловая переписка, сообщения по факсу, электронной почте и т.д.).

Коммуникация является главным средством и одним из основных методов решения всех многоплановых задач государственных служащих. Поэтому овладение специфической техникой и культурой коммуникационного взаимодействия - одна из главных проблем профессионализации государственных служащих.

В деятельности государственных служащих весомую роль играют различные формы коллективного поиска оптимальных решений по тем или иным проблемам, поэтому важно овладеть искусством организации коллективной творческой деятельности (методами «мозгового штурма», дискуссий, публичной защиты проектов и т.д.).

Профессиональное формирование государственного гражданского служащего, которое предполагает не только базовую образовательную подготовку в профессиональном учебном заведении, но и перманентный профессиональный рост непосредственно в процессе служебной деятельности, должно происходить, включая повышение квалификации и, при необходимости, - профессиональную переподготовку, в течение всего периода его служебной деятельности.

Права государственных гражданских служащих - совокупность установленных государством правил (норм) в рамках профессионально-служебной деятельности, общеобязательных в пределах сферы своего действия, обеспеченных принудительной силой государства и отраженных в Конституции РФ и федеральных законах.

Основные права гражданского служащего отражены в ст. 14 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Их можно разделить на три группы .

  • 1. Права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту:
    • - ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности государственной гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста (п. 2 ч. 1 ст. 14);
    • - ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов (п. 8 ч. 1 ст. 14);
    • - защиту сведений о гражданском служащем (п. 9 ч. 1 ст. 14);
    • - рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами (п. 13 ч. 1. ст. 14);
    • - проведение по его заявлению служебной проверки (п. 14 ч. 1 ст. 14);
    • - защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения (п. 15 ч. 1 ст. 14);
    • - государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества (п. 17 ч. 1 ст. 14).
  • 2. Права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей:
    • - обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей (п. 1 ч. 1 ст. 14);
    • - получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также внесения предложений о совершенствовании деятельности государственного органа (п. 5 ч. 1 ст. 14);
    • - доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений (п. 6 ч. 1 ст. 14);
    • - доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и другие организации (п. 7 ч. 1 ст. 14);
    • - дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. И ч. 1. ст. 14);
  • 3. Права, содействующие воспроизводству физических и духовных сил государственного служащего, реализации и развитию профессионального потенциала, должностному росту и социальному обеспечению:
    • - отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (п. 3 ч. 1 ст. 14);
    • - оплата труда и другие выплаты в соответствии с федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом (и. 4 ч. 1 ст. 14);
    • - должностной рост на конкурсной основе (и. 10 ч. 1. ст. 14);
    • - членство в профессиональном союзе (п. 12 ч. 1 ст. 14);
    • - медицинское страхование в соответствии с федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ (п. 16 ч. 1 ст. 14);
    • - государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом (п. 18 ч. 1 ст. 14);

выполнение иной оплачиваемой работы с предварительным уведомлением представителя нанимателя, если это не повлечет за собой конфликт интересов (ч. 2 ст. 14).

Однако закрепление прав гражданских служащих в федеральном законе не означает их автоматического действия. На пути их реализации возникает порой немало препятствий: это и отставание законотворческого процесса от потребностей практики, и несовершенство механизмов реализации прав, и такие негативные факторы, как бюрократизация, коррумпированность, организационная нестабильность, неэффективность социального контроля. Ограничивать возможности по реализации прав гражданских служащих могут и личностные качества руководителя: авторитарный стиль управления, низкая правовая и общая культура, игнорирование интересов личности, преследование сугубо личных целей, недостаточный уровень профессионализма. Но мешать этому могут и личностные качества гражданского служащего: неинформированность о своих правах, низкий уровень профессионализма, боязнь потерять рабочее место (стремление сохранить его любой ценой), низкая самооценка (неуверенность в своих возможностях, преклонение перед «сильным», перед «властью»), неспособность к сопротивлению (боязнь произвола администратора) и др. Поэтому гражданский служащий должен знать свои права, пользоваться ими и при необходимости отстаивать их.

Под обязанностями государственных служащих подразумевается круг действий, возложенных на них нормативными правыми актами и безусловных для выполнения.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 15) определен состав основных обязанностей гражданских служащих, но они также могут быть установлены иными федеральными законами; конкретные обязанности государственных служащих по соответствующим государственным должностям определяются должностными инструкциями.

Гражданский служащий обязан:

  • 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение. Выполнение этой обязанности означает, что государственный служащий должен исполнять свою должность в духе конституционных принципов. Он не должен совершать действия, приводящие к подрыву авторитета государства и государственной службы, обязан препятствовать всем проявлениям, направленным на отрицание конституционного строя;
  • 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • 3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  • 4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • 5) соблюдать служебный распорядок государственного органа.

От государственного служащего ожидается, что он будет добросовестно и в полной мере исполнять должностные обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами, поручения руководителей, соблюдая и защищая при этом права и свободы человека и гражданина, равноправие и полноправие граждан, законность и гуманизм, а также служебный распорядок государственного органа. Критерии надлежащего исполнения должностных обязанностей устанавливаются законодательством и должностным регламентом;

  • 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • 8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
  • 10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  • 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
  • 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
  • 13) указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые был описан механизм отказа служащего от исполнения неправомерного поручения.

При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Регламентация служебных обязанностей обеспечивает понимание служащим своего места в системе государственной гражданской службы, результативность и эффективность профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и органа государственной власти.

  • Пресняков М. В. Служебное право Российской Федерации. М. : Норма; ИНФРА-М,2013. С. 67.
  • Управление персоналом / под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 93.
  • Попов В. Д. Государственное и муниципальное управление. М. : ИПФРА-М, 2014.С. 109-111.
  • Зенков М. 10. Государственная и муниципальная служба: учеб, пособие. Новосибирск:Изд-во СибАГС, 2012. С. 137.

Обязанности государственных служащих определены в ст. 15 Закона № 79-ФЗ. Так, государственный гражданский служащий обязан:

1. Соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение.

2. Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

3. Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ. Перечень руководителей, чьи поручения обязан исполнять государственный гражданский служащий, содержится в его должностном регламенте. Однако государственный гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению государственного гражданского служащего, неправомерным, государственный гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме государственный гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения государственным гражданским служащим неправомерного поручения государственный гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Соблюдать при исполнении должностных: обязанностей права и законные интересы граждан и организаций. В соответствии со ст. 18 Закона № 79-ФЗ государственный гражданский служащий обязан помнить, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности.

5. Соблюдать служебный распорядок государственного органа, утверждаемый актом представителя нанимателя.

6. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Эта обязанность корреспондируется с правом государственного гражданского служащего на повышение квалификации, переподготовку, стажировку за счет средств бюджета.

7. Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Разглашение подобных сведений ведет не только к дисциплинарной, но и к уголовной ответственности.

8. Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей.

9. Представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи. Актом представителя нанимателя утверждается перечень должностей, замещая которые, государственные гражданские служащие обязаны представлять данные сведения за членов своей семьи - супруга и несовершеннолетних детей.

10. Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства. Это обусловлено тем, что состоять на государственной гражданской службе имеют право только граждане России.

11. Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами.

12. Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) государственный гражданский служащий обязан сообщить о подобной ситуации в письменной форме не позднее чем на следующий день после ее возникновения.

Ограничения, связанные с осуществлением государственной гражданской службы, сводятся к следующему.

Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой государственным гражданским служащим должности связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения (перечень таких заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти);
5) близкого родства или свойства (имеются в виду родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с государственным гражданским служащим, если замещение должности государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу;
9) непредставления установленных Законом № 79-ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на государственную гражданскую службу;
10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом № 79-ФЗ и Законом о противодействии коррупции.

В соответствии со ст. 17 Закона № 79-ФЗ государственному гражданскому служащему строго запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;

2) замещать должность государственной гражданской службы в случае:

Избрания или назначения на государственную должность (за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации");

Избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

Избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

В случае избрания или назначения на такую должность перед лицом встает выбор: либо уйти в отставку с государственной гражданской службы, либо отказаться от избрания (назначения);

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход (при наличии таких ценных бумаг у претендента на замещение должности государственной гражданской службы рекомендуется либо избавиться от них, либо передать в доверительное управление);

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются по акту в соответствующий государственный орган, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ);

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории России за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, по договоренности государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещает должность государственной гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Этим государственный гражданский служащий существенно отличается от лица, работающего по трудовому договору. Иными словами, государственные гражданские служащие не имеют законного права на забастовку как средства защиты своих прав;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Гражданин после увольнения с государственной гражданской службы также не вправе:

1) в течение двух лет после увольнения без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего;
2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Вышеперечисленные запреты направлены на то, чтобы обеспечить максимальную независимость и нейтральность государственных гражданских служащих. Отдельно следует отметить первые четыре запрета, связанные с тем, что государственный гражданский служащий вправе получать денежное содержание только из средств бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального). Запрет на получение разного рода подарков и вознаграждений от физических и юридических лиц носит ярко выраженный антикоррупционный характер, так как все перечисленные виды вознаграждений могут являться формой взятки.

Отметим также, что в соответствии с изменениями, внесенными в Закон № 79-ФЗ, государственный гражданский служащий получил право заниматься иной оплачиваемой деятельностью с уведомления представителя нанимателя, если это не влечет конфликта интересов.

Фактически это возможно при соблюдении трех условий:

Указанная деятельность должна осуществляться во внеслужебное время;
она не должна вызывать конфликта интересов (т.е. не должна пересекаться с профессиональной служебной деятельностью государственного гражданского служащего);
необходимо письменное разрешение представителя нанимателя.

Целый ряд запретов направлен на обеспечение политической нейтральности государственной гражданской службы, поскольку задача государственной гражданской службы - обеспечение нормального, стабильного функционирования органов государственной власти вне зависимости от политической конъюнктуры.

Требованиям к поведению государственных служащих как профессионального, так и нравственного характера уделяется особое внимание в федеральном законодательстве. Это связано в первую очередь с публичным характером их деятельности, с необходимостью формирования в глазах общества позитивного имиджа как института государственной службы, так и государства в целом.

Поэтому Закон № 79-ФЗ содержит ряд требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. В соответствии с этими требованиями государственный гражданский служащий должен:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание профессиональной служебной деятельности государственного служащего;
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;
4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать ограничения, установленные федеральными законами для государственных гражданских служащих;
7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Кроме того, государственный гражданский служащий, замещающий должность государственной гражданской службы категории "Руководители", обязан не допускать случаи принуждения своих подчиненных к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Гражданской службе Российской Федерации

Какой вид должностей государственной службы законодательством о государственной службе не предусмотрен?

■ Должности федеральной государственной гражданской службы

·Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации

· Воинские должности должности

· Должности правоохранительной службы

Какая группа должностей гражданской службы не предусмотрена законодательством о гражданской службе?

Младшая

· Средняя

· Главная

115. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на
срок:

· от года до трех лет

· от трех до пяти лет

· от двух до трех лет

· до пяти лет

116. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской
службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период:

■ профессиональной переподготовки гражданского служащего

■ обучения гражданского служащего в образовательной организации высшего образования

пребывания гражданского служащего в ежегодном отпуске

Работы со сведениями, содержащими государственную тайну

Вправе ли ранее осужденный гражданин замещать должность гражданской службы, если судимость снята до истечения срока погашения?

Нет, так как гражданин, имевший ранее судимость, не может замещать должность гражданской

Нет, так как данное ограничение направлено только на лиц, желающих замещать должности высшей группы должностей гражданской службы

■ Да, но предварительно он должен не менее года состоять в кадровом резерве

118. На государственную гражданскую службу Российской Федерации вправе поступать:

■ все лица, независимо от наличия гражданства Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации

■ иностранные граждане, достигшие 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации, по срочному контракту

Все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет

все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации

119. Супруга заместителя министра одного из федеральных министерств открыла вклад в одном
из банков Йеменской Республики во время пребывания в туристической поездке. Какие
последствия это влечет для заместителя министра?



Увольнение в связи с утратой доверия

· Объявление выговора

· Необходимость подачи супругой декларации о доходах

· Никаких

Гражданский служащий входит в состав конкурсной комиссии государственного органа. Его сын подал документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности специалиста в данном государственном органе. Что должен сделать гражданский служащий?

■ Никаких действий предпринимать не нужно

В письменной форме уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о

наличии конфликта интересов

■ Сообщить сыну, что тот не может участвовать в конкурсе на данную должность

Сообщить непосредственному начальнику и членам конкурсной комиссии о наличии конфликта интересов

■ Да, по конкурсу на общих основаниях

Гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины. Каковы будут для него последствия?

· Он будет уволен с гражданской службы

Он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, а аттестация будет перенесена

■ Он будет лишен классного чина

132. Служебная проверка проводится:

по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего

· только по решению представителя нанимателя

· по устной жалобе гражданского служащего вышестоящему должностному лицу

По обращению третьих лиц

133. Служебная проверка должна быть завершена:

Не позднее чем через 14 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении

не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении

· не позднее чем через два месяца со дня принятия решения о ее проведении

· не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о ее проведении

Гражданский служащий подает в установленном порядке сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера относительно себя и своей семьи. Сведения о ком он подавать не обязан?



· Супруга (супруг)

· Сын, 7 лет

Дочь, 17 лет

Сын, 23 года

Государственным органом был объявлен конкурс по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям. В конкурсе приняла участие некоммерческая организация «Милосердие и забота».

Один из государственных служащих, участвующих в оценке конкурсных заявок и принятии решения о получении субсидий, ранее работал в указанной благотворительной организации, хотя на момент проведения конкурса не был связан с ней какими-либо финансовыми обязательствами.

Считая, что «Милосердие и забота» в наибольшей степени заслуживает поддержки, государственный служащий активно рассказывал о преимуществах этой организации и убеждал членов комиссии голосовать за нее.

В данной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Конфликт интересов отсутствовал, но имело место нарушение требований к служебному поведению

конфликт интересов отсутствовал в случае, если благотворительная организация получила бы субсидию и в отсутствии поддержки со стороны гражданского служащего

■ имела место ситуация конфликта интересов, поскольку гражданский служащий использовал свое должностное положение в целях получения материальной выгоды конкретной благотворительной организацией

231. В 2005 году А. была назначена на должность заместителя начальника отдела в
территориальном органе федеральной службы. В 2009 году супруг А. был назначен на должность
руководителя этого территориального органа.

По результатам проведенной проверки соблюдения требований к служебному поведению коррупционной составляющей во взаимодействии руководителя территориального органа и государственной служащей А. не выявлено (отсутствовали факты выплаты премий в повышенном размере, предоставления каких-либо льгот, преференций и т.п.).

В данной ситуации:

· конфликт интересов отсутствует, поскольку А. была назначена на должность в территориальном органе федеральной службы до назначения ее супруга на должность руководителя

· конфликт интересов присутствует, но с учетом результатов проверки, показывающей отсутствие злоупотребления руководителем территориального органа своими полномочиями, государственные служащие могут продолжать замещать свои должности при постоянном контроле конфликта интересов со стороны комиссии по урегулированию конфликта интересов

поскольку руководитель территориального органа обладает полномочиями по назначению (освобождению) сотрудников на (от) должности, утверждает должностные обязанности сотрудников и реализует ряд других функций по управлению кадрами, то имеют место отношения непосредственной подчиненности служащей А. и ее супруга, как следствие нарушено ограничение, связанное с государственной гражданской службой, один из супругов должен быть уволен из территориального органа федеральной службы

■ конфликт интересов или нарушение ограничения, связанного с государственной гражданской службой, отсутствует, поскольку супруг служащей А. хотя и является руководителем территориального органа, но не является ее непосредственным начальником

232. Гражданская служащая К. замещает должность в Федеральной службе по охране
окружающей среды. По совместительству К. занимается педагогической деятельностью в
Институте природопользования. Служебная деятельность К. и содержание читаемых ею в
институте дисциплин тесно связаны.

В этой ситуации:

В этой ситуации:

законодательство о гражданской службе соблюдается до тех пор, пока в процессе педагогической деятельности К. не использует служебную информацию, ставшую ей известной в связи с исполнением должностных обязанностей гражданского служащего

законодательство о гражданской службе соблюдается, если представителю нанимателя по месту службы К. известно о ее работе по совместительству и факт работы К. по совместительству не вызывает возражений со стороны представителя нанимателя

имеет место нарушение законодательства о гражданской службе, поскольку в процессе педагогической деятельности К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

имеет место конфликт интересов, поскольку для получения материальной выгоды в виде оплаты труда по основному месту работу К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

В 2011 году гражданин поступил на гражданскую службу. В 2013 году супругой гражданского служащего совместно с ее родителями на условиях долевой собственности была приобретена квартира. Затраты супруги составили 2 млн. рублей, стоимость квартиры - 4 млн. рублей.

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

234. В феврале 2014 года ребенку гражданского служащего исполнилось 18 лет. При представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год в марте 2014 года гражданский служащий не представил сведения в отношении данного ребенка. В этой ситуации:

гражданский служащий не нарушал закон, так как на момент представления сведений его ребенок уже достиг совершеннолетия

Гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, в том числе без применения к служащему мер ответственности за несвоевременное представление сведений

Гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, при этом к служащему должно быть применено взыскание за несвоевременное представление сведений

к гражданскому служащему должны быть применены меры ответственности за ^-^ представление неполных и (или) недостоверных сведений

Разъяснение федеральным государственным органам применения законодательства, устанавливающего антикоррупционные требования, ограничения и запреты на гражданской службе, находится в компетенции:

· Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

· Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

· Федеральной службы по труду и занятости С

· Аппарата Правительства Российской Федерации

Целью выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе является:

предотвращение совершения государственным служащим коррупционных правонарушений

Выявление коррупционных правонарушении, совершенных государственным служащим

Установление полного контроля над интересами государственных служащих, не связанных с непосредственным выполнением должностных обязанностей

· выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции

· коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики

· коррупция свойственна только исполнительной ветви государственной власти

· коррупционная выгода всегда имеет денежную форму

Представление гражданином заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах при поступлении на гражданскую службу влечет за собой:

· применение к гражданину мер уголовной ответственности Г

· запрет на назначение гражданина на какую-либо должность гражданской службы в течение 1 года

*~ применение к гражданину мер дисциплинарной ответственности

отказ в приеме данного гражданина на гражданскую службу

*~ требование государственного органа о представлении гражданином достоверных и полных сведений

Гражданин, имеющий среднее профессиональное образование, желает поступить на гражданскую службу на должность категории «обеспечивающие специалисты» старшей группы должностей. При каких условиях это возможно в случае его соответствия иным квалификационным требованиям?

Он не имеет права поступить на должность, пока не получит высшее образование

Он имеет право поступить на должность при условии, если на момент ведения отборочных процедур получает высшее образование

Он имеет право поступить на должность

Он имеет право поступить на должность при условии наличия трудового стажа, в ходе которого получены знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности

Может ли представитель нанимателя в связи со служебной необходимостью взамен дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого гражданскому служащему, имеющему ненормированный служебный день, компенсировать исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплатой как за сверхурочную работу?

· Может, так как представитель нанимателя в данном случае исходит из интересов государства и финансовых возможностей

· Может с согласия гражданского служащего

Не может

Может, так как у представителя нанимателя в данном случае право выбора предоставить указанную гарантию или компенсацию

Подарок, полученный гражданским служащим в связи с протокольным мероприятием:

- может быть выкуплен гражданским служащим после его передачи в государственный орган

Может быть оставлен гражданским служащим у себя при условии уведомления государственного органа о получении подарка

В обязательном порядке должен быть передан в государственный орган

Гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины. Каковы будут для него последствия?

Он будет лишен классного чина

Он будет уволен с гражданской службы

он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, а аттестация

будет перенесена

гражданской службе Российской Федерации

Кого можно назвать государственным гражданским служащим? Это работник, через которого государство выполняет свои функции. В связи с высокой ответственностью на гражданских служащих распространяется множество требований и обязательств. Хотя с другой стороны, для них предусмотрены некие гарантии и права. В данной статье рассмотрим аспекты деятельности государственных служащих: какими принципами они должны руководствоваться, какие ограничения для них установлены и прочее.

Нормативные документы

Основные законы, которые определяют порядок деятельности государственных гражданских служащих в РФ:

  • 58-ФЗ. Этот федеральный закон определяет порядок по всем видам государственной службы Российской Федерации. Регламентирует вопросы по управления данной системой.

В преамбулах (вводных частях данных нормативных правовых документов) прописано, что они действуют в соответствии с Конституцией России. Закон 79-ФЗ является производным от 58-го закона, так как в нем отображены вопросы конкретно по гражданской службе - одной из отраслей государственной службы в России.

Определение

Кто является государственным гражданским служащим? Это человек, работающий и выполняющий свои должностные обязанности на государственной службе. Иными словами, он выполняет функции государства, является неким представителем власти.

В соответствии с законом № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" это может быть гражданин России, взявший на себя обязательство выполнять трудовую деятельность в соответствии с должностным регламентом в гражданской службе. При назначении сотрудника государственной службы выпускается документ - приказ или акт - и заключается служебный контракт. Источником заработной платы таких работников являются бюджетные средства.

В отличие от военной (армия, правоохранительные органы), гражданская служба осуществляется в органах исполнительной (министерства, комитеты, службы), законодательной (представительные органы) или судебной отраслей.

Направления

Если рассматривать государственную служба в общем, выделяют три типа (в соответствии с федеральным законом № 58):

  1. Гражданская служба - подразделяется на федеральную или субъекта России.
  2. Военная служба - может быть только на федеральном уровне. Основной задачей таких органов является оборона страны и охрана безопасности государства.
  3. Служба иных видов.

Как было сказано выше, законом о гражданских служащих установлено разделение службы на федеральном или уровне субъекта России. Исходя из этого, источники денежного вознаграждения за труд также различны: из федеральной или региональной казны.

В России сейчас действует 85 субъектов. Среди них республики, края, области и округа, а также три города, которые являются отдельными субъектами и имеют федеральное значение. К ним относят столицу России Москву, Санкт-Петербург, а также Севастополь. В каждом субъекте есть свои законодательные и исполнительные органы. Это министерства и ведомства, различные комитеты и региональные правительственные органы и администрации. Также в регионах действуют учреждения судебной власти.

Принципы

Какими же принципами должен руководствоваться работник? В 79-ФЗ о государственной гражданской службе регламентируется восемь основных принципов:

  1. Работники должны ставить в высшем приоритете права и свободы человека и гражданина. Этот принцип также указан в статье 2 Основного закона страны - Конституции.
  2. Организация и правовое регулирование органов федерации и субъектов России должна быть единой.
  3. Все граждане Российской Федерации, которые говорят на государственном языке - то есть на русском - должны иметь равный доступ к гражданской трудовой деятельности. При этом не должна учитываться их национальная или половая принадлежность, возраст, политические убеждения и другие обстоятельства и признаки, которые не имеют отношения к их профессиональным и/или деловым навыкам.
  4. Они должны быть компетентными профессионалами в своей сфере деятельности.
  5. Стабильность - принцип гражданской службы, относящийся не только к профессиональным навыкам, которые обеспечивают бесперебойную деятельность государственного аппарата. Этот принцип также используется в отношении к служащему, например, в случае реорганизации или ликвидации органа.
  6. Информация о деятельности государственных гражданских служащих должна быть открытой и доступной для ознакомления.
  7. Государственные служащие обязаны взаимодействовать с гражданами и различными общественными объединениями страны.
  8. Государство должно обеспечить сотрудникам защиту от неправомерных вмешательств в их трудовую деятельность.

Права

Персонал государственной службы наделен правами, которые, в принципе, схожи с правами, регламентируемыми трудовым законодательством.

Служащие имеют право получить необходимые условия для надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей. Также работники должны быть ознакомлены с основной документацией, определяющими их права, обязанности и прочие критерии, по которым будет оцениваться эффективность их трудовой деятельности.

Работники на государственной службе имеют право на отдых, который включает нормативно установленный промежуток рабочего дня с перерывами, выходными днями и праздничными каникулами. Отпуск также полагается: как основной, так и дополнительный.

Зарплаты и иные выплаты рассчитываются в соответствии с законом о государственной гражданской службе и иными нормативными документами и указываются в служебном контракте.

Если в должностные обязанности входит работа со сведениями, представляющими государственную тайну, сотрудник имеет право получить к ним доступ. Кроме того, сотрудник может обратиться в государственные и местные органы власти, иные общественные предприятия, если это необходимо для выполнения их рабочих обязательств.

Как руководство отзывается о работнике и каковы материалы его личного дела? Государственный гражданский служащий это имеет право знать, и должен быть извещен о своей деятельности. Организация, которая нанимает сотрудников на гражданскую службу, проводит конкурс среди претендентов на занимаемую должность. Для повышения в должности в нем могут участвовать и уже работающие сотрудники.

Работники имеют право повышать свои профессиональные навыки. Их права и интересы должны отстаиваться работодателями, включая обжалование через суд. Закон также устанавливает право государственных служащих на медицинскую страховку и пенсию.

Вот такой обширный список прав у государственного гражданского служащего. Далее, рассмотрим их обязанности и ограничения.

Обязанности

Наряду с правами, обязательно выполнение следующих требований служащими государственной гражданской отрасли:

  1. Соблюдать правовые нормативные акты Российской Федерации - Конституцию, федеральные и региональные законы - и обеспечивать их соблюдение.
  2. Выполнять обязанности по регламенту, включая поручения от руководителей, в пределах полномочий и в соответствии с законом.
  3. Соблюдать распорядок, установленный государственным учреждением.
  4. Должностные обязанности не должны противоречить или ограничивать законные права граждан России или организаций.
  5. Чтобы исполнять трудовые обязательства надлежащим образом, работник должен иметь высокий квалификационный уровень.
  6. Не допускать распространения информации, содержащей государственную тайну или иные закрытые сведения.
  7. Экономно и бережно относиться к государственному имуществу.
  8. В обязанности государственного гражданского служащего входит предоставление информации о себе и о своей семье, которые указаны в законе, включая сведения о гражданстве.
  9. Служащие не должны нарушать установленные законом запреты и ограничения. Они обязаны проинформировать работодателей, если возникают обстоятельства, влекущие конфликт интересов, а также коррупционные правонарушения.

Запреты на государственной службе

Для работников в этой отрасли устанавливаются некие запреты. Например, государственный гражданский служащий - это никак не бизнесмен. Он не может осуществлять деятельность в качестве предпринимателя или управлять компаниями, главной задачей которых является получение прибыли (коммерческие организации).

Также им нельзя покупать ценные бумаги, по которым можно получить прибыть: акции, облигации и прочие, если это приводит к конфликту интересов. Сотрудникам государственных органов запрещено принимать подарки или иные вознаграждения от физических и юридических лиц.

Кто не может быть принят на государственные должности

Не каждый гражданин может стать государственным служащим. Так, существуют некие ограничения, которые могут препятствовать поступлению на такую работу:

  • Если по решению суда человек является недееспособным.
  • Наличие судимости, которая может препятствовать прохождению службы. Так, кандидаты на должность должны предоставлять справки от МВД России, что у них отсутствует судимость.
  • Если сотрудник отказывается от процедуры предоставления допуска к информации по государственной или федеральной тайне, а эти сведения необходимы для исполнения должностных обязанностей.
  • Если после медицинского обследования у человека обнаружат заболевание, которое может препятствовать поступлению на работу. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством России. Например, кандидаты проходят обследования у наркологов и психологов, сдают анализ крови и прочее.
  • Наличие близких родственных связей также является ограничениям для приема на службу, если родственники находятся под прямым руководством.
  • Если гражданин приобретает иное гражданство или выходит из гражданства России. Кроме того, на работу не примут, если гражданин имеет другое гражданство, и это не учитывается международным договором.
  • Если предоставлены ложные и недостоверные сведения.
  • Не предоставлены сведения о доходах или если в ходе проверки эти данные оказались недостоверными.
  • В случае утраты доверия в ходе конфликта интересов или коррупционных деяний.
  • Если служащий не прошел военную службу без отсутствия уважительных причин в течение десяти лет.
  • Иные данные, которые нужно предоставить государственному органу для прохождения службы.

Регулирование данных ограничений и ответственность за них регулируется законом о гражданских служащих в России (№ 79-ФЗ) и другими федеральными законами.

Квалификации должностей

На государственной службе в России в соответствии с федеральным законом № 58-ФЗ классные чины присваиваются:

  • Федеральным и государственным служащим в субъектах РФ, а также служащим в муниципалитетах.
  • Служащим правоохранительных органов.

Чины государственных гражданских служащих законом № 79-ФЗ классифицируются по пяти категориям (по убыванию): высшая, главная, ведущая, старшая и младшая. Каждая группа имеет чин 1, 2 и 3-го класса и определенные должности:

  • наивысшую группу представляют действительные государственные советники России;
  • главные - государственные советники;
  • к ведущей группе причисляют советников государственной гражданской службы РФ;
  • старшая - референты;
  • младшая - секретари.

Заработная плата

Из чего складывается оплата труда? Зарплата гражданских сотрудников - это денежное содержание, которое является основным источником для их обеспечения и стимулом для их работы по занимаемой должности. Как было указано выше, работники в этой отрасли не могут заниматься иной деятельностью, приносящей доход.

Оплата включает: оклад государственного гражданского служащего плюс месячный оклад по чину плюс иные дополнительные выплаты. Размер оклада по каждой должности устанавливается указом президента России. Также этим документом регулируется иные надбавки и денежные вознаграждения, например, за выслугу лет или за работу при особых условиях и прочее.

Пенсия

В российском законодательстве предусмотрены следующие виды пенсий государственных гражданских служащих:

Пенсионные выплаты по выслуге лет предоставляются федеральным и муниципальным работникам, имеющим определенный стаж (в государственной службе) и возраст. Для работников в государственных органах субъектов пенсионные выплаты регламентируются законами на уровне субъектов РФ. Обязательное требования - достижение пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60).

Если служащий непрерывно проработал на государственной службе 16 лет, в 2018 году ему полагается пенсия, равная 45 % от среднемесячного заработка. Стоит отметить, что, в соответствии с изменениями в законе о пенсионном обеспечении в России, трудовой стаж с каждым годом увеличивается. Так, в 2026 году и в последующие годы работники могут получить пенсию по выслуге только при стаже, равном 20 годам на государственной службе.

Заключение

Государственным гражданским служащим является работник в органах власти - федерального, регионального или муниципального органа. Через них государственные учреждения реализуют свои полномочия практически во всех отраслях жизнедеятельности. Чтобы задачи государства выполнялись качественно, к сотрудникам предъявляется множество ограничений и требований.

Состав работников государственной службы неравномерный и очень различается по функциональным обязанностям. Поэтому их условно подразделяют на группы по критериям - классным чинам - от младшей до высшей группы должностных лиц.

· уволиться с государственной гражданской службы

· сообщить в комиссию по урегулированию конфликта интересов

· в письменной форме сообщить об этом в кадровую службу государственного органа, в котором он проходит государственную гражданскую службу

· никаких действий предпринимать не нужно

478. В каком случае представитель нанимателя может НЕ отстранять государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы (допустить к исполнению должностных обязанностей):

· В случае появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения

· В случае привлечения в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации

· В случае обнаружения у данного государственного гражданского служащего конфликта интересов

· В случае не прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда)

Гражданский служащий намерен сдать в аренду принадлежащее ему жилое помещение. Как ему поступить, чтобы соблюсти все требования законодательства?

· он не имеет права сдавать недвижимость в аренду

· он вправе заключить договор, но при этом обязан отражать полученный доход в справке установленной формы

· он должен поставить в известность своего непосредственного руководителя и представителя нанимателя

· он должен подать заявление в созданную в государственном органе комиссию по урегулированию конфликта интересов

Гражданский служащий изъявил желание вступить в профессиональный союз. Что ему надлежит сделать?

· он не может этого сделать, пока находится на государственной гражданской службе

· он должен получить разрешение представителя нанимателя

· он должен получить одобрение комиссии по урегулированию конфликта интересов

· он может вступить в профессиональный союз, не предпринимая более никаких действий

Что должен сделать гражданин, официально являющийся членом политической партии, при поступлении на государственную гражданскую службу?

· приостановить членство в партии с момента заключения с ним служебного контракта

· уведомить представителя нанимателя о своем членстве в политической партии

· подать заявление в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

· не обязан предпринимать никаких действий

Несколько гражданских служащих решили создать в государственном органе, в котором они проходят государственную гражданскую службу, первичную ячейку одной из политических партий. Насколько это правомерно?

· это правомерно

· это правомерно, если данная политическая партия входит в состав государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

· это правомерно, если количество желающих создать ячейку данной партии составляет не менее 50% от численности персонала данного государственного органа

· это неправомерно

Гражданский служащий решил баллотироваться на выборную должность в орган местного самоуправления. Что произойдет, если он будет избран?

· он сможет совмещать должность государственной гражданской службы и выборную должность в органе местного самоуправления

· он сможет совмещать должность государственной гражданской службы и выборную должность в органе местного самоуправления, если в государственный орган из органа местного самоуправления будет направлено официальное ходатайство

· ему будет запрещено замещать должность государственной гражданской службы

· вопрос о возможности совмещения должности государственной гражданской службы и выборной должности в органе местного самоуправления будет решаться представителем нанимателя

Гражданский служащий совершил дисциплинарный проступок, за который ему решено объявить дисциплинарное взыскание. В каком случае это будет сделано правильно?

· за один дисциплинарный проступок налагается только одно дисциплинарное взыскание

· за незначительный проступок налагается одно дисциплинарное взыскание, за значительный проступок – два

· количество дисциплинарных взысканий определяется руководителем в зависимости от тяжести проступка

· в дополнение к дисциплинарному взысканию может быть наложен денежный штраф

485. За совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания (выберите наиболее полный и правильный ответ):

· Замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы

· Замечание, выговор, строгий выговор, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы

· Замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы

· Замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы

486. Гражданский служащий считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если он не подвергнут новому дисциплинарному взысканию:

· В течение шести месяцев со дня применения дисциплинарного взыскания

· В течение девяти месяцев со дня применения дисциплинарного взыскания

· В течение года со дня применения дисциплинарного взыскания

· В течение двух лет со дня применения дисциплинарного взыскания

487. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· По собственной инициативе

· По письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя

· По собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя

· По собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя или профсоюзного органа

488. Дисциплинарное взыскание к государственному гражданскому служащему по результатам аудиторской проверки не может быть применено, если со дня совершения дисциплинарного проступка истекло:

· Шесть месяцев

· Один год

· Полтора года

· Два года

489. К числу поощрений и награждений за государственную гражданскую службу НЕ относится:

· Награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка

· Объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения

· Выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет

· Досрочное снятие дисциплинарного взыскания

490. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· В комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд

· Руководителю государственного органа или в суд

· В комиссию государственного органа по служебным спорам, в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов или в суд



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: