Можно ли продать землю сельхозназначения? Важные нюансы и условия сделки. Аукцион по продаже участка из государственных и муниципальных земель в электронной форме Аукцион земель сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, которые располагаются за пределами населенных пунктов, а также предназначенные и предоставляемые для сельскохозяйственных нужд (ч.1 ст.77 ЗК РФ).

Преимущественное право покупки

Субъект РФ или муниципальное образование имеет преимущественное право купить продаваемый сельскохозяйственный участок земли. Сумма, оплачиваемая таким покупателем соответствует цене, указанной продавцом. Преимущественное право не действует в случаях, когда земля продается посредством публичных торгов, а также в случае изъятия земли сельхозназначения для муниципальных или государственных нужд.

Перед тем, как осуществить продажу земельного участка, продавец обязан направить письменное извещение в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления о своем намерении. Документ должен содержать такие сведения об участке:

  • цена;
  • размер;
  • местоположение;
  • срок, в который должен быть произведен расчет за покупку.

Срок для осуществления выплат за купленный участок не может быть больше чем 90 дней. Извещение должно быть:

  • либо направлено заказным письмом с уведомлением о том, что оно было доставлено;
  • либо вручено лично под расписку о том, что уведомление вручено.

Получатель, получив извещение, должен в течение 30 дней поставить продавца в известность о желании купить сельскохозяйственный земельный участок. Если он этого не сделает, либо откажется от покупки, то продавец может продать землю третьему лицу. Обязательно, чтобы цена продажи в таком случае была не ниже той, которая была заявлена в извещении. Образец уведомления можно посмотреть на сайте местной администрации.

Если продажа планируется по более низкой цене или с существенным изменением условий договора, то продавец обязан направить новое извещение в порядке, описанном выше. Если земельный участок сельхозназначения был продан с нарушением преимущественного права, то такая сделка ничтожна (ст.8 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

У кого нет права приобретения земель сельскохозяйственного назначения

Согласно ст.3 N 101-ФЗ, не имеют право обладать землей сельхозназначения на правах собственности следующие лица:

  • иностранные юридические лица;
  • лица без гражданства;
  • иностранные граждане;
  • юридические лица, уставной (складочный) капитал которых более чем на 50% состоит из всех вышеперечисленных лиц.

Эти категории лиц могут обладать землей сельскохозяйственного назначения исключительно по праву аренды . Также не смогут купить землю те юридические и физические лица, у которых в собственности уже находится максимально допустимая площадь сельскохозяйственных угодий. Допустимый предел приобретаемых земель в одном муниципальном районе определяется субъектом РФ и не может быть меньше 10% от общей площади сельскохозяйственных угодий (ч.2 ст.4 N 101-ФЗ).

Что нужно знать покупая с/х участок

Осуществлять продажу сельскохозяйственного земельного участка может как государство, так и частное лицо. Если частное лицо может предложить уже полностью сформированный земельный участок со всей необходимой документацией, то при покупке у государства предстоит пройти долгий этап оформления всех документов.

Однако хотя при покупке у юридического или физического лица нет необходимости проводить межевание или постановку участка на учет в Росреестре, но государство может предложить надежность и чистоту сделки. Частное лицо при продаже участка может быть не до конца честным с покупателем. Именно поэтому перед покупкой нужно удостовериться, что продавец действительно имеет все права на продажу земли. Узнать необходимую информацию можно на официальном сайте Росреестра.

Документы для оформления купли-продажи земли:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • кадастровый паспорт участка;
  • документы, подтверждающие право владения на землю;
  • отказ от преимущественного права покупки;
  • договор купли-продажи участка;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • протокол собрания — если земля является КФХ.

Продажа земель сельскохозяйственного назначения государством

Земля, находящаяся в собственности у государства, продается посредством торгов, проводимых в форме аукционов. Если желание участвовать в аукционе заявил единственный участник, и его заявка и он сам соответствуют требованиям аукциона, то продажа производится этому лицу (ст.39.3 ЗК РФ). Информацию о торгах можно узнать на сайте местной администрации. В этот орган предоставляется заявка на участие в торгах, квитанция об уплате задатка. Далее процесс идёт следующим образом:

  1. Принимается решение о проведении торгов;
  2. Публикуется извещение о проведении торгов;
  3. Принимаются заявки от претендентов, их регистрация в журнале приема заявок;
  4. Рассматриваются заявки и документы претендентов, проверяется поступление задатков;
  5. Принимается решение о допуске участников к торгам или об отказе в допуске;
  6. Проводятся торги. Место и дата указываются в извещении;
  7. Результаты торгов отражаются в протоколе;
  8. Результаты торгов также публикуются в СМИ;
  9. Заключается договор купли-продажи участка с участником, предложившим наибольшую цену.

Без проведения торгов сельскохозяйственные земля продается:

  • КФХ или сельскохозяйственной организации;
  • частному лицу, которое арендовало эту землю, либо у которого истек трехлетний срок аренды, либо ему передали права и обязанности на землю по договору аренды. Однако заявление о заключении договора купли-продажи (далее - ДКП) без проведения торгов должно быть подано до истечения срока аренды.

Продажа без проведения торгов

Если участок еще не сформирован и для него не утвержден проект межевания территории, то подготавливается схема его расположения. Покупатель подает заявление о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка. Если решение по заявлению принято положительное, то заинтересованное лицо обязано обеспечить выполнение всех последующих кадастровых работ. После этого осуществляется государственный кадастровый учет участка, а также государственная регистрация права муниципальной или государственной собственности на него.

После этого покупатель подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении ему участка. Следующим этапом идет заключение ДКП. Регистрация права на землю сельскохозяйственного назначения осуществляется в Росреестре. Оба упомянутые заявления подаются заявителем лично, по почте или через интернет.

Предварительное согласование

Заявление содержит в себе информацию:

  • о месте жительства и реквизитах документа, удостоверяющего личность покупателя, а также его ФИО;
  • о наименовании и местонахождении ЮЛ, номере записи его государственной регистрации в ЕГРЮЛ и идентификационном номере налогоплательщика;
  • о кадастровых номерах испрашиваемого участка и земельного участка, из которого будет образован покупаемый участок земли;
  • о реквизитах решения, утверждающего проект межевания территории;
  • об основании, на котором земля предоставляется без проведения торгов;
  • о виде права на землю;
  • о целевом назначении участка;
  • о контактных данных покупателя.

Вместе с заявлением прилагаются документы:

  • которые подтверждают право приобретать землю без торгов;
  • при необходимости — схему расположения сельскохозяйственного земельного участка.

После подачи заявления о предварительном согласовании, уполномоченный орган обязан в десятидневный срок вернуть его заявителю, если были допущены какие-то ошибки. Последнему должны быть доведены до сведения причины возврата документа. Если заявление подавалось вместе со схемой расположения участка, но до этого уже кто-то подал аналогичную заявку и схему — более позднее заявление также может быть возвращено.

Рассмотрение более позднего заявления приостанавливается до тех пор, пока не будет рассмотрена более ранняя схема и по ней принято решение. В течение 30 дней с момента поступления заявления, уполномоченный орган должен рассмотреть его и принять решение об одобрении или отказе в запросе. Если принято решение отказать, то оно должно быть полноценно обосновано.

Когда может быть отказано в продаже участка без проведения торгов:

  • если заявитель по закону не имеет право выкупить землю без участия в аукционе;
  • если участок уже предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения, аренды, постоянного или безвозмездного пользования, если конечно заявитель — не обладатель этих прав;
  • если на запрашиваемой территории расположены здания и объекты, принадлежащие частным лицам, государству или муниципалитету;
  • участок изъят из оборота или ограничен в нем, вследствие чего его нельзя предоставить на праве, указанном в заявлении;
  • если разрешенное использование земли не соответствует заявленному;
  • границы испрашиваемого участка подлежат уточнению.

Договор купли-продажи земельного участка

Согласно ст.37 ЗК РФ купить или продать сельскохозяйственный земельный участок можно лишь при условии, что он прошел государственный кадастровый учет. Продавец должен быть максимально честен по отношению к покупателю и уведомить его о всех известных ограничениях или обременениях по отношению к испрашиваемой земле. В случае утаивания информации, которая могла бы повлиять на решение покупателя приобретать участок, последний может потребовать уменьшения цены за землю или расторжения ДКП и возмещения убытков.

По ДКП земельного участка, продавец передает покупателю объект договора в собственность. Право собственности подлежит обязательной государственной регистрации. Если одна из сторон не желает осуществлять этот процесс, то решение о регистрации принимает суд. К тому же виновник может быть обязан покрыть убытки второй стороне, вызванные задержкой регистрации. Сам ДКП составляется в письменной форме и подписывается обеими сторонами. Важно соблюдать форму договора, иначе он может быть признан недействительным.

ДКП обязательно должен содержать сведения о согласованной цене земельного участка. Без наличия этого пункта договор не будет считаться заключенным. Аналогичное утверждение справедливо, если в договоре не содержатся данные о земельном участке, позволяющие идентифицировать его точное местоположение. Переход земельного участка от продавца к покупателю осуществляется после двухстороннего подписания передаточного акта.

Согласно действующему законодательству все земли делятся на несколько категорий. Каждая категория определяет определённый правовой режим, в котором будет применяться участок, а также конкретное целевое назначение. Однако есть такие земли, которые применяются по нескольким целевым назначениям.

Владельцы не могут определять принадлежность к определённой категории. Всего существует семь категорий.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Земли сельскохозяйственного назначения

  • любого сельского производства;
  • строительства дорог, расположенных внутри хозяйства:
  • выпаса скота;
  • здания, которые будут применяться для хранения какой-либо продукции;
  • сенокоса;
  • Строительные объекты, которые будут применяться для производства продукции;
  • садоводства.

Иногда земли могут предоставляться различным организациям для возведения каких-либо промышленных объектов. Законодательство гарантирует защиту :

  • сенокосов;
  • пашни.

Земли населённых пунктов

Данная категория включает в себя земельные участки, которые находятся в черте маленьких и больших городов, посёлков, а также сел. Они, как правило, применяются для возведения различных зданий, которые развивают инфраструктуру населённых пунктов:

  • производственные здания;
  • строительные объекты особого назначения;
  • рекреационные;
  • жилые здания;
  • транспортная инфраструктура.

Каждый населённый пункт разбит на несколько зон. Каждая зона предполагает строительство определённых зданий. Все зоны регламентируются специальными нормами и правилами.

На территории каждой зоны установлен определённы регламент. Собственником данных земельных участков может быть как физические и юридические лица, так и государство.

Земли промышленности

  • энергетика;
  • государственная оборона;
  • транспортная инфраструктура;
  • связь.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

  • культурное;
  • научное;
  • историческое;
  • оздоровительное;
  • эстетическое;
  • оздоровительное и другое.

Они не могут использоваться для сельскохозяйственных целей. Примеры территорий и объектов:

  • различные заповедники;
  • парки-памятники;
  • различные угодья;
  • парки;
  • заповедники;
  • ботанические сады.

Владельцами данной земли могут быть государство, всевозможные организации и компании, а также обычные люди. Она может быть как в коммунальной, так и частной собственности.

Земли лесного фонда

  • не покрытые лесом;
  • покрытые лесом;
  • нелесные.

Они предназначены для ведения лесного хозяйства. Владельцами могут быть физические лица, государство или различные организации. Примеры:

  • болота;
  • гари;
  • прогалины;
  • просеки;
  • лесные массивы;
  • дороги и т. д.

Вся необходимая информация о земле указана в земельном кадастре.

Земли водного фонда

  • на которых располагаются всевозможные объекты водохозяйственных предприятий;
  • которые используются водными и водоохранными организациями;
  • на которых располагаются различные водные объекты;
  • на которых располагаются полосы отвода.

Примеры:

  • различные береговые полосы;
  • моря;
  • острова;
  • специальные сооружения;
  • специальные защитные полосы, которые расположены вдоль берега.

Что представляют собой земли сельскохозяйственного назначения

Данное понятие по-разному трактуется в источниках. Землями сельхоз назначения называют участки различной площади, которые находятся за пределами маленьких и больших городов, посёлков, а также сел. Они используются для ведения сельского хозяйства.

Кроме этого, согласно российскому законодательству они могут применяться в различных формах:

  • для ведения подсобного хозяйства;
  • для нужд производства;
  • для ведения садоводства;
  • для нужд огородничества;
  • для введения животноводства и т. д.

Основное средство производства для села является земля сельхоз назначения (265 миллионов гектар). Как правило, на них производиться какая-либо продукция. Они имеют определённый вид разрешения по своим категориям.

Основные цели использования земель сельскохозяйственного назначения

Всё земли С/Н делятся на категории. Каждая категория определяет цели, для которых она может использоваться. Всего существует шесть основных целей.

  1. Для ведения садоводства. Как правило, для такой цели земли используют различные садоводческие объединения и физические лица, которые занимаются введением личного хозяйства. Они расположены на территории коттеджных посёлков и сёл. Данные участки имеют как преимущества, так и недостатки. К преимуществам относится развитая инфраструктура. Главный недостаток заключается в ограничениях по различным габаритам строительных объектов. Также существуют нормы, которые регламентируют размер участков.
  2. Для ведения животноводства. Владельцами данных участков могут быть как физические, так и юридические лица. Их используют для ведения животноводства. Кроме этого, их можно применять для выпаса скота, а также сенокошения.
  3. Для огородничества. Собственниками данных участков являются граждане РФ. Они применяются для выращивания:
    • ягодных культур;
    • картофеля;
    • овощных культур;
    • других культур.
  4. . На сегодняшний день все участки относятся к определённой категории. Однако часто возникает потребность в изменении категории:
    • проведение коммуникаций;
    • проведение магистралей;
    • возведение промышленного объекта;
    • расширение границ.
    • строительство жилищного объекта;
    • проведение дорог и т. д.
  5. Для строительства дачного хозяйства. Данными участками, как правило, владеют физические лица. Они используются для отдыха. Каждый владелец имеет право на строительство дачи. При необходимости можно прописаться на даче. При строительстве здания не нужно руководствоваться ограничениями по габаритам, а также особым назначениям.
  6. Для строительства усадьбы. Качественные земли сельхоз назначения можно использовать для возведения усадьбы. Сегодня такие участки в дефиците. Для того чтобы на участке можно было возводить строительные объекты нужно поменять вид разрешительного применения. Также можно поменять категорию.

Особенности разрешения на использование

Данное понятие было введено, для того чтобы собственники рационально пользовались участками. Каждое разрешение на использование подразумевает ряд правил и норм, которые регламентируются законодательством.

Государственные органы контролируют процесс выдачи данных разрешений.

  1. Земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства. Для того чтобы получить необходимое разрешение на применение нужно обратиться в местную администрацию, в которой зарегистрирован участок. Согласно действующему законодательству граждане РФ могут получить разрешение без предоставления участков.
  2. Для подачи заявления необходимо иметь на руках необходимый пакет документов.
  3. Земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. Граждане, которые имеют в собственности участок, который используется для ведения крестьянского хозяйства могут получить разрешение на использование в соответствующих административных органах. Для получения разрешения необходимо подать соответствующие заявление и такие документы:
    • заключение экспертизы;
    • копию паспорта;
    • набор, документов, которые подтверждают право собственности;
    • кадастровую выписку.
  4. Для ведения личного подсобного хозяйства. Все владельцы участков, которые применяются для ведения личного хозяйства могут подать заявление в административные органы для получения соответствующего разрешения на использование. Получение разрешение осуществляется стандартным способом.
  5. Для ведения дачного строительства. Если вы владеете участком, на котором расположена дача, то вы можете получить необходимое разрешение на использование. Для этого необходимо посетить местную администрацию и Управление архитектуры. Сотрудники данных ведомств должны предоставить вам правила застройки. После этого нужно предоставить пакет документов.

Преимущества и недостатки владения такой землёй

Преимущества:

  • регулярное подорожание;
  • престиж;
  • возможность продажи;
  • возможность самостоятельно обрабатывать;
  • возможность строительства дома или коттеджа;
  • возможность самостоятельно управлять;
  • возможность передачи в наследство;
  • прибыль.

Недостатки:

  • требуются средства для осуществления различных мероприятий, нацеленных на повышение плодородности.
  • сложно изменить целевое назначение;
  • ограниченная площадь, предусмотренная под строительство зданий.

Кто может продавать

На сегодняшний день в роли продавца земельного участка может выступать как государство, так и собственник. Собственником может быть физическое или юридическое лицо, организация или сельскохозяйственное предприятие.

  1. Государство. Как правило, продажа осуществляется в течение двух лет. Кроме этого, для проведения различных мероприятий и процедур нужно иметь большие вложения. Для начала государственные органы должны купить доли. После этого нужно получить необходимые свидетельства. Далее, проводятся собрание всех собственников и создаётся межевое дело. После постановки на кадастровый учёт, её можно выкупать.
  2. Собственник. В данном случае у собственника на руках есть на руках набор необходимых для продажи документов. Поэтому покупателя будут предоставлены готовые документы. Особенности продажи:
    • при несоблюдении правил и норм государственные органы имеют право изъять участок;
    • для проведения сделки купли-продажи продавец обязан предоставить покупателю необходимую информацию;
    • продавец не берет на себя ответственность;
    • продавец имеет право установить право выкупа на определённый срок.

Процедура продажи земель сельскохозяйственного назначения: пошаговый процесс

  1. Договорённости между покупателем и продавцом. Две стороны обговаривают предстоящую сделку. Кроме этого, проводиться осмотр. Также определяется окончательная стоимость и проверяется наличие всех необходимых документов (свидетельство о праве собственности, паспорт, отказ местной администрации от участка, кадастровый паспорт).
  2. Заключение договора купли-продажи. Две стороны должны составить необходимый договор. Также договор купли-продажи должен быть заверен и подписан нотариусом.
  3. Проведение сделки. Покупатель должен предоставить продавцу необходимую сумму денежных средств.
  4. Проведение регистрации. Стороны должны обратиться в Министерство юстиции и провести регистрацию права собственности. Продавец и покупатель должны предоставить все необходимые документы.

Информация, которая указывается в договоре купли-продажи

В договоре купли-продажи должно быть указанно:

  • информация о целевом назначении данного земельного участка;
  • обязательства покупателя и продавца экспертная оценка специалиста;
  • описание данного договора и документ, который подтверждает право собственности;
  • наименование продавца и покупателя и варианты прекращения договора купли-продажи;
  • стоимость договора и ответственность покупателя и продавца за выполнение договор купли-продажи;
  • информация об участке и разрешение на отчуждение земельного участка;
  • порядок проведения денежных расчётов.
  1. Обе стороны должны быть совершеннолетними. Сделка купли-продажи может совершаться только между совершеннолетними гражданами РФ. То есть покупатель и продавец на момент совершения сделки купли-продажи должны достигнуть восемнадцатилетнего возраста.
  2. Обе стороны должны быть дееспособными. Для проведения продажи земли стороны должны быть признаны дееспособными. Если лицо в судебном порядке признано недееспособным, то оно не может принимать участие в сделки купли-продажи.
  3. Участок должен состоять на кадастровом учёте. Для того чтобы сделка прошла успешно, необходимо чтобы земля состояла на учёте. Продавец должен предоставить покупателю паспорт, а также кадастровый номер (при наличии данных документов землю можно не ставить на учёт).
  4. В договоре должна быть указана оговорённая сторонами цена, иначе он будет считаться договором дарения. На этапе договорённости стороны должны определить окончательную стоимость земельного участка. Данную информацию должна быть указана в договоре.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 (с изменениями на: 17.01.2017)

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 (с изменениями на: 17.01.2017)
Номер документа: 550
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 01 декабря 2016
Дата редакции: 17 января 2017

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 ...

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.07.2002 N 101-ФЗ "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , статьей 20 Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 N 601-III "О земле" Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения публичных торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и порядок продажи таких земельных участков посредством публичного предложения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .

2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Республики Бурятия:

- от 30.03.2012 N 162 "Об организации проведения торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, изъятых по решению суда в связи с их ненадлежащим использованием" ;

- от 15.03.2016 N 90 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 30.03.2012 N 162 "Об организации проведения торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, изъятых по решению суда в связи с их ненадлежащим использованием" .

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДОК ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.07.2002 N 101-ФЗ "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и устанавливает порядок проведения публичных торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и порядок продажи таких земельных участков посредством публичного предложения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .

1.2. Полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (далее - Минимущество РБ).

1.3. Для проведения публичных торгов по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и для продажи такого земельного участка посредством публичного предложения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , Минимуществом РБ создается комиссия по продаже земельного участка в количестве не менее трех человек (далее - Комиссия).

Комиссия осуществляет функции, предусмотренные настоящим Порядком, если на заседании Комиссии присутствует не менее пятидесяти процентов общего числа ее членов.

Положение о Комиссии утверждается Минимуществом РБ.

2. Организация и проведение публичных торгов по продаже земельных участков

2.1. Публичные торги по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - земельные участки), проводятся в форме аукциона и являются открытыми по составу участников и форме подачи предложений (далее - аукцион).

2.2. Решение о проведении аукциона принимается Минимуществом РБ.

2.4. Организатором аукциона выступает Минимущество РБ.

2.5. По результатам аукциона по продаже земельного участка определяется цена такого земельного участка.

2.6. Минимущество РБ устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона, которая определяется в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .

2.7. Извещение о проведении аукциона опубликовывается в газете "Бурятия" и размещается на официальном сайте Минимущества РБ в сети Интернет (далее - официальный сайт) не менее чем за тридцать календарных дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

2.8. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:

2.8.1. Об организаторе аукциона.

2.8.2. О реквизитах решения о проведении аукциона.

2.8.3. О месте, дате, времени и порядке проведения аукциона.

2.8.4. О предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

2.8.5. О начальной цене предмета аукциона.

2.8.6. О "шаге аукциона".

2.8.7. О перечне документов, представляемых для участия в аукционе.

2.8.8. О форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, адресе места ее приема, дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

2.8.9. О предусмотренных ограничениях участия отдельных категорий лиц в приобретении земельного участка, являющегося предметом аукциона.

2.9. Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи земельного участка.

2.10. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

2.10.1. Заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме.

2.10.2. Заверенная заявителем копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для граждан).

2.10.3. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

2.10.4. Заверенная заявителем копия устава юридического лица и изменений к нему (для юридических лиц).

2.10.5. Копия трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенная нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или при отсутствии трудовой книжки иные документы, подтверждающие последнее место работы (службы) заявителя (заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы копии приказа о приеме на работу и трудового договора (служебного контракта)) - если заявитель работает на дату подачи заявки.

2.11. Минимущество РБ не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 2.10 настоящего Порядка. Минимущество РБ в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

(в ред. )

2.12. Прием документов прекращается не ранее чем за пять календарных дней до дня проведения аукциона.

2.13. Один заявитель вправе подать только одну заявку в отношении одного лота аукциона.

2.14. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в течение трех рабочих дней со дня ее поступления с приложением иных документов, поступивших от заявителя.

2.15. Заявитель имеет право отозвать принятую Минимуществом РБ заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме Минимущество РБ.

2.16. Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

2.16.1. Представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в извещении о проведении аукциона, либо оформление указанных документов не соответствует установленным к ним требованиям.

2.16.2. Представленные заявителем документы содержат недостоверные сведения.

2.16.3. Подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не может быть участником аукциона или приобретателем земельного участка, являющегося предметом аукциона, в собственность.

2.16.4. Заявка подана лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий.

2.17. Комиссия ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания Комиссией протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается Комиссией не позднее чем в течение одного рабочего дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий рабочий день после дня подписания протокола.

2.18. Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, Минимущество РБ направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее рабочего дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 2.17 настоящего Порядка.

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)

2.19. В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя, аукцион признается несостоявшимся.

2.20. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся.

2.21. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет Комиссия. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается в Минимуществе РБ. В протоколе указываются:

2.21.1. Сведения о месте, дате и времени проведения аукциона.

2.21.2. Предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка.

2.21.3. Сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем предложении о цене предмета аукциона.

2.21.4. Наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона.

2.22. Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня подписания данного протокола.

2.23. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок.

2.24. В случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона, аукцион признается несостоявшимся.

2.25. Минимущество РБ направляет победителю аукциона три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка в течение десяти календарных дней со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона. Не допускается заключение указанного договора ранее чем через десять календарных дней со дня размещения протокола о результатах аукциона на официальном сайте.

2.26. Если победителем аукциона не был подписан и представлен в Минимущество РБ договор купли-продажи земельного участка в течение четырнадцати календарных дней со дня направления ему проекта указанного договора, победитель аукциона утрачивает право на заключение договора купли-продажи земельного участка. В этом случае аукцион признается несостоявшимся.

2.27. Минимущество РБ объявляет о проведении повторного аукциона не позднее чем через два месяца со дня признания аукциона несостоявшимся.

2.28. Начальная цена земельного участка на повторном аукционе снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на аукционе, признанном несостоявшимся.

2.29. Организация и проведение повторного аукциона осуществляются в том же порядке, что и первый аукцион. Повторный аукцион признается несостоявшимся по основаниям, предусмотренным для признания несостоявшимся первого аукциона.

2.30. В случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения.

3. Организация и проведение продажи земельных участков посредством публичного предложения

3.1. Организация продажи земельных участков посредством публичного предложения (далее - продажа земельного участка) осуществляется Минимуществом РБ.

3.2. Решение о продаже земельных участков принимается Минимуществом РБ.

3.3. Минимущество РБ устанавливает начальную цену продажи земельного участка (далее - цена первоначального предложения) в размере начальной цены повторных торгов, величину снижения цены первоначального предложения (далее - "шаг понижения"), минимальную цену продажи земельного участка, по которой может быть продан земельный участок (далее - цена отсечения) и которая не может быть ниже пятидесяти процентов цены первоначального предложения.

3.4. Комиссия в процессе подготовки и проведения продажи земельного участка осуществляет следующие функции:

3.4.1. Проверяет правильность оформления представленных заявителями документов и определяет их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, содержащемуся в извещении о проведении продажи земельного участка.

3.4.2. Принимает решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка или об отказе в допуске к участию в продаже земельного участка и уведомляет заявителей о принятом решении.

3.4.3. Назначает из числа членов Комиссии ведущего продажи земельного участка (далее - Ведущий продажи).

3.4.4. Определяет победителя продажи земельного участка и оформляет протокол об итогах продажи.

3.4.5. Осуществляет иные функции, связанные с проведением предусмотренной настоящим Порядком продажи земельных участков, не отнесенные настоящим Порядком к полномочиям Минимущества РБ.

3.5. Для участия в продаже земельного участка заявители (лично или через своего представителя) представляют в Минимущество РБ в установленный в извещении о продаже земельного участка срок заявку на участие в продаже земельного участка (далее - заявка) и иные документы в соответствии с формой заявки и перечнем документов, которые содержатся в указанном извещении. Заявка и опись представленных документов представляются в двух экземплярах, один из которых остается в Минимуществе РБ, другой - у заявителя.

3.6. Извещение о продаже земельного участка, опубликовываемое в газете "Бурятия" и размещаемое на официальном сайте, должно содержать сведения:

3.6.1. Об организаторе продажи земельного участка.

3.6.2. О реквизитах решения о продаже земельного участка.

3.6.3. О месте, дате, времени проведения продажи земельного участка.

3.6.4. О предмете продажи земельного участка (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

3.6.5. О начальной цене продажи земельного участка (цене первоначального предложения).

3.6.6. О "шаге понижения" и цене отсечения.

3.6.7. О форме заявки на участие в продаже земельного участка, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в продаже земельного участка.

3.6.8. О перечне документов, предоставляемых для участия в продаже земельного участка.

3.6.9. О форме подачи предложений о цене земельного участка.

3.7. Обязательным приложением к извещению о продаже земельного участка, размещаемому на официальном сайте, является проект договора купли-продажи земельного участка.

3.8. Для участия в продаже земельного участка заявители представляют в Минимущество РБ следующие документы:

3.8.1. Заявку по установленной в извещении о продаже земельного участка форме.

3.8.2. Копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан).

3.8.3. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

3.8.4. Заверенную заявителем копию устава юридического лица и изменений к нему (для юридических лиц).

3.8.5. Копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или при отсутствии трудовой книжки иные документы, подтверждающие последнее место работы (службы) заявителя (заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы копии приказа о приеме на работу и трудового договора (служебного контракта)) - если заявитель работает на дату подачи заявки.

(п. 3.8.6 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)

3.9. Минимущество РБ не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 3.8 настоящего Порядка. Минимущество РБ в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)

3.10. Один заявитель вправе подать только одну заявку в отношении одного лота.

3.11. Прием заявок начинается с даты, указанной в извещении о продаже земельного участка, осуществляется в течение не менее двадцати пяти календарных дней и заканчивается не позднее чем за три рабочих дня до даты рассмотрения заявок и документов претендентов.

3.12. Заявки, поступившие по истечении срока приема заявок, возвращаются заявителям в течение трех рабочих дней со дня их поступления с приложением иных документов, поступивших от таких заявителей.

3.13. Заявитель имеет право отозвать поданную заявку до момента признания его участником такой продажи.

3.14. Решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка оформляется протоколом Комиссии.

В протоколе о признании заявителей участниками продажи земельного участка должны содержаться: сведения о перечне принятых и отозванных заявок, решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка или об отказе в допуске заявителя к участию в продаже (с указанием оснований отказа).

При наличии оснований для признания продажи земельного участка несостоявшейся Комиссия принимает соответствующее решение, которое заносится в протокол.

3.15. Заявителю отказывается в допуске к участию в продаже по следующим основаниям:

3.15.1. Заявка подана лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не может быть участником продажи земельного участка или приобретателем земельного участка, являющегося предметом аукциона, в собственность.

3.15.2. Представленные заявителем документы содержат недостоверные сведения.

3.15.3. Представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в извещении о продаже земельного участка, либо оформление указанных документов не соответствует установленным к ним требованиям.

3.15.4. Заявка подана лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий.

3.16. Решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка принимается в течение пяти рабочих дней с даты окончания срока приема заявок.

3.17. Заявители, признанные участниками продажи земельного участка, и претенденты, не допущенные к участию в продаже земельного участка, уведомляются о принятом решении не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения протоколом, путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.

3.18. Заявитель приобретает статус участника продажи земельного участка с момента оформления протокола о признании заявителей участниками продажи земельного участка.

Информация об отказе в допуске к участию в продаже земельного участка размещается на официальном сайте в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения.

3.19. Продажа земельного участка осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении имущества в течение одного рабочего дня в рамках одной процедуры в следующем порядке:

3.19.1. Продажа земельного участка проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания заявителей участниками продажи земельного участка, но не ранее истечения сроков, указанных в пункте 3.18 настоящего Порядка.

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)

3.19.2. Продажа земельного участка проводится Ведущим продажи в присутствии других членов Комиссии.

3.19.3. Участникам продажи земельного участка выдаются пронумерованные карточки участника продажи земельного участка.

3.19.4. Процедура продажи начинается с объявления председателем Комиссии об открытии продажи земельного участка.

3.19.5. После открытия продажи земельного участка ведущим оглашаются основные характеристики земельного участка, цена первоначального предложения и цена отсечения, а также "шаг понижения".

"Шаг понижения" устанавливается Минимуществом РБ в фиксированной сумме, составляющей не более десяти процентов цены первоначального предложения, и не изменяется в течение всей процедуры продажи.

3.19.6. После оглашения Ведущим продажи цены первоначального предложения участникам предлагается заявить эту цену путем поднятия выданных карточек, а в случае отсутствия предложений по первоначальной цене земельного участка Ведущим продажи осуществляется последовательное снижение цены на "шаг понижения".

Предложения о приобретении имущества заявляются участниками продажи земельного участка поднятием карточек после оглашения цены первоначального предложения или цены предложения, сложившейся на соответствующем "шаге понижения".

3.19.7. Право приобретения земельного участка принадлежит участнику продажи земельного участка, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем "шаге понижения", при отсутствии предложений других участников продажи земельного участка после троекратного повторения Ведущим продажи сложившейся цены продажи земельного участка. Ведущий продажи объявляет о продаже земельного участка, называет номер карточки участника продажи земельного участка, который подтвердил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и оглашает цену продажи земельного участка.

3.19.8. Цена земельного участка, предложенная победителем продажи земельного участка, заносится в протокол об итогах продажи земельного участка, составляемый в 2 экземплярах.

3.20. Протокол об итогах продажи земельного участка, подписанный Комиссией, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи земельного участка.

Уведомление о признании участника продажи победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку в день подведения итогов продажи земельного участка.

3.21. Продажа земельного участка признается несостоявшейся в следующих случаях:

3.21.1. Не было подано ни одной заявки на участие в продаже земельного участка либо ни один из заявителей не признан участником продажи земельного участка.

3.21.2. Принято решение о признании только одного заявителя участником продажи земельного участка.

3.21.3. После троекратного объявления Ведущим продажи минимальной цены предложения (цены отсечения) ни один из участников не поднял карточку.

3.22. В случае признания продажи земельного участка несостоявшейся Комиссия в тот же день составляет соответствующий протокол.

3.23. Минимущество РБ направляет покупателю три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка в течение десяти календарных дней со дня составления протокола об итогах продажи земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной покупателем. Не допускается заключение указанного договора ранее чем через десять календарных дней со дня размещения протокола об итогах продажи на официальном сайте.

3.24. Если победителем продажи земельного участка не был подписан и представлен в Минимущество договор купли-продажи земельного участка в течение четырнадцати календарных дней со дня направления ему проекта указанного договора, победитель продажи земельного участка утрачивает право на заключение договора купли-продажи земельного участка. В этом случае торги по продаже земельного участка признаются несостоявшимися.

3.25. Протокол об итогах продажи земельного участка не позднее двух рабочих дней со дня подведения итогов продажи земельного участка размещается на официальном сайте.

Название документа:
Номер документа: 550
Вид документа: Постановление Правительства Республики Бурятия
Принявший орган: Правительство Республики Бурятия
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный Интернет-портал Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru, 02.12.2016

Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2016

Дата принятия: 01 декабря 2016
Дата редакции: 17 января 2017

Сельскохозяйственный бизнес всегда был и будет актуальным. Покупка земли под организацию сельского хозяйства может стать действительно прибыльным делом.

Как осуществить покупку такой категории земли и чем данный вид разрешенного пользования регулируется в России?

Пункт второй этой же статьи и того же закона указывает на обязанность продавца земли сельскохозяйственного назначения сообщить в письменной форме высшему органу исполнительной власти в РФ либо органу местной администрации о намерении реализовать участок.

При этом должна быть указана цена, размеры, месторасположение земли и сроки расчета по .

Регулирование продажи участков, принадлежащих государству или муниципалитету, осуществляется Главой 5 Земельного кодекса РФ.

По общему правилу земли предоставляются по итогам торгов в форме аукциона. предоставляется земельный участок сельскохозяйственного назначения только сельскохозяйственной организации или крестьянскому () хозяйству, если данные хозяйствующие субъекты использовали землю и в течение 6 месяцев после возникновения прав на нее муниципалитетом подали заявление на или .

У кого можно купить землю сельскохозяйственного назначения и как найти подходящий участок?

Владельцами земельных участков сельскохозяйственного использования могут быть как физические, так и государство, муниципалитеты.

Продажа сельскохозяйственных земель сегодня набирает активные обороты. Ведь если правильно подобрать участок и надлежащим образом его оформить, то можно и помимо сельскохозяйственных вопросов решить жилищный.

Не запрещена законом застройка сельхоз участка. В случае создания крестьянско-фермерского хозяйства субъекту такой деятельности разрешается строить жилье, так как фермерам нужно где-то жить в процессе работы.

В то же время использование сельскохозяйственного участка должно быть строго по его назначению. Без формирования крестьянско-фермерского хозяйства застраивать домами землю не допускается.

При покупке подходящего участка будущий землевладелец должен учесть все нюансы и определиться со всеми моментами: целями использования сельскохозяйственных угодий, условиями использования участка, размером земельного налога, качественным состоянием земли, уровнем почв.

Все сделки с недвижимым имуществом заключаются в письменной форме.

Лучше всего обращаться за помощью в специализированные агентства по недвижимости с высокой репутацией. Они помогут выяснить историю земельного участка, оформят все необходимые документы, уладят возможные проблемы. Естественно, это устраняет риски покупателей земель, за что требует от них соответствующей платы за оказываемые услуги. В любом случае решать приобретателю земли.

Особенности договора купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения

Статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливается преимущество в праве покупки земельного участка субъектом РФ либо в определенных случаях муниципальной администрацией, на территории которой располагается земля.

Продавец при реализации участка обязан в письменной форме уведомить об этом высший орган исполнительной власти субъекта РФ или в предусмотренных законодательством случаях известить орган местного самоуправления. При извещении о продаже собственник указывает следующие сведения:

  • Стоимость участка;
  • Площадь участка;
  • Местонахождение участка;
  • Срок осуществления взаимного расчета по договору купли-продажи.

Это далеко не все сведения, которые необходимо предоставить продавцу земли. Полный перечень содержится в абзаце первом пункта 2 статьи 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Такие сведения, как правило, в дальнейшем составляют основу всего договора купли-продажи, определяют его . Также следует в уведомлении о продаже указывать информацию о продавце и кадастровый номер земельного участка, приложить к уведомлению ксерокопии правоустанавливающих документов на участок. Извещение о продаже является офертой, то есть открытым предложением лица заключить сделку с адресатом, принявшим предложение.

Стоимость продаваемой земли определяется только по усмотрению продавца и является, соответственно, рыночной.

Продавцу необязательно определять цену земли в зависимости от . Цена участка указывается в рублях, и покупатель обязуется ее внести в указанный по договору срок, в том числе при оплате в несколько этапов.

Переход права собственности официально закрепляется . Общим правилом ГК РФ максимальный срок проведения расчетов по сделке купли-продажи составляет 90 дней. Отсчет трехмесячного срока пойдет не со дня получения извещения публичным образованием о желании продавца реализовать участок либо со дня получения продавцом ответа, а непосредственно с момента государственной регистрации.

Без государственной регистрации подобный род сделок является в соответствии с пунктами 1-ыми статей 131, 164, 165, 551 ГК РФ.

Размер сельскохозяйственного участка, как и любого другого, считается по общепринятым величинам - гектарам или квадратным метрам.

Месторасположение участка определяется путем описания его с указанием адреса внутри субъекта РФ, муниципального образования. При описании используется направление от ближайшего населенного пункта и расстояние до него (к примеру, в 10 км на юго-восток от города Краснодар). В любом случае, к договору необходимо приложить кадастровый план участка (паспорт) с его кадастровым номером.

Право покупать земельные участки сельскохозяйственного назначения в собственность не имеют:

  • (статья 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения);
  • Лица, у которых при покупке участка будет превышен максимально установленный законом субъекта РФ размер общей площади сельскохозяйственных земель, принадлежащих одному лицу (п. 2 ст. 4 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения);
  • Иные лица по законодательству Российской Федерации.

Структура договора общая для всех сделок по купле-продаже земельных участков. В бланке следует указать следующие сведения:

  • Место и дата заключения договора.
  • Стороны договора (сведения о них в зависимости от вида субъектов: паспортные данные физических лиц, наименования организаций и государственных органов).
  • Данные о передаваемом участке (площадь, месторасположение, кадастровый номер, категория земли, кому принадлежит и так далее).
  • Цена, подлежащая к уплате покупателю земельного участка.
  • Порядок расчета по договору.
  • Наличие обременений и ограничений земельного участка сельскохозяйственного назначения.
  • Момент вступления договора в силу.
  • Количество экземпляров, в которых составляется договор.
  • Подписи сторон.

Особенности покупки доли земельного участка под сельскохозяйственные цели

При покупке доли земельного участка сельскохозяйственного назначения существуют определенные ограничения:

  • Участники долевой собственности имеют право продать свою земельную без выделения земельного участка в счет земельной доли только другому участнику данной долевой собственности, сельскохозяйственной компании либо физическому лицу, которое является членом крестьянско-фермерского хозяйства. При этом нет необходимости в обязательном уведомлении других участников долевой собственности о желании продать свою долю.
  • Во время регистрации перехода права собственности на долю сельскохозяйственных угодий к другому участнику помимо стандартного перечня документов необходимо предоставить документы, подтверждающие возможность реализации земельной доли или возможность ее занесения в уставный капитал.
  • Законодательством не предусмотрено на продажу доли земельного участка для государственных властей субъектов РФ или местных органов власти в отличие от продажи полноценного земельного надела.

Государственные органы покупают право на доли земель бесплатно в случае отказа от оформления земельной доли физическим лицом.

Таким образом, продажа земельной доли в земельном участке сельскохозяйственного назначения любому третьему лицу невозможна без выделения ее из общей долевой собственности.

После того как доля будет официально выделена, ее границы будут очерчены, собственник обязан предложить купить выделенный участок сначала органам власти субъекта РФ или органам местного самоуправления. Только в случае их отказа у собственника появляется возможность продать свою долю любому другому стороннему лицу.

    аукцион земельных участков

600 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6)

    Юсупов Азизбек

    Юрист, г. Москва

    • 9419 ответов

      2152 отзыва

    Правомерно. Поэтому и проводят аукцион. Кто больше даст того и земля

    ЗК РФ, Статья 39.13. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме

    1. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводится в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
    2. Аукцион не проводится в электронной форме в случаях, если земельный участок предоставляется гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности либо предназначен для сельскохозяйственного производства.
    3. В случае проведения аукциона в электронной форме опубликование извещения о проведении аукциона в электронной форме в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не требуется.
    4. Порядок проведения аукциона в электронной форме устанавливается федеральным законом

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • Мартынюк Виталий

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      • 1252 ответа

        442 отзыва

      Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

      1. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

      2. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.

      Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
      3. В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

      При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
      4. Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 1

      Свернуть

      получен
      гонорар 63%

      Юрист, г. Калининград

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Добрый день,

      В принципе вам могли предоставить земельный участок без торгов.

      Статья 39.6 ЗК РФ Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
      2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
      19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;

      Почему администрация провела аукцион необходимо изучать документацию, возможно участок не предназначен для этих целей либо по нижеследующим основаниям.

      Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
      (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

      Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
      1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
      2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
      3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;
      4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
      5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
      6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
      7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
      8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
      9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
      10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
      11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
      12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
      13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
      14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
      15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
      16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;
      17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
      18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
      19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
      20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
      21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
      22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
      23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
      24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
      (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
      25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
      (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 63%

      Юрист, г. Калининград

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Дело не в отказе, а в причинах почему участок выставили на аукцион, а они вполне могут совпадать с основаниями гипотетического отказа. Т.е. Если вы начнёте оспаривать проведение аукциона вам укажут на одно из таких оснований

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: