Осуществление надзора со стороны органов гибдд за эксплуатационно-техническим состоянием автомобильных дорог. Яма на дороге: кто отвечает за состояние дорог и возместит ущерб? Кто несет ответственность когда закрыты дороги

К полномочиям органов местного самоуправления относятся (п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ):

Дорожная деятельность в отношении дорог местного значения осуществляется за счет местных бюджетов. Она включает в себя в том числе текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог (ст. 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).

Органы местного самоуправления обязаны поддерживать состояние дорог местного значения в соответствии с техническими требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (БДД). Полномочия местных властей в этой области – расходные обязательства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют мероприятия по организации дорожного движения, чтобы повысить его безопасность и пропускную способность дорог (Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Органы государственной власти проводят государственный надзор и контроль за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения БДД (ст. 5, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 21 Закона № 196-ФЗ).

Когда суды признают муниципалитет вин овным за ненадлежащее содержание дорог

Плохое качество дорожного полотна часто становится причиной серьезных аварий. Если других виновников дорожно-транспортного происшествия нет, суд обяжет органы местного самоуправления компенсировать вред жизни и здоровью граждан, а также имуществу пострадавших физических и юридических лиц.

Пример 1. Гражданин обратился в суд с иском к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов муниципального образования города Казани» и потребовал возместить ущерб, причиненный в результате ДТП. Истец указал, что он пересекал трамвайные пути на автомобиле. Машина провалилась передним левым колесом в залитую водой яму, ударилась защитой картера о рельсы и получила механические повреждения.

Судьи отметили, что в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (ст. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93). Просадки и выбоины не должны превышать 15 см по длине, 60 – по ширине и 5 – по глубине. Яма, в которую попал автомобиль истца, была значительно больше. Ее длина – 60 см, ширина – 50, глубина – 10. Сотрудник ГИБДД составил акт выявленных недостатков дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

Судьи указали, что орган местного самоуправления должен был обеспечить безопасность дорожного движения. Они удовлетворили иск гражданина и взыскали стоимость ремонта с администрации муниципального образования (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 21 апреля 2016 г. по делу № 33-6195/2016).

Иногда местные власти ссылаются на то, что владелец автомобиля знал об особенностях участка дороги и был недостаточно осторожным. Судьи не принимают такие аргументы.

5 см – максимальная глубина выбоины по ГОСТу. Ширина не должна превышать 60 см, длина – 15 см.

Пример 2. Автомобиль наехал на неисправную ливневую канализацию. Владелец обратился в суд с просьбой взыскать ущерб. Администрация муниципального образования заявила, что ДТП произошло по вине истца. Он знал о наличии ливневой канализации на данном участке дороги.

В акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения зафиксировано, что на этом участке дороги разрушена решетка дождеприемника ливневого колодца. Суд указал, что дорога не соответствует требованиям ГОСТ 50597-93, и удовлетворил заявленные требования (определение Приморского краевого суда от 12 мая 2014 г. по делу № 33-4079).

  • Закон о тишине в Москве и области с 1 января 2018 года и как УК правильно его использовать

Участки дороги, на которых проводятся ремонтные работы, должны быть огорожены и оснащены дорожными знаками. Их отсутствие создаст аварийную обстановку на дороге. В случае ДТП суд признает орган местного самоуправления виновным в аварии и потребует компенсировать ущерб.

Пример 3. Компания обратилась с иском о возмещении ущерба, причиненного автомобилю в результате наезда на препятствие – провал в дорожном покрытии. Требования ГОСТ Р 50597-93 соблюдены не были. Провал не был огорожен или обозначен какими-либо дорожными знаками. Суд удовлетворил заявленные требования (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2016 г. № 07АП-9957/2016 по делу № А45-9069/2016).

Какие доводы помогают из бежатьштрафа за ненадлежащее содержание дорог

Крайне редко органам местного самоуправления удается избежать ответственности за ненадлежащее содержание дорог. Это происходит, если муниципалитет может подтвердить свою невиновность документально. Изучите схему ДТП. Она может содержать веские аргументы в вашу пользу.

Пример 4. Гражданин попал в ДТП и повредил автомобиль. Причиной, по мнению водителя, стали снежные накаты по краям дороги. Проезжая часть оказалась суженной, что привело к столкновению. Гражданин попытался судиться с администрацией, но получил отказ. Судьи сослались на схему ДТП. Из нее следует, что ширина полосы для движения автомобиля истца между снежными накатами составляла 2 м 15 см. Этого было достаточно для безопасного движения автомобиля шириной не более 1,7 м. Кроме того, водитель должен был выбрать скорость движения в соответствии с дорожной ситуацией и метеорологическими условиями. Он нарушил пункт 10.1 Правил дорожного движения (апелляционное определение Свердловского областного суда от 1 сентября 2016 г. по делу № 33-14969/2016).

Пример 5. Страховая компания выплатила стоимость ущерба владельцу автомобиля, а затем обратилась с иском к администрации города и муниципальному предприятию. Судьи установили, что ответственность за содержание дороги была возложена на предприятие по условиям муниципального контракта. Поэтому именно МУП должен компенсировать страховщикам расходы на возмещение ущерба (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 января 2016 г. № Ф01-5363/2015).

Кто ответит, если дерево упало на машину

Ответственность за содержание дороги местного значения и благоустройство прилегающих к ней территорий несет местная администрация. Это касается и состояния зеленых насаждений. Если дерево упало на автомобиль, когда он двигался по дороге местного значения, именно местные власти будут отвечать за последствия.

Пример 6. Дерево упало на автомобиль, который двигался по проезжей части, и повредило его. Водитель и владелица автомобиля обратились с иском к городской администрации.

Чиновники заявили, что администрация выделила субсидии на содержание дорог учреждению. Оно и должно выступить ответчиком по иску. Но судьи взыскали стоимость ущерба с администрации. Они указали, что ДТП произошло на дороге местного значения. Ответственность за ее содержание несет муниципалитет. Субсидии, которые он выделил учреждению на содержание дорог, не содержат их адресного перечня (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 9 июня 2014 г. по делу № 33-5303/2014, А-56).

Если дерево упало на автомобиль, припаркованный во дворе, ответственность возлагается на управляющую компанию или ТСЖ в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом.

Пример 7 . Гражданин обратился с иском к администрации и управляющей компании о возмещении ущерба, причиненного в результате падения дерева. Суд удовлетворил требования к управляющей компании, но отказал в иске к администрации. Дерево находилось на территории, ответственность за содержание которой несла управляющая компания (решение Заводского районного суда г. Новокузнецка от 7 мая 2014 г. по делу № 2-59/2014).

Если дерево упало на территории, которая находится в ведении органа местного самоуправления, его вину или невиновность суд установит по документам. Они должны подтверждать все обстоятельства дела. Полицейский обязан осмотреть дерево и отразить в протоколе состояние ствола, корней и т. д. Из протокола должно быть понятно, упало ли дерево само или его спилили либо срубили, повредили каким-либо иным способом.

Истец должен пригласить представителей администрации или организации, ответственной за содержание зеленых насаждений, чтобы зафиксировать в акте неудовлетворительное состояние дерева. Если он этого не сделал и других доказательств ненадлежащего состояния дерева нет, судьи откажут в иске.

Пример 8. Дерево упало на автобус и повредило его. Компания обратилась к администрации с иском о возмещении ущерба. Суд отказал, поскольку в справке о ДТП не было описано состояние упавшего дерева. Истец не вызывал представителей администрации города и учреждения, занимающегося благоустройством, на место ДТП (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2016 г. № 06АП-2897/2016).

Дендрологическая экспертиза в отношении упавших деревьев сегодня не проводится. Хотя именно она может установить, было ли дерево аварийным и подлежащим спилу.

Ремонт автомобиля, который пострадал от падения дерева на частном земельном участке, оплатит собственник участка. Также не возмещайте ущерб, если автомобиль стоял на месте, где парковка транспортных средств запрещена (в лесу, лесопарковой зоне, на тротуаре и т.п.). Собственник будет оплачивать ремонт сам.

Выводы: как избежатьштрафа за ненадлежащее содержание дорог

Если на администрацию подали иск в связи с ненадлежащим содержанием дороги, определите возможные способы защиты.

1. Выясните, в чьей зоне ответственности находится дорога, где произошло ДТП. Ответственность за содержание дорог общего пользования регионального или федерального значения несут органы государственной власти.

2. Проверьте, не нарушил ли истец скоростной режим (п. 10.1 Правил дорожного движения). Если данное нарушение отражено в справке о ДТП, вероятность того, что суд примет решение в пользу муниципалитета, повышается.

3. Заявите ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, чтобы определить степень вины в ДТП. Это позволит уменьшить размер ущерба.

4. Проанализируйте указанные в справке о ДТП причины аварии. Если причиной стала яма на дороге, то в справке должны быть указаны ее размеры для определения соответствия или несоответствия ГОСТу. Отсутствие таких документальных доказательств повышает шансы администрации получить положительное решение суда.

5. Если транспортное средство получило повреждение в результате падения дерева, выясните, как был составлен акт о его состоянии. Истец должен был известить о случившемся администрацию либо организацию, которая отвечает за содержание зеленых насаждений. Проверьте, был ли акт составлен в присутствии представителей администрации или указанной организации. Если это не отражено в акте и других доказательств ненадлежащего состояния дерева нет, суд откажет в удовлетворении требований к органу местного самоуправления.

ГОСТ требует, чтобы вдоль каждой дороги в населенном пункте был тротуар. Неважно, ходит там один человек в день или тысяча. Все требования к пешеходной дорожке перечислены в ГОСТе Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования».

Тротуар элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном. Он предназначен для движения пешеходов и в обязательном порядке должен быть устроен на дорогах с твердым покрытием, проходящими через населенные пункты, независимо от того, как много людей по нему ходят, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 человек в сутки.

ГОСТ регламентирует даже ширину тротуара: если он однополосный - минимальная ширина один метр. Если двухполосный - то 1,5 метра. Сколько полос должно быть - зависит от количества пешеходов. Если в час пик по дорожке проходит до 50 человек в час, то одна полоса. От 50 до 1000 человек в час - две. Каждая тысяча пешеходов в час добавляют еще одну полосу шириной не менее 75 сантиметров.

По ГОСТу тротуар должен быть по обе стороны дороги (но только, если и здания - с двух сторон). При односторонней застройке стандарт разрешает делать дорожку только на той стороне, где ходят люди.

От дороги тротуар должен быть отделен ограждением или кустарником, высота - не выше 80 см. В ГОСТе говорится о «сплошной посадке», то есть если вы увидите кусты вдоль дороги на расстоянии пяти метров друг от друга, значит тут серьезно экономили.

Это еще не все. У пешеходной дорожки должны быть бордюры. Читаем ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия». Какой высоты должен быть бордюр между тротуаром и газоном, описано в нормативных актах муниципалитета.

К примеру, в постановлении правительства Москвы N 623-ПП «Об утверждении норм и правил проектирования комплекса благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02» говорится, что «верх бортового камня должен иметь превышение над проезжей частью не менее 150 мм. При сопряжении покрытия пешеходных коммуникаций с газоном следует устанавливать садовый борт, дающий превышение над уровнем газона не менее 50 мм на расстоянии не менее 0,5 м, что защищает газон и предотвращает попадание грязи и растительного мусора на покрытие, увеличивая срок его службы».

Чтобы понять, соблюдены ли требования по обустройству тротуаров в вашем городе, ознакомьтесь с нормативными актами вашего муниципалитета. В Балашихе, например, такой документ называется «Об утверждении норм и правил по благоустройству территории городского округа Балашиха» (Постановление N 1090/3-ПА).

Внешний вид тротуара регламентирует другой документ - ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы и внешний вид тротуара» . Согласно требованиям этого стандарта, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

К несчастью, законодательство по части содержания тротуаров - несовершенно. Если яма обнаружена на проезжей части, ее должны устранить без промедлений, в течение 10 дней. С тротуарами таких жестких сроков нет. Но закрывать глаза на нарушения не стоит.

Чтобы добиться ремонта тротуара

1. Жалуемся в администрацию

Первое, что нужно знать - кто бы ни был собственником тротуара: частный магазин, город или федеральный орган, следить за благоустройством и требовать устранения нарушений все равно должна администрация населенного пункта. Это первая инстанция, куда вы должны обратиться.

Сфотографируйте ямы на тротуаре и укажите конкретно, где они расположены, например, на улице Советская, возле дома №20 и 26. Укажите размер ям в сантиметрах.

Составьте заявление с требованием отремонтировать тротуар в городскую администрацию. К заявлению приложите сделанные фотографии. Направить жалобу можно заказным письмом, по электронной почте или через МФЦ.

Автомобильные дороги и прилегающие к ним тротуары делятся на дороги федерального, регионального, межрегионального и местного значения, а также частные дороги. Соответственно, обязанность по их содержанию в соответствии с нормами возложена на владельцев. Ими могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления - администрация города и даже физические и юридические лица.

На ответ администрации дается 30 дней. В ответе администрация сообщит, кому принадлежат дорога, соответственно, и тротуар вдоль нее.

Кроме того, вашу жалобу сотрудники мэрии перешлют ответственному за дорогу.

ВАЖНО: содержать тротуары в надлежащем виде должен собственник, но контролировать, чтобы тротуары были обустроены как положено по законодательству, обязана администрация населенного пункта. Поэтому, если собственник тротуара бездействует, администрация должна обязать его отремонтировать тротуар. Об обязанности администрации держать тротуары в надлежащем виде говорится в п 2 ст. 12 ФЗ №196 « О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995.

Пример из жизни


Живя в Подмосковье, я пожаловалась в администрацию на содержание тротуара на своей улице. На дорожке почти не осталось асфальта, отсутствовали бордюры. Администрация прислала ответ, в котором говорится, что дорогой управляет
ГБУ МО «МОСАВТОДОР ». Жалобу администрация переслала в эту организацию. Спустя некоторое время из ГБУ МО «МОСАВТОДОР » пришел ответ: «работы по благоустройству тротуара включены в план работ по «Безопасности дорожного движения» на следующий год».

Можно сделать вывод, что ремонтировать тротуар «МОСАВТОДОР» не торопится, а администрация закрывает на это глаза.

А тем временем нарушены следующие нормы:

    На тротуаре есть повреждения дорожной одежды - ямы, которые представляют опасность для участников дорожного движения. Такое состояние дорожного покрытия является очевидным нарушением ГОСТа Р 50597-93 и не соответствует требованиям Федерального закона 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

    Между тротуаром и проезжей частью отсутствует кустарник или ограждение. Согласно пункту 4.5.1.9 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

    Отсутствует бордюр. Нарушен ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые.

  1. Если администрация не ответила или ответ вас не устроил (проблема не решена) - жалуйтесь в прокуратуру.

В жалобе в прокуратуру опишите ситуацию и какие нарушения обустройства есть на тротуаре: посторонние предметы, ямы и прочее. Укажите, где расположены ямы. К заявлению приложите фотографии. В заявлении требуйте обязать администрацию устранить нарушения.

В заявлении сошлитесь на нарушения следующих законов:

    п. п. 5, 19 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Именно этот закон отнес деятельность в отношении автодорог и организацию благоустройства территории поселения к вопросам местного значения. Проще говоря, по этому закону следить за тротуаром - обязанность местной администрации.

    п. 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ ». Эта норма отнесла пешеходные дорожки и тротуары к элементам обустройства автомобильных дорог.

3. Обращайтесь в суд.

Если прокуратура признает нарушения, то примет меры прокурорского реагирования вплоть до подачи иска в суд в отношении администрации. Если прокуратура этого не сделает, обратитесь в суд самостоятельно.

4. Пожалуйстесь в ГИБДД

Еще один способ решить проблему - направить жалобу в ГИБДД.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.12 ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Так как тротуары являются элементом дорог, то в некоторых случаях обращение в ГИБДД может помочь в решении проблемы.

Имейте в виду, что ремонт дороги осуществляется в весенне-летний период. Не стоит требовать от администрации укладки асфальта поздней осенью или зимой. В различных регионах сезон для таких работ начинается в разное время: от середины апреля до начала или середины июня.

Если асфальт не восстановлен после коммунальных работ

Проводимые коммунальщиками работы могут быть аварийными и плановыми . Плановые работы проводятся после получения ордера от администрации. В ордере описаны сроки проведения работ, в том числе сроки на восстановление благоустройства.

Если работы - аварийные, то подрядная организация должна полностью исправить нанесенные повреждения в трехдневный срок после завершения работ.

Эти работы коммунальщики сдают по акту в срок, определенный в соответствии с разрешением на производство земляных работ.

Навести окончательную красоту и восстановить все, что раскопали (уложить асфальт, тротуарную плитку, бордюры, поребрики, газоны, клумбы, иные участки озеленения), коммунальщики должны после окончания зимнего периода, но не позднее 15 мая .

В разных регионах этот срок отличается в зависимости от климата, конкретный срок указан в Правилах благоустройства населенного пункта.

В такой ситуации за восстановление покрытия тоже отвечает администрация, а не подрядчик. Поэтому, если пришла весна, а порядок на месте раскопок не навели, жаловаться нужно именно туда. Если результата нет - идите в прокуратуру.

Все необходимые образцы заявлений вы найдете в инструкции «Как добиться ремонта тротуара» на сайте «Центра защиты прав граждан «Справедливая Россия».

Автомобиль, не застрахованный по КАСКО, был поврежден, попав в яму на проезжей части. Каковы действия автомобилиста? Кто отвечает за состояние дорожного покрытия? Кому и куда предъявлять иск и как правильно возместить ущерб от такого ДТП?

Дороги, как известно, больная тема для автовладельцев. Плохое состояние полотна автодороги (выбоины, ямы), отсутствие надлежащим образом обеспеченного освещения трассы зачастую являются причинами повреждения транспортного средства.

Так, по данным, опубликованным на сайте Правда.ру , количество ДТП из-за плохих дорог выросло на двадцать два процента. По статистике ГИБДД, за десять месяцев 2013 года число ДТП в РФ, произошедших из-за несоответствующего действующим нормам состояния дорог, выросло на 21,7 процентов.

По статистике Генеральной прокуратуры РФ двадцать процентов ДТП происходит из-за не соответствующего требованиям законодательства состояния улиц и дорожного покрытия. Количество ДТП указанной категории в 2012 года составило 42 772, за 5 месяцев 2013 года таких аварий произошло 20 016.

К счастью, механизмы действующего законодательства предусматривают возможность получения (взыскания) компенсации ущерба, причиненного транспортному средству по причине неудовлетворительного состояния автодорог, в том числе, при отсутствии страхования по КАСКО.

Ответственные за состояние автодорог лица

Чтобы взыскать причиненный ущерб, необходимо определить ответственное за надлежащее состояние автомобильных дорог лицо. Так, согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, а также физические или юридические лица (далее - Закон № 257-ФЗ).

Если происшествие случилось на дороге федерального или регионального значения, то иски предъявляются соответственно к Российской Федерации или к администрации соответствующего субъекта Российской Федерации. По статистике абсолютное большинство аварий происходит на дорогах на территории определенного муниципального образования.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения.

То есть состояние автодорог находится в ведении администрации муниципального образования. Также стоит иметь в виду, что, как правило, администрациями заключаются договоры на обслуживание отдельных участков дорог, в случае причинения ущерба по причине некачественности дороги, то ответственным лицом может быть такая обслуживающая организация.

Дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).

В содержание автомобильных дорог входит совокупность мероприятий по поддержанию в соответствующем состоянии автодорог, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и для создания условий для безопасного дорожного движения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, сооружений, обязаны, обязаны содержать их в таком состоянии, которое бы обеспечивало безопасность для движения, для чего принимаются соответствующие стандарты, нормы и правила (п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения»).

Таким образом, Администрация муниципального образования, как собственник автомобильных дорог, должна исполнять возложенную на нее обязанности по содержанию дорожных покрытий в надлежащем состоянии.

Администрация несет ответственность за вред, причиненный пострадавшему, явившийся результатом ненадлежащего исполнения возложенной законом на органы самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения. Ответственным лицом за ненадлежащее состояние дороги может быть и организация, осуществляющая на основании заключенного договора техническое обеспечение соответствующего участка дороги.

Такая организация по ходатайству администрации муниципального образования может быть привлечена к участию в судебном разбирательстве в качестве соответчика либо в дальнейшем администрация может взыскать с нее выплаченную пострадавшему лицу сумма в порядке регресса.

Правовые основания для взыскания ущерба

В соответствии со ст. 28 Закона № 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, вследствие нарушений требований законодательства в области дорожного движения, в том числе при осуществлении строительных или ремонтных работ, реконструкций, проведении мероприятий по содержанию дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Данная норма корреспондирует положениям п. 1 ст. 1064 ГК РФ, в соответствии с которым вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Также в данной ситуации возможно и взыскание компенсации морального вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ.

Для реализации прав, предусмотренных вышеуказанными нормами, необходимо определить, какие именно повреждения автодороги не соответствуют предъявляемым требованиям.

Основным документом, регулирующим состояние автомобильных дорог является «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года № 221). Данный акт устанавливает требования к качеству автодороги, а также предельные допустимые отступления от нормы в отношении имеющихся недостатков (размер ям, отсутствие знаков или иное). Все требования стандарта являются строго обязательными и имеют своей целью создание таких условий, при которых будет обеспечена безопасность дорожного движения.

Факт причинения вреда автомобилю по причине несоответствующего норме состояния автодороги должен быть связан с ДТП, которое должно быть в надлежащем порядке оформлено.

При повреждении автомобиля в связи с ненадлежащим состоянием автомобильных дорог, как и при иных ДТП, необходимо остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции. До прибытия сотрудников ГИБДД необходимо самостоятельно зафиксировать повреждения автомобиля и дорожного покрытия, тормозной путь автомобиля, в том числе с привязкой к местности. Также необходимо зафиксировать наличие или отсутствие знаков, предупреждающих об опасном препятствии, а также правильность их установки и читаемость.

Данные материалы станут надлежащими доказательствами отсутствия вины водителя при совершении ДТП. При этом должны отсутствовать нарушения со стороны водителя правил дорожного движения (например, соблюдение скоростного режима), при соблюдении которого удалось бы избежать совершения ДТП.

В документах о фиксации ДТП должны найти свое отражение, в том числе, связь факта причинения ущерба имуществу или вреда здоровью с ДТП в силу дефектов дорожного полотна. В протоколе осмотра места происшествия (схеме ДТП) должны быть указаны размеры просадки проезжей части (выбоины, иных повреждений) и ее расположения относительно границ проезжей части (с привязкой к обочине), следы юза или торможения, расположение транспортного средства относительно границ проезжей части. Акт, составленный инспектором ГИБДД, может быть использован в качестве доказательства неисполнения органом местного самоуправления обязанностей по содержанию автомобильной дороги, повлекшего причинение ущерба.

Положения ГОСТ Р 50597-93 определяют предельно допустимые размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. Так, согласно разделу 3 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см. Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы ограждениями и предупреждающими знаками.

Отметим также, что имеющиеся на дорогах люки должны обеспечивать безопасность движения, то есть быть закрытыми. Так, в соответствии с п. 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93 крышка люка не должна быть отклонена от уровня покрытия более, чем на 2 см.

В случае причинения ущерба автомобилю при заносе на льду, взыскать ущерб не удастся, так как в соответствии с п. 10.1 Правил дорожного движения водитель должен выбирать скорость и дистанцию, исходя из дорожных и погодных условий. А вот если автомобиль будет поврежден от упавшей с крыши дома сосульки, то шансы на успешное взыскание средств с лица, ответственного за обслуживание дома, имеются. В таких ситуациях также можно привлечь виновника к административной ответственности, что в дальнейшем упростит и взыскание причиненного ущерба.

Следовательно, только в том случае, если зафиксированные после ДТП размеры просадки, выбоины или иного дефекта превышают допустимые размеры, а также не были установлены специальные знаки, информирующие об имеющихся дефектах/опасности/проводимых работах или не соблюдены иные требования, то имеются основания для взыскания компенсации причиненного ущерба и морального вреда. Размер причиненного ущерба определяется на основании заключения независимого эксперта.

После сбора всех необходимых документов и определения виновника необходимо обратится в суд с соответствующим исковым заявлением о возмещении ущерба причиненного дорожно-транспортным происшествием. Иск о возмещении материального и морального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, удовлетворяется за счет казны муниципального образования.

Для взыскания в судебном порядке ущерба, причиненного в результате ДТП необходимо представить доказательства подтверждения факта причинения вреда, размер ущерба, причинно-следственную связь между дорожно-транспортным происшествием и наступившими последствиями.

Факт несоответствующего состояния автодороги фиксируется при составлении документов о ДТП (схема места совершения ДТП). Бремя доказывания причинно-следственной связи между фактом совершения ДТП, полученными повреждениями и состоянием дороги ложится на плечи автовладельца. Также необходимо доказать, что водителем были соблюдены правила дорожного движения и у него отсутствовала возможности избежать ДТП.

Нужно быть готовым к тому, что представитель администрации будет оспаривать правильность составления схемы места происшествия сотрудниками ДПС. Однако суд не воспримет такие возражения, если схема будет составлена правильно с участием понятых. Отсутствие представителя администрации при проведении оценочной экспертизы никак не повлияет на исход дело, если о месте и времени проведения экспертизы администрация была уведомлена.

Таким образом, при совершении ДТП по причине неудовлетворительного состояния дорожного покрытия при отсутствии предупреждающих об этом дорожных знаков, соблюдении во время движения правил дорожного движения и надлежащего оформления сотрудниками ГИБДД происшествия, имеются достаточные основания для взыскания с администрации муниципального образования причиненного ущерба, морального вреда и понесенных издержек (расходы на оплату проведения экспертизы, услуг представителя и др.).

Стоит иметь ввиду, что суд может отказать в удовлетворении иска, если представленные истцом доказательства не позволят бесспорно определить лицо, ответственное за причинение ущерба транспортному средству, будет отсутствовать детальная схема дорожно-транспортного происшествия либо водителем будут нарушены правила дорожного движения.

Закона МО от 29.11.2001 N 194/2001-ОЗ)б) предоставление земельных участков под строительство зданий и сооружений вдоль автомобильных дорог без согласования с дорожными органами:- на участках дорог общего пользования, построенных в обход городов и населенных пунктов, а также на подъездах к городам областного значения и районным центрам, при интенсивности движения свыше 7 тыс. автомобилей в сутки — в полосе шириной 100 метров с каждой стороны дороги, считая от границы полосы отвода;- на остальном протяжении участков этих дорог с такой же интенсивностью, а также на иных дорогах общего пользования с интенсивностью движения менее 7 тыс. автомобилей в сутки — в полосе шириной 50 метров с каждой стороны дороги, считая от границы полосы отвода.(п. 4 введен Законом МО от 10.06.1996 N 25/96-ОЗ)5.

Рассказываем, как добиться ремонта тротуара | 24.07.2017

Внимание

Согласно требованиям этого стандарта, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. К несчастью, законодательство по части содержания тротуаров – несовершенно. Если яма обнаружена на проезжей части, ее должны устранить без промедлений, в течение 10 дней.


С тротуарами таких жестких сроков нет. Но закрывать глаза на нарушения не стоит. Чтобы добиться ремонта тротуара: 1. Жалуемся в администрацию Первое, что нужно знать – кто бы ни был собственником тротуара: частный магазин, город или федеральный орган, следить за благоустройством и требовать устранения нарушений все равно должна администрация населенного пункта. Это первая инстанция, куда вы должны обратиться.

An error occurred.

Инфо

Где бы ни был, куда бы ни поехал — в город или деревню, в первую очередь бросаются в глаза дороги и подъездные пути. Мне вспоминается приезд в Калугу председателя Совета Министров РСФСР М.С.Соломенцева, который положительно отозвался о городе, но обратил внимание на необходимость сделать хороший въезд. Только после этого началось бурное освоение окраины.


Теперь, когда въезжаешь в город, любуешься его красотой. В прежние времена между уездными городами были в основном дороги, мощенные камнем, а между деревнями — грунтовые. Дорожные мастера следили за их состоянием. Между деревнями Андреевское и Корекозево на дороге Калуга — Перемышль, на берегу речки Желовь, стоял когда-то дом дорожного мастера.
По мере развития техники и транспорта строились соответствующие дороги. Многое было сделано за годы Советской власти и делается в настоящее время.

Дороги-содержание, ремонт, надзор. кто ответственный.

Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 08.06.1999 № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», осуществляют контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог.

  • Прокуратура, которая в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г.

Кто должен ремонтировать в деревне дорогу?

Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Кто отвечает за дороги в деревне

Совсем другое дело, если органы местного самоуправления всеми силами стараются отсрочить незабываемый момент, олицетворяющий завершение строительства. В таких случаях вполне можно получить судебное решение, превращающее рассказы о нехватке бюджетных средств в наивное оправдание. Но иногда для этого приходится хорошо постараться. ЖукучастникТут другой вопрос — сроки.

В какие сроки и какие дороги должны быть построены администрацией сельского поселения. Что делать для того, чтобы администрация вас услышала Для того чтобы главы местных поселений не остались в стороне от вашей проблемы, связанной со строительством дороги общего пользования, помните: никогда не тратьте время на переписку с такими людьми. Получив первое уведомление о невозможности решить вопрос «по-хорошему», обращайтесь к служителям фемиды.

Жалобу администрация переслала в эту организацию. Спустя некоторое время из ГБУ МО «МОСАВТОДОР» пришел ответ: «работы по благоустройству тротуара включены в план работ по «Безопасности дорожного движения» на следующий год». Можно сделать вывод, что ремонтировать тротуар «МОСАВТОДОР» не торопится, а администрация закрывает на это глаза. А тем временем нарушены следующие нормы:

  • На тротуаре есть повреждения дорожной одежды – ямы, которые представляют опасность для участников дорожного движения.
    Такое состояние дорожного покрытия является очевидным нарушением ГОСТа Р 50597-93 и не соответствует требованиям Федерального закона 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
  • Между тротуаром и проезжей частью отсутствует кустарник или ограждение. Согласно пункту 4.5.1.9 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Обязанность по обустройству дороги в населенном пункте

В ответе первого заместителя головы В.Швеца сообщалось, что сделан ремонт на площади 200 метров. Остальной участок дороги включен в план ремонта на 2006 год. Хочется верить, и надеюсь, что это будет сделано. Далее около 1 км дорога идет лесом.

Она также нуждается в небольшом ремонте. Между деревнями Крутицы и Горенское в свое время была построена добротная, со щебеночным покрытием дорога протяженностью 2 км. От времени местами образовались небольшие выбоины. Для ремонта потребуется 2-3 куб.м мелкой щебенки и день работы двоих человек, чтобы засыпать эти ямы двумя-тремя лопатами щебня. Дорога будет сохранена на долгие годы. Кто это должен возглавить и сделать? К сожалению, такого человека нет ни в городе, ни в деревне.

Важно

ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.Из выше указанного следует, что ответственными за содержание автомобильных дорог являются их собственники (см.


табл.1 и табл. 2).В сфере дорожной деятельности Правительство РФ и Минтранс РФ осуществляют в основном нормативно-правовое регулирование вопросов использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Сфотографируйте ямы на тротуаре и укажите конкретно, где они расположены, например, на улице Советская, возле дома №20 и 26. Укажите размер ям в сантиметрах. Составьте заявление с требованием отремонтировать тротуар в городскую администрацию. К заявлению приложите сделанные фотографии. Направить жалобу можно заказным письмом, по электронной почте или через МФЦ.
Автомобильные дороги и прилегающие к ним тротуары делятся на дороги федерального, регионального, межрегионального и местного значения, а также частные дороги. Соответственно, обязанность по их содержанию в соответствии с нормами возложена на владельцев. Ими могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления – администрация города и даже физические и юридические лица. На ответ администрации дается 30 дней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: