Публичный договор к чему обязывает. Публичный договор как обязательный договор

По основаниям заключения все договоры делятся на свободные и обязательные. Свободные - это такие договоры, заключение которых всецело зависит от усмотрения сторон, таких договоров большинство. Заключение же обязательных договоров, как это следует из самого их названия, является обязательным для одной или обеих сторон, особое место среди них занимают публичные договоры.

Поскольку заключение публичного договора обязательно для одной из сторон (коммерческой организации), режим публичных договоров является исключением из принципа "свободы договоров", наиболее полно выражающему частноправовые начала, составляющие основу гражданского права. Обстоятельством, заставляющим законодателя делать исключение из частноправового начала является публичный интерес, отражающийся во многих гражданско-правовых нормах и за пределами ст. 426 ГК РФ - обеспечением нормального правопорядка в стране. Возможны ситуации, при которых законодатель одной и той же нормой преследует различные цели публичного характера, в отношении публичного договора на первый план выступает цель - защиты слабой стороны. Имеется в виду, что в условиях рыночного хозяйства все участники предполагаются занимающими одинаковую в экономическом смысле позицию. В этом случае в силу особенностей соответствующих договорных моделей в нормально насыщенном рынке более сильными являются обычно позиции не того, кто предлагает товары, работы и услуги, а его контрагента - покупателя или заказчика. Иная ситуация складывается в случае, когда потребитель - экономически более слабая сторона, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, - к коммерческой организации. Уравнять положение обеих сторон законодатель может только одним путем: создав те односторонние гарантии, которые предоставляет потребителю ст. 426 ГК.

Заключение публичного договора регламентировано ст. 426 ГК РФ, в соответствии с которой публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)..

Коммерческие организации это разновидность юридических лиц, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Практическое значение выделения публичных договоров состоит в том, что к ним применяются правила, отличные от общих норм договорного права. К числу таких специальных правил, применяемых к публичным договорам, относятся следующие:

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (ч. 1 ст. 426 ГК РФ). Такой случай предусмотрен, например, ч. 1 п. 5 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» (инвалидам войны в качестве одной из мер социальной поддержки предоставляется внеочередная установка квартирного телефона).

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ч. 2 ст. 426 ГК РФ). Так, например, ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ предусматривает, что пассажир имеет право при проезде в поездах дальнего следования провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом.

Заключение публичного договора является обязательным для коммерческой организации, т.е. она может отказать в заключении договора только ввиду отсутствия технической возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы (ч. 3 ст. 426 ГК РФ). Если коммерческая организация необоснованно уклоняется от заключения публичного договора, применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ: контрагент коммерческой организации вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, при этом коммерческая организация должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. В случае предъявления иска о понуждении заключить публичный договор, согласно п. 55 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8, бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товар, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию. Так же потребитель вправе передать на рассмотрение суда разногласия по отдельным условиям публичного договора независимо от согласия на это коммерческой организации.

Федеральным законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ в п. 4 ст. 426 было внесено изменение, теперь в случаях, предусмотренных законом, не только Правительство Российской Федерации, но и уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Т.е. для данного вида договора императивные нормы вопреки общему правилу об установлении таких норм федеральными законами могут быть введены подзаконными актами.

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 ст. 426, ничтожны, т. е. считаются недействительными с момента заключения договора.

Если законом или соглашением сторон не предусмотрено иное, публичный договор заключается в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 445 ГК РФ: если коммерческой организации, направившей оферту (проект договора), в течение тридцати дней контрагентом будет направлен протокол разногласий к проекту договора, то она обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Таким образом, публичный договор характеризуется следующими признаками:

  • 1. обязательным участником публичного договора является коммерческая организация;
  • 2. предметом договора должно быть осуществление коммерческой организацией деятельности, указанной в п. 2 и п. 3 ст. 426 ГК РФ (продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг);
  • 3. данная деятельность должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.);
  • 4. условия договора (цена товара, работ, услуг и пр.) одинаковые для всех потребителей;

При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков договор не является публичным и рассматривается как свободный договор.

Публичный договор в гражданском праве.

Введение.

Современная практика экономической деятельности нуждается, как известно, в разнообразных правовых формах организации и регулирования хозяйственных связей. Договор применяется в этой плоскости давно и успешно, являясь юридическим инструментом обустройства хозяйственной жизни. Однако такая традиционность существования и оформления договорных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами не исключает введения новых, ранее не упоминавшихся в законодательстве правовых понятий и категорий. К такого рода новеллам следует отнести и категорию публичных договоров, в обобщенном виде попавшую в арсенал действующего законодательства с вступлением в силу части первой нового Гражданского кодекса Российской Федерации.

В Гражданском кодексе выделяется особый тип гражданско-правового договора, так называемый публичный договор.

Данный договор заключается между коммерческой организацией, которая по характеру своей деятельности должна осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, и массовым потребителем.

Данный институт ещё развивается. Задача законодателя совершенствовать области публичного регулирования в договорном праве так, чтобы позволить обеспечить государству баланс интересов между хозяйствующим субъектом и гражданином-потребителем.

1.Понятие публичного договора.

В соответствии со ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В ст. 426 содержится следующее определение публичного договора: "Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнении работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.)".

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ предоставление законом определённых преимуществ потребителю как экономически слабой и зависимой стороне преследует своей целью недопущение недобросовестной конкуренции и создание реальных гарантий в соответствии со ст.19 и 34 Конституции РФ соблюдения принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Ключевым признаком публичного договора является то, что деятельность, осуществляемая организацией, должна носить публичный характер. Для установления публичного характера деятельности коммерческой организации во всех случаях – как при заключении договоров, прямо названных в законе в качестве публичных, так и при заключении иных договоров – необходимо использовать критерий систематического осуществления деятельности, рассчитанной на неопределённый круг потребителей. Фактически такая деятельность в большинстве случаев опосредуется публичной офертой.

Критерии систематичности и неопределённости круга потребителей являются в отдельных случаях вторичными признаками, не всегда достаточными для установления публичного характера предпринимательской деятельности. Так как теоретически не исключена ситуация, когда публичный договор может быть заключен хозяйствующим субъектом одноразово, но это не означает, что к нему не применяются правила ст. 426 ГК РФ.

2.Субъекты публичного договора.

В качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых или осуществляемых коммерческой организацией.

Некоторые правоведы считают, что к списку сильных контрагентов публичного договора следует добавить индивидуальных предпринимателей. Обоснованность включения в данный перечень индивидуальных предпринимателей подтверждается статьей 23 ГК РФ, согласно которой к предпринимательской деятельности граждан по общему правилу применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций. Кроме того, в практике гражданского оборота сложилось, что от индивидуальных предпринимателей исходит большая часть непосредственно предлагаемых публике товаров, работ, услуг.

Также к числу субъектов публичного договора стоит отнести и некоммерческие организации. Согласно ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых она создана. Такие организации при определённых условиях активно занимаются предпринимательской деятельностью, например, розничной торговлей, оказанием услуг и т.д. Практика современного оборота показывает, что единственной специфической чертой предпринимательской деятельности некоммерческих организаций является её осуществление для целей создания такой организации. В остальном данная деятельность обладает общими признаками самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а потому в случае ее публичного характера должна обязывать к заключению договора с каждым, кто пожелает.

Другая сторона публичного договора именуется потребителем. Здесь неоднозначное толкование субъекта, а именно, с одной стороны согласно п.1 ст.426 ГК РФ публичный договор устанавливает обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, т.е. как физическое, так и юридическое лицо; как предприниматель, так и не являющийся предпринимателем. С другой стороны п.3 ст.426 ГК РФ предусматривает, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, что прямо свидетельствует о том, что другим субъектом публичного договора может быть только физическое лицо.

Далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается. Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п. 1 ст. 426 ГК. Действительно, все эти совершенно разнородные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.

3.Правовые последствия заключения публичного договора.

Из анализа текста ст. 426 ГК, а также иных норм материального и процессуального законодательства можно сделать вывод о наличии четырех видов последствий для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора. К их числу относятся следующие:

1) для такой коммерческой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий;

2) коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора потребителей. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, сегодня такого рода исключения имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим категориям потребителей);

3) условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

4) в отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.

В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора, такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

И наконец, еще одна особенность публичного договора, которая относится к специфике его правового регулирования, но также свидетельствует об ограничении действия принципа свободы договора в отношении данного договора. Согласно п. 4 ст. 426 ГК в случаях, предусмотренных законом, Правительству Российской Федерации предоставлено право издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.). Таким образом, законодатель априори исходит из того, что императивные правовые нормы, определяющие условия публичного договора, могут быть установлены не только федеральным законом, как это имеет место в большинстве случаев, но и постановлениями правительства.

Данное положение в полной мере учитывает специфику отношений, опосредуемых публичными договорами: как правило, это отношения определенных коммерческих организаций с массовым потребителем. Именно необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей требует оперативного и гибкого регулирования условий публичных договоров.

Примерами публичных договоров являются договор розничной купли-продажи (ст. 492), договор проката (ст. 626), договор бытового подряда (ст. 730), договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834), договор личного страхования (ст. 927).

Публичный договор в российском гражданском праве ">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Мищенко Екатерина Анатольевна. Публичный договор в российском гражданском праве: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03: Москва, 2004 174 c. РГБ ОД, 61:04-12/1367

Введение

ГЛАВА 1. Публичный договор в системе гражданско-правовых отношений 13

1. Публичные начала в гражданском праве 13

2. Общая характеристика публичного договора 31

ГЛАВА 2. Признаки публичного договора 53

1. Предмет и условия публичного договора 53

2. Субъектный состав публичного договора 64

3. Порядок заключения публичного договора 75

ГЛАВА 3. Особенности отдельных групп публичных договоров 87

1. Классификация публичных договоров 87

2. Договоры, направленные на передачу имущества в собственность 94

3. Договоры, направленные на передачу имущества во временное пользование 109

4. Договоры, направленные на выполнение работ и оказание услуг 116

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 155 174

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Коренные изменения, происходящие в жизни российского общества с начала 90-х годов XX столетия, обусловили формирование принципиально новых основ правового регулирования в сфере имущественных отношений. Особое значение имеет непосредственное закрепление в законодательстве свободы экономической деятельности, равенства участников гражданских правоотношений, обеспечение восстановления нарушенных прав и свобод, усиление их судебной защиты.

В то же время абсолютная свобода при отсутствии
сдерживающих правовых механизмов может породить злоупотребления
доминирующим положением на рынке, снизить уровень гарантий прав и
интересов субъектов гражданского права. Поэтому в целях

обеспечения равенства и справедливости в сфере гражданских правоотношений, повышения защищенности граждан, которые, заключая договоры с предпринимателями, объективно находятся в неравном положении с ними, в Гражданском кодексе Российской Федерации 1 установлены в отдельных случаях особые правила об обязанности заключать и исполнять договоры на определенных условиях, продиктованных государством.

Изложенные обстоятельства привели к формированию в
гражданском праве Российской Федерации самостоятельного института -
публичного договора, применение которого на практике породило
немало вопросов, вызванных, с одной стороны, недостаточной
теоретической разработанностью рассматриваемого правового

института, а с другой - несовершенством его правового регулирования.

Это подтверждается и анализом эмпирических данных, свидетельствующих о существенном увеличении в последнее время

количества гражданских дел, связанных с заключением, изменением, расторжением договоров, в том числе и публичных, рассматриваемых арбитражными судами Российской Федерации. В 2002г. количество таких споров по сравнению с 2001г. увеличилось на 13,8% 1 . Продолжает расти число предъявляемых в суды общей юрисдикции исков о защите прав потребителей. Если в 1998 г. их число составляло 27100, то в 2002 г. оно увеличилось до 49029, причем из них удовлетворено 85,2%, что свидетельствует о многочисленных нарушениях, допускаемых в данной области гражданских правоотношений.

В отечественной цивилистике проблема публичного договора
специальному монографическому исследованию до настоящего времени
не подвергалась. В связи с этим в настоящее время назрела
необходимость комплексного изучения данного договора с целью его
дальнейшего совершенствования и интеграции в рыночную экономику.
Ряд научных позиций требует критического осмысления в связи с
принятием новейшего законодательства и накопившейся судебной
практикой. Особого внимания заслуживают проблемы, касающиеся
понимания правовой природы публичного договора, его значения в
современном российском гражданском праве, выявления

характеризующих его признаков, особенностей порядка заключения и реализации отдельных видов договоров, относящихся к числу публичных.

Работа арбитражных судов Российской Федерации в 2002 году // Российская юстиция. 2003. № 4. С. 76 - 79.

2 Работа судов общей юрисдикции в 1999 году // Российская юстиция. 2000. № 7. С.58 - 59; № 8. С. 55 - 58. Данные за 2002 г., 6 месяцев 2003 г. предоставлены отделом обобщения судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.

Указанные обстоятельства предопределяют актуальность и научную значимость проведенного исследования.

Теоретическую основу исследования составили труды
современных цивилистов М.М.Агаркова, С.САлексеева,

М.И.Брагинского, В.В.Витрянского, О.С.Иоффе, О.Н.Садикова, Е.А. Суханова, P.O. Халфиной, В.Ф.Яковлева и других, в которых исследовались общие подходы и закономерности формирования и развития публично-правовых элементов в гражданском праве, а также работы известных юристов дореволюционного периода, например, Ю.С.Гамбарова, И.А.Покровского, Г.Ф.Шершеневича.

Некоторые аспекты публичного договора рассматривались учеными применительно к отдельным видам договоров: Т.Е.Абовой - в работах, посвященных договору перевозки, А.Ю.Кабалкиным - в работах о договоре проката и возмездного оказания услуг, Б.М.Сейнароевым - в работах о договоре энергоснабжения, в трудах других авторов.

Объектом исследования выступают закрепленные в

действующем российском законодательстве нормы, направленные на регулирование правоотношений, возникающих при заключении и исполнении публичных договоров; практика судов Российской Федерации по применению вышеуказанных норм. Предметом исследования служат также представления цивилистов о правовой природе публичных договоров и предлагаемые в науке подходы к решению спорных проблем в сфере защиты прав участников публичного договора.

Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть содержание публичного договора на основе системного анализа его правовой базы, а также правоприменительной практики; выявить пробелы и противоречия законодательства в этой сфере, сформулировать

Для достижения поставленной цели решались следующие общетеоретические и научно-практические задачи:

Провести анализ правовой природы публичного договора;

Определить основные категории, составляющие содержание
публичного договора;

раскрыть механизм действия публичного договора в системе гражданских правовых отношений;

выявить сферы правоотношений, где используется публичный договор;

Дать классификацию видов договоров, которые должны
заключаться в соответствии с требованиями ст. 426 ГК РФ;

Разработать взаимосвязанные предложения, направленные
на совершенствование законодательства о публичном договоре, а также
правоприменительной практики.

Методология и методика исследования. При подготовке
диссертации использовались доступные современной юридической
науке общенаучные и частно-научные методы познания -

диалектический, системно-структурный, логический, сравнительный, статистический, историко-правовой.

Исследование базируется на отражающих общие закономерности развития общества международно-правовых и конституционных доктринах прав и свобод человека и гражданина, на анализе норм различных отраслей права, имеющих отношение к теме, в первую очередь - гражданского.

В работе использованы решения Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения Пленума Верховного Суда

Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, материалы конкретных гражданских дел и результаты социологических исследований. Проанализированы научные труды и гражданское законодательство по данной теме на различных этапах развития российского общества и государства.

При подготовке диссертации использован опыт, накопленный автором в период работы в аппарате Останкинского межмуниципального народного суда и помощником судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Законодательная база исследования. Правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации, Модельный Гражданский кодекс Содружества Независимых Государств, Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательные и другие нормативные правовые акты, регулирующие имущественные правоотношения, законодательные акты ряда зарубежных государств.

Научная новизна и теоретическая значимость

исследования. Диссертация является первой монографической работой, в которой на базе изучения соответствующих процессов в гражданско-правовой сфере комплексно исследованы закономерности и тенденции развития, содержание и виды публичного договора в российском гражданском праве. На основе проведенного анализа законодательных положений, а также материалов судебной практики сформулировано понятие публичного договора, сделаны выводы о том, на какие виды соглашений может распространяться режим публичного договора, определен механизм заключения и исполнения таких договоров. С учетом современных экономических условий раскрыто соотношение прав и обязанностей субъектов публичного договора, предложена классификация групп публичных договоров, всесторонне рассмотрены

стержневые проблемы их реализации и высказаны предложения по решению таких проблем.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные положения, подлежащие защите:

1. Публичный договор следует рассматривать как
самостоятельный институт гражданского права. Он представляет собой
совокупность правовых норм, регулирующих договорные
правоотношения в тех сферах гражданского оборота, где, как правило,
существует экономическое неравенство сторон, требующее
установления дополнительных правовых гарантий для потребителей, под
которыми понимается неопределенный круг лиц, участвующих в
договоре.

2. Определение публичного договора, сформулированное исходя
из принципиально нового подхода к его субъектному составу. В качестве
стороны, обязанной заключать публичный договор, может, по мнению
автора, выступать не только коммерческая организация, как это
определено в п. 1 ст. 426 ГК РФ, но и любое другое юридическое или
физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность
на основании закона, иного правового акта, а также с учетом
учредительных документов и лицензий, предметом которой является
продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг в отношении
каждого к ним обратившегося потребителя (т.е. публичная
деятельность). В отличие от Закона Российской Федерации от
07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в котором под
потребителем понимается только гражданин, приобретающий или
использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных,
семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности, потребителем в публичном
договоре может быть и юридическое лицо или индивидуальный

предприниматель, независимо от целей приобретения товаров, работ, услуг.

3. На основе действующего законодательства разработан
комплекс гарантий прав потребителя как стороны публичного
договора: право требовать в судебном порядке
принудительного заключения договора, если обязанная сторона
уклоняется от вступления в договорные правоотношения; право
требовать в судебном порядке полного возмещения причиненных
потребителю убытков, а если потребителем является физическое лицо -
и возмещения морального вреда, вызванных необоснованным
уклонением от заключения публичного договора; право требовать
заключения договора на тех же условиях, которые применялись и к
другим контрагентами по аналогичным соглашениям; условия
публичного договора, не соответствующие пунктам 2 и 4 ст. 426 ГК
РФ, признаются ничтожными.

    Выявленные в результате сравнительного анализа различия между публичным договором и договором присоединения, которые касаются, в частности субъектного состава этих соглашений, порядка утверждения типизированных форм отдельных видов данных договоров, разрешения преддоговорных споров и т.п., позволили сделать вывод о том, что их отождествление не имеет под собой достаточных оснований. Публичный договор и договор присоединения являются самостоятельными институтами гражданского права и могут применяться в правоотношениях как отдельно, так и в совокупности, дополняя друг друга.

    Предложена классификация видов публичного договора по признаку направленности: направленные на передачу имущества в собственность (розничная купля-продажа, энергоснабжение); на передачу имущества в пользование (прокат, аренда автомобилей с

участием специализированной прокатной организации); на выполнение работ или оказание услуг (бытовой подряд, строительный подряд для удовлетворения бытовых нужд, медицинское обслуживание, гостиничное обслуживание, услуги связи, банковские договоры, заключаемые гражданами, перевозка транспортом общего пользования, отдельные виды хранения, отдельные виды страхования и т.п.).

6. Предложение о необходимости разработки Правительством
Российской Федерации типовых договоров банковского вклада, проката,
бытового подряда, личного страхования и обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Реализация этого предложения позволит не только унифицировать
основания, условия и порядок заключения публичных договоров с
учетом специфики отдельных их видов, но и существенно повысить
гарантии прав потребителей.

7. Предложения, направленные на совершенствование
гражданского законодательства, в соответствии с которыми необходимо:

В целях усиления гарантий прав потребителей дополнить ст. 426
ГК РФ пунктом следующего содержания: «В случае заключения
публичного договора путем присоединения к формуляру или иной
стандартной форме, разработанной стороной, потребитель имеет право
требовать внесения изменений в предлагаемый формуляр до
подписания соглашения, если установленные в нем условия
противоречат положениям ст. 426 ГК РФ или не соответствуют обычно
устанавливаемым правам и обязанностям по таким видам договорных
обязательств»;

Поскольку договоры энергоснабжения, снабжения тепловой
энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами
через присоединенную сеть, строительного подряда, заключаемого для
удовлетворения бытовых или других потребностей гражданина,

11 кредитный договор, заключаемый гражданином, отдельные виды договора хранения, заключаемые гражданином, отвечают признакам публичного договора, дополнить статьи 539, 548, 740, 819, 921, 922, 924 ГК РФ указанием на то, что данные договоры являются публичными.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. В соответствии с поставленными целями и задачами сформулированные выводы и положения могут способствовать совершенствованию научных представлений о понятии, порядке заключения публичных договоров, а также быть использованы при разработке и реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности защиты прав потребителей, усиление гарантий прав и свобод граждан в сфере гражданского оборота в целом.

Выводы, предложения и рекомендации, изложенные в диссертации, могли бы быть применены в правотворческой работе при дальнейшей разработке новелл гражданского законодательства и подзаконных актов, а также в судебной практике в интересах повышения ее эффективности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации были доложены автором и обсуждены на общероссийских конференциях «Правовая реформа в России: итоги и перспективы» и «Юридическая наука и практика России: итоги и перспективы развития», прошедших в Москве 18 - 19 декабря 2001г. и 19-20 декабря 2002 г. (МГУ им. М.В.Ломоносова), в выступлениях перед сотрудниками юридических подразделений государственных и коммерческих организаций в Высшей школе экономики (2001,2002, 2003гг.).

Материалы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс кафедры «Государственного и гражданского права» юридического факультета Московского психолого-социального

института, в частности при подготовке учебно-методического материала по курсу «Международное частное право».

Результаты диссертационного исследования использовались при
проведении Министерством юстиции Российской Федерации правовой
экспертизы и подготовке проектов федеральных законов,

предусматривающих внесение изменений и дополнений в п. 1 ст. 426 ГК РФ об уточнении субъектного состава публичного договора, в ст. 819, 921, 922, 924 ГК РФ о необходимости отнесения договоров, регулируемых данными статьями, к числу публичных и в ст. 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в части установления запрета на снижение банком в одностороннем порядке процентной ставки по срочным вкладам граждан.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, списка использованной литературы и приложения.

Деление материала на три основные части предопределено целью проведенного исследования - комплексным изучением публичного договора как нового института российского гражданского права, а также системным анализом норм ГК, федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих публичный договор. Исходя из этого, в первой главе объясняется необходимость и закономерность существования публичного договора в гражданском праве России, дается его общая характеристика. Далее с учетом положений изложенных в предшествующей главе, раскрываются признаки, которые позволяют квалифицировать тот или иной гражданско-правовой договор в качестве публичного. В завершающей главе проводится классификация публичных договоров и рассматриваются наиболее существенные особенности каждой из групп публичных договоров.

Публичные начала в гражданском праве

Проблема публичных начал в гражданском праве имеет не только сугубо юридическое, но и философское, мировоззренческое значение, поскольку связана с такими категориями как справедливость, уважение личности, гарантии прав и свобод человека и гражданина, с глубинным пониманием сущности правоотношений между государством в лице его властных органов и отдельными гражданами. Осмысление роли публичных начал имеет важное значение для построения концепций отдельных отраслей права, моделирования общих подходов к созданию и совершенствованию нормативных, политических и социокультурных основ жизнедеятельности личности, общества и государства.

Термин "публичный" в переводе с латинского «publicus» означает "народный", "общественный", "государственный"1 и в современном понимании имеет два основных значения: 1) прилюдный, совершающийся в присутствии публики, людей, открытый, гласный; 2) общественный, находящийся в распоряжении общества, устроенный для общества, государственный интерес.

В соответствии с принципом публичности граждане, должностные лица и органы государственной власти обязаны действовать в соответствии с императивными нормами, устанавливающими обязательные правила поведения участников правоотношений.

Слово «частный», в свою очередь, толкуется как отдельная часть, подробность, деталь чего-либо целого, общего, принадлежащего отдельному лицу, а не обществу и не государству, относящаяся к личному, индивидуальному владению, деятельности, хозяйству и вытекающим отсюда отношениям. Основополагающие начала в праве, базирующиеся на приоритете частного интереса над публичным, ставящие на первое место в иерархии ценностей, охраняемых законом, частный интерес, принято называть также диспозитивными.

Диспозитивность в переводе с позднелатинского "dispositivus" означает распоряжающийся, допускающий выбор2 и представляет собой правовую категорию, связанную с частным интересом, который реализуется, в том числе через право гражданина по своему усмотрению выбирать форму правового поведения, средства и методы защиты частного интереса3.

В гражданском праве под диспозитивностью понимается закрепленное в законе основополагающее начало, аккумулирующее положения о свободе поведения участников правоотношений и возможности им по собственному усмотрению распоряжаться своим материальным или процессуальным правом. Личный интерес в иерархии ценностей рассматривается как приоритетный. Нормы, содержащие такие положения, называются диспозитивними.

Вместе с тем гражданское законодательство, помимо диспозитивных, содержит и императивные нормы, связанные с защитой основ конституционного строя, обеспечением обороны страны и безопасности личности, общества и государства, недопущением злоупотреблений и экспансии со стороны предпринимателей, развития монополизации и других негативных явлений, препятствующих эффективной защите прав и законных интересов участников гражданского оборота.

Необходимость существования императивных предписаний в национальном гражданском законодательстве вытекает из международно-правовых норм, других нормативных правовых актов1, которые получили развитие в Гражданском кодексе Российской Федерации (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 10, 426, 445, ч. 1 ст. 1193), Законе Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»2, Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»3. Так, ограничивая свободу частной собственности в публичных интересах, ст. 235 ГК РФ предусматривает принудительное изъятие имущества у собственника путем реквизиции, конфискации либо национализации. Использование лицами гражданских прав по своему усмотрению может быть также ограничено в случаях, если субъекты гражданских отношений допускают действия, причиняющие вред другому лицу или ограничивают конкуренцию, а также злоупотребляют правом, в том числе доминирующим положением на рынке (ст. 10 ГК РФ). Кодекс запрещает реализовывать гражданские права с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ПС РФ). Сделка, совершенная с указанной целью, признается ничтожной и влечет за собой гражданско-правовую ответственность.

Достаточно жесткий набор требований предъявляется к порядку регистрации юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц. Эти требования касаются, например, организационно-правовой формы, формирования уставного капитала, наличия лицензии на осуществление соответствующих видов предпринимательской деятельности и т.д.

Предмет и условия публичного договора

Круг других существенных условий определяется особенностями конкретного вида публичного договора. Например, для договора розничной купли-продажи существенным является условие о наименовании и количестве покупаемых товаров; для энергоснабжения - о режиме потребления энергии, обеспечении абонентом безопасности эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии; для договора бытового подряда - условие о цене и сроке исполнения работ и т.п. Отсутствие одного из существенных условий договора влечет за собой признание его незаключенным.

Важным условием публичного договора в соответствии со ст. 426 ГК РФ является признание деятельности коммерческой организации (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность), публичной, т.е. деятельностью, связанной с выполнением соответствующим лицом обязанностей по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг в отношении каждого, кто к нему обратится. Данный признак является одним из ключевых, основополагающих признаков публичного договора. Вместе с тем закон не содержит разъяснения, какой характер деятельности свидетельствует об обязанности заключать договоры с каждым обратившимся, а учеными по этому вопросу высказывались диаметрально противоположные точки зрения.

Так, С. Денисов считает, что обязанность коммерческой организации заключать договор в отношении каждого обратившегося вытекает из закона и учредительных документов коммерческой организации1. К.Тотьев, напротив, подчеркивает, что «ст. 426 ГК РФ связывает реализацию норм о публичных договорах с характером деятельности субъекта, а не с формальными ограничениями в учредительных документах».

Определенные попытки установить критерии для руководства при определении обязанности заключать публичные договоры, исходя из характера деятельности организации, были предприняты в нормах, посвященных отдельным видам договоров. Так, на основании статьи 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Ст. 908 ГК признает товарный склад складом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой коммерческой организации разрешения (лицензии) вытекает обязанность принимать товары на хранение от любого товаровладельца.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что обязанность юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, заключать публичные договоры может вытекать из ГК РФ, законов и иных правовых актов, регулирующих конкретный вид деятельности, и с учетом учредительных документов и выданных лицензий.

Если из анализа вышеупомянутых документов следует, что характер деятельности лица, занимающегося предпринимательством, обязывает его соблюдать требования ст.426 ГК РФ, то это еще не означает распространение на все заключаемые такими лицами договоры режима публичных договоров.

Классификация публичных договоров

Необходимо отметить, что принятая в гражданском праве система построения норм «от общего к частному», суть которой заключается в том, что ко всем договорным правоотношениям применяются те нормы общей части, на которые не влияет договорная специфика, не получила должного воплощения в ПС РФ применительно к публичному договору. Законодателем не выработан единообразный подход для применения нормы о публичном договоре. Статья 426 ГК РФ дает примерный перечень видов экономической деятельности, на которые распространяется установленный ею режим. Однако во второй части Кодекса отсылка к упомянутой статье дается не во всех статьях, регулирующих договоры, относящиеся к числу публичных (например, ст. 539 ГК РФ о договоре энергоснабжения не упоминает о том, что данный договор отнесен к категории публичных).

Решение проблемы видится в том, чтобы указать непосредственно в нормах второй части Кодекса, какие из названных в Кодексе договоров являются публичными. В то же время, учитывая, что в соответствии со ст. 8 и п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иным правовым актом, предлагаемый законодателем в части первой ГК РФ перечень публичных договоров должен быть открытым. Для отнесения того или иного соглашения к публичному необходимо использовать признаки, закрепленные в ст. 426 ГК РФ.

Проанализировав договоры, регулируемые нормами второй части Кодекса, через призму признаков публичного договора, диссертант пришел к выводу, что некоторые виды договоров, не названные в соответствующих статьях второй части Кодекса публичными, должны рассматриваться в качестве таковых. К ним относятся следующие виды договоров: аренда автомобиля, заключаемого специализированной прокатной организацией;

Кредитный договор, для удовлетворения бытовых и иных личных потребностей гражданина (ст. 819);

Хранение ценностей, принадлежащих гражданину, в банке (ст. 921);

Хранение ценностей в банковском сейфе (ст. 922);

Хранение в гардеробах организаций (с. 924).

При построении классификационных систем публичных договоров целесообразно использовать как общие подходы, которые предлагались учеными для классификации всех видов договоров, так и специфические, присущие только публичным договорам.

Многие ученые-юристы исходят из того, что признак направленности обязательства является стержневым для построения системы договоров. Однако ему дается разное толкование. Так, М.В.Гордон в качестве основного классификационного критерия выдвигал цель договора, под которой понимал те последствия, к которым стремятся его участники1. О.С. Иоффе, взяв за основу экономические и соответствующие им юридические признаки, выделил девять групп договоров: 1) по возмездной реализации имущества; 2) по возмездной передаче имущества в пользование; 3) по безвозмездной передаче имущества в собственность или в пользование; 4) по производству работ; 5) по оказанию услуг; 6) по перевозкам; 7) по кредиту и расчетам; 8) по совместной деятельности; 9) по страхованию. О.А.Красавчиков полагает, «что все отдельные виды обязательств должны быть разграничены между собой по признаку их направленности. В результате такого деления мы получим четыре больших группы обязательств: обязательства, направленные на передачу имущества; обязательства, направленные на оказание услуг; обязательства, направленные на выполнение работ; обязательства, направленные на передачу денег»1. В зависимости от «результата» М.И.Брагинский и В.В.Витрянский выделили четыре группы договоров: направленные на передачу имущества, на выполнение работ, на оказание услуг и на учреждение различных образований.

Существует также классификация, в основу которой положен принцип «матрешки» (каждый последующий вид договора отражает особенности предшествующих). Ю.В.Романец критериями формирования системы гражданских договоров называет значимые для права признаки общественных отношений. По его мнению, в качестве системного признака должен рассматриваться любой признак, если он влияет на правовое регулирование, при этом не имеет значения, какую черту обязательства он характеризует. Вместе с тем он отмечает, что может быть множество классификаций, каждая из которых проводится по единому основанию. Так, договоры могут классифицироваться по признаку направленности, по способу передачи товара, по субъектному признаку. В качестве системного признака также выделяется предмет договора и возмездность (безвозмездность) договора.

Согласно статье 426 ГК РФ одной из сторон публичного договора является коммерческая организация, которая по характеру своей деятельности должна осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг в отношении каждого, кто к ней обратится. В литературе данное положение характеризуется как необоснованно узкий подход к определению перечня субъектов, обязанных заключать публичный договор (Аминов В., Шкарин А. Единое или делимое? Договор присоединения и публичный договор // Бизнес-адвокат. 1997. №20), и отмечается, что вопрос о субъектном составе данного договора нуждается в совершенствовании (Дедиков С. Публичный договор // Хозяйство и право. 1997. №11. с. 117).

Учитывая направленность норм о публичном договоре на защиту слабой стороны, можно прийти к выводу: возложение законодательством обязанности заключать публичный договор должно зависеть не от организационно-правовой формы, а от характера деятельности экономически сильного контрагента. Предполагается, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в определенной области народного хозяйства, обладает большими знаниями, большим опытом и большими профессиональными возможностями, нежели обращающийся к нему за товарами, работами и услугами потребитель. Именно в такой ситуации, как указывает Конституционный Суд РФ, законодатель не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне (Определение Конституционного Суда РФ от 2 февраля 2006 г. №17-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Вологодской области о проверке конституционности отдельных положений статей 40, 98, 99 и 102 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. №3).

Включение в данный перечень индивидуальных предпринимателей обосновывается статьей 23 ГК РФ, согласно которой к предпринимательской деятельности граждан по общему правилу применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций. Дополнительным аргументом может выступить сложившаяся практика гражданского оборота, в котором именно от индивидуальных предпринимателей исходит большая часть непосредственно предлагаемых публике товаров, работ, услуг.

Обоснованность включения в данный перечень некоммерческих организаций подтверждается статьей 24 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых она создана. Практика современного оборота показывает, что единственной специфической чертой предпринимательской деятельности некоммерческих организаций является ее осуществление для целей создания такой организации. В остальном данная деятельность обладает общими признаками самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а потому в случае ее публичного характера должна обязывать к заключению договора с каждым, кто пожелает.

В отношении организаций, которые в силу их особой природы нецелесообразно подчинять ограничениям договорной свободы, уместно установить исключения (например, ст. 18 Закона РФ «Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусматривает право самостоятельного выбора потребителей выпускаемой продукции в случае осуществления ими собственной производственной деятельности).

Из всего выше перечисленного следует: чтобы обеспечить должную защиту слабой стороны гражданско-правового договора, а также не допустить использования субъектами гражданского оборота внешнего признака организационно-правовой формы для уклонения от обязанности заключать публичные договоры, целесообразно указать в статье 426 ГК РФ формулировку «договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность». При этом для определения перечня обязанных лиц основной акцент необходимо сделать на характере осуществляемой ими деятельности.

Другая сторона публичного договора традиционно именуется потребителем. Правила статьи 426 ГК РФ по данному вопросу не являются определенными. П. 1 ст. 426 указывает, что публичный договор устанавливает обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. П. 2 ст. 426 предусматривает, что цена товаров, работ и услуг, также иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Отсюда возникают два различных субъекта: каждый, кто обратится (т.е. физическое, и юридическое лицо, предприниматель и не являющийся предпринимателем) и потребитель. Более того, понятие потребитель в законодательстве также толкуется различно. Наиболее признанное определение следует из Закона «О защите прав потребителей»: гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Отсюда следует, что потребителем может выступать только физическое лицо. В то же время п. 2 ст. 497 ГК РФ определяет дистанционный способ заключения договора розничной купли-продажи как осуществляемый способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. При этом п. 3 ст. 497 ГК РФ указывает, что если место передачи товара таким договором не определено, он считается исполненным с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица. Таким образом, потребителем в таком договоре может быть и физическое, и юридическое лицо. Данные разночтения приводят к неопределенности определения субъектного состава публичного договора.

Сделаем акцент на цели исследуемого института, а именно на защите слабой стороны гражданско-правового договора. Категория «слабая сторона договора» предполагает неравенство в социальном и имущественном положении, а также экономическую зависимость одного субъекта от другого. Любое лицо (физическое или юридическое), обращающееся в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, к предпринимателю, систематически осуществляющему продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, обладает значительно меньшими опытом, квалификацией и профессиональными навыками, а потому нуждается в компенсации своего «слабого» положения.

Следовательно, в публичном договоре формулировка «каждого, кто обратится в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью» более отвечает целям данного института. Такая формулировка будет охватывать собой любых субъектов (и физических, и юридических лиц) во всех случаях, когда, вступая в гражданские правоотношения, они могли бы испытывать на себе неблагоприятные последствия своей экономической, профессиональной и т.п. «слабости». В целях устранения двусмысленности термин «потребитель» не следует использовать в статье 426.

Таким образом, режим статьи 426 ГК РФ целесообразно распространять на правоотношения, в которых с одной стороны выступает лицо, систематически занимающееся предпринимательской деятельностью, а с другой - лицо, обращающееся в непредпринимательских целях, так как именно в таких случаях имеет место экономическое, профессиональное и т.п. неравенство, требующее компенсации законодательными мерами.

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Публичные договоры

С точки зрения порядка заключения и формирования содержания особыми разновидностями договоров являются и до­говор присоединения. Правила об этих договорах, по сути, представляют собой ограничения принципа договорной свободы и даже известные отступления от начал юридического равенства субъектов частного , установленные с целью защиты интересов более слабой стороны .

Публичным признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Т.е. публичный договор заключается лицом, обязанным по характеру деятельности продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится .

При этом лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. (п. 1 ст. 426 ГК).

Следовательно, речь идет о договоре, в котором в качестве услугодателя выступает профессиональный предприниматель, занимающий­ся такими видами деятельности, которые должны им осуществляться в отношении любых обратившихся к нему лиц . В соответствии с этим к числу публичных относятся договоры:

  • розничной куп­ли-продажи;
  • энергоснабжения;
  • проката и бытового подряда;
  • банков­ского и др.

Предприниматель (услугодатель) как сторона публичного догово­ра:

  1. обязан заключить его с любым обратившимся к нему для этого лицом и не вправе оказывать кому-либо предпочтение (ес­ли только иное не предусмотрено законом или иными правовыми ак­тами, например, для ветеранов войн, инвалидов или других категорий граждан); однако сам предприниматель (услугодатель) не вправе по­нуждать потребителя (потребителей) заключать соответствующий до­говор;
  2. цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории ; иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Исключение

Сам по себе способ заключения договора путем предварительного формулирования его условий в определенной стандартной форме мо­жет оказаться весьма полезным, упрощая и облегчая процедуру оформ­ления договора. Такие ситуации встречаются, например,

  • в массовых договорах в сфере бытового обслуживания населения,
  • в отношениях различных клиентов с банками, страховыми и транспортными орга­низациями, традиционно использующими типовые бланки договор­ной документации (заявления об открытии банковского счета, стра­ховые полисы, товаротранспортные накладные и т.п.).

От них следует отличать ситуации, когда предложение одной из сто­рон использовать заранее растиражированный образец текста догово­ра отнюдь не исключает согласование и переформулирование изло­женных в нем условий. Они встречаются, в частности, в предприни­мательском обороте, где, например, изготовитель продукции может предложить оптовому покупателю согласовать условия договора по­ставки отдельной партии товара, многие из которых уже зафиксиро­ваны им в стандартном бланке (образце договора). Такой договор не является договором присоединения, ибо вполне допускает предвари­тельное изменение любых предложенных одной из сторон условий.

Поэтому не всякое предложение контрагента подписать стандарт­ный бланк договора следует рассматривать в качестве предложения за­ключить договор присоединения - речь идет о формальной невозмож­ности изменения условий договора присоединяющейся стороной, что и вынуждает ее присоединиться к договору только в целом, без каких бы то ни было видоизменений его отдельных условий (пунктов).

Сторона, подписавшая предложенный ей контрагентом договор при­соединения, вправе требовать его изменения или расторжения по особым основаниям , не допускаемым в отношении иных, обычных договорных обязательств. Такие основания не являются следствием незаконности ус­ловий договора - они становятся следствием появления у стороны, раз­рабатывавшей договор, односторонних льгот и преимуществ либо наличия чрезмерно обременительных для присоединившейся стороны условий. Тем самым дополнительные возможности изменения или расторжения такого договора лишают одну из сторон возможности злоупотребить принци­пом договорной свободы, а для другой как бы восполняют отсутствие этой свободы в отношении формирования условий договора.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: